Основные онтологические категории

Основные онтологические категории

Онтологические категории – это наиболее общие и первоначальные определения бытия. Они с различных сторон характеризуют содержание бытия и всевозможные его проявления и представляют собой единую систему, в которой фиксируются всеобщая связь, взаимодействие и развитие всего существующего.

Бытие описывается посредством таких онтологических категорий, как взаимодействие, качество, количество, противоречие, единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность, система и элемент, целое и часть и др.

Бытию противостоит небытие. Парменид первым в истории философской мысли попытался определить эти категории. Он провозгласил: «Есть бытие, а небытия вовсе нет». Он отождествил бытие с мышлением и отверг небытие на том основании, что его нельзя помыслить. Впоследствии философы пришли к выводу, что нет абсолютного небытия, или ничто. Небытие существует только соотносительно с бытием: оно, по Аристотелю, есть бытие в возможности. Как потенциальное бытие трактовал небытие и Гегель. Для него небытие – это ничто, из которого должно произойти нечто. Философы-материалисты, утверждая неуничтожимость материи, с которой они отождествляют бытие, и в силу этого отрицая абсолютное небытие, под небытием понимают переход одних материальных состояний в другие. Небытие, с их точки зрения, есть отсутствие конкретного сущего.

Бытие характеризуется как бесконечным многообразием вещей, их свойств и отношений, так и их общностью. Такое представление о мире получило выражение в категориях «единичное» и «общее». Единичное– это предмет или явление в совокупности его неповторимых сторон, свойств, признаков, составляющих индивидуальную определенность предмета, которая отличает его от всех других предметов и явлений. Языковым выражением единичного являются имя собственное и указательные местоимения, которые обозначают один предмет (Аристотель, Гегель, Россия, «этот стол», «эта книга» и т.п.).

У ряда единичных предметов всегда можно выделить общие черты, которые объединяют их в определенный класс. Общее– это сходные, повторяющиеся стороны, свойства и признаки предметов и явлений. Так, полиграфистами называют людей самых разных профессий – инженеров, технологов, наборщиков, экономистов, художников, редакторов и др. Но их всех объединяет то общее свойство, что они так или иначе связаны с изготовлением различных видов печатной продукции.

Обозначается общее нарицательными именами («человек», «студент», «мысль», «дерево» и т.п.).

Общее и единичное неразрывно связаны друг с другом. Общее существует через единичное, а все разнообразие окружающего нас мира не может быть усвоено без обращения к общему. В каждом единичном общее выступает как его сущность, а сущность выражает общее, которое определяет природу и развитие предметов и процессов. Например, общим, определяющим суть полиграфии как особой отрасли производства является использование таких технических средств, которые необходимы для многократного получения одинаковых копий с оригинала.

Сущностьможно определить как внутреннюю, устойчивую, основную сторону действительности. Это глубинный слой всякого бытия. Поэтому сущность лежит за пределами непосредственных восприятий. Но она, по словам Гегеля, не может быть только «бытием в себе», она должна явить себя. Внешнее обнаружение сущности есть явление.

Сущность не вызывает к жизни явление, она содержится в нем изначально. Соотношение сущности и явления может меняться в зависимости от конкретных условий. Поскольку явление происходит в неповторимой совокупности внешних условий, оно богаче сущности. Сущность лишь приблизительно охватывает отдельные многообразные явления.

Успех как теоретической, так и практической деятельности определяется тем, насколько человеку удается овладеть сущностью конкретных предметов и процессов. Например, формирование инженерного мышления, направленного на разработку, создание и применение технологических процессов и технических средств, подчиняется общим закономерностям движения от явления к сущности, от сущности менее глубокой к сущности более глубокой.

Движение мысли по пути определения сущности находит отражение и в такой категории, как видимость, или кажимость. Гегель обратил внимание на то, что в видимости сущность предстает как своя противоположность.

Видимость, в отличие от явления, не соответствует сущности. Например, наблюдая передвижение Солнца по небесному своду с Востока на Запад, люди на протяжении многих веков не сомневались в истинности птолемеевской модели мира, согласно которой в центре вселенной находится неподвижная Земля с вращающимися вокруг нее планетами. Тем самым они принимали видимость за действительную суть вещей.

Категория сущности близка к категории «содержание». Можно сказать, что сущность – это главное содержание. Содержаниемназывается вся совокупность сторон, свойств, признаков и связей предмета, явления или процесса. Например, содержание производства полиграфических изделий складывается из единства, взаимодействия и функционирования таких составляющих, как допечатная подготовка, включающая создание макета, вывод пленок и изготовление печатных форм, а также печатание тиража и послепечатная обработка продукции.

Содержание не существует без формы, а форма существует лишь как форма данного содержания. Форма бывает как внутренней, так и внешней. Внутренняя форма есть способ существования и выражения содержания. Внутренней формой, например, художественного произведения выступают стиль, композиция, речь, ритм. Внешняя форма указывает на отличие данного содержания от всего иного. Если воспринимать книгу не через ее содержание, а с профессиональной точки зрения, через ее внешнюю форму, то в первую очередь следует выделить формат, объем, переплет, качество бумаги, качество печати и отделки книги.

В гармоническом единстве содержания и формы содержание характеризуется определяющей ролью по отношению к форме: форма организации зависит от того, что организуется. При этом в теории и на практике важно учитывать роль формы в организации и развитии содержания. Так, правильная, рациональная форма организации труда, расстановки людских сил может сделать более эффективным производственный процесс.

Единство содержания и формы предполагает тем не менее их относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что одно и то же содержание способно облекаться в различные формы. Например, печатная форма, будучи подвергнута воздействию давления, света, электрических сил и других физических явлений, может передавать имеющееся на ней изображение либо на бумагу, либо на кожу, либо на пластмассу, либо на какой-то иной материал. И, наоборот, одна и та же форма используется различным и даже противоположным содержанием. Скажем, сочинения Эсхила, Шекспира или Ибсена зачисляют в разряд трагедии, то есть совершенно разные по содержанию произведения принимают форму одного и того же жанра.

Единство содержания и формы обозначается категорией «структура». В переводе с латинского structura обозначает строение, расположение. Структурахарактеризует устойчивость, качественную определенность предмета, представляя собой такое взаимоотношение его элементов, при котором изменение одного элемента влечет за собой изменение остальных. Еще пифагорейцы учили, что успех произведения искусства зависит от многих числовых отношений, причем всякая мелочь здесь имеет значение. Под структурой, например, художественного произведения понимают построение и взаимоотношение образов персонажей, способы развития действия, соотношение идейно-тематических пластов, организацию языковых элементов.

К середине ХХ века в гуманитарном знании сложилось направление, в котором категории структуры придают первостепенное значение. Свою плодотворность структурализм показал в таких областях знания, как литературоведение, искусствоведение, социология, история. Структурные методики были результативными при дешифровке древних систем письменности, датировке анонимных текстов, в решении задач автоматического перевода, реферирования и поиска информации.

За счет определенного способа связи элементов конкретных структур создается целое. Целоеесть предмет (явление, процесс), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (явления, процессы), и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Значит, целое не складывается механическим образом из его частей. Например, масса ядра меньше суммы масс всех входящих в ядро частиц протонов и нейтронов. Это объясняется тем, что масса ядра зависит не только от слагаемых частиц протонов и нейтронов, но и от энергии связи этих частиц.

Определенная взаимосвязь тех или иных предметов образует целое и, становясь его структурой, превращает их одновременно и в части целого, и в элементы соответствующей структуры. Таким образом, категория «часть» выражает предмет не сам по себе, а лишь в его отношении к тому, составным компонентом чего он является. Так, вода обладает свойством гасить огонь, хотя составляющие ее части порознь обладают противоположными свойствами: водород сам горит, а кислород поддерживает горение.

В ХХ веке, когда развитие получил системный подход, особенно к изучению сложных объектов, категории целого и части были дополнены категорией «система». Система – это такая совокупность элементов, которые так связаны друг с другом, что выступают по отношению ко всему окружающему как единое целое. В качестве примера можно назвать системы неорганической природы, живые системы, среди которых особое место занимают системы социальные, а также абстрактные системы, являющиеся продуктом человеческого мышления.

Основными свойствами системы являются иерархичность, многоуровневость и структурность. К наиболее сложным относятся самоорганизующиеся системы, способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру. Одним из фундаментальных свойств самоорганизующихся систем является когерентность, то есть связанность, согласованность составляющих систему элементов. Анализ обширного материала из области неорганической химии и геохимии позволил утверждать существование в природе явления согласования свойств веществ и процессов. Данное явление нашло выражение в понятии синергии.

Синергия в переводе с греческого значит совместное действие, сотрудничество. Обычно этим понятием обозначают целостное, неразделимое функциональное единение когерентных по своей сущности элементов системы. В 70-е годы ХХ века понятие синергии становится определяющим в новом междисциплинарном направлении научных исследований, получившим название синергетики. Основной задачей синергетики стало раскрытие механизмов самоорганизации в системах самой разной природы.

Все вещи представляют собой целостные фрагменты действительности, которые обладают определенными свойствами. Свойство – то, что отличает одну вещь от других вещей или указывает на ее сходство с ними. В совокупности свойств вещи обнаруживается ее качественно-количественная определенность.

Категории «качество» и «количество» охватывают все присущие вещи свойства, все ее содержание. По словам Гегеля, качество есть тождественная с бытием определенность. Эта категория обозначает относительно устойчивую совокупность свойств, определяющих специфику предмета (явления, процесса). Качество– это существенное свойство вещи, утрата которого приводит к непременному исчезновению данной вещи.

Еще в древности обратили внимание на то, что качество тесно взаимосвязано с количеством. Количество– это совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на ее величины (объем, длину, ширину), темпы развития, степень проявления тех или иных свойств.

Согласно преданию, Пифагор, оказавшись вблизи кузнецы, обнаружил зависимость различий между гармоническими созвучиями, вызываемыми совпадающими ударами молотов, от различий в их весе. Пифагор сделал вывод, раз качественные характеристики созвучий точно определяются количественными характеристиками молотов, то основу всех качественно различных явлений в мире составляют определенные количественные соотношения.

Всякое изменение вещи философией рассматривается как переход от возможности к действительности.

Действительность — это наличное, непосредственное бытие; это то, что существует реально, что уже наступило, проявилось; это осуществленная возможность. Возможность– это то, чего еще нет, но что может наступить, появиться; это совокупность условий, предпосылок, причин появления нового, способность действительности порождать новое. Возможность – это потенциальная действительность. Возможность существует реально, но лишь как способность вещи при соответствующих условиях превращаться из одного качественного состояния в другое.

Возможность превращается в действительность не в любое время, а лишь при определенных условиях. Познав те или иные возможности и искусственно создавая соответствующие условия, можно ускорить или предотвратить превращение их в действительность. Так, все трудовые операции представляют собой действия, направленные на создание необходимых условий для реализации тех или иных познанных возможностей, которые свойственны предметам или явлениям природы, вовлеченным в производственный процесс.

В практической и научной деятельности имеет значение классификация возможностей. Различают абстрактные и реальные возможности. Реальная (конкретная) возможность, как писал Гегель, обусловлена необходимыми связями и отношениями действительности. В силу этого реальная возможность имеет все условия для своего осуществления. Абстрактная (формальная) возможность, хотя и не противоречит законам, но в данный момент или в ближайшей перспективе не может перейти в действительность.

Изменение условий ведет к переходу абстрактной возможности в реальную, которая в свою очередь переходит в действительность. И в этом проявляется общая линия развития.

То, что противоречит законам развития, есть невозможность. Например, невозможно создать вечный двигатель, ибо необходимые для этого предпосылки и условия вступают в противоречие с объективными законами природного мира.

Численная мера возможности выражается в понятии «вероятность». Вероятность есть мера превращения возможности в действительность в ситуациях неопределенности; это степень необходимого в возможном. Чем больше степень необходимости, тем большую вероятность осуществления имеет возможность. Вероятность придает понятию возможности более конкретный характер.

Возможность и действительность тесно связаны между собой. Отрыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассуждениям, а отрыв действительности от возможности – к потере чувства нового и перспективы. Отождествление возможности и действительности ведет к пассивности, самоуспокоенности, к снижению творческой активности в борьбе за реализацию тех или иных возможностей.

Все формы развития в своей основе содержат механизм возникновения и уничтожения всего существующего в результате действия определенных причин. Причинность есть связь, которая всегда вызывает появление нового качества. Причинность имеет всеобщий характер. Это значит, что у любого явления или события есть своя причина, беспричинных явлений не бывает.

Причинойназывают взаимодействие между телами или элементами одного и того же тела, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих телах или элементах. Причина генетически связана со следствием, производит следствие. Следствие– это изменения, появляющиеся во взаимодействующих телах или элементах в результате их взаимодействия.

Причинно-следственная связь является необходимой, то есть определенная причина при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие. Итак, причина может вызывать соответствующее следствие лишь при наличии определенных условий. От характера условий зависят способ действия данной причины и природа следствия.

Причину необходимо отличать от повода. Поводсам по себе не рождает следствие. Повод является лишь внешним толчком, который способствует проявлению причины. Так, общепризнанным историческим фактом считается, что убийство австрийского эрцгерцога в Сараево привело в действие причины первой мировой войны.

Причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Они постоянно меняются местами. Причина сама есть следствие какого-либо явления, а вызванное ею к жизни следствие становится причиной других явлений. Но этим не ограничивается диалектика причины и следствия. Причина играет определяющую роль по отношению к следствию. Однако в реальных процессах следствие не является пассивным и в свою очередь оказывает воздействие на свою причину. Например, в химических взаимодействиях, при превращениях друг в друга элементарных частиц просто невозможно выделить активную и пассивную стороны.

Категории «причина» и «следствие» имеют большое значение для познания и практической деятельности. Физика, биология и другие науки добились значительных результатов, вскрывая механизм причинения в изучаемых областях действительности. Однако история философии знает мыслителей, которые ставили под сомнение возможность обнаружения причин. Например, Д.Юм утверждал, что опыт по части причинности свидетельствует лишь о связи во времени. Мы только наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной. И это лишь психологическая привычка ума создает иллюзию логически необходимой связи между причиной и следствием, из которой никак нельзя делать вывод о том, что после этого значит поэтому. Согласно Юму, идея причинности имеет исключительно субъективное значение. Субъективная причинность существует в виде порождения идей чувственными впечатлениями. Из привычки видеть те или иные явления повторяющимися у людей возникает уверенность в наличии причинно-следственных закономерностей.

Всеобщий и объективный характер причинности утверждается детерминизмом. Механистический, или так называемый лапласовский, детерминизмвсе многообразие причин сводил лишь к механическим взаимодействиям. Он позволял на основе знания скорости и положения объекта в одно время вычислить скорость и его положение в другое время. Такой детерминизм применим при некоторых инженерных расчетах машин, мостов и др. технических сооружений. Однако современная наука установила, что механическая причинность, действующая в мире макротел, не может быть реализована в микромире, в объяснении психических и социальных явлений. Например, природа микрочастицы не позволяет в одно и то же время точно определить ее положение и скорость и исключает возможность на основании знания состояния объекта в настоящее время однозначно предсказать его поведение в будущем. Чем точнее установлено место микрочастицы, тем неопределеннее становится ее скорость и импульс. И, наоборот, чем точнее определена скорость, тем более неопределеннее становится ее положение. В итоге у некоторых философов и физиков возникла тенденция к абсолютизации этой неопределенности и был сделан вывод о неприменимости принципа причинности к микромиру. Поэтому основные законы квантовой теории пытались объяснить в духе индетерминизма.

Проблема неопределенности явно обнаруживается при рассмотрении эволюции хаотического движения. Однако синергетика утверждает, что детерминизм здесь вовсе не исключен, ибо в движении от хаоса к порядку в самом хаотическом движении существует конечный набор параметров, детерминирующих движение к порядку.

Развитие квантовой механики, выводы синергетики позволили иначе интерпретировать принцип детерминизма. Выяснилось, что сущность детерминизма заключается не в возможности однозначно предсказывать поведение объекта в будущем на основе знания его координат и импульса в настоящем, а в признании объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, явлений и процессов реального мира. Таким образом, противоположность детерминизма и индетерминизма снимается в диалектическом принципе всеобщей связи, который допускает связь, несводимую к силовому взаимодействию.

С категориями «причина» и «следствие» генетически связаны категории «необходимость» и «случайность», которые представляют собой непосредственно следующую за причинностью ступень углубления человеческого познания в мир явлений.

Необходимость- это то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития вещи. Случайность– это то, что обусловлено внешними причинами существования и развития вещи, ее взаимодействием с другими окружающими ее вещами.

Проблема необходимости и случайности по-разному решалась в истории философской мысли. Субъективные идеалисты, например, отрицают объективное существование необходимости, объявляя ее плодом субъективной человеческой деятельности. Материалисты, напротив, признают объективное существование необходимости, но расходятся во взглядах на объективность случайности. Например, материалисты-метафизики утверждали, что случайных явлений нет. Так, Спиноза явление называл случайным исключительно по причине недостатка знаний о нем. Подобной точки зрения придерживались и французские материалисты ХУШ века. Они полагали, что человек выдумал случайность для того, чтобы прикрыть свое невежество, свою неосведомленность в той или иной области явлений.

Большинство философов отрицает объективное существование случайности, исходя из того, что связь между причиной и следствием является необходимой. При этом они упускают из виду тот факт, что сами причины могут быть как необходимыми, так и случайными. Случайными явления считаются не потому, что они не вытекают с необходимостью из своих причин, а потому, что они порождаются случайными причинами. Например, смерть человека в результате падения ему на голову камня, свалившегося с крыши под действием ветра, случайна, но не потому, что здесь связь причины (взаимодействие камня определенного веса с человеческим организмом) со следствием (смерть человека) является случайной. Она необходима, ибо удар камня соответствующей величины по голове человека неизбежно вызывает смерть. Смерть человека в данном случае является случайной потому, что причина, вызвавшая ее, случайна, обусловлена стечением целого ряда обстоятельств. Из природы упавшего камня и конкретного человека не вытекает с необходимостью их столкновение. Этого столкновения могло и не быть, то есть причины могло и не быть, но раз она появилась, то столкновение произошло, и наступление следствия (смерть человека) стало неизбежным, необходимым. Таким образом, всякое случайное явление имеет свою причину и связь его с этой причиной всегда необходима.

Необходимый характер взаимосвязи причины и следствия вовсе не исключает возможности объективного существования случайности. Предметы и их элементы могут вступать в те или иные взаимодействия либо случайно, в силу стечения определенных внешних обстоятельств, либо необходимо, в силу своей специфической природы.

Диалектический материализм утверждает, что случайность является такой же всеобщей формой бытия, как и необходимость. Поэтому некорректно представлять случайное как нечто нежелательное, побочное. Необходимость и случайность имеют относительный характер: одно и то же явление может рассматриваться и как случайное, и как необходимое. Для развития печатного дела, например, случайностью было то, что первую стандартную деталь – литеру — изобрел Гутенберг. Но то, что эта литера появилась в середине ХУ века в Западной Европе, есть необходимость, закономерность: именно западноевропейские страны в эпоху Возрождения были наиболее подготовлены к реализации печатного дела. Потребность в печатании периодических изданий все увеличивающимися тиражами закономерно, с необходимостью вызвала появление подвижного наборного шрифта.

В гегелевской и диалектико-материалистической трактовке случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, а необходимость пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей. С точки зрения синергетического подхода не только случайность может выступать как дополнение необходимости, но и необходимость возникает из случайности как ее дополнение, как новая линия эволюции системы. В неустойчивой открытой нелинейной системе заключен веер возможностей, то есть хаос, в котором флуктуация, случайность могут приводить к возникновению нового устойчивого направления развития, порядка. Таким образом, однозначное направление эволюции системы, когда пройдена точка бифуркации (иными словами, осуществлен выбор направления) до следующей бифуркации, есть результат согласования и взаимного усиления случайностей. В синергетике случайность – это нелинейная характеристика материальных взаимодействий, порождающая в точках бифуркации новую ветвь эволюции.

Сложные системы, в первую очередь биологические и социальные представляют собой хаос, в котором всегда есть упорядоченность, устойчивость. Такие системы описываются законами вероятностного типа. В данном случае вероятность – это числовая характеристика степени появления случайного события в интервале от нуля до единицы. Если вероятность равна 1, то это означает полную достоверность события, его необходимость. Вероятность, равная нулю, свидетельствует о невозможности события. Между этими крайними полюсами располагается шкала различных степеней вероятности. При степени вероятности больше нуля, но меньше единицы мы имеем дело со случайностью, когда реализуются многие возможности. Итак, то или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно.

Устойчивость осуществления случайных возможностей при массовых явлениях описывается статистическими закономерностями. Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое. Например, нельзя точно описать поведение каждой молекулы газа в сосуде, но статистическая закономерность позволяет получить строго определенный результат совокупного действия молекул.

Когда вероятность осуществления события близка к единице, мы имеем дело с динамическими законами. Динамический закон — такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Законы классической механики могут служить примером динамических законов.

Противопоставлять динамические и статистические закономерности неправомерно. Динамические законы являются предельным случаем статистических законов. Если рассматривать законы, например, общественного развития, то они обладают свойствами и динамичности, и статистичности. Человек использует в своих целях как случайность, так и необходимость. Он стремится к исключению случайностей, скажем, в автоматических системах управления опасными для жизни людей производствами, но в творческой деятельности не отказывается от них.

Онтология. Основные категории онтологии

Онтология. Бытие. Фундаментальный раздел философии

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.

Если есть Бытие, следовательно, есть и Небытие. Все конкретные предметы, окружающее человека не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в «небытие».

Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколько реально и действительно бытие в соотношении с небытием.

Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие иллюзорным. Парменид (жил после Пифагора, но до Сократа) – Бытие заполняет как вода в кувшине весь мир, поэтому Небытия быть не может. Отождествлял с формой. Если все Бытие, то движения не существует – мы просто думаем, что мы движемся. Зенон доказывал апориями – непреодолимые противоречия: Ахилл никогда не догонит черепах, Ахилл пройдет одно расстояние, черепаха другое; летящая стрела и т.д. Разум нам говорит, что стрела не движется.

Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. Существуют (находятся в бытии) не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, но и мысли, разные психические состояния, бред, сновидения и т.п.

Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме оной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.

По способу существования бытие разделяется на два мира или две реальности:

· мир физических состояний, или материальный,объективный, природный мир;

· мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека (Кант: «мир свободы».

«Внутренний мир человека, взятый в целом, не меньшая реальность, чем явления материального мира. Мы наталкиваемся на него, как на камень или на стену. Садизм, безумное властолюбие и мания величия Гитлера были для человечества недавно, к несчастью, эмпирической реальностью не менее объективной и гораздо более грозной и могущественной, чем ураган или землетрясение. Но то же самое применимо и к повседневным явлениям нашей жизни: упрямство или каприз человека, его враждебное отношение или антипатию к нам иногда гораздо труднее преодолеть, чем справиться с материальными препятствиями; и, с другой стороны, добросовестность, благожелательность, ровное, покойное настроение окружающих нас людей есть часто большая опора нашей жизни, чем все материальные блага» С.Л. Франк ( русский экзистенционалист начала 20 в)

Речь идет о том, что та реальность, сотворяемая разумом более опасная, чем самые страшные катастрофы природы.

Также Бытие можно разделять другим способом: подразделяется на:

  • мир созданный природой
  • мир материальной культуры (созданные человеком).

Мир материальной культуры принадлежит к объективному физическому миру, но с другой стороны все продукты, созданные человеком, опосредованы человеческим духом (они артефакты). То есть речь о бытие второй природы, отличается от способа Бытия природы. Мир культуры. Это тоже бытие, оно создается человеком и оно необходимое производная его деятельности. Культура — это способ существования человека. Человек не может не воспроизводить культуру. Даже первобытный человек — копья, камни обработанные, рисунки — все это уже элементы культуры.

Мы знаем ЗАКОН обратного отношения содержания и объема понятия:

Чем больше объем понятия (а Бытие самое большое, объемное понятие, включает класс всех существующих предметов), тем меньше его содержание (нет маркеров, которые отличают один класс объектов от других, все это просто существует).

Следовательно, конкретизировать Бытие можно в контексте (их применения) других категорий философии: время, материя, сознание, пространство, причинность, системность и т.д. Мы приходим к определению ОНТОЛОГИИ (основы философского знания): Учение о Бытие. (Важная часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о бытии, или онтологию)

В зависимости от того, что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философские учения разделяются на:

  • Материализм (в основе материя)
  • Идеализм (в основе дух)

Говорить что кто-то прав — не верно. Философия пытается отразить это всеобщее, окружающее человека. Отразить бесконечное (внутренний мир человека или мир природы) и построить универсальную концепцию — это абсурдно (попытки были: Маркс (ответы на все вопросы по социальному устройству), Конт: социальная наука главная, позитивная философия, Гегель — считает, что полностью открыл философию и после него делать нечего). Не может быть универсального, идет в противоречие с понятием бесконечности.

Оба этих течения в одинаковой степени представлены крупными фигурами, которые оказали влияние на течение человеческой мысли (давали области знаний и меняло человечество).

Идеализм может быть:

  • Объективный идеализм (существующий вне и независящий от сознания: от моих субъективных желаний мало что меняется).
  • Субъективный — то, что зависит от нас.

Субъект — это источник активности. Объект — то, на что направлена активность.

Объективно — независимая от нас, субъективная — то, что связано с деятельным началом.

Например, Идея Бога — хотим или не хотим, он существует.

Идея числа (первый идеалист — Пифагор — все вещи — суть числа) — геометрические фигуры есть, они все идеальны, в них материального нет.

Объективный идеализм — тот идеализм, который признает в качестве первопричины независимые идеальные сущности (идеи: бог, абсолют, числа). Платон ( идеи) — вещи существуют постольку, поскольку существуют идеи. Например, можно что-то уничтожить, но если существует идея, например, в виде чертежей, то можно все восстановить.

Субъективный идеализм — может быть представлен в разных формах. Предполагается, что статус реальности определяет не объективный мир, а внутренние ощущения, психическая реальность. Крайняя точка — вся наша реальность не более чем сон, который снится человеку. (Бертли — весь мир плод моих ощущений, я ощущаю вишню — значит она есть. Вне моих ощущений ее нет. «Матрица»). Кант тоже стоял на этом — сомневался, что то, что получаем от органов чувств может вообще отражать реально действительность (остаются вещи в себе).

Субъективный Идеализм рождается вместе с софистами (применяют логические уловки, социально психологического характера, процедурного характера). Они поставили вопрос: как мы все определяем (Протагор — как мы определим белое, существует ли белый — в каждом есть вкрапления серого, а серый, есть часть черного, значит белый есть черный. Человек есть мера всех вещей).

Сократ перенес акцент в изучении в философии на изучение человека (а это субъективное существо). Появились зачатки субъективной антропологической традиции в философии.

Современная философия сменила предмет — философия постмодерна, философия когниционного общества. В таком контексте говорить сложно в дихотомии: материализм, идеализм. Рассматриваются больше конкретные ситуации. Попытки сохранить идентичность и ее измерение.

Материализм

В своей классификации имеет скорее не сущностные различия, а исторические. Материализм рождается, как первая попытка отразить объективное представление о природе (натур философия). Первые философы связывали возникновение всего существо с некой материей — веществом. Фалес — воду, Гераклит — огонь, Анаскимен — воздух. Скажем так стихийный материализм.

Можно выделить атомистический материализм -сводилось не к конкретной сущности, а к атомам.

Механистический — материя воспринималась как огромный большой механизм (17 век, до 20 века господствовало). Вселенная — огромный механизм, который связан причинно-следственными связями и подчинен принципу детерминизма (Лапласа). Механика на тот момент была наиболее развитой наукой (механика Ньютона).

Гоббс, Локк, Гольбах — ведущие философы стихийного материализма, также социолог (Англия была активной страной, первая страна, где ограничилась власть монарха, много было целено построению управлению)

Диалектический материализм (диалектика — от слова диалог, искусство разговора) — раньше философы собирались на симпозиумы и общались, рассуждают (что еще делать, если остальное делали рабы). Но в современном значении диалектика рассматривается как учение, рассматривающее весь мир в развитии и взаимной связи его элементов. Главное что диалектика предполагает, что мир не является каким-то механизмом, а постоянно меняется, существуют законы изменения (переход количество в качество, единство и борьбы противоположностей, взаимного проникновения. Гегель открыл эти законы, основатель диалектики, объективно идеалистической диалектики. Маркс сделал материализм диалектическим (перевел на землю, как он сам говорил). Общество также понимается как материя, которая меняется согласно законам (которые выявил Маркс). Итого ведущие ученые: Маркс, Энгельс, советские философы

Дуализм

Также имеет место и дуализм, равноправно признающий как материю, так и сознание (Декарт).

Рассмотрим парные категории: Материя и ДУХ. Дух в данном случае понятие больше чем сознание.

Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Отображение — это не только что видим и чувствуем. Отображать можно с помощью различных устройств, медиумов, которые опосредованно дают сигналы на наши органы чувств. Почему возникло такое определение: открыли электрон. А электрон не имеет массы вне движения. В основе мира как элементарная частица ничего не представляет кроме как эфемерная энергия. То есть получаем, что материя исчезает. А раньше материя отождествлялась с массой, с вещественностью. Поэтому идет отход от физики, от материалистических позиций — не за что браться.

Происходит переосмысление. Ленин “Империализм и империокритицизм”: если мы материю мы связываем с массой, мы ее потеряем. Но материю мы здесь связываем с объективной реальностью: что для нас существует и то, что мы можем воспринять – это и есть материя. Да это тоже субъективно, но в центре философии — человек, поэтому это определение построено с точки зрения Я и Не я (человек и мир). То есть это определение Гельвеция, Гольбаха, Ленина хорошее в том плане, что не отождествляет материю с ее физическим типом.

Становление материализма и отличались от определения материи.

Этапы становления материализма (изменение определения понятия «материя»:

1. этап: этап чувственного ее представления (В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь). В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.

Все существующее считалось модификацией этих стихий (а не верно ли, в известном отношении, что все существующее ныне на Земле, в том числе и человечество, человек, произошли от огня, если принять, что планета Земля произошла из газово-раскаленной, огненной туманности?).

Но все не на уровне научного познания.

2. этап: вещественно-субстрактное представление о материи (молекулы, атомы). Развивалось с Невкипа и Демокрита, потом Эпикур. Все это было скрещен механистическим философами времен эпохи просвящения.

Материя отождествлялась с веществом, в том числе свойством неделимости.

Наибольшего развития такое физикалистское (сциентистское) понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII столетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.

3 этап: Философско-гносиологическое представление о материи (то определение что дали): материя это объективная реальность, существующая в ней вне зависимости от познания. Материя определяется через сознание человека, реальность, которая воспринимается нами, сквозь призму психики, сознания. Кризис вещественно субстратного понимания материи.

Сейчас выделяется представление о материи субстациональное (как о субстанции).

4 этап: Субстанциально- аксеологическое представление о материи. Подход был направлен против сведения материи просто к объективной реальности (данности, которая есть и есть). Хотели обосновать ее сущностные свойства. Обратились к концепции Спинозы (неоспинозизм), который развил понятие субстанции. В понятие материи имеется СОЗНАНИЕ. В классической философии лучшее определение сознания (Спиркин):

Сущность сознания заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Понятно, что сугубо человеческое определение. Мы не можем определить, что такое Бог. В средние века пытались определить: Бог — это существо, обладающее полным набором всех качеств. Раз так, то Бог обладает качеством существования, значит существует. Но логическая ошибка: существование факторное слово (существование — быть более чем в одном экземпляре).

Онтология. Другие категории.

· Материя и дух.

· Движение и развитие.

· Пространство и время

· Свобода.

· Причина и следствие

· Закон

· Сущность и явление

· Необходимость и случайность.

Онтология это раздел философии, изучающий бытие, а также его формы и закономерности. Как у любой другой науки, у онтологии есть предмет, который она изучает, и основные онтологические категории, которыми она оперирует.

Предметом онтологии в широком смысле является бытие и сущее. Что это за предметы и чем они различаются?

  • Предмет онтологии
  • Основные категории онтологии
  • История развития онтологии
  • В античные времена
  • В Средние века
  • В новое время
  • Двадцатый век
  • Роль онтологии в других науках

Предмет онтологии

Бытие невозможно определить традиционным образом. Это существование в целом, как оно есть безо всякой причины. У бытия не может быть причины. Оно само является причиной для себя и для всего сущего. Сущее это всё, что существует. Бытие первично, сущее вторично. Онтология изучает взаимосвязь между бытием и сущим. К проблемам онтологии относятся вопросы:

  • Как бытие выражается через сущее?
  • Какие формы оно принимает?
  • Какие закономерности существуют?

При этом бытие можно условно разделить на природное целое, и осознаваемое человеком.

Предметом онтологии в узком смысле является противопоставление бытия и небытия, сущего и не-сущего. Проще говоря, онтология в узком смысле изучает вопрос Что существует, а что нет?

Какие категории и основные понятия онтология в широком смысле использует в процессе познания бытия? В основном это понятия из философии:

  • Небытие полное и абсолютное ничто. Но бытие познаваемо лишь на фоне небытия.
  • Ничто пустота, из которой под воздействием бытия может возникнуть сущее.
  • Сущее категория, которая употребляется для обозначения всех существующих вещей и процессов. В некоторых онтологических концепциях сущее используется как синоним бытия, а в других противопоставляется ему.
  • Сущность или вещь в себе. Эта категория описывает внутреннее существование вещей и зачастую используется как синоним бытия.
  • Материя всё то, что существует в объективной реальности и познаётся человеком через органы чувств.
  • Движение изменение всего сущего в пространстве и времени.
  • Пространство — взаиморасположение объектов и элементов материального мира.
  • Время — категория, предназначенная для определения продолжительности протекания процессов.
  • Субстанция — основа мироздания, которая может быть как материальной, так и духовной.

Ознакомившись с основными понятиями онтологии, можно приступить к рассмотрению концепций этой науки.

История развития онтологии

Онтология, как особый раздел философии, складывалась веками. Основной фундамент заложили древние греки. Выдающиеся мыслители средневековья и нового времени добавляли по кирпичику в здание онтологической науки, выявляя её функции и задачи. Чтобы разобраться в онтологических концепциях и проблемах, необходимо проследить за развитием философской мысли с древних времен и до наших дней.

В античные времена

Древнегреческий философ Парменид был первым, кто рассматривал не только существующие объекты и процессы, но и поднял в своих трудах вопрос бытия в целом. Он определял бытие как нечто, являющееся причиной всего, в том числе самого себя. Оно, согласно Пармениду, ни от чего не зависело и поэтому не могло возникнуть или исчезнуть. Оно едино, неделимо, неизменно и самодостаточно. Как материальный мир, так и духовный, божественный, являются лишь проявлениями бытия.

Зенон Элийский ученик Парменида предложил несколько парадоксов в подтверждение теории о единстве и неделимости бытия. Во всех этих парадоксах использовалось предположение, что бытие делимо, что и приводило к противоречию. Самые известные парадоксы Зенона:

  • Ахиллес и черепаха,
  • Дихотомия,
  • Летящая стрела.

Парадокс Ахиллеса и черепахи заключался в том, что в соревнованиях по бегу Ахиллес, дав фору черепахе, никогда её не догонит. Доказательство строилось на делимости расстояния. Черепаха получила какое-то расстояние форы. Пока Ахиллес преодолеет это расстояние, черепаха тоже немного продвинется вперед, и Ахиллес вновь останется позади. Пока он преодолеет то расстояние, что черепаха прошла за это время, черепаха вновь окажется ненамного, но впереди. И так до бесконечности.

Аналогичен парадокс дихотомии. Он утверждает, что любой путь непреодолим. Ведь пройдя половину пути, человеку надо пройти половину оставшейся половины, потом половину оставшейся четверти и так далее. В любой момент времени его будет отделять от финиша половина пути.

Парадокс о летящей стреле опровергает предположение о делимости времени. Ведь в любой момент времени стрела в пространстве покоится, так как занимает в пространстве место, равное её длине . Но из моментов покоя не может сложиться движение, значит, летящая стрела неподвижна.

Следующим философом, внесшим значительный вклад в развитие онтологии, стал Платон. Его учение об идеях гласило, что идеи это первообразы, первопричины и цели всех вещей. Сущность вещей в понимании Платона единична, а идеи общи. Но единичное причастно к общей идее, а общая идея временно присутствует в единичном. Согласно диалектике Платона, бытие представляло собой совокупность идей. В познании же он видел интеллектуальное восхождение к сущности бытия.

Если Платон провёл границу между бытием и материальным миром, то его последователи, названные неоплатониками, изобразили это различие, как две ипостаси: единого и ума. Единым они называли совокупность идей, умом обозначали познание материального мира. Далее идеи Платона развил и систематизировал Аристотель, описал их в своей Метафизике. Но он уделял больше внимания сущему и объектам физического мира.

В Средние века

В средневековой философии основной проблемой онтологии стало то, что оказалась на службе у теологии. Некоторые мыслители разделяли понятие бытия и Бога. Бог для них мыслился источником и дарителем бытия. Тем самым они противоречили самому определению этого понятия, как неизменного и не имеющего причины. Поэтому большинство средневековых философов персонализировали бытие как Бога, который является причиной самого себя и всего сущего.

В это время формируются два направления в философии и, в частности, в онтологии: аристотелевскую и августинскую. Представитель первого направления — Фома Аквинский выявляет различия между сущностью и существованием, а также ввёл такое понятие, как чистый акт творения, сосредоточенный в самом бытии. Его главный оппонент — представитель второго направления — Иоанн Дунс Скотт убежден, что абсолютная полнота сущности это и есть существование, а Бог свободен лишь в выборе идей. Подобные споры схоластов порождали новые установки и понятия в онтологии.

Уильям Оккам придерживался идеи об абсолютной свободе Бога в акте творения, указывая, что Бог не ограничен даже идеями. Более тог он отрицал идеи, как некие универсалии и рассматривал их как внутреннюю реальность индивидов. Именно идеи Оккама привели к тому, что онтология в новом времени ушла на задворки философии и её место заняла гносеология, а проблема бытия была заменена проблемой познания. В эпоху Ренессанса появляется сам термин онтология, близкий по значению к метафизике.

В новое время

Однако философы нового времени возвращаются к онтологии. Самой яркой фигурой в онтологии нового времени становится Иммануил Кант, хотя сам он считал эту науку бессодержательной метафизикой. Кант раскладывает бытие на две составляющие:

  • материальные феномены,
  • идеальные категории.

Объединение этих граней реальности он видит только в мыслящем Я. Здесь отчётливо видно влияние гносеологии на философию Канта. Его мало интересует бытие само по себе, вне действительного или возможного опыта. Основой для идеальных категорий у Канта служит свобода и целесообразность. Именно его взгляды заложили основу для, так называемой, новой онтологии.

Если Кант утверждал, что онтология, как учение о бытие без опоры на человеческий разум и познание, бессмысленна, то Гегель опровергал это утверждение. Согласно Гегелю, жизнь любого индивида подчинялась определенный законам мирозданья, единым для всех и существующим независимо от людских знаний о них.

Фейербах не разделял идеализма Гегеля. Он полагал, тот навязывает бытию формы и наделяет его самостоятельностью. В то время как сам Фейербах считал, что бытие познаётся через органы чувств. Таким образом, в новом времени столкнулись идеализм и диалектический материализм в рамках онтологии. Диалектический материализм полагал, что бытие исключительно материально. А идеализм считал, что бытие лишь проявляется в материальном мире, но представляет с собой нечто большее. Идеалисты были ближе к изначальным идеям Парменида и Зенона. Исключительная материальность бытия противоречит идеи о его неизменности. Идеалисты считали, что материально лишь сущее, а форму и смысл ему придаёт бытие.

Нельзя не упомянуть такого яркого представителя диалектического материализма, как Карл Маркс. Он не считал онтологию наукой, так как она не имела собственного метода познания. Взгляды Маркса на сущность и сущее были весьма прагматичны. Он считал, чти идеальная субстанция или дух это нечто такое, через что можно выразить все объекты материального мира. Такой идеальной субстанцией, в понимании Карла Маркса, были деньги, так как любой объект материального мира можно было выразить через них.

Двадцатый век

На сегодняшний день авторство наиболее структурированной онтологической концепции принадлежит Николаю Гартману. Но не поддерживает определение бытия как некой абстрактной сущности. Гартман утверждает, что бытие неотделимо от познания и смысл онтологии видит в изучении этого бытия. Именно в этом и заключается новая онтология, основы которой заложил ещё Кант. Именно новая онтология стала использовать категорийный анализ как метод познания, что должно было положить конец спорам о её научности.

Хайдеггер в своей фундаментальной онтологии расширяет понятие реальности, включая в него не только материальное, но и духовное. Также он отделяет бытие от его проявлений и выделяет чистую субъективность в познаниях человека. Ему противостоят сторонники неопозитивизма, считающие, что возрождение онтологии — это возврат к заблуждениям прошлого, а все проблемы онтологии решаются путём логического анализа её постулатов.

Роль онтологии в других науках

Пока философы ведут споры о том является ли онтология в широком смысле наукой, онтология в узком смысле таких вопросов не вызывает. Она активно используется другими науками как гуманитарными, так и естественными и техническими. Всякий раз когда в любой науке возникает необходимость выстроить понятийный аппарат, она обращается к онтологии.

Именно онтология в узком смысле определяет понятия и термины, описывает их и организует таксономию. За правила вывода одного термина из другого тоже отвечает онтология. Это используется не только в науке, но и в компьютерных играх при создании виртуальной реальности. Чтобы продумать и выстроить бытие виртуального мира, без онтологии не обойтись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *