Форма проведения семинара

Развернутая беседа

1. развернутая беседа.

Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение вопросов наибольшее число студентов, разумеется, при использовании всех средств их активизации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелой концентрации внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременном акцентировании внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы и т.д. Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям.

2. обсуждение докладов и рефератов.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 2—3 докладов продолжительностью в 12—15 минут (при двухчасовом семинаре). Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих студентов назначаются содокладчики и оппоненты. Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание. Слабая сторона такой методики в том, что зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к семинару никто всерьез не готовится. Да и сами выступающие изучают лишь один вопрос. Вместе с тем, такие занятия вызывают определенный интерес у студентов, внося, так сказать, элемент «академичности» в обыденную семинарскую работу. Очень важно приучить студентов к тому, чтобы каждый из них был готов выступить в качестве содокладчика или оппонента. Рассматривая развернутую беседу и систему докладов как относительно самостоятельные формы семинарских занятий, следует отметить и большое сходство между ними. Развернутое выступление в беседе, содержащее весомый теоретический материал, момент самостоятельного поиска, фактически превращается в доклад. И этого нужно постоянно и систематически добиваться ради неуклонного повышения уровня семинарских занятий. Тематика докладов возможна самая разнообразная: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы, особенно в профессиональной сфере участников семинара. Предполагается индивидуальная работа с докладчиками, в то время как при семинарах типа развернутой беседы консультируется группа в целом. Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо проблеме, анализу данного вопроса, проведенных студентом под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Реферат зачитывается на семинаре автором, а может быть и предварительно прочитан студентами. Использовать можно оба варианта, поскольку каждый из них имеет свои достоинства. Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две—четыре недели и более. Реферативные доклады целесообразнее ставить на заключительном семинаре по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее .

3. Семинар – пресс-конференция, чем-то схожа с семинаром заслушивания докладов.

По всем пунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному или нескольким) подготовить краткие доклады. На следующем занятии после краткого вступления он предоставляет слово докладчику по первому вопросу (если доклады поручались ряду студентов, преподаватель предоставляет слово одному из них по своему выбору). Затем каждый студент обязан задать ему один вопрос по теме доклада. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара. Как известно, способность поставить вопрос предполагает известную подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и квалифицированнее задается вопрос. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потом любой студент, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них. Особенно активны в этих случаях бывают дублеры докладчика, если таковые назначались. Как правило, по обсуждаемому вопросу развертывается активная дискуссия. По ее окончании преподаватель предоставляет слово для доклада по второму пункту и т. д. Свое заключение преподаватель делает либо по каждому обсуждаемому вопросу, либо в конце семинара.

При реферативно-докладной форме семинара первыми получают слово ранее намеченные докладчики, а при развернутой беседе — желающие выступить. Принцип добровольности выступления сочетается с вызовом студентов. Остальным желающим выступить по основному вопросу, чтобы не погасить у них интереса к семинару, можно посоветовать быть готовыми для анализа выступлений товарищей по группе, для дополнений и замечаний.

Работа осуществляется под непосредственным руководством учителя на основе тщательно разработанных им программ, которые по своему содержанию носят дифференцированный характер. В опыте, например, учителя химии Н.П. Гузика практикуются три такие программы — программа «А», «В» и «С». Все эти программы разной сложности и отличаются тем, что обеспечивают, с одной стороны, определенный уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками от репродуктивного до творческого, а с другой — предоставляют учащимся определенную степень самостоятельности в учении, начиная от постоянной помощи со стороны учителя — работа по образцу, инструкции и т.д., до предоставления им полной самостоятельности. Между программами существует полная преемственность .

На семинаре и послесеминарском этапе «включается» психологический фактор мотивация готовности к обучению.

Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры. Этому во многом помогают создающиеся спонтанно или создаваемые преподавателем и отдельными студентами в ходе семинара проблемные ситуации. Известно, что проблемная ситуация – это интеллектуально-эмоциональное переживание, возникающее при противоречивости суждений и побуждающее искать ответ на возникший вопрос, искать разрешение противоречия. Заставляйте студентов действовать; усложненные задания необходимо давать сильным студентам, а доступные – слабым., т.е., применять уровневое обучение (репродуктивный, конструктивный и творческий уровни). Нахождение ответа в ходе дискуссии, решение проблемы становится собственным «открытием» студента. Естественно, что результатом этого открытия является и более глубокое, прочно запоминающееся знание. В обучении делается очередной, пусть небольшой, но важный и твердый шаг вперед. Главное не забывать, что серьезные задачи порождают серьезное отношение к ним.

Нахождение самостоятельного выхода из проблемной ситуации дает хороший не только образовательный, но и воспитательный эффект.

Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате разрешения проблемных ситуаций, обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, профессиональных ценностей, осознанию связи с будущей профессией .

Глава 2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия

Информация о работе «Организация и проведение семинарского занятия в высшей школе.» Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 78081
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

13692 0 0

… в процессе беседы. 4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений). На наш взгляд, следует выделять два основных подхода к организации и проведению семинарских занятий. Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, затем прорабатывается …

32262 0 0

… – специалисты высшей квалификации. Для высшей школы необходима своя, специфическая теория обучения. Начальным отправным положением построения теории обучения высшей школы, несомненно, должно быть то, что накоплено общей теорией обучения, проверено жизненной практикой и определено как педагогически необходимое и рациональное. Построение теории обучения невозможно без рассмотрения некоторых общих …

64283 0 0

… проведения семинара; · Отношения «преподаватель — студенты»; · Управление группой. Практические занятия. Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы …

63239 0 0

… пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе В данной главе рассматривается практический пример организации научно-исследовательской работы в высшей школе. Все составляющие звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его …

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

⇐ ПредыдущаяСтр 58 из 68

Семинарские занятия получили свое название от латинского сло-
ва «зегшпапит», что означает рассадник, или рассаживание слуша-
телей и проведение беседы (диспута) на заданную тему. Семинары
(беседы, диспуты) появились в античном мире и представляли собой
основную форму обучения. Их суть заключалась в сообщениях уча-
щихся с комментариями и заключениями педагогов.

В современной высшей школе семинар, наряду с лекцией, стал
одной из основных форм практического усвоения знаний как по гу-
манитарно-общественным, так и по естественным дисциплинам. Он
предназначен для углубленного изучения предмета при активном
использовании творческих способностей самого студента. Цели и зада-
чи семинарских занятий весьма разнообразны. Они стимулируют:

• развитие навыков профессиональной речи;

• развитие самостоятельного мышления;

• умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения;

• изучение и анализ первоисточников;

• изучение дополнительной по изучаемой теме литературы;

• критическое отношение к своему выступлению и выступлению
своих сокурсников;

• умение сопоставлять данные разных источников и обобщать их;

• умение связывать теоретические положения с практическими
ситуациями;

• выработку твердых профессиональных убеждений.

Семинар лишь тогда выполняет свои познавательные и воспита-
тельные функции, когда на нем происходит живое, заинтересованное
обсуждение, доходящее подчас до острых, горячих споров по вопро-
сам, сформулированным в плане семинара. А это возможно лишь
при условии, что все студенты или по крайней мере большинство из
них серьезно изучили рекомендованную литературу, что они ясно
видят теоретическую и практическую значимость обсуждаемых на
семинаре вопросов. Для поддержания творческого накала студенче-
ской мысли важно также, чтобы семинары велись не по сложивше-
муся трафарету, а в том или ином отношении отличались друг от
друга. Возможности для этого весьма широки.

В практике преподавания общественных наук в вузах сложилось
примерно 15 более или менее разнящихся между собой форм семи-
нарских занятий,к ним относятся:

• вопросно-ответная система;

• развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам
плана семинарского занятия;

• устные доклады студентов с последующим их обсуждением;

• обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных от-
дельными студентами;

• теоретическая конференция в группе или на потоке;

• семинар-диспут; V

• семинар пресс-конференция;

• комментированное чтение первоисточников;

• решение задач и упражнений;

• работа с так называемыми обучающими и экзаменующими ма-
шинами;

• семинар по материалам социологических исследований, прове-
денных студентами под руководством преподавателя;

• семинар на производстве;

• семинар-экскурсия в музеи или по памятным местам;

• контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам, темам
с последующим обсуждением;

• семинар-коллоквиум.

Каждая из указанных форм имеет как свои преимущества, так и
свои недостатки.

Охарактеризуем коротко каждую из названных форм. Вопросно-
ответная система сводится к беседе преподавателя последовательно
то с одним, то с другим студентом. В этом случае вопросы задаются
не всей группе, а одному студенту, с которым ведется беседа. В слу-
чае допущения студентом неточностей или узости ответа преподава-
тель сам исправляет и дополняет его. В результате основная масса
студентов остается пассивной и нередко занимается посторонними
делами либо лихорадочным перелистыванием своего конспекта,
учебника в ожидании своей очереди диалога с преподавателем.

Наиболее распространенной формой проведения семинарских за-
нятий является развернутая беседа. Данная форма предполагает под-
готовку всех студентов по вопросам семинара, их выступления и
заключение преподавателя по отдельным вопросам семинара и се-
минару в целом. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение
поставленных вопросов максимум студентов, активизировать их
внимание, использовать основные и дополнительные средства.

Форма семинара в виде развернутой беседы не исключает воз-
можности заслушивания сообщений отдельных студентов, полу-
чивших от преподавателя предварительное задание по тем или иным
вопросам темы. Но во всех этих случаях подобные сообщения вы-
ступают не в качестве основы для обсуждения, а только дополнени-
ем к обсуждению стоящих в плане вопросов.

Иначе обстоит дело в следующей форме семинаров — в системе
докладов. Здесь доклады студентов и их обсуждение составляют ос-
нову всего семинара. Система докладов включает в себя большое
разнообразие вариантов. Иногда преподаватель сам или по желанию
студентов назначает докладчиков, а также и содокладчиков, оппо-
нентов. Иногда преподаватель назначает, напротив, только оппонен-
тов по каждому вопросу плана или по некоторым из них. При обсу-
ждении оппонент выступает с разбором выступлений студентов, от-
мечает неверные положения и неточности, дополняет материал, под-
водит итоги состоявшейся дискуссии. Для того чтобы справиться с
этой задачей, он обязан особенно тщательно готовиться по соответ-
ствующему вопросу темы. Как видим, суть дела заключается в том,
чтобы поручить отдельным студентам время от времени руководить
обсуждением того или иного вопроса на семинаре и подводить итоги,
Делать выводы о его плюсах и минусах. Это позволяет особенно эффек-
тивно формировать у студентов навыки педагогической работы.

Рассматривая развернутую беседу и систему докладов как отно-
сительно самостоятельные формы проведения семинаров, следует
подчеркнуть, что они имеют много общего. И тут и там — главное в

творческом обсуждении соответствующих вопросов. Правда, в пер-
вом случае группа готовится полностью, а во втором — инициатива
отдается докладчикам. Опыт показывает, что при докладной системе
с большим трудом удается обеспечить подготовку всей группы по
тем вопросам, которые распределены в качестве доклада. Отсюда
вытекают два методических вывода: 1) используя преимущества ка-
ждой из форм, обращать особое внимание на преодоление присущих
им слабых сторон; 2) чередовать на занятиях ту или другую формы,
не допуская увлечения одной из них.

Следующей формой проведения семинарских занятий является
обсуждение рефератов. От обычных докладов реферат отличается
большей самостоятельностью, углублением элементов собственного
исследования, творческого поиска, научности. Хорошо, если рефе-
рат был предварительно прочитан перед семинаром остальными
студентами, но технически это обеспечить затруднительно. Поэтому
зачастую автор воспроизводит свой реферат в качестве устного со-
общения.

Реферативный метод способствует формированию у студентов
навыков исследовательской работы, активизирует семинарские заня-
тия по социологии, позволяет связывать изучение этой дисциплины
с профилирующими науками и с производством, что обеспечивается
выбором соответствующей тематики рефератов.

Семинар в виде теоретической конференции является формой,
весьма близкой к семинарам, на которых обсуждаются доклады и
рефераты. Отличие ее заключается, с одной стороны, в более тща-
тельной подготовке, а с другой стороны, в том, что проводится она
нередко не с одной группой, а с несколькими или даже с целым по-
током. Тема конференции берется не обязательно из общего плана
семинаров. Чаще она ставится как таковая после изучения большой
темы или же после изучения всего курса данной дисциплины.

Семинар-диспут как одна из форм занятий, проводимых в группе
или на курсе, рекомендуется многими преподавателями. Содержани-
ем вопросов, выносимых на обсуждение такого семинара, могут
быть проблемы, по которым проходила или проходит дискуссия в
нашей научной литературе. При этом одному докладчику поручается
изложить одну из существующих точек зрения, а другому — иную.
Очень важно организовать диспут так, чтобы студенты могли пред-
ставить себе как сильные, так и слабые стороны спорящих сторон. В
случае, если в науке итоги дискуссии уже подведены и одна из точек
зрения стала общепринятой, преподаватель должен, позаботиться,
чтобы и на семинаре она оказалась зафиксированной.

Семинар в виде пресс-конференции заключается в том, что пре-
подаватель поручает нескольким студентам подготовку докладов по
190

каждому пункту плана семинара. На очередном занятии после крат-
кого вступления руководитель семинара представляет по своему вы-
бору слово для доклада одному из готовившихся студентов. Доклад
длится 10-12 мин. Затем студенты должны задать докладчику свои
вопросы. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть
семинара. Отсюда и название его: семинар пресс-конференция. При
этом имеется в виду, что для формулировки вопроса студент должен
иметь определенные знания по теме, предварительно изучить соот-
ветствующую литературу. Характер его вопроса во многом опреде-
ляется глубиной самостоятельной работы. Отвечает на вопросы сна-
чала докладчик. Если руководитель семинара посчитает эти ответы
недостаточными, он предоставляет возможность высказать свое
мнение другим студентам. В случае необходимости преподаватель
дополняет сказанное и вносит нужные коррективы в заключитель-
ной части семинара.

Комментированное чтение первоисточников — это такой вид се-
минара, при котором по поручению преподавателя один из студен-
тов читает вслух то или иное произведение, а затем объясняет, как
он понял прочитанное. Другие студенты вносят поправки и допол-
нения к сказанному. Затем следующий отрывок читает другой сту-
дент, снова проводится обсуждение зачитанного и т.д.

Решение тестовых задач и упражнений в качестве семинарского
занятия весьма полезно для развития активного мышления студен-
тов. Если до недавнего времени решение задач практиковалось лишь
в области естественнонаучных дисциплин, то в последние годы оно
начинает применяться также и в преподавании общественных наук:
философии, политологии, социологии, экономической теории.

Работа с обучающими и экзаменующими машинами помогает за-
креплению знаний и выработке навыков работы с компьютерной
техникой. В настоящее время здесь широко используется Интернет.
Нередко эта форма семинарских занятий определяется как програм-
мированное обучение.

Семинары на материалах конкретных социологических исследо-
ваний. Большой интерес и высокую активность студентов вызывает
вынесение на обсуждение результатов конкретных социологических
исследований, осуществленных самими студентами под руково-
дством преподавателя, например, по вопросу роста общественной
активности молодежи в вузах, на предприятиях и т.д. Использование
материалов таких исследований на семинарах позволяет студентам
при изучении социологии лучше почувствовать ее практическую
значимость, полнее связать теоретические положения с практикой. А
все это способствует существенному оживлению семинаров, делает
их более действенными.

Одна из форм проведения семинара-занятие непосредственно на
производстве (промышленном предприятии, НИИ, фирме). Такие
семинары практикуются нечасто, так как они связаны с большой
затратой времени на их подготовку. Вместе с тем проведение их дает
немалый эффект, особенно в плане знакомства студентов с их буду,
щей работой.

Письменные работы позволяют обеспечить фронтальный кон-
троль студентов, приучают их четко формулировать свою мысль,
помогают выяснить, что именно у них осталось недостаточно ос-
мысленным. Формы и объем письменных работ различны. Иногда
их проводят без предупреждения студентов, по ранее пройденному
материалу. Чаще же — по запланированной на данный семинар теме
или одному из ее вопросов. Во избежание заимствований студента-
ми друг у друга излагаемого в контрольной работе материала неко-
торые преподаватели каждому студенту дают свой вопрос, заранее
печатая их на машинке. Одни преподаватели отводят на письменную
работу оба часа семинара, другие — один час или даже полчаса, взяв
какой-либо узкий вопрос, а остальное время посвящают развернутой
беседе по плану семинара. Многолетняя практика проведения пись-
менных работ свидетельствует, что после них студенты начинают
значительно лучше готовиться к занятиям. В результате работа се-
минаров активизируется, эффективность их резко повышается. Ра-
зумеется, злоупотреблять письменными работами нельзя, целесооб-
разно рекомендовать проведение письменных работ 1 — 2 раза в се-
местр. По завершении письменной работы семинар продолжается в
форме развернутой беседы по тем же вопросам. Что касается оценки
письменных работ, то итоги их объявляются на следующем семина-
ре. Поскольку проверка письменных работ требует от преподавателя
дополнительной затраты времени, ее можно включить в объем на-
грузки под названием «контролируемая самостоятельная работа»
студентов.

Семинар-коллоквиум. Коллоквиум, т.е. собеседование со студен-1
тами, имеет своей целью выяснение глубины их знаний. В некото-
рых случаях его проводят по дополнительным темам, которые не
предусмотрены программой, но вызывают интерес той или иной
части студентов. В других случаях речь идет о дополнительных за-
нятиях по каким-то сложным темам курса, оставшимся не вполне
усвоенными группой. Наконец, чаще всего коллоквиумы проводятся
с целью выяснения знаний студентов, которые по тем или иным
причинам не выступали на нескольких последних семинарах или
пропустили их. В этом случае коллоквиум выглядит как своеобраз-
ный зачет по пройденным темам.

При всем обилии форм семинарских занятий основными и наи-
более распространенными среди них остаются развернутая беседа и
докладная система. Что касается остальных, то они представляют
собой либо вариации этих двух, либо некоторые дополнения к ним,
что избавляет учебный процесс от некоторой его трафаретности.

Каждая из рассмотренных форм, как уже отмечалось, имеет свои
положительные и отрицательные стороны. Поэтому следует варьи-
ровать формы семинаров, постепенно усложняя их в процессе изу-
чения курса. Считая целесообразным использование уже сложив-
шихся форм семинаров, вместе с тем следует подчеркнуть необхо-
димость постоянного поиска новых форм, проведения педагогиче-
ских экспериментов и широкого обмена опытом педагогической
деятельности.

С методической точки зрения, как преподавателю, так и студенту
важно знать не только формы проведения семинарских занятий, но и
критерии оценки их качества. В методологической литературе име-
ется несколько вариантов таких критериев. Сошлемся на тот, кото-
рый был предложен С. Кисельгофом и его коллегами-соавторами. С
точки зрения этих исследователей, критериями оценки качества се-
минарского занятия могут быть: 1) план семинара; 2) список рекомен-
дованной литературы; 3) организация семинара; 4) активность студен-
тов; 5) стиль проведения семинара; 6) подготовленность преподавателя
и его мастерство; 7) отношение преподавателя к студентам; 8) отноше-
ние студентов к преподавателю и к изучаемому предмету.

Рассмотрим эти пункты более подробно.

План семинара определяется темой, которую предстоит изучить,
и программой изучаемого курса. План семинара по социологии со-
ставляется преподавателем и полностью зависит от его опыта и мас-
терства. При этом имеются различные ситуации: либо семинары ве-
дет сам лектор, либо он только читает лекции, а семинары ведет за
ним преподаватель, либо лектор читает лекции и ведет семинары в
отдельных группах потока, а в остальных группах этого же потока
занятия проводит преподаватель.

.Ясно, что во всех этих случаях необходима четкая согласован-
ность между лекционными и семинарскими темами; между темами,
что изучаются в одной группе и в параллельных; требуется иденти-
фицировать количество вопросов, формы проведения занятий и кон-
троля занятий. Все эти моменты определяются методикой подготов-
ки семинара. При этом необходимо согласовать как творческую дея-
тельность преподавателя (составление плана семинара, который мо-
жет быть скупым или развернутым, затеоретизированным или обы-
денно-приземленным, согласованным с профилем специальности
или отвлеченным от нее и т.д.), так и организующую деятельность

кафедры, которая должна проводить разностороннюю методическую
работу, в частности, утверждать рабочие планы каждого преподава-
теля с тем, чтобы избежать какого-либо произвола в преподаватель-
ской деятельности.

Качество рекомендованной литературы определяется тем, что
список ее может быть или слишком узким, или слишком широким;
он может включать либо устаревшие работы, либо такие, которых
еще нет в вузовской библиотеке. Поэтому четкое оформление списка
рекомендуемой литературы является важным методическим требо-
ванием подготовки семинара, особенно при изучении социологии.

Организация семинара — многоаспектный критерий. Здесь отра-
жается степень готовности как студентов, так и преподавателя. Ор-
ганизация может быть четкой, слаженной, а может быть весьма хао-
тичной. Время проведения семинара должно быть строго расписано
и полностью соответствовать цели занятия. Преподаватель не дол-
жен злоупотреблять своим правом вторгаться в ответы студентов, он
должен умело направлять ход обсуждения, четко регулируя при
этом время обсуждения. Лишь в результате такой слаженной работы
преподавателя и студентов удается в полной мере разобрать все ас-
пекты рассматриваемой проблемы.

Активность студентов проявляется как в их ответах, так и в от-
ношении к ответам своих товарищей, к замечаниям и дополнениям
преподавателя, в фиксации важных положений рассматриваемых
вопросов в виде специальных записей и т.д.

Стиль проведения семинара характеризуется такими качествами,
как высокий интерес слушателей, их оживленное и заинтересован-
ное участие в обсуждении вопросов или же, наоборот, скука, трафа-
ретность, формализм, отсутствие какого-либо интереса со стороны
студентов.

Следующий пункт также отражает профессиональное мастерство
преподавателя, его теоретическую и психологическую готовность к
проведению семинара. Здесь особенно зримо ощущается разница
между молодым, начинающим преподавателем и преподавателем,
уже имеющим богатый опыт преподавательской деятельности.

Преподаватель, обладая рядом профессиональных качеств, в то
же время является личностью с набором своих психологических ка-
честв. Психологические качества преподавателя должны соответст-
вовать его профессии. Здесь особенно ценится мера, причем мера во
всем: и в строгости, и в либерализме. Здесь не проходят цинизм пре-
подавателя и его высокомерие по отношению к студентам, особенно
к их недостаткам, равнодушное отношение к аудитории и препода-
вательской деятельности, его профессиональную этику.

Как ответная реакция строится и отношение студентов к препо-
давателю. Это отношение можно уложить в шкалу: уважительное,
равнодушное, критическое, враждебное.

Все формы семинарских занятий могут быть использованы при
изучении социологии как общей дисциплины. Учитывая тот факт,
что социология четко подразделяется на две части — теоретическую
и прикладную, — возможны несколько вариантов определения тема-
тики семинарских занятий и стратегии их проведения, что определя-
ется либо кафедрой, либо самим преподавателем. Эта стратегия оп-
ределяется количеством часов, отводимых на семинарские занятия
по социологии, и методическими установками, разработанными на
кафедре.

Первый вариант. Курс социологии полностью основывается на
рассмотрении вопросов теоретической социологии. Темы по при-
кладной социологии опускаются. В этом случае на семинарах рас-
сматриваются либо те же темы, что и на лекциях, либо какие-то до-
полнительные вопросы теоретической социологии.

Второй вариант. В тематику общего курса по социологии вклю-
чается хотя бы одна лекция по прикладной социологии (как правило,
в конце курса). И тогда этой теме отводится одна лекция и одно се-
минарское занятие. Остальные темы семинаров посвящаются, как и
в первом варианте, вопросам теоретической социологии.

Третий вариант. Темы лекционного материала полностью посвя-
щены теоретической социологии (18-20 часов), а тематика семина-
ров полностью (8-10 часов) посвящена проблемам прикладной со-
циологии.

Какой из этих вариантов назвать наиболее продуктивным? Труд-
но ответить на этот вопрос. Все будет зависеть и от решения кафед-
ры, и от подготовленности преподавателя и его субъективных уст-
ремлений, и от интересов слушателей, и от профиля специальности.

Среди преподавателей социологов бытует мнение, что приклад-
ная часть социологии менее интересна для студентов не социологов.
Поэтому и в лекциях, и на семинарах в рамках общего курса этой
дисциплины большее внимание уделяется именно проблемам теоре-
тической социологии.

Однако опыт показывает, что сами студенты с наибольшим вни-
манием относятся к темам именно прикладной социологии. И хотя
они понимают, что сами никогда не будут профессионально зани-
маться прикладными социологическими исследованиями, но интуи-
ция.им подсказывает важность именно этого материала. Ведь ни в
одном другом курсе они столь подробно не изучают саму техноло-
гию исследовательской деятельности, критерии достоверности по-
лученных сведений, логику их обобщения и анализа. А все это необ-

ходимо не только профессиональному социологу, добывающему
социологическую информацию, но и любому пользователю этой ин-
формации, хотя бы для того, чтобы правильно пользоваться ею. Так
что третий вариант, из выше перечисленных, можно было бы поре-
комендовать в качестве базового, используя остальные в качестве
своеобразных альтернатив.

Более широкое использование в рамках семинарских занятий
проблем прикладной социологии позволяет разнообразить их прове-
дение, использовать целый арсенал практических знаний и упражне-
ний, выполняемых как дома, так и в ходе самого семинара, что спо-
собствует активизации самостоятельной работы студентов, включе-
нию их в реальный процесс социологического исследования про-
блем общественной жизни, содействует повышению их интереса к
самой этой дисциплине.

Date: 2015-10-19; view: 614; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Формы проведения семинаров

В современной вузовской практике сложился ряд видов семинаров.

· Вопросно-ответный.

Ведущий задает аудитории вопросы, отвечают желающие / по очереди / вызываемые преподавателем, а другие участники могут комментировать полученные ответы. В то же время современные методисты отзываются об этой форме проведения семинара как о самой малоэффективной.

· Развернутая беседа на основе заранее подготовленного плана семинарского занятия.

Это – наиболее распространённый вид семинарского занятия. Студентам заранее предлагаются темы для обсуждения. По желанию студента или по вызову преподавателя студенты выступают по каждой из тем, остальные дополняют и развивают сообщения своих товарищей, преподаватель резюмирует ход обсуждения. Плюсом этой разновидности семинара является возможность вовлечь в обсуждение довольно большое количество студентов, хотя часть аудитории всё равно может оставаться пассивной (особенно при максимальной активности своих товарищей).

· Устные доклады студентов с последующим их обсуждением.

В последнее время эта форма семинара приобретает всё больше сторонников среди вузовских преподавателей в связи с тем, что она в существенной степени прививает навыки творческой и/или научной работы, способствует развитию способностей к самостоятельному мышлению, поиску новых идей, фактов и т.д. С другой стороны, при недостаточной проработке этого семинара может получиться так, что докладчик не осветит тему полностью, а основная аудитория не изучит вопрос, понадеявшись на докладчика. Для расширения вовлеченности студентов в процесс обсуждения методисты рекомендуют назначать не только докладчиков, содокладчиков, но и дублеров, и оппонентов, сообщения которых также должны быть подготовлены заранее. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы каждый студент был готов дополнить и проанализировать доклад своего товарища, прослушав его на занятии. Но слабая сторона этого вида семинаров очевидно заключается в том, что значительная часть аудитории может оказаться не вовлечённой в обсуждение.

· Теоретическая конференция в группе или на потоке.

Близкий по форме к обсуждению докладов или рефератов, семинар-конференция обычно проводится по итогам изучения дисциплины в целом, часто – для нескольких групп или потока в целом, по возможности – на «сдвоенном» занятии (4 академических часа). На обсуждение выносятся ключевые темы курса в целом, позволяющие закрепить представление о фундаментальных, системных вещах. Доклады не должны длиться больше 7-10 минут. Показателем эффективности подобной формы семинарского занятия является живое и заинтересованное обсуждение, превышающее время, отведённое на сам доклад.

· Комментированное чтение первоисточников.

Этот вид семинара развивает у студентов навыки научного комментирования, умение находить в тексте фрагменты, нуждающиеся в комментарии, вскрывать дополнительные, внутренние слои и подтексты памятников, учитывать разные научные гипотезы и т.д.

· Семинар – экскурсия в музеи или по памятным историческим местам.

Данная форма семинара актуальна главным образом для начальных курсов, позволяет студентам окунуться в атмосферу, окружавшую людей изучаемой эпохи, представить себе окружение рассматриваемых авторов и т.д. Основная трудность связана с тем, что время, требующееся на такого рода поездки, не укладывается в расписание занятий, так что чаще всего подобные экскурсии проводятся во внеучебное время.

· Письменная контрольная работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением результатов.

Основная задача письменной контрольной работы – фронтальная проверка знаний студентов во всей группе. Контрольные работы можно проводить по всему ранее пройденному материалу или по заранее оговоренной теме/темам, предупреждая о ней студентов или без предупреждения. Редко семинар целиком посвящается контрольной работе – это возможно только в том случае, когда по результатам такой контрольной работы выставляется итоговая оценка (или зачёт) по дисциплине в целом. Чаще всего письменная контрольная работа занимает от четверти до половины занятия, иногда – 10-15 минут в начале или в конце пары. Методисты рекомендуют проводить контрольные работы один-два раза в семестр.

Проведя контрольную работу, на следующем занятии методически правильно обсудить её результаты, заострить внимание на сделанных ошибках, уточнить понимание тех вопросов, которые по итогам контрольной работы оказались недостаточно хорошо усвоенными. Обсуждение может принимать характер «работы над ошибками», когда учащемуся в ходе обсуждения предлагается самому исправить допущенные неточности или ошибки.

· Семинар – коллоквиум.

Коллоквиум представляет собой собеседование преподавателей со студентами. Обычно коллоквиум проводится силами всех преподавателей кафедры, ведущих данный курс (а иногда привлекаются и аспиранты). В результате беседа проводится с каждым студентом и имеет своей целью не только выяснение, но и углубление знаний учащихся. Коллоквиум обычно проводят либо по самым сложным темам курса, которые обычно остаются недостаточно усвоенными студентами, либо по итогам глобальных, фундаментальных частей курса.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий, таких как семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.

Интерактивный метод (в отличие от пассивного – лекция и активного – традиционный семинар) предполагает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В этом случае задача преподавателя заключается только в том, чтобы направлять студентов к достижению целей, но непосредственно достигается цель лишь в процессе активной взаимонаправленной деятельности самих учащихся.

К интерактивным видам семинаров относятся следующие.

· Семинар — дискуссия / проблемный семинар.

В этом случае упор делается на инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии. Особенно уместен этот вид семинара в тех случаях, когда надо познакомить студента с темами, получившими неоднозначное освещение в науке. При этом важно, чтобы источники информации, которыми пользуются студенты, были разнообразными, представляли разные точки зрения на проблему. При проведении семинара в такой форме ведущий должен максимально корректно направлять дискуссию, задавать вопросы, оживляющие её течение, направлять её в нужное русло и т.д.

· Семинар – пресс-конференция.

Данная форма семинара включает в себя выступление студента по заранее оговоренной теме, после которого каждый студент группы должен задать докладчику свой вопрос. Вопросы и ответы на них составляют основную часть семинара. Формулировки вопроса являются показателем того, насколько тот или иной студент подготовился к обсуждению данной темы, изучил предложенную литературу и т.д. Если ответ докладчика кажется преподавателю недостаточным или поверхностным, преподаватель может попросить слушателей развить и дополнить ответ и только после этого может сам внести какие-то коррективы и дополнения.

· Семинар – круглый стол.

За «круглым столом» учащиеся чаще всего встречаются со специалистами, учёными, деятелями искусства, представителями общественных организаций, государственных органов и т.п. и в процессе коллективной работы обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать.

· Семинар – исследование.

На таком семинаре, перед которым преподаватель поручает студентам подготовиться к обсуждению одной или нескольких связанных друг с другом проблем, идет поиск ответа на поставленные вопросы при помощи так называемого «мозгового штурма», групповой рефлексии. Для проведения такого семинара студенты должны быть достаточно подготовлены не только теоретически, но и иметь навыки командной работы, быть психологически совместимыми и т.д.

· Семинар – ситуационный анализ.

Данный тип семинара направлен на разбор конкретной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью студента. Задача преподавателя – максимально полно смоделировать определённую профессиональную ситуацию. Студенты должны оценить причины возникновения данной ситуации или её последствия для участников, найти способы выхода / выведения из неё, выявить меры по предотвращению ситуации в действительности и т.д. Основная цель ситуационного анализа – научить обучающихся применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения.

· Семинар – мастер-класс.

В данном случае подразумеваются мастер-классы, которые проводятся самими студентами для других обучающихся с целью обмена опытом, повышения образовательного и профессионального уровня. Это могут быть мастер-классы, проводимые студентами старших курсов для младших или преуспевшими в овладении какими-то навыками студентами для других студентов той же группы.

· Учебно-ролевые и деловые игры.

Ролевые и деловые игры имитируют тот или иной аспект будущей профессиональной деятельности студента. В ходе игры её участники получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в процессе игре. Игровые действия регламентируются жесткой системой правил, максимально приближенной к профессиональным условиям. При этом ролевая игра характеризуется ключевой функцией того или иного персонажа, деловая – концентрируется прежде всего вокруг той или иной профессиональной ситуации.

Игровые методы прежде всего необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». Такими традиционно считаются иностранные языки, право, некоторые составляющие экономического или государственно-управленческого образования и т.д. Применение игровых методов в обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия до столкновения с настоящей практикой (при условии, что обучающая игра построена корректно). Игры позволяют студентам проявить максимум активности (в отличие от других видов семинаров, всё же подразумевающих исполнительскую позицию учащегося по отношению к преподавателю). К работе по организации и проведению игры привлекаются сами студенты, а учащийся, проведший успешную игру, приобретает много полезных навыков в плане организационно-управленческих навыков. С другой стороны, преподаватель должен иметь в виду, что в игре он теряет свои «инспекторские» функции и лишается возможности прямо воздействовать на игроков, как это происходит в обычной педагогической практике. Более того, в методической литературе по игровым методам неоднократно подчёркивается, что результаты игры, в отличие от других форм педагогической работы, непредсказуемы (в смысле жестко заданного результата), а задача организатора игры – сделать так, чтобы игрокам всё «приказала, наказала и объяснила» сама игра.

Семинар — ролевая игра.Предлагается, например, провести ролевую игру, имитирующую обсуждение научного доклада или диссертации. Назначается ведущий, докладчик, оппонент, логик, психолог, эксперт.

Ведущийнаделяется всеми полномочиями преподавателя: руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств и опровержений, корректностью отношений в процессе обсуждения.

Докладчик должен подробно осветить изучаемую проблему, показать имеющиеся альтернативные ее решения, обосновать собственную точку зрения.

Оппонент, в задачу которого входит воспроизвести процедуру оппонирования диссертации или обсуждения научного доклада, должен воспроизвести основную позицию докладчика, проявив тем самым ее понимание, а также найти уязвимые места, ошибки докладчика и предложить свой путь решения.

Логиквыявляет ошибки, противоречия в высказываниях, как докладчика, так и оппонента, уточняет определения используемых понятий, анализирует и оценивает логику доказательств и опровержений

Психологотвечает за климат на семинарском занятии, следит, чтобы дискуссия велась корректно, чтобы студенты не вступали в пререкания, не переходили на личности, должен сглаживать острые углы, следить за правилами проведения защиты диссертации или обсуждения доклада.

Экспертдолжен подвести итог всего семинара, оценить предложенные и обсужденные гипотезы по разрешению исследуемой проблемы, оценить вклад каждого участника проводимого «действия».

Другие студенты, не получившие указанные роли, должны принимать активное участие в свободной дискуссии, где они могут выступить с собственным видением проблемы, выступить с критическими замечаниями в адрес как докладчика, так и его оппонентов. Иногда целесообразно вводить по два оппонента, логика, эксперта. Ролевая игра подобного типа может модифицироваться в зависимости от желаний, потребностей студентов, той будущей профессии, которую они готовятся получить (Так, на юридическом факультете возможно провести ролевую игру как «суд присяжных», где с некоторыми модификациями содержательное наполнение ролей, как правило остается прежним).

План игры «Производственное совещание» Сценарий деловой игры. Вводная часть. Вступление. Цели и тема игры. Игровая ситуация. Ознакомление с ситуацией на фирме. План подготовки к совещанию Распределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов) ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании. Удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости. Далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием. Совещание Выступление директора, реакция и вопросы от начальников. Дискуссия и коллективное обсуждение вопросов. Каким будет поведение директора на совещании? Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками? Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания? Подведение итогов Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей? — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/159475/primeryi-delovyih-igr-stsenariy-delovoy-igryi (Госдама, государство и общество. Комитет по массовым коммуникциям)

Примерные темы игр по менеджменту. Групповая дискуссия «Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность лидера»; «Политическая культура молодежи»; «Цикл менеджмента в учебном заведении»; Эмоционально-деятельностная игра «Этика политического общения. Гендерные (классовые, возрастные, национальные и др.) особенности.» Имитационная игра «Эффективность контроля» Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/159475/primeryi-delovyih-igr-stsenariy-delovoy-igryi

Рекомендуемые виды и формы проведения семинаров для курсантов военных вузов



Каждый курсант или студент в процессе своего обучения имеет дело с одной из форм учебного семинара. Они применяются в университетах, военных высших и средних учебных заведениях, техникумах, школах и колледжах. Как правило, чаще всего группе заранее выдается план семинара с конкретной темой и вопросами, по которому ей необходимо подготовиться в течение отведенного на это времени.

Основной целью семинара является усвоение и закрепление пройденного материала, а также возможность восполнения пробелов в знаниях с помощью активного участия самих обучающихся. Такие семинары учат мыслить, анализировать суждения других выступающих, аргументировано отстаивать свою точку зрения, вступать в дискуссии и находить истину.

Итак, предлагаю рассмотреть виды учебных семинаров и определить наиболее актуальные (подходящие) к использованию в курсантской среде.

Вопросно-ответный вид семинара. Используется редко, и его можно сравнить с обычным практическим занятием, потому что на нем преподаватель задает вопросы по пройденной теме, без предварительного плана, желающие, как правило, наиболее подготовленные курсанты, отвечают на вопрос и затем преподаватель дает свои комментарии, пояснения по данному вопросу. Собственно, вот и вся суть такого занятия. Можно сделать вывод что эффективность его мала, т. к. задействуются малая часть группы, в особенности те, кто стремится к знаниям и хорошим оценкам, а остальная часть остается в «тени».

Развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия.

Является самой распространенной и эффективной формой семинара. Курсантам за 7–10 дней до занятия выдается план семинара, в котором указываются тема и вопросы которые выносятся на семинар. Также преподаватель, как правило, указывает темы для реферата или краткого сообщения, литературу по которой можно подготовиться и найти нужные сведения. На самом семинаре желающие ответить выходят к доске и отвечают на вопросы согласно плана занятия, а те кто хочет заработать себе дополнительные баллы — дополняют или задают вопросы. Преподаватель контролирует ход семинара, поправляет курсантов, когда это необходимо, задает наводящие вопросы.

Такой вид семинара позволяет задействовать наибольшее число участников, следовательно, от этого и повышается его эффективность, курсанты, претендующие на хорошо и отлично, будут поднимать руки и стараться ответить столько, сколько необходимо. Правда отстающие курсанты в таком случае могут остаться в тени своих преуспевающих товарищей, и преподавателю, как и командиру группы, стоит обратить на это внимание и напомнить, что оценен на занятии будет каждый, по возможности помочь.

Также в качестве развития у курсантов умения работать с литературой и творчески подходить к изучению какого-либо вопроса применяют такой элемент как комментированное чтение первоисточников. Он позволяет тщательнее изучить вопрос, подойти к нему более осмысленно. Для комментирования выступающий должен иметь определенный запас знаний, он должен представлять, о чем идет речь. Так же его могут поправить или дополнить курсанты, обладающие более точной информацией или лучшим пониманием обсуждаемого вопроса. Такое чтение является лишь частью семинара и занимает 10–15 минут.

К одним из таких элементов также относится проведение письменной контрольной работы, или так называемой «летучки» по пройденным ранее темам или отдельным разделам. Отводится на нее в среднем 15 минут. По ее результатам можно отследить на сколько усвоен пройденный материал, какие вопросы вызывают наибольшие затруднения у курсантов. Далее по решению руководителя можно провести краткий анализ, обсудить проблемные вопросы.

Еще одним дополнением к семинару станет заслушивание заранее подготовленных рефератов, сообщений или докладов курсантов с последующим их обсуждением. Тема доклада или краткого сообщения указывается в плане семинара и выдается группе за 7–10 дней до занятия. Доклад должен соответствовать общей теме семинара. Большим плюсом для того, кто решает сделать доклад, является то что он может использовать всю имеющуюся в его распоряжении литературу, технику и мультимедийную аппаратуру и проявить свои творческие способности. Например, докладчик может создать презентацию и высвечивать слайды попутно рассказывая свое сообщение, делать видео вставки, либо если нет такой возможности использовать классическую меловую доску, рисовать таблицы, графики, схемы и т. п. На принтере можно распечатать какие-нибудь фотографии, например портреты или события, и пустить их по рядам, отдать на изучение.

В общем самое главное докладчику самому правильно понять свой материал, разобраться в нем, убедиться что информация достаточно достоверная и хорошо изученная и понята правильно. Между рефератом, докладом и сообщением есть свои различия, потому как одно требует больше времени на подготовку, чем другое и здесь необходимо распределить их правильным образом. В частности, темы рефератов, которые составлены согласно учебно-методического курса дисциплины за семестр и находятся у преподавателя предлагаются курсантам в начале учебного семестра. Курсанты, взявшиеся делать реферат, как правило обращаются за помощью к преподавателю, чтобы он посмотрел его, указал на ошибки, посоветовал, что добавить, а что убрать, дал свои рекомендации. Затем реферат либо заслушивают на занятии, либо перерабатывают его в научную статью.

Опытные преподаватели и методисты советуют проводить семинары таким образом, чтобы в процессе обучения использовался или добавлялся тот или иной элемент семинара или форма его проведения. Рекомендуется это для того что бы разнообразить семинар, сделать его более оживленным и интересным, а также для того чтобы раскрыть положительные стороны каждого из них. Например, первый семинар предлагается провести в форме развернутой беседы, затем добавить такой элемент как, комментированное чтение первоисточников, на последующих заслушивать доклады и рефераты курсантов с последующим их обсуждением, провести контрольную работу. Завершить изучение курса можно теоретической конференцией.

Это еще одна из форм проведения семинара. Она используется как правило по окончании изучения дисциплины, привлекая к себе сразу несколько учебных групп. По основным темам дисциплины заслушиваются сообщения (доклады) позволяющие закрепить самые важные фундаментальные знания. Эти сообщения обсуждаются, так же, как и при обычном заслушивании докладов и рефератов, задаются вопросы, разве что времени на это рекомендуют отводить не менее 4 академических часов. Эту форму, как и любую другую, рационально использовать тогда, когда она эффективна. А в данном случае эффективность выражается в увлеченном обсуждении вопросов, активном участии большинства присутствующих.

Формы (методы) проведения семинара

Если говорить о форме проведения занятия, то в отличии от лекции, которая является пассивной, семинары имеют активную и интерактивную форму.

Интерактивный метод предполагает более активное взаимодействие курсантов между собой, их подход к организации и проведению занятия.

К интерактивным видам семинаров относятся следующие:

‒ Семинар — дискуссия / проблемный семинар.

Семинар, в котором инициатива принадлежит курсантам, они сами ищут информацию, находят литературу, материал для обсуждения по теме. И на занятии начинают обсуждение того или иного вопроса, путем рассмотрения его с разных сторон. Чем больше источников информации, тем больше поводов для обсуждения. Преподавателю необходимо следить за ходом дискуссии, указывать и направлять обсуждение в нужное русло.

‒ Семинар — пресс-конференция.

Выступление курсанта по заранее выбранной теме, после чего остальные члены группы задают вопросы докладчику. Вопросы и ответы на них составляют основную часть семинара.

‒ Семинар — круглый стол.

Круглый стол, позволяет собрать вокруг себя многозначительную публику, которой предстоит обсуждение насущных вопросов. Здесь курсанты могут встретиться с представителями кафедр, профессорами, учеными, специалистами в своих областях. Задачей является, услышать квалифицированное мнение того или иного специалиста, а также передать опыт и вести обсуждение.

‒ Учебно-ролевые и деловые игры.

Проявляются по-разному. На моем опыте преподаватель поступил следующим образом. Он сделал себе несколько карточек, 6 желтых и одну красную. На каждой карточке была изображена цифра, которая имела свое определенное значение. И вот в чем была задумка, если в ходе семинара, кто-то из курсантов выкрикивает с места, или вытворяет что-либо в таком роде, он зарабатывает себе «желтую карточку», а цифра, указанная на ней, означала, сколько минут курсанту запрещено поднимать руку и отвечать на вопросы. Если же желание курсанта ответить велико, то преподаватель может дать ему такую возможность, но с тем условием, что если он вдруг ответит неправильно, допустит ошибку, то получит красную карточку, которая лишит его возможности отвечать до самого конца занятия. Если ты не можешь отвечать, значит не можешь заработать себе хорошую оценку, когда другие в свою очередь как раз могут этим воспользоваться. Эта игра получила название — «Голодные игры», и вполне оправдывала его.

Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении семинарского занятия.

Преподавателю к семинару готовиться необходимо так же, как и курсантам, и даже больше. Ведь ему предстоит:

‒ Четко определить цель занятия;

‒ Проработать содержательную часть;

‒ Найти и указать литературу, по которой курсанты смогут подготовиться, указать страницы;

‒ Правильно сформулировать вопросы;

‒ За 10–15 дней до проведения семинара ознакомить курсантов с вопросами и литературой;

‒ Напомнить курсантам, что при ответе приветствуется использование меловой доски и других средств обучения;

‒ Нацелить группу на продуктивную работу, по возможности мотивировать, дать им стимул для подготовки;

‒ На занятии следить за ходом семинара, вести контроль за деятельностью и активностью курсантов;

‒ Учить курсантов формулировать собственные выводы, выражать свое мнение;

‒ Указать в плане семинара время, отведенное на заслушивание каждого вопроса (сообщения);

‒ В конце занятия провести его анализ, а именно, оценить работу каждого курсанта и уровень подготовки всей группы в целом, сделать вывод о том насколько материал усвоен группой и какие темы даются изучению с трудом;

‒ Провести подведение итогов, отметить лучших и худших курсантов, положительные и отрицательные стороны занятия, выставить отметки.

Рекомендации студентам при подготовке к занятию и участию на нем:

‒ Начинать готовиться заблаговременно, если тема семинара сложная, то дней за 10–14;

‒ В библиотеке найти литературу, рекомендованную преподавателем;

‒ Изучить вопросы, стараться не просто прочитать, а вникнуть в содержание, понять о чем придется говорить при ответе;

‒ Позвать преподавателя на консультацию, разобрать трудные вопросы;

‒ Командиру группы и его помощникам организовать подготовку к семинару таким образом, чтобы каждый вопрос был разобран, назначить ответственных за рефераты и сообщения;

‒ Успех семинара зависит от каждого курсанта;

‒ Не стоит забывать о своем внешнем виде, ведь по нему судят о человеке в целом;

‒ Отвечать спокойно и уверенно;

‒ Помогать своим товарищам находить вопросы в литературе и отвечать на них;

Процесс моего обучения стал гораздо увлекательнее после того, как я впервые оказался на семинарском занятии. После того дня прошло уже несколько лет, и, если говорить честно, сейчас к семинарам мы готовимся не так тщательно и ответственно, как раньше, но самый первый мой семинар прошел очень хорошо, и вот почему:

‒ Во-первых, он прошел очень быстро, это объясняется тем, что когда мы заняты чем-то интересным и работаем с пользой для себя — время “летит” незаметно.

‒ Во-вторых, была пополнена “копилка” знаний путем обсуждения запланированных, а также спонтанно возникающих спорных вопросов.

‒ В-третьих, преподаватель остался доволен, похвалил нас за хорошую подготовку и активное участие на занятии, причем видимо он также был доволен и самим собой так как проверил и свои знания, которых явно было достаточно, чтобы направлять ход наших мыслей в нужное русло и умело руководить процессом.

Семинары играют большую воспитательную и образовательную роль в процессе учебной деятельности, поэтому очень важно систематически определять наиболее актуальные и эффективные способы их проведения.

Литература:

Активные формы работы с педагогами

Великое благо тому, кто научился учиться.
Менандр

Цель тренинга: развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.

Задачи.

  • формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны;
  • развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств;
  • стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива.

Методика “Мозаика”

Всякое знание остается мертвым, если …
не развивается инициатива и самодеятельность.
Н.А.Умов

Категории участников.

  • Учителя-предметники.
  • Руководители МО (консультанты, руководители творческих групп).

Мотив участия:

  • личная заинтересованность;
  • осознанный выбор участия;
  • эмпатия (понимание эмоционального состояния другого человека через сопереживание, проникновение в его субъективный мир).

План работы семинара

1. Краткое вступление руководителя тренинга.

2. Теоретическая часть.

А) Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме (процесс обучения – содержание – формы и средства обучения).

Б) Эффективное обучение. Условия выбора методов и форм.

В) Методики и технологии обучения.

3. Формирование рабочих групп.

4. Работа с элементами тренинга в группах.

5. Итоги тренинга: представление результата групповой работы

6. Рефлексия.

Ход семинара-тренинга

Семинар проходит в компьютерном кабинете.

I. Участникам предлагаются краткие тезисы по теме “Активные формы работы и методы обучения”

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. (Слайды 1-12. Презентация)

1) Глоссарий

Метод обучения – метод (греч. — “путь”):

1) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения;

2) совокупность путей способов достижения целей, решения задач образования.

Активные и интерактивные методы обучения:

— игровые, проблемные задания,

— метод инсценизации (диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий),

— метод генерации идей (мозговой штурм),

— организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.

Типы уроков: — Бинарный урок часто называют интегрированным. Его главное преимущество заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов.

— Бит-урок включает три элемента: беседа, игра, творчество.

— Урок-аукцион. До начала “аукциона” экспертами определяется “продажная стоимость” идей. Затем идеи “продаются”, автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем.

— “Мозговая атака” имеет сходство с “аукционом”. Группа делится на “генераторов” и “экспертов”. МА развивает творческое мышление учащихся, повышает доверие к преподавателю, делает обучение “комфортным”.

— Урок типа “Что? Где? Когда?” Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов.

— Урок-деловую игру удобнее проводить при повторении и обобщении темы.

— Урок-экскурсия, очное или заочное путешествие. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.

— Уроки типа КВН. Например, возможна художественная самодеятельность – разыграть интересные истории, связанные с ПК, использование ребусов.

— Урок “за круглым столом”. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы.

Формы работы – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • коллективная,
  • групповая.

Условия, определяющие выбор метода и формы обучения:

  • цели и задачи обучения,
  • учебные возможности учащихся,
  • внешние условия,
  • возможности учителя.

II. Теоретическая часть

Выступление творческих групп с презентациями по выбранным темам: “Что отличает современный урок от традиционного” (Слайды 13-16), “Технология как совокупность приёмов” (Слайды 17-21), “Проблемное обучение” (Слайды 22-31), “Мозговая атака” (Слайды 32-37). Материалы презентаций помещены в компьютеры – “Справочные материалы”, ими может воспользоваться любая группа во время последующей работы. (Электронные материалы, диск прилагается) В качестве консультантов работают руководители творческих групп, готовивших материалы к тренингу.

2) Методическая разминка: Игра “В школе животных”.

Ведущий рассказывает притчу:

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.

— Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

— Как учить разных учеников?

— Как поддерживать разнообразных?

— Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

— Как оценивать разных детей:

— по способностям,

— по старанию,

— по другому (какому?) принципу?

III. Создание рабочих групп

Время требует радикально изменять педагогические технологии. В старших классах вместо традиционного урока должны применяться проективные методики, обучение на основе современных информационных и коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения и т.д.

Учебный план, управляемый отметками, должен быть серьезно поставлен под вопрос потому, что если учеников награждают или наказывают, исходя из единственной, сжатой мерки их способностей, то их энергии придается неправильное направление. Система оценок ведет к соревнованию и отвлекает внимание от настоящих целей учебы. Можно ли мы сравнивать удачливого ученика, которому не надо прилагать большое усилие в классе, чтобы получить “отлично”, с учеником, которому трудно учиться и который каждый день борется за то, чтобы оставаться на плаву? Более способные ученики могут достигать блестящих результатов быстро и без видимых усилий, тогда как менее одаренные вынуждены мобилизовать всю свою умственную и моральную энергию даже для самых скромных заданий. Педагог должен быть очень терпеливым, радоваться самым скромным достижениям, всегда помнить о том, что каждый из его юных учеников развивается своими темпами. Это ответственность педагога – максимизировать их силы и научить их компенсировать свои слабости.

Формируются группы по интересам: желание поделиться опытом или возможность расширить знания. (Слайды 34-37)

1 группа – “Работа в малых группах”

2 и 3 группы — “Проблемное обучение”

4 группа — “Мозговой штурм”

Инструкция для работы в группе:

— За 15 минут открыть конверт с заданием: создать эйдос-конспект урока, фрагмента урока или сформулировать советы для создания пакета дидактических материалов “Педагогические находки. Рекомендации к уроку”. Сформулировать советы ученикам, желающим достичь успехов в учёбе.

— Должны участвовать все члены группы.

— Приготовить 3-минутную рекламу разработанному ими проекту

Предполагается использование следующих методических идей:

— применение игровых заданий;

— использование активных форм обучения;

— организация группового взаимодействия учащихся;

— повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

Правила общения в группе:

— Говорить кратко.

— Говорить конкретно.

— Слушать внимательно.

— Запрашивать дополнительную информацию.

— Не объяснять своего поведения.

— Избегать оценочных суждений в отношении участников группы.

VI. Защита проектов. Представление результата групповой работы.

V. Рефлексия. (Слайды 38-45)

1) — Какой вид деятельности принёс наибольшее удовлетворение?

— Какие выводы сделали в ходе тренинга?

— Что следует изменить?

2) Предлагается репродукция картины “Устный счёт” Н. Богданова – Бельского. Какие чувства вызывает картина?

— Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему?

— Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине?

3) Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?

4) Согласны ли ВЫ с высказываниями великих? (Учитель — тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний;

Учение — искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен)

5) Заполнение анкеты:

1. Я сегодня был недоволен тем, что…

Что такое семинар и как он проходит в вузе

Семинар – распространенный формат практических занятий в высших учебных заведениях всего мира. Впервые такую форму обсуждения вопросов из области геометрии, математики и философии начали применять ученые Древней Греции. Этот способ поиска истины и углубления знаний доказал свою эффективность, и сегодня семинары по-прежнему активно используются как в академическом сообществе, так и в вузах, готовящих и инженеров, и гуманитариев или научно-педагогических работников.

Семинар: определение и суть

Семинар – это одна из форм интерактивного группового обучения в вузах, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы.

Предметом рассмотрения на занятии могут быть:

  • вводная лекция;
  • доклады;
  • рефераты;
  • отчеты о результатах исследований.

Тема семинара и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, отчет о лабораторных опытах) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель на занятии становится всего лишь координатором беседы.

Главные цели любого семинара – научить студентов работать с массивом академической и профессиональной информации и применять свои знания на практике, а также сформировать навыки научной полемики.

Виды семинаров в вузе

В современной российской системе высшего образования используются три категории семинарских занятий:

  • просеминары – обычно проводятся на первом курсе, чтобы ознакомить студентов с методикой самостоятельного поиска тематической информации и техникой работы с первоисточниками, выработать навыки написания и обсуждения докладов и рефератов; на них углубленно прорабатываются центральные темы изучаемой дисциплины;
  • семинары – вводятся в учебный процесс со второго-третьего курса; на занятии студенты сочетают прослушивание сообщений одногруппников с собственными оценочными выступлениями, участвуют в дискуссии; предмет обсуждения – вопросы, важные для качественной профессиональной подготовки;
  • спецсеминары – начинаются на старших курсах; это настоящая школа коллективного мышления и творчества для молодых исследователей, занятых разработкой одной научной проблемы; часто на них обсуждаются смежные темы, не входящие в основную программу обучения, а в качестве докладчиков приглашаются крупные специалисты-практики.

Как проходят

Форм проведения семинаров намного больше:

  • диспут, дискуссия (проблемный семинар) – рассматриваются и защищаются различные точки зрения;
  • комментированное чтение первоисточников – развивает умение оценивать разные гипотезы, а также видеть в текстах (научных или художественных) фрагменты, нуждающиеся в пояснениях;
  • научно-практическая конференция – обычно проводится для подведения итогов изучения полного курса дисциплины;
  • круглый стол – студенты встречаются с учеными, общественными деятелями, представителями органов власти, чтобы из первых рук получить важную информацию, научиться анализировать, спорить и убеждать;
  • ситуационный анализ – разбор возможных обстоятельств, которые в будущем могут складываться в профессиональной деятельности;
  • мастер-класс – их обычно проводят старшекурсники, чтобы поделиться опытом и знаниями, накопленными в ходе изучения определенных дисциплин;
  • вопросно-ответный семинар – схож с коллоквиумом;
  • исследование – своего рода высший пилотаж: студенты заранее по отдельности готовятся к обсуждению одной или нескольких взаимосвязанных проблем, а поиск ответа на поставленные преподавателем вопросы проходит по технологиям мозгового штурма.

Конкретная форма практического занятия зависит от выбора преподавателя, особенностей дисциплины и уровня подготовленности группы.

Стандартное семинарское занятие строится по традиционной схеме:

  1. Введение – на этом этапе преподаватель (как вариант: студент-докладчик) намечает направление обсуждения, определяет цели и задачи семинара.
  2. Главная часть – зачитываются и обсуждаются сообщения.
  3. Заключение – преподаватель подводит итоги, разъясняет сложные моменты темы, формулирует общие выводы.

Как готовиться

Вместе с темой преподаватели заранее информируют студентов, в каком формате будет проводиться занятие, и сообщают, каким именно образом ожидают получить ответы на поставленные вопросы: в виде реферата, презентации, рецензии, отчета, доклада и т. д. Соответственно, направление приготовлений должно вписываться в заданные рамки.

Порядок подготовки к семинару:

  • ознакомление с темой;
  • прочтение методических рекомендаций;
  • поиск информации (даже если заблаговременно были предоставлены тексты сообщений, которые будут обсуждаться, – на семинаре отмолчаться не получится: нужно аргументированно высказаться за или против предложенных идей, тезисов, теорий);
  • написание краткого конспекта или доклада, который займет примерно 5–7 минут;
  • формулирование вопросов, которые возникли в ходе изучения материала и требуют обсуждения с преподавателем.

Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы авторитетных интернет-источников.

Семинары – это не просто способ контроля успеваемости, такие занятия эффективно развивают творческую самостоятельность студентов вузов, формируют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Еще один большой плюс – на практике осваивается методика научной работы, приобретаются навыки ведения аргументированной дискуссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *