Сущность политического лидерства

17. Сущность и природа политического лидерства

Политическое лидерство —это вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.

Авторитетной является власть, добровольно принимающаяся людьми, на которых она распространяется. Они подчиняются ей, т.е. соглашаются, видят для себя выгоду в передаче части своих политических полномочий, прав другому лицу или институту. Лидер же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.

В основе феномена политического лидерства —способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей.

Еще одна важная функция политического лидера — осуществление целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей и наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если это качество отсутствует у лидера, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую. декларацию.

Политическое лидерство — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение масс и уверены в своих силах; и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы поняты, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее.

18. Функции и типология политического лидерства. Теории лидерства.

В политологии предлагаются различные типологии (специфические классификации) политических лидеров. Многообразие подобных классификаций определяется многоплановостью самого феномена лидерства (как властеотношения) и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.

Виды политического лидерстваопределяются по следующим основаниям:

1) в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер):

традиционное(основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке),легальное(основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) ихаризматическое(основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);

2) в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения (Г. Лассуэлл): агитационное(воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером),организационное (влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации) итеоретическое(воздействующее силой интеллекта, логики);

3) в зависимости от целей, поставленных лидерами, и от воздействия, оказываемого ими на общество (Р. Такер): консервативное(базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде),реформаторское(стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур) иреволюционное(ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации);

4) в зависимости от вида институциональности: формальное(связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения) инеформальное(возникает на основе личных отношений участников);

5) в зависимости от характера деятельности лидера: универсальное (постоянно проявляющее качество лидера) иситуационное(проявляющее качество лидера в определенной ситуации);

6) в зависимости от используемых лидерами методов управления обществом: демократическое(выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению),авторитарное(предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах) иневмешивающееся(стремящееся уйти от решения имеющихся проблем, переложить свои функции на ближайших помощников);

7) в зависимости от содержания: творческое(в данном случае лидер разрабатывает и предлагает программу поведения) иисполнительное(когда лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);

8) в зависимости от субъектов: индивидуальноеигрупповое;

9) в зависимости от объекта: общенациональное, партийное, территориальное…

10) в зависимости от отношения к власти: правящееиоппозиционное;

11) в зависимости от срока действия: временноеипостоянное и т.д.

Сущность и природа лидерства

Назначение лидерства как социального института.

Понятие «лидер» происходит от английского «leader» (ведущий, управляющий другими людьми). Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определённых целей. Становление и функционирование лидеров — это объективное и универсальное явление. Объективное — потому что любая совместная деятельность нуждается в организации её кем-либо. Универсальное — потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей. С понятием «лидер» тесно связано другое понятие — «лидерство» — сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность. Поэтому оно столь же древнее явление, как само человечество.

Политическое лидерство

И по своей сущности, и по своей природе политическое лидерство есть проявление власти и властных отношений. Властные полномочия и функции осуществляются конкретными лицами — политическими лидерами. Таким образом, политический лидер это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом. Политический лидер — это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Как показывает история, яркие политические лидеры крупного масштаба появляются в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они становятся инициаторами и организаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности.

Политическое лидерство — механизм и конкретные способы реализации власти. Это высший уровень лидерства. Однако было бы неправильно считать, что характер политического лидерства будет одинаковым при всех политических лидерах. На его характер влияют следующие факторы:

  • а) личностные черты лидеров;
  • б) инструменты осуществления ими власти;
  • в) ситуация, с которой сталкиваются лидер.

Личностные черты включают в себя природные качества (сила характера, воля, решительность, тонкая интуиция, магнетизм личности), нравственные качества (гуманизм, чувство ответственности, честность и неподкупность, верность общественному долгу, благородство), профессиональные качества (аналитические способности, быстрая ориентация в обстановке, политическая компетентность, ораторские способности, способность убеждать и вести за собой людей). Под инструментами власти подразумеваются политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, спецслужбы, средства массовой информации и армия. Ситуация, с которой сталкиваются лидер, бывает спокойной, но чаще — кризисной, сложной, переломной. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения по выходу из кризиса.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Формирование и развитие любого сообщества людей обязательно приводит к появлению лидера, т.е. человека, способного объединить, направить и руководить действиями определенной группы людей, опираясь на авторитет и свои личностные качества.

Понятие «лидер» происходит от английского слова leader, что означает «ведущий, управляющий другими людьми». Смысл данного термина заключается в том, что какой-либо человек (лидер) обладает способностью воздействовать на других людей, организовать их совместную деятельность для достижения определенных целей.

Лидерство имманентно природе человека, присуще всем человеческим общностями и является древнейшей формой организации жизни людей. По мере развития социальной жизни развивался и феномен общественного лидерства, усложнялась его иерархия. От лидерства в личностном виде общество перешло к более сложным его формам. А с появлением классов и возникновением государства лидерство стало активным элементом политической жизни.

Сущность и природа политического лидерства

В политической системе любого общества сегодня властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами — политическими лидерами. Политический лидер — это не просто руководитель, занимающий определенный пост. Лидер способен оказывать решающее воздействие на окружающих. От рядовых граждан он отличается в первую очередь своими личностными свойствами — сильной волей, умением владеть собой, ориентироваться в сложных социальных ситуациях и т.д.

Появление лидеров представляет объективный процесс, так как любая совместная деятельность людей нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Функции по упорядочению и управлению общественными процессами и осуществляют лидеры. Поэтому лидеры есть везде, где есть групповая, коллективная деятельность, в том числе и политическая.

Политический лидер — это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер — это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. В связи с этим следует отметить, что к политическим лидерам не относятся депутаты законодательных органов, члены руководства политических партий и движений, руководители местных органов власти и т.д. Их называют политическими деятелями.

Как показывает история, яркие политические лидеры крупного масштаба появляются, как правило, в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они становятся инициаторами и организаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности. Политический лидер — личность, основывающая свое влияние на общественные процессы путем осознания исторической необходимости определенных изменений. К числу выдающихся политических лидеров второй половины XX в. можно отнести канцлера ФРГ Гельмута Коля, а также премьер-министра Англии Маргарет Тэтчер, которая смогла реализовать программу создания «народного капитализма», ставшего на Западе образцом идеального общественного устройства.

Многие исследователи пытались объяснить природу политического лидерства. В политической науке существует несколько теоретических концепций, объясняющих этот феномен. В начале XX в. появилась теория черт, которая объясняла природу лидерства наследственностью и особыми качествами, отличающими лидера от других людей. Исследование различных династий, браков в среде правителей привело к созданию ситуативной концепции лидерства, согласно которой появление лидера возможно при совпадении места, времени и обстоятельств.

Психологическая концепция акцентирует внимание на мотивации поведения лидера. Многие политические психологи предполагали наличие таких мотивов. Например, Г. Лассуэлл утверждал, что поведение лидеров определяется потребностью во власти, в достижениях, стремлением установить контроль над событиями и людьми.

Широкую известность получила так называемая концепция кон- ституентов, которая, как и другие атрибутивные концепции, видит в лидере человека, зависящего от своих последователей.

Многие политические лидеры вошли в историю, олицетворяя собой самые высокие человеческие качества. Компетентность, гражданская зрелость, политическая позиция политических лидеров позволяет принимать самостоятельные решения и мобилизовать людей на их осуществление. Большое значение имеет умение вести политическую дискуссию. В открытых дебатах политический деятель влияет на своих сторонников и оппонентов не только силой аргументов и логикой рассуждений, но и своими убеждениями, решительностью действий, гибкостью мышления.

Главная задача политического лидера состоит в осуществлении широкого круга организационно-управленческих функций, предполагающих многочисленные действия по выработке, подготовке, принятию и реализации решений; координации действий участвующих в этом процессе структур; согласовании интересов тех или иных звеньев и т.д. В качестве важнейших функций могут быть выделены:

  • 1) интегративная — согласование и объединение лидером различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и интересов;
  • 2) ориентационная — выражается в достижении целостности и гармонии социальных интересов и выработке политического курса с учетом тенденций мирового развития и потребностей различных групп общества;
  • 3) мобилизационная — стремление лидера осуществить глубокие преобразования в обществе на основе возбуждения народного энтузиазма, создания экономических стимулов;
  • 4) инструментальная — лидер предлагает механизм осуществления своей программы, идеи, посредством принятия практических решений;
  • 5) функция легитимации политической системы и отдельных институтов.

ВТОРОЙ ВОПРОС. ЛИЧНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

Личность политического лидера является сложнейшим многомерным образованием и состоит из различных взаимосвязанных структурных элементов. Исследователи группируют наиболее значимые личностные характеристики политического лидера в следующие пять блоков:

· представления политического лидера о самом себе;

· потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение;

· система важнейших политических убеждений;

· стиль принятия политических решений;

· стиль межличностных отношений.

I. Представления политического лидера о самом себе в политологии называются — «Я концепцией лидера». Политический лидер в любой ситуации, за редким исключением, ведёт себя в соответствии с собственной Я концепцией. Его поведение зависит от того, кем и как он себя осознаёт, как он сравнивает себя с теми, с кем взаимодействует в политическом процессе.

Я концепция, то есть осознание человеком того, кто он, имеет несколько аспектов. Наиболее существенные из них — это:

· образ «Я»;

· самооценка;

· социальная ориентация.

1. Под образом «Я» лидера американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер рассматривали такой образ, который соответствует общей сумме восприятий, мыслей и чувств человека по отношению к самому себе. В образе «Я» они выделили шесть, тесно взаимодействующих между собой частей:

· физическое Я;

· сексуальное Я;

· семейное Я;

· социальное Я;

· психологическое Я;

· преодолевающее конфликты Я.

а) «Физическое Я» — это представления политического лидера о состоянии своего здоровья, физической силе или слабости. Политический лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы это не препятствовало его деятельности.

б) «Сексуальное Я» — это представления лидера о своих претензиях и возможностях в этой сфере. Вряд ли президентом современного развитого государства может стать гомосексуалист или эксгибиционист — такие наклонности закрыли бы ему путь в большую политику вне зависимости от лидерских качеств. В истории же известен целый ряд тиранов, которые отличались патологией сексуальной сферы, страдали различными извращениями, которые оказывали сильное влияние и на их политику.

в) «Семейное Я» также является важным элементом личности политического лидера. Хорошо известно, какое огромное влияние оказывают отношения в родительской семье на поведение взрослого человека. Некоторые люди преодолевают семейные травмы и конфликты, а другие — нет и становясь политическими лидерами переносят комплексы неполноценности из своего детства на своё политическое окружение.

г) В политике очень важную роль играет способность к взаимодействию с другими людьми. Представления лидера об этом качестве отражены в его «Социальном Я». Политический лидер должен научиться тому, как вести переговоры, идти на согласование, стимулировать своих последователей к проявлению их лучших качеств. Он должен быть способным использовать навыки организации коммуникативных процессов для эффективной работы с различными, порой враждебными группами людей, участвующими в политической деятельности.

д) «Психологическое Я» составляют представления о своём внутреннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах, конфликтах. Эти представления играют важную роль в жизни политического лидера, ибо они могут проявляться в различных психопатологических формах и тем самым предопределять его поведение.

е) «Преодолевающее конфликты Я» — это представления политического лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем.

1. Самооценка политического лидера может быть низкой, завышенной и адекватной. Она накладывает очень важный отпечаток на его политическую деятельность. Если у лидера сформировалась заниженная самооценка, то его постоянное недовольство собой может быть движущей силой, которая толкает его на взятие всё новых и новых барьеров в политической сфере. Такими политическими лидерами были Сталин, Никсон, Рейган, Дудаев, таким является, например, Саддам Хусейн. Каждой своей победой они постоянно доказывали себе и окружающим, что они чего-то стоят, но взятые барьеры их уже не радовали и они стремились к новым, чтобы опять удостовериться в собственной значимости. Лидеры с завышенной самооценкой, переоценивая собственные качества удачного политика, зачастую не замечали всеобщей и внешней, и внутренней реакции на свой политический курс (например, М.С. Горбачёв). Они упивались собственным успехом (даже если он был мифическим) и относили критику к злобствующим завистникам. Лидеры с адекватной самооценкой представляют лучший образец партнёров на политической арене. Их деятельность не мотивирована гипертрофированным стремлением к самоутверждению, обратная связь между последствиями тех или иных акций и ними самими — работает неукоснительно. Отсутствие невротического компонента в самооценке приводит, как правило, к его отсутствию и в политическом поведении.

2. Под социальной ориентацией подразумевается чувство автономности человека в противоположность чувству зависимости от других людей в самоопределении. Преимущественная ориентация политического лидера на оценку значимых других или на собственную самооценку становится показателем стойких индивидуальных различий, характеризующих его целостный стиль личности.

II. Политическое поведение лидера является целенаправленным и мотивированным. В многочисленных исследованиях, проведённых учёными разных школ, выделены несколько основных, главных потребностей, мотивирующих политическое поведение лидеров. К ним относятся:

· потребность во власти;

· потребность в контроле над событиями и людьми;

· потребность в достижении поставленных целей;

· потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения от членов данной группы (потребность в так называемой «аффилиации», от англ. «to affiliate» — «присоединять»).

III. Убеждения политического лидера относительно окружающего мира организованы в характерную для него систему. Эта система убеждений позволяет ему ориентироваться в окружающей его политической реальности, интерпретировать её и избирать соответствующую стратегию взаимодействия с нею. В западной политологии выделено две группы убеждений политического лидера о мире политики. К первой группе относятся философские (стратегические) убеждения, а ко второй группе — инструментальные (тактические). Эти политические убеждения во многом детерминируют действия политического лидера, поскольку в них зафиксированы основные принципы его восприятия мира политики и его поведения в нём.

Философские (стратегические) политические убеждения включают в себя: представления о природе политики (конфликт или гармония); образ политического оппонента (сотрудник или враг); образ союзника (вести себя с ним автономно или осуществлять совместные действия); представления о контролируемости (неконтролируемости) истории, о предсказуемости (непредсказуемости) исторических событий; оптимизм (пессимизм).

Инструментальные (тактические) убеждения включают в себя: убеждения о выборе целей с помощью прагматических представлений или моралистической идеологии; убеждения о приоритетах активности (внешняя политика или внутренняя); убеждения о своей способности контроля над риском (высокий риск или низкий); убеждения о выборе времени и способа действий (переговоры с позиции силы или слабости); убеждения об используемых средствах (вооружённая интервенция или невмешательство); убеждения о своей деятельности (активной или пассивной).

IV. Под стилем принятия политических решений в политологии понимают индивидуальные методы принятия решений политическим лидером. Сам стиль принятия подобных решений включает в себя следующие компоненты:

1. Подходы к получению новой информации. Эти подходы могут характеризоваться:

· склонностью воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с собственной точкой зрения лидера;

· склонностью получать максимальную информацию о всех сторонах вопроса и даже ту, которая противоречит его точке зрения;

· склонностью получать любую, как позитивную, так и негативную информацию о проблеме, но в сжатой до предела, схематической форме.

2. Характеристики мышления. К ним относятся: гибкость, продуктивность, скорость, аналитичность мышления.

3. Предпочтения определённой величины риска. В это смысле стиль принятия решений может быть:

· гибким, но со склонностью к риску;

· гибким, но со склонностью к осторожности;

· жёстким, но со склонностью к риску;

· жёстким, но со склонностью к осторожности.

4. Когнитивную сложность (способность к анализу и синтезу). Когнитивная сложность имеет два взаимосвязанных аспекта — концептуальную и интегративную сложность. Концептуальная сложность представляет собой степень дифференциации (расчленения целого на отдельные части), которую политический лидер демонстрирует при описании или обсуждении политики, других людей, идей или вещей. Чем более концептуально прост политический лидер, тем сильнее у него тенденция классифицировать политические объекты с помощью двумерных измерений: хорошо — плохо, чёрное — белое, или — или; тем сильнее его нежелание видеть двойственность в окружении и реагировать скорее однообразно на объекты и идеи. Интегративная сложность означает способность политического лидера соотносить различные элементы и измерения проблемы или ситуации путём создания различных комбинаций. Различные уровни дифференциации и интеграции в мыслительном процессе лидера имеют своим результатом и различные стратегии решения политических проблем и задач.

V. Стиль межличностных отношений политического лидера оказывает большое влияние на его политическое поведение. Такая взаимосвязь этих двух компонентов объясняется тем, что политические деятели моделируют свою деятельность в мире политики, исходя из собственных взглядов на межличностные отношения.

В политологии выделяется три стиля межличностных отношений: авторитарный, демократический и так называемый «отстранённый». Их нельзя путать со стилями политического лидерства, называющихся аналогично.

Авторитарный стиль отличается следующими чертами:

· политический лидер лично обращается к членам группы, чтобы узнать их позицию в удобном для себя порядке;

· прерывает аргументацию говорящего, если считает её неверной или несхожей со своей позицией;

· требует от последователей жёсткой субординации при обсуждении путей и способов решения той или иной политической проблемы;

· он делает самостоятельно выбор из предложенных альтернатив.

Демократический стиль обладает иными характеристиками:

· все члены группы высказываются в свободном порядке;

· каждый аргументирует свою позицию;

· политический лидер участвует в дискуссии наравне со всеми;

· выбор делается исходя из победившей и наиболее убедительно обоснованной точки зрения.

Для «отстранённого» стиля характерно:

· невмешательство в порядок и содержание групповой дискуссии;

· аргументация каждого участника дискуссии заслушивается полностью;

· политический лидер не высказывает собственной позиции и в лучшем случае задаёт вопросы;

· решение принимается им после дискуссии единолично и часто в отрыве от альтернатив, выработанных в её ходе.

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1241 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Типология лидеров и их функции

Проявления лидерства достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся попытки их классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков (переменных). В зависимости от количества классификационных признаков й их содержания системы типологий бывают простыми и сложными. Так, количественный показатель (число лидеров) позволяет «развести» единоличное лидерство и коллективное.

Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М. Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах власти. Соответственно М. Вебер выделил три типа господства — традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не менее он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Именно такова харизматическая власть, которой пользовались пророки, а в области политики — военачальник, получивший одобрение на плебисците, суверен, «великий демагог или глава политической партии». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию, поэтому харизматическое господство может создавать условия либо для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), либо для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.

Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.

Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система М.Херманн, которая классифицирует лидеров на основе имиджа. «Имидж» в переводе с английского означает «образ». Это визуальная привлекательность личности. Естественно, каждый человек живет признанием себя другими, это тем более свойственно лидерам. М. Херманн выделяет четыре образа лидеров (по подобию идеальных типов М. Вебера) на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его сторонников; способов взаимосвязи лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый собирательный образ лидера — это лидер-знаменосец. Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди. В. И. Ленина. Мартина Л. Кинга и др.

Второй собирательный образ лидера — лидер-служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он — агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У. Черненко, выражавших интересы партийной бюрократии.

Третий образ — лидер-торговец. Существенная черта его заключается в способности убедить. Президент США Г. Трумэн заметил, что «суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.

Четвертый образ — лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные треоования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных обществах может быть отнесено именно к этому типу. Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.

Заметная нивелировка различий лидеров демократических обществ с точки зрения их имиджа, личных достоинств была предсказана еще в начале XX в. Г. Лебоном, который, в частности, писал: «Более серьезным недостатком демократии является возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления. Им нужно только одно существенное качество: быть всегда готовыми говорить тотчас же о чем бы то ни было, находить сразу правдоподобные или по крайней мере громкие аргументы в ответ своим противникам». Данное обстоятельство заставляет искать иные системы типологий, позволяющие выделять специфику лидеров в различных странах.

В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю поведения. Эти классификации позволяют прогнозировать действия того или иного руководителя. Поведенческие концепции лидерства акцентируют внимание на его результативности и эффективности. В этом случае составляющими эффективности являются методы поддержания или проведения политического курса, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, характер взаимодействия лидера со своими сторонниками и другими участниками политического процесса. Наиболее характерные черты политического стиля позволяют определить тип лидера, его эффективность для конкретных условий, предсказуемость действий. Можно выделить пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компульсивный, депрессивный и шизоидальный, хотя в истории встречаются лидеры, сочетающие несколько стилей.

Параноидальный политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином «хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения.

Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности «белое» — «черное», а люди делятся на «врагов» и «друзей». Стремление лидера к безграничной власти обеспечивается им путем постоянных манипуляций подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием любой ценой подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике.

Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в обществах без устойчивых демократических традиций, со слабой политической культурой. Ненависть к другим, подозрительность и озлобленность лидера формируют обстановку всеобщего страха, доносительства, поиска «врагов», что может привести к установлению тоталитарных режимов. Подобный политический стиль не столь эффективен внешне, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, способен решать стратегически важные задачи в исторически ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой политический курс. Однако «хозяин» может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, политический террор. Представителями параноидального политического стиля могут считаться И. В. Сталин, Иван Грозный.

Демонстративный политический стиль. Он характерен для типа лидера, которого можно назвать «артист», поскольку он всегда «играет на публику». Его отличает любовь к демонстрациям, он охвачен страстным желанием нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится он другим, любим он толпой или нет. Вследствие этого он достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообладания, столкнувшись с критикой в свой адрес. В таком случае реализация продуманного политического курса оказывается невозможной в силу изменения мотивации политического поведения, в которой теперь превалирует желание получить у масс одобрение и политическое признание любой ценой. Ориентация на подобные стимулы вынуждает лидера приносить в жертву не только общественно значимые интересы, но даже свои собственные политические убеждения.

Менее всего представители демонстративного стиля предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо «завести» и повести за собой толпу. Однако надолго их энергии не хватает, они, как правило, оказываются неспособными завершить начатое дело. «Артисты» более эмоциональны, чем прагматичны. К подобному стилю лидерства можно отнестиА. Ф. Керенского, Л. Д. Троцкого, В. В. Жириновского.

Компульсивный политический стиль обычно характерен для лидера, собирательный образ которого можно обозначить термином «отличник». Ему свойственно почти навязчивое желание делать все наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, правилам, что нередко служит причиной конфликтов во властных структурах. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестандартные методы. Любые отклонения от запланированного хода деятельности для него болезненны, а опасность совершить ошибку способна ввергнуть его в панику. Вследствие этого «отличник» строго следует избранному политическому курсу, хотя тот может и не соответствовать реальностям жизни, стремится не поступаться принципами и на основе данных принципов объединяться с другими «отличниками». Постоянно изменяющиеся условия способствуют потере им социальных ориентиров, чувства времени, и он может завести общество в тупик, обречь на застой и кризис даже вопреки своим искренним намерениям обеспечить процветание государства. Типичным представителем такого политического стиля можно считать Л. И. Брежнева.

Депрессивный политический стиль олицетворяет «соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и потому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». «Соратник» часто идеализирует отдельных людей и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность он воспринимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие. К подобным лидерам можно отнести императора России Николая II.

Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер-«одиночка». Самоизоляция и самоустранение его от участия в конкретных событиях имеют более отчетливый характер. «Одиночка» не желает присоединяться ни к какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Зато политическая ответственность в таком случае практически отсутствует. Естественно, стремление к лидерству не позволяет удержаться на позиции стороннего наблюдателя и заставляет либо присоединиться к какому-либо движению, партии, либо создавать собственную партию. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ, менее самостоятелен и неэффективен. Лидер-«одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Подобное изменение политического стиля было свойственно политической биографии В. И. Ленина (до революции 1917 г. — «одиночка», а после нее добавились черты «хозяина» и «артиста»).

Однако следует заметить, что выделенные как «идеальные» указанные политические стили встречаются достаточно редко, скорее они выступают как тенденции. Они обусловлены ментальностыо и культурой общества, включающих устойчивые представления о желаемой модели общества и роли лидера в нем, о предпочтительных способах решения возникающих проблем. Стили политики заметно различаются в силу нетождественности национальных культур различных стран. Тип доминирующей культуры определяет и характер политических ориентации, свойственных лидерам.

Американский исследователь Дж. Барбер различал политические стили по выполнению лидерами своих политических ролей. Ожидаемое политическое поведение лидеров (президентов, руководителей конгресса) может определяться либо их субъективным пониманием своей роли, либо ожиданиями конкретных групп. Например, стиль, ориентированный на эффективную и результативную деятельность, он назвал активно-позитивным (примером его может быть деятельность Ф. Рузвельта, Р. Рейгана). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение своих функций порождаетпассивно-негативный стиль (Д. Буш).

Кроме того, стили политического поведения могут различаться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.

Заметим, что системы классификаций лидеров, использующие макросоциальные факторы типа «характер эпохи», «представитель класса» и т. д., малоэффективны и не функциональны. Они обладают ограниченными прогностическими возможностями. Современные общества настолько дифференцированы, что исключают возможность достижения политического господства со стороны какого-либо класса и чтобы лидер представлял исключительно его интересы и потребности.

Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости его экономической, политической, культурной сфер, от уровня культуры населения, от характера (типа) политического режима и, наконец, от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций лидеров выделим следующие:

1) интегративную: объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

2) ориентаццонную: выработку политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

3) инструментальную: определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;

4) мобилизационную: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

5) коммуникативную: обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;

6) функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).

Политические лидеры

Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — человек (группа), берущий на себя роль главы, руководителя какой-либо социальной группы, политической партии, организации, общества в целом; спортсмен, возглавляющий гонку.

Лидерство может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.

Роль политического лидера очень велика. История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей народа» уносили жизни многих миллионов людей.

История лидерства уходит в глубокую древность. Античные историки и мыслители Средних веков политическим лидерам уделяли главное внимание. В монархах, полководцах, героях они видели подлинных творцов истории, а описания тех или иных исторических событий больше походили на повествования о подвигах того или иного лидера.

Значительный вклад в исследования лидерства внес Н. Макиавелли. В своей работе «Государь» он подробно описывал, какими личными качествами должен обладать государь. Вот некоторые из этих качеств: личная доблесть, умение вдохновлять окружающих, решительность и последовательность действий, оптимизм и способность вовремя принять нужное решение и иные качества, по мнению Н. Макиавелли, должны содействовать укреплению власти государя и развитию государства.

Развивая концепцию лидерства, Ф. Ницше пытался обосновать необходимость создания высшего биологического типа — человека-лидера, сверхчеловека, стоящего по ту сторону добра и зла. Такой человек, не ограниченный нормами существующей морали, возвышается над людьми, как они над обезьянами.

Культ сильной личности, описанный Ф. Ницше, впоследствии был использован теоретиками фашизма для обоснования своей идеологии.

Марксистская теория (в трактовке российских марксистов) рассматривает политических лидеров как исторически необходимых выразителей классовых интересов. В соответствии с ленинской теорией массы делятся на классы, классами руководят политические партии, а партиями управляют вожди.

Понятие лидерства

Лидер — это человек, в силу тех или иных причин и обстоятельств наделенный определенным объемом полномочий для того, чтобы формулировать и выражать интересы и цели других людей, мобилизовать их на определенные действия. Насколько эффективно он будет выполнять возложенные на него обязанности, в немалой степени зависит от личностных качеств самого лидера.

Обычно считается, что лидеру для того, чтобы выполнять свои функции, необходимо обладать компетентностью, гибкостью ума, смелостью, решительностью, способностью убеждать других в своей правоте, мобилизовать людей на определенные действия, умением подбирать и расстанавливать людей, обладать «харизмой» и чувством предвидения, умением и смелостью брать на себя ответственность не только за себя лично, но и за других.

Лидер должен уметь оказывать психологическое давление на окружающих, демонстрировать им свою решительность и агрессивность, свои необычные способности и возможности (даже если он ими и не обладает). Классический пример такого «лидерского поведения» описан в книге А. Волкова «Волшебник изумрудного города». Там посредственный фокусник «великий и ужасный Гудвин», умело блефуя, держал в страхе и повиновении всю страну.

Важную роль в создании образа лидера играет его окружение (команда). Существует такое выражение: «свита делает короля». Команда заинтересована в том, чтобы создать реальному или потенциальному лидеру необходимый имидж. При этом имидж может быть объективным, субъективным и моделируемым.

Объективный (реальный) имидж — отражающий реальные качества лидера и его положение в политической системе и в обществе.

Субъективный имидж — представления о лидере и его восприятие различными социальными слоями общества.

Моделируемый имидж — образ лидера, который пытается создать его окружение (команда).

М. Вебер выделял три основных типа лидерства: традиционный, харизматический, рационально-правовой или демократический.

Традиционное лидерство основано на политических традициях, например, наследный принц становится королем, даже если у него и нет качеств, присущих лидеру. Основой его легитимности является элитарное происхождение.

Харизматическое лидерство предполагает исключительные личностные качества самого лидера, которыми он обладает в действительности или которые приписываются ему его окружением и всячески раздуваются средствами массовой информации. Харизматическими лидерами были В.И.Ленин, И.В.Сталин, А. Гитлер, Мао Цзедун, А. Хомейни и другие. Основой легитимности харизматического лидера являются его превосходство над другими.

Рационально-правовое (демократическое) лидерство основано на существующей в обществе нормативно-правовой базе. Например, в соответствии с конституционными нормами граждане избирают президента своей страны, доверяя ему на определенный срок высший пост в государстве. Основой его легитимности является президентский статус (государственная должность).

Политические лидеры могут сочетать в себе сразу несколько типов лидерства. Например, рационально-правовой лидер может обладать и харизматическими качествами (Ш. де Голль — Франция, Ф. Рузвельт — США).

В зависимости от стиля руководства различают три основных типа лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

Теории лидерства

Существуют различные теории, объясняющие феномен лидерства. Например, теория черт объясняет природу лидерства выдающимися качествами отдельных личностей.

В соответствии с ситуационной концепцией лидер своим «рождением» во многом обязан ситуации. Например, «нужный человек» оказался в «нужное время» в «нужном месте», т. с. сумел оценить ситуацию и не упустил свой шанс. Но при этом необходимо, чтобы и сам потенциальный лидер «созрел» для возникшей ситуации.

Теория конституэнтов рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституэнтами (активистами, последователями, избирателями, поддерживающими данного лидера). Согласно этой теории лидер должен ориентироваться на интересы и потребности той группы, тех социальных слоев, которые готовы его поддержать, которые, в сущности, и делают из него лидера.

Психологические концепции лидерства можно условно разделить на два основных направления. Согласно первому в «массовом» человеке живет потребность в авторитете и покровителе. Отсутствие лидера-героя для многих людей становится чуть ли не трагедией. И такие люди усиленно ищут себе кумиров и порой создают героев даже из посредственных людей (З. Фрейд).

Второе направление психологической концепции объясняет феномен лидерства существованием определенного типа личностей, предрасположенных к авторитаризму и постоянно стремящихся к власти. Нередко эти люди имеют определенные комплексы неполноценности и, чтобы как-то их компенсировать, стремятся проявить себя, возвышаясь над другими (Э. Фромм).

Социологические концепции объясняют феномен лидерства функциональной необходимостью социальной системы. Любая социальная структура (общность, общество) может стабильно функционировать лишь при наличии определенной системы управления. Лидер объективно является необходимым элементом управляющей системы (Т. Парсонс).

Для классификации лидерства используется предложенная М. Вебером типология политического господства, о которой говорилось выше.

Существуют и другие теории лидерства.

Функции политического лидера

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:

  • интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
  • мобилизация масс на достижение политических целей;
  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
  • легитимизация власти.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.

Качественные характеристики политического лидера

Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).

Политический статус — это общее положение, занимаемое политическим лидером в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает:

  • место в иерархии политической власти;
  • совокупность и объем политических прав и свобод;
  • совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности;
  • реальную возможность тех или иных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.

Так, всенародно избранный президент страны имеет высший политический статус, так как он является представителем всего народа. Страны, являющиеся постоянными членами ООН, формально имеют более высокий статус, чем страны, таковыми не являющиеся. Следовательно, и лидер страны — члена ООН будет иметь соответствующий статус на международной арене. Можно выделить три основных уровня неформального политического статуса лидера.

Внутренний (внутригосударственный) неформальный политический статус, которым «наделяется» лидер политической системой страны или гражданским обществом. Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Б. Н. Ельцин значительной частью россиян был «наделен» неформальным статусом «борца с КПСС и тоталитарным режимом», отстаивающим демократическую альтернативу развития России. Этот статус во многом способствовал получению им формального статуса президента страны и его победам в борьбе с КПСС и в конфликте с парламентом (1993 г.).

Внутренний неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, в ходе внутреннего политического конфликта лидер повстанцев-сепаратистов наделяется статусом борца за свободу и демократию. Такой статус обеспечивает ему международную поддержку, а на попавших в плен членов вооруженных формирований распространяются нормы Женевской конференции 1949 г. о гуманном отношении с военнопленными. При отсутствии такого статуса пленные рассматривались бы как уголовные преступники. Наглядным примером такого развития событий является первая чеченская война (1994-1996 гг.). Многие международные организации и институты наделяли чеченских боевиков и их лидеров «статусом» борцов за свободу и независимость Республики Ичкерия и оказывали им всяческую поддержку. И только когда появились неопровержимые доказательства связи чеченских боевиков с международным терроризмом, их статус изменился и они лишились значительной части международной поддержки. Но этому «прозрению» предшествовали тысячи невинных жертв.

Внешний (международный) неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, такие политические лидеры, как Махатма Ганди (Индия, 30-40-е гг. XX в.) и Н. Мандела (ЮАР, 60-70-е гг. XX в.) длительное время находились в оппозиции к правившему в те голы в их странах политическому режиму. Тем не менее их политический статус был признан во всем мире.

Политический вес — это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет лидера в политической сфере. Когда говорят о политических «тяжеловесах», то имеют в виду тех политических лидеров, которые способны оказывать значительное воздействие на политический процесс, например на принятие политического решения или на разрешение политического конфликта. Например, политический вес Президента РФ В. В. Путина был обусловлен тем, что его поддерживало абсолютное большинство россиян; политический вес Президента США на международной арене обусловлен экономической и военной мощью этой страны.

Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.

По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п.1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).

Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.

Политический капитал, как и любой иной вид капитала (финансовый, социальный, символический и др.), можно накапливать («завоевывать») и приумножать, а можно растрачивать (терять) или вовсе «обанкротиться». Социальные революции в наиболее жесткой форме демонстрируют момент банкротства существовавшего режима и правивших политиков. П. А. Сорокин дал следующую характеристику Людовику XVI, Николаю II и их правительствам в канун Великой французской революции (1789 г.) и Октябрьской революции в России: «Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов». Понятием «банкротство» можно охарактеризовать окончание политики М. С. Горбачева, который пытался построить «социализм с человеческим лицом». Б. Н. Ельцин свой достаточно «солидный» политический капитал после 1993 г. растрачивал постепенно.

Политический капитал можно трансформировать в иные виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и др.). Многим известным политикам помогла сделать карьеру их предыдущая деятельность в других сферах жизнедеятельности (Президент Франции Ш. де Голль — бывший военный, Президент США Д. Рейган — киноактер, Президент Чехии В. Гавел — писатель, известный политический и общественный деятель А. Д. Сахаров — ученый-ядерщик).

Политическая харизма — предполагает наличие у политического лидера определенных качеств, которые выгодно отличают его от других. Обычно харизмой наделяют выдающегося политического лидера или жестокого тирана. Например, харизматическими личностями считаются А. Македонский, Петр I, Наполеон, В. И.Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро и др. Однако харизматическими качествами могут наделяться и политические организации, и политические институты. Например, КПСС в советский период, по сути, была харизматической партией — «ум, честь и совесть нашей эпохи». Нынешняя КПРФ для многих россиян ассоциируется с КПСС и также наделяется харизмой. Для большинства китайцев Коммунистическая партия Китая также является харизматической.

Нравственность — предполагает наличие у политического лидера высоких моральных (нравственных) качеств, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга. Например, так называемые либерал-демократы во главе с Б. Н. Ельциным, проводившие реформирование российской экономики (либерализацию, приватизацию и др.) в 90-е гг. XX в., ассоциируются в общественном сознании россиян как безнравственные политики, нажившие огромные состояния на разорении страны, а высокий авторитет В. В. Путина во многом был основан на его нравственных качествах.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *