Международно правовые основы авторского права

Тема 14. Право интеллектуальной собственности

  1. Международно-правовые основы авторского права.

  2. Международно-правовая охрана смежных прав.

  3. Международно-правовая охрана промышленной собственности.

  1. Международно-правовые основы авторского права.

В последние годы в международном частном праве объекты авторского и патентного права стали объединяться в одну общую группу, получившую наименование «интеллектуальная собственность».Основной причиной такой постановки вопроса стало принятие 14 июля 1967 г. Стокгольмской конвенции «Об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности» (ВОИС), членами которой к настоящему времени являются более 130 государств, включая Беларусь.

Согласно ст. 2 Конвенции термин «интеллектуальная собственность» включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите от недобросовестной конкуренции и др.

Таким образом, интеллектуальная собственность включает объ­екты авторского права, смежных прав и промышленной собственно­сти Общим для них является то, что все они относятся к результатам творческой деятельности, т.е. по своему содержанию они относятсяк абсолютным правам: только правообладатель может использовать произведение с целью извлечения имущественной выгоды, а все третьи лица обязаны воздерживаться от нарушения его права и не могут использовать произведение или изобретение без его согласия. Таким образом, права на интеллектуальную собственность имеют исключительный характер. Специфика этих прав заключается также в том, что их объекты по своему существу нематериальны. Эти права возникают в соответствии с законами конкретного государства и их юридическая защита, какправило, ограничивается его территорией. Поэтому приобретение автором произведения определенных прав в данной странене влечет их автоматического признания в другом государстве.

Территориальный характеравторского права означает, что произведение, первоначально опубликованное в одной стране, затем может быть переведено и издано в другом государстве без согласия автора и без выплаты ему гонорара. В связи с тем, что здесь такое произведение не будет охраняться авторским правом, ни автор, ни издательство, впервые выпустившие его в свет, не могут возражать против действий такого рода. Поэтому в течение длительного времени сохранялось положение, при котором книгоиздатели и продавцы издавали и реализовывали в различных странах произведения зарубежных авторов, не выплачивая им гонораров.

Факт изобретения, открытия или другого технического достижения должен быть удостоверен решением компетентного государственного органа (как правило, патентного) и оформлен посредством выдачи автору специального охранного документа: патента, свидетельства или специального диплома. После этого у него возникает субъективное право на изобретение. Однако подобного рода охранные документы имеют юридическую силу только на территории государства, в котором они были выданы. Поэтому для приобретения права на данное изобретение в другом государстве требуются подача заявки и выдача самостоятельного патента или иного охранного документа в данной стране. При этом речь будет идти не о признании возникшего ранее в другом государстве права на изобретение, а о возникновении нового субъективного права.

Формы и способы охраны прав на изобретения также полностью определяются внутренним законодательством конкретного государства. При этом, в случае выдачи патента исключительное право на изобретение, как правило, предоставляется патентообладателю, который может воспользоваться им сам, разрешить использовать свое изобретение третьему лицу или вообще не предоставлять его для использования никому. В случае нарушения патента по решению суда с виновных могут быть взысканы убытки и наложен арест на изделие, созданное с использованием изобретения или открытия.

Основным средством преодоления территориального характера авторского и патентного права является заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране прав на интеллектуальную собственность. Их разработка и принятие позволяют правам, возникающим по законам одного государства, действовать и охраняться на территории другого в соответствии с его законодательством. Иностранцы в этом случае получают возможность обладать правомочиями, предоставленными местными законами, а их национальные законы, как правило, не учитываются и не применяются.

Создание международной системы охраны авторских прав отно­сится к концу XIXвека. В1886 г. была подписанаБернская кон­венция об охране литературных и художественных произведений(в дальнейшем- Бернская конвенция). Страны, подписавшие Бернскую конвенцию, образовали Берн­ский союз дляoxpaны прав авторов на их литературные и художественные произведения. В Бернской конвенции участвует большое число государств (свыше 150 стран). Документ неоднократно пересматривался на международных конференциях, проходивших в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948 (Брюсселе), 1967 (Стокгольме) и 1971 годах (Париже.). Для cтран-участниц конвенция действует в различных редакциях. (Беларусь присоединилась к Конвенции в ред. Парижского акта 1971 г..).1.Административные функции Бернского союза выполняет Все­мирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

В соответствии с данным документом к числу охраняемых относятся авторские права на литературные и художественные произведения и сборники, в том числе на продукты кинематографического, фотографического, хореографического, музыкального и драматического творчества.

Для определении субъектов охраны в Бернская конвенции использован географический критерий: предпочтение отдается стране происхождения (первого опубликования). В соответствии со ст. 5 Бернской конвенции авторы — граждане какой-либо страны Бернского союза пользуются в других странах Союза в отношении своих произведений, как опубликованных, так и неопубликованных, правами, которые «предоставляются в настоя­щее время законами этих странсвоим гражданам».Такая же охрана предоставляется авторам — гражданам государств, не участвующих в Бернской конвенции, в отношении произведений, опубликованных ими впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.

По Бернской конвенции в редакции 1971 г. правовая охрана предоставляется гражданам стран Бернского союза и в тех случаях, когда их произведение было впервые опубликовано вне территории стран Союза.

Согласно Бернской конвенции, срок охраны авторского права составляет все время при жизни автора и 50 лет после eго смерти.Но если по закону страны Союза, в которой предъявляется требование об охране, срок является более продолжительным, то применяется установленный в данной стране срок. В этом случаеон не может быть более продолжительным, чем срок действия авторского права, который установлен в стране, где произведение было впервые опуб­ликовано1.

В случае конкретного спора срок охраны авторского права Бернской конвенции не может быть более продолжительным, чем срок действия авторского права, который был установлен в стране, где спорное произведение было впервые опубликовано. Это означает, например, что в Германии, по законодательству которой срок охраны произведений составляет период жизни автора и 70 лет после его смерти, переизданные произведения белорусских авторов будут охраняться лишь в течение 50 лет после их смерти, т.к. именно такой срок охраны авторских прав установлен законодательством Беларуси. Бернская конвенция определяет также сокращенные сроки охраны реализации исключительного права автора на перевод своего произведения. Бернская конвенция определяет также сокращенные сроки охраныреализации исключительного права автора на перевод своего произведения2.

По Бернской конвенции объем прав определяется по закону страны, где предъявляется требование об охране. Субъекту охраны авторских прав предоставляются те же права, которые предоставля­ются национальным законодательством гражданам данной страны. Кроме того, автору предоставляются права, особо предусмотренные Бернской конвенцией. В отношении судебной защиты гражданину каждой страны Союза в любой другой стране Союза предоставляется национальный режим.

Бернской конвенцией установлено исключительное право автора на перевод своих литературных и художественных произведений, воспроизведение экземпляров произведения, публичное исполнение музыкальных и драматических произведений, передачу своих произ­ведений по радио, телевидению и т.п.Конвенция ограничивает возможность свободного использования литературных и художественных произведений за границей, оговаривая обязательные условия получения согласия обладателей авторских прав опубликование таких произведений, выплаты авторского гонорара и т.д. поэтому Конвенция не отвечает в ряде случаев интересам развивающихся стран

В 1952 году в Женеве была подписана Всемирная конвенция об авторском праве(Всемирная конвенция). (вступила в силу для Республики Беларусь 27 мая 1973 г.)

Инициаторами принятия новой конвенции стали государства, считающие для себя нежелательным участие в Бернской конвенции, которая содержала жесткие требования к национальному законодательству своих стран-участниц. В настоящее время в Женевской конвенции участвует более 90 государств.

Отличие между Бернской и Женевской конвенциями состоит в следующем: Бернская направлена на установление относительно однообразного правового режима охраны авторских прав в странах-участницах; основная цель Всемирной конвенции — обеспечить защиту авторских прав иностранцев в соответствии с национальным законодательством государств-членов. Тем самым Женевская конвенция в меньшей степени, чем Бернская, требует унификации национально-правовых норм стран-участниц. По своему содержанию она носит более универсальный характер, что делает возможным участие в ней государств с различным законодательством в области авторского права.

Всемирная конвенция (как и Бернская конвенция) исходит из принципа национального режима. Но, в отличие от нее, этот прин­цип здесь играет большую роль3. Всемирная конвенция предоставля­ет основное регулирование национальному законодательству. Она носит более универсальный характер, что делает возможным участие в ней стран с различным законодательством в области авторского права. Присоединение к Всемирной конвенции в меньшей степени требует внесения изменений и дополнений во внутреннее законода­тельство.

Всемирная конвенция предусматривает охрану в странах — уча­стницах прав всех лиц, произведения которых впервые опубликова­ны на территории одной из этих стран. Гражданам стран-участниц обеспечивается охрана и в том случае, когда их произведения впервые опубликованы за пределами стран-участниц.

Охрана авторского права относится и к правопреемникам автора — физическим и юридическим лицам. Неопубликованные произведе­ния охраняются только в том случае, когда автор является граждани­ном одной из стран-участниц.

Во Всемирной конвенции не раскрываемся содержание автор­ских прав, дается лишь примерный перечень охраняемых произведений литературы, науки и искусства, включая письменные, музыкальные, драматические, кинематографические произведения, а также произведения живописи, графики и. скульптуры. Государства в своем национальном законодательстве вправе расширить этот перечень.

Конвенция предусматривает охрану прав на выпущенные в свет (опубликованные) и не выпущенные в свет (неопубликованные) произведения граждан государств-участников, причем даже в том случае, если это произведение впервые было опубликовано на территории страны, не участвующей в Конвенции (ст. II). При этом в соответствии со ст. IV под выпуском произведения в свет следует понимать «воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительского восприятия». Из этого следует, в частности, что музыкальное произведение будет считаться выпущенным в свет не в момент его исполнения, а в момент выхода из печати нот.

В соответствии со Всемирной конвенцией обладатель авторско­го права имеет исключительное право на перевод или переиздание своего произведения. Нельзя в другой стране издать произведение без разрешения того издательства, которое впервые издало его, и без уплаты соответствующего вознаграждения.

Статья Ш Конвенции закрепляет процедуру упрощения формальностей, необходимых для приобретения зашиты авторского права. Так, если по внутреннему законодательству какого-либо государства-участника условием охраны авторского права является соблюдение ряда формальностей (депонирование, регистрация, нотариальное удостоверение, уплата сборов и т. п.), то в отношении всех охраняемых Конвенцией произведений эти требования считаются выполненными при соблюдении следующих двух условий:

  1. Если данное произведение впервые выпущено в свет вне территории страны, где испрашивается охрана, и если автор не является гражданином этого государства;

  2. Если, начиная с первого выпуска в свет произведения, все его экземпляры, изданные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет.

Если перечисленные выше условия отсутствуют, то государство, где испрашивается охрана, может требовать соблюдения всех формальностей и условий, необходимых для приобретения и реализации авторского права, в том числе и процессуального характера при рассмотрении дел о защите авторских прав в суде.

Срок охраны авторского права во Всемирной конвенции опреде­ляется по закону страны-участницы, в которой предъявляется требо­вание об охране, однако он не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти.

Помимо указанных международно-правовых актов универсального характера определенную роль в деле охраны авторских и смежных прав играют региональные соглашения. В качестве примера здесь можно привести панамериканскую Конвенцию о литературной и художественной собственности, подписанную в 1889 г. в Монтевидео, иСоглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенное государствами — членами СНГ в 1993 г. в Москве.

Со­глашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав вступило в силу для Республики Беларусь 4 декабря 1997 г. Это соглашение включает договоренности:

— об обеспечении на территориях государств-участников Со­глашения выполнения международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.);

— об осуществлении необходимых мер для развития и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований, в частности, Бернской конвен­ции об охране литературных и художественных произведений, Же­невской конвенции об охране интересов производителей фонограмм.

Введение

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА НА НЕЕ

  1. Понятие интеллектуальной собственности
  2. Основные особенности прав на интеллектуальную собственность

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА

1. Бернская конвенция (1886 г.) старейший источник авторского права

2. Дальнейшее совершенствование международного авторского права

3. Международно-правовая охрана смежных прав

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Авторское право — часть национального гражданского права и раздел международного частного права, регулирующие права авторов произведений науки, литературы и искусства. Это, прежде всего, исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения. По российскому законодательству и в ряде других стран охраняется в течение жизни данного человека плюс 50 лет; если такое право предоставлено фирме, то оно охватывает 75 лет со дня первой публикации; экономическая жизнь (срок службы) авторского права может быть существенно короче, чем предусматривается законодательством.

Авторское право первоначально принадлежит на установленный законом срок автору (соавторам). Лишь на некоторые произведения, в том числе научные сборники, энциклопедические словари, периодические издания в целом, оно закреплено за юридическими лицами бессрочно.

Определенные авторские права переходят к наследникам автора, отдельные правомочия могут приобретаться юридическими лицами по авторскому договору. Лица, имеющие производные авторские права, называются правопреемниками автора.

В установленных законом случаях авторское право переходит к государству (например, на произведения, объявленные достоянием государства после истечения срока действия авторского права, а также в случае выкупа последнего).

Переводчики, составители сборников, инсценировщики и другие лица, творчески обработавшие чужие произведения, пользуются авторским правом на результаты такого рода творчества.

Авторское право состоит из ряда правомочий, причем некоторые из них (право авторства, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения) не переходят по наследству или по договору. Право на вознаграждение за использование произведения переходит только к наследникам автора. Права на опубликование, воспроизведение, распространение и перевод на другие языки наследуются и могут быть в том или ином объеме приобретены по договору.

Защита нарушенных прав автора и его правопреемников осуществляется в судебном порядке с помощью исков о восстановлении права (например, путем публикации в печати об авторстве, внесения исправлений), о запрещении выпуска произведения в свет или прекращении его распространения, а также о возмещении причиненных убытков.

Цель представленной работы изучить следующие вопросы:

  1. Понятие международного авторского права.
  2. Основные особенности этой отрасли права и его эволюция.

Тема, рассматриваемая в работе, чрезвычайно актуальна. Ее актуальность возрастает с открытием общества, его демократизацией и рыночными отношениями.

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА НА НЕЕ

1.1 Понятие интеллектуальной собственности

Правовое закрепление понятия «интеллектуальная собственность» дается в Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности 1967г. участником которой является Российская Федерация.

Согласно ст.2 Конвенции 1967г., интеллектуальная собственность это:

литературные, художественные и научные произведения;

исполнительская деятельность артистов, звукозапись, радио- и телевизионные передачи;

изобретения во всех сферах человеческой деятельности;

научные открытия;

промышленные образцы;

товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения, а также другие объекты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Как видно из приведенного перечня, не существует какого-то определенного числа или категорий объектов, которые бы относились к интеллектуальной собственности. Это связано с тем, что процесс развития науки, техники, искусства не может иметь завершенный характер, а, следовательно, постоянно расширяется круг объектов, охватываемых понятием «интеллектуальная собственность».

Интеллектуальная собственность включает объекты авторского права, смежных прав и промышленной собственности. Общим, объединяющим различные виды интеллектуальной собственности является то. что все они относятся к результатам творческой деятельности.

Само понятие «интеллектуальная собственность», несмотря на его закрепление в международной Конвенции, используется достаточно условно. В литературе часто обращается внимание на его неточность. Дело в том, что институт права собственности раскрывают три правомочия владение, пользование и распоряжение каким-либо овеществленным предметом. Нарушение любого из указанных правомочий собственника влечет за собой ответственность со стороны нарушителя.

В случае с интеллектуальной собственностью классические три элемента права собственности не могут охарактеризовать права автора или изобретателя на результаты их деятельности. Так, например, нарушение авторского права может иметь место в случае, когда книга, в которой опубликовано произведение, является «целой и невредимой» и не изымается у автора (т.е. не выбывает из его владения, пользования или распоряжения). Однако права автора при этом все равно нарушаются.

Использование понятия «интеллектуальная собственность» является условным, потому что основной объект права собственности вещь в данном случае не представляет интереса.

Объектом «посягательства» на интеллектуальную собственность является не вещественная форма, а содержание результатов творческой деятельности. Так, например, защите подлежат не книги, не сборники документов, не ноты, а содержащаяся в них информация, которая наряду с официальным печатным изданием может быть выражена в черновиках или отдельных записях автора.

В подтверждение можно привести такой пример. Адвокат по материалам одного из дел, в котором он принимал участие, написал статью, не успев её опубликовать. Коллега, которому была передана копия рукописи, отдает её в печать, не получив предварительного согласия автора (или вообще публикуя статью под своим собственным именем. Что получается? Рукопись реально остается у автора, при этом автор может осуществлять фактическое пользование, владение и распоряжение рукописью, но, несмотря на это, права его уже нарушаются.

Так сложилось исторически: считалось, что только право собственности может защитить результаты творческой деятельности. Именно поэтому наряду с существованием классического понятия права собственности появилось другое понятие «интеллектуальная собственность».

Общим для этих двух понятий является то, что и вещное право (право собственности), и интеллектуальная собственность относятся к категории абсолютных прав: праву собственника соответствует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от нарушения прав собственника. Любое лицо, нарушающее права авторов, изобретателей или исполнителей произведений, будет привлечено к гражданской, административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности. При этом пределы и основания ответственности устанавливаются в национальном законодательстве каждого государства.

1.2 Основные особенности прав на интеллектуальную собственность

Права на интеллектуальную собственность (далее интеллектуальные права), обладают рядом особенностей по сравнению с вещными правами.

В юридической литературе в качестве основной особенности интеллектуальных прав, включая авторские, изобретательские и смежные права, указывается на отсутствие экстерриториального действия этих прав.

Отсутствие экстерриториального действия (или территориальный характер) интеллектуальных прав заключается в том, что лицо, опубликовавшее произведение (или запатентовавшее изобретение) на территории одного государства, будет иметь защиту на территории только этого государства. Для признания авторских и изобретательских прав в других государствах, авторы или изобретатели должны повторно «заявлять» о своих правах: либо путем издания книги (для защиты авторского права), либо путем получения нового патента (для защиты изобретательского права) на территории соответствующего иностранного государства.

В настоящее время такой необходимости в «дублировании» своих действий у авторов и изобретателей уже практически не существует, поскольку в области авторского и изобретательского права принято достаточно много международных конвенций, позволяющих преодолевать «барьер» территориальности. Первоначально на региональном, а впоследствии и на универсальном уровне были приняты международные конвенции, в которые была включена норма о взаимном признании государствами-участниками интеллектуальных прав граждан этих государств.

Помимо территориального характера, интеллектуальные права имеют пял других особенностей. К ним относятся:

ограниченный срок защиты;

специфическое содержание;

особый порядок передачи;

неотчуждаемость исключительных авторских прав;

качественный состав субъектов.

Остановимся подробнее на рассмотрении отмеченных особенностей, перечень которых нельзя считать исчерпывающим.

Срок охраны интеллектуальных прав означает, что пра

12

Тема: Интеллектуальная собственность в международном частном праве

1. Международно-правовые основы авторского права……………………..3

1.1 Многосторонние конвенции об охране авторских прав………………….…3

1.2 Всемирная организация интеллектуальной собственности………………….5

1.3 Соглашения Российской Федерации с другими государствами о

взаимной охране авторских прав…………………………………………………7

2. Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве……………………………………………………………….9

2.1 Международно-правовая охрана авторских прав при использовании интернет-технологий……………………………………………………………..9

2.2 Способы защиты авторского права в Интернете…………………………..10

3. Промышленная собственность в международном частном праве…….11

3.1 Международно-правовая охрана промышленной собственности…………12

3.2 Правовое положение иностранных изобретений в Российской

Федерации. Патент. Авторское свидетельство. Лицензионные договоры. …..13

3.3 Правовая охрана российских объектов промышленной собственности

зарубежом…………………………………………………………………………15

3.4 Право на товарный знак, право пользования наименованием места происхождения товара. Условия регистрации иностранных товарных

знаков в Российской Федерации………………………………………………..17

4. Решение задачи 1……………………………………………………………19

5. Решение задачи 2……………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………………………….21

Международно-правовые основы авторского права.

1.1 Многосторонние конвенции об охране авторских прав

Статье 1255 ГК РФ устанавливается: «Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами».

Также п.3 ст.1256 ГК РФ предусматривает, «исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется: 3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

С развитием средств распространения и признанием прав авторов на охрану двоих произведений за рубежом стали заключаться многочисленные международные соглашения — двусторонние, региональные, многосторонние.

Первыми были двусторонние международные договоры, т. е. такие, в которых участвовали только два государства. В силу очевидной трудности создания системы международной охраны авторских прав на базе двусторонних договоров последние со временем стали заключаться все реже, и все чаще государства обращаются к региональным и многосторонним конвенциям.

Одной из первых стала заключенная в 1886 году Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Любое из государств, желающих предоставить охрану исходя из принципа взаимности, принятого Бернской конвенцией, может свободно присоединиться к ней. В Бернской конвенции для определения субъекта охраны использован территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения или первого опубликования произведения. Она устанавливает критерии для предоставления охраны: гражданство автора, место выпуска произведения в свет, местожительство автора.

В дальнейшем, ЮНЕСКО, как правопреемник Организации по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций, которая уже начинала эту работу, желая способствовать широкому доступу к печатным изданиям, взяла на себя задачу подготовить Всемирную конвенцию. В период между 1947 и 1951 годом работали четыре комиссии экспертов, занимавшиеся разработкой проекта. Проект был представлен Межправительственной конференции по авторскому праву, собравшейся 18 августа 1952 года в Женеве.

Принятая на этой Конференции Всемирная конвенция об авторском праве не являлась дополнением к заключенным ранее соглашениям, а устанавливала основу для авторско-правовой охраны произведений в государствах с различными культурными традициями, а порой и с противоречивыми интересами. Новая Конвенция, известная также под названием Женевской, с несколько отличным от Бернской объемом охраны прав, открывала возможность установления договорных связей между странами — членами Бернского Союза и государствами Американского континента. Всемирная конвекция также была направлена на создание системы, приемлемой для молодых развивающихся государств, а также стран, которые еще не включились в международную систему охраны авторских прав. К концу 1980 года 73 государства ратифицировали Конвенцию или присоединились к ней.

1.2 Всемирная организация интеллектуальной собственности

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является международной межправительственной организацией системы Организации Объединенных Наций со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности подписана 14 июля 1967 г. в Стокгольме. Членами ВОИС являются 185 государств или более 90% стран мира. Советский Союз стал членом ВОИС 26 апреля 1970 г., Российская Федерация как правопреемник СССР участвует в ВОИС с 25 декабря 1991 г.

ВОИС действует с 1970 г., хотя ее начало было положено в 1883 и 1886 гг., когда были приняты соответственно основные соглашения: Парижская конвенция по охране промышленной собственности и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Каждая из этих конвенций предусматривала создание соответствующего Международного бюро. Оба бюро были объединены в 1893 г. под названием Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности (БИРПИ) (сокращение от французского наименования). Они просуществовали до 1970 г., когда на смену БИРПИ пришло Международное бюро, выполняющее в настоящее время функции секретариата ВОИС.

Целью ВОИС является:

· содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и, в соответствующих случаях, во взаимодействии с любой другой международной организацией;

· обеспечение административного сотрудничества между Союзами в области охраны интеллектуальной собственности, т.е. Союзами, созданными в рамках Парижской и Бернской конвенций.

Исполнительной главой ВОИС является Генеральный директор, который избирается Генеральной ассамблеей ВОИС сроком на 6 лет. Он может назначаться вновь на определенные сроки.

Членом ВОИС может стать любое государство, являющееся участником Парижской или Бернской конвенций, а также любое другое государство, которое отвечает одному из следующих условий:

· членство в Организации Объединенных Наций, любого из специализированных учреждений, связанных с ООН или Международного агентства по атомной энергии;

· участие в Статуте Международного суда;

· приглашение Генеральной Ассамблеи ВОИС стать участником Конвенции ВОИС.

Чтобы стать членом ВОИС государство должно сдать на хранение ратификационную грамоту или акт о присоединении Генеральному директору ВОИС в Женеве.

Функции ВОИС:

а) регистрационная деятельность – оказание прямых услуг лицам, подающим заявки на промышленную собственность, обработка заявок на международные патенты, регистрация товарных знаков и промышленных образцов;

б) содействие сотрудничеству в управлении интеллектуальной собственностью – распоряжение собраниями патентных документов, создание более простых способов получения содержащейся в них информации, контроль за соблюдением законодательства об авторском праве;

в) материальная деятельность–содействие по расширению круга государств, сотрудничающих в области интеллектуальной собственности, обновлению и корректировке существующих договоров.

Однако важнейшим видом деятельности ВОИСбыло и остаетсяоказание помощи развивающимся странам в вопросах интеллектуальной собственности, повышения уважения к этому виду результатов человеческой деятельности.

1.3 Соглашения Российской Федерации с другими государствами о взаимной охране авторских прав

Помимо многосторонних международных договоров об охране авторских прав существуют двусторонние международные договоры в указанной области, которые были заключены Советским Союзом. Участником этих международных договоров Российская Федерация является в силу правопреемства. К их числу относятся:

— Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой о взаимной охране авторских прав от 28 сентября 1989 года,

— Соглашение между Правительством СССР и Правительством Венгерской Народной Республики о взаимной охране авторских прав от 16 ноября 1977,

— Соглашение между СССР и Демократической Республикой Мадагаскар о взаимной охране авторских прав от 19 апреля 1988 года,

— Соглашение между Правительством СССР и Правительством Польской Народной Республики о взаимной охране авторских прав от 4 октября 1974 года,

— Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Швеции о взаимной охране авторских прав от 15 апреля 1986 года.

Если обобщить, то двусторонние соглашения РФ об охране авторских прав предоставляют национальный режим авторам, опубликовавшим свои произведения в другом государстве-участнике. Срок охраны определяется национальным законодательством государства-участника. В отношениях между Россией, Австрией и Швецией двусторонние Соглашения, хотя и сохраняют юридическую силу, по существу утратили свое значение, потому что отсылают к Всемирной конвенции в редакции 1952 года, а вышеупомянутые страны участвуют в редакции 1971, которая имеет приоритет. Некоторые положения соглашений, например, о выплате авторского вознаграждения в соответствии с положениями соглашений о неторговых платежах, практически утратили силу, например соглашения с Венгрией.

В заключении стоит сказать о защите прав российских авторов на территории Содружества Независимых Государств. 24 сентября 1993 года страны — участницы СНГ заключили многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

Государства — участники Соглашения приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.). Как известно, данная конвенция вступила в силу для бывшего СССР с 27 мая 1973 года, и каждое из государств-участников соглашения считает себя связанным ее положениями именно с этой даты.

Что же касается отношений между собой, то эти государства обязались применять Всемирную конвенцию как к произведениям, созданным после 27 мая 1973 г., так и к произведениям, охранявшимся по законодательству этих государств до этой даты, на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов.

6 марта 1998 года в Москве государствами — участниками СНГ было заключено Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности. Согласно ст. 3 Соглашения каждая сторона вправе на основе взаимности предоставить физическим и юридическим лицам других сторон режим не менее благоприятный, чем своим физическим и юридическим лицам в отношении защиты прав на интеллектуальную собственность.

Наконец, следует упомянуть, что между отдельными государствами СНГ также были заключены двусторонние соглашения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав» (Заключено в г. Москве 25.06.1993г.).

Применение права по вопросам содержания внешнеэкономических сделок

В процессе заключения внешнеэкономической сделки стороны не могут предвидеть все возможные ситуации и соответственно отразить в договоре условия на все случаи жизни. Поэтому при возникновении разногласий между партнерами по вопросам, не предусмотренным в контракте, неизбежно применение правовых норм той или иной системной принадлежности (права продавца, покупателя, места нахождения товара, места выполнения услуги и т. д.).

Современное международное частное право в качестве основного и универсального принципа для определения компетентного правопорядка по внешнеэкономическим сделкам признает автономию воли сторон. В соответствии с ней участники сделки при заключении договора могут самостоятельно выбирать право страны, которое будет регулировать их правоотношения.

Вместе с тем допустимые пределы автономии воли понимаются в законодательстве различных государств по-разному. В одних странах она ничем не ограничивается. В других (преимущественно страны англосаксонской системы права) действует принцип локализации договора: стороны могут избрать только то право, которое наиболее тесно связано с данной сделкой. При этом общее ограничение свободы выбора права состоит в том, что в процессе такого выбора нельзя исключить применение соответствующих норм императивного характера, а также тех правовых предписаний, которые в большей степени отвечают интересам потребителя или работника (в трудового договоре).

При отсутствии в контракте условия о применимом праве стороны вправе согласовать этот вопрос позднее в процессе исполнения договора. Если же такая договоренность между ними не достигнута, то применимое право будет определяться на основании коллизионной нормы, которую суд или иной орган, рассматривающий спор, сочтет приемлемой в данном конкретном случае. Подобные коллизионные нормы могут содержаться как в национальном законодательстве, так и в международных договорах различного уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *