Характеристика восприятия и его особенностей

Характеристика восприятия, его особенности

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:

1. Предметность (не является врожденным свойством ) – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения.

2. Целостность — дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.

3. Структурность — в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.

4. Константность — относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

5. Осмысленность — связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами.

6. Апперцепция — при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

7. Активность — в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия.

Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий.

Общая характеристика восприятия

2. Общая характеристика восприятия

Восприятие (перцепция) – непосредственная данность человеку (животному) предметов и предметных отношений, воздействующих на органы чувств. С точки зрения показанной Вам ранее логики конструирования определения психического явления можно дать более развернутое определение восприятию:

Восприятие (перцепция) — это психический познавательный процесс представляющий собой отражение в сознании человека всей совокупности свойств и качеств предметов или явлений окружающей действительности непосредственного воздействующих на наши органы чувств.

Свойства и виды восприятий.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, осмысленность и некоторые другие.

Свойства восприятия как субъективного образа мира

предметность: выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира (внутреннего), к этому миру;

структурность: восприятие — не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура;

подвижность и управляемость: образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи;

целостность: восприятие — всегда целостный образ предмета;

константность и правильность: восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине и т.д.

избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Рассмотрим более подробно перечисленные свойства образов восприятия.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Структурность. Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

Константность — обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной.

Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров.

Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими (т.е. внимании), обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

Рис. 1. Восприятие обусловлено тем, какие признаки объекта избираются в качестве исходных при его опознании. На этом рисунке можно увидеть и образ молодой женщины, и образ старухи

Чем больше в объекте новизны, чем он сложнее (структурно организованнее) и интереснее, чем сильнее стимул и чем чаще он повторяется, тем легче он может привлечь к себе внимание. Однако более важную роль в привлечении внимания играют потребности, интересы, ожидания субъекта восприятия. Мозг создает себе образ реальности, которая связана с интересами и нуждами индивидуума. Психолог Бергсон (1907) сравнивал человеческий мозг с фильтром, благодаря которому человек проявляет избирательное внимание и пропускает на уровень сознания только ту информацию, которая необходима для его выживания в предметном и социальном мире. Ребенок с самого рождения имеет относительно запрограммированный мозг и уже достаточно развитые для восприятия предметного мира органы чувств. Однако процессы восприятия должны каким-то образом упорядочиваться. Мозг сортирует по категориям колоссальное количество раздражителей, причем способ классификации воспринятого тесно связан с индивидуальным жизненным опытом каждого. Все виды восприятия — результат практики и опыта. Только благодаря им мозг способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, придавая им точное значение. С другой стороны мозг испытывал бы слишком большую информационную перегрузку, если бы он не смог осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов, привлекающих его внимание. Этого удается избежать благодаря сенсорной адаптации на уровне рецепторов (уменьшение чувствительности к повторяющимся или длительно воздействующим стимулам) и привыканию на уровне ретикулярной формации (ретикулярная формация блокирует передачу ставших привычными сигналов, чтобы они не загромождали сознание). Так, горожане на улице уже не чувствуют запаха выхлопных газов и не слышат автомобильных сигналов.

В головном мозге действует фильтр, который лимитирует способность улавливать различные сигналы. Прежде, чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем — порог восприятия или порог осознанного узнавания, который контролируется ретикулярной формацией. Между этими двумя порогами, видимо, существует подпороговая зона, где сигналы обрабатываются без участия сознания. Физиологический порог предопределен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов. Порог восприятия гораздо менее стабилен и зависит от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог. Здесь возникает очень интересное явление, объясняющее порой необъяснимые, с точки зрения логики бытовой психологии, факты. Оно заключается в том, что подпороговое восприятие информации может вызывать реакции на уровне организма без сознательной оценки соответствующих сигналов.

Гипотеза о бессознательной обработке сигналов из подпороговой зоны позволяет объяснить многие спорные явления: подпороговое восприятие, перцептивную защиту, внечувственное (экстрасенсорное восприятие) и др. которые мы рассмотрим позднее. Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие — активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит. Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

Классификация восприятий

В основе любой классификации лежит определенный критерий. С этой точки зрения при классификации восприятий наиболее распространенными являются следующие основания. Они обобщенно показаны в таблице 1.

Таблица 1. Классификация видов восприятия

Основание для классификации восприятия Виды восприятия
Особенности воспринимаемого объекта Восприятие предметов, речи, человека человеком
Преобладание анализатора Зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное
Форма существования материи Восприятие пространства, времени и движения
Наличие или отсутствие чувственной основы Перцептивный образ – фантомный образ, эйдетический образ, образ собственного тела, мысленный образ, галлюцинации и т.д.
Продолжительность перцептивного процесса

Симультанное — одномоментное;

Сукцессивное — развернутое во времени

Наличие цели восприятия

Непроизвольное — непреднамеренное;

Произвольное — преднамеренное

1. В основе классификации восприятий, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий.

2. Поскольку воспринимающие информацию органы относятся к группам интеро-, проприо- и экстерорецепторов, то восприятия можно подразделить на внутренние и внешние.

3. Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время, движение. В соответствии с этим выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

4. Специфика формирования образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.

Образ – обобщающий термин для всех осознанных субъективных представлений. Необходимо заметить, что существует два типа образов — образы где нет реального стимула и те где он присутствует.

Главное и принципиальное отличие перцептивного образа – в том, что только в перцептивном образе есть реальный объект, т.е. чувственная основа. Во всех иных чувственной основы нет. К числу таковых относят следующие.

Мысленный образ – смутное субъективное воспроизведение ощущения или восприятия при отсутствии адекватного сенсорного воздействия.

Фосфены – возникновение или изменение идеосетчаточного света: пятна, узоры. Возникают из-за механического или электрического стимулирования.

Синестезия – когда восприятие одной модальности сопровождается образами других модальностей. Пример: “цветной слух”, Скрябин.

Образ собственного тела.

Фантомный образ: боли в несуществующей руке, ноге и проч. Продолжающееся действие сформированной схемы тела. Могут возникать фантомы только тех частей тела, которые человек сумел освоить. Чем старше человек к моменту ампутации, тем вероятнее возникновение фантома. Фантом не возникает, когда части тела разрушаются постепенно.

Гипнагогическая галлюцинация – образы, возникающие в процессе засыпания (при пробуждении – гипнопомпическая). Кажущийся образ, представляющийся реальным.

Эйдетический образ – кажется бодрствующему (обычно ребёнку) перцептом. Типы: Т-эйдетический образ (послеобраз, растянутый во времени), В-эйдетический (усиленные мысленные образы).

Галлюцинация – когда стимула совсем нет.

Иллюзия – когда стимул искажается.

Паранормальная галлюцинация – привидения, двойники.

Сновидение – нормальная галлюцинация.

Сенсорное обуславливание – галлюцинация, вызванная экспериментально с помощью стимулов разных модальностей. Особенно эффективно при гипнозе.

5. Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения — непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности — наблюдательность.

Информация о работе «Психические познавательные процессы» Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 96628
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 2

Похожие работы

127189 7 9

… работе. Опытно-экспериментальная работа позволит получить результаты и сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы. 2. Экспериментальное исследование развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе обучения в школе 2.1 Общая характеристика и ход экспериментального исследования Одна из задач, часто встречающихся в работе педагога-психолога – выявление динамики …

22857 0 2

… деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как “сквозной” процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Память позволяет …

47057 2 1

… ; 4) Описать результаты и сделать выводы. Курсовая работа состоит из двух введения, двух глав, заключения списка источников и литературы. 1. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 1.1.Восприятие как деятельность Рассмотрение восприятия и его свойств с позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, что восприятие – процесс активный. В процессе …

35966 0 0

… формы предметного восприятия. Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *