Стандарты социального обеспечения

Стандарты социального обеспечения

Характеристика международных стандартов социального обеспечения

Современное общество нацелено на то, чтобы обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан. При этом, оно защищает их не только от военных действий и от различных заболеваний и эпидемий, но также и от той социальной неуверенности, от которой страдают многие люди по разнообразным причинам. Система социального обеспечения нацелена на то, чтобы гарантировать основной доход гражданам даже в таких случаях, как:

  • Травмы и болезни;
  • Безработица;
  • Старость и достижение пенсионного возраста;
  • Утрата трудоспособности по причине выявления инвалидности;
  • В случае потери кормильца;
  • При рождении ребенка и последующем уходе за ним.

Данные гарантии важны не только для отдельных категорий граждан, но и для всего общества в целом. Любой человек может оказаться в трудной жизненной ситуации, и ему крайне необходимо ощущать уверенность в завтрашнем дней, а также уверенность в том, что государство позаботится о нем в случае утраты работоспособности или основного заработка.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Социальное обеспечение, несмотря на разнообразные формы, имеет определенные стандарты. Преимущественно, они касаются финансовых источников, а также размера выплат и социального обеспечения граждан в зависимости от того, в какой ситуации они оказались, и в каких средствах нуждаются.

Еще в 1948 году была принята всеобщая декларация прав человека, в которой сформулировано и закреплено, что абсолютно любой человек, будучи полноправным членом общества, имеет право на предоставляемое со стороны государства социальное обеспечение. Также каждый человек имеет право на то, чтобы осуществлять трудовую деятельность, свободно выбирать, чему посвятить свою профессиональную карьеру. Также, говоря о работниках предприятия, необходимо подчеркнуть, что каждый имеет право на благоприятные и, что самое главное, справедливые условия труда и защиту со стороны предприятия и государства от безработицы и, соответственно, безденежья. В случае успешной работы человек имеет право на дополнительные вознаграждения, что позволит обеспечить ему не только свое существование, но и благоприятное существование членов своей семьи.

Также в Декларации указано, что каждый человек имеет право обладать таким уровнем жизни, при котором он будет беспрепятственно обеспечивать себя, или получать помощь в обеспечении себя и своих близких пищей, одеждой, жилищем, а также медицинскими и образовательными услугами. Все это в значительной степени оказывает влияние на благосостояние индивида, на его психическое и физическое самочувствие.

Человек, живущий в благоприятных условиях и ощущающий поддержку со стороны государства, будет стремиться делать свой вклад в его развитие, в улучшение условий существование. Именно это будет оказывать влияние на благоприятное развитие и прогресс всего социума в целом.

Цели и нормы социального обеспечения

Как мы уже отметили выше в статье, все стандарты социального обеспечения актуализированы в Декларации по правам человека. Среди ключевых целей, а также задач, которые закреплены там же, определена обязательность способствовать принятию таких программ, которые будут нацелены на повышение уровня жизни, расширение системы социального обеспечения таким образом, чтобы она покрывала более востребованные области жизни людей. Данные меры нацелены на создание наиболее благоприятных условий проживания граждан, а также их всестороннюю поддержку (например, медицинское обслуживание, защиту благосостояния детей и родителей, многодетных семей, обеспечение наемных рабочих).

Нормы МОТ (Международной охраны труда) предполагают наличие различных видов и форм социального обеспечения и социального страхования, которое реализуется в ряду экономических систем, а также на разных этапах развития отдельных сообществ и стран. Конвенция МОТ предлагает обширный спектр возможностей, а также гибкие подходы, которые в дальнейшем позволят более эффективно обеспечивать и реализовывать меры по социальному обеспечению, избегая при этом риски.

Система права социального обеспечения подразделяется на две части: общая часть и особенная часть. К общей части относятся нормы, которые нацелены на непосредственное закрепление права человека в области социальной помощи и социального обеспечения в целом. Также здесь мы должны актуализировать наличие норм, которые разграничивают компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и всего ряда органов местного самоуправления, которые ориентированы на деятельность в области социального обеспечения и, соответственно, уполномочены в данной сфере. Нормы также выражаются в виде принципов, одним из которых выступает всеобщность и адресность социальной помощи и социального обеспечения. С учетом того, что каждый случай обладает своими особенностями, стоит также актуализировать нормы, которые устанавливают виды социальных рисков, в которых могут оказываться граждане, находясь в нестабильном положении.

Что касается особенной части системы права социального обеспечения, то она включает в себя четыре уровня норм:

  1. Нормы, которые регулируют назначение и предоставление пенсионных выплат;
  2. Нормы, которые регулируют назначение и предоставление пособий и иных социальных выплат, на которые имеют права различные категории населения;
  3. Нормы, направленные на то, чтобы регулировать предоставление бесплатных или частично платных социальных услуг (например, социальное обслуживание, реабилитация, некоторые медицинские услуги);
  4. Нормы, которые регулируют возможности предоставление бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, социальное обеспечение регулируется и стандартизируется в соответствии с международными документами и декларациями. Нормы обладают своими специфическими чертами, при этом специалисты всегда исследуют специфику социального обеспечения и наиболее характерные черты и риски, которые грозят людям в нестабильном материальном и социальном положении.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИНИМАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Активно развивающиеся процессы глобализации и интеграции, нарастающее влияние международного права на систему и отрасли внутреннего права, усиление межгосударственной миграции населения предопределяют глубокое разностороннее взаимодействие государств в международным правовом регулировании отношений в области социального обеспечения, которое выразилось, прежде всего, в разработке и принятии различных правовых актов в данной сфере, а также в согласовании законодательства разных стран, касающегося ряда важнейших социальных вопросов: приобретения и сохранения права на социальное обеспечение при переезде граждан из одного государства в другое в процессе осуществления своей трудовой деятельности и при изменении постоянного места жительства.

Основные понятия стандартов социального обеспечения

Под государственными минимальными социальными стандартами следует понимать установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный период минимально необходимый уровень социальных гарантий. Он выражен через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бес­платных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели. Определение государственных минимальных социальных стандартов должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта.

Признавая права человека естественными и неотъемлемыми, общество выработало определенные стандарты, отражающие объем таких прав и основные условия их реализации. Такие стандарты разработаны применительно к различным сферам жизнедеятельности общества, в которых находят свою реализацию соответствующие виды прав и свобод человека, в том числе — применительно к системе социального обеспечения. Поскольку в данной системе реализуются права человека, очевидным является тот факт, что минимальные стандарты социального обеспечения представляют собой один из видов стандартов в области прав человека. В связи с этим необходимо определить, что в современной науке понимается под минимальными стандартами в области прав человека.

Полагаю возможным начать с термина «стандарт», который происходит от английского «standard». Современный словарь иностранных слов определяет «стандарт» как образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей; нечто шаблонное, трафаретное, не содержащее в себе ничего оригинального, творческого.

В отечественной и зарубежной правовой доктрине, в документах межправительственных организаций термин «стандарт» (или «стандартные») используется достаточно широко, и наименования многих документов ООН подтверждают этот вывод, поскольку содержат термин «стандарт (стандартные)». Таковы, например, принятые в рамках ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и ряд других.

В юридической литературе сформулировано множество определений международных стандартов в области прав человека. В частности, СВ. Черниченко определяет их как международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека. О.И. Тиунов понимает под ними правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм права в сфере прав человека, которые юридически обязывают государства создавать правовой, политический и социальный режим обеспечения прав и свобод человека.

Таким образом, не ставя перед собой задачу сформулировать авторское определение международных стандартов в области прав человека, являются обязательствами субъектов международного права в области основных прав и свобод человека. При этом, по мнению М. Малютиной: основной целью установления международных стандартов в области прав человека является создание моделей, которые становятся для государства образцом и ориентиром при разработке своего собственного законодательства, базирующегося на общепризнанных принципах и нормах права.

Понятие и виды международных стандартов социального обеспечения

Международные стандарты социального обеспечения являются одним из видов международных стандартов, выработанных международным сообществом и отражающих условия реализации прав человека в различных сферах жизнедеятельности общества.

Формирование и применение этих стандартов осуществляется с учетом деления прав человека на определенные виды, носящие название поколений прав человека. Первое поколение – это гражданские и политические права. К ним относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет на пытки и жестокое обращение, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу мнения и самовыражения, право на мирные собрания и ассоциации. Применительно к данной категории международные стандарты в области прав человека имеют «жесткий» характер и четко предписывают государству роль лишь в виде обеспечения соблюдения таких стандартов, недопущения их нарушения, что свидетельствует о пассивном характере участия государства в их осуществлении.

Второе поколение – это социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения. В них входят право на труд, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на социальное обеспечение. Обеспечение данных прав требует от государства активных действий, перераспределения финансовых и материальных ресурсов в целях обеспечения населения соответствующими видами социальных пособий и услуг.

Международные стандарты социального обеспечения выступают в качестве правового образа, который впоследствии может быть реализован в правовую норму. Будучи закрепленными в международно-правовых актах, стандарты социального обеспечения формируются субъектами международного права путем консультаций, обмена мнениями, поиска компромисса, что приводит в выработке наиболее общего варианта поведения, в дальнейшем формирующего конкретную правовую норму в национальной системе социального обеспечения.


Стандарты социального обеспечения — это рекомендуемые международным сообществом ориентиры в формировании национальных систем социального обеспечения, которые могут включать в себя как общие принципы построения национальной системы социального обеспечения, так и ее конкретные характеристики с точки зрения условий, видов, размеров социальных представлений.

По форме международные стандарты социального обеспечения можно понимать как модельные нормы международного права, направленные на регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения. По функциональной направленности – как минимальные гарантии прав граждан на социальное обеспечение, выраженные в международно-правовых нормах.

По правовой природе международные стандарты социального обеспечения – это закрепленные в договорных нормах международного права, добровольно принимаемые взаимные обязательства государств по установлению и функционированию национальной системы социального обеспечения в целях наиболее эффективной реализации права граждан на социальное обеспечение в порядке и на условиях, отвечающих современным общецивилизационным требованиям.

Общие международные стандарты закреплены в международных актах о правах человека и отражают право человека на социальное обеспечение, не раскрывая условий его реализации и уровня гарантируемой социальной поддержки. В качестве подобных стандартов можно рассматривать положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии (1961 г.) и ее пересмотренной редакции и т.п. Специальные стандарты социального обеспечения отражают международные обязательства стран по вопросам видов социальных рисков, видов, условий, уровня и порядка предоставления социального обеспечения. Их источником выступают акты МОТ. Прежде всего, это Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения».

Международные стандарты социального обеспечения можно разделить по сферам социальной политики, на регулирование которых они направлены:

1. международные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным, устанавливающие основания и условия выплаты пособия по безработице и порядок переобучения и профессиональной подготовки (например, Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.));

2. международные стандарты в области пенсионного обеспечения, формирующие основания и условия назначения выплаты пенсии (например, статьи 25-30, 59-64 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»);

3. международные стандарты в сфере предоставления медицинской помощи, устанавливающие условия и порядок получения медицинской помощи, ее виды, оказываемые безвозмездно, обязательное и добровольное медицинское страхование (например, Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 г.));

4. международные стандарты в сфере социальной помощи и социального обслуживания, предусматривающие категории граждан, которым может быть предоставлена социальная помощь, перечень и нормативы потребления социальных услуг, порядок предоставления населению социальных услуг (например, статья 41 пересмотренной Европейской социальной хартии);

5. международные стандарты в сфере семейных пособий, регламентирующие порядок и размер выплаты пособия по беременности и родам, пособия на ребенка, единовременного пособия при рождении, усыновлении ребенка (например, Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» (1952 г.));

6. международные стандарты в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения и иных особых форм социального обеспечения (например, заключенное в рамках СНГ Соглашение от 15.04.1994 года «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих»).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ

(М. И. Акатнова)

Общая характеристика международных стандартов социального обеспечения

Общество, обеспечивающее безопасность своих граждан, защищает их не только от войны и болезни, но и от социальной неуверенности в жизни. Системы социального обеспечения должны обеспечивать основной доход в случаях безработицы, болезни и травмы, старости и выхода на пенсию, инвалидности, потери кормильца, выполнения семейных обязанностей, таких как рождение и уход за детьми. Такие гарантии имеют значение не только для отдельных работников и их семей, но и для всего общества в целом. Путем предоставления медицинского обслуживания, гарантированного дохода и социальных услуг социальное обеспечение повышает производительность и способствует сохранению достоинства и полной реализации личности. Системы социального обеспечения способствуют продвижению гендерного равенства путем принятия мер для обеспечения того, чтобы женщины, имеющие детей, имели равные возможности на рынке труда. Социальное обеспечение помогает работодателям поддерживать стабильность рабочей силы, адаптированной к переменам. Наконец, обеспечивая страховку на случай экономического кризиса, социальное обеспечение выступает в качестве основополагающего элемента социальной сплоченности, содействуя тем самым социальному миру и позитивному взаимодействию в условиях глобализации и экономического развития. Несмотря на указанные преимущества установления и развития систем социального обеспечения, только 20% мирового населения имеют надлежащее социальное обеспечение, в то время как более половины лишены всякой сферы охвата социальным обеспечением.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. закрепляет, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение (ст. 22); каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справед ливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (ст. 23). Статья 25 Декларации устанавливает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

В ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. также указывается на то, что участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Среди целей и задач, закрепленных в Декларации о целях и задачах Международной организации труда (Филадельфийская МОТ 1944 г.), признается обязательство способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью повышение жизненного уровня, расширение системы социального обеспечения, с тем чтобы обеспечить основной доход для всех, нуждающихся в такой защите, и полное медицинское обслуживание, защиту благосостояния детей и матерей, обеспечение необходимого питания, жилищ. Право на социальное обеспечение наемных работников наиболее полно закреплено актами, принимаемыми данной организацией.

Нормы МОТ по вопросам социального обеспечения предусматривают различные виды социального страхования в различных экономических системах и на разных этапах развития отдельных стран. Конвенции МОТ, содержащие нормы о социальном обеспечении, предлагают широкий спектр возможностей и гибкость подходов, которые позволяют постепенно реализовать цель всеобщего охвата социальным обеспечением. В условиях глобализации, когда люди все чаще подвержены глобальным экономическим рискам, растет осознание того, что широкомасштабная национальная политика социальной защиты может обеспечить реальное противостояние многим негативным социальным последствиям экономических кризисов.

Значение развития систем социального обеспечения на национальном уровне наиболее полно раскрыто в Рекомендации МОТ 2012 года № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты». В частности, Рекомендация указывает на то, что право на социальное обеспечение, наряду с содействием занятости, является экономической и социальной необходимостью для процесса развития и прогресса; социальное обеспечение является важным средством предотвращения и сокращения масштабов бедности, неравенства, социальной изоляции и социальной незащищенности, содействия равным возможностям и гендерному и расовому равенству, а также стимулирования процесса перехода от занятости в неформальном секторе к занятости в формальной экономике. Социальное обеспечение представляет собой инвестиции в человеческий капитал, которые позволяют людям адаптироваться к изменениям, происходящим в экономике и на рынке труда, и системы социального обеспечения выступают в роли автоматических социальных и экономических стабилизаторов и стимулируют совокупный спрос в периоды кризисов и после выхода из них, а также способствуют переходу к более устойчивой экономике.

Основные конвенции и рекомендации МОТ, содержание стандартов социального обеспечения работников:

  • — Конвенция МОТ 1952 года № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»;
  • — Конвенция МОТ 1962 года № 117 «Об основных нормах и целях социальной политики»;
  • — Конвенция МОТ 1962 года № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения»;
  • — Конвенция МОТ 1964 года № 121 и Рекомендация № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма»;
  • — Конвенция МОТ 1967 года № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца»;
  • — Конвенция 1969 года № 130 и Рекомендация МОТ 1969 года № 134 «О медицинской помощи и пособиях по болезни»;
  • — Конвенция МОТ 1982 года № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения»;
  • — Конвенция МОТ 1988 года № 168 и Рекомендация МОТ 1988 года № 176 «О содействии занятости и защите от безработицы»;
  • — Конвенция МОТ 2000 года № 183 «Об охране материнства»;
  • — Рекомендация МОТ 1934 года № 44 «О страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным»;
  • — Рекомендация МОТ 1944 года № 67 «Об обеспечении дохода»;
  • — Рекомендация МОТ 1983 года № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального страхования»;
  • — Рекомендация МОТ 2012 года № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты».

Конвенция МОТ № 102 устанавливает минимальные стандарты уровня социального обеспечения и условия, при которых оно предоставляется. Она охватывает девять основных случаев предоставления социального обеспечения, а именно: необходимость медицинского ухода, болезнь, безработица, старость, производственная травма, семья, материнство, инвалидность и потеря кормильца.

Для того чтобы Конвенция могла применяться во всех странах, в ней предусмотрена возможность ратификации государством путем принятия как минимум трех из девяти случаев и последующего принятия обязательств в рамках других, тем самым позволяя постепенно охватить все случаи, указанные в Конвенции. Уровень минимальной выплаты может определяться с учетом уровня заработной платы в стране. Также могут быть предусмотрены временные исключения для стран, чья экономика и медицинские учреждения недостаточно развиты для реализации положений Конвенции.

Более поздние конвенции расширяют сферу защиты, предусмотренную Конвенцией № 102, обеспечивая более высокий уровень защиты в зависимости от масштабов и уровня гарантированных выплат.

Рекомендация МОТ № 202 дает рекомендации по внедрению или поддержанию систем социального обеспечения и по реализации минимальных мер социальной защиты в рамках стратегий расширения охвата людей, в соответствии с руководящими принципами, изложенными в нормах МОТ, касающихся социального обеспечения.

Конвенция МОТ № 157 предоставляет определенные права на социальное обеспечение трудящихся-мигрантов, которые сталкиваются с проблемой потери права на различные выплаты, которым они пользовались в стране происхождения. Статья 19 Европейской социальной хартии (пересмотренной в 1996 г.) также обращает внимание на право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

Можно выделить стандарты социального обеспечения по кругу лиц, охватываемых мерами социальной поддержки, по совокупности случаев (видам) социального обеспечения, по размерам денежных выплат и по источникам финансирования различных видов социального обеспечения.

Минимальный охват лиц, подлежащих обеспечению, зависит от вида обеспечения, но, как привило, устанавливается в размере 50% от общего числа работающих по найму или 20% от общего числа жителей страны (Конвенция МОТ № 102). Между тем в последние годы специалисты МОТ указывают на необходимость расширения сферы охвата населения программами социального обеспечения с целью реализации максимальной защиты от социальных рисков в условиях глобализации и экономической нестабильности.

На основе анализа вышеуказанных конвенций МОТ можно выделить следующие случаи, в связи с которым должно предоставляться социальное обеспечение: болезнь, материнство, инвалидность, старость, смерть кормильца, безработица, производственные травмы, т. е. случаи, возникновение которых препятствует работникам зарабатывать средства на жизнь по независящим от них обстоятельствам.

Безусловно, международные акты не могут установить размер денежных выплат в конкретных суммах и денежных единицах, так как их нормы рассчитаны на применение в странах с разным уровнем дохода. Но в них достаточно четко установлены размеры денежных выплат по системе социального обеспечения в процентах от заработной платы работника. Более подробно эти размеры будут рассмотрены ниже. В любом случае основные гарантированные доходы должны обеспечивать людям достойную жизнь.

Относительно источников финансирования социального обеспечения Рекомендация МОТ 1944 года № 67 «Об обеспечении дохода» рекомендует организацию обязательного социального страхования (при наличии возможности), а обеспечение определенных категорий лиц, в особенности детей, находящихся на иждивении, и нуждающихся инвалидов, престарелых лиц и вдов, должно производиться в порядке социального вспомоществования в приемлемых размерах. Международные акты не содержат четких указаний, какие виды социального обеспечения должны быть обеспечены за счет средств обязательного социального страхования, а какие за счет средств бюджета, но указывают на желательность организации систем социального страхования для тех видов обеспечения, которые предоставляются в связи с трудовой деятельностью.

  • International Labour Standards on Social security. URL: http://www.ilo.org/global/standards/subjects-covered-by-intemational-labour-standards/social-security/lang—en/index.htm
  • Ни одну из вышеперечисленных конвенций Российская Федерация нератифицировала.
  • Доклад о социальной защите в мире 2014/15: Обеспечить экономическое восстановление, инклюзивное развитие и социальную справедливость / Группа техническойподдержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы иЦентральной Азии. М.: МОТ, 2015. С. 28—30.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *