Аскриптивные характеристики индивида

Интрагенерационная мобильность — это…

  • нисходящая мобильность
  • переход от одной позиции к другой в различные моменты трудовой жизни индивида
  • горизонтальная мобильность
  • перемещение от позиции к позиции по отношению к позициям родителей

К прирожденным (приписываемым) статусам в обществе относятся следующие позиции индивида …

  • капитан воздушного лайнера
  • студент
  • президент компании
  • ребенок

99. «Аскриптивные» характеристики индивида – это…

  • все то, что относится к достигнутому статусу
  • характеристики, над которыми индивиды не властны
  • элементы достигнутого статуса
  • те характеристики, которые зависят от активности индивида

Две социальные группы, которые современные российские социологи (Т.И. Заславская и В.В.Радаев) относят к категории «новые бедные» — это …

□ работники «бюджетной сферы»

□ предприниматели

□ работники совместных предприятий

□ граждане с высокой семейной нагрузкой

Понятия «социальный статус» и «социальная роль» находятся в следующем соотношении

  • социальная роль представляет собой ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом индивида
  • социальная роль есть разновидность социальных статусов индивида
  • социальный статус есть разновидность ролевого набора индивида
  • социальная роль отражает номинальную позицию индивида, а социальный статус — ранговую

Две типологии, которые характеризуют системы стратификации — это…

□ кастовая, классовая, сословная

□ этакратическая, культурно-нормативная, культурно-символическая

□ межгосударственная, государственная, региональная

□ экономическая, культурная, политическая

Кастовое деление общества является примером…

  • горизонтальной дифференциации
  • социальной сегментации
  • культурной ассимиляции
  • социальной стратификации

Две тенденции, которые согласно марксистской концепции преобладают в системе стратификации современного западного общества — это …

q увеличение численности рабочего класса

q размывание среднего класса

q нарастание социальной поляризации

q нарастание социальной однородности

Раньше других в истории человечества появилась стратификационная система …

  • сословная система
  • рабства
  • классовая система
  • культурно-символическая система

Процесс появления в общественной системе элементов, приводящих к отклонению поведения системы от заданных параметров называется …

  • дисфункцией
  • дифференциацией
  • диффузией
  • дисгармонией

Одним из ярких представителей формационного подхода к изучению общества является

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 22

  1. О. Конт
  2. А. Тойнби
  3. Д. Белл
  4. К. Маркс

Система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом, называется …

  1. Социальной системой
  2. Физическим контактом
  3. Групповым взаимодействием
  4. Социальным контролем

Идея об отмирании государства как социального института и замене его общественным самоуправлением граждан была обоснована ..

  1. К. Марксом
  2. О. Контом
  3. Э. Дюркгеймом
  4. Г. Спенсером

Одним из представителей цивилизационного подхода к изучению общества является ….

  1. К. Маркс
  2. О. Конт
  3. А. Тойнби
  4. Д. Белл

Теория индустриального общества базируется на принципах….

  1. Психологизма
  2. Гуманизма
  3. Структурного функционализма
  4. Технологического детерминизма

В структуру гражданского общества входят …(2 вар.)

  1. Политические партии и движения
  2. Негосударственные СМИ
  3. Органы федеральной и местной законодательной власти
  4. Суды и прокуратура

Методологический подход к анализу общества, согласно которому уровень развития науки и техники определяет социальные процессы во всех сферах общества, называется ____ детерминизмом

  1. Географическим
  2. Психологическим
  3. Технологическим
  4. Экономичесим

К характерным признакам индустриального общества относятся ….(2 вар.)

  1. Концентрация производства и населения
  2. Преобладание сферы услуг
  3. Общинная собственность на землю
  4. Медленное развитие техники и технологии

Понятие общество означает …

1. совокупность действующих личностей

2. действительные методики, применяемые для изучения социального мира

3. совокупность различных пересекающихся групп людей

4. большую совокупность людей, осуществляющую совместно социальную жизнь в пределах целого ряда социальных институтов и организаций

В типологию современных обществ по уровню развития техники и технологий входит ________ общество

1. традиционное

2. общество охотников и собирателей

3. постиндустриальное

4. культурное

Два признака многомерной стратификации в обществе – это…

1. определенная социальная роль

2. определенный номинальный параметр

3. разнообразный статусный набор

4. определенный статусный профиль

МОБИЛЬНОСТЬ

Интрагенерационная мобильность – это …

  1. Нисходящая мобильность
  2. Переход от одной позиции к другой в различные моменты трудовой жизни индивида
  3. Горизонтальная мобильность
  4. Перемещение от позиции к позиции по отношению к позициям родителей

«Объем мобильности» — это …

  1. Единство восходящей, нисходящей и горизонтальной мобильности
  2. Количество индивидов, которые переместились вверх по социальной лестнице за единицу времени
  3. Количество позиций, занимаемых одним и тем же индивидом
  4. Масштаб личности

Понятие «главный статус» личности в социологии характеризует …

  1. Физические и моральные качества личности
  2. Общественное положение человека
  3. Позицию человека в малой социальной группе
  4. Интеллектуальные качества личности

Чтобы изменить свое социальное положение М.В. Ломоносов воспользовался одним из каналов социальной мобильности, а именно — …

  1. Системой образования
  2. Увеличением доходов
  3. Принадлежностью к Православной церкви
  4. Заключением выгодного брака

В отличие от развитых западноевропейских стран, в России небольшая прослойка «среднего класса». Определите процентное содержание этого класса в сравнении с богатыми и бедными слоями — ….

1. 70%

2. 3%

3. 13-15%

4. 40%

Деление общества на сословия является примером ….

  1. Культурной ассимиляции
  2. Горизонтальной дифференциации
  3. Социальной стратификации
  4. Социальной сегментации

Наиболее выраженное негативное последствие бюрократии в организации и обществе проявляется в том, что …

  1. Цели общества или организации игнорируются
  2. Бюрократические отношения приобретают личностный характер
  3. Бюрократы выступают как собственники организации
  4. Возникают конфликты внутри управленческих структур

«Молодежь» — это …

  1. Возрастная, но не социальная группа; молодые особи есть и у животных
  2. Номинальная социальная группа
  3. Условная социальная группа
  4. Реальная социальная группа

Несовпадение статусов возникает в случае, когда…

  1. Есть различия рангов в различных социальных группах
  2. У индивида один статус
  3. У человека мало статусов
  4. Ранги несовместимы

Дочь литовского крестьянина Марта Скавронская стала не только женой Петра Великого, но впоследствии вошла в историю под именем императрицы Екатерины I. М. Скавронская, чтобы изменить свое социальное положение, воспользовалась одним из каналов социальной мобильности, а именно — …

  1. образованием
  2. браком
  3. церковью
  4. доходом

Изменение статуса детей по отношению к статусу родителей называется ____ мобильностью

1. горизонтальной

2. вертикальной

3. внутрипоколенной

4. межпоколенной

Сравнение социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других – это…

  1. межпоколенная социальная мобильность
  2. горизонтальная социальная мобильность
  3. групповая социальная мобильность
  4. вертикальная социальная мобильность

Приобретенный статус личности выражается в …

1. месте жительства

2. социальном положении родительской семьи

3. социальном происхождении

4. характере профессии

Социальная структура общества — это …

1. неиерархическая связь элементов социальной системы

2. устойчивая связь элементов социальной системы

3. набор элементов социальной системы

4. социальный состав общества

Субъективным, дополнительным критерием стратификации является …

1. доход

2. образование

3. власть

4. престиж

Отношения структурной зависимости основаны на…

  1. различиях мотивов власти и подчинения
  2. различиях в потребности индивидов
  3. различии в статусах
  4. различиях в социальных ролях

Директор школы очень молод и раскован, некоторые не признают в нем директора. В основе этого социального явления лежит …

1. социальное заблуждение

2. социальный стереотип

3. социальное отклонение

4. социальная установка

Интрагенерационная мобильность — это…

  1. нисходящая мобильность
  2. переход от одной позиции к другой в различные моменты трудовой жизни индивида
  3. горизонтальная мобильность
  4. перемещение от позиции к позиции по отношению к позициям родителей

Процесс перемещения людей за пределы своей страны с целью постоянного проживания или работы, называется …

  1. паломничество
  2. туризм
  3. эмиграция
  4. иммиграция

Процесс перемещения людей внутри страны или за ее пределы с целью постоянного проживания или работы, называется

  1. миграция
  2. мобильность
  3. туризм
  4. паломничество

Процесс регулярного перемещения людей из одних населенных пунктов, являющихся местом жительства, в другие, где они работают, называется….

  1. Маятниковая миграция
  2. Сезонная миграция
  3. Эмиграция
  4. иммиграция

Изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса – это….

  1. Вертикальная социальная мобильность
  2. Горизонтальная социальная мобильность
  3. Групповая социальная мобильность
  4. Межпоколенная социальная мобильность

Изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его социального статуса – это…

  1. Горизонтальная социальная мобильность
  2. Групповая социальная мобильность
  3. Вертикальная социальная мобильность
  4. Межпоколенная социальная мобильность

К прирожденным (приписываемым) статусам в обществе относятся следующие позиции индивида …

  1. капитан воздушного лайнера
  2. студент
  3. президент компании
  4. ребенок

«Аскриптивные» характеристики индивида – это…

  1. все то, что относится к достигнутому статусу
  2. характеристики, над которыми индивиды не властны
  3. элементы достигнутого статуса
  4. те характеристики, которые зависят от активности индивида

Две социальные группы, которые современные российские социологи (Т.И. Заславская и В.В.Радаев) относят к категории «новые бедные» — это …

1. работники «бюджетной сферы»

2. предприниматели

3. работники совместных предприятий

4. граждане с высокой семейной нагрузкой

Личность как социальный тип

Социология понимает общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. И потому она интересуется самим человеком как особым существом в мире. Его особенности отражаются в понятиях: человек, индивид, личность.

Понятие человек характеризует всеобщие, присущие только людям качества и способностей, т.е. то, что их отличает в природе. Индивид – это конкретный человек или отдельный представитель человечества. Личность – это особенности индивидуального и исторического развития индивида. Каждый человек – индивид, имеющий свое особое лицо. Индивид является личностью, т.к. в отношениях с другими он выполняет определенные функции, реализует социально значимые свойства и качества.

На формирование личности влияют:

1) Биологическая наследственность. Но это сырой материал, из которого потом лепятся индивид и личность. Из биологической наследственности не может быть личности, т.к. ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но она создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго быть под водой, биологические потребности), определяет разнообразные темпераменты, характеры, способности, т.е. в итоге индивидуальность.

2) Физическое окружение (климат, географические и природные ресурсы). Оно влияет на культурные особенности социальной группы.

3) Культура или определенный культурный опыт всего человечества. И вместе с тем общность, группа имеет еще свой опыт, свои культурные образцы. Для личности в условиях мусульманской культуры характерны иные черты, чем в христианской стране.

4) Субъективный, уникальный, личностный опыт. Именно через него преломляется все остальное и создаются личностные типы.

Социология изучает процесс формирования личности, ее взаимосвязи с обществом, социальное поведение. В нем основа понимания жизни индивида, группы, общества.

В социологии имеется ряд теорий личности

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Социальный статус – это позиция человека в социальной системе. Она предполагает права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов, но один из них является главным, определяет его положение в обществе. Часто это должность (директор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон), так и во внутренней позиции (установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).

Статусы бывают предписанные (навязанные вне усилий и заслуг индивида, определенные семьей, местом рождения, национальностью) и приобретенные (достигнутые) усилиями самого человека (писатель, генеральный директор).

Также выделяются естественный статус – устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, зрелость, старость). Выделяется и профессионально-должностной статус как базисный – социальное, экономическое, производственно-техническое положение индивида (банкир, инженер, адвокат и т.п.).

Социальная роль – это совокупность действий, которое должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает ряд ролей. Совокупность ролей есть ролевой набор. Социальная роль рассматривается в двух аспектах – ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли это то, что ожидают от нас другие. Если индивид не исполняет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам, родитель должен заботиться о детях.

Ролевые требования воплощаются в социальных нормах каждого статуса.

Каждый человек выполняет несколько ролей и в разных ситуациях. Но это не всегда совместимо. Такие случаи несовместимости называются ролевым конфликтом. Ролевому конфликту предшествует ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств.

Марксистская теория личности анализирует, главным образом, взаимодействие личности и общества. Личность при этом рассматривается как: 1) целостность социальных качеств человека; 2) продукт исторического развития, результат активной деятельности и общения человека в социальной системе; 3) как субъект социальных отношений, свойства которого формируются в процессе деятельности и характеризуются автономностью, определенной независимостью от общества и способного своей активностью изменять условия и среду обитания.

Социология выявляет и зависимость личности от различных структур общества, воздействие этих структур на личность, т.е. рассматривает ее как объект общественных отношений. В таком случае свойства личности определяются характером социально-экономического строя, класса, группы, национальной принадлежностью, совокупностью условий жизни.

Каждый человек проходит процесс социализации или усвоения индивидуальных образцов поведения, социальных норм, ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. В социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и т.д.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Психологический механизм социализации – это имитация, идентификация, чувство вины и стыда. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Понятие Я, осознание себя отдельным человеческим существом приходит к ребенку в 1, 5 года.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности, группе. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы как свои собственные. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

В процессе социализации личность достигает социальной зрелости, обретает интегральный (главный) социальный статус.

Всякая социологическая теория стремится определить отношение общества и человека. В одних теориях общество сводится к индивидам, в других – индивид рассматривается как часть, как «молекула» общества.

Но человек и общество взаимосвязаны. Нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек как личность проявляет себя в процессе труда, в обществе, где индивиды взаимодействуют. Отношения между человеком и обществом являются сложными. Это сложность воздействия человека на общество и общества на человека.

Личность формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются:

— творчество (ее способность изменять внешний мир, а также внутренняя потребность в творчестве);

— социальность (включенность в социальные коллективы и общественный характер);

— субъективность (индивидуальность);

— целостность, обеспечивающая единство поведения в различных ситуациях.

В зависимости от влияния общества на личность может быть составлена социальная типология личности, характеризующая ее образ жизни. Каждому обществу соответствует базисный (или несколько базисных) личностных типов.

В условиях административно-командной системы личность была объектом воздействия на нее. В результате у нее сформировались такие социально-типические черты как общественная пассивность, конформизм, боязнь выступить против господствующей точки зрения и т.п.

Для нынешнего российского общества типичная личность – легко идущая на контакты, готовая к сотрудничеству и агрессии (умеющая постоять за себя), с практической сметкой.

Логика социальной жизни в том, что идет непрерывный процесс превращения личности из объекта в субъект общественных отношений. Человек не только элемент социальной структуры, но и сам есть сложнейшая социальная система со своеобразной структурой.

Изменение общественных отношений связано и со сменой типов социальной ориентации личности. Еще в 1950 –х гг. американский социолог Давид Рисмен (род. 1909) разграничил три типа таких ориентаций:

— традиционно ориентированный – приверженный обычаям, устоявшимся образцам поведения;

— извне ориентированный – подверженный влиянию других, моды, СМИ, социальных институтов;

— изнутри ориентированный – на свои индивидуальные цели, интересы, самостоятельность, автономность.

Такая типология позволяет оценивать общество (по распространенности ориентации) и выделить некоторые социальные типы личности:

— фанатик, догматик, традиционалист (традиционно ориентированный);

— конформист (извне ориентированный);

— бунтарь (эскапист – от анг. eskape – бежать, уходить) – изнутри ориентированный (от действительности в мир иллюзий).

В обществе перемен появляются и становятся массовыми новые типы личности:

— «флюгер» – ориентации неустойчивы, главное – «держать нос по ветру»;

– «маргинал» – люди между (в промежуточном положении) разными социальными, культурными, этническими группами, с неполноценным статусом, отсутствием четких ориентиров и установок, с агрессивным поведением.

То есть нестабильность общества порождает дезориентацию человека, а это мешает ему активно участвовать в реформах, он не заинтересован в них, препятствует им.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *