Основные аспекты качества

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

    Актуальность темы исследования. За последние 10—20 лет понятие «качество» претерпело эволюцию: содержание экономической категории «качество товаров и труда» преобразовалось в проблемы «качество человека», «качество культуры», «качество образования». Определяющим является переход от функционала…
    (Основы научных исследований)

  • СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

    ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА Влияние внутренних политических, исторических и экономических факторов на построение бюджетных систем обу словило ряд различных подходов к формированию моделей бюджетного федерализма. Однако существуют общие принципы построения межбюджетных отношений,…
    (Социальная политика)

  • СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДНЫХ И ДОХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

    Распределение расходных функций. Как уже отмечалось выше, первый этап в разработке или оценке системы бюджетного федерализма по вопросам реализации социальной политики — принятие решения о распределении обязательств по расходам между уровнями власти, которое и предопределяет потребности в доходах для…
    (Социальная политика)

  • СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

    Бюджетная система России, которая сложилась за годы экономической реформы, описана в табл. 6.1 и 6.2, которые дают развернутую картину существующей структуры источников дохода, а также общего объема расходов. Как свидетельствуют данные табл. 6.1 и 6.2, в настоящее время идет процесс увеличения доходов…
    (Социальная политика)

  • ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА

    Понятие «качество» с философских позиций развивалось давно, на протяжении тысячелетий. В настоящее время качество пронизывает практически все аспекты деятельности человека на всех уровнях жизни: личном, общественном, государственном, мировом. Для более четкого понимания любого понятия люди пытаются в…
    (Основы обеспечения качества)

  • ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА

    Технический аспект качества характеризуется количественными значениями показателей объекта и его изменений, которые в совокупности придают ему качественный характер. В отличие от философского аспекта технические показатели качества позволяют объективно сравнить характеристики разных объектов и выбрать…
    (Основы обеспечения качества)

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА

    Экономический аспект качества характеризует стоимость объекта. При этом потребительская оценка качества решается в конструктивном противоборстве между экономической и технической сторонами качества. Это противоречие с философской точки зрения определяет неразрывное единство между экономической и технической…
    (Основы обеспечения качества)

  • ПРАВОВОЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА

    Правовой аспект характеризуется нормативным отражением качества в стандартах и нормативах, т.е. имеет место такая совокупность свойств и показателей качества объекта, ниже которой нельзя опуститься при изготовлении или использования объекта. Разработку новых стандартов проводят в тех случаях, когда предыдущий…
    (Основы обеспечения качества)

  • Социальные аспекты жизнедеятельности людей в современных условиях России

    Изменение образа жизни, улучшение его уровня, качества жизни указанных групп населения, его оздоровление возможно с учетом тех общих факторов, которые и являются причинами сложившегося образа жизни людей. Это: 1) прежде всего общий уровень развития того или иного конкретного общества (с учетом этапов,…
    (Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы)

Раздел 1. Сущность качества. Основы управления качеством

Тема 1. Основные понятия и определения

При изучении данной темы необходимо хорошо освоить сущность основных понятий и определений. Особое внимание следует уделить понятию «качество», осознать его многогранность и многомерность, которое включает в себя как разнообразные проблемы производителя, так и меняющиеся требования потребителя. Правильное понимание сущности качества позволит построить надежную систему управления качеством.

Аспекты качества

Качество – это наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены соответствующие потребности людей

Качество – сложнейшая многоплановая и универсальная категория. Это связано с многообразием объектов, качество которых необходимо оценить, с различием требований потребителей, которые зависят, а порой и очень существенным образом, от исторических и социально-экономических условий. Качество – важнейший фактор повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности страны, характеризующийся эффективностью всех сторон деятельности предприятия.

Качество можно рассматривать как две взаимно-обусловленные области:

производитель продукции, где основными объектами качества являются непосредственно продукция (как результат деятельности), многочисленные процессы (от проектирования до утилизации продукции), персонал, организационная структура предприятия, реализуемая система управления деятельностью и т. д.;

потребитель (заинтересованные стороны), удовлетворенность которых является важнейшим критерием оценки деятельности предприятия.

В зависимости от цели оценивания можно выделить следующие аспекты качества: философский, социальный, технический, экономический, правовой.

С философских позиций качество характеризуется существенной определенностью объекта, его отличием от другого объекта. При философском подходе качество определяется всем тем, что составляет относительно устойчивую, определенную сущность объекта.

Социальный аспект качества характеризуется отношением потребителя или общества в целом к качеству продукции, процессов и услуг, способностью производителей удовлетворять запросы потребителей и соответствие продукции спросу и предложению на товарном рынке.

Технический аспект качества характеризуется количественными и качественными свойствами объекта, т.е. конкретными характеристиками.

С экономических позиций качество можно рассматривать как уровень потребительской стоимости объекта, которая зависит от многих причин и факторов. Между техническим и экономическим пониманием качества существуют противоречия диалектического характера, которые обусловлены взаимосвязью производства и потребления.

Правовой аспект качества характеризуется соответствием свойств объекта требованиям нормативных документов, которые должны обеспечивать достижимость установленных требований, их непротиворечивость и терминологическую ясность.

1.2. Основные определения

Осознанное восприятие дисциплины «Управления качеством» возможно только на основе ясного понимания сущности ее основных понятий, которые можно рассматривать как азбуку изучаемого предмета. Следует различать бытовое и научное понимание терминов. Владение понятийным аппаратом обеспечит построение стройной системы знаний о качестве, понимание требований нормативных документов по управлению качеством, позволит специалистам говорить на одном языке.

Определение качества должно учитывать различные аспекты его понимания и включать такие составляющие, как:

¨ отличие одного предмета (объекта) от другого с таким же функциональным назначением (мера накопленных отличий);

¨ высокий уровень свойств объекта;

¨ компромисс между возможностями изготовителя и запросами потребителя;

¨ составляющая конкурентоспособности продукции;

¨ основной фактор реализации товаров по выгодной цене;

¨ соответствие требованиям нормативных документов.

В зарубежной и отечественной литературе разных лет можно встретить множество определений понятий качества и проследить их эволюцию. Сложность заключается, с одной стороны, в многообразии объектов качества, к которым предъявляются требования, а с другой – в неопределенности и многозначности удовлетворенности потребителей, зависящей от исторических, социальных, экономических и других факторов.

Все последующие термины и определения даны в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р ISO 9000-2015 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь», который является аутентичным переводом международного стандарта ISO 9000:2015. Данный стандарт описывает основные положения и устанавливает терминологию системы менеджмента качества (СМК). Третий раздел стандарта содержит термины и определения. Понятия, относящиеся к различным предметным группам, собраны в соответствующих десяти параграфах. При изучении терминологии можно использовать Приложение А стандарта. Оно включает диаграммы понятий, которые представляют графическое изображение связей между терминами в соответствующих областях СМК.

Термины, приведенные в соответствии со стандартом, выделены жирным шрифтом и заключены в рамку. В круглых скобках определен входящий номер термина, т. е. цифры указывают на номер раздела, параграфа и порядковый номер, где термин был определен первоначально.

Качество (3.6.2) – степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям.

В этом определении можно выделить три ключевых слова: степень, требования, характеристика.

Степень — характеризует отличие одного объекта качества от другого.

Требование (3.6.4) — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Современный менеджмент предполагает, что требования предъявляются ко всем объектам качества, а не к конечному продукту, что вызывает необходимость включать в системный анализ все объекты, от которых зависит качество конечного результата деятельности. Требования устанавливаются в нормативных документах (тогда они носят обязательный характер); они могут быть продиктованы потребителями или другими заинтересованными лицами. В системе менеджмента качества кроме потребителя необходимо учитывать еще и требования заинтересованных сторон: акционеры и владельцы (собственники) предприятий, персонал, поставщики, государство.

Кроме того, в ряде случаев необходимо учитывать интересы общества в целом, отдельных территориальных образований.

Для управления качеством потребность или ожидания необходимо перевести в набор количественных или качественных характеристик объектов качества.

Социальные аспекты качества

Социальные аспекты качества.

Традиционный подход.

Традиционно трудовые отношения представляли как процесс, вход которого – это штат сотрудников, а выход измерялся в терминах (рис.3) производительность, достижение результатов при минимальных ресурсах, преданность поддержка ценностей компании, низкий процент прогулов, низкая текучесть кадров и т. д., удовлетворение работой, положительное соотношение между вкладом нанятого работника и тем, что он должен получить в качестве награды за свои усилия.

Экономическая политика всегда рассматривала компанию в роли работодателя (заказчика), а служащего – в роли производителя (наставника). В то же время в центре внимания договора между индивидуальным служащим и организацией находится право на рабочее место.

При этом регламентировались:

– производственные факторы социальных отношений;

– изменение статуса производственной ценности, которая в результате действия договора переходит от служащего в собственность компании.

ПодходTQM.

С точки зрения TQM, организация представляется как поставщик, а субъекты являются заказчиками. TQM компании не более трудоемкие по сравнению с традиционными компаниями, но они характеризуются интенсивной мозговой деятельностью, базирующейся на интеллектуальном имуществе и творческой организации (рис. 4). В настоящее время обмен между компаниями и служащими больше не основывается на количестве затраченного рабочего времени, а определяется интеллектуальным вкладом. Интеллектуальная собственность представляет собой нематериальный оборотный фонд, невидимый ресурс, который принадлежит не компании, а лицу. Работник предоставляет его в распоряжение организации, чтобы обеспечить ее развитие.

С этой точки зрения лицо принимает роль клиента, т.е. “внутреннего” заказчика, который расплачивается своей интеллектуальной собственностью (компетенция + творчество + практика и т.д.) за возможность реализации своей профессиональной квалификации и за выполнение персональных предложений (заданий) поставщика, т.е. компании.

Мотивация и управление качеством.

В 1987 г. Американское общество по контролю качества провело исследование, в задачу которого входило выявить факторы, позволяющие компаниям предоставлять услуги стабильно высокого качества. Были письменно опрошены руководители 307 крупных компаний (не менее 1000 человек) и 308 малых фирм (от 20 человек), среди них руководители 389 промышленных и 226 сервисных предприятий. Их попросили оценить по 10 бальной шкале значимость 8 направлений в деятельности компании по улучшению качества. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Направление деятельности

Соотношение ответов руководителей компаний

Крупных (307)

Малых (308)

Сервисных (226)

Промышлен-ных (389)

Мотивация работников

Изменение корпоративной культуры, в том числе, новое, неравнодушное отношение менеджеров и простых работников к своему труду.

Обучение работников.

Контроль процессов техно-логических, производствен-ных, сервисных.

Капитальные вложения в оборудование.

Более жесткий контроль за поставщиками.

Усиление инспекционных мероприятий.

Поддержка администрацией.

Из таблицы видно, что наивысший рейтинг, независимо от размера компании или сектора экономики, получили направления, связанные с человеческим фактором. Более подробное интервьюирование 20 компаний, традиционно ассоциируемых с высоким качеством (IBM, General Electric, Ford Motor Co., Крайслер корпорейшн, Дженерал моторс, Ксерокс, Проктер энд Гэмбл и др.), подтвердило, что все они придают первостепенное значение управлению человеческими ресурсами. IBM в числе трех основополагающих принципов деятельности назвала наивысшей ценностью для компании “поддержание уважения к личности”. Форд сформулировал свои взгляды так: “Все стратегические характеристики работы компании– улучшение качества, удовлетворение интересов потребителя, снижение затрат, увеличение доли рынка, внедрение новшеств – имеют одну общую доминанту: они все зависят от способностей, квалификаций и чувства ответственности работников. Люди – наш самый главный ресурс”.

Упомянутые компании, как и все, сталкиваются с проблемами. Но, имея хорошо обученный и квалифицированный персонал с высоким уровнем мотивации, они умеют быстро разрешать их. Обучение работников привязано к конкретным задачам предприятия, а не к общим концепциям, которые быстро забываются. Руководители высших ступеней управления непосредственно участвуют в работе над качеством, принимая на себя персональную ответственность за конкретные решения. Нельзя ограничиваться только неопределенными лозунгами, типа: ”Качество– высший приоритет”. На такие лозунги подчиненные отвечают столь же неопределенно. Высшее руководство ставит своим подчиненным ясные и четкие задачи, которые увязаны с имеющимся бюджетом, графиками выполнения работ и т.п.

Широко внедряется система признания успехов персонала. Однако нельзя смешивать систему признания и систему вознаграждения. Признание– это положительная оценка обществом достигнутых отдельными работниками результатов, что вызывает у них чувства гордости и самоуважения.

А система вознаграждения касается того, что делает работник в обязательном порядке в дополнение к основным обязанностям и потому должна учитываться при оплате. Существует семь общих правил материального вознаграждения персонала, основанных на единстве материальных и моральных стимулов при доминировании материальных:

  1. Системы материального стимулирования должны быть просты и понятны каждому работнику;
  2. Системы должны быть гибкими, дающими возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы;
  3. Размеры поощрения должны быть экономически и психологически обоснованы;
  4. Поощрение персонала важно организовать по таким показателям, которые воспринимаются каждым как правильные;
  5. Системы поощрений должны формировать у работников ощущение справедливости материальных вознаграждений.
  6. Системы поощрений должны способствовать повышению заинтересованности работников в улучшении не только индивидуальной работы, но и работы в «деловых связках» с другими сотрудниками.
  7. Работники должны видеть чёткую взаимосвязь между результатами своей работы и деятельностью фирмы (к чему могут привести ошибки сотрудников и к чему ведут успехи каждого).

В 1994 году состоялось последнее выступление Дж Джурана. Доклад назывался ”Назад в будущее. Уроки одной жизни”. В нем д-р Джуран повторил свои давние, но по-прежнему актуальные идеи:

  • роль высшего руководства компании в достижении качества и конкурентоспособности;
  • подготовка и переподготовка персонала всех уровней;
  • совместная работа над проблемами в многофункциональных бригадах;
  • четкое распределение обязанностей и наделение менеджеров соответствующими полномочиями;
  • достаточно большая свобода действий исполнителей в пределах поставленных целей.

Он пояснил, что внедрение перечисленных принципов (а все они относятся к человеческому фактору) ведет к изменению культуры управления компанией. Эти культурные изменения– вызов, брошенный TQM и BPR.

Однако любое насильственное внедрение изменений становится угрозой самому обществу, и оно может начать сопротивляться ему, замедляя процесс.

Возражения могут поступать, прежде всего, от опытных управленцев, привыкших к определенному стилю руководства. Поэтому лучше вводить изменения постепенно, выделяя время для адаптации людей к новому, и поддерживая благоприятный социальный климат.

Джуран неоднократно подчёркивал, что лишь 15% несоответствий вытекает из ошибок рабочих. Остальные 85% объясняются плохим управлением. Иными словами, проблема опять сводится к учету человеческого фактора.

Следует отказаться от начальственного стиля в руководстве, от общения с подчиненными в приказном тоне. Нецелесообразно также, чтобы один человек планировал работу, а другого заставляли ее делать. Руководство нового типа подразумевает под собой умение убедить людей воспринимать общие цели как свои личные и работать над их достижением. Когда цели поставлены, людям предоставляется большая, но не абсолютная свобода в выборе средств и методов.

Важно, чтобы сформулированные цели были приемлемы для всех, кто к ним причастен, а вытекающие из них обязанности – привлекательными. Одна из таких целей – улучшение качества, поскольку она более совместима с природой человека, чем производительность или затраты. Управление по принципу “прежде всего качество”, приносит долгосрочные выгоды, а управление по принципу “прежде всего быстрая прибыль” не выдерживает конкуренции в долгосрочном измерении и ведет к снижению, даже потере прибылей.

Для создания творческой атмосферы, считает Е. Кондо, полезно

  • разъяснять людям истинные цели работы, выдавая рабочие задания;
  • пробуждать у исполнителей чувство ответственности за свою работу;
  • предоставлять работникам достаточно времени для вынашивания хороших идей и уважительно относиться к такой необходимости.

Поступая так, можно превратить повседневную работу в творческую деятельность. Если новые идеи, поощряются, то в людях, выдвигающих их, пробуждается чувство самоуважения, а это чрезвычайно важно для развития и роста творческих способностей, которые работают на успех компании. Здесь уместен подход президента компании Мицубиси, заключенный во фразе: “Сначала мы делаем людей, а уже потом продукцию”. Сходных мнений придерживаются и специалисты из Германии– профессор Г. Шнаудер и дипломированный инженер У. Бредхаим. Они считают, что успех компании зависит от того, вовлекаются ли люди в решение общих задач и выражается ли их индивидуальный творческий потенциал. Представляются существенными десять факторов:

  • постоянное “впитывание” опыта поставщиков и заказчиков;
  • доверительные поощряющие меры, в том числе и на цеховом уровне;
  • расширение содержания выполняемой работы путем создания соответствующих организационных структур;
  • одобрение принципа большей ответственности исполнителей;
  • привлечение работников к принятию решений, относящихся к их рабочему месту;
  • допустима более открытая структура общения, свободная от влияния иерархии и далекая от односторонних рапортов;
  • применение не более 3 – 4-х ступеней управления;
  • вовлечение персонала в совместную работу;
  • обучение персонала всех уровней в целях поддержания квалификации;
  • специальная подготовка менеджеров как групповых лидеров.

В одной из публикаций 1995 года “Управление, позволяющее выживать” описываются результаты исследования, проведенного аналитиками голландской фирмы «Шелл». Авторы задались целью выяснить, какие факторы обуславливают жизнестойкость фирм. Почему из десятков тысяч компаний, созданных в девятнадцатом веке лишь некоторые продолжают существовать сегодня? Были обследованы 40 крупнейших компаний (Дюпон, Кодак, Мицубиси, Судзуки и др.). Были сделаны выводы, что определяющими предпосылками являются:

  • консерватизм в финансах;
  • ощущение себя частью окружающего мира, способность улавливать его изменения;
  • чувство солидарности у работников, отождествление себя с компанией;
  • терпимость со стороны руководства.

При выборе методов мотивации определенную роль играют также черты национального характера.

Так для китайцев характерно коллективное сознание, стремление к гармонизации социальных отношений. Отчасти это ведет к понижению уровня самореализации, поскольку личные достижения могут стать угрозой гармоничным отношениям в коллективе. Китайцы склонны к социальной стабильности, жесткому общественному порядку. Менеджер в таком коллективе должен быть “социальным человеком”. Власть ему нужно использовать для постановки задач перед группой, которая сама будет изыскивать способы их решения.

Японцы также выделяются коллективизмом. Но отличаются стремлением к самореализации. У них ярко выражена ориентация на достижения при сохранении гармоничного окружения. В настоящее время в Японии, да и во всём мире имеет большую популярность идея «кадрового ядра» и «кадровой периферии». Суть её в том, что на фирме существуют работники, с которыми заключаются временные контракты, как правило, это две трети всего персонала (кадровая периферия); и существует другая группа работников (ядро), с которыми заключается договор бессрочного, часто пожизненного найма. Существующая на фирме система компенсаций и льгот ориентирована на работников второй группы (ядра), они пользуются на фирме авторитетом и уважением. Но чтобы попасть из «периферии» в «ядро» надо пройти комплекс испытаний, на каждой фирме он свой, и эти испытания обязательно трудно, но выполнимы. Для таких фирм характерна сильная корпоративная культура, наличие ритуалов (ритуал принятия новичка в «ядро», проводов на пенсию, совместное празднование знаменательных дат), знаки отличия (значки, нашивки, униформа), наличие своей футбольной (хоккейной, волейбольной) команды и т.д. Результат такой работы с персоналом – работник начинает жить жизнью фирмы, стремится попасть в «ядро», а попав, считает, что это «его» фирма, становится патриотом своей команды («ядра»), делает всё, чтобы фирма процветала. В и этом заключается секрет японского трудоголизма. И еще один фактор присущ японской национальной культуре– высокая потребность в защищенности. Менеджер в таком обществе должен уметь создать обстановку, позволяющую людям совместно работать и реализовывать личные цели, не испытывая беспокойства за экономические условия, потерю рабочего места, взаимоотношения с коллегами.

Заключение.

Мы рассмотрели только некоторые из мотивационных подходов. Следует понять, что не существует простых и единственно правильных ответов на вопрос, как создать эффективный мотивационный климат в компании. Ведь мотивация – это комплексный процесс, он не позволяет выделить универсальный мотиватор. Мотивационные стимулы действуют только в случае систематического применения как внешних, так и внутренних мотиваторов, их взаимосвязи и учета индивидуальных особенностей и потребностей личности. Необходимо помнить, что на данном этапе развития общества ученые связывают успех с человеческим фактором, а не с машинами и технологиями. Хотя последние и важны, но они не играют первостепенной роли в жизнестойкости компании.

Как правильно выбрать ключевые аспекты жизни для того, чтобы вкладывать в них энергию и время


Мы продолжаем знакомить вас с переводами статей Chris Bailey, где он делится советами, которые извлек во время проекта «a Year of Productivity». Ранее мы публиковали статьи этого автора, они доступны в нашем блоге в разделе «личная продуктивность».
Итак, даем слово Крису!
Проясните для себя ключевые составляющие элементы своей жизни
Каждую неделю, возможно, даже не задумываясь, вы тратите свое время и силы на множество элементов, подобных нижеперечисленным:

Одна из книг, которые я на данный момент читаю в рамках проекта «Год продуктивности» — Getting Results the Agile Way (Быстрое достижение результатов) Мейера. В книге описана система управления временем и энергией. В ней также много внимания уделяется разнообразным ключевым элементам жизни, именно тем, что приведены выше. Нужно отметить, что таких элементов на самом деле значительно больше (например, социальный и духовный), но Мейер берет за основу те, в которые обычный человек вкладывает большую часть своего времени.
Составляющие вашей жизни, если их суммировать и сопоставить, характеризуют вас как личность, и на элементарном уровне с их помощью можно определить, как вы распределяете свое время и энергию. С того момента, как я узнал об идее ключевых элементов, я не прожил ни дня без мысли о том, как можно применить ее для достижения высокого уровня личной эффективности.
Человек чувствует себя превосходно, когда буквально сразу добивается эффективности, но мне кажется, что куда важнее сохранить ее надолго. Для этого необходимо правильно выбирать элементы жизни для инвестиции в них своих ресурсов: времени и сил.
Как правильно выбрать ключевые аспекты жизни для того, чтобы вкладывать в них время и энергию
Не все аспекты жизни постоянно сохраняют свою актуальность. Чтобы правильно выбрать основные и наиболее актуальные из них для последующих затрат времени и энергии, Мейер рекомендует сделать следующее:

  1. Думайте об аспектах жизни, как о наборе проектов. «Взгляд и осмысление своих результатов в этом контексте поможет вам управлять рисками. В некоторые области возможно потребуется значительно большие затраты ресурсов, а другие наоборот будут несколько игнорироваться». Работа с вашим набором проектов неизбежно будет содержать в себе определенные «перебои», но идея ключевых аспектов позволит вам выявить области, требующие максимального внимания, и найти достаточно времени именно для них».
  2. Идите дальше и опишите результаты, которых вы хотели бы добиться по каждому ключевому аспекту в перспективе. Просто говорить о важности той или иной сферы вашей жизни – это одно, и совсем другое – получить вдохновение от возможных преимуществ в будущем, если вы построите свою жизнь правильно.
  3. Определи наиболее значимые для себя аспекты жизни. Когда с этим будет закончено, вы сможете направлять имеющиеся у вас ресурсы (время, энергию, внимание и так далее) соответственно вашим потребностям.

Есть еще один момент, который следует держать в уме: ключевые элементы тесно взаимосвязаны между собой (например, карьера и финансы или эмоции и развлечения). Было бы неплохо описать (а затем и реализовывать написанное) возможные перспективы, убивая, по возможности, двух зайцев одним выстрелом.
Практическая часть: как инвестировать свое время и энергию в ключевые аспекты?
Надеюсь, что я сумел, по меньшей мере, частично изложить вам смысл идеи восприятия жизни через ее ключевые аспекты. Вы разделили и определили значимость своих действий в отношении того или иного элемента, что же дальше?
Вот несколько путей более глубокой интеграции идеи ключевых аспектов в жизнь.
Создайте список ключевых аспектов своей жизни
На что он должен быть похож? По словам Мейера, список должен иметь максимально простую структуру и легко восприниматься визуально. Именно такой вид списка позволит вам понять, находитесь ли вы на правильном пути.
Если вы сделаете объемный список с многочисленными подпунктами для каждого аспекта, вы просто не будете на него смотреть. И напротив, короткий перечень пунктов позволит вам быстро просматривать элементы и концентрировать внимание на важном. Вот пример читабельного расширенного списка со всеми необходимыми подпунктами:

Внесите регулярные просмотры списка аспектов в свой график
Создавать список ключевых элементов бесполезно, если вы не собираетесь его регулярно просматривать. Возьмите себе за правило возвращаться к нему раз в одну-две недели и выбирать приоритетные аспекты жизни для следующего временного интервала. Убедитесь в том, что у вас готов перечень дел, а также ежедневник. В нем вам необходимо будет записать миллион идей и дел, которые вы должны реализовать и список людей, с которыми нужно встретиться.
Определите для каждого ключевого аспекта угрозы и возможности
Обязательно рассмотрите все угрозы и возможности, имеющие отношение к ключевым аспектам вашей жизни. «Строго говоря, угрозы – это то, что может негативно повлиять на ваш разум, тело, эмоции, карьеру, финансы, взаимоотношения и досуг. А возможности – это то, что может помочь улучшить вашу жизнь в указанных областях».

Ограничьте время, выделяемое на каждый из аспектов
Что же подразумевает этот подпункт? Как только вы определили важность каждого аспекта, вы можете начать действовать в соответствии с приоритетами, устанавливая лимиты (максимумы и минимумы) временных затрат на каждый их них. Вот пример такого временного ограничения, взятого из книги Getting Results the Agile Way:

Для того чтобы эффективно установить временные ограничения для каждого ключевого аспекта, определите и зафиксируйте в своем ежедневнике максимум и минимум времени для каждого из них (особенно в тех случаях, когда есть нижний временной предел). По словам Мейера, смысл этих лимитов в том, чтобы «удержать равновесие и улучшить свои результаты».
Минимумы призваны не дать вам полностью игнорировать одни аспекты, в то время, когда вы бросаете основные усилия на другие. Максимумы должны помочь вам эффективнее расходовать время — они вынуждают вас относится к временным затратам с умом.
Все должно работать на результат
Бессмысленно писать списки главных аспектов жизни, чтобы потом не пользоваться ими.
Сфокусируйтесь на результатах. Это значит:

  • Строго придерживаться в работе установленных максимумов и минимумов.
  • Просматривать ключевые аспекты, чтобы понимать, не игнорируете ли вы какие-то из них, составляя очередной список дел.
  • Анализировать перечень своих ключевых аспектов каждую неделю, чтобы своевременно выявлять те из них, которые нуждаются в повышенном внимании, а также находить потенциальные угрозы и возможности.
  • Определять для себя, какого долгосрочного положительного эффекта вы хотели бы добиться по каждому их них (ключевые аспекты – это, в конечном итоге, очень полезный способ смотреть на свою жизнь).

Подведение итогов
Ключевые аспекты жизни – невероятно эффективный способ посмотреть на свою жизнь со стороны и определить приоритеты. Суть в том, чтобы, «взглянув на самое важное с высоты птичьего полета», «спуститься на землю» и применить полученные знания для изменения своей ежедневной деятельности с целью ее оптимизации. На практике это значит создать список своих ключевых аспектов, установить временные лимиты на каждый из них, внести просмотры списка элементов в свой график и определить угрозы с возможностями для каждого аспекта.
P.S. от редактора перевода: если вам интересно почитать другие статьи автора, очень рекомендуем изучить «Почему большие достижения не сделают вас счастливее (и что с этим делать!)».

Ключевые аспекты управления проектами

Цель тренинга – сформировать у слушателей базовые знания и навыки, необходимые для эффективного исполнения обязанностей менеджера проекта по разработке программного обеспечения и лидера его команды. При изложении информации и отработке практических навыков большое внимание уделяется методической стороне предлагаемых подходов, проверенных практикой выполнения реальных проектов.
После завершения обучения слушатели смогут:

  • Знать основные понятия и термины, связанные с управлением проектной деятельностью.
  • Уметь выявлять связанную с проектом систему ограничений и использовать ее при планировании проекта.
  • Уметь выявлять и приоритезировать стейкхолдеров проекта, выявлять их цели, связанные с проектом, и достигать оценки проекта как успешного в глазах ключевых стейкхолдеров.
  • Понимать закономерности, по которым развивается инженерия разработки программного обеспечения (Software Engineering).
  • Знать принципы, на которых базируются наиболее распространенные в настоящее время методологии разработки ПО – RUP (IBM Rational Unified Process) и гибкие (agile) методологии на примере методологий XP (eXtreme Programming) и SCRUM.
  • Выбирать оптимальную методологию (оптимальное сочетание элементов отдельных методологий) для конкретного проекта.
  • Анализировать, оптимизировать и документировать проектные процессы, а также поддерживать их в оптимальном состоянии на всем жизненном цикле проекта.
  • Балансировать между формальными и неформальными аспектами работы по управлению процессами.
  • Осуществлять эффективное конфигурационное управление в проекте.
  • Организовывать эффективную работу всей проектной команды по выявлению и исправлению дефектов в разрабатываемом ПО.
  • Применять важные управленческие инструменты – SMART-критерий, цикл Деминга, анализ корневых причин, принцип Парето, методы принятия решений при наличии нескольких альтернатив.

В цели тренинга не входит:

  • Глубокое изучение методологий разработки ПО.
  • Изучение принципов выполнения agile-проектов.
  • Изучение отдельных аспектов управления проектами на экспертном уровне.
  • Изучение инструментальных средств конфигурационного управления и управления дефектами.

Изучение этих вопросов является темой отдельных тренингов (см. раздел «Связанные курсы»).
В цели тренинга также не входит:

  • Изучение вопросов оценки, планирования и контроля исполнения проектов.
  • Изучение вопросов командообразования и эффективного проведения встреч и совещаний.

Изучение этих вопросов является темой остальных тренингов Программы менеджера проектов (см. раздел «Связанные курсы»).

49. Понятие качества, аспекты качества.

  • •Оглавление
  • •Аннотации
  • •1. Оценка инвестиционных рисков.
  • •2. Характеристика среды организации (среда косвенного воздействия).
  • •3. Уровни управления и их характеристика
  • •4.Стратегическое видение, миссия и цели организации.
  • •5.Уровни разработки стратегии.
  • •6.Классификация инноваций.
  • •7. Планирование как функция менеджмента.
  • •8. Функции управления и их характеристика.
  • •9. Характеристика функции — «организация»
  • •10.Основные этапы становления современного менеджмента
  • •11.Этапы разработки стратегии организации.
  • •12. Административная (классическая) школа управления. Принципы Анри Файоля.
  • •13. Критерии стратегического выбора.
  • •14.Этапы развития управления качеством.
  • •15.Управление качеством и обеспечение качества: особенности и различие
  • •16.Основные этапы разработки управленческих решений.
  • •17. Показатели качества и их характеристики
  • •18. Внутренние переменные организации.
  • •19. Виды планирования в организации.
  • •20. Характеристика среды организации (среда прямого воздействия).
  • •21. Определение стратегии (по Минцбергу).
  • •22.Рынок чистой конкуренции с точкизренияинновационного менеджмента.
  • •23. Линейная и функциональная структуры управления: их особенности и отличия.
  • •24. Бюрократические структуры управления.
  • •25. Адаптивные (органические) структуры управления.
  • •26. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
  • •27. Дисконтирование и уровень инфляции в инвестиционном проектировании.
  • •28. Контроль как функция управления. Виды контроля.
  • •29.Кривая инновационного процесса. Точка коммерческого успеха.
  • •35. Государственные стратегии регулирования инновационной деятельности.
  • •36. Финансирование инновационной деятельности (внутренний и внешний венчур).
  • •37. Реализация стратегии (основные этапы).
  • •38. Стадии инновационного процесса (инновационная кривая).
  • •39. Ключевые факторы успеха.
  • •40. Swot – анализ. Цель и порядок применения.
  • •41.Рынок новшеств. Лицензирование.
  • •42. Школа научного управления, ее сущность и значение в становлении современного менеджмента.
  • •43. Процессный подход в менеджменте.
  • •44. Подготовка и разработка управленческого решения.
  • •45. Семь инструментов качества.
  • •46. Современные стандарты управления качеством в организации.
  • •47. Реальные и финансовые инвестиции: их определение и характеристика.
  • •48. Оценка ликвидности инвестиций.
  • •49. Понятие качества, аспекты качества.
  • •50. Принципы и последовательность формирования инвестиционного портфеля.
  • •51. Общая схема маркетинговой деятельности.
  • •52. Продвижение товара. Цели и виды.
  • •53. Маркетинговые исследования предприятия.
  • •54. Сущность товара в маркетинге.
  • •55. Определение маркетинга. Основные концепции (подходы), на основании которых предприятия ведут свою маркетинговую деятельность.
  • •56. Школа человеческих отношений, ее сущность и значение в становлении современного менеджмента.
  • •57. Этап развития управления качеством – контроль качества.
  • •58. Классификация управленческих решений.
  • •59. Этапы разработки инвестиционного проекта (методикаUnido).
  • •60. Экономический этап развития управления качеством («стоимость качества»).
  • •61. Стратегический анализ. Матрица бкг.
  • •62. Стратегический анализ. Многофакторная матрица Мак-Кинси.
  • •63. Характеристика ситуационного подхода в менеджменте.
  • •64. Этапы и основные методы статистического исследования.
  • •65. Квалиметрия (измерение качества).
  • •66. Диаграмма Парето – один из инструментов управления качеством: ее вид и описание.
  • •67. Делегирование полномочий (линейные и штабные).
  • •68. Ресурсы организации и их характеристика.
  • •69. Базовые стратегии.
  • •70. Понятие управленческой роли. Характеристика управленческих ролей (По Минцбергу).
  • •71. Правовые аспекты инновационной деятельности (патенты, промышленные модели, образцы и пр.).
  • •72. Лицензирование в инновационной деятельности. Виды лицензий (полные, патентные, беспатентные и пр.).
  • •73.Понятие научно-технической продукции. Ее отличие от остальных видов продукции.
  • •74.Определения инноваций.
  • •75. Критерии оценки инвестиционного проекта.
  • •76. Комплексная оценка организации по системе сбалансированных показателей.
  • •77. Компетенции организации как основной фактор конкурентоспособности (общие и стержневые).
  • •78. Анализ цепочки ценностей.
  • •79. Требования к формулированию миссии и целей организации.
  • •80. Качественные методы прогнозирования. Метод Дэльфи.
  • •81. Классификация прогнозов
  • •82. Характеристика количественных методов прогнозирования.
  • •83. Оперативный и стратегический контроллинг: цели и задачи.
  • •84. Методы расчета затрат, применяемые в контроллинге.
  • •85. Организационные структуры контроллинга.
  • •86. Определение контроллинга и сферы его применения.

Аспекты качества

Потенциально можно оценивать любой продукт или услугу с самых разных точек зрения. Но в новой экономике абсолютным приоритетом в оценке качества обладает потребитель. Что бы ни думали производители о своей продукции, в конечном итоге именно потребитель решает, что качественно, а что нет. У него есть выбор! Поэтому мнение, восприятие потребителей является основным источником информации для определения качества продуктов и услуг, выделения тех граней, тех аспектов качества, которые являются наиболее важными с его, потребителя, точки зрения.

Абстрактное понятие «качества» наполняется конкретным содержанием, когда мы определяем его грани — «аспекты качества». Использование концепции «аспект качества» позволяет раскрыть смысл, который потребители вкладывают в понятие качества. Используя данное понятие, управленцы, стремящиеся к достижению конкурентного преимущества, могут моделировать и количественно оценивать тончайшие оттенки потребительского восприятия.

Принято выделять три основные группы аспектов качества:

  • 1. Важные для потребителя характеристики продукта или услуги.
  • 2. Своевременность и количественное соответствие.
  • 3. Затраты ресурсов.

Пример из жизни. Руководство отделения профессиональной переподготовки специалистов одного из российских вузов решало вопрос качественного повышения уровня популярности предлагаемых программ среди целевой аудитории. Ставилась задача достичь существенной дифференциации рыночного предложения от конкурирующих программ. Стартовой точкой данного стратегического проекта являлось выделение аспектов качества образовательной услуги — программы профессиональной переподготовки в области менеджмента. Выделение аспектов качества осуществлялось на основе анализа ответов студентов на вопросы как о привлекательных, так и о негативных сторонах их опыта обучения на программе.

Ответ на каждый из указанных вопросов позволяет сформулировать определенные предположения, гипотезы относительно аспектов качества данной образовательной услуги, важных для слушателей. Так, шаг за шагом формируется система аспектов, отражающих нужды и потребности, удовлетворения которых студенты ожидают от учебного заведения и программы обучения. В ходе дальнейшего анализа аспекты качества выстраиваются в иерархическую систему, в которой более общие, высокоуровневые требования потребителя (первичные аспекты качества) конкретизируются посредством рассмотрения все более детальных (вторичных, третичных и т.д.) аспектов качества. Эту систему в совокупности можно назвать моделью потребительского восприятия (см. рис. 1).

Такого рода модель потребительского восприятия качества может быть сформирована для любого продукта или услуги. К сожалению, далеко не всегда менеджеры компаний, утверждающие, что «они конкурируют за счет лучшего качества», могут ответить на вопрос, а в чем собственно заключается «это качество». Проведение осмысленной, последовательной стратегии всегда предполагает фокусирование времени и ресурсов на критически важных направлениях. Для формирования «конкурентного преимущества по качеству» менеджмент должен точно и ясно определить, в каких именно аспектах качества данный бизнес должен опережать конкурентов. Не менее важно четко представлять, по каким аспектам качества бизнес сейчас отстает от конкурентов, от ожиданий своих потребителей. Построение модели качества должно являться исходной точкой в реализации стратегии «ориентации на потребителя».

Ключевые аспекты качества бизнес-программы

Рис. 1. Упорядоченная совокупность аспектов качества — модель потребительского восприятия для слушателей образовательной программы по менеджменту

Вернемся к примеру качества программ в области менеджмента (рис. 1). Построение модели качества позволило менеджменту программы на втором этапе этого проекта провести исследование в целях оценки значимости и удовлетворенности студентов по указанным аспектам. Полученную в результате такого рода общения информацию о качестве образовательных услуг удобно представлять в виде диаграммы качества (рис. 2). На данной диаграмме каждому аспекту качества

Раздел I 85

Рис. 2. Диаграмма удовлетворенности студентов качеством программы в сфере бизнес-образования. (Уровень 3 соответствует нижней границе уровня ожиданий; уровень 6 — существенно превосходит уровень ожиданий)

соответствует определенное направление — «ось» диаграммы. Вдоль каждой оси можно откладывать полученные индивидуальные или усредненные оценки удовлетворенности по различным аспектам качества. Проводя такие опросы, менеджмент может выявлять слабые и сильные места программы, разрабатывать и оценивать успешность управленческих действий, направленных на повышение конкурентоспособности. Сопоставляя такие оценки, полученные на различных программах, мы можем сравнивать «качество» различных программ между собой.

Качество – сложнейшая многоплановая и универсальная категория. Это связано с многообразием объектов, качество которых необходимо оценить, с различием требований потребителей, которые зависят, а порой и очень существенным образом, от исторических и социально-экономических условий. Качество – важнейший фактор повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности страны, характеризующийся эффективностью всех сторон деятельности предприятия.

В зависимости от цели можно выделить следующие аспекты качества: философский, социальный, технический, экономический, правовой.

С философских позиций качество характеризуется существенной определенностью объекта, его отличием от другого объекта. При философском подходе качество определяется всем тем, что составляет относительно устойчивую, определенную сущность объекта.

Социальный аспект качества характеризуется отношением потребителя или общества в целом к качеству продукции, процессов и услуг, способностью производителей удовлетворять запросы потребителей и соответствие продукции спросу и предложению на товарном рынке.

Технический аспект качества характеризуется количественными и качественными свойствами объекта, т.е. конкретными характеристиками.

С экономических позиций качество можно рассматривать как уровень потребительской стоимости объекта, которая зависит от многих причин и факторов. Между техническим и экономическим пониманием качества существуют противоречия диалектического характера, которые обусловлены взаимосвязью производства и потребления.

Правовой аспект качества характеризуется соответствием свойств объекта требованиям нормативных документов, которые должны обеспечивать достижимость установленных требований, их непротиворечивость и терминологическую ясность.

ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА

  • Актуальность темы исследования. За последние 10—20 лет понятие «качество» претерпело эволюцию: содержание экономической категории «качество товаров и труда» преобразовалось в проблемы «качество человека», «качество культуры», «качество образования». Определяющим является переход от функционала…
    (Основы научных исследований)
  • Понятие «качество» с философских позиций развивалось давно, на протяжении тысячелетий. В настоящее время качество пронизывает практически все аспекты деятельности человека на всех уровнях жизни: личном, общественном, государственном, мировом. Для более четкого понимания любого понятия люди пытаются в…
    (Основы обеспечения качества)
  • Экономический аспект качества характеризует стоимость объекта. При этом потребительская оценка качества решается в конструктивном противоборстве между экономической и технической сторонами качества. Это противоречие с философской точки зрения определяет неразрывное единство между экономической и технической…
    (Основы обеспечения качества)
  • СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА

    Социальный аспект качества объекта связан с субъективными отношениями потребителей к данному объекту. Этот субъективный взгляд на качество зависит от многих факторов, к которым относятся не только физиологические особенности субъекта, но и социальные: уровень культуры, уровень доходов, положение в обществе…
    (Основы обеспечения качества)

  • Правовой аспект характеризуется нормативным отражением качества в стандартах и нормативах, т.е. имеет место такая совокупность свойств и показателей качества объекта, ниже которой нельзя опуститься при изготовлении или использования объекта. Разработку новых стандартов проводят в тех случаях, когда предыдущий…
    (Основы обеспечения качества)
  • Технический аспект технологического процесса

    С этой точки зрения технологический процесс представляет собой последовательность устройств преобразования информации, входы и выходы которых сопряжены между собой и рассредоточены в пространстве. Элементы автоматизированных технологий, выполняющие в процессе преобразования информации свои точно определенные…
    (Информационные системы в экономике)

  • ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

    Для получения репрезентативных результатов вне зависимости от метода исследования рынка большое значение имеет техника исследований: • разработка анкеты или сценария интервью; • обучение интервьюеров или подбор специалистов соответствующей квалификации (их инструктаж); • объем выборки для исследований;…
    (Основы предпринимательской деятельности)

  • Инженерные изыскания. Технический аспект

    Выше охарактеризована юридическая сторона вопроса. Но для непосредственных исполнителей, специалистов технического профиля, наибольший интерес представляют нормативно-технические документы, регламентирующие техническую часть строительства, в том числе, в рассматриваемом случае — и инженерных изысканий….
    (Экологическая безопасность в строительстве: риски и предпроектные исследования)

  • Потенциально можно оценивать любой продукт или услугу с самых разных точек зрения. Но в новой экономике абсолютным приоритетом в оценке качества обладает потребитель. Что бы ни думали производители о своей продукции, в конечном итоге именно потребитель решает, что качественно, а что нет. У него есть…
    (Менеджмент: век ХХI)

Сущность технического аспекта качества

Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов — взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создаст мощную основу для совершенствования качества продуктов. С другой стороны, более высокое качество продукции, услуг, систем информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создадут лучшие предпосылки для ускорения научно-технического прогресс

Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов – взаимосвязанные характеристики

НТП Качество объекта

  1. Сущность экономического аспекта качества

Качество рассматривается как результат потребления или потребительской способности исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения важно знать насколько качество соответствует потребности.

С экономической позиции качество рассматривается как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, поскольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения нужно знать, насколько качество соответствует потребностям.

  1. Сущность социального аспекта качества

  1. Высокое качество, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, влияет на социальную среду, социальный статус как личности, так и государства

  2. Социальный уровень человека влияет на качество его труда

  3. Конкурентоспособные высокачественные продукты труда может производить государство с высоким среднестатистическим социальным уровнем

  1. Сущность морального аспекта качества

Выполнение моральных норм контролируется всеми членами общества, а исполнение требований санкционированными формами общественной оценки — одобрения или осуждения. Заинтересованные стороны явл. объектами соц. контроля, но в то же время они под действием установившейся морали в области качества самостоятельно регулируют свои взаимоотношения

  1. Связь качества с требованиями заинтересованных сторон

Дополнительно к требованиям потребителя при проектировании товаров и услуг, а также при организации деятельности фирмы, необходимо учитывать интересы всех, кто так или иначе заинтересован в деятельности компании.

Система управления бизнесом, ориентированная только на потребителя, не является устойчивой в долговременном плане. Если бизнес создается на долгие годы, оказывается необходимым обращать самое пристальное внимание на все заинтересованные стороны.

К заинтересованным сторонам относятся: потребитель, акционеры, работники фирмы, поставщики, общество, государство.

С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказывать на способность организации постоянно поставлять продукты и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законным и нормативно-правовым требованиям, организация должна определять:

a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к смк;

b) требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к смк.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *