Цивилизация нового времени

Рене Декарт. Новое время – эпоха, заложившая основы современной цивилизации

Новое время – эпоха, заложившая основы современной цивилизации. Буржуазные революции в Голландии XVI века и в Англии XVII века, превратившие эти страны в передовые европейские державы, ознаменовали решительный разрыв со средневековьем и господствовавшими феодальными порядками.

Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации – процесса, охватывающего все стороны жизни общества и включающего в себя урбанизацию, индустриализацию, демократизацию политических структур, становление гражданского общества и правового государства, научную революцию, переворот в общественном сознании и утверждение свободомыслия и атеизма.

В европейской культуре XVII–XIX века представляют собой единое целое. Развитие культуры этого времени направлено на становление промышленной цивилизации, в основе которой лежит буржуазный способ производства. На первый план выдвигается активная, творческая, преобразующая деятельность человека. В отличие от средневековья человек не ограничен ни социальными границами своего сословия, ни географическими рамками своего места жительства – он начинает ощущать себя частью более крупной общности – нации.

Этот процесс в значительной степени был обусловлен разрушением натурального хозяйства: сельский уклад, исключающий торговлю, становится нерентабельным. Поскольку новая общность в центре самого себя содержит промышленное производство, то весь экономический уклад образует новую форму организации – нацию.

При всём том XVII, XVIII и XIX века отличаются и качественным своеобразием. XVII век – век зарождения и становления рационализма, XVIII век ознаменован наступлением эпохи Просвещения, а XIX век подводит итог культурному процессу двух предшествующих столетий и одновременно намечает перспективы дальнейшего развития.

XVII векявляется периодом становления капитализма в Западной Европе. Одной из важнейших предпосылок появления нового характера мышления стали знакомство европейцев с неизвестными до той поры частями света и последующее их освоение. Так, великие географические открытия, позволившие европейским государствам расширить свои территории, и соответствующее развитие мореплавания послужили причиной появления надежных и вместительных судов и хорошо вооруженных, маневренных кораблей, а вместе с этим и дифференциального и интегрального счислений, предназначавшихся первоначально для расчёта водоизмещения этих судов.

В целом в материальной культуре происходит бурный рост промышленности, развивающейся в соответствии с ускорившимися темпами научно-технического прогресса. Этот процесс был бы невозможен без интенсивного развития науки, которая всё более ориентируется на решение задач экономического и политического развития европейского общества.

Бурный подъём точных и естественных наук в XVII веке получил название «научной революции». В эту эпоху были сделаны принципиально новые открытия в математике: так, Р. Декарт (1596–1650) заложил основы аналитической геометрии, П. Ферма (1601–1665) создал теорию чисел, Г. В. Лейбниц (1646–1716) написал труды по дифференциальному и интегральному исчислению. Не менее значимы открытия и в области физики: И. Ньютон (1643–1727) выдвинул корпускулярно-волновую теорию света, сформулировал основные законы механики и открыл закон всемирного тяготения, Х. Гюйгенс (1629–1695) раскрыл тайну кольца Сатурна, а Э. Торричелли (1608–1647) создал научные направления гидравлики и метеорологии.

Если человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающей его природы и общества, в котором он жил (а то и другое воспринималось им как нечто неизменное, существующее изначально согласно божественным законам), то европейская цивилизация Нового времени выдвинула в качестве важнейшей ценности человеческий разум. Ум и деловые качества теперь ценились выше всего и не зависели от происхождения. Появляется концепция «общественного договора», явившаяся большим достижением европейской культуры на пути утверждения правового государства и гражданского общества.

XVII век стал не только веком науки, но и веком искусств. Так, по числу великих художников этот век не уступает эпохе Возрождения, причем искусство переживает подъем во всех европейских странах. Главными стилями искусства становятся барокко и классицизм. В целом искусство испытывает процесс дифференциации, что проявляется в его обособлении от религии, усилении субъективного начала и в изменении существующих и возникновении новых жанров.

Однако самое главное, что основные художественные стили XVII века были не просто стилями искусства – их влияние распространилось на всю культуру, поскольку каждый из них стал специфической формой мышления, особым менталитетом европейского общества.

XVIII векознаменован появлением нового идейно-культурного движения, получившего название Просвещения. Его основными чертами стало стремление человеческого разума исследовать явления окружающего мира и найти гармонию индивидуальной и общественной жизни. Материалистическая идеология Просвещения явилась духовной предпосылкой Великой французской буржуазной революции 1789–1793 гг. и создания государства Северо-Американских Соединенных Штатов.

Хотя идеология Просвещения возникла в XVII веке (её родоначальником считается английский философ Д. Локк), расцвет её приходится на следующее столетие. Наибольшего развития эпоха Просвещения достигла во Франции и представлена такими мыслителями как Вольтер (1694–1778), Ш. Монтескьё (1689–1755), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) и др.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего, основывающуюся на так называемом «естественном праве». Согласно концепции «естественного права», первоначально люди жили в безгосударственном, или естественном состоянии, и лишь с появлением государства перешли в гражданское состояние. С позиций «естественного права» просветители подвергали критике существующий государственный строй, видя в нём два основных препятствия построению нового общества: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и церковь. Тем самым деятельность просветителей способствовала дальнейшему ослаблению религиозных основ культуры и усилению её светского характера.

XVIII столетие стало временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и естественно-научное знание приобретает свою классическую форму. Его основными критериями становятся следующие: объективность знания, опытность его происхождения и исключение из него всего субъективного. Важнейшим шагом на пути к такому знанию стало издание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатое Д. Дидро и Д’Аламбером, которая систематизировала важнейшие научные достижения человечества и утвердила новую систему культурных ценностей, отразившую наиболее прогрессивные взгляды того времени.

Однако необычайно возросший авторитет науки приводит к появлению первых форм сциентизма, который, обожествляя её роль и значение, ставит науку на место религии. На основе сциентизма формируется сциентистский утопизм, согласно которому политика основывается на научных законах, а само общество устроено на тех же законах, что и природное окружение (Дидро). Такой подход приводит к тому, что человек перестаёт быть субъектом познания и действия, что ярко проявится в культуре Новейшего времени.

В художественной культуре наблюдается больше преемственности с предыдущим столетием. Основными стилями в искусстве по-прежнему остаются барокко и классицизм. В то же время продолжается дробление искусства на отдельные направления; так, возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В XVIII веке начинается процесс изменения в соотношении видов и жанров искусства, который получил своё завершение в следующем столетии. Литература и музыка постепенно приобретают значение ведущих видов искусства и достигают той степени художественной зрелости, которую живопись приобрела двумя столетиями раньше. Так, развивается проза как жанр, в котором автор показывает судьбу отдельного человека в запутанных отношениях с социальной средой или рисует картину быта и нравов эпохи («Хромой бес» А. Лесажа, «Манон Леско» А. Прево, «Кандид» Вольтера, плутовские романы Г. Филдинга, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Майстер» И. В. Гете).

Музыка как самостоятельный вид искусства выходит на одно из первых мест, что было связано с возросшей потребностью искусства в отражении мироощущения и мировосприятия человека в развитии. Созданные в XVIII веке такие новые музыкальные формы, как фуга, симфония, соната в творчестве И. С. Баха, Х. Глюка, И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена раскрыли способность музыки передавать широкую гамму человеческих эмоций.

Если XVIII век явился в истории мировой культуры веком разума, то XIX век стал веком науки и техники. В Европе развернулась промышленная революция – именно так называется переворот в области технологии и организации производства, который способствовал переходу от ручного труда к машинной технике, а от мануфактуры – к фабрике. В результате промышленного переворота сформировались новые классы общества: буржуазия и пролетариат. В новой социальной структуре складывается и особый социальный слой – интеллигенция, численность которой пока что ещё была незначительна, но роль которой в духовной и интеллектуальной жизни всё более возрастала.

Изменившиеся социально-экономические условия оказали сильное воздействие на все области культуры, но наиболее благоприятными оказались для науки. Бурный рост производства стал мощным стимулом для фундаментальных и прикладных естественно-научных исследований. Так, были открыты новые виды энергии: паровая, электрическая и тепловая, благодаря чему изобретены паровая машина, электричество и двигатель внутреннего сгорания. Внутри самой науки происходит значительная дифференциация, в результате которой механика утратила монополию на создание общенаучной картины мира, а усилили свою роль биология, химия и геология.

Под влиянием науки важные изменения произошли в философии. Наряду с традиционным направлением философской мысли, которое представлено именами И. Канта, Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, складываются течения позитивизма (О. Конт) и «философии жизни» (Ф. Ницше, С. Кьеркегор).

Положение художественной культуры и искусства в XIX веке отличалось сложностью и противоречивостью. С одной стороны, искусство продолжало активно развиваться: появлялись новые стили, школы и течения. С другой стороны, искусство всё больше начинало ощущать собственную невостребованность, что было обусловлено невысоким культурным и эстетическим уровнем пришедшей к власти буржуазии. Кроме того, буржуазные отношения сопровождались острыми социальными противоречиями и конфликтами, далекими от эстетики прекрасного и возвышенного, которую воспевало искусство.

Неприятие буржуазной действительности обусловило формирование новых художественных стилей. Так, романтизм возник как следствие стремления человека XIX века уйти от реальности в мир фантазий и грёз. В свою очередь, реализм показывает жизнь такой, какова она в действительности. Для появившихся во второй половине века импрессионизма (а также неоимпрессионизма и постимпрессионизма) и символизма характерна идея «искусства для искусства», обращенная к поиску чистой красоты и эстетизма.

Итак, XIX век в истории западной культуры имеет фундаментальное значение. Складывается совершенно новый тип цивилизации – индустриальный, основу которого составил научно-технический прогресс. Одна из главных идей Просвещения – идея прогресса разума – получает наиболее полное своё воплощение. В то же время возникшая промышленная цивилизация начинает всё больше теснить духовную культуру, что приводит к определенной дегуманизации последней, которая отчётливо проявится в XX веке.

XX столетиеознаменовало наступление новой эпохи в жизни человечества – Новейшего времени – и явилось самым динамичным в истории, что соответствующим образом сказалось на характере всей его культуры. Культура XX века наследует социокультурные процессы предыдущего столетия и демонстрирует новое понимание человека, его отношение к миру и соответствующее изменение стилевой и жанровой систем, а также образов и выразительных средств в искус­стве.

В XX веке человечество сформировало единую мировую культуру, основными характеристиками которой являются индустриализация производства и массовое потребление, единые средства передвижения и передачи информации, интернационализация науки и образования.

Панорама художественной культуры XX века отличается небывалым разнообразием, при этом основными художественными системами являются модернизм и постмодернизм. Для первой из них характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира, наиболее яркими направлениями являются дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм и др. Произведения модернистов демонстрируют одиночество человека в современном мире, неразрешимость конфликтов и противоречий окружающей действительности и непреодолимость жизненных обстоятельств.

Постмодернизм является не только стилевой системой художественной культуры, его значение гораздо шире – это понятие обозначает собой общее направление развития всей европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX века. Возникновение его связано с осознанием ограниченности возможностей социального и научно-технического прогресса и опасением за судьбу общечеловеческой культуры. Постмодернизм пытается установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Современное общество XXI века наглядно демонстрирует переход от индустриальной к постиндустриальной, или информационной цивилизации. Возросшая роль самой информации и скорость обмена ею способствуют значительной интенсификации культурных контактов, что делает особо актуальной проблему культурного сотрудничества и равноправного межкультурного диалога.

В целом роль культуры Нового и Новейшего времени заключается в создании благоприятных условий для развития личности, формировании достойного уровня жизни людей и реализации творческого потенциала во всех сферах человеческой деятельности.

Литература

1. Большаков В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. – Великий Новгород, 2000. – 90 с.

2. Виппер Р. Ю., Реверсов И. П., Трачевский А. С. История Нового времени. – М., 1995. – 494 с.

3. Кононенко Б. И. Основы культурологии: курс лекций. – М., 2002. – 208 с.

4. Кучеренко Г. С. Человек эпохи Просвещения. – М., 1999. – 222 с.

5. Силичев Д. А. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М., 1998. – 352 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое модернизация?

2. Какие культурные достижения характерны для XVII века?

3. Какие художественные стили характерны для XVII–XVIII веков?

4. Какие последствия для культуры имела научно-техническая революция?

5. Охарактеризуйте основные художественные системы XX века.

6. К какому типу цивилизации принадлежит современное общество? Каковы его сущностные черты?

Глава 23. Русская культура X–XVII веков

Величие русской цивилизации заключалось в том, что она никогда не полагалась на насилие.

О. Платонов

Культура как результат человеческой деятельности не может не иметь своего носителя. Однако носителем культуры не бывает некий абстрактный человек. Носителем культуры является особая общность – народ. Культура практически всегда национальна. Именно поэтому в качестве отправной точки в рассмотрении русской культуры будет взято событие, которое явилось народообразующим, а значит, и культурообразующим фактором – принятие христианства на Руси. Одним из важных итогов принятия христианства явилось появление письменности и как следствие языка – культурного транслятора, благодаря которому разноплеменные образования постепенно составили единый народ с одной верой, одним мировоззрением, одним языком с единой письменностью. Поэтому наиболее корректно говорить о русской культуре как о едином явлении только после принятия христианства. До этого события можно говорить лишь о восточно-славянских племенах с разными верованиями, устной традицией и устоями, о которых можно судить лишь весьма приблизительно. Это, несомненно, интересно, но это нельзя назвать русской культурой. Поэтому водораздел 988 года является не только событийно важным, но и научно корректным, так как именно после этого события мы получаем один из главных ключей к культуре – письменность. Принятие христианства стимулировало и развитие культурных основных элементов – литературы, архитектуры, живописи, музыки. Какие же наиболее важные события произошли в культурной жизни Руси после принятия христианства?

Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени

Исторические и культурные особенности Нового времени неразрывно связаны с образом жизни, основанном на определенном отношении к миру и людям. Его наиболее существенные черты сформировались еще в эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.). В XVII-XIX вв. этот образ жизни является господствующим.

Главным его элементом становится новое понимание труда. Для средневекового человека труд был тяжкой необходимостью, Божьей карой за совершенный Адамом грех; труд должен был обеспечить земное, временное существование человека и дать ему возможность искупить часть его прегрешений путем благотворительности.

В то же время плоды труда поддерживали общественный статус личности, труд являлся средством сохранения социальной иерархии. Материальные и денежные излишки, если они и были, растрачивались церковью, знатью, городскими общинами.

На пути людей, стремившихся расширить производство или скопить не соответствующее их сословному рангу богатство, стояли хищность феодалов, цеховые ограничения, религиозные кары, таких людей (особенно ростовщиков и банкиров) было запрещено хоронить по-христиански, ограничивался их доступ к богослужению.

Отличное от средневекового отношение к труду возникает в городской торгово-ремесленной (буржуазной, бюргерской) среде. Его отдельные проявления фиксируются уже в XII–XIII вв. (особенно в Италии), а в XV-XVI вв. они приобретают характер мощной тенденции в развитии Европы. Труд превращается в «дело» (бизнес), главной целью и критерием успеха которого являются получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела.

Поначалу такого рода деятельность могла существовать лишь на задворках феодального общества и была связана с торговлей предметами роскоши и финансированием придворной жизни. Шаг за шагом бизнес отвоевывает позиции в сфере ремесленного производства и сельского хозяйства.

Важнейшую роль начинают играть денежные отношения. Банки и биржи регулируют движение товаров и денег, вкладываемых в дело, долговых обязательств и т.п. Капитал, т.е. деньги, приносящие деньги (прибыль), становится самостоятельной силой, не зависящей от сословной принадлежности своего владельца.

Предпринимателям нового, капиталистического типа пришлось столкнуться с сопротивлением не только средневековых социальных структур, но и средневекового мировоззрения. М. Вебер приводит такой пример. Помещик платил жнецам по 1 марке за уборку 1 моргена, а убирали они по 2,5 моргена в день.

Желая увеличить продуктивность имения, он увеличил плату в полтора раза, однако вместо ожидаемых им 3,75 моргена жнецы стали убирать меньше 2 моргенов на человека, получая примерно те же 2,5 марки. Ясно, что у этих жнецов существовало устойчивое представление о естественных потребностях человека и они работали лишь для того, чтобы их удовлетворить.

Капиталистическая деловая психология не могла полностью подчинить себе жизнь даже в XVII в. В Англии тогда существовала обширная литература для предпринимателей о том, как вести хозяйство. Обычно давался совет выйти из дела, когда капитал достиг 50 тыс. фунтов, так как после этого можно купить поместье, а продолжать дело – уже бессмысленный риск. Поэтому процесс перехода к Новому времени сопровождался и ломкой феодальной общественной системы, и сменой стереотипов поведения.

В искусственно создаваемом мире бизнеса важнейшими становятся такие человеческие качества, как деловитость, предприимчивость, мастерство, возрастает роль специалистов. Главный закон дела – наибольший результат с наименьшими затратами, причем то и другое имеет денежное выражение.

Денежная оценка дает возможность свести все к числам (бухгалтерии), даже в области морали. В одной бухгалтерской книге эпохи Возрождения слева записано: «Дож Фаскари – мой должник за смерть отца и дяди», а когда дож был убит, справа записано: «Уплатил».

Стремление к непрерывному росту дела ускоряло темп жизни, способствовало разрыву с традициями, нарушению органичности развития. С этой стороной духа Нового времени связана большая роль в его истории переселенцев, эмигрантов, национальных и религиозных меньшинств. Примером служат итальянские банкиры в Англии и Франции, бежавшие из Франции в Германию протестанты (гугеноты) и колонисты-пуритане (одна из протестантских сект) в Америке.

Отсутствие исторической преемственности, особенно в последнем случае, создавало идеальную почву для расцвета капиталистического хозяйства. Колонизация европейцами стран во всех частях света была тесно связана с деловой активностью. В XVI-XVII вв. колонии были в основном источниками сырья, дешевой рабочей силы (в том числе рабской) и драгоценных металлов, необходимых для развития денежной системы.

В XVIII-XIX вв. начинаются вывоз из Европы в колонии капитала и технологий и организация здесь производства и торговли. Таким образом, деловая сфера европейской цивилизации стала увеличиваться и расширяться и за счет колоний.

К XIX в. развитие бизнеса стало представляться устремленным в бесконечность процессом, в котором ограниченная человеческая жизнь – бесконечно малая величина. Это состояние В. Зомбарт описывает в книге «Буржуа» как «поздний капитализм». Экономика принимает отвлеченный от конкретного труда характер.

Главными факторами в ней становятся ценные бумаги, продажа акций на бирже, а грандиозная работа промышленности оказывается лишь отражением обращения бумаг. Благодаря акциям собственность (предприятие, материальные компоненты дела) удаляется от человека, с которым она была раньше прочно связана; теперь она легко переходит из рук в руки, становится анонимной.

Денежный долг, воспринимавшийся ранее как элемент человеческих отношений, заменяется векселем, который также анонимен – может быть продан и перепродан.

Важнейшим фактором постоянного расширения дела становится техника. Если в средние века усовершенствовались орудия, с помощью которых люди могли выполнять все более сложные операции, то в Новое время ставится задача создать управляемое людьми механизированное производство. Ткацкие и швейные станки XVIII в. почти полностью заменяют человеческую руку.

Колоссальные возможности для дальнейшей механизации открыло создание Дж. Уаттом универсального парового двигателя (1784), способного приводить в движение машины любого типа. Настоящей революцией было появление отрасли «машиностроение». В 1794 г. английский механик Г. Модсли изобрел подвижный суппорт (резцедержатель) для токарного станка.

Затем суппорт был приспособлен к станкам других типов; он также выполнял операции, ранее совершавшиеся человеческой рукой. Благодаря суппорту токарные, фрезерные, шлифовальные, сверлильные и другие станки превратились в рабочие машины.

Радикальные изменения в ритм жизни внесло создание парового транспорта: наземного (паровоз Дж. Стефенсона – 1814 г.), речного (пароход Р. Фултона – 1807 г.), морского (1819), а также изобретение в середине XIX в. электромагнитного телеграфа и скоропечатных полиграфических машин, современники называли XIX век «веком пара и железа»: паровые установки применялись во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, завершился переход от мануфактуры – крупного предприятия, основанного на ручном труде, к машинной индустрии.

XIX столетие отмечено и прогрессом строительной техники, связанным с перестройкой городов в соответствии с потребностями промышленности, транспорта, ростом населения. Многие города подверглись перепланировке: сохранившиеся от средневековья узкие запутанные проезды заменялись на геометрически строгую сеть улиц и проспектов.

Стал применяться портландский цемент, затем распространение получили цельнометаллические конструкции. В середине XIX в. появился новый тип сооружений из металла и стекла («Кристаллпалас» в Лондоне – 1851 г.).

К концу XIX в. развитие техники сделало жизнь людей в новоевропейской цивилизации отличной от жизни при всех прежних исторических эпохах. Человек все больше исключается из природных условий и помещается в искусственные. Яркое освещение улиц вырывает его из цикла день-ночь; комфортабельные дома – из цикла зима-лето; паровоз, пароход, телеграф изменяют восприятие пространства и времени.

Труд все более удаляется от своей цели; человек зависит не от себя, а от какой-то внешней силы. Быт стандартизируется, подчиняясь законам массового производства. Постепенно исчезают национальный стиль в архитектуре, различия в одежде и т.п.

Итак, выше описывались некоторые стороны образа жизни и материальной цивилизации Нового времени, которые сложились вокруг дела (бизнеса). Однако пока почти ничего не сказано об организации самого дела: о его участниках, их отношениях друг к другу и к делу, прежде всего к собственности.

Общие принципы построения дела определились еще при его появлении в средние века. Дело организует предприниматель. Он – хозяин дела, он (или его доверенное лицо) руководит им и получает прибыль. Хозяин привлекает к участию в деле других людей. В этом случае он выступает как работодатель, а все привлеченные – как наемные работники разных типов (инженеры, управленцы, рабочие).

Между работодателем и наемными работниками заключается договор об оплате труда. Решающим фактором при распределении ролей в деле является собственность на него. Поскольку дело изначально было результатом личной инициативы и предприимчивости, то владение приобрело характер частной собственности. Юридическое оформление права частной собственности стало одной из важнейших задач общественной и политической системы Нового времени.

Понятие и характеристика цивилизации.

Понятие цивилизации включает в себя несколько значений, в зависимости от контекста. В переводе с латинского «цивилизация» означает государственность, от civil – гражданский, государственный. Впервые этот термин употребил французский инженер Буланже в 1766 году: «Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны чёткие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации.» Из текста понятно, что этим словом он подразумевал образованность и саморазвитие.

В общепринятом понимании – это, в первую очередь, культура. С точки зрения общественных наук, цивилизация – это стадия исторического развития человеческого общества, следующая за варварством. Еще одно значение – это степень развития какой-либо локальной культуры, например, древнеегипетская цивилизация.

В 1958 году в Чикаго ученые выделили основные характеристики цивилизации, присущие всем ее типам, кроме первичного:

— создание письменности;

— отделение ремесел от земледелия;

— расслоение общества на классы;

— появление городов;

— возникновение монументальной архитектуры;

— формирование государства.

Для первичной цивилизации характерны только два первых пункта.

Понятие цивилизации очень важно при анализе общества, так как позволяет глубже понять общественные явления и процессы, а также их осмысление.

Для более подробного понимания цивилизации следует изучить основные типы цивилизаций.

Вопрос №2. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Характеристика российской цивилизации

Основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация, как целостная общественная система, включающая в себя различные элементы (религию, культуру, экономику, политику, социальную сферу).
Цивилизация:

1. это единые организмы, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном

2. ступень общественного развития, основанная на определённом уровне духовном и материальной культуры.

Признаки:

§ обширная территория

§ имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других обществ

§ большое кол-во людей

§ находятся в постоянном развитии

§ большое разделение труда

§ наличие мировой религии

§ наличие гос-ва и классов

Средняя продолжит жизни цивилизации — 1тыс лет.

Критерии выделения цивилизации:

1. природная среда обитания

2. система ведения хоз-ва

3. соц организация

4. религия и духовн. ценности

5. полит индивидуальность

Классификация цив-ций:

2. Цивилизации-спутники: Тибетская

3. Неразвившиеся

4. Застывшие: Спартанская, Эскимосская.

Этапы развития:

1. генезиса и роста

2. расцвет

3. надлом

4. разложение

Причиной формирования цивилизации Тойнби называет ответ на вызов.

Причины исчезновения:

§ неверный ответ на вызов

§ творческое меньшинство идет на поводу общества

§ творч. меньшинство применяет силу и теряет доверие народа.

Принято выделять два основных типа цивилизаций: западную и восточную.

Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. — по 17 век н.э. — 3000 лет. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока.

Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Фатализм Востока — вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *