Марксистская теория государства и права

Марксистская теория происхождения государства

Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, Л. Морганом теория, объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, прежде всего развития экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Марксистская теория права базируется на правильном материальном подходе к данному процессу, по при этом преувеличивает связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Утверждалось, что право — ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права.

Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соответствии со взглядами Ф. Энгельса и В. И. Ленина на этот процесс. В основу были положены книга Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция В. Ленина «О государстве».

В основу своей работы Энгельс положил труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л. Г. Моргана (1818—1881), опубликованные в книге «Древнее общество». Заслугой Энгельса была не только систематизация взглядов Моргана и некоторых других этнографов на первобытное общество, но и утверждение материалистического, в том числе классового, подхода к появлению частной собственности и государства. Он сделал попытку, местами весьма удачную, показать определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности — на появление и развитие государства. Он сумел уловить некоторые общие процессы в развитии первобытного общества и использовал знания о родовых связях североамериканских индейцев, изученных Л. Г. Морганом, для объяснения аналогичных процессов в греческой, римской и германской истории. В частности, ценной для того времени являлась характеристика разложения родового строя и перерастания его в государственную форму организации общества.

Примерно в том же духе о его происхождении говорит В. И. Ленин в своей лекции «О государстве». Лекцию он читал в 1919 г., когда шла Гражданская война. В этих конкретно-исторических условиях он делал упор на принудительную, насильственную сторону государства. Ленин называл государство аппаратом для систематического применения насилия и подчинения людей насилию, подчеркивал, что государство — это машина для поддержания господства одного класса над другим, что первое государство — рабовладельческое — это аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управлять всеми рабами.

В марксистской теории происхождения государства существует два подхода: 1) в советской науке господствующая роль отводилась возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримой классовой борьбе; государство возникает как продолжение этой непримиримости; 2) в результате экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы. С точки зрения марксистской теории возникновение государства можно представить схематично (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Возникновение государства

Развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда — выделению пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появлению купечества. Это и обусловило появление частной собственности, раскол общества на антагонистические классы, а также классовую борьбу. Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в повиновении классов несобственников (эксплуатируемых), для их подавления.

Марксистская теория достаточно четко и конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами. Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, обедняет его содержание, игнорирует общесоциальное назначение государства, его регулятивные и арбитражные возможности. Как показал исторический опыт западных демократий, эксплуататорские государства с течением времени смогли стать инструментами выражения воли большинства, а не узкой группы.

Марксистская теория возникновения государства и права

— возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс. Суть данной теории выражается словами: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному коммунистическому обществу. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе к процессу происхождения права. Согласно этой теории, неразрывной является связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право — ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества, насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права («функция насилия»).

В марксистской теории утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивших собой старые родовые обычаи, выражен ярко и открыто. С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство.

А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.

Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.

Форма государственного устройства говорит о том, как государство организовано в пределах своей территории из каких территориальных единиц оно складывается, как взаимодействуют высшие и местные органы государства.
Характер формы правления зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская форма правления.
Существует две основные формы правления:

Монархия –высшая гос.власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (царь, император, король) и чаще всего передается по наследству. Монархия может быть абсолютной (неограниченной) и ограниченной (другим высшим органом, например парламентом). Также существует дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии.

Республика –характеризуется выборностью высших органов власти. Бывает президентской (характерно избрание президента населением вне парламента) и парламентской (верховенство парламента).

  1. Авторы марксистской теории
  2. Главные положения марксистского учения о государстве

Авторы марксистской теории

Марксистская теория происхождения государства – это теория, согласно которой зарождение государства связано с появлением частной собственности, классовым делением общества и возникновением противоречий между классами. Эту теорию называют также материалистической, историко- и диалектико-материалистической. Приверженцы данного учения полагают, что государство – это неизбежный результат возникающих в обществе межклассовых противоречий, носящих непримиримый характер.

Специалисты считают, что марксистская теория государства отличается наличием понятных и четких постулатов, а также неукоснительной логики. Данное учение по праву можно отнести к категории величайших достижений в истории теоретической мысли.

Временем возникновения этой теории является 19-е столетие. Основные ее тезисы изложены на страницах следующих трудов:

  • «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Ф. Энгельс);
  • «Государство и революция» (В. И. Ленин).

Фундаментом материалистической теории, основоположниками которой являются К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс, служит утверждение об экономических факторах возникновения государства. К ним относится прежде всего частная собственность, следствием появления и развития которой становится межклассовый раскол, когда каждый класс общества имеет свои интересы, противоречащие интересам других классов. Государство по Марксу выступает в роли органа господства и угнетения какого-то одного класса над остальными.

Ленин определял государство как механизм, необходимый для поддержания господства в обществе самого экономически влиятельного класса посредством особых средств управления и подчинения.

Главные положения марксистского учения о государстве

Стремясь понять суть марксистской теории, следует рассмотреть утверждение Энгельса о том, что государство не существует вечно. Так, история знает об обществах, не имевших власти государства. В определенный период своего экономического развития общество делилось на классы, и тогда государство становилось необходимым и неизбежным явлением. Классовый раскол общества, наличие в нем противоборствующих экономических интересов приводит к классовому противостоянию. Чтобы сохранить целостность общества, умерить столкновения, поддержать равновесие и порядок, требуется вышестоящая сила. Эта сила и есть государство. Оно, с одной стороны, имеет общественную природу, с другой – возвышается над обществом, самоотчуждается от него.

Принципиальное отличие государства от родоплеменной системы лежит в разделе подданных по территориальному фактору. Стержнем родовой общины была связь всех ее членов с определенной территорией. Развитие хозяйства и экономических связей привело к росту мобильности людей, а это, в свою очередь, лишило практического смысла родоплеменной организации. Теперь люди могли сами реализовывать свои гражданские права и обязанности в местах их проживания, без привязки к родовой общине.

Характерным свойством государства является публичная власть, цель которой — удержание в подчинении всего населения. Обязательными атрибутами публичной власти, которая существует в любом государстве, выступают вооруженные люди и различные институты принуждения, чего не было в родоплеменной общественной системе.

Сила и могущество публичной власти увеличиваются тогда, когда, с одной стороны, обостряется классовое противостояние в обществе, с другой – происходит рост территории и населения государств. Реализация публичной власти невозможна без взимания налогов с населения. Развитие общества и государства приводит к тому, что налогов становится недостаточно. В результате, возникают государственные займы и долги.

Государственные чиновники, обладающие публичной властью и правом на сбор налогов, выступают в роли органов, стоящих над всем обществом. Их неприкосновенность обеспечивается силой и авторитетом государственных законов.

Государство изначально является той машиной, которая требуется для поддержания баланса между противоборствующими общественными классами. Общие законы развития делают государство, по сути, инструментом, позволяющим самому могущественному экономическому классу господствовать в обществе, применяя передовые средства подавления и эксплуатации угнетенных слоев населения.

Так, в античное время государство было машиной подавления рабов их владельцам. При феодальном строе государство помогало дворянам подчинять своей воле крепостных крестьян. Что касается государства Нового времени, то здесь оно выступало в качестве инструмента эксплуатации наемных работников капиталистами.

И все же в истории человечества можно выделить ряд периодов, когда власть обладала определенной автономией и непредвзятостью по отношению к борющимся общественным классам. Это было обусловлено достижением баланса сил в процессе классовой борьбы. Так было во времена расцвета абсолютных монархий в 17-18 веках, когда государство уравновешивало дворянство и буржуазию.

Как показывает историческое развитие большинства государств, фактические права граждан во многом были обусловлены их материальным (имущественным) статусом. Это делало государство организацией, защищающей имущий класс от посягательств со стороны класса неимущего. В античном мире это было вызвано разделением граждан на имущественные категории. Во времена средневекового феодализма основное влияние на государство и власть имели те, кто владел землей. В период Нового времени выборы в верховные государственные органы базировались на избирательном цензе.

Демократическая республика, которая является высшей формой государства, формально не предполагает влияния факторов имущественного различия. На практике капитал не воздействует на власть напрямую. Это происходит, как правило, в виде взяток чиновникам, а также в виде неофициальных союзов между правительством и крупным бизнесом.

Приверженцы материалистической теории полагают, что во второй половине 19-го столетия общество начало подходить к новому этапу производственного развития, не предполагающему наличия противоборствующих классов. Их существование в новой формации препятствует дальнейшему развитию производительных сил, которые теперь вступают в противоречие с производственными отношениями. Как следствие, классовый характер общества исчезает посредством социальной революции. В результате, исчезает и государство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *