Разработка целевых программ

Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

ФЦП являются одним из важнейших механизмов Правительства Российской Федерации по реализации структурной, научно-технической и инновационной политики, активного воздействия на его социально-экономическое развитие. Решение о разработке ФЦП принимается Правительством Российской Федерации при утверждении концепции ФЦП.

ФЦП разрабатываются федеральными органами исполнительной власти. Реализация мероприятий ФЦП осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. ФЦП включают в свой состав инвестиционные проекты, а также увязанные с ними инновационные проекты и прочие мероприятия.

Мероприятия ФЦП реализуются в рамках механизмов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере формирования ФЦП, осуществляет рассмотрение и согласование проектов ФЦП и их концепций, а также ежеквартальный мониторинг реализации ФЦП. Подготавливаемые Минэкономразвития России доклады о ходе реализации ФЦП ежеквартально рассматриваются на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Основными документами, регламентирующими работу с ФЦП, являются

  • Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»
  • Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594.
  • Постановление Правительства РФ от 12 октября 2017 г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации»
  • Совместный приказ Минэкономразвития России, Минфина России, Минвостокразвития России и Минкавказа России от 10 августа 2017 г. № 404/126н/238/114 «Об утверждении требований к структуре и содержанию раздела по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, Байкальского региона, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области в федеральных целевых программах»

С актуальной информацией о ФЦП можно ознакомиться на официальном сайте федеральных целевых программ fcp.economy.gov.ru

События и документы

Этапы разработки целевых программ

Можно выделить следующие основные этапы разработки целевых программ:

Выбор объекта программы — объект он должен представлять стратегический приоритет, обеспечивать перелом траектории движения данного объекта; программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая план развития целой отрасли, но и не быть чрезмерно узкой, не обеспечивая прорыва.

Построение «дерева целей» — по каждой отобранной программе определяются генеральная цель, конкретизирующие ее цели первого, второго, а если потребуется, то и третьего уровней. Цели следует формулировать максимально конкретно, избегать формулировок типа «повысить уровень», «расширить» и т.п., выполнение которых невозможно проверить.

Обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, адресность этих мероприятий (кто и когда должен их выполнить), построение в случае необходимости сетевого графика реализации программы, определение критического пути.

Структуризация программы, определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов. Он должен обеспечить определенный программный результат. При этом определяется набор первоочередных проектов, их выполнение распределяется по годам реализации программы с учетом значимости для конечного результата имеющихся ресурсов. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/ М.В. Иванова — М.: Юрайт, — 2011. — 295 с.

Оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т.п.).

Маркетинговые исследования, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются.

Создание целевых организационных структур, подготовка кадров. Обычно создается целевая организационных структура для реализации программ. По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор.

Контроль и приемка работ. Необходимо осуществлять внепрограммный контроль за ходом и результатом выполнения программы, с тем чтобы своевременно внести в нее коррективы, проводить приемку каждого законченного проекта, подсистемы, каждой очереди программы, сопоставляя полученные результаты с заданными целями и проектом.

Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.95 № 594. Курнышев В. В. Региональная экономика. //Основы теории и методы исследования/ В. В. Курнышев. — М.: КноРус, — 2012. — 254 с.

Особо выделяются чрезвычайные программы, разрабатываемые для экстремальных ситуаций, например, для ликвидации последствий стихийных бедствий, смягчения надвигающегося социального взрыва, восстановления разрушенного войной хозяйства и др. Особенность таких программ — высокая доля административных методов в механизме их реализации.

Механизм реализации целевых программ

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

  • а) осуществляет отбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, отбор осуществляется на конкурсной основе, с последующим заключением договора (контракта);
  • б) согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации (в случае, если в целевую программу включены межрегиональные и региональные целевые программы), подписываются соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и по результатам экспертизы производит его доработку.

В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов. А также список и согласованность между собой отраслевых и региональных задач, которые необходимо решить. На ближайшие один — два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес — план с социально — экономическими и технико-экономическими обоснованиями.

Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого объемы ресурсов.

Согласованный проект целевой программы с пояснительной запиской, бизнес — планом и социально — экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые содержат разделы научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения, — также в Министерство образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля над ходом ее выполнения. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. региональная экономика/ Г.Г. Фетисов. — М.: ИНФРА-М, — 2012.- 416 с.

На федеральном уровне целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации, а на региональном — правительством республики либо администрацией области.

Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и ответственны за реализацию целевых программ. Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной программе осуществляет государственный заказчик — координатор, определяемый Администрацией региона или Правительством Российской Федерации.

После утверждения целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых исполнительными органами власти. Государственный заказчик на конкурсной основе проводит отбор исполнителей работ или услуг. Организует конкурс среди поставщиков продукции по каждому конкретному мероприятию.

Участники программы и заинтересованные организации согласовывают сроки выполнения мероприятий, объемы закупаемой продукции и оборудования, источники финансирования. В условиях, когда остро ощущается дефицит финансовых средств, при разработке программы возникает необходимость ограничить перечень мероприятий только теми, которые непосредственно направлены на достижение сформулированной цели программы выбранным путем, т.е. направлены на решение данных конкретных задач. Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев. — СПб: Питер, — 2012. — 464 с.

При разработке программы, как правило, может быть сформулирован другой подход, другой набор реализующих цель задач, в решении которых подобные мероприятия будут иметь важное значение, и они должны быть включены в такую программу.

Важность мероприятий определяется либо на основании сравнения количественных показателей эффективности, либо по вкладу в достижение показателей вышестоящей цели. В тех случаях, когда для мероприятий не могут быть определены количественные характеристики, то важность таких мероприятий определяется экспертным путем. В результате все мероприятия оказываются ранжированными по важности относительно конкретных целей. При распределении ресурсов в первую очередь обеспечиваются ими наиболее важные мероприятия, а остальные — по мере нахождения дополнительных средств.

Каждое мероприятие должно иметь указание на ожидаемый от его проведения результат. Этот результат также может служить критерием сравнения эффективности конкретных действий.

Мероприятия должны быть реальны для выполнения и по срокам, и по планируемым результатам. Определение этих показателей требует от разработчиков программы определенной доли ответственности и соответствующих расчетов. Однако только в случае их реальности эти показатели будут выполнять свою организующую и контролирующую функцию.

Все количественные показатели системы целей и реализующих их мероприятий должны быть согласованы между собой. Достижение определенных целей или показателей по ряду мероприятий требует некоторых дополнительных условий. Таким условием может быть привлечение других служб и ведомств.

Отдельные мероприятия могут потребовать дополнительного технического обеспечения или целенаправленного финансирования. Все эти условия должны быть указаны в перечне мероприятий, иметь соответствующие обоснования и расчеты.

Важнейшим разделом программы является описание механизма ее осуществления. Этот раздел включает: Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/ М.В. Иванова — М.: Юрайт, — 2011. — 295 с.

стимулирование (перечень льгот) выполнения заказов на поставку продукции и выполнения работ (услуг) для государственных нужд;

перечень мер по организации управления реализацией программы (выбор головного заказчика и ответственного разработчика программы, назначение руководителя программы, выбор членов координационного совета, осуществляющего контроль за ходом реализации программы в соответствии с сетевым графиком);

контроль за ходом выполнения программы в соответствии с утвержденным планом, этапами и финансированием реализации региональных программ в промышленности;

увязка сроков поступления средств на финансирование программы из различных источников (федеральный бюджет, внебюджетный фонд, иностранные и частные отечественные инвестиции, взносы участников программы — министерств, ведомств, территориальных образований, городов, предприятий, государств — членов СНГ (на основе долевого участия), кредитов и отчислений от прибыли предприятий);

оценка ожидаемых социально-экономических и экологических последствий задержки хода реализации программы и выработка своевременных рекомендаций по предотвращению нарушения сроков решения проблемы.

Несмотря на важность этого раздела, часто раздел о механизме реализации программы заменяется перечнем мероприятий, нацеленных на достижение намеченных результатов, или сводится к перечислению функций органа управления программой. Программы, в которых находят отражение конкретные экономические регуляторы, встречаются редко. И практически нет программ, где эти регуляторы увязывались бы с целевыми установками. Это обстоятельство является одной из причин, по которой большинство программ реализуется с нарушением сроков. Курнышев В. В. Региональная экономика. //Основы теории и методы исследования/ В. В. Курнышев. — М.: КноРус, — 2012. — 254 с.

Поэтому рекомендуемые в ходе реализации программы экономические регуляторы должны быть предварительно оценены с точки зрения их совместимости с уже действующими на конкретной территории экономическими регуляторами. В противном случае несовместимые наборы экономических регуляторов могут изменить цель и сферу применения предусмотренного в программе метода регулирования и привести к неожиданному для разработчиков программы результату.

Разработка комплексных целевых программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров при обеспечении развития территорий региона.

Порядок разработки комплексных целевых программ

Порядок разработки программ включает следующие этапы (на примере сферы услуг):

  • 1. Оценка существующего состояния сферы услуг и ее развития на перспективу с учетом сложившихся в настоящем и прошлом темпов и пропорций (прогноз показателей на основе экстраполяции).
  • 2. Разработка модели идеального состояния сферы услуг (по отраслям и сферам деятельности) с точки зрения оптимального удовлетворения потребностей в ее продукции и услугах и обеспечения ее конкурентоспособности с учетом внешних угроз (на основе целевых нормативов и показателей, а также прогнозных данных из стратегического плана развития).
  • 3. Сопоставление идеального и возможного развития сферы услуг по ее отраслям (видам экономической деятельности) и определение разрыва между этими показателями. Формирование проблем и выделение наиболее важных с точки зрения достижения запланированных целей. Описание наиболее важных проблем под программную разработку (для обоснования проблем можно использовать данные стратегического плана, а их описание осуществляется в рамках разработки программы).
  • 4. Определение цели, задач и наиболее важных мероприятий, решающих поставленную программную проблему. На этом этапе используются методы построения «дерева целей», теории «графов», которые позволяют разукрупнить цель до комплекса мероприятий, обеспечивая единую целевую направленность всех заданий и мероприятий.
  • 5. Формирование концепции решения проблемы, разработка вариантов развития объекта программно-целевого планирования, обоснование необходимых экономических и структурных преобразований в развитии сферы услуг при условии обеспечения максимального приближения ее развития к общественно-необходимым потребностям (идеальному состоянию).
  • 6. Определение необходимых ресурсов для реализации программы в укрупненном варианте (материальных, финансовых, трудовых) и оценка существующей ресурсной базы на предмет возможности реализации программных мероприятий на базе имеющихся ресурсов.
  • 7. Взаимная увязка потребностей и возможностей ресурсного обеспечения программ и определение оптимального ресурсного потенциала для эффективного и запланированного развития сферы услуг в рамках реализации программы.
  • 8. Разработка макета программы и обоснование конкретных мероприятий, заданий, сроков их осуществления, необходимых ресурсов и их номенклатуры для реализации программных заданий. Оформление программы в виде документа представлено в табл. 8:

Таблица 8

Задания и мероприятия комплексной целевой программы развития туризма в регионе (пример)

Наименование заданий и мероприятий

Срок реализации

Ответственный исполнитель

Объем затрат (ресурсов), тыс. руб.

Источники финансирования, тыс. руб.

Эффективность (ожидаемые результаты)

акционерные, собственные средства предприятий

Бюджет

заемные

федеральный

местный

1. Строительство гостиницы эконом, класса (адрес)

Август 2011 г.

Комитет по туризму

500 000

200 000

100 000

200 000

Увеличение занятости (500 чел.).

Поступление в бюджет ежегодно 1 млн руб.

1.1. Выделение земельного участка под строительство гостиницы

Март 2010 г.

Земельный

комитет

и т. д.

  • 9. Сопоставление возможных и необходимых ресурсов по номенклатуре и объему (материальных, финансовых, трудовых), по количеству и качеству; формирование условий по оптимальному и первоочередному обеспечению программы необходимыми ресурсами. Расчет эффективности программы (социальный, экономический, экологический и т. д.).
  • 10. Уточнение программы и приведение ее в соответствие с утвержденным макетом. Согласование программных заданий с исполнителями, уточнение и разукрупнение основных показателей. Составление графика выполнения работ.
  • 11. Утверждение программы как директивного документа и организация доведения заданий программы до исполнителей. Определение системы отчетности.
  • 12. Организация реализации программы (создание координационных советов и т. д.). Контроль за ходом реализации (определение форм контроля и их периодичности, определение ответственности за выполнение показателей программы).

В окончательном виде программа как документ включает следующие разделы:

  • 1. Паспорт программы, где содержатся краткие сведения о программе, включая ее основные параметры (типовая форма паспорта приведена в приложении 1).
  • 2. Оценка существующего состояния объекта планирования (в этом разделе дается обоснование проблемы и необходимость ее решения с помощью программы на основе сопоставления желаемого состояния объекта планирования с существующим, характер и результативность действующих мер по решению проблемы). Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы, выделения ее этапов.
  • 3. Цели, задачи и основные мероприятия программы обосновываются исходя из проблемы, которую необходимо решить с помощью программы; разукрупнение цели до комплекса задач, а затем до системы основных укрупненных мероприятий производится в основном на основе «графов», т. е. по правилам построения «дерева целей».
  • 4. Система программных заданий и мероприятий, их ресурсное обеспечение (программные задания носят конкретные, четко прописанные параметры, адресность, сроки выполнения конечных заданий и промежуточных значений, расчет ресурсов: материальных, финансовых, трудовых по их количеству и качеству по каждому заданию программы).
  • 5. Объемы и источники финансирования программных заданий. Необходимые объемы финансовых ресурсов по заданиям программы суммируются, а затем определяются источники их поступления. Финансирование программы, особенно из федерального или регионального бюджетов, предполагает, что выделяемые средства носят адресный характер и целевое использование, из чего вытекает определение по всем заданиям и мероприятиям источников финансирования, сроков получения ресурсов и их целевое использование.
  • 6. Эффективность программных мероприятий (в этом разделе дается обобщенный эффект и эффективность реализации программы; особо выделяется эффективность решения обозначенной проблемы при достижении поставленной цели. Помимо экономической приводится прогнозная социальная или экологическая (демографическая) эффективность. Обосновываются условия достижения запланированного эффекта, возможные риски и их влияние на результативность программных мероприятий). К показателям эффективности обычно относят: отношение чистой прибыли к затратам; увеличение платежей в бюджеты всех уровней, срок окупаемости инвестиций, число новых рабочих мест, повышение коэффициента комфорта жизни населения и др.
  • 7. Комплекс мер по совершенствованию внешней и внутренней нормативной базы (в этом разделе дается обоснование внесения изменений в законодательные или иные правовые и другие нормативные акты, обеспечивающие благоприятные, протекционистские условия реализации программных мероприятий).
  • 8. Механизм управления программой (в этом разделе дается описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации программы, в том числе меры стимулирующего и протекционистского характера. Базовым принципом, определяющим построение механизма реализации программы, является принцип баланса интересов, который подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации программы).
  • 9. Ресурсное обеспечение программы и система отчетности и контроля за ходом реализации программных мероприятий (в этом разделе дается график и объемы поступления ресурсов, синхронизированные по видам и срокам, формы и периодичность отчетности по выполнению программных мероприятий, ответственность участников за их выполнение).

В учебнике приведены наиболее характерные для любой программы разделы и их содержание. В тоже время специфика каждой программы может изменить некоторые разделы, увеличить их количество или укрупнить, модифицировать. Но общие положения разработки и организации реализации программы едины, а направленность программы на решение наиболее важной комплексной проблемы характерна для всех программ.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение комплексной целевой программы и методам ее разработки.
  • 2. Чем программы отличаются от плана?
  • 3. Каковы специфические принципы разработки программ?
  • 4. Перечислите основные этапы разработки программ и их характеристики.
  • 5. Какова структура программы как планового документа?

II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. Отбор проблем для программной разработки

3. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать федеральные органы исполнительной власти.

Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств — участников Содружества Независимых Государств.

4. Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

значимость проблемы;

невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;

принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

необходимость координации межведомственных и межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.

5. Предложение о программной разработке проблемы и проект концепции целевой программы с обоснованиями представляются федеральными органами исполнительной власти:

в Министерство экономического развития Российской Федерации;

в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации — при программной разработке проблемы в области обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;

в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации — при программной разработке научно-технических проблем гражданского назначения, кроме прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, специального и двойного назначения, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и безопасности государства (далее — прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ);

в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики — при проработке вопросов, связанных с социально-экономическим развитием регионов Дальневосточного федерального округа;

в Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа — при проработке вопросов, связанных с социально-экономическим развитием регионов Северо-Кавказского федерального округа;

в Министерство энергетики Российской Федерации — при проработке вопросов, связанных с газификацией субъектов Российской Федерации.

Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:

обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы приоритетным задачам социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации;

обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;

характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере;

возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;

предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам на вариантной основе в соответствии с требованиями, указанными в подпункте «б» пункта 10.1 настоящего порядка;

предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе;

предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;

предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;

предложения по государственным заказчикам целевой программы и разработчикам целевой программы;

предложения по направлениям, срокам и этапам реализации целевой программы на вариантной основе;

предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы;

предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы;

предложения о разработке раздела по опережающему развитию Дальневосточного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области (далее — приоритетные территории), содержащего информацию о мероприятиях, реализуемых на приоритетных территориях, а также целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход их выполнения (далее — раздел по опережающему развитию приоритетных территорий), либо основания для отказа от разработки такого раздела в отношении целевых программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетных территориях.

Раздел по опережающему развитию приоритетных территорий формируется исходя из необходимости:

достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации;

достижения приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в том числе в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития макрорегиона;

предупреждения потенциальных рисков и угроз экономической безопасности и качеству жизни граждан на приоритетных территориях.

В проект концепции целевой программы, разрабатываемой в качестве продолжения действовавшей целевой программы, должен быть включен раздел, содержащий предварительный анализ итогов реализации указанной целевой программы.

С проектом концепции целевой программы представляются пояснительная записка и приложение к ней, содержащее обоснование необходимости принятия целевой программы (далее — приложение к пояснительной записке), подписанные руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, который предполагается определить государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы.

Приложение к пояснительной записке должно содержать следующие разделы:

раздел I «Предварительный перечень проектов, предлагаемых к включению в состав целевой программы»;

раздел II «Предполагаемый перечень мероприятий (укрупненных мероприятий), предлагаемых к включению в состав целевой программы»;

раздел III «Предварительная оценка эффективности реализации мероприятий целевой программы и расходования бюджетных средств по направлению «капитальные вложения».

В разделе I приложения к пояснительной записке указывается предварительный перечень проектов, представляющих собой комплексы взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач.

В указанном разделе приводятся обоснования необходимости и достаточности состава проектов, предполагаемых к реализации в рамках целевой программы, для достижения целей и решения задач целевой программы и их возможный вклад в динамику целевых индикаторов и показателей целевой программы.

В разделе II приложения к пояснительной записке представляются предполагаемый перечень мероприятий (укрупненных мероприятий), предлагаемых к включению в состав целевой программы, информация об их принадлежности к проектам целевой программы и обоснование целесообразности их реализации. По мероприятиям, предлагаемым к включению в целевую программу, приводятся сведения о сроках и результатах их реализации, расчетном (ориентировочном) объеме бюджетных ассигнований, а также обоснование роли и места мероприятия (в том числе объекта) в конкретном проекте.

Предполагаемые государственные заказчики целевой программы в случае привязки показателей объектов капитального строительства либо объектов недвижимого имущества к целевым индикаторам и показателям целевой программы по годам реализации могут объединять взаимосвязанные инвестиционные проекты по отдельным объектам капитального строительства и (или) объектам недвижимого имущества в укрупненный инвестиционный проект, включающий однотипные объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества либо объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества, увязанные в рамках укрупненного инвестиционного проекта, с приведением оценочных сведений о мощности, сроках его реализации и расходах на его реализацию с распределением по источникам финансового обеспечения.

По каждому объекту капитального строительства либо объекту недвижимого имущества представляются оценочные сведения, содержащие в том числе информацию о мощностях, сроках реализации и об объемах финансирования работ, по форме, утверждаемой Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

В качестве подтверждения целесообразности реализации мероприятий целевой программы в приложении к пояснительной записке указываются реквизиты соответствующих поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других необходимых документов.

В разделе III приложения к пояснительной записке представляется предварительная оценка эффективности реализации мероприятий целевой программы и расходования бюджетных средств по направлению «капитальные вложения».

Предварительная оценка эффективности реализации мероприятий целевой программы и расходования бюджетных средств по направлению «капитальные вложения» проводится предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы в соответствии с порядком проведения указанной оценки, утверждаемой Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (в части мероприятий в области обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).

Предварительная оценка общей эффективности реализации целевой программы и расходования бюджетных средств осуществляется предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы и предлагается в разделе, касающемся предварительной оценки ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы проекта концепции целевой программы.

Итоговая оценка эффективности реализации мероприятий и расходования бюджетных средств по направлению «капитальные вложения» осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

К приложению к пояснительной записке прилагаются документы, подписанные руководителем или заместителем руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или организации, подтверждающие готовность субъектов Российской Федерации или организаций обеспечить финансирование целевой программы, с указанием объемов, сроков реализации мероприятий и назначения финансовых ресурсов.

Проект концепции целевой программы согласовывается предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), Министерством энергетики Российской Федерации (в части вопросов, связанных с газификацией субъектов Российской Федерации), коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (в части вопросов социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа), Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (в части вопросов социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа).

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 596.

В случае необходимости проект концепции целевой программы дорабатывается предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы.

Согласованный проект концепции целевой программы с пояснительной запиской предполагаемый государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

В случае положительной оценки проекта концепции целевой программы Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности согласованный проект концепции целевой программы вносится Министерством экономического развития Российской Федерации в Правительство Российской Федерации для принятия решения.

6. Правительство Российской Федерации на основе представленных предложений Министерства экономического развития Российской Федерации своим распоряжением утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы в целях установления предельных размеров расходных обязательств Российской Федерации и определяет государственного заказчика целевой программы.

Для целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика целевой программы, определяется государственный заказчик-координатор целевой программы. Государственный заказчик-координатор целевой программы может быть одновременно определен в качестве ее государственного заказчика.

7. Государственный заказчик целевой программы в пределах своих полномочий:

а) подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации об утверждении целевой программы, утверждении ее государственного заказчика, о внесении в нее изменений и о досрочном прекращении реализации целевой программы, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации;

б) подготавливает исходное задание на формирование целевой программы и координирует действия разработчиков;

в) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения целевой программы;

г) подготавливает доклады о ходе реализации целевой программы;

д) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;

е) подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий целевой программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям целевой программы, а также механизм ее реализации;

ж) разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий целевой программы;

з) заключает до утверждения целевой программы соглашения о намерениях с основными участниками целевой программы с указанием возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников ресурсного обеспечения. После утверждения целевой программы, в случае если это предусмотрено правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, установленными в целевой программе, государственный заказчик целевой программы заключает соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на объекты и мероприятия, расходы на которые включены в целевую программу;

и) организует в установленных случаях проведение экспертизы проекта целевой программы и в соответствии с ее результатами осуществляет его доработку;

и(1)) обеспечивает предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике, на которые в обязательном порядке приглашаются представители общественных организаций предпринимателей, к сфере деятельности которых относится разрабатываемая целевая программа, а также члены Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации;

к) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

л) организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;

м) организует размещение на официальном сайте государственного заказчика целевой программы в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации целевой программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов по целевой программе, а также о порядке участия в ней инвесторов.

7.1. Государственный заказчик-координатор целевой программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков целевой программы по подготовке и эффективной реализации ее мероприятий участниками целевой программы, обеспечивающих достижение установленных показателей целевой программы, а также анализ использования средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. Государственный заказчик-координатор целевой программы обеспечивает координацию работы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемой на условиях заключенных соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Государственный заказчик-координатор целевой программы несет ответственность за подготовку и реализацию целевой программы в целом, в том числе за подготовку проектов решений Правительства Российской Федерации об утверждении целевой программы, утверждении ее государственного заказчика, о внесении в нее изменений и о досрочном прекращении реализации целевой программы, их согласование и представление в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации, а также за подготовку доклада о ходе реализации целевой программы.

Государственные заказчики целевой программы представляют государственному заказчику-координатору целевой программы:

отчеты о ходе реализации целевой программы;

запрашиваемую информацию и документацию в устанавливаемые государственным заказчиком-координатором целевой программы сроки;

запрашиваемые копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение которых закончено, актов выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам, договорам о строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов капитального строительства, а также по договорам о приобретении объектов недвижимого имущества.

Реализация программно-целевого подхода в реформировании сферы ЖКХ. Принципы и порядок разработки федеральных целевых программ. ФЦП «Жилище»

Необходимость программно-целевого планирования обусловлена ростом и усложнением межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельно взятой отрасли, региона. Программно-целевое планирование исключает односторонний подход к планированию. Программный разрез плана сочетает централизованное начало с самостоятельностью хозяйствующих субъектов, способствует совершенствованию межотраслевых и территориальных связей.

Перечень целевых программ формируется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, определяемыми приоритетами и в непосредственной связи с разработкой бюджета на очередной год.

Порядок разработки и реализации федеральных и межгосударственных (в которых участвует Россия) целевых программ утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594. Федеральные и межгосударственные программы разрабатываются федеральными органами управления, а региональные — орга­нами государственной власти субъектов РФ и местного само­управления. Законом о федеральном бюджете ежегодно устанав­ливается перечень целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета РФ.

Основными принципами разработки федеральных целевых программ являются:

1. Реализация положений государственной стратегии устойчивого развития, приоритетного решения экономических, оборонных, научных, социальных и других важнейших задач.

2. Обеспечение координации и согласованности деятельности участников решения крупномасштабных федеральных, региональных, отраслевых проблем.

3. Участие в программе не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и субъектов экономики, научных и общественных организаций.

4. Достижение конкретного конечного результата и получе­ние необходимого социально-экономического эффекта в период от одного до пяти лет.

5. Взаимная ответственность заказчиков и исполнителей программы.

Проекты программ разрабатываются в соответствующих министерствах и вносятся на рассмотрение в Правительство РФ. Оно может направить проект в экспертный совет при Правительстве РФ или отклонить. Утверждаются программы органами как законодательной, так и исполнительной власти в зависимости от их значимости.


Разработка программы включает стадии: отбор проблем; принятие решения о разработке; обоснование намечаемых мероприятий; экспертиза и оценка эффективности; утверждение (одобрение); контроль за ходом выполнения.

(1) Отбор проблем для решения на федеральном уровне осуществляется по следующим основным критериям:

• значимость для крупных структурных изменений и повышения эффективности экономики, отдельных ее отраслей и регионов, социальной сферы, обеспечение экологиче­ской безопасности;

• невозможность комплексного их решения в приемлемые сроки с использованием рыночного механизма и необхо­димость государственной поддержки;

• новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений;

• взаимоувязанность программных мероприятий.

При обосновании проблем для их решения руководствуются также приоритетами и целями социально-экономического развития, прогнозами общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитическими условиями.

(2) Правительство РФ на основе прогнозов социально-экономического развития страны, приоритетов структурной политики и анализа представленных материалов принимает решение о подготовке соответствующей федеральной целевой программы, сроках и стоимости ее разработки и определяет государственного заказчика целевой программы.

(3) Ответственным за разработку и реализацию программы является государственный заказчик. Государственных заказчиков — координаторов федеральных целевых программ назначает Правительство РФ. Ими становятся соответствующие федеральные министерства и ведомства. Государственный заказчик подготавливает исходное задание на разработку программы, организует и управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения (одобрения), обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

Государственный заказчик путем конкурсного отбора осуществляет выбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продук­ции по каждому программному мероприятию.

В процессе разработки целевой программы государственный заказчик:

а) согласовывает с основными исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы и ис­полнительными органами, предприятиями и организациями;

б) определяет и согласовывает с Министерством экономики, Министерством финансов РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации формы и размеры государственной поддержки целевой программы.

(4) Проекты федеральных программ направляются на экспертизу в Экспертный совет при Правительстве РФ или в другие организации. Главной задачей Экспертного совета является осуществление комплексной экспертизы крупных социально-экономических, научно-технических, инвестиционных программ и проектов, отраслевых и территориальных схем развития и размещения производительных сил, технико-экономических обоснований и бизнес-планов.

В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программы, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Экспертиза должна установить степень достаточности системы мер для эффективного решения задач. Основные критерии оценки федеральной целевой программы следующие:

• приоритетность и социально-экономическая неотложность решаемых проблем;

• необходимость осуществления технологической модернизации экономики и развития экспорта наукоемкой про­дукции;

• невозможность решения обозначенных проблем в прием­лемые сроки с использованием только рыночных механиз­мов и необходимость государственной поддержки их ре­шения;

• высокая эффективность и значимые социально-экономи­ческие и экологические последствия реализации;

• необходимость привлечения наряду с централизованными государственными финансовыми ресурсами других источ­ников.

ФЦП «Жилище».

Проблемы переходного периода требуют участия федерального центра как через совершенствование нормативно-правовой ба­зы в жилищной сфере и стимулирование проведения на местах ряда организационных мероприятий, так и через непосредствен­ное использование средств федерального бюджета для решения ряда основных задач.

Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы «Жилище», разработанной Министерством регионального развития России совместно с Росстроем

ФЦП «Жилище» является одним из инструментов реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

В нее входят подпрограммы, касающиеся модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечения земельных участков инфраструктурой для строительства жилья, обеспечения жильем молодых семей, выполнения обязательств по обеспечению жильем граждан, в отношении которых государство имеет социальные обязательства, а также развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» рассчитан на 6 лет. Он включает подготовительный этап (2005 год), первый этап (2006–2007 гг.) и второй этап (2008–2010 гг.). На первом этапе (2006–2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:

· Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

· Повышение доступности жилья.

· Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

· Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

Общий бюджет приоритетного национального проекта на первом этапе (2006–2007 гг.) составляет 212,9 млрд руб., в том числе прямые расходы – 122,9 млрд руб. и государственные гарантии – 90 млрд руб. Большую часть этих денег составляют средства федерального бюджета – 86,1 млрд руб. прямых расходов и 60 млрд руб. госгарантий. Средства региональных и местных бюджетов составят 36,8 млрд руб. прямых расходов и 30 млрд госгарантий.

Какие задачи будет решать федеральный центр, а какие – региональные власти и местные органы самоуправления?

Задачами федерального центра являются:

· Управление реализацией национального проекта, координация работы всех его участников.

· Доработка необходимой законодательной базы.

· Финансирование за счет средств федерального бюджета обязательств по обеспечению жильем инвалидов, ветеранов и других категорий граждан.

· Оказание поддержки молодым семьям и молодым сельским специалистам в улучшении жилищных условий.

· Софинансирование мер по увеличению жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Региональные власти будут заниматься:

· Разработкой региональных программ по формированию рынка доступного жилья и обеспечению комфортных условий проживания граждан.

· Административно-организационным обеспечением реализации программ

· Софинансированием федеральных подпрограмм.

Перед муниципалитетами стоят следующие задачи:

· Привлечение средств частных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу и реформа управления жилищным фондом.

· Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства.

· Предоставление социального жилья нуждающимся гражданам – очередникам.

Содержание федеральной целевой подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ». Цель программы реформирования. Направления реализации основных задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям: жилищно-коммунальное хозяйство; обеспечение доступности жилья; жилищное строительство; текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Основной целью Программы является комплексное реше­ние проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:

в области жилищно-коммунального хозяйства —

обеспечение устойчивого и эффек­тивного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса РФ и адресной социальной поддержки населения, свя­занной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

в области обеспе­чения доступности жилья —

развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, поддержка ма­лоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;

в области жилищного строительства —

обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответ­ствие со спросом и потребностями населения, повышение качест­ва и эффективности жилищного строительства;

в части выполне­ния текущих обязательств государства —

обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюд­жета отдельных категорий граждан, определенных законодатель­ством России, в соответствии с объемом государственных обяза­тельств.

Для решения программных задач в области развития жилищно-коммунального хозяйства необходимо осуществить

— демонополизацию управления и содержания жилищного фонда,

— обеспечение равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных услуг;

— формирование до конца 2003 г. устойчивых бездотационных механизмов финансирования содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры при обеспечении социальной защиты населения с низкими доходами исходя из установленных единых стандартов субсидирования граждан (социальная норма площади жилья и нор­мативы потребления коммунальных услуг, предельно допустимая доля платежей населения от дохода) в зависимости от их матери­ального положения;

— усиление возможностей населения влиять на объем и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг путем предоставления адресных жилищных субсидий непосредст­венно гражданам, нуждающимся в социальной поддержке;

— пре­кращение в 2003 г. перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги для различных групп потребителей;

— внедре­ние эффективных методов регулирования деятельности предпри­ятий коммунального комплекса — локальных естественных моно­полий;

— обеспечение прозрачности, последовательности и прогнозируемости процедур изменения тарифов;

— содействие становле­нию системы профессиональной подготовки управляющих недвижимостью;

— внедрение энергосберегающих технологий в жи­лищно-коммунальном хозяйстве;

— обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли для частных капитальных вложений на основе совершенствования тарифного регулирования и эффек­тивного использования платежей за предоставляемые услуги, соз­дание условий для внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

— разработку нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций, в том числе в форме концессий, на развитие объектов коммунальной инфраструктуры, а также привлечения кредитных ресурсов, в том числе внешних займов;

— решение проблемы накопленной дебиторской и кредиторской задолженности пред­приятий жилищно-коммунального хозяйства, создание механиз­мов, не допускающих ее возникновения в будущем.

Для решения поставленных задач в области обеспечения дос­тупности жилья необходимо осуществить

укрепление гарантий прав собственников жилья, а также прав покупателей жилья, совершенствование законодательства РФ с целью упорядочения прав членов семьи собственника жилого помещения;

изменение роли и содержания института социального найма государственного и муниципального жилья;

изменение жилищного законода­тельства с целью совершенствования механизмов защиты прав нанимателей и арендаторов на рынке жилья;

улучшение защиты прав потребителей услуг в жилищной сфере;

разработку нормативно-правовой базы, необходимой для развития системы долго­срочного ипотечного жилищного кредитования населения и рын­ка эмиссионных ипотечных ценных бумаг;

создание условий для долгосрочных жилищных накоплений граждан и установление государственного контроля за различными формами привлечения средств населения для финансирования строительства и приобре­тения жилья (строительно-сберегательные кассы, кредитные сою­зы, товарищества и другие организации, не имеющие лицензий кредитных организаций, но выполняющие их функции);

совершенствование функционирования системы административных органов и развитие частных профессиональных институтов по обслуживанию рынка недвижимости в жилищной сфере, совершенствование судебной системы.

Для реализации задач в области развития жилищного строительства необходимо осуществить:

— создание эффективных механизмов привлечения частных инвестиций в жилищное строительство;

— обеспечение потребности жилищного строительства в каче­ственных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции и материалов, отвечающих по номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения на элитное жилье и на качественные жилые дома для граждан с невысокими дохо­дами;

— переход к современным эффективным и энергосберегаю­щим архитектурно-строительным системам;

— реформирование предприятий строительной индустрии, включая модернизацию предприятий крупнопанельного домостроения и домостроительных комбинатов;

— формирование последовательной налоговой политики, стимулирующей финансирование строительства жилья за счет кредитов банков и других кредитных организаций, но ис­ключающей предоставление необоснованных налоговых льгот и освобождений для отдельных участников рынка жилья (граждан, застройщиков, инвесторов, кредиторов и т.д.);

— создание правовых условий для снижения рисков коммерческих банков при кредито­вании строительства и реконструкции жилья;

— создание условий для формирования эффективных рынков земельных участков под застройку, рынков подрядных работ и стройматериалов;

— внедре­ние экономических. рычагов, обеспечивающих своевременность завершения и сдачи в эксплуатацию строящихся объектов, упро­щение процедур согласования новых строительных проектов и контроля за осуществлением строительства жилых домов;

— привле­чение инвесторов путем усиления правовых гарантий землепользования и застройки, переход от административного предоставле­ния участков к регулированию землепользования и застройки на принципах правового зонирования за счет установления градостроительных регламентов по видам и параметрам застройки;

— реализацию эффективной антимонопольной политики на рынках стройиндустрии, перепрофилирование или закрытие нерента­бельных производств с учетом социальных последствий;

— формирование системы мониторинга опасных природно-техногенных процессов и координации разработок в области защиты объектов жилищного строительства от этих процессов.

Для решения программных задач по выполнению текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных кате­горий граждан планируется осуществить

— обеспечение жильем со­ответствующих категорий граждан, определенных законодательст­вом РФ или иными нормативными актами федерального уровня;

— совершенствование форм государственной поддержки населения в целях улучшения жилищных условий.

Мероприятия Программы выполняются поэтапно в 2002— 2010 гг. На первом этапе (2002—2004 гг.) будет осуществляться нормативно-правовое обеспечение мероприятий Программы по всем направлениям ее реализации; проведение организационных мероприятий по внедрению в практику субъектов Федерации ме­ханизмов повышения эффективности функционирования жилищной сферы; реализация подпрограмм, включенных в состав Программы. На втором этапе (2005—2010 гг.) намечается совер­шенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации Программы; широкомасштабное внедрение организационных и экономических механизмов реализации программных мероприя­тий по всем направлениям; продолжение реализации подпро­грамм и мероприятий Программы.

Перечень подпрограмм включает в себя

— Федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты»,

— подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»,

— «Свой дом»,

— «Обеспечение жильем граждан РФ, подлежащих отселению с комплекса Байконур»,

— «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда»,

— «Обеспечение жильем беженцев и вынужден­ных переселенцев в РФ»,

— «Обеспечение жильем молодых семей»,

— «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ».

Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию ее расходов за счет средств федерального бюджета. В качестве критериев решения поставленных задач будут использоваться целевые показатели и система индикаторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *