История юридической психологии

Юридической психологии рассматривают три этапа:

1. ранняя история юр.-психологии-18в. и 1-я половина 19в.

2. первоначальное оформление юр.-психологии как науки- конец 19в.и начало 20в.

3. история юр.-психологиив 20 столетии.

РАССМОТРИМ 1-ый. ЭТАП

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733-1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условнодосрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свиде­телей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выда­ющегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П. С. Лаплас де­лает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судеб­ных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

• из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

• из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Изучение проблем судебной психологии долгое вре­мя не шло дальше этих первых попыток. Во второй по­ловине XIX в. не только успешное развитие естествен­ных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к даль­нейшему расширению судебно-психологических иссле­дований.

2-ой ЭТАП — Конец XIX и начало XX в. связан с интенсивным развитием психологии, психи­атрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформле­ния юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ко­валевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой пси­хологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Создаются две школы:

1- антропологческая школа уголовного права;

2- сициальная школа уголовного права;

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологиче­ской школы был Чезаре Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», ко­торый в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

Представители социологической школы использовали идеи утопического со­циализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности со­циальным факторам. Некоторые идеи социологической школы несли в себе про­грессивные для своего времени элементы.

В начале XX в. в юридической психологии начинают использоваться экспери­ментальные методы исследования.

В 1900 г. французский психолог Альфред Бинэ опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы:

1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки;

2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседа­ний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.

В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои дан­ные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недосто­верны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение».

3-ий ЭТАП- Конец XIX — начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, приме­нив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяс­нении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося пове­дения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Синдром Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушени­ями и преступностью не подтверждается статистически.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологиче­ская теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего под­тверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.

Особое внимание последователи биологизаторского под­хода, и в частности представители фрейдистской и неофрей­дистской школ, уделяют объяснению природы такого свой­ства, как агрессивность, которая якобы служит первопри­чиной насильственных преступлений. Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейди­стов, в результате того, что по различным причинам не по­лучают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких не осознаваемых врожденных влечений

метки: Психический, Процесс, Психологический, Явление, Юридический, Человек, Деятельность, Методология

Появилась в России XIX веке. Судебная реформа, еще тогда — судебная психология. Бехтерев (рассматривал личность, исходя из биологии человека), Сергей Сергеевич Карсаков, Владимир Петрович Сербский, Чезаре Ломброзо, Уильям Луис Штерн. Пьер Симон Лаплас (изучал вероятность свидетельских показаний наряду с вероятностью исхода субедных приговоров — свидетель не ошибается и не лжет, свидетель лжет, но ошибается, свидетель не ошибается, но лжет, свидетель и лжет, и ошибается).

1899 г. — Петр Иванович Ковалевский поставил вопрос о необходимости разделения психопатологии и правовой психологии.

1900 г. — Альфред Бене — ответы на вопросы всегда содержат ошибки. Уильям Луис Штерн — память человека не является отражением объективной реальности, выступает как ее искажение в угоду узкоэгоистическим интересам личности, ее гордости, тщеслаию, честолюбию.

1907 г. — научно-учебный психо-неврологический институт Бехтерева, на базе которого был открыт криминологический институт (читался курс судебной психологии).

1918 г. — В Петрограде огранизован кабинет по изучению преступника и преступности

1925 г. — В Москве создан государственный институт преступника и преступности

1923 г. — активно изучается в Минске, Харькове, Баку

1936 г. — Постановлением ЦК ВКП (б) советская психология была прикрыта. Оставлена только психология труда.

1964 г. — юридическая психология вновь приобрена свое направление — правовая психология, криминальная психология, психология следственной и оперативно-розыскной деятельности, судебная психология, исправительно-трудовая психология, психология управления правоохранительной деятельности, психология юридического труда.

Предметом юридической психологии выступает психологическая реальность в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных и общественных организаций в их влияниях на правовую систему и зависимостях от нее, а также значимых сторон образа жизни, поведения, правоотношений граждан и группы.

Задачи ЮП:

— способствование профессионально-психологическому развитию личности юриста

25 стр., 12461 слов

Психология общения Томск — 2006

— подготовка специалистов, работающих в области риспруденции достоверными, научно-обоснованными юридико-психологическими знаниями

— разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач юриста

Методологические основы:

— первый уровень общенаучных знаний, методологии

— частные методологии психологической науки

— специальные методологии ЮП

— методики юридико-психологических исследований

Психологическая реальность связана с правовой и зависит от структуры психических явлений. Психические явления, в том числе и в ЮП, разделяют на следующие структуры:

— кратковременные психические процессы (любые актуально протекащие явления психики, которые при этом являются кратковременными (восприятие, мышление, память, ощущения))

— психические состояния (целостные образования, протекающие в определенный период времени и управляемые работой головного мозга, в том числе ритмами головного мозга (бета-, альфа-, тета-состояния — усталость, сонливость, активность, взволнованость, раздраженность, собранность))

— психические свойства личности (устойчивые, типичные для данного человека малоизменяющиеся психические процессы за исключением старения человека или болезни (характер))

Содержательные особенности психики могут подразделяться на мотивационные, познавательные, подсознательные, эмоциальные, волевые, психомоторные.

— Мотивационные феномены повышают функцию избирательности в отношениях в решении проблем юридически значимых

— познавательные процессы — все те процессы, которые формируют уровень интеллекта. Интеллект — способность к адаптации (фамилия)

— психомоторные процессы — выражаются в мышечном чувстве, процессах, регулирующих движение. Сознание — совокупность психических явлений, определяющих осмысленное отношение человека к миру. Подсознание — явления, которые не осознаются.

9 стр., 4425 слов

Процессов регуляции психической деятельности

… . 2. Ениколопова Е.В. Динамические характеристики психических процессов и их роль в нейропсихоло- гической диагностике … в ситуации произвольного уско­рения подсчитывалось отношение количества реакций с уве­личением … передних отделах коры головного мозга (6 человек). Для выявления интегральных показателей произвольной … сравнению с левой, нарастание астенических явлений в условиях ускорения, а также …

— процессы подсознания — регулируются опытом

Психофизиологические ораничения восприятия действительности:

— физиологические (как сама физиология, так и психофизиологическое эмоциональное восприятие — аффект)

— очки с социальным предписанием

— опущение или генерализация

К особенностям восприятия относится также наличие репрезентативных систем. К репрезентативным системам относятся пути, по которым человек хранит и кодирует информацию в своем головном мозге — картинки, звуки, ощущения (аудиальные, визуальные, киностетические системы).

Восприятие — зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных личностных особенностей человека. Опыт, полученный человеком в его жизни, накладывает оценку последствий результата его деятельности.

Восприятие имеет свои закономерности:

1. иллюзии вследствие особенностей происходящего. Большинство иллюзий возникют из-за ложного суждения о том, что человек увиливал (неправильное осмысление).

2. особенности познавательной деятельности, в которые входят сенсорные, перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Их особенность заключается в том, что данными процессами руководит не только физиология, но и сознание человека.

Теория деятельности Леонтьева — есть потребность, есть мотиваци, потребность провоцирует мотивацию, мотивация преобразуется в цель, цель — в действие, действие в результат.

Нереализованная потребность провоцирует внутриличностных конфликт, который провоцирует агрессию или аутоагрессию. Человек, имеющий потребность в асоциальном решении своих проблем так или иначе выходит на путь нарушения закона.

Правовая психология.

Правосознание — сфера общественного, группового, индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-либо единой системе представлений. Структура правосознания может быть познана по результатам функционирования конечным его продуктом, т. е. трем функциям — позновательной, оценочной, регулятивной. Оценка состот в признании значимости с точки зрения человека, группы или общества. Подобная оценка есть знание значения предмета (поступка, явления, деятельности), которая включает в себя представление об объетивных свойствах, оценваемых явлений.

В структуру правосознания входят 4 типа оценочных отношений:

— отношение к праву, его принципам, институтам и нормам

— оценочное отношение к правовому поведению людей

— оценочное отношение к работе правоохранительных органов

— отношение к собственному правовому поведению

Ценностное отношение, как интеллектуально-эмоциональное образование, обладает способностью практической релизации, такую роль выполняет компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение данного компонента приводит к правовым установкам. Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой. В совокупности установки организуются в систему ценностно-правовых ориентаций.

Правовая ориентация — интегрированная совокупность правовых установок индивида или общества, которая непосредственно формирует внутренний план человека, то есть оценочную программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Правосознание и общественное мнение.

Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности, оценке правоохранительной системы наиболее динамичное состояние социальных явлениений, которое возникает в ответ на злободневные общественно важные события в юридической жизни.

Правовая психология общности включает осозноваемые, малоосозноваемые и бессознательные явления психики.

13 стр., 6119 слов

Тема 3 «Социальные группы и общности»:

… социальной группы. Отношения в любом коллективе неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. В трудовой коллектив работники вживаются в силу объективной потребности … , в котором отражается оценка большими социальными группами, народом актуальных явлений на основе существующих общественных отношений. Оно отражает определенную социальную позицию, отношение к своему объекту …

Основные требования правомерного поведения к человеку (с точки зрения ЮП):

— человек должен знать законы

— быть убежденным в необходимости его применения

— обладать желанием исполнять закон

— уметь исполнять закон

— обладать устойчивой сопротивляемостью криминогенным явлениям

Домашнее Задание: деликвентность, девиация, деструкция.

Криминальная психология.

Социальная перцепция в преступном поведении опосредует в генезисе преступного поведения мотивообразование и целеполагание, обеспечивает обратную связь в процессе реализации и принятия цели. Мотивацию в свою очередь обуславливает оценка значения для субъекта (интересов, потребностей) воспринимаемых явлений социальной действительности, в том числе, которые представляют … ценности, защщищаемые уголовным законом.

2 вида побуждения к деятельности — деантологческое (нормативное, как должно быть) и аксиологическое (полезность).

Деантологическая оценка основывается на представлениях субъекта о должном. В случае несоответствия этим представлениям появляется желание изменить эти условия у любого человека, как существа сознательного. Аксиологическая оценка представляет стремление к личному, идеальному.

Криминогенность восприятия социальной ситуации может заключаться в следующем: в преувеличенно отрицательной юридически неадекватной оценке определенных социальных явлений и, прежде всего, в действиях других людей как несущих вред для самого субъекта, так и значимых для него людей или личностно-ценных духовных и материальных объектов, подобная оценка провоцирует побуждение к защите личностных ценностей. Подобная защита может быть агрессивной, подобные мотивы создают предпосылки противозаконных действий, которые могут выражаться в насильственных или иных вредоносных действиях или актах. При этом важно, что подобные действия могут восприниматься как морально-оправданные, справедливые; в искаженной оценке внешних условий, включающих поведение социальных субъектов как благоприятных для получения результата. Подобные оценки формируют завышенне притязания, которые реально не могут быть предопределены и обуславливают гипертрофированное притязание и соответвующие криминогенные мотивы.

1 стр., 425 слов

Взаимосвязь между склонностью к аддиктивному поведению и акцентуациями характера подростков

… , предрасполагающие квозникновению аддиктивного поведения, по сути своей отражают отдельные характеристикиакцентуаций характера. Независимо от типа акцентуации характера или психопатии со склонностью … условиях непредрасполагает к возникновению аддиктивного поведения Сенситивный(тревожный) и психастенический (педантичный) типы акцентуации характерами психопатии. Отличаются повышенной устойчивостью в …

— может заключаться в неадекватно отрицательной оценке социальных и собственных возможностей, не позволяющих удовлетворить потребности.

— к приувеличению завышенной оценке социальных возможностей для реализации противоправного способа удовлетворения потребностей. и избежания юридической ответственности

— в искаженных представлениях о социальной приемлимости совершения определенных видов противозаконных деяний. Это представление может быть обусловлено идентификацией субъекта, с общностью, которая сложилась. асоциальная субструктура.

Характерными особенностями потребностей как психических состояний являются:

— конкретный содержательный характер потребности, связанный с предметом, которым хочет обладать индивид или какой-либо деятельностью, в т. ч. криминогенной, которая может доставить удовольствие.

— осознание социальной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием

— эмоционально-волевое побуждение к удовлетворению потребностей, к изысканию необходимых для этого путей.

— ослабление потребностей в случае их профилактики

— возникновение или повторение потребности, которая вновь стала актуальной

Понятие личности преступника определяется как юридическими признаками, отраженными в уголовном законе, так и признаками, отражающими особенности его духовной сущности, содержащими внутренние причины общественно опасной личности. Для структуры интересов правонарушителя характерно:

— нарушение равновесия между различными видами потребностей интересов

— извращенный характер отдельных потребностей

— бедность потребности

— аморальные способы их удовлетворения

Психология преступных групп

По признаку пола ПГ могут быть однополые или разнополые. При анализе ПГ учитываются понятия предкринимальные ПГ, простые криминальные группы, организованные ПГ и преступные организации. При рассмотрении ПГ юридическими психологами используются следующие подходы:

— социометрический (позволяет определить статус, авторитет каждой группы — лидеры, силовики, … изгои).

Центрический подход хорош в группах до 20 человек.

— ролевой (характеризует членов группы, исходя из формальных функций — смотрящий, банкир и т. п.)

Организационная структура предполагает наличие разделенных функциональных иерархически связанных подразделений. Различают устойчивые (лидер пользуются реальным авторитетом) и неустойчивые группы. В основе преступнх групп наиболее отчетливо прослеживаются 2 принципа:

— территориальность

— этнический признак

оперативная комбинация. Обязательными должны быть предусмотрены возможности и способы получения информации: психофизиологических особенностей, индивидуальных свойств (структуры личности), социально-психологические качества (статус, воспитание).

С точки зрения ОРД, внедренный сотрудник доолжен максимально использовать проессионального общения для формирования у клиента положительных эмоций, создания основания для дальнейшего общения. Сотрудник должен заранее планировать психологические приемы, учитывая собственное индивидуальное качество.

Психологическое воздействие — активная целенаправленная деятельность, направленная на изменение параметров психики объектов.

При проведении подобного воздействия необходимо создание доверительной системы отношений (доверительная атмосфера).

Изменяя состояние, юристу надо стремиться к тому, чтобы «Я»-состояние клиента неразрывно связывалось с состоянием юриста.

Приемы знакомства:

— провоцирование объекта на оказание помощи

— прибегание к помощи, которую нуно оказать клиенту

— знакомство через общих знакомых

— знакомство на массовых мероприятиях, интрересующих клиента хобби

— знакомство через рекламное агентство

Выстраивая композицию контактов необходимо учитывать, что надо знать уровень интеллектуальных качеств клиента, беседу следует периодически перемежовывать паузами, темп беседы должен быть определен с учетом провоцировния необходимого состояния клиента.

Психология терроризма.

Террор — наведение ужаса — есть преднамеренный и сознательно мотивированный акт насилия.

Террористические группировки становятся наиболее активными, когда господствующая политическая система не позволяет разрешать противоречия иными политическими способами. Абсолютное большинство террористов фанатиками не является. Сутью терроризма является преднамеренное и сознательно мотивированное использование насилия против гражданского населения, инфраструктуры, как средство деморализации, дестабилизации политических структур. Общими чертами терроризма являются:

— открытость, демонстративность, иногда ультимативность действий требований.

— Приченение физического вреда или применение психического насилия в отношении неопределенного круга лиц.

— причинение вреда не как самоцель, а как средство воздействия

— трансациональный характер

… специфика регионов — где теракты или партизанская война являются традиционными

Проведение информационно-идеологического на личность, прежде всего с молодежью.

— социальная неудовлетворенность населения или большинства населения

— обострение политической борьбы, политические разногласия межнационального и религиозного зарактера, обострение криминогенной обстановки, яркие проявления разочрования в работе госорганов

Факторы, указывающие на повышение риска терактов в том или ином регионе:

максимально активно испльзуются телекоммуникационные технологии. Финансирование экстремистских организаций происходит изсовершенно разных источников, как криминального толка, так и легальных организаций, в том числе легальных коммерческих организаций, пожертвования социальных и религиозных организаций, спонсорская помощь отдельнх государств. Ни одно экстремистское движение независимо от политического или национального толка не способно существовать без достатоной экономической поддержки.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ)

КСППЭ — наиболее эффективная процессуальная форма реализации общенаучного комплексного подхода к экспертному исследованию имеющих значение для дела сторон, свойств и функциональных особенностей психической деятельности определенного лица (подэкспертного).

При КСППЭ эксперты оценивают как нозологическую природу, так и психические отклонения.

Предмет и объект КСППЭ.

Специфику предмета образуют направленность экспертного исследования на установления эффекта взаимодействия болезненных и неболезненныч психических факторов и определение на основе учета этого системного качества наиболее точной и полной меры их влияния на характер психического отражения и регуляции поведения определенного лица интересующего следователя и суд момента.

КСППЭ необходимо для надежной оценки результатов влияния возрастного, эмоционального и личностного фактора на психическое отражение и регуляцию поведения у лиц с пограничным вариантом психоческого здоровья.

Под объектом КСППЭ понимаются закрепленные в материалах дела, предусмотренные уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством источники информации.

Источники информации — ими могут быть как саами субъекты, так и данные о состоянии их психической сфферы, поведения и полученные из иных процессуальных источников — показания иных свидетелей, справки, история болезней, акты предшествующих экпертиз, протоколы следственных экспериментов, приобщенные к делу письма, рисунки, любое креативное творчество.

Условия обоснованного выбора КСППЭ:

— правильное решение вопроса о принципиальной необходимости, применение специальных знаний психиатра и психолога в каждом конкретном случае.

— установление необходимости применения специальных знаний психолога и психиатра именно в форме экспертизы

— решение вопроса одновременного совместного обсуждения, интегративной оценки результатов психологов и психиатров.

— Однозначное исключение вопросов требующих сугубо правовых оценок (наличие умысла, мотивы, цели).

— Постановка вопроса, соответствующая компетентности эксперта

Круг вопросов, которые рассматривают эксперты:

— установление процессуальных особенностей перенесших нервно-психическое напряжение и иеющие признакив пограничной психической патологии, выяснение их влияния на поведение в интересующий следователя и суд момент.

— установление у лиц с признаками психической патологии или перенесших нервно-психическое напряжение глубиных подсознательных реакций в интересующий следователя и суд момент.

— установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии полностью осозновать значение своих действий, а также руководить ими (проверяется уровень психического развития)

— установление способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, перенесших психическое напряжение и обнаруживающих признаки патологии или болезни, правильно воспринимать имеющих значение для дела обстоятельств.

— установление способности малолетних, несовершеннолетних и иных потерпевших по делам об изнасиловании, обнаруживающих признаки психических отклонений, правильно понимать характер и значение действий виновного, а также оказывать сопротивление. Основанием для назначения экспертизы вляется пассивное поведение потерпевшей в период насилия, неадекватное ее отношение к случившемуся и заявление о том, что обвиняемый оказывал психическое давление, либо о наступившем изменении психиеского состояния, повлиявшем или лишившем возможностей оказывать сопротивление.

— устанволение наличия у лица предположительно покончившего жизнь самоубийством в период, предшествующий его смерти, психического состояния, предраспологающего к убийству. назначением экспертизы могут являться наличие фактических данных о конфликтной обстановке, либо внешней безмотивности поступков, признаков изменения поведения, о проявлениях подавленности, отчаяния, замкнутости, растерянности

Человек, совершающий суицид:

— свидетели среди женщин, эмоционально не связанных

Схема суицида:

1 — внутриличностный конфликт

2 — социальный конфликт

3 — крах ценностных установок

4 — пресуицид — точка невозврата

5 — суицид

почему не совершают суицид:

— семья

— работа

— друзья

— любовь

— страх

— религия

Сведения об объекте КСППЭ могут быть получены как непосредственно при экспертном исследовании, так и посредством изучения материалов уголовного дела. Юридическим основанием производства КСППЭ является постановление следователя или определеение суда о назначении экспертизы.

Психология профессионального общения

Общение — область взавимодействия людей на основе их взаимного отражения в сознании друг друга. Существуют различные правила, которые необходимо знать в профессиональном общении. Одно из них необходимо помнить всегда — существует закономерная зависимость восприятия от жизненного опыта, пола, возраста, уровня развития, профессии, национальности, учитывать симпатии и интипатии участников события, степерь выраженности психиеского состояния, помнить о том, что нарушение законо воспринимается более эмоционально.

Профессиональное общение определяется тем результатом, который должен быть достигнут. Одним из условий совершенствования работы с получаемой информацией выступает комплексный учет психологических факторов, характеризующих мотивы, цели, задачи, либо истинные задачи, искажения заведомой лжи клиента. В ЮП процесс общения можно разделить на 3 части:

— калибровка

— подстройка

— ведение

Калибровка — в процессе беседы юрист соотносит вербальную и невербальную часть общения. То, что человек говорит относится к сознательным вещам, а как он это говорит — к бессознательным. В процессе коммуникации (калибровки) юрист наблюдет противоречия между высказываниями человка и его телодвижениями.

Подстройка — юрист, используя результаты калибровки старается для человека стать «своим», повышая его бессознательное доверие. К подстройке может относиться вербальная подстройка — предложить помощь, и невербальная — дышать одинаково.

Ведение — вести клиента за собой.

Во время коммуникации юрист должен сделать вывод о соответтсвии карты мира и

Карта мира — тот фильтр, который определеяет что для него является актуальным, либо неактуальным. Карта мира =\= весь мир.

При проведении коммуникации необходимо иметь знания о ролевом поведении в работе государтвенных органов и служащих, в возмоностях и способностях применения актерских психотехник.

В основе осуществления ролевого поведения лежит способность юриста к перевоплощению в различные роли (роль мужчины или женщины, ровесник, и т. п.)

1. Благоприятные исходы обстановочных условий.

2. Правильная продуманность сценария общения

3. Правила авторитета, справедливости и доброжелательности

4. Правило диалогичности

5. Правило получения необходимой информации для решения вопросов (техника активного слушания)

А. прием

С. цель

D. реализция приема

E. примеры

Прием Цель Реализация приема Примеры
Поощрение Продемонстрировать заинтересованность и подтолкнуть к рассказу Не должны ни соглашаться, ни не соглашаться с клиентом, не должны категорично делать оценок «да, я понимаю»
Повторение Показать, что вы заинтересованный слушатель Повторяете мысли клиента, акцентируясь на фактах «если я правильно понял, то …»
Отражение Показать, что вы его внимательно слушаете и улавливаете чувства и факты Отражаете сопутствуюшие чувства в фактах
Обобщение Собрать всю информацию воедино Повторить суть проведенной беседы «если я правильно понял, произошло следующее…»

6. правило сдерживания эмоций

7. правило отказа от демонстрации воего проффессионального превосходства

8. правило презумпции доверия

9. правило накопления согласия (заключаетс в изначальной постановке вопросов таким образом, чтобы клиент говорил «да». если он повторил согласие несколько раз, то «нет» будет сказать сложнее)

10. демонстрация общности взглядов, оценок и интересов (способствует психологическому сближению)

11. психологическое поглаживание (признание юристом положительных моментов в поведении, либо в личности клиента — похоже на лесть)

12. Диада «мы»

13. Поиск точек согласия в решаемой проблеме (есть проблема, ее надо решать)

14. совместный поиск взаимоприемлимого решения проблемы.

15. аткулизация мотивов искренности

16. информационный выпад, психологический укол. Юрист сообщает клиенту о наличии некоторой информации, о которой юрист еще не сообщил.

17. компрометация друзей. Вызов кого-то из друзей в это же время на встречу со следователем

18. уличение во лжи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *