Физиологическая роль эмоций

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

Чувство и эмоции постоянно присутствуют в жизни человека. С одной стороны, они мешают познавательной деятельности и взаимоотношениям с людьми; с другой стороны, представить себе жизнь без них невозможно. Эмоции в ходе эволюции возникли раньше чувств. Эмоции присущи человеку и животным и выражают отношение к удовлетворению физиологических потребностей.

Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом в ходе формирования общественных отношений и характерны только для человека. Чувства — это сложившиеся отношения человека к определенным объектам и жизненным ситуациям. Они длительны и устойчивы, совершенствуются и развиваются. Чувства вызывают разные эмоции, например радость при успехе и огорчение при неудаче.

Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям и обществу, например любовь, доброжелательность, патриотизм, честь, долг. Безнравственные чувства — жадность, эгоизм, жестокость, надменность, себялюбие.

Интеллектуальные чувства выражают отношение к процессу познания, например интерес, любопытство, радость открытия.

Эстетические чувства выражают отношение к реальным объектам и событиям жизни через искусство (живопись, архитектуру, скульптуру, музыку), например эстетическое наслаждение, восторг.

Эмоции — рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Эмоции не возникают сами по себе, источником эмоций является объективная действительность в ее соответствии с потребностями личности. Классификация эмоций представлена на рис. 13.7.

Большое разнообразие отрицательных эмоций дает возможность более успешно адаптироваться к неблагоприятным факторам, о характере которых очень успешно и тонко сообщают данные эмоции.

Рис. 13.7. Классификация эмоций

Согласно информационной теории П.В.Симонова эмоция есть функция потребности и информации обо всех средствах, необходимых для ее удовлетворения:

где Э — эмоция;/ — функция потребности; П — потребность; Ин — информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис — информация, имеющаяся в данный момент.

Положительные эмоции возникают, если возрастает вероятность достижения цели в результате поступления новой информации (Ис > Ин). Отрицательные эмоции возникают при снижении вероятности достижения цели (Ин > Ис). Дефицит информации обычно порождает отрицательные эмоции страха, испуга. Отрицательные эмоции вызывают истощение организма (астенические эмоции), тогда как положительные эмоции стимулируют адаптивные возможности, повышают тонус (стенические эмоции). В определенной степени это связано с тем, что в последнем случае в организме выделяются эн- дорфины, оказывающие анальгезирующее (обезболивающее) действие.

По теории функциональных систем П.К.Анохина эмоции возникают в результате несоответствия полученного результата планируемому в акцепторе результата действия. Если полезный приспособительный результат превышает планируемый, то возникают положительные эмоции; если результат деятельности меньше, чем планировалось, то возникают отрицательные эмоции, стимулирующие новую деятельность. При соответствии полезного результата акцептору возникает состояние эмоционального комфорта (равновесия).

Формы переживания эмоций:

  • • настроение — общее эмоциональное состояние, которое в течение длительного времени сохраняется у человека. Настроение может быть веселым и печальным, бодрым и вялым, возбужденным и депрессивным. Настроение, как правило, не замечают, оно зависит от удовлетворения и неудовлетворения жизнью, работой, семьей, состоянием здоровья;
  • • страсть — устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Например, страсть к компьютерным и азартным играм, хоккею;
  • • аффект (эмоциональная буря) — кратковременная бурно протекающая эмоциональная реакция, которая носит характер эмоционального взрыва;
  • • стресс — состояние перенапряжения при больших физических и умственных перегрузках.

Функции эмоций:

  • • оценочная — обобщенная оценка событий; их полезности или вредности. Она более очевидна для таких эмоций, как стыд, ненависть, гнев;
  • • побуждающая — запускает поведение для удовлетворения доминирующей потребности и мотивации. Побуждающая сила эмоций связана с тем, что они представляют мотивы в сознании, т.е. делают мотивы осознанными;
  • • подкрепляющая — влияние эмоций на образование и угасание условных рефлексов, обучение и формирование памяти. Возникновение положительной эмоции при обучении или выработке условного рефлекса служит «наградой», поощряющей дальнейшую деятельность. Появление отрицательной эмоции ведет к прекращению деятельности, избеганию этого состояния в результате соответствующего поведения;
  • • компенсаторная — мобилизует физиологические и психические резервы организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребностей;
  • • переключающая — изменяет направленность поведения. Она особенно ярко проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой формируется доминирующая мотивация;
  • • коммуникативная — обеспечивает выражение и восприятие неречевых форм коммуникации: мимики, жеста, походки, интонации, позы (язык человеческих чувств). До 90% эмоционального межличностного общения при устной речи происходит на невербальном уровне.

Структуры головного мозга, ответственные за возникновение эмоций:

  • • гипоталамус (критическая структура для возникновения эмоций: перерезка ствола ниже него выключает эмоции); является главной структурой, формирующей витальные (биологические) потребности и эмоции. Стимуляция латерального гипоталамуса формирует положительные эмоции, медиального — отрицательные;
  • • миндалевидное тело височной доли — обеспечивает выделение доминирующей мотивации и играет решающую роль в реализации переключающей функции эмоций, т.е. выборе поведения, соответствующего не только той или иной мотивации, но и условиям ее удовлетворения (влияние осуществляется через хвостатое ядро). При электрической стимуляции возникают эмоции страха, гнева, ярости. Удаление подавляет агрессивность и связанные с ней эмоции, приводит к нарушению однократного обучения, требующего участия сильной отрицательной эмоции, нарушает половое и пищевое поведение;
  • • гиппокамп — реагирует на сигналы с низкой вероятностью подкрепления, расширяет круг извлекаемых энграмм (следов) памяти, компенсирует недостаток информации в ситуации неопределенности. В гиппокампе формируется память о пережитых эмоциях;
  • • лобная кора — имеет важное значение для формирования высших эмоций, связанных с социальными отношениями и творчеством, а также обеспечивает социализацию биологических эмоций;
  • • височная кора — участвует в распознавании эмоциональных реакций других людей, а также участвует в выражении эмоций;
  • • поясная извилина — имеет наиболее обширные связи с другими отделами мозга. Предположительно, она выполняет функцию высшего координатора систем мозга, участвующих в формировании эмоций;
  • • лимбическая система головного мозга — принимает участие в формировании эмоций, обучении и памяти, имеет большое значение в формировании эмоций, сопровождающих агрессивнооборонительные, пищевые и сексуальные реакции. Функциональная асимметрия полушарий и организация эмоций:
  • • левое полушарие контролирует преимущественно положительные эмоции, быстрее реагирует на слайды с выражением радости, уменьшает степень тревожности;
  • • правое полушарие вызывает сдвиг в эмоциональной сфере в сторону отрицательных эмоций, быстрее реагирует на слайды с выражением печали, распознает эмоциональную интонацию речи и окраску голоса.

Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность. Эмоции, особенно положительные, играют роль мощных жизненных стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. Все это дает основание считать, что эмоция — состояние высшего подъема духовных и физических сил человека.

4. Физиология эмоций

Одним из проявлений высшей нервной деятельности человека являются эмоции. Они представляются собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности.

Эмоция (от лат. «emovere» – возбуждать, волновать) – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективное явление, а субъективное к нему отношение.

Эмоции (например, гнев, страх, радость) принято отличать от общих ощущений (таких, например, как голод, жажда). Возникновение общих ощущений связано с возбуждением определенных рецепторов, а эмоции не имеют собственных рецептивных полей. Такие субъективные переживания, как страх или гнев трудно связать с определёнными рецепторами, поэтому они обозначаются не как ощущения, а как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в их нерегулярном, спонтанном возникновении.

Но эмоции и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение состояния внутренней среды, поэтому их разделение достаточно условно. Следует также заметить, что не все субъективные переживания относятся к эмоциям.

По классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева, различают следующие виды эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и предметные чувства.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными вегетативными и соматическими проявлениями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они проявляются в ответ на уже фактически возникшую ситуацию.

Собственно эмоции – длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации, поэтому способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.

Предметные чувства возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

По критерию длительности эмоциональных проявлений выделяют, во-первых, эмоциональный фон (или эмоциональное состояние), во-вторых, эмоциональное реагирование. Указанные два класса эмоциональных явлений подчиняются разным закономерностям. Эмоциональное состояние в большей степени отражает общее отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связано с его личностными характеристиками, а эмоциональное реагирование – это кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер.

Функции эмоций

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют следующие функции эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная, или оценочная функция выражается в обобщенной оценке событий, что позволяет оценить полезность или вредность воздействующих на организм факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Приспособительная роль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражителя, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженное переживание определенной окраски. Это приводит к моментальной мобилизации всех систем организма для ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель.

Для разных эмоций оценочная функция свойственна в неодинаковой степени. Она более выражена для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, и менее характерна для удовольствия, радости, скуки и страдания, так как не всегда удается определить их причины.

Побуждающая функция связана с тем, что эмоции побуждают организм к поиску решения задачи или удовлетворения потребностей. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция отражает участие эмоций в процессах обучения и накопления опыта. Возникающие в результате взаимодействия со средой положительные эмоции способствуют накоплению полезных навыков и действий, а отрицательные эмоции заставляют уклоняться от вредных факторов.

Переключательная функция особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Наиболее ярко эта функция проявляется в экстремальных ситуациях, когда мобилизуются резервные возможности организма и его физиологическая активность переключается на аварийный режим.

Коммуникативная функция позволяет человеку передавать свои переживания другим людям; проявляется в словах, интонациях, мимике, жестах, позах, движениях, которые являются средством сообщения эмоций.

Физиологическое выражение эмоций

Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, охватывающими организм. Эти изменения функций бывают столь интенсивными, что представляются подлинной «вегетативной бурей». Однако в этой «буре» есть определенный порядок. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме.

Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц. Если в обычных условиях отдельные группы мышечных волокон включаются в работу поочередно, то в состоянии эмоционального напряжения они могут включаться одновременно. Кроме того, блокируются процессы, тормозящие мышечную деятельность при утомлении. Нечто подобное происходит в других системах организма, благодаря чему эмоциональное возбуждение мгновенно мобилизует все имеющиеся у организма резервы.

Одновременно угнетаются реакции и функции организма, которые в данный момент не являются жизненно необходимыми. В частности, тормозятся функции, связанные с процессами накопления, ассимиляции энергии, возрастают процессы диссимиляции, предоставляя организму необходимые энергетические ресурсы.

При проявлении эмоций изменяется субъективное состояние человека. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимаются воздействия окружающей среды.

При всем многообразии проявлений эмоций в них можно выделить три основных компонента – соматический, вегетативный и субъективное переживание.

Соматический, или двигательный компонент формирует внешнее выражение эмоций, которое проявляется в двигательных реакциях (мимике, жестах, позах) и в уровне тонического напряжения мышц. Эти реакции настолько информативны, что рассматриваются как один из каналов коммуникативной функции, который не утратил своей значимости и для человека, обладающего вербальной коммуникацией. Вместе с тем данные проявления в наибольшей степени подвержены произвольному контролю. Для большинства людей не представляет больших трудностей подавить (или наоборот – имитировать) те или иные двигательные проявления. С большим трудом поддается контролю и коррекции речевой компонент (тембр, громкость, скорость и, тем более, смысловая составляющая речи). Голос человека является одним из наиболее чувствительных индикаторов эмоционального состояния. Во многих случаях внешнее выражение эмоций определяется социальными стереотипами поведения.

Вегетативный, или висцеральный компонент обусловлен изменениями активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, что обеспечивает готовность всех внутренних органов к предстоящей реакции организма. Вегетативные проявления эмоции весьма разнообразны: изменение электрического сопротивления кожи, частоты сердечных сокращений, кровяного давления, температуры кожи, гормонального и химического состава крови, расширение и сужение сосудов и другие реакции. Эти изменения вторично влияют на состояние психики. Вегетативный компонент характеризуется низкой управляемостью и практически не поддается контролю сознания.

Субъективные переживания – компонент, объективная оценка которого наиболее затруднительна, но для человека она в то же время и наиболее существенна. Это стержневая основа описываемого явления. Будучи по своему генезу первичным или вторичным звеном, причиной или следствием, субъективные переживания представляют высший уровень комплексной реакции человека. Вместе с тем этот компонент без специального обучения плохо поддается контролю и управлению.

Теории эмоций

Периферическая теория Джеймса–Ланге утверждает, что эмоции являются вторичным явлением, отражением изменений, происходящих во внутренних органах и скелетных мышцах. После восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Джеймс утверждал, что мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим. Ошибочность теории Джеймса–Ланге состоит в том, она сводит эмоции лишь к определенным вегетативным или соматическим изменениям на периферии и не учитывает роль центральных нервных структур. Кроме того, физиологические сдвиги имеют слишком неспецифический характер и потому сами по себе не могут определять качественное своеобразие и специфику эмоциональных переживаний.

Таламическая теория Кеннона–-Барда в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга – таламус. Согласно этой теории, при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся. Часть из них направляется в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции. Другая часть поступает в гипоталамус, который отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

Биологическая теория П.К. Анохина подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. В поведении условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая – в основном негативной окраски, вторая, напротив, позитивной. Как правило, любая неудовлетворенная потребность сопровождается отрицательными эмоциями, а удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. С точки зрения П.К. Анохина, эти эмоции могут возникать не только при удовлетворении потребностей, но и при достижении какой-либо социальной цели, если результат деятельности отвечает планам, запросам, притязаниям личности. Если же наблюдается рассогласование между ожидаемым и реальным результатом, то возникающие в этой ситуации отрицательные эмоции побуждают человека к поиску более эффективных путей для достижения целей.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и, особенно, при недостаточной информации; положительные – при получении достаточной информации, особенно когда она оказывается лучше ожидаемой.

С точки зрения П.В.Симонова, эмоция – это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и раннее приобретенного индивидуального опыта.

Любая эмоция, возникающая на основе той или иной потребности, как правило, сопровождается возникновением отрицательных эмоций; процесс удовлетворения потребностей сопровождается положительными эмоциями. Положительная эмоция удерживается недолго, так как удовлетворение потребности приводит к ее угасанию. Для удовлетворения потребностей организм нуждается в информации, которую он будет использовать в построении поведения. Исходя из этого, П.В. Симонов определяет эмоцию как отражение мозгом величины потребности и вероятности ее удовлетворения. Эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать для удовлетворения потребностей и тем, что на самом деле известно.

Возникновение эмоций выражается в следующей структурной формуле:

Э = f (П ( Ин – Ис)),

где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта (дефицит информации); Ин – информация о средствах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о существующих средствах и времени, которыми реально располагает субъект в данной ситуации, т.е. информация, существующая в данный момент.

Положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с раннее существующим прогнозом (при «мгновенном срезе») или в ситуации возрастания вероятности достижения цели (если генез эмоций рассматривать в его динамике). Отрицательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или на падение вероятности достижения цели в процессе деятельности субъекта.

Согласно теории П.В. Симонова многообразие эмоций определяется многообразием потребностей. П.В. Симонов полагает, что функция прогнозирования вероятности удовлетворения потребности поделена между двумя информационными структурами мозга – фронтальными отделами новой коры и гиппокампом. Фронтальная кора ориентирует поведение на высоко вероятные события, в отличие от гиппокампа, реагирующего на сигналы маловероятных событий.

Нейроанатомия эмоций

Все вышеперечисленные теории доказывают, что источником эмоций являются определенные структуры центральной нервной системы. Первая наиболее стройная теория – теория о нервном субстрате эмоций – принадлежит Дж. Пейпецу (1937 г.). Он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций, которая представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус – передневентральное ядро таламуса – поясную извилину – гиппокамп – мамиллярные ядра гипоталамуса. Эта система получила название круга Пейпеца. Позднее, учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложено было назвать ее и связанные с ней другие структуры мозга лимбической системой. Источником возбуждения в этой системе является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий.

Поясная извилина, по Дж. Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому, как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепь замыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного выражения эмоций.

Однако сегодня гипотеза Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Под сомнение ставится роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина.

Современные физиологи рассматривают гипоталамус как исполнительную систему, в которой интегрируются двигательные и вегетативные проявления эмоций. Благодаря гипоталамусу все эмоциональные реакции приобретают конкретную вегетативную окраску, поскольку он является основным регулятором активности нейронов парасимпатической и симпатической нервной системы. В норме положительные эмоции умеренной интенсивности связаны преимущественно с парасимпатическими реакциями. Отрицательные эмоции (особенно при болевых ощущениях) – с симпатическими. При сильном эмоциональном возбуждении нисходящие гипоталамические влияния не ограничиваются одним из отделов вегетативной нервной системы, вследствие чего как симпатические, так и парасимпатические реакции ярко выражены.

Поясная извилина, обладая обширными двусторонними связями со многими подкорковыми структурами, выполняет функцию высшего координатора различных систем мозга, вовлекаемых в эмоциональную реакцию, а также является рецептивной областью эмоциональных переживаний.

Важную роль в обеспечении эмоций играет ретикулярная формация ствола мозга. Особый ее отдел – голубое пятно – имеет отношение к пробуждению эмоций. От голубого пятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры идут нервные пути, по которым пробудившаяся эмоциональная реакция широко распространяется по всем структурам мозга.

Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной долям коры головного мозга.

Электрическая стимуляция миндалины вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко удовольствия. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения.

Поражение лобных долей коры ведет к глубоким нарушениям эмоциональной сферы: развивается эмоциональная тупость, и растормаживаются низшие эмоции и влечения. Высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями и творчеством, нарушаются. Наблюдаются изменения в настроении – от эйфории до депрессии, утрата способности к планированию, апатия. При повреждении височных долей мозга изменяется эмоционально-аффективное поведение. Человек становится либо необузданно агрессивным, либо апатичным и безразличным ко всему окружающему. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации и выразительность речи у человека.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере «правополушарного человека» в сторону отрицательных эмоций. Настроение его ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение таким же способом правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связано с его преимущественными воздействиями на правое полушарие мозга.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария, оно ухудшается при его поражении. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознание эмоциональной окраски голоса.

Таким образом, левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое – отрицательных.

Успехи в развитии нейрохимии привели к представлению, что возникновение любой эмоции имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии. Установлена определенная зависимость между модальностью эмоций и нейрохимическими процессами в мозговых структурах. Так, чувство страха связывают с повышением уровня норэпинефрина, а также дефицитом гамма-аминомасляной кислоты и серотонина в миндалевидном комплексе. Агрессия наблюдается при избытке серотонина в латеральном гипоталамусе и недостатке серотонина в лимбической системе. К развитию чувства удовольствия причастны базальные ганглии с участием дофамина, а также такие биологически активные вещества, как эндорфины. Панические атаки, генерализированная тревога, фобии (страхи) отмечаются при дефиците гамма-аминомасляной кислоты и серотонина. С ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его истощение вызывает состояние депрессии. Один и тот же гормон (медиатор) в зависимости от обстановки может вызывать различные переживания. В частности, и гнев, и эйфория связаны с адреналином.

Было бы очень большим упрощением связывать определенный вид эмоций с каким-либо конкретным медиатором, гормоном или другими биологически активными веществами. По всей видимости, специфичность структур в сочетании с нейрохимической специфичностью, разнообразной афферентацией, мнестическими и эвристическими процессами и порождает множество чувств, переживаний, настроений и других проявлений эмоций. Имеющиеся данные позволяют предположить, что мозг располагает специальной системой, которая, по существу, является биохимическим анализатором эмоций. Этот анализатор, по-видимому, имеет свои рецепторы, он анализирует биохимический состав внутренней среды мозга и интерпретирует его в категориях эмоций и настроения.

Многообразие эмоций

Имеется несколько критериев, лежащих в основе классификации эмоций. Во-первых, выделяют эмоции высшие и низшие.

Низшие эмоции, наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека, подразделяются на два вида:

1) гомеостатические, проявляющиеся в виде беспокойства, поисковой двигательной активности, направленные на поддержание гомеостаза организма и носящие всегда отрицательный характер;

2) инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом самосохранения и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Эмоции бивалентны – они или положительны, или отрицательны. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей и отражают успешность поиска пути для достижения цели. Они определяют такое состояние организма, которое характеризуется активными усилиями, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Неудовлетворенные потребности обычно сопровождаются отрицательными эмоциями, которые стимулируют организм к поисковой деятельности. Эти эмоции играют значительную роль при возникновении потребностей защитного характера, в меньшей степени – пищевой мотивации. Положительные эмоции более значимы в таких типах поведения, как исследовательская активность, игровая деятельность, забота о потомстве, т.е. в тех ситуациях, где отказ от деятельности непосредственно не угрожает существованию животного или человека.

Отрицательные эмоции могут быть выражены в двух формах: стенической (греч. sthenos – сила) и астенической. Стенические эмоции (гнев, ярость, страх) побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции (тоска, ужас, печаль) расслабляют человека, парализуют его силы, т.е. протекают на фоне подавления энергетического потенциала.

В физиологической психологии существует теория дифференциальных эмоций, которая описывает фундаментальные эмоции. К их числу относятся интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эта теория постулирует, что:

— десять фундаментальных эмоций составляют основную мотивационную систему человеческого существования;

— каждая такая эмоция обладает уникальной мотивацией;

— разные эмоции (например, радость, печаль, гнев, стыд) характеризуются четкими различиями во внешних выражениях: в мимике, вегетативных реакциях;

— эмоции взаимодействуют между собой и способны активировать, усиливать или ослаблять друг друга;

— эмоции взаимодействуют с гомеостатическими, перцептивными, познавательными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Каждая фундаментальная эмоция имеет: 1) специфическую внутренне детерминированную основу; 2) характерные мимические или нейромышечные выразительные комплексы; 3) отличающееся от других эмоций субъективное описание.

Взаимодействуя, фундаментальные эмоции формируют довольно устойчивые комплексы (например, тревожность, депрессию, враждебность). Все остальные эмоции являются эмоциональными оттенками.

Также эмоции подразделяют и по степени выражения, к примеру: радость – восхищение – восторг; грусть – печаль – тоска; ярость – ненависть – гнев.

Эмоции и здоровье

Влияние эмоций на здоровье человека отмечали ещё Н.И. Пирогов и И.П. Павлов. Люди, у которых преобладают положительные эмоции, болеют реже и с меньшими осложнениями. Результаты последних исследований позволяют предположить, что эмоциональный настрой влияет на иммунную систему, снижая или повышая сопротивляемость болезням. Например, у человека, длительно испытывающего гнев, больше шансов заболеть ОРЗ или другими инфекционными заболеваниями. Организм становится благоприятной почвой для инфекций, если человек длительно переживает негативную эмоцию или стресс.

Положительные эмоции значительно повышают продуктивность деятельности и активность, предотвращают развитие утомления, непосредственно влияют на качество деятельности. Оказывают влияние на восприятие, мышление и устремления, фильтруют информацию, которую человек получает с помощью чувств, активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки.

Эмоции влияют на память. Легче и прочнее запоминается эмоционально окрашенная информация. Русский физиолог И.С. Бериташвили объяснил это следующим образом: при эмоциональном возбуждении древний мозг усиленно влияет на неокортекс, в результате складываются условия для многократного протекания по нейронным кругам запоминаемой информации и ее прочной фиксации в долговременной памяти.

Часто возникающие, накладывающиеся друг на друга отрицательные эмоции могут вызвать нарушение физиологических процессов в организме: изменения в эндокринной и вегетативной системах, психике. Эти нарушения дезорганизуют работу внутренних органов. Общеизвестна связь между сильными эмоциональными переживаниями и развитием сахарного диабета, гипертонии, инфаркта миокарда и т.д. Расстройства эмоциональной сферы выступают на первый план и при неврозах. Трудности с выходом из негативных переживаний ведут к психической и физиологической дезорганизации, формированию невротических симптомов.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Обоснуйте отличия эмоций от общих ощущений, аффектов, предметных чувств.

2. Определите функции эмоций, их роль в целенаправленном поведении, процессах обучения и накопления опыта.

3. В чем заключаются основные различия эмоций и мотиваций?

4. Рассмотрите физиологическое выражение и содержание структурных компонентов эмоций.

5. Проанализируйте различные теории эмоций, их достоинства и недостатки

6. Опишите возникновение эмоций с позиции информационной теории П.В. Симонова.

7. Назовите основные нервные субстраты эмоций. Дайте объяснение эмоциональной асимметрии мозга.

8. Рассмотрите специфику эмоционального поведения «правополушарного» и «левополушарного» человека.

9. Рассмотрите классификации эмоций. Охарактеризуйте теорию дифференциальных эмоций.

FAQ: Физиология эмоций

Здесь я бы хотел вспомнить нашего выдающегося физиолога академика Петра Кузьмича Анохина, который является автором теории функциональных систем. Это наш физиологический базис, и это ключ к пониманию множества проблем, которые могут возникнуть у человека при рассмотрении различных вопросов, связанных с жизнедеятельностью организма. Согласно представлениям Петра Кузьмича Анохина и его научной школы эмоции возникают при обработке параметров полученных результатов действия в так называемом акцепторе результатов действия.

После полученного результата деятельности происходит сравнение полученных результатов с ожидаемыми, то есть с теми, которые организм предполагает получить в результате своей деятельности. И если полученные результаты не совпадают с ожидаемыми, возникает эмоция отрицательного знака, что неприятно, но это мобилизует организм на поиск оптимального решения для достижения результата, который был запрограммирован изначально до начала деятельности, результата, необходимого в конечном итоге для выживания.

Еще важно помнить о принципе доминанты, предложенном Алексеем Алексеевичем Ухтомским: в каждый момент времени доминирующей является какая-то главная для выживания организма мотивация. Таким образом, организм в конечном итоге через неприятные эмоции достигает тех или других важных для выживания результатов, которые адаптируют этот организм к условиям жизни.

Чем сильнее эмоции возникают, тем скорее в какой-то степени организм дойдет до того результата, который поставлен и который важен для выживания особи, вида и, может быть, всей популяции. Если результат достигается через какие-то пробы и ошибки, через отрицательные результаты, то награда — позитивные эмоции, удовольствие, которое подтверждает важность и факт удовлетворения потребности, достижения того или другого результата, актуального в данный момент времени. Вкратце такова концепция Петра Кузьмича Анохина.

5. Об отрицательных эмоциональных застойных явлениях

Отсюда мы можем уже отталкиваться, для того чтобы перейти к пониманию сложных процессов в ситуации, когда возникают длительно персистирующие отрицательные эмоциональные возбуждения в мозге. Субстратом для суммации негативных эмоций могут являться «круги» в лимбической системе, способные обеспечивать длительную циркуляцию эмоционального возбуждения отрицательного знака в структурах, таких как перегородка, миндалина, гипоталамус, гиппокамп, большой круг гиппокампа (круг Папеца) и другие.

Таким образом, при таком хроническом состоянии невозможно одномоментно остановить эти эмоциональные застойные процессы, как бы нам ни хотелось. Это приводит к тому, что организм может попасть в ситуацию, когда требуется длительное время для выхода из отрицательного эмоционального состояния. Иногда даже нужно полностью сменить афферентацию, на какое-то продолжительное время уехать на море, в горы, в деревню, как делали в России дворяне. Интересно отметить, что, в отличие от отрицательных, положительные эмоции не суммируются. Они приятны, но они проходят и не накладываются друг на друга. Опасность длительных отрицательных эмоций — в их особенности суммироваться.

6. Перспективы в исследованиях эмоций

Ученые активно работают в плане постижения различных сложных механизмов эмоциональных состояний. Отсюда возникает очень много насущных проблем, например генетическая предрасположенность к эмоциональным состояниям. Известно, что в популяции всегда есть особи, которые более или менее эмоциональны. Мы видим это не только у человека, но и у собак, крыс и других видов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *