Задачи экономической политики

Цели и задачи экономической политики

Понятие экономической политики

Определение 1

Экономическая политика представляет собой систему мер, которые проводятся государствами с целью упорядочения, корректировки и поддержания социально-экономических процессов общественного развития.

Эти меры призваны обеспечить экономический рост и требуемый уровень благосостояния населения.

Каждая страна имеет собственную стратегию развития, а экономическая политика при этом, исполняет роль инструмента реализации государственной стратегии.

Замечание 1

Экономическая политика государства выражает и воплощает цели, задачи, интересы государства и его жителей.

Направления деятельности государства

Посредством государственной экономической политики происходит конкретизация принципов государственного вмешательства в экономическое развитие с целью реализации его стратегических целей. Существуют следующие взаимосвязанные приоритетные направления деятельности государства:

  • Институциональная политика проводит изменение организации экономики, создание новых или устранение старых социальных, экономических и финансовых институтов, изменение их функций и взаимосвязей;
  • Структурная политика проводится в сфере макроэкономических пропорций конечного потребления и валового накопления, доходов и расходов государства, экспорта и импорта, отраслевых и региональных экономических структур;
  • Инвестиционная политика проводится в области установления масштаба инвестиций, их источника и направления использования;
  • Финансовая политика в сфере создания и использования государственных финансовых ресурсов, контроля целевого использования средств бюджета государства;
  • Региональная политика проводится в отношении экономической интеграции регионов и их социально-экономического развития;
  • Внешнеэкономическая политика, проводимая в сфере экспорта и импорта продукции, в том числе привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за границу.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Составляющие экономической политики

Основными составляющими экономической политики государства считаются:

  1. научно-техническая политика,
  2. инновационная,
  3. налоговая,
  4. политика обеспечения национальной безопасности,
  5. антимонопольная политика и др.

В соответствии с историческим этапом развития приоритеты государственной экономической политики могут подвергаться изменениям.

Приориетными составляющими экономической политики являются:

  1. политика в разрезе отраслей нематериального производства,
  2. политика в сфере производства,
  3. политика приватизации и реприватизации,
  4. региональная политика,
  5. соиально-экономическая политика и пр.

Цели экономической политики

Каждое приоритетное направление экономической политики обладает своими целями:

  • Обеспечить стабильную и прогнозируемую федеральную налоговую политику и политику бюджетных расходов,
  • Обеспечить предсказуемость тарифной политики при оказании услуг естественными монополиями, установить жесткие бюджетные ограничения органам региональной и муниципальной власти;
  • Сделать возможным свободное перемещение рабочей силы и капитала по всей территории страны;
  • Сократить различия социально-экономического развития регионов, обеспечить финансовую поддержку бедным регионам;
  • Создать равные условия экономического развития субъектов, одинаковых конкурентных условий для ведения предпринимательской деятельности.

Задачи экономической политики

Экономическая политика предполагает решение следующих задач:

  • Оптимально распределить расходные и доходные полномочия органов власти соответствующих уровней;
  • Повысить заинтересованность региональных органов власти в увеличении и расширении налоговой базы;
  • Развивать и оптимизировать в регионах социальную, инженерную, транспортную, рыночную, производственную, телекоммуникационную инфраструктуру;
  • Способствовать снижению административных и экономических барьеров межрегионального взаимодействия в процессе перемещения продукции (услуг, рабочей сила) и др.

Цели и задачи экономической политики государства

В процессе формирования экономической политики особое значение имеет выбор целей и соответствующих им инструментов.

К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение.

Целевая направленность экономической политики представляет собой постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, заданных публичной властью.

Формулирование целей экономической политики отражает осознанные потребности и особенно интересы общества по направлению к достижению желаемого блага, что происходит посредством управляющих усилий государства.

Вследствие того, что экономическая политика государства содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность, предложена «пирамида целей». На глобальном уровне выявлена основная, высшая цель, которая более конкретно раскрывается через цели второго порядка. Однако, в связи с тем, что и их трудно определить количественно, на практике они развертываются в систему конкретных количественных целевых показателей.

Таким образом, органическим выражением основной цели является совокупность соподчиненных. С учетом временного, иерархического и структурного аспектов пирамида целей принимает следующий вид (рис. 1).

Рис. 1 — Пирамида целей экономической политики

На практике постановка целей зависят от достигнутого уровня социально-экономического развития страны, историко-национальных традиции. В разных странах существуют свои приоритеты, предпочтения в отношении государственных устремлений, отражающие позицию правительства, общественное мнение, господствующие политические убеждения. Цели могут быть взаимосвязаны, взаимообусловлены, но часто противоречащие друг другу. Конфликтность целей разрешается путем компромисса: приоритет отдается цели, невыполнение которой грозит наибольшей опасностью для экономики.

Исходя из системы целей, определяются основные задачи экономической политики, сформированные в две группы. Первая — обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы: создание правовой базы (зашита права собственности, законодательное регулирование взаимоотношении между потребителями, производителями, наемными работниками): предоставление услуг (поддержание общественного порядка, введение системы стандартов измерения веса и качества продуктов, организация денежного обращения), способствующих эффективной работе рыночной системы; защита конкуренции и борьба с монополизмом. Вторая связана с усилением рыночной системы и модификациями ее функционирования: задачи экономической стабилизации, предполагающей стимулирование экономического роста и контроль за уровнем безработицы и инфляции; перераспределение ресурсов в случае, когда рыночная экономика не в состоянии произвести те или иные товары и услуги; решение проблемы экономического неравенства.

Цели экономической политики государства фиксируют направление качественных и количественных изменений в экономической системе общества. Для их достижения государство использует различные инструменты и методы. Под инструментами экономической политики государства понимаются средства, рычаги государственного воздействия на экономику, а под методами — способы целенаправленного использования инструментов.

В общем виде совокупность всех инструментов можно представить на рисунке 2.

Рис. 2 — Инструменты государственной экономической политики государства

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом — в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят составляющие финансового и кредитно-денежного механизмов. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической концепции макроэкономического регулирования.

Разработка экономической политики неотделима от интересов общества и отдельных его членов. Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц отмечают, что если интересы членов общества можно было бы рассматривать как интересы «типичного индивида», тогда рать государства сократилась бы до функции эффективного выполнения согласованных решений. Только путем точного моделирования отличий большого массива экономических интересов можно рассматривать государство в его главной роли механизма, благодаря которому конфликтующие интересы превращаются в коллективные решения.

В процессе разработки экономической политики должны анализироваться все интересы, которых будут касаться принятия решений. Индивиды, по словам Дж. Бьюкенена, согласятся подчиниться принуждению со стороны государства только в том случае, если конечные результаты политического «обмена» отвечают их интересам. Экономическая политика может быть успешной в случае выполнения следующих условии: учет полагай разных социальных групп и их реакции на предложенные решения: честность и прозрачность в определении реальных проблем; общественные дискуссии и общественный контроль на этапах формирования и реализации.

Таким образом, содержание разработанной политики должно быть планом соотношения целей, инструментов, ресурсов и угроз (преград). Следует учитывать, что практически любое политическое решение предполагает сопротивление, и не только со стороны политической оппозиции. Реализация экономической политики требует непосредственной работы с группами интересов, которые выигрывают или проигрывают в случае воплощения политических решении, для получения их максимальной поддержка.

Реализация государственной политики — это процесс использования технологических мер и методов управления, обусловленных необходимостью осуществления политических целей и решений. Этот этап экономической политики самым непосредственным образом связан с институциональным взаимодействием властных организаций с экономическими субъектами.

Действенная реализация экономической политики предполагает эффективную коммуникацию властных организаций с обществом по поводу содержания политики, механизмов реализации соответствующих решений и их последствий.

Для успешной реализации экономической политики государства также необходимо следовать ряду принципов. Поскольку возможность оптимального воздействия на носителей экономической политики государства возникает только в условиях стабильной и предсказуемой институциональной среды, то необходимо соблюдать принцип стабильности и последовательности. Однако стабильность не означает стационарность. Вследствие того, что экономическая политика государства должна выполнять не только поставленные стратегические цели, но и быть направлена на решение возникающих текущих проблем, то нужно придерживаться принципа гибкости. Вместе с тем, все экономические преобразования должны носить эволюционный, последовательный характер, поэтому требуется учитывать принцип постепенности. А в силу того, что для достижения положительных результатов экономическая политика должна быть максимально приближенной к реальности, ставить и достигать разумные, реальные цели, то следует руководствоваться принципом прагматизма.

В экономической науке существенное внимание уделяется проблеме временного лага между разработкой и реализацией экономической политики.

Лаг представляет собой промежуток времени между принятием государственных мер, их реализацией и реальными результатами. Как правило, выделяют два вида лагов политики: 1) внутренний лаг — период с момента возникновения шока в экономике до момента принятия соответствующих мер макроэкономической политики: 2) внешний лаг — период с момента принятия мер макроэкономической политики до момента, когда эти меры повлияют на объем производства, занятость и уровень цен. Продолжительные лаги, связанные с применением бюджетно-монетарного инструментария, осложняют процесс и ухудшают последствия реализации экономической политики.

Для реализации действенной экономической политики необходимы эффективные управленческие процедуры, нормы, стандарты и умение. Обеспечение обратной связи для правительства достигается путем сознательной поддержки гражданами политических решений.

Следует отметить, что политики часто поддерживают не те экономические решения, которые оптимальны в данных социально-экономических условиях, а те, которые способствуют их престижу, повышают рейтинг и шансы на победу на очередных выборах.

Речь идет об объективности так называемого политического бизнес-цикла (электорального цикла) в демократической системе.

Практика показывает, что сложные экономические проблемы часто решаются на основе новых выборов и прихода к власти новых политических сил.

Преградой для реализации политики является низкое качество общественных институтов. Реализация целей и задач экономической политики возможна только при консолидированных, согласованных и ответственных действиях всех ветвей государственной власти. Резко ухудшает условия реализации экономической политики противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти.

Важным этапом политики является контроль — мониторинг хода выполнения мер, соответствующих результатов и их последствий. Контроль — необходимое условие эффективности экономической политики, направленное на недопущение злоупотреблений и ошибок.

Речь идет о создании институтов контроля за властью.

Такими институтами могли бы стать, в частности, аналитические и экспертные неправительственные организации.

Отсутствие механизмов контроля за деятельностью властных организаций приводит к снижению исполнительской дисциплины на всех уровнях.

Таким образом, экономическая политика выдвигает цели, определяет приоритеты, принимает решения и проводит их в жизнь, при этом учитывая не только экономические параметры, но и всю совокупность социальных, психологических, экологических, организационных, политических факторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *