Психологические особенности обучения студентов

5. Психологические особенности обучения студентов

5.1. Психологические особенности обучения студентов: общие тенденции

Жизнь человека — это прежде всего непрерывная адаптация к условиям непрерывно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, это разнообразное научение. Научение может осуществляться на разных уровнях: выработка реактивного поведения, оперантного поведения, когнитивное научение, концептуальное научение. В студенческом возрасте наиболее выражены различные формы когнитивного научения.

Обучение студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов, формируется личность будущего специалиста в целом. Обучение имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития интеллектуальных и профессиональных качеств.

Характер и количество знаний определяются требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста определенного профиля.

Знания, умения, навыки в области своей профессии — стержневая часть подготовки и развития студента.

По определению Т. В. Габай, учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы, или деятельности. Первая — основной функциональный ее компонент, который рассматривается как подсистема, или деятельность-учение. Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему — деятельности обучения. Деятельность учения — «чистый» акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения.

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т.д.).

В учебной деятельности объединятся не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.

Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправлена, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).

Оригинальную концепцию учебной деятельность предложил В. В. Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

В учебной деятельности в отличие от деятельности исследовательской человек начинает не с рассмотрения чувственно конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном случае оно может оказаться (и часто оказывается) несформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для вузовского обучения. Поэтому существует особая проблема диагностики уровня мышления.

Содержательный анализ учебной деятельности студентов дан в коллективной монографии сотрудниками кафедры педагогики и педагогической психологии факультета МГУ. По определению И. И. Ильясова, деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня И. И. Ильясов относит:

а) действия уяснения содержания учебного материала;

б) действия обработки учебного материала.

Кроме исполнительных действий по уяснению и обработке материала, параллельно с ними протекают контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных действий (источник и форма получения учебной информации).

Для преподавателя высшей школы представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у студентов (прежде всего на младших курсах). Фактически речь идет о том, чтобы научить студентов учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными предметными знаниями. Самая большая сложность состоит в самостоятельном отборе содержательного материала, подлежащего усвоению.

Как показали исследования О. Е. Мальской, проведенные на первых курсах, при стихийном формировании учебной деятельности студенты слабо дифференцируют ее компоненты от конкретного содержания учебного материала и ситуаций его усвоения. До 70% студентов первого курса не используют прием систематизации материала для его лучшего понимания.

В. Я. Ляудис считает, что учебную деятельность нужно анализировать не саму по себе, а как составляющую учебной ситуации, системообразующей переменной которой выступают социальные взаимодействия студентов с преподавателями и между собой. Характер этих взаимодействий в свою очередь зависит от форм сотрудничества преподавателя со студентами.

Совместная учебная деятельность — это некая общность, возникающая в процессе учения. В своем становлении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуальной деятельности всех участников.

Центральное место В. Я. Ляудис отводит совместной продуктивной деятельности (СПД), возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процессе учения».

Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: отношение студентов к целям и содержанию обучения, отношения студентов между собой и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность.

Установлен фазовый характер учебной деятельности. В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повышается общая готовность к выполнению длительной умственной работы, усиливается организованность. Это связано в первую очередь с формированием установки на объект изучения с приспособлением познавательного и чувственного уровней к новому виду деятельности. В этой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т.д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук.

Следующая фаза — период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга.

В процессе обучения главное внимание должно быть обращено на организацию деятельности студентов в тех ее видах, формах и способах, которые представляют собой новую стратегию подготовки специалистов — не только формирование теоретического мышления, но и целенаправленное формирование профессиональной подготовленности для работы в условиях современного производства.

Важным элементом современного высшего образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигло такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи.

В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как:

• учить тому, что необходимо на практической работе после вуза;

• учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов;

• профессиональная направленность обучения и воспитания;

• органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

Психологические особенности обучения студентов

Психология высшей школы

1.Особенности развития личности студента

2. Типология личности студента и преподавателя

3. Психологические особенности восприятия, внимания и усвоения учебного материала

Литература:

1.»Психология и педагогика высшей школы» Семакина

2. «Социальная психология» Андреева

3. «Психология ранней юности» Игорь Кон

4. «Процесс обучения и его закономерности» Лернер

Преподаватель должен помочь психологически осмыслить закономерности, принципов и методов обучения.

Студент-с латинского, усердно занимающийся, работающий, овладевающий знаниями.

Студент, определенного возраст, как личность может характеризоваться:

С биологической, социальной и психологической стороны.

С точки зрения психологии студент представлен тремя самыми важными характеристиками:

— наименьшей величиной скрытого периода (латентного) реакции на простые, комбинированные и словесные сигналы

-это оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализатора

-наибольшая пластичность в образовании сложных психических навыков.

Это особый возраст, когда развиты все виды памяти, наивысшей степенью переключения внимания, когда решают легко самые сложные вербальные проблемы.

Считают, что к 30 годам это проходит, и утрачивает большинство этих навыков.

С точки зрения социальной стороны, в этот период происходит развитие нравственных, эстетических чувств, становление характера и человек овладевает полным комплексом социальных ролей взрослого. Этот возраст называют центральным возрастом становления и развития характера.

Для студента важно быстрое становление возможностей и реальностей. С одной стороны они могут все, но уже физически не все смогут успевать это сделать

Студенчество совпадает со вторым периодом зрелости, формируется такие качества, как самостоятельность, целеустремленность. Но в этом же возрасте проявляется не мотивированный рис, и неумение представить последствие своих поступков.

Характеристики студентов на различных курсах:


Поступление в институт это мощный позитивный стимул, и он продолжается до первой сессии. Это длиться до конца второго курса.

К концу 3 курса решается вопрос Ту ли он выбрал специальность. И действительно ли он хочет быть этим специалистом. Начинают осознавать что именно их не устраивает.

1. Привыкание к новым формам студенческой жизни

2. Период самой серьезной и напряженной работы. Завершение процесса адаптации.

3. Начало специализации. Появление интереса к научной работе. Сужение сферы других интересов, помимо учебы.

4. Первое знакомство с профессией. Переоценка ценностей.

5. Четкие практические установки. И постепенный отход от форм коллективной жизни вуза.

Факторы, влияющие на успешное обучение студента в вузе:

1 категория: факторы, которыми человек обладает на момент поступления, он пришел с ними в вуз. Мы можем их только принять. Это уровень подготовки, система ценностей, степень информированности о вузовских реалиях и представление об общей профессии.

2 категория: факторы, которые формируются в процессе обучения: уровень преподавания, организация учебного процесса и тип отношения преподавателя к студенту.

Типы студентов и преподавателей:

Студенты:

Условно — бюджетники и коммерческие студенты

Особенности контрактников: большой плюс, они знают чего хотят, знают что им даст профессия в будущем. Они прагматичны. Они отстают в подготовленности, приблизительно на 10% сдают бюджетникам. В отличие от контрактников, у бюджетников ниже самооценка.

Типы студентов6

1. «предприниматель»- студент, который получает образования, чтобы успешно применять ее на практике. Очень критичны к подготовке преподавателя. Но он очень быстро меняет свои взгляды при смене обстоятельств.

2. «эмигрант»- получить образование и уехать. Высоко развит индивидуализм, быстрая вживаемость в различные условия. Как правило, уверен в правильности своего выбора.

3. «традиционалист»- ценит хорошее образование, высокий профессионализм педагогов, очень работоспособен, но совсем не знает реалей своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Черты: предприимчивость, самостоятельность, требовательность к преподавателю. Но современное студенчество утрачивает эрудицию, интелегентнсть и критичность к себе. К сожалению.

5 основных типов студентов (отношение к учебе):

1. Студенты, которые стремяться овладеть знаниями в рамках профессии и отлично учаться по всем предметам

2. Студенты, которые руководствуются принципом «лучше все по немного». Они хорошо учатся, плохие оценки только по тем предметам которые их не интересуют.

3. Студенты, которые интересуются будущей профессии. Все остальные предметы — балласт.

4. Студенты, которые неплохо учатся, но только по тем предметам которые им нравятся.

5. Лодыри и лентяи. Пришли в вуз по настоянию родителей или за компанию.

Чисто студенческая типотизация:

1. Отличник-зубрилы;

2. Отличники-умные

3. Труженики

4. хулиганы

Типы преподавателей по студентам:

1. Вечный студент — человек с высоким интеллектом, профессионал, понимающий студентов.

2. «бывший военный» — самая верная точка зрения — моя, остальное «задавить»

3. «урокодатель»- который уходит из аудитории раньше звонка

Идеальный студент-это самостоятельно мыслящий человек.

Идеальный преподаватель- это знаток своего предмета, справедливый и хороший психолог.

Психологические особенности восприятия ….

Психические познавательные процесс ощущения, восприятия, внимание, память, мышление

Ощущение-простейшее способность организма познавать мир:

Зрение, слух, обаняние, осязание и вкус.

Интерорецептивные (чувство голода, чувство жажды, боль) и экстерорецептивные (из вне):

Контактные и дистантные.

Контактные – вкус, тактильные ощущения. Дистантные- зрение, слух обаяние

Восприятие- наглядно-образное ощущение мира.Виды:

1-я система- простые восприятия: зрительные, слуховые. Осязаемые…

2-я система- сложные виды восприятия: формы существования материи:

Восприятие пространства, восприятия движения, восприятие времени. Закон восприятия времени (В. Вундт): предложил за точку отчета времени взять сердцебиение. Чем чаще мы обращаем внимание на течение времени, тем медленнее оно течет. Кофеин-ускоряет течение времени, алкгоголь и тимин-замедляет.

Внимание- концентрация сознания на каком-то реальном объекте. Непроизвольное внимание- генетически обусловленное, с ним появляемся на свет. Может возникнуть от отсутствия раздражителей (тихо). Раздражители, которые внешне связаны с внутренними ощущениями. Или интерес тоже вызывает непроизвольное внимание. Произвольное внимание-социально преобретенное внимание, формируется в процессе общения ребенка и взрослого. Послепроизвольное внимание. Человек в течение суток переживает пики внимания: 5, 11, 16, 20 и 24 часа. Длится максимум 15 минут.

Память – способность человека к восприятию, храниению и воспроизведению информации из жизненного опыта.

1 система- по длительности хранения информации:

1. Мгновенная, иконическая память. До 1 сек.

2. Кратковременная память. Сохраняется информация до 15 минут. Роль фильтра.

3. Оперативная память. Столько сколько сами захотите.Сами определяем длительность памяти.

4. Долговременная память-безгранична.

5. Генетическая память- единственный вид памяти на который не возможно повлиять.

2 система: по ведущему анализатору

3 система: по участию воли- непроизвольная и произвольная

Мышление. К старости правое полушарие развивается быстрее,а левое-медленное.

Речь-общение, последовательное языком. Речь бывает внешняя, внутренняя и письменная. У письменной есть особенность-разрывность написания и прочтения.

1. Острота зрения. Преподавателю необходимо учитывать остроту зрения студенту. Очень важно каков фон подачи материала. Многое зависит от удобочитаемости текста. От расположенности текста. У каждого третьего студента дефект зрения. Нельзя окрашивать в красный цвет стены аудитории и приборы. В красный и желтый цвет где студенты проводят много времени. Нельзя развешивать на стенах столовой натюрморты. В кабинетах администрации нельзя развешивать картины кровавых битв, тоскующих узников. Визуальная информация запоминается в количестве 15%, речевая-20%, а если и ту и другую-65% усвоения материала. Информация усваивается лучше, если ее после прочтения воспроизвести. Для восприятия информации очень важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов 48% людей мыслят логически и 52%-образно. Однако с возрастом 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению. А 26% образно мыслящих- к логическому мышлению

Всех логически мыслящих людей можно поделить условно на две категории:

— те кто мыслять теоретически (они лучше всего помнять абстрактный материал и сохраняют даже через 20 месяцев)

— а практики сохраняют в памяти только конкретные факты.

При обучении необходимо развивать теоретическое мышление.

11.03.2010 Лекция 2

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг из рецепторов, но и от того, чего ждет субъект. Чем меньше студент ждет того или иного сигнала, тем больше четкость требуется от этого сигнала. (повторить новые термины, объяснить, записать и т.д.)

Понимание информации протекает успешнее, если она предъявляется в четкой логически завершенной форме и материал иллюстрируется конкретными примерами и излагается с учетом знаний и уровня подготовленности аудитории.

Для активизации познавательных процессов необходимо соблюдать следующие требования:

1. Обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.

2. Давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, чтобы уменьшить возможность искажения при передачи материала.

3. При использовании наглядных (визуальных) средств необходимо соблюдать нормы яркости, освещенности, контрастности.

4. Полностью использовать возможности устной речи. Речь выступает как средство привлечения внимания.

5. Необходимо соблюдать прямое управление восприятием.

6. Разнообразить изложение материала, используя приемы поддержания и возвращения внимания.

7. Необходимо учитывать эмоциональный фактор, который позволяет повысить производительность интеллектуального труда.

8. Уделять внимание повторению.

9. Необходимо время от времени вводить проблемность. Включать некоторую сложность для активизации мышления.

Психология и педагогика высшей школы: предмет,объект, задачи, категории. Связь с другими науками.

Объект науки — это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. Объект педагогической психологии – человек. Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» т.е. формирование психических новообразований.


Задачи:1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; 2)определение механизмов и закономерностей освоения обу-чающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях; 3)определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.) 4)определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

Типы воспитания: 1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется 2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). 3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение. 4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением.

Психологические особенности воспитания студентов.

В теор. воспитания в подходах к определению понятия «воспитание» можно выделить два направления. 1 направление — взгляд на человека как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. определения: 1) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности (ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения) и формирование определённых установок, принципов, ценностных ориентаций. Другое направление связано с развитием гуманистических идей, рассматривающих человека как субъект воспитания. Ценности воспитания — значимые для человека и общества природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности. Воспитательная среда — такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. Воспитательный процесс — целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Важнейшие общие закономерности воспитания: 1) воспитание детерминировано культурой общества; 2) воспитание и обучение — два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания; 3) эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание; 4) эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу; 5) воспитательный процесс — постоянное преобразование внешних воздействий во внутренние процессы личности; 6) потребностей, интересов и возможностей личности; 7) результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов. Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются: 1) научности — опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке; 2) природосообразности — определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями; 3) ненасилия и толерантности — предполагающий терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия; 4) связи воспитания с жизнью — проявляющийся в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников; 5) принцип открытости воспитательных систем — предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждений открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов; 6) принцип вариативности деятельности — предполагает соответствие содержания воспитательной деятельности изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности; 7) принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание — самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение; 2) самообладание — самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение; 3) самостимулирование

Психологические особенности обучения студентов.

Научение может осуществляться на разных уровнях: выработка реактивного поведения, оперантного поведения, когнитивное научение, концептуальное научение. В студенч.наиболее выражены различные формы когнитивного научения. Обучение студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Т. В. Габай, учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы, или деятельности. 1 — основной функциональный ее компонент, который рассматривается как подсистема, или деятельность-учение. Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему — деятельности обучения. Деятельность учения — «чистый» акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения. Главн.хар-кой деят. явл. ее предметность. Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. В. В. Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества. в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном случае оно может оказаться (и часто оказывается) несформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для вузовского обучения. Поэтому существует особая проблема диагностики уровня мышления. И. И. Ильясов: деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. 1 ур.:а) действия уяснения содержания учебного материала;б) действия обработки учебного материала. Для преподавателя высшей школы представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у студентов (прежде всего на младших курсах). Фактически речь идет о том, чтобы научить студентов учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными предметными знаниями.

 4. Психологический смысл единства воспитания и обучения студентов.

Образовательный процесс рассматривается как единство процессов обучения, развития и воспитания студентов.

Рассмотрим педагогический процесс как систему. Педагогический процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Движущими силами процесса обучения являются противоречия

Интерес учащихся не всегда совпадает с предметом и ходом урока.

Каждый ученик совершенно по-особому располагает новые знания и умения в своей системе знаний и опыта. Причем такое субъективное расположение знаний находится в известном противоречии с объективной логикой науки и логикой изложения материала преподавателем.

Интерес должен поддерживаться специальными дидактическими методами.

Качественное, логическое и систематическое изложение учебного материала и продуманная организация работы учащихся в процессе обучения. Но и это не гарантирует такого же хорошего качества, логичности и систематичности в знаниях и умениях учащихся.

Движущими силами процесса обучения являются противоречия между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов. Между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, к процессу получения знаний. Между прежним уровнем знаний и новыми знаниями. Между знаниями и умениями их использовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *