Развитие общества путем реформ

Эволюция и революция в общественном развитии

Философский анализ истории требует ответа на вопросы о характере и направленностиее развития. Что касается характераразвития, то в зависимости от скорости и глубины общественных преобразований, принято выделять эволюцию и революцию. ЭВОЛЮЦИЯ — постепенное, относительно медленное изменение общественной жизни, не затрагивающее ее глубинных оснований. Эволюция «слепа» и «глуха» — она не знает цели, не ведает, что творит. Общественная необходимость здесь не осознается людьми, она пробивает себе дорогу через многочисленные пробы и ошибки. В целом эволюция – это преимущественно стихийный процесс. РЕВОЛЮЦИЯ – напротив, относительно быстрые, динамичные изменения, затрагивающие коренные основания общественной жизни. Революции осуществляются наиболее передовыми социальными группами, классами, которые ставят и осуществляют свои цели осознанно. Эволюции и революции в историческом процессе чередуются. В их оценке всегда были сторонники, как одного, так и другого характера развития. Марксисты, например, преклонялись перед революциями, называя их «локомотивами истории». Существуют и противники революций – реформисты, обличающие революции за их чрезмерно разрушительный характер. Истина же состоит том, общественное развитие по своему характеру не может быть однообразно. И эволюция и революции в одинаковой степени необходимы, в зависимости от конкретных исторических условий.

44.Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы.

Проблема закономерности общественного развития. Развивается ли общество по объективным, независящим от людей законам, или же люди сами сознательно определяют ход истории, направляя ее в нужное русло? Эта проблема по-разному решалась в исторических науках и философии. Долгое время не признавалось наличие закономерностей в общественном развитии на том основании, что в человеческой истории каждое явление уникально и неповторимо. Однако, начиная с ХIХ века взгляд на историю, как на процесс, происходящий по определенным законам, становиться преобладающим. Разногласия же существуют по вопросу характера этих законов и их проявления. Как работают социальные законы? Какие из них являются основными, преобладающими? Основные подходы в решении этих проблем — Формационный, цивилизационный и культурологический.

1. Формационный или марксистский. К.Маркс рассматривает развитие общества как естественноисторический процесс смены общественно- экономических формаций. Общественно-экономическая формации (ОЭФ) – это общество в единстве всех его сторон на определенном этапе своего развития, с присущими ему базисом и надстройкой. Критерием, отличающим одну ОЭФ от другой, по Марксу, выступает способ производства. Изменения способа производства ведет к смене ОЭФ. Так развивается история, в которой Маркс выделил первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное и коммунистическое общество и соответствующие ОЭФ. В этом подходе решающее значение в историческом развитии отводится способу производства, экономическому фактору. Духовная жизнь общества выступает как вторичная, зависящая от материального производства. Это обстоятельство заставило многих авторов дополнить формационный подход культурологическим или цивилизационным.

2. Культурологический подход исходит из того, что человеческая история есть процесс смены одной культуры другой. 3. Цивилизационный подходсодержанием истории считает смену цивилизаций. Понятия «культура» и «цивилизация» будут рассматриваться в следующей теме»: Философия культуры». Отметим только, что достоинствами двух, указанных выше, подходов является признание духовной жизни, как важнейшей сферой социальной реальности и человеческой истории в целом.

Кроме указанных, следует отметить подходы, сформулированные современными западными исследователями: У.Росоу, Д. Беллом, Р.Ароном, О Тоффлером. У.Ростоу, например, выделяет три стадии истории, стадии роста: 1) традиционное общество, которое характеризуется натуральным хозяйством, сословной иерархией, 2) индустриальное общество, отличающееся от традиционного рыночным хозяйством, наличием демократического строя, 3) постиндустриальное общество, которому свойственен переход от экономики производства товаров к экономике услуг. О.Тоффлер рассматривает общество как непрерывное волновое движение и выделяет в ней три этапа или три волны. Первая волна – аграрная.Вторая волна – промышленная, Третья волна – информационная.

Таким образом, человеческая история это не хаос и не случайное нагромождение фактов и событий. В ней есть свой порядок, свои законы, своя внутренняя логика развития, хотя не исключены моменты случайностей, сбоев и непредсказуемых поворотов.

Эволюция, революция и реформа в развитии общества

Революции и реформы различаются масш­табом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Первые предполагают радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, вторые тре­буют частичных улучшений и постепенности.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Пе­реворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относитель­ности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению — о ме­неджерской революции, социологи — «молчаливой революции «, ис­торики — о социалистической и т.д.

Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по сво­им последствиям, они вполне могут сравниваться с революция­ми. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская реформа. Как правило, они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкреплен­ное законодательно или административно (механизм внедре­ния), но позже вовлекают все общество. По своей продолжитель­ности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Ок­тябрьская революция свершилась в несколько дней. Ее ядро со­ставил военный переворот и насильственный захват власти в центре. Однако на периферии страны она продолжалась еще много лет до тех пор, пока окончательно не были сломлены устои старого и не утвердилось новое. Сталинские репрессии, ин­дустриализация и коллективизация рассматривались как продол­жение Октябрьской революции. Таким образом, многие револю­ции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.

Общество в целом является объектом социологического знания.

Во-первых, общество представляет собой ту услов­ную «границу», за которую социология не должна выходить по своей сути.

Во-вторых, возникновение и развитие социологии связано, прежде всего, с необходимостью цивилизованного уп­равления обществом и процессами, протекающими в нем.

В-третьих, правильное объяснение результатов конк­ретно-социологических исследований невозможно без учета специфики того общества, в котором эти исследования проводятся.

Что же такое «общество»? Если это и абстракция, то, выражаясь словами Гегеля, самая богатая из существовав­ших когда-либо в обществознании и существующих ныне. В современной социологии нет единой трактовки содержа­ния этого понятия:

«Общество — исторически развивающаяся система от­ношений между людьми, складывающаяся в процессе их со­вместной деятельности» (К. Маркс).

«Общество — взаимодействие людей, являющееся про­дуктом социальных, то есть ориентированных на поведе­ние других людей, действий» (М. Вебер);

«Общество — система отношений между людьми, свя­зующим началом которой являются нормы и ценности» (Т .Парсонс);

«Общество — это надындивидуальная духовная реаль­ность, основанная на коллективных представлениях» (Э. Дюркгейм);

Во всех этих определениях выражен взгляд на общество как целостную систему элементов, находящихся в тесной вза­имосвязи. Такой подход к обществу называется системным.Общество становится целостной системой с качествами, ко­торых нет ни у одного из элементов, поэтому социальная си­стема приобретает определенную самостоятельность по отношению к своим элементам и относительно самостоятельный способ развития.

Системный подход к обществу дополняется в социоло­гии детерминистским.Согласно этому подходу многообразные связи и отношения в обществе, образуя целостную систему, находятся в отношении подчиненности, субординации.

Ведущую роль играют производственные отношения (экономический базис общества), а все другие отношения (политические, идеологические, правовые, национальные и пр.), образующие надстройку, вторичны по отношению к произ­водственным.

Функциональныйподход к обществу, сторонником кото­рого был Г. Спенсер, исходит из того, что каждая часть в обществе выполняет строго определенные функции, направленные на удовлетворение какой-либо общественной потреб­ности (все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества). Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нару­шения деятельности этой части другим частям очень трудно выполнять нарушенную функцию.

Ограничимся следующим определением, отражающим наиболее распространенную точку зрения на общество:

Общество— это социальная система, представ­ляющая собой исторически сложившуюся форму единства и взаимодействия индивидов и социальных групп.

Общество характеризуется рядом признаков.

Первымиз них является территориякак географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения и взаимодействия.

Второй — устойчивость,т. е. способность поддерживать ивоспроизводить внутренние взаимосвязи. Отмечая устой­чивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее причин.

Э. Дюркгейм видел основу устойчивости общества в «кол­лективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма.

Р. Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюде­ние норм совместной жизни.

Некоторые социологи считают, что устойчивость общества обеспечивается наличием государственной власти, кото­рая контролирует поведение и взаимоотношения людей, подавляя, в случае необходимости, их деструктивные устрем­ления и действия.

Всоответствии с современными системными взглядами, интерпретирующими общество как сеть, устойчивость сис­темы обеспечивается понятием автопоэза. Автопоэз системы означает ее свойство при воспроизводстве любого элемента одновременно создавать другие элементы и целостность как таковую. В этом случае система приобретает свойство разветвленности, которое позволяет гибко и многосторонне ре­агировать на проблемы, препятствующие существованию це­лого (гомеостаз).

Общественное развитие Революция, эволюция и реформы

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 63

Выделяют виды революций: научно-техническая и социальная. Социальная революция (лат. revolutio — поворот, изменение) — коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; форма перехода от одной общественно–экон. формации к др.

Опыт истории свидетельствует, что революция — это не случайность, а необходимый, закономерный результат исторического развития антагонистических формаций. Социальная революция завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую эти отношения политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями — господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти. Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые силы должны ниспровергнуть существующий государственный строй.

Основным вопросом революции является вопрос о политической власти. “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть … главный … признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия” (Ленин). Революция – высшая форма борьбы классов. В революционные эпохи широкие массы народа, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи означают громадное ускорение общественного развития. Революцию нельзя смешивать с т. наз. дворцовыми переворотами, путчами и т.п. Последние — лишь насильственное изменение правительственной верхушки, смена у власти отдельных лиц или групп, не меняющее ее существа.

Револ. переход власти из рук одних социал. групп в руки других может быть достоверно обозначен лишь тогда, когда станет ясным, кому она служит, чьи интересы выражает. Отсюда второй вопрос революции – вопрос об отношении к народным массам, о движущих силах, об удовлетворенности народа результатами совершенного поворота в общественном развитии. В каждой отдельной стране возможности возникновения и развертывания революции зависят от ряда объективных условий, а также от степени зрелости субъективного фактора.

Социальные реформ ы— политические и социальные меры, осуществляемые с целью устранения социальных проблем. Движения за последовательные реформы и административные структуры, учрежденные для их осуществления, рассматривается как главная особенность, отличающая современные индустриальные общества от более ранних. Часто проводится различие между нарастающей и постепенной «социальной реформой» и социальной революцией. Например, фабианцы — Сидней и Беатрис Вебб (см. также «Фабианское общество» и фабианство) — считали социальную реформу методом «социальной инженерии», стимулирующим постепенное усовершенствование предоставления услуг и материальных благ без революционных изменений. По мнению некоторых критиков, многие социальные реформы скорее маскируют, чем устраняют фундаментальные проблемы и социальное неравенство. Реформа службы здравоохранения в Великобритании в 1974 г. была предпринята для улучшения обеспечения медицинским обслуживанием, но мало сделала для выявления причин нездоровья, коренящихся в социальной структуре общества. Анализ социальной реформы также поднимает вопросы об отношении между социальной наукой и ценностными суждениями.

Теории модернизации — теории, рассматривающие модернизацию как сложный глобальный процесс:

— протекающий во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества; и

— характеризующийся структурно-функциональной дифференциацией и образованием соответствующих форм интеграции.

Различают:

— технологическую, функциональную и глобальную модернизации по К.Леви-Строссу, Н.Смелсеру и П.Винеру соответственно;

— различные интерпретации стадий модернизации в отдельных странах.

Теории модернизации, неомодернизации и конвергенции оперируют термином «модернизация» (от фр. moderne — современный, новейший), описывающим усилия слаборазвитых обществ, направленные на то, чтобы догнать ведущие, наиболее развитые страны, которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в рамках единого глобального общества.

Теории модернизации и конвергенции являются продуктом эпохи, начавшейся после Второй мировой войны. Они отразили сложившееся разделение человеческого общества на три «мира»:

* «первый мир» развитых индустриальных обществ, включая Западную Европу и США, к которым вскоре присоединились Япония и «индустриализировавшиеся страны» Дальнего Востока;

* «второй мир» авторитарных «социалистических» обществ во главе с Советским Союзом, продвигавшимся по пути насильственной индустриализации за счет серьезного социального ущерба;

* «третий мир» постколониальных обществ Юга и Востока, многие из которых задержались в своем развитии на доиндустриальной стадии.

Классические теории модернизации сосредоточили свое внимание на контрасте между «первым» и «третьим» мирами, а теория конвергенции (от лат. convergere — приближаться, сходиться), как и недавно возникшие теории посткоммунистического перехода, главной темой анализа выбрали разрыв между «первым» и «вторым» мирами.

I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация

1. Реформы, их виды и направления.
1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

1.2. Виды реформ:

· Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)

· Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)

1.3. Направления реформ

· Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)

· Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)

· Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типаэкономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
2. Революции и их виды.

2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

2.2. Виды революций:

· Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)

· Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
4. Модернизация.В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

· «первичная» модернизация (развития западного капитализма).

· «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

.

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот)
Это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) Это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

Виды реформ
Прогрессивные Рергессивные
(например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)

Виды революций
Кратковременные Долговременные
(например, Февральская революция 1917 г. в России) (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVII-XIX вв.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
— экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
1) дописьменные и письменные;
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов); 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
5) традиционное (доиндустриальное), индустриальное и постиндустриальое.

Реформа — это… Что такое реформы. Реформы в России

Что такое реформы? Какими они бывают?

Реформа — это преобразование в какой-либо сфере жизни общества. Реформа проводится одновременно, через ряд постепенных преобразований, и не затрагивает фундаментальные основы общественной жизни.

Реформы можно делить на экономические, социальные, политические, реформы в сфере образования и культуры. Например, денежная реформа — замена наличных, находящихся в обращении — относится к экономике. Повышение пенсионного возраста — это социально-экономическая реформа.

По направленности реформы могут быть прогрессивными — нацеленными на движение вперед — либо регрессивными, реакционными — то есть направленными на возвращение к прежним порядкам, к прошлому. Например, прогрессивные реформы российского императора Александра II (отмена крепостного права, введение всесословных судов) сменились контрреформами Александра III (ограничение прав крестьян и компетенции судов присяжных).

Конечная цель реформы — усовершенствовать определенную сферу. Однако реформы не всегда ведут к улучшению положения людей, повышению уровня жизни и т.п. Реформа может провалиться, может не дать желанного результата или оказаться невыгодна населению.

Реформа и революция — в чем разница?

В определенном смысле реформа — противоположность революции, которая резко меняет все сферы общественной жизни. Революция обычно происходит «снизу», против воли государства. Реформы проводятся «сверху», их инициирует сама власть.

Иногда реформы сравнивают с профилактикой болезни. Реформы нужны, чтобы не допустить осложнений в обществе. Если продолжать сравнение, то революция — это опасная операция, на которую «больное» общество решается, когда другие меры уже не работают.

Реформы в истории России: от Петра I до Ельцина

  • Один из самых известных реформаторов в истории России — Петр I, который царствовал с 1682 по 1725 год. Петр Великий реформировал российскую армию, создал флот, отвоевал выход к Балтийскому морю и перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Он изменил систему управления страной — создал Сенат, систему коллегий, разделил страну на губернии. В его правление Россия была объявлена империей, а сам Петр стал императором.

Петр I на мозаике М.В. Ломоносова. 1754 год

  • Правление царя Александра II (1855-1881) получило название Эпохи Великих реформ. В 1861 году император отменил крепостное право, и это заставило менять все устройство российского общества. Александр II провел военную, судебную и земскую реформу, изменил образовательную систему и ослабил цензуру.

Освобождение крестьян (Чтение манифеста). Картина Бориса Кустодиева. 1907 год

  • Премьер-министр Петр Столыпин в правление Николая II стремился создать для царской власти надежную опору в деревне в виде богатых крестьян. Для этого он провел аграрную реформу — распустил крестьянскую общину, чтобы зажиточные кулаки могли активнее развивать хозяйство. Одновременно Столыпин пытался решить вопрос с нехваткой земли в центральной России — правительство раздавало крестьянам земельные участки за Уралом. В сентябре 1911 года Столыпин был убит террористом, реформа оказалась не доведена до конца и не смогла уберечь Россию от революции 1917 года.

Петр Аркадьевич Столыпин. Председатель Совета министров Российской империи в 1906-1911 годах

  • «Косыгинская реформа» 1965 года названа так по имени советского премьер-министра Алексея Косыгина. Он пытался вдохнуть новую жизнь в неэффективную командную экономику, создав для советских рабочих экономические стимулы и повысив производительность труда. Реформа дала краткосрочный результат — за время «золотой пятилетки» 1966-70 годов национальный доход вырос на 42%. Однако реформа была половинчатой: она не отменяла принципов централизованной экономики и не решала ее проблем. Кроме того, реформу не поддержала партийная верхушка. В результате косыгинские преобразования были свернуты, началась стагнация — застой в экономике.

Алексей Николаевич Косыгин. Председатель Совета министров СССР в 1964-1980 годах. Фото: РИА Новости

  • При последнем советском вожде Михаиле Горбачеве в СССР началась эпоха перестройки. Проводились экономические реформы: была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, появились кооперативы, создавались совместные предприятия с иностранцами. Горбачев также провел ряд политических реформ: на альтернативной основе был избран Съезд Народных депутатов, появился пост президента СССР, возникла многопартийность. Но эти изменения не сумели спасти Советский Союз от нарастающего кризиса — в 1991 году СССР прекратил свое существование.

Президент СССР Михаил Горбачев и президент РСФСР Борис Ельцин в Верховном Совете РСФСР. 23 августа 1991 года. Фото: Reuters

  • В 1990-е годы в России при президенте Борисе Ельцине проводились активные рыночные реформы. Серия экономических реформ в начале 1992 года получила название «шоковая терапия». Была проведена либерализация цен — государство перестало устанавливать их сверху, цены стали определяться спросом и предложением. Произошла либерализация торговли — власти разрешили частную торговлю. Началась приватизация — передача государственного имущества в частные руки. В ходе реформ резко снизился уровень жизни населения, угрожающих масштабов достигли безработица и инфляция. В то же время удалось преодолеть ряд проблем плановой экономики: например, решить проблему дефицита товаров.

И.о. премьер-министра Егор Гайдар и президент Борис Ельцин в 1992 году. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *