Платежные балансы регулируются

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

Тема 11.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося отрицательного сальдо.

Государство использует специальные меры, оказывающие воздействие на платежный баланс в ходе формирования его основных частей, в первую очередь, торгового баланса, баланса трансфертов и движения капитала.

Для регулирования торгового баланса государство осуществляет следующие мероприятия:

— стимулирует экспорт на стадии реализации товаров путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т. д.);

— предоставляет целевые экспортные кредиты для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков;

— страхует экспортеров от экономических и политических рисков;

— вводит льготный режим амортизации основного капитала;

— предоставляет иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования платежей и поступлений по счетам трансфертов платежного баланса принимаются следующие меры:

— ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

— прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

— содействие строительству средств транспорта за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

— расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т. д.;

— регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на стремление уравновесить платежный баланс путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных ка­питалов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса. Для погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. Коммерческие банки также активно участвуют в покрытии дефицита платежного баланса.

Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и отсутствие обусловленности стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дороги и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для сбалансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат официальные резервы конвертируемой иностранной валюты. Используется также иностранная помощь в форме субсидий и даров

При дефицитном платежном балансе осуществляются следующие мероприятия:

— стимулирование экспорта;

— сдерживание импорта товаров;

— привлечение иностранных капиталов;

— ограничение вывоза капиталов.

Одним из методов регулирования платежного баланса при его дефиците является дефляционная политика, которая направлена на сокращение внутреннего спроса. Она предусматривает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы.

К числу инструментов дефляционной политики относятся финансовые и денежно-кредитные меры, в частности:

— сокращение бюджетного дефицита;

— изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика);

— кредитные ограничения;

— установление пределов роста денежной массы.

В условиях экономического спада, при высоком уровне безработицы и при наличии резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана со снижением жизненного уровня населения и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

Другим методом регулирования дефицитного платежного баланса является девальвация — понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, содержащих импортную компоненту, повышению цен в стране и последующей утрате конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя девальвация и может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса.

Для уменьшения дефицита платежного баланса в целях притока в страну капиталов используются также меры финансовой и денежно-кредитной политики:

— бюджетные субсидии экспортерам;

— протекционистское повышение импортных пошлин;

— отмена налога с процентов выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг.

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные, ревальвация валют и др.) используются для расширения импорта; сдерживания экспорта товаров; увеличения экспорта капиталов (в том числе в форме кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий:

— рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.);

— экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т. д.).

Новым явлением с середины 70-х годов стало межгосударственное регулирование платежных балансов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежных балансов усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

— согласование условий государственного кредитования экспорта;

— двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах

— кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем и политического характера. Покрытие дефицита платежного баланса для таких стран возможно лишь за счет обусловленных кредитов. Это прежде всего кредиты МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику этих стран. В целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга.

Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

усилением взаимозависимости национальных экономик, включая валютную, кредитную, финансовые отношения;

изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;

изменение расстановки сил на мировой арене: сложившееся в итоге второй мировой войны безраздельное лидерство США сменилось соперничеством трех центров экономической силы — США, Западной Европы и Японии;

огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями паритетов национальных валют, платежных балансов.

Вопрос. Платежный баланс

Тема. Валютные отношения. Валютная система.

1-в, 2-г, 3-авд, 4-вг, 5-авг, 6-г, 7-г, 8-абд, 9-вг, 10-бвд.

1.Торговый баланс представляет собой:

а) всю сумму годового экспорта товаров;

б) всю сумму годового импорта товаров;

в) разницу между стоимостью национального экспорта и импорта;

г) разницу между суммой всех платежей, полученных страной из-за границы, и суммой всех платежей, произведенных ею за рубежом.

2.Испания решает установить контроль над внешней торговлей с тем, чтобы снизить дефицит платежного баланса. Одним из результатов этого решения будет:

а) снижение уровня инфляции в стране;

б) снижение темпов экономического роста;

в) снижение испанского экспорта;

г) снижение испанского импорта.

3.Выберите из перечисленных вариантов ответов те, которые относятся к методам государственного регулирования платежного баланса:

а) прямой контроль над импортом капитала;

б) поддержание соотношения между запасами золота и предложением денег в стране;

в) дефляция;

г) сохранение курса национальной валюты неизменным относительно валют других стран;

д) регулирование валютного курса.

4. Какие из приведенных компонентов платежного баланса относятся на счет движения капитала:

а) прямые зарубежные инвестиции,

б) экспорт товаров,

в) доходы от иностранных инвестиций,

г) портфельные вложения за рубежом,

д) верны ответы а), в) и г),

е) верны ответы а) и г).

5. Укажите факторы, оказывающие отрицательное влияние на состояние платежного баланса?

а) Чрезмерный вывоз капитала;

б) циклические колебания экономики;

в) увеличение доли военно-стратегических товаров в импорте страны;

г) усиление экономической и политической нестабильности в стране;

д) небольшой разрыв в сроках международных расчетов.

6. Страна решила снизить дефицит платежного баланса. Каким будет результат этого решения?

а) Снизится уровень инфляции в стране;

б) снизятся темпы экономического роста;

в) произойдет снижение экспорта;

г) произойдет снижение импорта;

д) уменьшится сальдо торгового баланса.

7. Чем регулируется несбалансированность платежного баланса по текущим операциям и операциям движения капитала?

а) Экспортом товаров и услуг;

б) импортом товаров и услуг;

в) ростом производительности труда;

г) изменением официальных резервов;

д) политикой девальвации национальной валюты.

8. Укажите верные высказывания:

а) хронический дефицит платежного баланса вызывают небольшие официальные запасы

золото-валютных резервов;

б) методика составления балансов международных расчетов основана на принципе двойной бухгалтерской записи;

в) по кредиту счетов платежный баланс отражает приток благ в страну;

г) баланс текущих операций представляет собой разницу между национальными расходами и доходами;

д) кредитование иностранцев рассматривается как дебетовая операция.

9. Какие мероприятия не используют страны с дефицитным платежным балансом?

а) Повышение импортных пошлин;

б) установление целевых ориентиров на рост денежной массы;

в) отмена валютных ограничений;

г) политика ревальвации национальной валюты;

д) стимулирование экспорта.

10. Какие процессы служат основой регулирования платежного баланса?

а) Нормативные акты центрального банка страны;

б) федеральные законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность;

в) официальные золото-валютные резервы;

г) непосредственное участие деловых кругов во внешнеэкономической деятельности;

д) непосредственное участие государства как кредитора, заемщика и гаранта во внешнеэкономических сделках.

Платежный баланс России. Регулирование платежного баланса

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУБЦОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ГОУ ВПО “АлтГТУ им. И.И. Ползунова”

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине: Мировая экономика и международные экономические отношения

Тема: «Платежный баланс России. Регулирование платежного баланса»

Работу выполнила:

Студентка 2 курса, группы ЭФК-22зс: Парыкина Н.С

Проверил : Сорокин А.В.

Рубцовск 2014

Введение

1. Понятие платежного баланса

2. Структура платежного баланса

3. Основные методы регулирования платежного баланса

Заключение

Список литературы

Введение

Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг — к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее — к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.

Практически все видные представители буржуазной экономической науки, включая классиков буржуазной политической экономии — А. Смита и Д. Рикардо, отдали дань, проблеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов. Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов. Одновременно возрастает необходимость и совершенствуется практика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балансов.

Цель работы — раскрытие структуры платежного баланса, основных методов его регулирования. В задачу работы входит обзор платежного баланса России. платежный баланс девальвация

1. Понятие платежного баланса

Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны. Он является важнейшим источником информации, которая позволяет судить об эффективности участия страны в международном разделении труда и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики.

Платежный баланс — это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.

Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».

Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:

— выручки от экспорта товаров и услуг;

— доходов от действующих за границей предприятий;

— процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;

— односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь);

— займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами;

— денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;

— выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.

Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.

2. Структура платежного баланса

Платежный баланс состоит из следующих разделов:

1. торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;

2. баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс “невидимых” операций);

3.баланс движения капиталов и кредитов.

Торговый баланс — соотношение стоимости экспорта и импорта. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически осуществленные за соответствующий период. Именно благодаря этим расхождениями в свое время и возникло понятие платежного баланса как соотношение осуществленных денежных платежей и фактических поступлений в отличие от общего торгового баланса, что отражает соответствующие требования и обязательства с различными сроками погашения. Экономическое содержание актива или дефицита торгового баланса по конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики.

Так, для стран, которые отстают от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс нужен как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для промышленно развитых стран активное сальдо используется для создания второй экономики за рубежом.

Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости международных позиций страны. Это характерно для развивающихся стран и большинства постсоциалистических стран, где остро ощущается нехватка валютных поступлений. Для промышленно развитых стран этот показатель может иметь совершенно другое значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971г.) объясняется активным продвижением на их рынки международных конкурентов по производству товаров повышенной сложности (Западная Европа, Япония, новые индустриальные страны).

Баланс услуг и некоммерческих платежей

Он включает платежи и поступления за транспортные перевозки, страхование, электронный, телекосмический и другие виды связи, международный туризм, обмен научно-техническим и производственным опытом, экспортные услуги, содержание дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурные и научные обмены, различные комиссионные сборы, рекламу, организацию выставок, ярмарок и т.п. Услуги стали самым динамичным сектором межгосударственных связей, их значение и влияние на объемы и структуру платежей постоянно растут. Это торговля лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции, деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера. По принятым в мировой статистике правилам в раздел “Услуги” входят также выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическим смыслу они близки к движению капиталов.

В платежном балансе выделяют такие статьи, как «Предоставление военной помощи иностранным государствам» и «Военные расходы за границей».

По методике МВФ принято также показывать отдельной позицией в платежном балансе так называемые односторонние переводы:

— Государственные операции — субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации;

— Частные операции — переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину.

Три перечисленные выше группы операций (услуги, поступления от инвестиций, односторонние переводы) называют “невидимыми” операциями на противовес экспорта и импорта реальных ценностей — товаров.

Платежный баланс по текущим операциям включает торговый баланс и “невидимые” операции. Текущими эти операции стали называть для того, чтобы отделить мировую торговлю товарами и услугами от международного движения финансовых ресурсов в форме капиталов и кредитов. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов.

По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории:

— международное движение предпринимательского капитала и международное движение заемного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг иностранных компаний).

Международное движение ссудного капитала классифицируется за срочность:

* Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные заимствования и кредиты, предоставляемые на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно развивающиеся страны, и государства, которые отстают от мировых лидеров (постсоциалистические страны), тогда как развитые страны выступают главными кредиторами. Что касается частных долгосрочных заимствований и кредитов, то к ним прибегают наряду с развивающимися странами, и постсоциалистические государства, также корпорации развитых стран, активно используя привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.

Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до 1 года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары) перемещение денежного капитала между банками. За последние десятилетия распространились межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке. С 80-х годов ХХ ст. основной поток краткосрочных денежных капиталов направляется в США благодаря высоким процентным ставкам и курсу доллара.

Несмотря на постоянное совершенствование методики обработки статистических показателей платежного баланса, погрешности, связанные с ошибками и пробелами, все еще остаются довольно значительными. Именно поэтому выделяется специальная статья “Ошибки и пропуски”, в которую включаются данные, как статистических погрешностей, так и неучтенных операций. Статья “Ошибки и пропуски” расположена непосредственно за разделом платежного баланса, где фиксируется движение капиталов и кредитов. Показатели статьи “Ошибки и пропуски” резко возрастают в кризисных ситуациях.

Заключительная статья платежного баланса «Операции с ликвидными валютными активами» отражает операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы и в результате чего происходят изменения, как величины, так и состава центральных официальных золотовалютных резервов.

Современная классификация статей платежного баланса по методике МВФ:

A. Текущие операции:

— Товары;

— Услуги;

— Доходы от инвестиций;

— Прочие услуги и доходы;

— Частные односторонние переводы;

— Официальные односторонние переводы.

Итог А. Баланс текущих операций.

B. Прямые инвестиции и другой долгосрочный капитал:

— Прямые инвестиции;

— Портфельные инвестиции;

— Другой долгосрочный капитал.

Итог: А + В (соответствует концепции базисного баланса США).

C. Краткосрочный капитал.

D. Ошибки и пропуски.

Итог: А + В + С + D (соответствует концепции ликвидности в США).

E. Компенсируя статьи.

Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР (СДР).

F. Чрезвычайное финансирование.

G. Обязательства, которые составляют валютные резервы иностранных официальных органов.

Итог: A + B + C + D + E + F + G (соответствует концепции официальных расчетов в США).

Н. Суммарное измерение резервов:

— СДР (СДР);

— Резервная позиция в МВФ;

— Другие требования;

— Кредиты МВФ.

Принятая МВФ система классификации статей платежного баланса используется странами — членами Фонда как основа национальных методов классификации. Однако платежные балансы промышленно развитых стран и развивающихся стран, существенно отличаются как по методике составления, так и по содержанию. Схемы платежных балансов, принятых сегодня МВФ и ОЭСР, учитывают общие черты, присущие всем развитым странам, и вместе с тем дают возможность каждой стране вносить свои коррективы. Как правило, такие особенности связаны с методами измерения сальдо платежного баланса и его покрытия.

3. Основные методы регулирования платежного баланса

Причины государственного регулирования платежного баланса:

1) платежному балансу присуща неуравновешенность, которая проявляется при длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезвычайно активном сальдо у других.

2) после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ века стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо.

3) в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1. Государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;

2. Рост доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяется через государственный бюджет;

3. Непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика.

4. Регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема, какие страны (что имеют активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию.

Странами с дефицитом платежного баланса, как правило, применяются такие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов и ограничения вывоза капитала.

1. Дефляционная политика — политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на общественные цели, замораживание цен и заработной платы.

Одним из основных ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные мероприятия:

— Уменьшение бюджетного дефицита;

— Изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика);

— Кредитные ограничения;

— Установление пределов роста денежной массы.

2. Девальвация — снижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Правда, делая дороже импорт, девальвация может привести к росту затрат производства отечественных товаров, к повышению цен в стране и потере полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках.

3. Валютные ограничения — блокирование валютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортером, концентрирование валютных операций в уполномоченных банках, направленное на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика.

Для уменьшения дефицита платежного баланса используются: бюджетные субсидии экспортерам; протекционистское повышение импортных пошлин; отмена налогов с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг с целью притока капитала в страну; денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (т.е. установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного взаимодействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:

— Торгового баланса;

— “Невидимых” операций;

— Движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. Стимулирующими факторами для экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков является целевые экспортные кредиты, страхование их от экономических и политических рисков; введение льготного режима амортизации основного капитала; другие финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например: США Японией, Испанией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах).

С целью регулирования платежей и поступлений по «невидимым» сделкам платежного баланса применяется:

— ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

— прямое или опосредованное участие страны в создании туристической инфраструктуры с целью привлечения (поощрения) иностранных туристов;

— содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

— расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы с целью увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

— регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничения въезда эмигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Все оценки торговли товарами, основанные на таможенной статистике, учитывают стоимость, декларируемую на таможне импортерами и экспортерами. При экспорте товар оценивается по условию (ФОБ): таможенная стоимость является продажной цене самого товара. Но при импорте зарегистрированная стоимость включает, помимо цены самого товара, расходы по страхованию и фрахту: это оценки каф (CAF). Таким образом, сальдо внешней торговли, выведенные непосредственно с таможенной статистики — это сальдо ФОБ — каф, завышает стоимость импорта, включая в него часть услуг. Чтобы исправить этот недостаток, необходимо отделить собственно импорт от совокупных расходов (фрахт и страхования), которые фигурировать в балансе платежей под рубрикой «Услуги», что равнозначно оценке импорта ФОБ. Эта коррекция обеспечивается посредством скидки с таможенной оценки каф.

1. Меняется территориальная оценка. В таможенной статистике заморские департаменты и территории приравниваются к заграничным в то время, как в платежном балансе, как правило, входят в состав национальной территории.

2. Таможенная статистика включает серию операций, которые в платежном балансе не должны фигурировать в позиции «Товары»: операции без оплаты (примерно 40 млрд. по импорту и по экспорту) и операции с очень ограниченными количествами, но и деньги порой уравновешиваются как понятия идентичные, хотя валюта также конечная (завершающая) обработка маржи и различные ошибки.

Первая оценка платежного баланса за второй квартал 2013 года, опубликованная ЦБ, оказалась заметно хуже ожиданий рынка. Положительное сальдо текущих операций стремительно сокращается, потеряв к кварталу прошлого года более 42% и составив $6,9 млрд ($25,1 млрд в первом квартале 2013 года) при консенсус-прогнозе рынка в $13 млрд. В результате за первое полугодие 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года профицит текущего счета платежного баланса «похудел» на $23,5 млрд — до $32 млрд.

Динамика платежного баланса объясняется как статистическими, так и фундаментальными факторами. Так, заметно понизив оценку объемов внешней торговли за первый квартал 2013 года, ЦБ, соответственно, пересмотрел показатели торгового (до $38 млрд, что на $12 млрд меньше первой оценки) и текущего счетов (до $25,1 млрд, что меньше на $2,8 млрд). Но статистические переоценки меркнут на фоне ухудшающейся внешней конъюнктуры в виде падения цен на основные товары российского экспорта и резкого бегства инвесторов от риска, сопровождающихся укреплением реального эффективного курса рубля — на 2,9% в январе—мае 2013 года в годовом выражении — и менее значительным по сравнению с экспортом замедлением импорта.

В результате положительное сальдо торгового баланса сократилось с $48,7 млрд в первом до $42,9 млрд во втором квартале 2013 года. На плаву внешнюю торговлю удерживают все еще высокие цены на нефть и увеличение объемов экспорта газа при снижающихся ценах: дефицит текущего счета без учета экспорта нефти увеличился с $60,5 млрд в первом квартале до $74,3 млрд во втором квартале 2013 года. Дефицит баланса услуг соответственно вырос с $10,6 млрд до $12,8 млрд во многом благодаря сезонному увеличению туризма, а инвестиционные доходы — с $9 млрд до $18,8 млрд, несмотря на предшествующий рост вложений российских компаний за границу.

Финансовый счет платежного баланса во втором квартале 2013 года на первый взгляд выглядит лучше, чем в первом, статистика по которому заметно «искажена» финансовыми потоками, сопровождавшими сделку «Роснефти» и ТНК-ВР. Так, дефицит финансового счета за квартал уменьшился фактически вполовину — до $7,7 млрд, из которых $1,5 млрд приходится на госсектор, $2,2 млрд — на банки и $4,1 млрд — на корпорации. Вместе с этим приток иностранных инвестиций резко упал. «Утекают портфельные инвестиции. Из-за ухудшения условий кредитования на внешних рынках приток ссуд и займов сократился до объемов рефинансирования, а приток прямых инвестиций резко упал»,— замечает Сергей Пухов из Центра развития ВШЭ. При этом оценки ЦБ указывают на заметное сокращение прямых капвложений как в РФ, так и из РФ за границу. Господин Пухов убежден, что последнее отражает сокращение ресурсов российских компаний, но объем поступлений прямых инвестиций в первом полугодии 2013 года «по тренду» оценить невозможно, так как картину искажает сделка «Роснефти» и ТНК-ВР. Это же касается и чистого оттока иностранного капитала, который с учетом сделки уменьшился с $28,4 млрд в первом квартале до $10 млрд во втором квартале 2013 года ($29 млрд и $9,1 млрд соответственно с учетом валютных свопов и корсчетов банков-резидентов в ЦБ).

На приближенные к реальности цифры оттока, а точнее, бегства капитала указывают оценки ЦБ «чистых пропусков и ошибок» и сомнительных сделок с товарами, ценными бумагами, кредитами и трансфертами. Сумма этих статей в первом полугодии 2013 года составила $27,8 млрд ($27,3 млрд за первое полугодие 2012 года). «Радоваться тут точно нечему»,— заключает Дмитрий Полевой из ING Russia.

Отталкиваясь от объективной экономической конъюнктуры и оценок платежного баланса, опрошенные “Ъ” аналитики заключают: в 2013 году отток капитала будет не меньшим, а в случае сжатия импорта на фоне вероятной стагнации во втором полугодии 2013 года большим, чем в 2012 году,— порядка $60 млрд. Эта цифра выглядит относительно небольшой, если учесть отсутствие предпосылок роста аппетита инвесторов к риску и заметно меньшие, чем планировалось, поступления от приватизации в 2013 году. Пухов убежден, что во втором полугодии традиционного сезонного роста импорта не будет. Олег Солнцев из ЦМАКП даже предполагает, что вероятно появление дефицита текущего счета во втором полугодии, который исправит лишь девальвация рубля. Впрочем, то, что девальвация уже происходит, снижает такой риск, добавляет аналитик, а произрастающий из нее рост инфляционных ожиданий должен быть нивелирован хорошим урожаем. Несмотря на увеличение регулируемых тарифов с 1 июля, инфляция в годовом выражении, исходя из данных Росстата, сократилась с 7% на конец июня до 6,6% на 1 июля, отмечают в ING Russia.

Оценка платежного баланса РФ аналитики ВТБ Владимир Колычев и Дарья Исакова

«ЦБ РФ представил оценку платежного баланса России за 2013 год. Согласно данным регулятора, за прошлый год положительное сальдо счета текущих операций сократилось до 1.6% ВВП с 3.6% в 2012. Основное негативное влияние на данный индикатор оказали сокращение профицита торгового баланса и увеличения дефицита по неторговым статьям. Хотя чистый отток капитала из частного сектора в последние два года остается в целом стабильным (около 63 млрд долл./год), отмечаются некоторые признаки того, что общая ситуация начинает улучшаться. По нашим расчетам, с поправкой на «бумажные» потоки капитала (реинвестирование прибыли) и сделку «Роснефти», чистый приток прямых иностранных инвестиций в прошлом году достиг примерно 8 млрд долл., тогда как в 2012 был зафиксирован отток в размере 6 млрд долл. Что особенно важно, отток «серого» капитала, который мы определяем как сумму сомнительных операций и ошибок и пропусков, в минувшем году сократился на 10 млрд долл. — до 38.8 млрд долл.

На наш взгляд, снижение положительного сальдо счета текущих операций представляет собой среднесрочный тренд, отражающий ограничения модели роста, основанной на поддержке спроса в условиях ограниченной конкурентоспособности местных производителей. Что касается потоков капитала, мы с оптимизмом восприняли признаки улучшения динамики прямых иностранных инвестиций и сокращение оттока «серого» капитала. В то же время мы предполагаем, что последнее как минимум отчасти связано с другой формой оттока капитала: как отмечалось выше, в прошлом году дефицит инвестиционных доходов увеличился почти на 9.4 млрд долл. вследствие увеличения доходов, уплаченных зарубежным бенефициарам, что выглядит странным, учитывая стагнацию и/или сокращение корпоративных прибылей.Мы полагаем, что в 2014 положительное сальдо счета текущих операций продолжит сокращаться (до 0.9% ВВП), но более умеренными темпами, поскольку снижение внутреннего спроса будет отражаться на объеме импорта. Мы также не исключаем, что сальдо счета операций с капиталом продолжит понемногу улучшаться на фоне оздоровления делового климата и повышения эффективности бюджета и расходов госкорпораций. В то же время рубль останется под давлением, поскольку профицит счета текущих операций уже сейчас ниже, чем размер структурного оттока капитала, в то время как ЦБ РФ сокращает валютные интервенции.»

Заключение

После рассмотрения платежного баланса как основной экономической категории, характеризующий состояние внешнеэкономических связей страны и основных принципов его составления, подходов к анализу платежного баланса, истории экономических учений о платежном балансе, а также анализа состояния и динамики основных показателей платежного баланса России можно сделать следующие выводы.

Во-первых, платежный баланс, кроме экономической категории, является еще и сложной статистической системой, непрерывно развивающейся и охватывающей учет все большего количества разнообразных экономических операций. Развитие системы платежного баланса отражается в новых изданиях Руководства по составлению платежного баланса, которое составляется Международным валютным фондом. По методике, принятой МВФ, записи в платежном балансе производятся согласно принципу двойной записи, при этом запись с положительным знаком производится при отражении в платежном балансе экспорта, уменьшения зарубежных активов страны либо увеличения зарубежных обязательств, а записи с отрицательным знаком — в противоположных случаях.

Во-вторых, анализ платежного баланса производится, прежде всего, с точки зрения рассмотрения сальдо по различным статьям баланса или их группировкам. В настоящее время общепринято анализировать три основных показателя сальдо платежного баланса — торговый баланс, баланс по текущим операциям и общий платежный баланс, хотя существуют и другие трактовки сальдо по статьям платежного баланса. Таким образом, сальдо платежного баланса, его величина и динамика являются важнейшим элементами платежного баланса как экономической категории, необходимым для понимания экономических процессов в современных условиях открытой экономики.

В итоге, очевидно, что платежный баланс — это один из основных источников о состоянии макроэкономической ситуации в стране, а состояние платежного баланса не может быть игнорировано при принятии решений как в области макроэкономической политики, так и на микроуровне.

Список литературы

1. Борисов С.М. Платежный баланс России.- Магистр, М.,2008

2. Дорнбуш Р., Фишер С. “Макроэкономика”, ИНФРА-М, М., 2006

3. Деньги. Кредит. Банки / под ред. ЛаврушинаО.И.,-М.,2007

4. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *