Сестринский процесс в психиатрии

Сестринский процесс в психиатрии

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие психоза

Психозы — выраженное расстройство психики, проявляющееся полностью или преимущественно резким неадекватным отражением окружающей действительности с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, что проявляется нарушением поведения и возникновением не свойственных нормальной психике явлений (галлюцинаций, бреда, психомоторных, аффективных расстройств, помрачения сознания и др.).

Различают острые и хронические психозы.

Острые психозы протекают преимущественно по типу острых экзогенных реакций. Возможность острого начала эндогенных психозов остается дискуссионной. Считается, что в большинстве случаев при этом имеет место экзогенная провокация эндогенного заболевания.

Хронические психозы характеризуются многолетним, чаще всего прогрессирующим течением, с образованием дефекта психики в первую очередь в мышлении и эмоционально личностной сфере.

Неотложной медицинской помощи требуют острые (в т.ч. внезапно развившиеся) расстройства психики (бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение и др.), сопровождающиеся неправильной оценкой и трактовкой происходящего, нелепыми поступками, когда действия больного становятся опасными для него и окружающих.

2. Сестринский процесс в психиатрии

Сестринский процесс предусматривает достижение определённых целей в оказании помощи лицам с психическими отклонениями и условно можно выделить 5 этапов.

Первый этап включает в себя сбор анамнеза, физическое обследование, лабораторные данные. Медицинская сестра собирает информацию о пациенте, исследуя все сферы его жизни, и определяет потребность в уходе. Важным аспектом в работе медицинской сестры психиатрического профиля является наблюдение. Общаясь, медсестра обращает внимание на поведение пациента (естественное или наигранное), выражение его лица, интонацию, позу, а также психопатологические расстройства восприятия, мышления, эмоций, сознания, памяти, интеллекта. Сбор информации позволит определить может ли пациент функционировать как независимый человек или он нуждается в посторонней помощи.

На втором этапе определяют проблемы пациента. Различают существующие проблемы, которые пациент переживает в настоящее время (тревога, страх, боль) и потенциальные, которые могут возникнуть при неправильном лечении либо уходе. Важной задачей этого этапа является формулировка сестринского диагноза, который нацелен на выявление ответных реакций организма на заболевание и может быть записан как боль, слабость, беспокойство, тревога, нарушение сна и требующий вмешательства медсестры.

На третьем этапе медсестра составляет план сестринского вмешательства, учитывая индивидуальные особенности пациента. Он представляет собой подробное перечисление действий медицинской сестры, необходимых для осуществления сестринского ухода. Медицинская сестра должна четко представлять себе, личность пациента, его окружение (семья, родственники) и какие цели и задачи она ставит перед собой, чтобы помочь пациенту адаптироваться к новым для него условиям в связи с болезнью.

Четвёртый этап — реализация плана действий. Основной его целью является обеспечение соответствующего ухода согласно составленному плану для удовлетворения потребностей пациента и его быстрейшего выздоровления. Осуществляется он с помощью независимых сестринских вмешательств, когда медсестра предпринимает действия по собственной инициативе (обучение навыкам самоухода и др.), зависимых (предписания врача) и взаимозависимых (совместная деятельность медсестры с другими специалистами, например психологом).

5 этап — оценка результатов ухода. Он заключается в определении эффективности проведенной работы самой медсестрой, пациентом и его родственниками. При анализе результатов ухода оценивается психический, соматический и социальный статус больного и при необходимости пересматривает план сестринских мероприятий с учетом отзыва пациента о полученной помощи.

Медсестра психиатрической помощи, в сравнении с другими сотрудниками лечебного учреждения, проводит больше всего времени с пациентом, в совершенстве знает его переживания, которые связаны как с заболеванием, так и социальными и другими проблемами. Качественный сестринский уход возможен только в случае партнерского отношения между пациентом и ухаживающим персоналом. Необходимый для лечения базис доверия возникает, когда сестра проявляет себя как настоящая личность, принимает пациента таким, как он есть, без оценок, проявляет к пациенту интерес и пытается его понять. Могут возникнуть проблемы, если пациент доверяет медсестре важную информацию, о которой он больше никому не говорил. В этом случае сестра должна дать понять пациенту, что подобные исключительные отношения не допускаются.

В соответствии с этапами сестринского процесса сестра имеет схему для принятия решений и разрешения проблем пациента при оказании сестринской помощи. Диагноз медицинской сестры — неотъемлемая часть ее деятельности.

Возможные сестринские диагнозы психиатрических пациентов:

1. Нарушенная адаптация

2. Безнадежность.

3. Изменение восприятия: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного.

4. Нарушение самооценки.

5. Нарушение способности к самоанализу, самонаблюдению и самопознанию.

6. Нарушенное общение.

7. Социальная изоляция.

8. Стрессовый синдром и т.д.

Уход за больными с психическими отклонениями имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего, необходимо учитывать, что медсестра имеет дело с человеком, который в силу заболевания не может контролировать свои эмоции и действия. Поэтому ухаживающий персонал за психически больным пациентом должен быть постоянно начеку, чтобы предотвратить возникновение возможных приступов агрессии или припадка. Нельзя обойтись также без таких качеств как терпение, бдительность и находчивость, так как в лечении психических заболеваний очень важно вовремя оказать необходимую помощь и уметь правильно реагировать в сложившейся ситуации. Уход за больными должен состоять не только из физической, но и из моральной поддержки. Поэтому сестра, ухаживающая за психически больным человеком, обязана быть вежливым, приветливым, ласковым и участливым человеком. При уходе за больными с психическими заболеваниями следует учитывать, что многие из них не могут самостоятельно обслужить себя. Больному необходимо оказывать постоянную помощь в решении, казалось бы, самых простых вопросов: помыться, одеться, поесть и даже встать с постели.

Прием пищи должен проходить регулярно. Так как люди с нарушением психики тратят много энергии, им необходимо разнообразное питание. Больному человеку следует давать еду небольшими порциями, следя, чтобы он не поперхнулся. При расстройствах глотания предпочтительно давать жидкую пищу.

Следует следить за графиком приема пищи больного, выдачей лекарственных препаратов, наблюдать за состоянием кожи. Это особенно важно в случаях, когда больной не встает с постели. Желательно коротко остричь ему волосы. Необходимо ежедневно менять белье больного и помогать принимать гигиенические ванны. Уход за больными также включает систематическое вождение пациентов в туалет.

Уход за больными включает наблюдение приема лекарственных препаратов.

Нужно внимательно следить, чтобы пациент сразу принимал лекарства, которые ему дают. Некоторые больные могут собирать лекарство для того чтобы выпить все сразу, что может привести к отравлению. Обязательно убирают и запирают все острые предметы, лекарства и бытовую химию от человека с психическими отклонениями. Медсестра должна следить за ключами от палаты и отделения. Особенно внимательно нужно следить за больными находящимися в депрессивном состоянии, с суицидальными наклонностями, галлюцинациями или белой горячкой. Такие люди могут попытаться закончить жизнь самоубийством.

В психиатрическом отделении установлен обязательный для всех распорядок дня с точно фиксированным временем утреннего подъема, приема пищи, лекарств и других лечебных процедур, прогулок, трудотерапии, культурных развлечений, отхода ко сну. Медицинские сестры уделяют пристальное внимание организации лечебно-охранительного режима в отделении. Режим способствует нормализации поведения больных, восстановлению часто нарушенного у них ритма сна и бодрствования. Ночной сон больных должен продолжаться 8—9 ч, послеобеденный отдых — не менее 1 ч; пищу больные принимают 4 раза в день. Длительность лечебного труда зависит от профиля отделения и состояния больных. Больные еженедельно принимают гигиеническую ванну, после чего им меняют постельное и нательное белье. Больным в состоянии психомоторного возбуждения, а также соматически ослабленным, неопрятным, ступорозным назначается постельный режим. Как правило, таких больных помещают в наблюдательную палату или в специальную палату для слабых больных. Лекарства выдаются средним медицинским персоналом строго по назначению врача. Разовая доза медикаментов должна быть принята в присутствии медицинской сестры. В противном случае возникает опасность накопления и приема лекарств, в суицидальных целях. При накладывании повязок, компрессов также необходимо следить, чтобы больной не собирал бинтов и марли, так как их тоже можно использовать для самоубийства. Если нет специальных противопоказаний, то больных регулярно, не реже одного раза в день, выводят на прогулку под руководством и наблюдением персонала. Список больных для прогулки визирует врач.

Медсестра обязана знать число больных, выводимых на прогулку. Во время прогулки особое внимание уделяется больным со склонностью к побегу и суициду. Те же правила соблюдаются при сопровождении больных в лечебно-трудовые мастерские, на наружные работы, в клуб и другие помещения. Неотъемлемой частью сестринского процесса, является профилактика возникновения психозов у пациентов, мероприятия по организации четкого режима, а также труда и отдыха пациентов, важная задача медицинской сестры.

3. Сестринское обследование пациента

Острые расстройства психики выявляют, прежде всего, во время беседы с пациентом, в ходе которой определяют тактику ведения больного.

Основные задачи такой беседы:

* установление первоначального контакта;

* налаживание доверительных отношений между медработником и пациентом;

* определение диагноза на синдромальном уровне;

* разработка плана оказания медицинской помощи и дальнейшей тактики.

Правильная психотерапевтическая тактика, проводимая медсестрой в отношении больного с острым психозом, иногда может заменить медикаментозную помощь или, во всяком случае, явиться крайне важным к ней дополнением. Есть несколько условий, которых следует придерживаться:

* при беседе с напряженным бредовым больным не делать при нем какие-либо записи, не отвлекаться на других больных, ни в коем случае не показывать больному свой страх перед ним;

* вести себя доброжелательно по отношению к больному, не допуская ни грубости, ни фамильярности, которые могут вызвать реакцию раздражения; лучше обращаться к нему на “Вы” и соблюдать “дистанцию”, не обижающую больного;

* не начинать разговор с расспросов о болезни, лучше задать несколько формальных или “успокаивающих” вопросов, поговорить “о том, о сем”;

* продемонстрировать пациенту свое желание и готовность помочь ему; не спорить и не разубеждать его; не следует, однако, безоглядно соглашаться со всеми его высказываниями и тем более подсказывать возможные ответы на вопросы, носящие бредовой характер;

* не обсуждать с другими в присутствии больного его состояние;

* ни на одну минуту не терять “психиатрической бдительности”, т.к. поведение больного в любой момент может резко измениться около него не должно быть предметов, пригодных для нападения или самоповреждения; не следует позволять ему подходить к окну и т.д.

Заключение

Медсестры основные кураторы пациентов. Они осуществляют основной уход, сопровождают пациентов на прогулки, манипуляции, обучают пациентов навыкам самообслуживания, т.е. проводят свое рабочее время с пациентом с целью выявления его проблем, контроля за динамикой его психического состоянии, оказывают больным помощь в адаптации к условиям жизни. То есть функции медсестры не ограничиваются выполнением сестринских манипуляций, а включают в себя элементы медицинской, социальной, психолого-педагогической работы.

Сестринский процесс несёт новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от неё не только наличия хорошей техники подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с ним как с личностью, а не как с нозологической единицей. Постоянный контакт с пациентом делает медсестру психиатрического профиля основным звеном между больным и внешним миром. Задача медсестры состоит в выяснении его беспокойств и помощи в устранении его недуга.

Таким образом, при работе с психическими больными важна постоянная бдительность, выдержка, терпение, находчивость, чуткое, ласковое отношение и строго индивидуальный подход к больным со стороны медицинской сестры.

психоз сестринский лечебный клиника

Список литературы

1. Голенков А.В., Аверин А.В. Сестринский процесс в психиатрии: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. 200 с.

2. Голенков А.В., Козлов А.Б., Аверин А.В. и др. // Медицинская сестра. 2003. № 1. С. 6-9.

5. Психические расстройства: Учеб. пособие. /Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.М. Перфильевой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 72 с.

6. Сестринский процесс: Учеб. пособие. /Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.М. Перфильевой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 80 с.

Размещено на Allbest.ru

Сестринский уход в психиатрии

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10

Задача №71

Больной В., 37 лет, слесарь. Три дня назад появилась непонятная тревога, беспокойство. Казалось, что его комната наполнена народом, какие-то люди из-за стены кричат, угрожают убить, зовут «пойти выпить». Ночью не спал, видел, как из-под кровати ползет чудовище с рогами и сверкающими глазами, по комнате бегают серые мыши, полусобаки-полукошки, слышал стук в окно, крики о помощи. В страхе выбежал из дома и бросился в отделение милиции, спасаясь от «преследования». Оттуда и был доставлен в психиатрическую больницу. В стационаре возбужден, особенно в вечернее время, рвется к дверям, к окнам. При беседе внимание на теме разговора сосредоточивает с трудом, дрожит, с тревогой осматривается по сторонам. Внезапно начинает стряхивать с себя что-то, говорит, что стряхивает ползающих по нему насекомых, видит перед собой «кривляющиеся рожи», показывает на них пальцем, громко смеется. Не может ответить, какое сейчас время года, где находится, который час, свое имя, фамилию, возраст называет правильно.

Задания:

Задание №1. Сестринский диагноз и его обоснование.

Задание №2. Роль медицинской сестры в диагностике данного заболевания.

Задание №3. План сестринского ухода при данном заболевании.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Используя сведения, полученные из медицинской документации, от больного и его близких, формулируем вывод об имеющихся психических нарушениях, устанавливаем сестринский диагноз.

У пациента делириозное расстройство сознания, вероятнее всего на фоне алкоголизма.

Обоснование.

1. Наличие истинных галлюцинаций, преимущественно зрительных, слуховых, которые сопровождаются бредом преследования, страхом, психомоторным возбуждением.

2. Поведение больного соответствует его галлюцинаторно-бредовым переживаниям.

3. В собственной личности пациент ориентирован правильно, в месте и времени дезориентирован.

4. Усиление галлюцинаций и возбуждения в вечернее и ночное время, отсутствие сна, тревога.

Задание №2

Роль медсестры в диагностике данных нарушений заключается в оценке психического состояния пациента (описание психического статуса) с целью определения проблем, которые могут возникнуть у больного вследствие психического состояния, из-за побочного действия лекарств, требующие внимания медицинского персонала в первую очередь и тактики сестринского ухода, а также сбора информации, которую пациент может не рассказать врачу.

Пациент возбужден, тревожен, беспокоен. В собственной личности ориентирован правильно, в месте и времени дезориентирован. Рассказывает, что его комната «наполнена народом, какие-то люди из-за стены кричат, угрожают убить, зовут пойти выпить… по комнате бегают серые мыши, полусобаки-полукошки…».

Проблемы пациента

Психомоторное возбуждение; Опасность для себя и окружающих, возможность травм и ранения; Галлюцинации; Отсутствие сознания болезни; Отказ от приема лекарств и выполнения назначен; Возникновение пролежней, риск гипостатической пневмонии, Повышение АД; Понижение АД; Повышение температуры; Тахикардия;

Бессонница; Дезориентировка; Риск отека мозга; Риск острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Задание №3

1. Выполнение назначений врача – для улучшения психического состояния, максимально быстрого выздоровления или достижения ремиссии, предотвращение осложнений.

2. Вызов дежурного врача – необходим для уточнения диагноза, определения причин болезни и способов лекарственного лечения делирия, определения дальнейшей тактики ведения больного.

3. Фиксация больного — для выполнения необходимых назначений, а также предотвращения опасного для самого больного и окружающих поведения.

4. Постоянное наблюдение за больным необходимо для того, чтобы обнаруживать изменения в соматическом и психическом состоянии для своевременного выявления осложнений и побочных эффектов терапии.

5. Оценивать ритм дыхания, следить за частотой пульса, измерять АД и температуру необходимо для своевременного выявления коллапса, начинающейся пневмонии, отека мозга, сердечно-сосудистой недостаточности.

6. Наблюдение за фиксированным больным необходимо для соблюдения рекомендуемого временем иммобилизации, предотвращения появления пролежней.

7. Во избежание пролежней и гипостатической пневмонии в дневное время больной должен поворачиваться в постели, садиться, самостоятельно пить, возможно, вставать и ходить в туалет в сопровождении персонала.

8. Следует измерять количество жидкости, выпитой и введенной в виде растворов, а также объем мочи, следить, чтобы не возникало задержки жидкости или обезвоживания.

ЗАДАЧА №72

Больная К., 17 лет. Болеет с подросткового возраста. Неоднократно лечилась в психиатрической больнице. Данное поступление связано с неправильным поведением, расторможенностью. В отделении больная в присутствии других людей и, особенно врачей-интернов мужского пола, ложится в кровать, задирает халат, голыми ногами болтает в воздухе. В ответ на замечание медсестры дерзко заявляет: «А что тут такого? Пусть смотрят…». Постоянно гримасничает, морщит лоб, закрывает глаза, хмурит брови. Внезапно, без видимой причины, разражается бессмысленным смехом, вскакивает, совершает импульсивные действия, прислушивается, иногда заявляет, что за ней ведется наблюдение из космоса, «сам Бог дает мне советы…». Бывает возбуждена, агрессивна. На свидании с родителями неприветлива, холодна, раздражительна. Принесенные ими продукты тут же съедает, кроме того, пытается выхватить пищу у других больных.

При беседе с врачом неоткровенна, на вопросы отвечает формально и уклончиво. Просит отпустить ее домой, но упорства в просьбах о выписке не проявляет, хотя и считает себя психически здоровой. Находясь в больнице более 2-х месяцев, не делает попытки разобраться в причинах стационирования. Не беспокоится из-за прерывания учебы в колледже: «Ничего нет особенного. Все равно переведут на другой курс». При свидании с родственниками не проявляет никакой радости.

Задания:

Задание №1. Сестринский диагноз и его обоснование.

Задание №2. Роль медицинской сестры в диагностике данного заболевания.

Задание №3. План сестринского ухода при данном заболевании.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Используя сведения, полученные из медицинской документации, от больного и его близких, формулируем вывод об имеющихся психических нарушениях, устанавливаем сестринский диагноз.

У пациентки гебефренный синдром, синдром эмоционально-волевых нарушений, галлюцинаторно-параноидный синдром. Такие расстройства психики могут быть при шизофрении.

Обоснование.

1. Безразличное отношение к родителям, к создавшейся ситуации, к перспективам на будущее, гиперсексуальность, злобность, недоступность больной контакту, дурашливость.

2. Больная гримасничает, нелепо смеется. Мимика не соответствует характеру эмоций (парамимия).

3. Наличие псевдогаллюцинаций, преимущественно слуховых, которые сопровождаются бредом преследования, психомоторным возбуждением.

4. Поведение больной соответствует ее галлюцинаторно-бредовым переживаниям.

Задание №2

Роль медсестры в диагностике данных нарушений заключается в оценке психического состояния пациента (описание психического статуса) с целью определения проблем, которые могут возникнуть у больного вследствие психического состояния, из-за побочного действия лекарств, требующие внимания медицинского персонала в первую очередь и тактики сестринского ухода, а также сбора информации, которую пациент может не рассказать врачу.

Пациентка гримасничает, морщит лоб, закрывает глаза, хмурит брови. Внезапно, без видимой причины, разражается бессмысленным смехом, вскакивает, совершает импульсивные действия, прислушивается, иногда заявляет, что за ней ведется наблюдение из космоса, «сам Бог дает мне советы…». На свидании с родителями неприветлива, холодна, раздражительна. Принесенные ими продукты тут же съедает, кроме того, пытается выхватить пищу у других больных. При беседе с врачом неоткровенна, на вопросы отвечает формально и уклончиво. Временами возбуждена, агрессивна. В месте и времени и собственной личности ориентирована правильно. Критика нарушена.

Проблемы пациента

Психомоторное возбуждение; Опасность для себя и окружающих, возможность травм и ранения; Галлюцинации; Эмоциональное снижение, неадекватность; Отсутствие сознания болезни; Отказ от приема лекарств и выполнения назначений; Нарушение влечений, Гипобулия, парабулия; Нарушение питания.

Задание №3

1. Выполнение назначений врача – для улучшения психического состояния, максимально быстрого выздоровления или достижения ремиссии, предотвращение осложнений.

2. Постоянное наблюдение за поведением больной.

В течение дня необходимо несколько раз беседовать с больной и поддерживать попытки больной рассказать о своих переживаниях для того, чтобы обнаруживать изменения в соматическом и психическом состоянии для своевременного выявления осложнений и побочных эффектов терапии.

3. Описать в журнале наблюдения высказывания больного, так как он может не рассказать врачу о своем состоянии.

4. Оценивать ритм дыхания, следить за частотой пульса, измерять АД и температуру необходимо для своевременного выявления коллапса, нейролептического синдрома.

5. Вызов дежурного врача – необходим для уточнения диагноза, определения причин болезни и способов лекарственного лечения возбуждения, определения дальнейшей тактики ведения больного.

6. Фиксация больного (при возбуждении по согласованию с врачом) – для выполнения необходимых назначений, а также предотвращения опасного для самого больного и окружающих поведения.

В случае фиксации пациентки установить наблюдение за больным для соблюдения рекомендуемого времени иммобилизации, предотвращения появления пролежней.

7. Следить за приемом пищи, медикаментов, выработать у больного правильное отношение к приему медикаментов.

8. По возможности (по мере улучшения психического состояния) привлекать пациентку к занятиям в психосоциальной группе, где она получит информацию о проявлениях психических расстройств и способах адаптации к ним.

Задача №73

Больная А., 1994 г. рождения. Наследственность не отягощена. В возрасте 5 лет у больной появились состояния, которые протекали с потерей сознания, судорогами в отдельных мышечных группах, резким цианозом лица. С возникновением подобных состояний начала отставать в умственном развитии, изменилась по характеру: стала крайне раздражительна, капризна, часто плакала. Затем появились состояния с потерей сознания с тоническими и клоническими судорогами, с прикусом языка и испусканием мочи. Такие состояния наступали 2-3 раза в месяц.

Психическое состояние в настоящее время: Больная очень подвижна, суетлива, мстительна. Аффекты продолжительны и вязки. Наблюдаются периодические наступления тоскливо-злобного настроения, которые внезапно проявляются и так же внезапно проходят. Остальное время больная занята только собой. Проявляет большой интерес к своему здоровью, постоянно говорит о нем, имеет привязанность к своим вещам. Чрезмерно аккуратна, пунктуальна, ласкова, угодлива. Речь замедленна. В разговоре чрезвычайно обстоятельна, застревает на мелочах, с большим трудом подбирает слова, использует одни и те же обороты.

Состояния с потерей сознания с тоническими и клоническими судорогами, с прикусом языка и испусканием мочи наступают 2-3 раза в месяц.

Задания:

Задание №1. Сестринский диагноз и его обоснование.

Задание №2. Роль медицинской сестры в диагностике данного заболевания.

Задание №3. План сестринского ухода при данном заболевании.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Используя сведения, полученные из медицинской документации, от больного и его близких, формулируем вывод об имеющихся психических нарушениях, устанавливаем сестринский диагноз.

У пациентки отмечаются психические нарушения на фоне эпилепсии (своеобразные изменения личности, вязкое, тугоподвижное мышление, не могут выделить главного от второстепенного, конфликтность, слащавость, эгоцентризм, мстительность, склонность к дисфории, интеллектуальное снижение).

Обоснование

· Данные анамнеза приступы с потерей сознания, судорогами с 5 лет и в настоящее время 2-3 раза в месяц, судороги сопровождаются прикусом языка, непроизвольным мочеиспусканием.

· Отставала в умственном развитии, изменилась по характеру: стала крайне раздражительна, капризна, часто плакала.

· В настоящее время очень подвижна, суетлива, мстительна. Наблюдаются периодические наступления тоскливо-злобного настроения, которые внезапно проявляются и так же внезапно проходят. Больная проявляет большой интерес к своему здоровью, постоянно говорит о нем, имеет привязанность к своим вещам. Чрезмерно аккуратна, пунктуальна, ласкова, угодлива. Речь замедленна. В разговоре чрезвычайно обстоятельна, застревает на мелочах, с большим трудом подбирает слова, использует одни и те же обороты.

Задание №2

Роль медсестры в диагностике данных нарушений заключается в оценке психического состояния пациента (описание психического статуса) с целью определения проблем, которые могут возникнуть у больного вследствие психического состояния, из-за побочного действия лекарств, требующие внимания медицинского персонала в первую очередь и тактики сестринского ухода, а также сбора информации, которую пациент может не рассказать врачу.

Больная очень подвижна, суетлива, мстительна. Аффекты продолжительны и вязки. Наблюдаются периодические наступления тоскливо-злобного настроения, которые внезапно проявляются и так же внезапно проходят. Остальное время больная занята только собой. Проявляет большой интерес к своему здоровью, постоянно говорит о нем, имеет привязанность к своим вещам. Чрезмерно аккуратна, пунктуальна, ласкова, угодлива. Речь замедленна. В разговоре обстоятельна, застревает на мелочах, с большим трудом подбирает слова, использует одни и те же обороты.

Проблемы пациента

Психомоторное возбуждение; Опасность для себя и окружающих; возможность травм и ранения; Эмоциональная лабильность; Склонность к дисфории; Отсутствие сознания болезни; Отказ от приема лекарств и выполнения назначений; Нарушение влечений; Гипобулия, Парабулия.

Задание №3

1. Выполнение назначений врача – для улучшения психического состояния, максимально быстрого выздоровления или достижения ремиссии, предотвращение осложнений.

2. Постоянное наблюдение за поведением больной.

В течение дня необходимо несколько раз беседовать с больной для того, чтобы обнаруживать изменения в соматическом и психическом состоянии для своевременного выявления осложнений и побочных эффектов терапии.

3. Оценивать ритм дыхания, следить за частотой пульса, измерять АД и температуру необходимо для своевременного выявления побочного действия лекарств.

4. Вызов дежурного врача – необходим для уточнения диагноза, определения причин болезни и способов лекарственного лечения возбуждения, определения дальнейшей тактики ведения больного.

5. Следить за приемом пищи, медикаментов, выработать у больного правильное отношение к приему медикаментов.

6. Привлекать пациентку к занятиям в психосоциальной группе, где она получит информацию о проявлениях психических расстройств и способах адаптации к ним.

7. Во время беседы не перебивать пациентку, при необходимости мягко направить в нужное русло.

ЗАДАЧА №74

Больной Б., 28 лет, преподаватель математики, обратился к врачу с жалобами на периодические головные боли, усиливающиеся при умственной работе, чувство постоянной слабости и повышенную утомляемость. Выполнение обычной работы стало требовать большого напряжения, духовных и физических сил. Утром трудно заставить себя встать с постели, взяться за обычное дело. Садится за книги, но, прочитав полстраницы, замечает, что механически пробегает глазами по строчкам, а мысли где-то далеко.

Ко второй половине рабочего дня «врабатывается», голова становится более свежей, но к вечеру чувствует себя совершенно разбитым. За последнее время стал раздражительным, утратил обычную сдержанность. Во время урока грубо прикрикнул на ученика, после чего тут же внутренне раскаялся, долго не мог успокоиться, представлял себе возможные неприятные последствия после этого поступка. Дома все выводит из себя, раздражает шумная возня пятилетней дочки. Однажды даже ударил ее и сам расстроился до слез, просил у нее прощения. Раздражает даже прикосновение к телу одежды: «Чувствую себя так, будто на мне власяница». Во время беседы с врачом волнуется, покрывается красными пятнами, голос дрожит, на глаза навертываются слезы. Стесняется этого, старается скрыть свое волнение. Склонен к пессимистической оценке будущих результатов лечения.

Задания:

Задание №1. Сестринский диагноз и его обоснование.

Задание №2. Роль медицинской сестры в диагностике данного заболевания.

Задание №3. План сестринского ухода при данном заболевании.

Задание №4. Выполните практическую манипуляцию.

Эталон ответа:

Задание №1

Используя сведения, полученные из медицинской документации, от больного и его близких, формулируем вывод об имеющихся психических нарушениях, устанавливаем сестринский диагноз.

У пациента астено-невротический синдром, невротическая депрессия, такое расстройства психики может быть при неврозах.

Обоснование

· Симптом раздражительной слабости, головные боли, усиливающиеся при умственной работе, чувство постоянной слабости, повышенная утомляемость.

· Раздражительность. Эмоциональная лабильность. Склонен к пессимистической оценке будущих результатов лечения.

· Сохранено критическое отношение к состоянию.

Задание №2

Роль медсестры в диагностике данных нарушений заключается в оценке психического состояния пациента (описание психического статуса) с целью определения проблем, которые могут возникнуть у больного вследствие психического состояния, из-за побочного действия лекарств, требующие внимания медицинского персонала в первую очередь и тактики сестринского ухода, а также сбора информации, которую пациент может не рассказать врачу.

Внешне опрятен, волосы чистые. Контакту доступен. Ориентирован правильно. Эмоционально лабилен. Предъявляет жалобы на раздражительность, головные боли, усиливающиеся при умственной работе, чувство постоянной слабости, повышенную утомляемость. Раздражает даже прикосновение к телу одежды: «Чувствую себя так, будто на мне власяница». Во время беседы с врачом больной волнуется, покрывается красными пятнами, голос дрожит, на глаза навертываются слезы. Стесняется этого, старается скрыть свое волнение. Склонен к пессимистической оценке будущих результатов лечения. Критика сохранена.

Проблемы пациента

— тревога, депрессия;

— снижение активности;

— изменение отношения к работе;

— отсутствие аппетита;

— нарушение сна;

— снижение самооценки;

Задание №3

1. Выполнение назначений врача – для улучшения психического состояния, максимально быстрого выздоровления или достижения ремиссии, предотвращение осложнений.

2. Побеседовать с пациентом, дать ему возможность выговориться, рассказать о психотравмирующем переживании. Помочь выработать адекватное отношение к проблемам, которые невозможно решить полностью.

3. Создать условия с низким уровнем раздражителей (неяркое освещение, отсутствие шума).

4. Вовлечь больного в лечебный процесс в качестве активного и сознательного его участника.

5. Поддержать и укрепить чувство самоуверенности.

6. Обучить приемам, позволяющим противостоять стрессу.

7. Обучить приемам психофизической саморегуляции методом релаксации.

8. Изменить отношение больного к его образу жизни (соблюдать режим труда и отдыха, рационально питаться, ограничение или полный отказ от вредных привычек).

9. Обучить членов семьи, друзей, коллег приемам социальной поддержки.

10. Привлекать пациента к занятиям в психосоциальной группе, где она получит информацию о проявлениях психических расстройств и способах адаптации к ним.

Физиотерапия

Задача №75

Больному 45 лет. Диагноз: Ишемическая болезнь сердца.

Задания:

Задание № 1. Задачи физиотерапии.

Задание № 2. Какие физические факторы показаны при данном заболевании.

Задание № 3. Укажите дозировку и методику проведения процедур.

Эталон ответа:

Задание №1

Задача физиотерапии: нормализовать функциональное состояние нервной системы, усилить тормозные процессы, улучшить кровообращение и обмен веществ. Процедуру проводят в положении сидя на деревянном стуле.

Задание №2

Из средств физиотерапии показаны: электросон по глазнично-сосцевидной методике, время воздействия 20 – 30 мин. Гальванизацию и лекарственный электрофорез по общей, сегментарной методикам и на область сердца, использую сосудорасширяющие и обезболивающие препараты, время воздействия 10 – 15 мин.

Магнитотерапия на область проекции нижнешейных и верхнегрудных вегетативных ганглиев, время воздействия 10 – 15 мин.

Задание № 3

Лазерная терапия воздействуют на поля: середина левой грудино-ключично-сосцевидной мышцы, второе межреберье справа и слева от грудины, верхушка сердца, паравертебрально в межлопаточной области слева, время воздействия 10 мин. Дарсонвализация зон гипералгезии контактно, время воздействия 10 мин.

Задача №76

Больной 30 лет. Диагноз: Гипертоническая болезнь I-II стадии.

Задания:

Задание № 1. Задачи физиотерапии.

Задание № 2. Какие физические факторы показаны при данном заболевании.

Задание № 3. Укажите дозировку и методику проведения процедур.

Эталон ответа:

Задание №1

Задача физиотерапии: расширить венечные сосуды, улучшить циркуляцию крови в них, нормализовать реактивность НС, блокировать влияние патологических рефлексов.

Задание №2

Из средств физиотерапии показаны: Электрофорез брома или брома и кофеина на воротниковую зону, время воздействия 15-20 мин., электрофорез платифиллина, папаверина, эуфиллина, магния, но-шпы по общей методике Вермеля, время воздействия 15-20 мин. Электросон по глазнично-сосцевидной методике частота импульсов будет зависеть от состояние нервно-психической деятельности, время воздействия 30-60 мин.

Задание №3

Дарсонвализация задней поверхности шеи, методика дистанционная лабильная, время воздействия 10мин. КВЧ-терапия на заднюю поверхность шеи, ППМ 10 мВ/см2. Ванны хвойные, кислородные, сероводородные, углекислые, радоновые время воздействия 10-15 мин.

Задача №77

Больному 20 лет. Диагноз: Язвенная болезнь желудка.

Задания:

Задание № 1. Задачи физиотерапии.

Задание № 2. Какие физические факторы показаны при данном заболевании.

Задание № 3. Укажите дозировку и методику проведения процедур.

Эталон ответа:

Задание №1

Задача физиотерапии: уменьшение болевого синдрома, восстановление секреторной и моторной функции желудка, улучшение обменных и репоративных процессов, восстановление нейровегетативного статуса. Процедура проводится в положении лёжа. Аппарат включается в сеть за 2-5 мин до проведения процедуры.

Задание №2

Из средств физиотерапии показаны: Гальванический воротник по Щербаку по схеме. Электросон по глазнично- сосцевидной методике частота импульсов будет зависеть от нервно-психического состояния больного, время воздействия 20-30 мин.

Задание №3

Задача №78

Больному 20 лет. Диагноз: Хронический гепатит.

Задания:

Задание № 1. Задачи физиотерапии.

Задание № 2. Какие физические факторы показаны при данном заболевании.

Задание № 3. Укажите дозировку и методику проведения процедур.

Эталон ответа:

Задание №1

Задача физиотерапии: оказать противовоспалительное, обезболивающее, рассасывающего действие, ускорить кровоток, улучшить трофику печёночной ткани, усилить выделение жёлчи в кишечник, предупредить развитие цирроза печени. Процедуру проводят лёжа.

Задание №2

Задание №3

Магнитотерапия интенсивность воздействия 35 мТ, время воздействия 15-20 мин. УЗ-терапия области правого подреберья и области грудных позвонков Тh-5 –Th-10 интенсивность облучения 0,-0,6 Вт/см2. Время воздействия 2-4 мин. Гальванизация и лекарственный электрофорез магния, аминокапроновой кислоты.

ЛФК

Задача №79

Больному 41 год. Диагноз: Инфаркт миокарда мелкоочаговый I кл. тяжести.

Задания:

Задание №1. Задачи ЛФК на стационарном этапе реабилитации.

Задание №2. Двигательный режим.

Задание №3. Что можно рекомендовать из средств ЛФК в этот период?

Эталон ответа:

Задание №1

Задачи ЛФК на данном этапе реабилитации: предупреждение и устранение осложнений, ограничивающих восстановительные мероприятия; нормализация или достижение оптимального для данного состояния; стабилизация основных клинических, инструментальных и лабораторных показателей; формирование адекватной психологической реакции больного; формирование такого уровня физической активности больного, при котором он мог бы обслуживать себя, подниматься по лестнице на один этаж и совершать прогулки до 2-3 км в 2-3 приёма в течение дня без существенных отрицательных реакций.

Задание №2

Режим постельный. Занятия индивидуальные; цель – борьба с гипокинезией, продолжительность 10-12 мин.

Задание №3

Темп выполнения упражнений медленный. Необходимо измерение пульса: при увеличении частоты пульса более чем на 15-20 ударов делают паузу для отдыха.

Задача №80

Больному 12 лет. Диагноз: Сколиоз. Грудного отдела. Миопатического происхождения. Задания:

Задание №1. Задачи ЛФК на стационарном этапе реабилитации.

Задание №2. Двигательный режим.

Задание №3. Что можно рекомендовать из средств ЛФК в этом случае?

Эталон ответа:

Задание №1

Задачи ЛФК на данном этапе реабилитации: создание условий для восстановления правильного положения тела; развитие и увеличение силовой выносливости мышц тела, укрепление мышечного корсета; стабилизация сколиотического процесса, а в ранних стадиях – исправление имеющегося дефекта; обучение навыкам правильной осанки; тренировка мышечно-суставного чувства и координационных возможностей; нормализация функциональных возможностей органов дыхания, ССС и др; повышение неспецифических защитных сил организма ребёнка, улучшение его физического развития; улучшение психоэмоционального тонуса и психосоциальной адаптации ребёнка.

Задание №2

Общая продолжительность занятий 2-3 часа. Упражнения, направленные на коррекцию искривлений позвоночника, лучше проводить в форме индивидуальных занятий

Задание №3

Применяются: физические упражнения общеукрепляющие, специальные, дыхательные, механотерапия, активные игры, некоторые виды спорта. Используется плавание, стрельба из лука.

Стр 1 из 32

После сбора субъективной и объективной информации (1-й этап сестринского процесса) медсестра переходит ко 2-му этапу – постановке сестринского диагноза, ориентируясь на 3 его составляющих: формулировка проблемы, ее этиология и характерные черты. Формулировка проблемы обычно включает краткое описание состояния здоровья пациента (например, спутанность сознания); затем указывают возможные причины проблемы (например, спутанность сознания, обусловленная органическим поражением головного мозга). Называя характерные черты, перечисляют основные симптомы заболевания (например, спутанность сознания вследствие органического поражения головного мозга, проявляющаяся нарушениями ориентации). Проблемы пациента подразделяются на физиологические, психологические, социальные, культурные и потенциальные (возникающие, если не принять специальных мер).

К наиболее распространенным среди пациентов проблемам относятся:

физиологические: недостаточное или избыточное питание; снижение защитных функций; атония кишечника; нарушенная целостность кожных покровов; нарушение речи, памяти, внимания; недостаточная самогигиена; сниженная физическая активность; неэффективное очищение дыхательных путей; ограничение подвижности;

психологические: беспокойство; депрессия; одиночество; потеря независимости; дефицит знаний; нарушение личностной идентификации; низкая самооценка;

социальные: нарушение приспособляемости; социальная изоляция;

культурные: дефицит желания следить за собой (заботы о своем питании); ограничение способности к самообслуживанию (самостоятельно пользование туалетом);

потенциальные: риск аспирации, возникновение пролежней, травм, насилия по отношению к себе или другим лицам, инфекции, судорог, развития дисфории.

Среди причин проблем пациента чаще всего встречаются органические поражения головного мозга и центральной нервной системы; деменция; врожденная слабоумие; аффективные, психопатоподобные и психотические нарушения; судорожный синдром; самото-неврологические заболевания.

Наиболее характерные черты (симптомы) проблем пациента: запор; недержание кала и мочи; метеоризм; пролежни; одышка; судороги; тревожность; подозрительность; лабильность (слабодушие, недержание) эмоций; агрессивное или неадекватное поведение; нарушение формулы сна; бредовые идеи; страхи; нарушение памяти; дисфория; галлюциноз; дезориентация.

После постановки сестринского диагноза переходят к 3 этапу сестринского процесса – планированию сестринского ухода. Медсестра устанавливает приоритеты, формулирует цели (краткосрочные, долгосрочные), осуществляет выбор сестринских вмешательств (независимые, зависимые, взаимозависимые) и разрабатывает план ухода. При этом она консультируется с коллегами, врачами и другими специалистами; чтобы выбрать оптимальную сестринскую стратегию, пользуется сестринскими стандартами.

После составления плана ухода персонал приступает к реализации запланированных сестринских вмешательств, что соответствует 4-му этапу сестринского процесса.

Медсестра вступает в тесный контакт с пациентом, оценивает его память, внимание, интеллект, эмоционально-волевую сферу, знакомит больного с другими пациентами в палате и отделении.

Медсестра определяет также способность пациента ориентироваться в отделении, оценивает состояние его памяти. У больных, как правило, нарушена краткосрочная память. Они не могут запомнить текущие события, дату, время года, место, в котором находятся. Долгосрочная память нарушена в меньшей степени, пациенты способны предоставить некоторые сведения о своей жизни и заболевании. Медсестра показывает больному его палату, несколько раз в течение дня повторяя ее номер; систематически тренирует память больного, показывая ему предмету обихода, выделяя их отличительные черты. Например: «Ваша кровать находится около окна, ваша палата – напротив сестринского поста». Немедикоментозный метод стимуляции памяти требует от медсестры терпения и выдержки. Обычно через 2-3 нед. пациент начинает ориентировать в отделении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *