Оценка результатов учебно познавательной деятельности

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

Для эффективного контроля успеваемости учащихся важно не только выявить то, что они знают и умеют, но и объективно оценить их знания и умения. Итогом контроля должна быть оценка, которое предполагает сопоставление того, что школьники усваивают, с тем, что они должны усвоить в соответствии с требованиями учебной программы.

Основными компонентами оценки является установление фактического уровня знаний, соотношение выявленных знаний с эталонными, оформление результата учебной деятельности учащихся в виде оценки-баллов.

Оценка — количественный показатель качества результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.

Она косвенно характеризует развитие ученика, его способности, отношение к учебе и может быть выражена в форме качественной словесной характеристики

(«правильно», «неправильно», «плохо», «хорошо», «совершенно» и др.), числового балла (12-балльная система).

Оценка является важным средством стимулирования учащихся к обучению, когда она воспринимается как награда за упорный и добросовестный труд; может влиять на учеников и отрицательно, если неправильно мотивирована, сопровождается оскорбительными замечаниями, равнодушием учителя к ученику, к результатам его работы.

Единые требования к оценке знаний, умений и навыков формулируются в виде критериев и норм. Критерий — мера оценки, показатель, на основе которого определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Согласно критериям определяют нормы оценок — конкретные требования, которые регулируют выставления оценок-баллов по учебному предмету за устный ответ или письменную работу. Например, если основным критерием оценки письменной работы является точность исполнения, характеризуется количеством ошибок, то норма для оценки 10 баллов — полное отсутствие ошибок. Нормы отражают типичные случаи и ситуации во время проверки и оценки знаний. Они определены в учебных программах по всем предметам.

Основными критериями оценки знаний являются:

1) глубина — количество осознанных учеником существенных связей и отношений в знаниях;

2) полнота — количество всех элементов знания о изученный объект;

3) прочность — сохранение в памяти изученного материала, безошибочность его воспроизведения;

4) оперативность — умение ученика использовать знания в стандартных однотипных условиях;

5) качество — критерий, охватывает полноту, прочность, глубину, оперативность знаний и тому подобное;

6) гибкость — умение ученика использовать знания в переменных, вариативных условиях;

7) систематичность — усвоение учебного материала в его логической последовательности и преемственности.

По этим критериям определяют уровни знаний учащихся: репродуктивный (знание восприняты, зафиксированные в памяти и могут быть воспроизведены) реконструктивный (знания применяются в стандартных или вариативных условиях); творческий (знания продуктивно применяются в измененных, нестандартных ситуациях).

Реформирование общего среднего образования предусматривает изменения в подходах к оценке не только знаний, но и знаний учащихся. Конечным результатом учебной деятельности должен быть не просто сумма знаний, но и сформированность комплекса компетенций. Основными компетенциями, которые требует современная жизнь, является поликультурные, коммуникативные, информационные и социальные — те, которые связаны с владением устной и письменной родным и других языках, необходимости добывать, анализировать и применять информацию, владеть информационными технологиями, постоянно учиться как в профессиональном , так и в личной и общественной плане.

С целью обеспечения эффективных измерителей качества знаний и объективного их оценивания введен 12-балльную шкалу оценивания, в которой учитывается уровень личных достижений ученика. Критерии оценки при этом не разделяют на положительные и отрицательные. Среди общих критериев оценки учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования выделяют:

— Характеристику ответа ученика (правильность, целостность, полнота, логичность, обоснованность)

— Качество знаний (осмысленность, глубина, гибкость, действенность, системность, обобщенность, прочность);

— Сформированность общеучебных и предметных умений и навыков;

— Уровень владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.д.);

— Развитие творческих умений (умение выявлять проблему, формулировать гипотезу, проверять ее)

— Самостоятельность оценочных суждений.

На основе этих критериев различают уровне знаний учащихся (табл. 7.1):

1) начальный (рецептивно репродуктивной), характеризующееся первичными представлениями о предмете изучения, фрагментарностью ответов учащихся;

2) средний (репродуктивный), овладев ученик способен решать простейшие задачи по образцу, воспроизводить основное содержание учебного материала, обладает элементарными учебными умениями;

3) достаточный (конструктивно-вариативный) характеризуется знанием существенных признаков понятий, оперирования ими, развязыванием стандартных задач, умением делать выводы, исправлять допущенные ошибки, однако неумением переносить и использовать знания в других учебных ситуациях;

4) высокий (творческий), признаками которого являются систематизированное применение для выполнения творческих заданий, самостоятельное оценки различных явлений, фактов, умение отстаивать личную позицию.

Таблица 7.1

Уровни и общие критерии оценки учебных достижений учащихся

Уровни знаний

Баллы

Общие критерии оценки учебных достижений учащихся

1. Начальный

«1»

Ученик может различить объект изучения и воспроизвести некоторые его элементы

«2»

Ученик фрагментарно воспроизводит незначительную часть материала, имеет смутное представление об объекте изучения, обнаруживает способность элементарно оформить мнению

«3»

Ученик воспроизводит менее половины учебного материала; с помощью учителя выполняет элементарные задачи

2. Средний

«4»

С помощью учителя воспроизводит основной учебный материал, может повторить по образцу определенную операцию, действие

«5»

Ученик понимает основной учебный материал, способный с ошибками и неточностями дать определения понятий, сформулировать правило

«6»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала. Ответ его правильная, но недостаточно осмыслена. 3 помощью учителя способен анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Умеет применять знания, выполняя задание по образцу

3. Достаточный

«7»

Ученик правильно, логично воспроизводит учебный материал, понимает основополагающие теории и факты, умеет приводить отдельные собственные примеры в подтверждение определенных мыслей, применяет изученный материал в стандартных ситуациях, частично контролирует собственные учебные действия

«8»

Знание ученика достаточно полные, он применяет изученный материал в

Окончание таблицы 7.1

стандартных ситуациях, умеет анализировать, выявлять существенные связи и зависимость между явлениями, фактами, делать выводы, в общем контролирует свою деятельность. Ответ его полная, логическая, обоснована, хотя и с некоторыми неточностями

«9»

Ученик достаточно хорошо владеет изученным материалом, применяет знания в несколько измененных ситуациях, умеет анализировать и систематизировать информацию, использует общеизвестные доказательства в собственной аргументации

4. Высокий

«10»

Ученик имеет глубокие и прочные знания, способен использовать их в практической деятельности, делать выводы. При этом он может допускать незначительных огрехов в аргументации мнения и т.д.

«11»

Ученик на высоком уровне владеет

обобщенными знаниями в объеме

и в пределах требований учебных программ,

аргументировано использует их в разных

ситуациях, умеет находить информацию и

анализировать ее, ставить и решать

проблемы

.12 «

Ученик имеет системные и глубокие знания в объеме и в пределах требований учебных программ, осознанно использует их в стандартных и нестанд ртних ситуациях. Умеет самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать одержим материал, самостоятельно пользоваться источниками информации, принимать решения

Контроль за учебной деятельностью осуществляется различными методами и в разных формах. их использование направлено на выявление и оценки знаний, а также фиксацию результатов обучения. В школьной практике применяют следующие методы контроля: наблюдение за различными видами деятельности учащихся; устный опрос; письменное проверку (контрольная работа, произведение, письменное домашнее задание и др.); графическую проверку; проверку практикой (лабораторные и практические работы); тесты успеваемости; самоконтроль.

Учителя-новаторы в своей практике пытаются усовершенствовать методики проверки и оценки успеваемости учащихся. Они используют листья открытого учета знаний (В. Шаталов), обучение без оценок (Ш. Амонашвили), поурочный балл, тематический учет, тетради с печатной основой, зачетные книжки, творческие задания, дифференциацию домашних заданий, контрольные карточки, самооценки.

Следовательно, эффективность контроля обеспечивается соблюдением определенных требований, зависит от дидактической цели и его организации: времени проведения, характера и форм самостоятельной работы учащихся, использование дидактических и технических средств обучения, сочетание методов контроля и самоконтроля, фиксирования и оформления результатов контроля знаний, умений и навыков учеников.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников

Оценка есть определение качества достигнутых шко-льником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

§ качество усвоения предметных знаний – умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования; степень сформи-рованности учебной деятельности младшего школьника

§ степень развития основных качеств умственной дея-тельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учеб­ную задачу и др.);

§ уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные — словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

Требования к оцениванию.

Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику — завышает, а троечнику занижает.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка — проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают разви­тию оценочной деятельности школьников.

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действии, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих зна­ний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Рассмотрим характеристику цифровой отметки и словесной оценки.

Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной и распространенной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок.

Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Онавыставляется с учётом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.

Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом классе. Современные рекомендации сводятся к тому, что необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания — звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.

С учётом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырёхбалльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Но достижимо это только тогда когда оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в создании учащихся. К сожалению в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов пользования оценкой и престиж значительно снизился.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

— качество усвоения предметных знаний – умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

— степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

— степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

— уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ

Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами.

Оценка учитывает объем, уровень и качество овладения учеников знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету – это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе данной науки и интерпретируются в школьных программах.

Овладение объемом ведущих теоретических знаний предшествует формированию у учащегося определенных целенаправленных действий: то ли воспроизведение усвоенного или применение его по образу, в сходных условиях; толи использование усвоенного для решения нестандартных сложных мыслительных задач. Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности). Различные уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.) кроме того; оценка отражает не только объем, уровень и качество усвоения знаний. Ее функции сложны и разнообразны.

Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении, какие стороны учебной деятельности сформированы а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главным законов педагогики начального обучения младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *