Правовые аспекты иммунопрофилактики

В демократическом обществе формирование у населения приверженности к вакцинации имеет чрезвычайно важное значение.

Профилактические прививки являются наиболее эффективным средством в борьбе с инфекционными болезнями.

Прививки обеспечивают как личное здоровье граждан, так и безопасность общества, так как направлены на борьбу против заразных болезней.

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики, установлены Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157 – ФЗ (17 сентября 1998г). Федеральным законом определен перечень инфекций, прививки против которых включены в национальный календарь профилактических прививок: гепатит В, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, полиомиелит, столбняк, туберкулез, эпидемический паротит, грипп, гемофильная инфекция.

Федеральным законом определены права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики.

Закон обеспечивает:

  • Бесплатное проведение прививок Национального календаря и календаря профилактических прививок по эпидпоказаниям в системах государственного и муниципального здравоохранения.
  • Социальную поддержку граждан в случае возникновения поствакцинальных осложнений.
  • Разработку федеральных и региональных программ по вакцинопрофилактике.
  • Использование эффективных и безопасных вакцин.

Граждане Российской Федерации имеют право на:

  • получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
  • выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;
  • бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
  • медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;
  • получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности при возникновении поствакцинальных осложнений.

Отсутствие профилактических прививок влечет:

  • запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
  • временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или угрозе возникновения эпидемий;
  • отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых требует обязательного проведения прививок, устанавливается уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.

Правовые аспекты иммунопрофилактики инфекционных болезней.

На сегодняшний день вопросы осуществления противоэпидемиологических и санитарных мероприятий регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также другими законами и подзаконными актами Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

В области иммунопрофилактики государство гарантирует:

  • доступность для граждан профилактических прививок;

  • бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

  • социальную защиту граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;

  • государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов.

Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

  • получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

  • выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;

  • бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

  • бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

  • бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;

  • социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;

  • отказ от профилактических прививок.

Отсутствие профилактических прививок влечет:

  • запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

  • временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

  • отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается Правительством Российской Федерации.

При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

  • выполнять предписания медицинских работников;

  • в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат государственному статистическому учету, а также регистрации в медицинских документах исертификатах профилактических прививок.Порядок регистрации профилактических прививок, поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических прививок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Финансирование иммунопрофилактики осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств фондов обязательного медицинского страхования и других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Национальный календарь профилактических прививок включает профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита.

Указанные профилактические прививки проводятся всем гражданам Российской Федерации в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок.

Национальный календарь профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации и главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Однако профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Сроки и порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения.

Требования к медицинским иммунобиологическим препаратам.

Для иммунопрофилактики используются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации отечественные и зарубежные медицинские иммунобиологические препараты.Кроме того, медицинские иммунобиологические препараты, используемые для иммунопрофилактики, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Отпуск гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, производится по рецептам врачей аптечными организациями и организациями здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Хранение и транспортировка медицинских иммунобиологических препаратов осуществляются в соответствии с требованиями санитарных правил. Контроль за хранением и транспортировкой медицинских иммунобиологических препаратов обеспечивают органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, осуществляет федеральный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление контроля медицинских иммунобиологических препаратов. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1241 функции национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов возложены на Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А. Тарасевича.

Обеспечение государственных и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарьпрофилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Требования к проведению профилактических прививок.

Профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на соответствующие виды деятельности в области иммунопрофилактики.

Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Для иммунопрофилактики используются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации отечественные и зарубежные медицинские иммунобиологические препараты. Медицинские иммунобиологические препараты, используемые для иммунопрофилактики, подлежат обязательной сертификации.

Социальная защита граждан при возникновении поствакцинальных осложнений.

При возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение:

1) государственных единовременных пособий;

2) ежемесячных денежных компенсаций;

3) пособий по временной нетрудоспособности.

Выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций производятся за счет средств федерального бюджета органами социальной защиты населения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Выплаты пособий по временной нетрудоспособности производятся из средств государственного социального страхования.

Финансовое обеспечение выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по реализации прав граждан на социальную поддержку по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также из размеров государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций, установленных статьями 19и20Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей, а также с указанием объема произведенных расходов. В случае необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в настоящем пункте.

Государственные единовременные пособия.

Государственные единовременные пособия: при возникновении поствакцинального осложнения гражданин имеет право на получение государственного единовременного пособия в размере 10 000 рублей.

Перечень поствакцинальных осложнений, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

В случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, право на получение государственного единовременного пособия в размере 30 000 рублей имеют члены его семьи. Круг членов семьи, имеющих право на получение указанного пособия, определяется в соответствии со ст. 50 и 51 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Ежемесячные денежные компенсации.

Гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1000 рублей.

Пособия по временной нетрудоспособности.

Гражданин, у которого временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением, имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы.

Один из родителей либо иной законный представитель несовершеннолетнего имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности за все время болезни несовершеннолетнего, связанной с поствакцинальным осложнением, в размере 100% от среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы.

Таким образом, государственная политика в области иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, действующая система мероприятий, направленных на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок, закрепленные нормативно-правовыми актами российского законодательства, обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан Российской Федерации.

Нарушение настоящего Федерального закона влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые аспекты вакцинопрофилактики

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6

Иммунопрофилактика осуществляется в нашей стране в обязательном порядке или на добровольной основе в соответствии с законом РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» принятом в 1998 г, законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 1999 г, регламентируется приказами, и является составляющей частью Государственной политики в области охраны здоровья.

Приказом Минздрава России № 229 от 27.06.2001 «О Национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показания» с января 2002 г введен новый календарь проведения вакцинации населения.

На территории нашей страны обязательными массовыми прививками являются прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, эпидемического паротита, столбняка, вирусного гепатита В. Законодательные органы субъектов федерации в зависимости от эпидемиологической ситуации могут собственными документами вносить дополнения в перечень проводимых прививок.

Принципы вакцинопрофилактики:

— доступность, бесплатность, информированность, добровольность в одних и обязательность в других случаях предусмотренных законами РФ;

— соблюдение конституционных прав и обязанностей граждан при проведении прививок;

— своевременность, эффективность и безопасность.

Профилактические прививки проводятся с согласия граждан (родителей, опекунов) после получения ими полной и объективной информации о прививках и последствиях в случае отказа от них. Граждане имеют право выбора на проведение прививок в учреждениях здравоохранения различных форм собственности.

Отсутствие прививок влечет:

— запрет на выезд из страны, пребывание в которых в соответствии с ме6ждународными медико-санитарными правилами и договорами РФ требует конкретных профилактических прививок;

— временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемии;

— отказ в приеме граждан на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отказ от прививок оформляется родителем (опекуном) и заверяется подписями медицинских работников. Законом предусмотрена социальная защита граждан в случае возникновения поствакцинальных осложнений (перечень осложнений и размеры денежных пособий утверждается Правительством России).

Правовые основы иммунопрофилактики

Основы иммунопрофилактики на законодательном уровне

Главный документ, обеспечивающий права гражданина Российской федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь – Конституция Российской федерации.

Замечание 1

Основой охраны и поддержания здоровья граждан любой страны является санитарно-эпидемиологическое благополучие и профилактика инфекционных заболеваний, которые в мире находится на лидирующих позициях по заболеваемости и смертности.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием понимается состояние здоровья населения, свойства среды обитания, при которых отсутствуют неблагоприятные факторы, ухудшающие качество жизни человека.

Регулируется создание санитарно-эпидемического благополучия федеральными законами, подзаконными актами и другими нормативно-правовыми документами.

Основными федеральными законами в этой области являются:

  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первый регулирует механизмы проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий, а второй государственную политику в области противодействия инфекционным заболеваниям. Кроме того, в 157-ФЗ раскрываются основные термины из области иммунопрофилактики, такие как иммунопрофилактика, противоэпидемические мероприятия, национальный календарь профилактических прививок, поствакцинальные осложнения, сертификат профилактичсеких прививок и другие.

Государственная политика в области иммунопрофилактики

Государственная политика в области иммунопрофилактики глобально направлена на снижение заболеваемости инфекционными заболеваниями, через их предупреждение и противодействие их распространению, на ликвидацию болезней и в целом во многом совпадает положениями Всемирной организации здравоохранения в этой области и политикой развитых стран.

Государство в области вакцинопрофилактики гарантирует гражданам:

  • доступность профилактических прививок (бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения)
  • социальную защиту граждан при возникновении поствакцинальных осложнений (государственный контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов)

Граждане Российской федерации в свою очередь имеют право на:

  • получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях
  • выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой
  • бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения
  • бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения
  • бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;
  • социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений
  • отказ от профилактических прививок

Замечание 2

При этом, отсутствие у гражданина всех или отдельных прививок (вне зависимости от причины) может повлечь ограничения на перемещение по миру (особенно в страны, имеющие перечень обязательных прививок, необходимых для въезда), трудности при устройстве на работу, связанную с повышенным риском заражения тем или иным инфекцонным заболеванием, в первую очередь это касается медицинских работников и работников пищевой промышленности.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ

Этическая и правовая база иммунопрофилактики. Положения нормативной документации, обеспечивающие проведение иммунопрофилактики в РФ

В России создана уникальная система вакцинопрофилактики, признанная ВОЗ как одна из самых эффективных. Она предусматривает:

  • 1. Ведение государственного учета и отчетности о проводимых прививках и случаях поствакцинальных осложнений.
  • 2. Функционирование специализированных прививочных кабинетов.
  • 3. Специальную подготовку больных детей к вакцинации конкретными препаратами
  • 4. Контроль за состоянием коллективного иммунитета населения.
  • 5. Создание «холодовой цепи» при транспортировке и хранении вакцин.

Граждане имеют право на:

  • — Получение от медицинской сестры и врача полной и объективной информации о прививках, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях.
  • — Бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок.
  • — Бесплатный медицинский осмотр перед профилактическими прививками.
  • — Бесплатное лечение при возникновении поствакцинальных осложнений.
  • — Социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений.
  • — Отказ от профилактических прививок.

Перспективы совершенствования иммунопрофилактики связаны как с расширением круга управляемых инфекций, так и с созданием более совершенных вакцин. Расширение спектра иммунопрофилактики в последние годы идет за счет включения в календари»новых вакцин».

В последнее время, казалось бы, специальные проблемы вакцинопрофилактики стали предметом общественного интереса..

Независимо от принципиального обоснования, использование государством каких-либо принудительных для гражданина мер должно ограничиваться соответствующими законными рамками. Если подойти к политике вакцинопрофилактики в России с точки зрения принципов правового государства, то можно увидеть, что как массовая и обязательная такая политика в эти принципы не укладывается.

Вакцинация (иммунопрофилактика) во всём мире признана идеальным средством профилактики, сдерживания и ликвидации инфекционных заболеваний. В большинстве стран вакцинация относится к разряду государственных приоритетов. Именно вакцинация привела к успеху в борьбе с инфекционными заболеваниями. Но это вовсе не значит, что надо всех поголовно вакцинировать от любых существующих инфекционных заболеваний. Важен учёт соотношения затрат и полученного эффекта.

В нашей стране правовые основы государственной политики в области вакцинации (иммунопрофилактики) определяются Федеральным Законом № 157 от 17 сентября 1998 года (с изменениями от 29 декабря 2004 года) «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» и другими документами:

  • — Постановление правительства РФ № 825 от 15.07.1999 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»;
  • — Методические указания, утверждённые главным санитарным врачом РФ, МУ № 3.3.1889-04 от 04.03.2004 «Порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям»;
  • — Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 0100/3939-05-32 3.3.1878-04 от 24.05.2005 «Перечень вакцин для профилактики инфекционных заболеваний, зарегистрированных и разрешенных к применению в Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2005 г.»

Вакцинопрофилактика представляет собой единый комплекс мероприятий, включающих юридические, организационные, образовательные, медицинские, социальные и технические процессы. Ее специфическими особенностями, в отличие от других видов медицинской помощи, является то, что медицинское вмешательство проводится, как правило, по отношению к здоровому человеку и, помимо защиты конкретного индивидуума, служит стратегическим целям общества по предупреждению, элиминации или ликвидации той или иной инфекции. С этой точки зрения на первый план выступает множество этических проблем, которые играют важную роль при формировании отношения граждан к данному виду медицинской помощи и требуют правильной правовой и этической трактовки при разрешении возможного конфликта интересов индивидуума и общества.

В Российской Федерации имеется и постоянно совершенствуется нормативно-правовая база, которая регламентирует все этапы процесса иммунопрофилактики: производство, испытание, разрешение применения иммунобиологических препаратов, а также их хранение, транспортировку, использование и уничтожение. Кроме того, четко определены права граждан при осуществлении данного вида медицинской помощи. Рассмотрим отдельные вопросы обеспечения качества проведения иммунопрофилактики.

Первый критерий качества — доступность. Действующее законодательство РФ в области здравоохранения и единая система лицензирования лечебно-профилактических учреждений делают возможным проведение иммунопрофилактики в медицинских учреждениях вне зависимости от их формы собственности. Доступность вакцинопрофилактики основана, прежде всего, на положениях Конституции РФ. Так, в ст. 41 указано, что “каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Кроме того, Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” прямо определяет уровни ответственности государства и субъектов РФ при проведении соответствующих мероприятий. Так, в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ указано, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения — расходное обязательство Российской Федерации, а по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды — субъектов Российской Федерации. В ст. 35 Федерального закона № 52ФЗ определены и общие основания проведения вакцинопрофилактики: «Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний».

Статья 4 Федерального закона от17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» также определяет государственные гарантии доступности иммунопрофилактики. В частности, государство гарантирует доступность для граждан профилактических прививок, а также бесплатное проведение прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, и вакцинопрофилактики по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Следует отметить, что бесплатное проведение прививок в рамках Национального календаря и по эпидемическим показаниям не исключает возможности привлечения внебюджетных средств для вакцинации с применением вакцин известных зарубежных производителей, в т. ч. препаратов, не имеющих российских аналогов. Это способствует повышению качества медицинской помощи, а также получению ценных научных данных об эффективности применения вакцин в условиях конкретной страны. Изучение результатов применения вакцин после их регистрации в разных странах рекомендовано ВОЗ и является неотъемлемой частью фармако-эпидемиологии вакцин.

Следующий важнейший критерий качества иммунопрофилактики — своевременность. Данный критерий имеет три составляющие:

  • — своевременная разработка новых или актуализация имеющихся иммунопрепаратов;
  • — соблюдение сроков поставки вакцинных препаратов медицинским организациям;
  • — соблюдение графика и схем вакцинации.

Основной документ, определяющий регламент и графики проведения вакцинации населения (как в плановом порядке, так и в условиях определенной эпидемической ситуации) — приказ Минздрава России от27.06.2001 № 229 “О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям” (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 № 166). При этом нужно учитывать, что схемы вакцинации могут изменяться в зависимости от применения конкретных вакцинных препаратов или получения новых научных данных о применении уже известных вакцин. Основанием для использования той или иной схемы вакцинации конкретным препаратом или выбора дозы является утвержденная инструкция по его медицинскому применению.

Порядок проведения вакцинации против различных инфекций с учетом конкретной эпидемической ситуации определяется также санитарными правилами и постановлениями санитарной службы РФ, ее субъектов, городов или областей.

Сроки и объемы поставки вакцин регламентируются государственной системой планирования вакцинации детского и взрослого населения. Существует система централизованных поставок вакцин в соответствии с требованиями нормативной документации. Сбои в системе своевременного обеспечения вакцинации могут существенно повлиять на эффективность проводимых мероприятий.

На современном этапе развития медицины особое место занимает соблюдение прав человека при проведении любых медицинских вмешательств. Добровольность — основной этический принцип при осуществлении медицинской деятельности.

Права пациентов при проведении иммунопрофилактики четко прописаны в ст. 5 Федерального закона от 07.09.1998 № 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (в ред. Федерального закона от22.08.2004 № 122-ФЗ).

Это права:

  • — на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
  • — выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;
  • — бесплатные профилактические прививки, включенные в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
  • — медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками;
  • — получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
  • — социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;
  • — отказ от профилактических прививок.

В ст. 11 того же закона определены требования к проведению профилактических прививок.

Они проводятся:

  • — в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность;
  • — с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • — гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний (перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения);
  • — в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Реализация права пациента на получение информации — прямая обязанность организаций и персонала, осуществляющего вакцинопрофилактику, на всех этапах ее проведения, а информирование пациента — основной фактор в процессе формирования доверительного отношения общества к иммунопрофилактике.

Информация, предоставленная как публично населению в целом, так и конкретному пациенту, должна быть научно обоснованной, а информирование должно осуществляться в уважительной, доступной форме, без элементов давления. Это гарантирует возможность принятия пациентом добровольного, осознанного решения.

Нормативная документация:

  • 1. Приказ МЗРФ №125н от 21 марта 2014 года «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
  • 2. МУ 3.3.1.1095-02 «Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок».
  • 1. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ вводит иммунопрофилактику в ранг государственной политики, 2.Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ » Требования к проведению профилактических прививок»
  • 3. Приказ МЗ РФ от 31 января 2011 г. N 51н. «Профилактические прививки по эпидемическим показаниям»
  • 4. Контроль за соблюдением прав и свобод осуществляют комитеты по этике: Национальный комитете по биоэтике при Президиуме РАН; Комитеты по биомедицинской этике при Президиуме РАН и Минздраве России.

Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» обеспечивает:

  • бесплатное проведение прививок Национального календаря и Календаря по эпидпоказаниям, в системах государственного и муниципального здравоохранения;
  • социальную защиту граждан в случае поствакцинальных осложнений;
  • разработку федеральных и региональных программ вакцинопрофилактики;
  • использование эффективных и безопасных МИБП.

Закон четко определяет право граждан на:

  • получение от медработников полной и объективной информации о необходимости
  • прививок, последствиях отказа от них и возможных осложнениях;
  • выбор государственных, муниципальных или частных форм здравоохранения;
  • бесплатные прививки и медицинский осмотр, а при необходимости — лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
  • отказ от профилактических прививок.

Отказ от прививки оформляется за подписью прививаемого или его опекуна, при отказе от подписи — подписью 2 медработников. Это положение соответствует Хельсинской Декларации, но оно обязывает врача разъяснять опасность отказа от прививок, нарушающее право на жизнь и здоровье (Венская Декларация 1993 г., Оттавская Декларация, принятая Всемирной медицинской ассоциацией в1998 г.). Необоснованный отвод ребенка от вакцинации может быть приравнен к неоказанию необходимой медицинской помощи. В случае отказа граждан от профилактических прививок Закон предусматривает определенные права государства; к ним относятся:

  • запрет на выезд в страны, где требуются конкретные прививки;
  • временный отказ в приеме в образовательные и оздоровительные учреждения при возникновении массовых инфекционных заболеваний или угрозе эпидемий;
  • отказ в допуске к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;
  • возможность вмешательства без согласия граждан при проведении противоэпидемических мероприятий, регламентируемых санитарным законодательством.

Закон обеспечивает социальную защиту граждан при возникновении нижеследующих — тяжелых и/или стойких нарушений здоровья вследствие прививок:

  1. Анафилактический шок.
  2. Тяжелые генерализованные аллергические реакции (рецидивирующий ангионевтический отек, синдромы Стивенса-Джонсона, Лайелла, сывороточной болезни).
  3. Энцефалит.
  4. Вакцино-ассоциированный полиомиелит.
  5. Поражения ЦНС с генерализованными или фокальными остаточными проявления приведшими к инвалидности: энцефалопатия, серозный менингит, неврит, полинерит, в т.ч. с проявлениями судорожного синдрома.
  6. Генерализованная инфекция, остеит, остит, остеомиелит, вызванные БЦЖ.
  7. Артрит хронический, вызванный вакциной против краснухи.

В этих случаях выплачивается государственное единовременное пособие в соответствии с новой редакцией этих статей Закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *