Принципы конституционализма в России

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Смотреть что такое «КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ» в других словарях:

  • КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — Система ограниченной формы правления и приверженность к ней. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ Система управления государством, основанная на … Словарь иностранных слов русского языка

  • конституционализм — а, м. constitutionnalisme m. 1. Буржуазное течение в политике и науке государственного права, признающее наилучшей системой управления конституционную монархию. БАС 1. Какими поворотами журнализма, доктринизма, конституционализма или лежитимизма… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) правление, реально ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; 2) политико правовая теория,обосновывающая необходимость установления конституционного строя … Юридический словарь

  • КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, коституционализма, мн. нет, муж. (полит.). Либеральное направление в политике, стремящееся установить и поддерживать конституцию (в 3 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — (от лат. constitutio устройство, установление,) англ. constitutionalism; нем. Konstitutionalismus. Тип управления государством, осуществляемый на основе закона, конституции. К. характеризуется наличием: высшего законодательного органа,… … Энциклопедия социологии

  • КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) форма правления, политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; 2) политико правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя; учение о конституции как основном инструменте… … Юридическая энциклопедия

  • конституционализм — а, только ед. м., юр. 1) Политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления. Перед судом конституционализма. 2) Учение о конституции как об основном документе политического управления государством. • Родственные… … Популярный словарь русского языка

  • КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — а; м. Отстаивание конституции и конституционных методов правления в качестве основы существующего политического строя. * * * КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ, принцип политической системы, основанной на… … Энциклопедический словарь

  • конституционализм — направление в медицине, согласно которому решающее значение для возникновения и течения болезни имеют определенные особенности конституции организма, обусловленные неполноценностью его генотипа и передающиеся из поколения в поколение; К.… … Большой медицинский словарь

  • Конституционализм — Конституционное движение в Европе см. Представительные учреждения, Парламент … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) форма правления, политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; 2) политико правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя; учение о конституции как основном инструменте… … Энциклопедический словарь экономики и права

Конституционное развитие России

Феномен конституционализма занимает приоритетное место в ряду критериев «измерения» общественного прогресса. Становление конституционализма – крупнейшее событие всемирной истории цивилизации, связанное с эпохой крушения феодального миропорядка и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими. С ыконца XVIII в. идеи конституционализма приобретают нарастающее влияние на мировой конституционный процесс.

Конституционализм – категория всеобъемлющая, однако в ней можно выделять и страноведческие аспекты, несущие в себе специфику конституционно-правового развития конкретной страны (группы стран). Именно в этом аспекте можно говорить о российском (французском, немецком, американском и пр.) конституционализме.

Конституционализм в России хотя и зародился позднее, чем в других государствах (Россия значительно дольше других стран оставалась в рамках абсолютно самодержавного режима), прошел достаточно длительный путь развития, характеризующийся противоречивостью, этапами становления, падения, возрождения основополагающих идей и принципов.

Конституционное развитие государства не следует связывать лишь с принятием и сменой формальных конституций, необходимо анализировать и учитывать становление (утверждение) конституционных идей и принципов, принятие актов конституционного характера высшими органами государственной власти и т. п. Исходя из этого, в истории российского конституционализма можно выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный).

Эти периоды, будучи достаточно продолжительными и неоднородными, делятся соответственно на ряд этапов (схема 2).

Схема 2. Этапы конституционного развития России.

Идеи конституционализма в России до октября 1917 г.

Самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность государственной власти правом. Те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми – в сфере организации и функционирования государственной власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных и т. д. – со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских соборов, императорскими указами и др.

Первые конституционные идеи в России появились в XVIII в. Это прежде всего идеи дворянского (феодально-крепостнического) конституционализма: «кондиции» для будущей императрицы Анны Иоанновны, идеи Н.И. Панина (совместно с Д.И. Фонвизиным им был даже разработан проект конституции), А.Р Воронцова и др. Все проекты, идеи этого периода не следует расценивать как призыв к установлению в России конституционной монархии – классовая сущность государства оставалась феодальной с сохранением центрального места в политической системе за монархом. Однако отдельные прогрессивные моменты эти идеи содержали: попытки урегулировать политические отношения в среде господствующего класса, институционализации общественного мнения, повышения его роли в жизни страны и др.

Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли – просветительство. Его представители (СЕ. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. В целом их конституционные идеи и проекты не имели сословно-дворянской окраски, русские просветители выступали за ограничение власти монарха и центральное место в механизме государственной власти отводили народному представительству.

В XIX в. развитие конституционной мысли в России шло по двум направлениям:

1) монархическое (правительственное) – М.М. Сперанский, Н.Н. Новосельцев, П.А. Вяземский, П.И. Шувалов, П.А. Валуев и др.;

Преобладающей на этом этапе была идея конституционной монархии, однако отдельные представители либерального направления уже выдвигали идею республиканского правления (П.И. Пестель в «Русской правде»); в одном из вариантов конституционного проекта Н.М. Муравьева в качестве формы территориального устройства для России предлагалась федерация.

В рассматриваемый период появились и писаные конституционные акты, разрабатываемые как для составных частей Российской исперии, так и для других государств: в 1804 г. Александр I одобрил проект Конституции для Ионических островов, в 1809 г. рядом императорских манифестов фактически была создана некодифицированная конституция Финляндии, в 1815 г. Александр I подписал Конституцию Царства Польского (первый действующий конституционный акт на территории Российской империи), в 1879 г. разработана Тырновская Конституция Болгарии (действовавшая вплоть до 1947 г.). Верховная власть приходит к убеждению в необходимости конституционного строя в России. В 1818 г. разрабатывается первая российская конституция – «Государственная уставная грамота Российской империи» («Хартия государственного устройства»). В 1881 г. Россия могла бы получить первую конституцию («лорис-меликовскую»), но убийство Александра II (царя-реформатора, готового даровать конституцию), размах террора, нарастание революционного движения и обстановка ответных репрессий не позволили этому осуществиться.

Таким образом, формирование идей конституционализма в современном понимании в России началось в первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов.

Отправной точкой практической конституционализации и парламентаризации страны стали Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г. («Учреждение Государственной думы», «Учреждение Государственного совета», «Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» и др.). В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Подлинным парламентом эти органы не стали, однако четыре созыва Государственной думы при общем сроке легислатуры 20 лет – безусловно, значимый этап в становлении российского парламентаризма. В среде научной общественности того времени сложилось мнение, что эти акты установили в России конституционный строй, который значительно ограничивал основы самодержавия.

В феврале 1917 г., после того как Николай II и его брат Михаил отреклись от престола, монархия в России прекратила существование. Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провозгласило Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание. Это был достаточно представительный, легитимный орган, выборы в него состоялись, оно было созвано и приступило к работе, однако в октябре 1917 г., после того как Учредительное собрание отказалось одобрить первые декреты советской власти, оно было распущено большевиками. Краткому этапу российского парламентаризма был положен конец.

Таким образом, говорить о последовательном восприятии Россией в начале XX в. идей и принципов конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.

Конституционное (государственное) право России в советский(социалистический) период

Рассматриваемый период отличается тем, что в России появилась конституция в собственном, формально-юридическом смысле слова. Однако в содержательном плане советские конституции не согласовывались с общепризнанными постулатами традиционного («западного») конституционализма (равноправие граждан, народное представительство и парламентаризм, политический плюрализм и многопартийность, разделение власти, приоритет прав человека и др.); в основе советского государственного права лежали представления о классовых интересах, подчиненности личных интересов общественным (государственным), институциональном единстве государственной власти, идеологическом монизме и господстве одной политической силы и т. п.

Начало формированию тоталитарного государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, провозглашающую Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (в противовес парламентской республике), закрепляющую единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности (вместо разделения власти), диктатуру пролетариата и беспощадное подавление эксплуататоров (политические и некоторые социально-экономические права предоставлялись только трудящимся), федеративное устройство государства на основе национально-территориального принципа, введение всеобщей трудовой повинности, провозглашающую в качестве основной цели победу социализма во всех странах.

В 1922 г. Россия фактически утратила государственный суверенитет, став частью Союза Советских Социалистических Республик (хотя де-юре у нее сохранялось право выхода из Союза). С этого времени конституционное развитие России представляло собой развитие ее как республики в составе СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных конституций. Принятая в 1925 г. вторая Конституция РСФСР (вслед за Конституцией СССР 1924 г.) юридически закрепила новый статус России. В содержательном плане эта Конституция мало отличалась от предыдущей, хотя она отразила некоторое смягчение политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны.

Третья Конституция РСФСР (принята в 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г.) провозгласила полную победу социализма, впервые юридически (на уровне основного закона государства) закрепила руководящую роль коммунистической партии, несколько смягчила формулировки относительно обеспечения равноправия граждан.

В 1978 г., после принятия Конституции СССР 1977 г., принимается четвертая Конституция РСФСР (последняя российская Конституция советского периода). Конституция закрепляет построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть, расширяет формулировки о правах и свободах человека и гражданина.

Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее – авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый переход к новой конституционной модели российской государственности.

Становление современного конституционализма в России

Становление подлинного конституционализма в России не следует связывать исключительно с принятием новой Конституции в 1993 г., этот процесс начался во второй половине 1980-х гг. – в рамках последней советской Конституции РСФСР 1978 г.

После 1985 г., когда в СССР началась так называемая «перестройка» всех сфер общественной жизни, Конституция 1978 г. многократно изменялась, в результате чего приобрела принципиально иные черты. Многие из тех конституционных положений оказались воспринятыми действующей Конституцией РФ. Именно на основе изменившейся Конституции и принятых в ее развитие положений законов начался переход от авторитарного к демократическому режиму.

Проявлялось это, в частности, в следующем:

  • в России на конституционном уровне закреплялись отказ от социалистической модели развития, монополии коммунистической партии, признание политического плюрализма и многопартийности, разделения власти, частной собственности и свободы предпринимательства;
  • произошли изменения в системе государственной власти: принципиально изменилась избирательная система, были учреждены пост Президента РФ, двухуровневый представительный и законодательный орган (Съезд народных депутатов РФ и постоянно действующий Верховный Совет РФ) и Конституционный Суд РФ;
  • изменились внутрифедеративные отношения: все бывшие автономные республики и большинство автономных областей приобрели статус республик в составе РФ, повысился статус других субъектов федерации, в 1992 г. был заключен Федеративный договор, ставший составной частью Конституции;
  • были значительно расширены права местного самоуправления;
  • 22 ноября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, инкорпорированная затем в Конституцию;
  • после прекращения существования СССР в 1991 г. из Конституции РФ исключены нормы, ограничивающие государственный суверенитет России, и ее конституционное развитие с этого времени продолжается как развитие суверенного государства (Декларация о государственном суверенитете была принята Съездом народных депутатов РСФСР еще 12 июня 1989 г., но в ней предусматривалось развитие России в составе обновленного СССР);
  • изменилась государственная символика.

Поскольку противоречия в Конституции РФ 1978 г., несмотря на внесение в нее многочисленных поправок, сохранялись (прежде всего в нормах, регламентирующих систему государственной власти), вплотную встал вопрос о принятии новой Конституции России.

В 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР было принято решение о разработке новой Конституции, создана Конституционная комиссия для подготовки проекта Основного Закона. В это время разрабатывалась масса альтернативных проектов, для обобщения всех предложений создано Конституционное совещание.

На 12 декабря 1993 г. были назначены референдум по проекту новой Конституции РФ и выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации (правовой основой проведения указанных референдума и выборов явились соответствующие положения, утвержденные указами Президента РФ, так как в тот период в стране не функционировал парламент и вся полнота политической власти была временно сконцентрирована в руках главы государства. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» было приостановлено действие ряда статей Конституции 1978 г., прекращена деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета РФ и нижестоящих советов народных депутатов).

12 декабря 1993 г. впервые в истории России всенародным голосованием принимается новая Конституция (в конституционном референдуме приняло участие более 54 % граждан России, имеющих право на участие в референдуме, из них более 58 % проголосовали за принятие вынесенного на голосование проекта). Важно отметить, что на голосование был вынесен согласованный проект Основного Закона – Конституционное совещание рассмотрело и обобщило тысячи предложений от различных органов государственной власти, политических сил, регионов, граждан, ученых, отечественных и зарубежных экспертов. Текст действующей Конституции РФ является одним из лучших в мире.

Именно с принятия новой Конституции РФ начался новый этап в постсоветском развитии российского конституционализма, на основе Конституции 1993 г. формируются новые правовая система и конституционная модель государства. Этап этот будет весьма продолжительным, многие качественные нормы Конституции РФ пока не соблюдаются, требуется значительный период, чтобы общество научилось жить по Конституции.

Современный конституционализм: теория и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 342.4 ББК 67.400.1

СОВРЕМЕННЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ТЕОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ЭМЗАРИ АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ,

старший преподаватель кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России

E-mail: abdulzhabar@mail.ru ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ЖЕРЕБЦОВА, курсант 417учебной группы юридического факультета Академии ФСИН России

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены структура и догматы конституционализма как политико-правовой системы. Конституция представлена в философско-историческом аспекте; подчеркиваются выводы конституционализма, его важность при понимании конституции и права в целом.

Ключевые слова: конституционализм, право, принцип, государство, конституция, теория, правосознание, общество, законность, социальная ценность, история конституционализма, философско-историческое учение.

Глобализация теории и практики современного конституционализма на рубеже тысячелетий вызвана мировыми интеграционными процессами. Историческая ретроспектива становления и развития конституционных идей и институтов свидетельствует об относимости конституционализма к тем конституционным явлениям, которые возникли значительно раньше, чем сформировались представления о них. Теоретические истоки современного конституционализма заложены в юридико-правовых, философских, исторических, культурологических воззрениях мыслителей прошлого (Кант, Гегель, Гоббс, Гро-ций, Руссо, Локк, Монтескье, Джефферсон и др.)1.

Конституционализм ведет начало от древнегреческих конституций, действовавших за несколько столетий до н.э, о которых известно лишь по трудам Аристотеля. В период принципата Древнего Рима появляются, наряду с актами римского сената, императорские предписания различных видов, которые получили наименование конституций (constitutioediktum, mandatum, decretum, rescriptum).

Их содержание и место в развитии правовой системы Рима представляет интерес, прежде всего, как экскурс в этимологию понятия. Ближе к современному представлению о конституционных актах Великая Хартия Вольностей (Англия, 1215 г.), «Форма правления государства Англии, Шотландии, Ирландии и владениями, которые к ним относятся. Орудие управления» (1653 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.), в которых уже прослеживаются идеи, отраженные в первых конституционных актах Северной Америки 70-х—80-х г.г. ХVШ ст. и, прежде всего, в Конституции США (1787 г.). К этому же периоду развития конституционализма относятся Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Конституции Франции и Польши, а также «первый конституционный акт в Украине» (М.П. Василенко) — «Правовой уклад и Конституции относительно прав и вольностей Войска Запорожского», известный как Конституция П. Орлика (1710 г.). Классический конституционализм уходит своими корнями в уникальную историю правовой

культуры Запада, западную традицию права и возникает на частной собственности, ограничении (самоограничении) государственной власти в пользу гражданского общества и индивидуальной свободы, приобретающей юридическую форму субъективного публичного права как «права против общества в лице государства и его должностных лиц» с последующим включением в его содержание составных третьего поколения прав — коллективных2.

Термин «конституционализм», по мнению Г. Дж. Бермана, был введен в научный оборот в конце XVIII — начале XIX вв. для обозначения, главным образом, американской доктрины верховенства писаной конституции над законами. Однако, реальность этого феномена впервые проявилась еще в городских правовых системах Западной Европы в XI—XII столетиях. В современной зарубежной юридической литературе конституционализм рассматривается в неразрывной связи с ограничением власти государства как «вера в существование конституционных способов относительно установления государственных ограничений», «юридическое ограничение государства и полная противоположность своевольному правлению», совокупность принципов, порядка деятельности и институциональных механизмов, которые традиционно используются с целью ограничения государственной власти

Мировое сообщество имеет богатый опыт формирования системы конституционализма. При этом каждое государство отличается определенной спецификой, особенностями (национального, исторического, политического, идеологического, культурологического, экономического и др. характера), которые детерминируют необходимость и возможность создания собственной модели конституцио-нализма3. По мнению представителей современной российской науки конституционного права, конституционализм трактуется как сложное явление, которое содержит: а) конституционные идеи и категории, отображающие первичные базовые ценности общества; б) массовое конституционное сознание граждан, населения в целом; в) конституционные нормы, акты и институты как нормативно структурированное выражение двух вышеупомянутых элементов; г) конституционный порядок как процесс и состояние реализации конституционных норм. Энциклопедически закрепляется, что конституциона-

лизм следует понимать в широком и узком смыслах. Конституционализм в широком смысле — это теория конституции, история и практика конституционного строительства в той или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом. В узком смысле — целостная система знаний о базовых общечеловеческих политико-правовых ценностях, которые находят свое отображение в демократических конституциях и демократической конституционной теории, их содержании, формах, методах и степени реализации4.

В политическом аспекте конституционализм раскрывается как особый характер отношений между государством и обществом на основе консенсуса, как идейно-политическая доктрина и движение. По мнению Ю.Н. Тодыки и В.С. Журавского, «конституционализм в политическом понимании — это особый характер отношений между государством и обществом. Он является оформлением общественного согласия относительно соответствующих ценностей, принципов и механизмов» В.Н. Шаповал также считает, что «конституционализм — это, прежде всего, политико-правовая идеология, интеллектуальные обобщения, присущие определенному этапу исторического развития». Указывая, что, вместе с тем, конституционализм «нередко воспринимают как общественно-политическое движение, направленное на реализацию соответствующих идей».

В философско-историческом — как учение о конституции, включая предконституционные идеи божественного, естественного права, договорного происхождения государства, учения о плутократии, тирании, деспотии, демократии и т.д. При этом конституционализм как «учение о конституции» рассматривается с двух позиций — широкой и узкой. «В широком плане он (конституционализм — Авт.) эволюционирует, начиная от мифологических форм миропонимания — параполитологии IV—III тыс. до н.э. до рационально-логичных форм мышления, т.е. до признаков теоретического знания, возникновения политико-правовой науки»5. В узком понимании конституционализм трактуется как комплекс политико-правовых идей и практики государственного строительства буржуазии XVII—XVIII столетий, которая ориентировалась на создание институционально-правовых условий функционирования государств, в которых обеспечивалось бы «верховенство народа, исключительное правление законов, широ-

кие права и свободы личности, демократическая избирательная система…»6. Безусловно, что политическая и философско-историческая характеристики конституционализма представляют интерес, но в их рамках, как правило, утверждаются тезисы, имеющие достаточно абстрактный характер.

Юридический же аспект позволяет сформулировать четкую дефиницию этого явления, что представляется методологически необходимым для научного исследования конституционализма, так как одна из важнейших категорий современной науки конституционного права не может определяться in abstracto. Юридически конституционализм представляет собой систему, в которой в качестве одного из элементов присутствуют конституционные нормы, конституция, но не как нечто застывшее, статическое, а конституция, взятая вместе с ее доктринальными основами, системой политико-правовых ценностей, которые отображают концепцию, философию, сущность конституции, а также практикой ее осуществления. Кроме этих составляющих политико-правовой системы конституционализма, важное значение имеют такие его элементы, как конституционное правосознание, конституционные правоотношения и конституционная законность, на установление которой, в конечном итоге, направлено функционирование этой сложной системы. Думается, что такой «набор» элементов системы конституционализма является наиболее полным и отображающим сущность этого социально-правового явления в полной мере.

Основываясь на теории политико-правовых систем, конституционализм как система характеризуется следующими признаками: интегративностью, представляя собой интегральное явление, вычленение из которого отдельных элементов является практически недопустимым, так как может привести к разрушению целостности системы; упорядоченностью, так как все элементы упорядочены в определенной последовательности, которая обусловлена характером взаимоотношений между элементами; сложностью, так как каждый элемент системы сам по себе является сложным образованием, которое имеет самостоятельное политико-правовое значение; открытостью системы, так как она взаимодействует с социальными, правовыми, политическими, экономическими и др. средами; функци-онированностью, так как конституционализм это

функционирующая система, что обусловливает ее динамическое развитие.

Конституционализм — политико-правовое явление, правовая (юридическая) сущность которого обусловлена, прежде всего, нормативно-правовой основой этой системы, в качестве которой выступает Конституция (конституционное законодательство). Конституция имеет смешанную политико-правовую природу, как и возникающие на основе ее норм конституционные отношения, которые также могут быть охарактеризованы как политические и правовые одновременно, поскольку «они регулируют процесс организации и осуществления властных полномочий народом, государством и элементами политической системы». Кроме того, политическая природа конституционализма вытекает из тесной взаимосвязи политики с конституционно-правовыми институтами и реалиями7. Основными институтами конституционализма являются: институт публичной власти, который структурируется на два относительно самостоятельных подинститута — государственной власти и местного самоуправления; институт конституционного контроля; институт конституционной ответственности.

Целью функционирования системы конституционализма является конституционная законность как режим точного и неуклонного соблюдения Конституции и других конституционно-правовых актов всеми субъектами, которым они адресованы, реальное действие иерархии нормативно-правовых актов, в системе которых Конституция имеет высшую юридическую силу8.

Конституционная законность должна обеспечиваться, в первую очередь, посредством структур публичной власти. И здесь приоритетное значение имеет конституционная юстиция, которая может существенным образом влиять не только на охранительные, но и на все другие элементы конституционализма (нормативные, идеологические, культурно-правовые, регулятивные)9. Важным средством обеспечения конституционной законности является институт конституционной ответственности, который также не получил достаточной научной разработки. Думается, что конституционную ответственность следует рассматривать как самостоятельный вид юридической ответственности, которая предстает в единстве общих признаков, присущих юриди-

ческой ответственности как таковой, а также особенностей, которые характеризуют ее как самостоятельное конституционно-правовое явление (например: основания и процедурно-процессуальные формы ее применения, круг субъектов, санкции, специфика конституционно-правовых деликтов и др.).

Теория современного конституционализма как политико-правовая доктрина представляет собой систему научных знаний, дающих целостное представление о закономерностях развития и существенных связях явлений действительности при установлении конституционного строя, формировании политической системы, опирающейся на конституцию как основной инструмент публичной власти, конституционные методы правления. В рамках этой теории можно выделить три основныхнаправления в современном конституционализме.

1. Формально-юридическое направление (аналитическая юриспруденция). Его философской основой является нормативизм. В рамках этого направления развились научные школы — юридический позитивизм, легалистская (легистская) школа.

2. Политико-социологическое направление. Его основой является социологическая теория права. В рамках этого направления также можно выделить несколько научных школ — школа «солида-ристов» (учение солидаризма), институционализм, теория и практика «политической юриспруденции».

3. Юснатуралистическое направление (юсна-турализм)10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституционализм — это динамичная система, которая перманентно развивается. Тенденции современного конституционализма характеризуют основные направления его развития как сложной политико-правовой системы государства и общества. Наибольший интерес представляют несколько основных тенденций. Прежде всего, это тенденция политологизации системы конституционализма, выражающаяся во влиянии политических способов и средств на конституционно-правовые отношения (в частности — властеотношения), их регулирование.

Политика тесным образом связана с конституционным правом, во-первых, в силу специфики его предмета, а во-вторых, потому что, как справедливо писал Б. Курашвили, государствоведение выходит за рамки юридической науки. При этом можно признать справедливым некоторые тезисы марксисткой

научной школы о сущности политики, в частности о том, что существенным в политике является устройство государственной власти, а также то, что все юридическое в своей основе имеет политическую природу. Сущность конституционного права нельзя познать в полном объеме без обращения к политическим категориям. Этот аспект конституционализма нельзя игнорировать, особенно в условиях, когда политика «стала делом свободных людей, воспринимающих ее не как правление (отношение между управляющими и управляемым — Д. Сартори), а как самоуправление, демократию»11.

Конституционализм предполагает во взаимоотношениях между человеком, гражданским обществом и государством приоритетность человеческого измерения государства и права, развития гражданского общества. Поэтому важное значение приобретает тенденция его социализации, которая проявляется в социализации конституции и конституционного права в целом. Итак, конституционализм:

как теория, идеология и практика конституционного развития государства и общества возникает с момента появления государственности; ф это поступательный процесс и одновременно цель развития любого государства, стремящегося к торжеству демократии во всех ее проявлениях; это наиболее существенные, значимые и жизненно важные достижения развития как всего мирового сообщества, так и каждого отдельного государства; эта теория имеет одновременно общечеловеческое, вне- и внутригосударственное измерения; обладает своими стандартами, которые сформировались в результате развития государственно-правовой практики конституционного строительства стран мира и которые благодаря научным разработкам выражены в конкретных научно-эвристических постулатах; ф это периодически меняющаяся научная теория, которая постоянно развивается, дополняясь новыми стандартами, корреспондируя развитию государственно-правовой практики, но при этом, опережая ее ровно настолько, чтобы оставаться целью, идеалом, к которому стремится все мировое сообщество и каждое государство в отдельности; ф это диалектически сложный и перманентный процесс, основанный на законах развития при-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

роды и общества (отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, изменения формы с изменением содержания с точностью до наоборот и др.); характеризуется тем, что в развитии его принципов с аксеологической точки зрения, как имеющих социальную ценность, нельзя поставить точку, как нельзя подвести черту под движением стран вперед, под прогрессом человечества. Конституционализм, его догматы и структуру важно изучать потому, что зная эти основы можно понять истинный смысл конституции, как основного закона государства, с помощью которого мы стремимся создать прочный фундамент жизни для себя и своих будущих поколений.

Литература

1. Медушевский А. Конституционализм: кладовая опыта или совершенствования демократических преобразований // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 2008.

2. Тихомиров Ю.А. Конституция в правовой системе: взаимовлияние и противоречия // Конституция как фактор социальных изменений: Сборник докладов. М., 2001

3. Курашвили Б. Очерк теории государственного управления. М.: Наука, 2000.

4. Речицкий В.В. Политическая активность. Конституционные аспекты. 2001 г.

5. Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. № 7 (91). 2004.

6. Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства 2002.

7. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

8. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб, 2005.

9. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва; Новосибирск, 2001.

10. Алексеева С.С. Общая теория права. М., Проспект. 2009.

11. Добрынин Н.М. К вопросу о конституции // Государство и право. 2010.

12. ИвановА.А. Сущность права: теория и практика. 2010.

3. Kurashvili B. Ocherk teorii gosudarstvennogo upravleniya. M.: Nauka, 2000.

4. Rechitskii V.V. Politicheskaya aktivnost’. Konstitutsionnye aspekty. 2001 g.

5. Lazarev V.V. Poisk prava // Zhurnal rossiiskogo prava. № 7 (91). 2004.

6. Palienko N.I. Uchenie o sushchestve prava i pravovoi svyazannosti gosudarstva 2002.

7. Yuridicheskaya entsiklopediya / Otv. red. B.N. Topornin. M., 2001.

8. Kravets I.A. Rossiiskii konstitutsionalizm: problemy stanovleniya, razvitiya i osushchestvleniya. SPb, 2005.

9. Kravets I.A. Formation of Russian constitutionalism (theory and practice). Moscow; Novosibirsk, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Alekseev S.S. General theory of law. M., Prospect. 2009.

11. Dobrynin N.M. To the question of the Constitution // State and law. 2010.

12. Ivanov A.A. the Essence of law: theory and practice. 2010.

1 Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб, 2005.

2 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1999.

3 Речицкий В.В. Политическая активность. Конституционные аспекты.2001.

4 Медушевский А. Конституционализм: кладовая опыта или совершенствования демократических преобразований // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 2008. № 1.

5 Лазарев В.В. Поиск права // Журнал российского права. № 7(91). 2004.

6 ШайоА. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 1999.

7 Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

8 ЖаккеЖ.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие 2002.

9 Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства. 2002.

10 Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва; Новосибирск, 2001.

11 Иванов А.А. Сущность права: теория и практика. 2010.

Понятие и основные элементы конституционализма

Конституционализм это система представлений и идей о разви­том демократическом государственном строе, основанном на конститу­ции. Это понятие включает также систему общественных отношений, основанных на конституции, в которой закреплены такие ценности, как полновластие народа, ограниченное вмешательство государства в дела общества, приоритет прав человека в обществе и государстве.

Конституционализм характеризуется наличием системы ценностей по справедливому устройству общества, в котором организация государ­ственного и общественного строя учреждена и основана на конституции как основном законе. В этом законе четко определены границы и прин­ципы взаимоотношений общества, государства и личности, где основ­ной ценностью является свобода личности и обеспечение основных прав и свобод человека.

Наиболее полное представление о конституционализме основывает­ся на системе конституционных идей и ценностей. Они лежат в основе всего представления о конституционализме. В современном обществе существуют разные представления об этих идеях. Но в любом случае они должны быть направлены на поиск и оценку справедливой модели об­щества. И эта модель должна отвечать двум основным критериям: на­родность государственной власти (вся власть от народа) и свобода лич­ности как высшая ценность.

К наиболее значимым конституционным ценностям можно отнести:

  • · наличие конституции как средства ограничения власти государства, установления границ государственной власти, связанность этой вла­сти законом, правом;
  • · участие народа в осуществлении государственной власти. Народ как главный источник и оценщик эффективности деятельности государ­ственной власти;
  • · свобода и достоинство личности важнейшие ценности обществен­ного строя;
  • · правильная организация системы органов государственной власти, при которой не допускается монополизация власти одним лицом или одним органом;
  • · наличие представительных органов государственной власти и раз­витая избирательная система, выборность органов государственной власти;
  • · наличие реальных средств защиты закрепленных основных прав и свобод личности, политического и идеологического плюрализма
  • · наличие общественного сознания, построенного на том, что положе­ния конституции и практика их реализации действительно направ­лены на достижение лучшей модели справедливого общества.

Конституционализм.

Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

Элементы:

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

6. Высокий авторитет человеческой личности, уважение ее достоинства.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль.

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Правовая охрана конституции- это совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельные нормы.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

Элементы контроля:

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Критерии

Конституционный надзор

Конституционный контроль

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Окончательность решения

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль– это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *