Происхождение мира и богов кратко

Предлагаем ознакомиться с текстом древнегреческого мифа «Происхождение мира и богов» в изложении Н.А. Куна.

Миф «Происхождение мира и богов» читать онлайн

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос.

Вечный, безграничный, темный Хаос

В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея.

Богиня Земля Гея

Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Мрачный Тартар

Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Беспредельное голубое Небо Уран

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь — океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с одним глазом во лбу — и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипнос — сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады, Немесиду — отмщение за преступления — и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Родословная Богов и Богинь

Крон — всепоглощающее время (хронос — время).

Происхождение мира и богов

Происхождение мира и богов Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, мозаика, XII в.

Это — статья о мифах о сотворении мира. О научной теории происхождения Земли см. История Земли. О теориях возникновения Вселенной см Происхождение вселенной.

Сотворение мира — группа космогонических мифов и преданий в мифологиях и религиях, особенностью которых является наличие демиурга или бога-творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

Термин «сотворение мира» антонимичен по отношению к термину «происхождение Вселенной», используему в современных естественных науках. Это касается как антонимии «сотворение» — «происхождение», так и противопоставления неопределённо-архаичного «мир» космологическому термину «Вселенная».

Древние религии и мифы

В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного, и т. д.

В космогонических (о происхождении мира) и антропогонических (о происхождении человека) мифах выделяется группа сюжетов о сотворении — сотворении мира как земли или вселенной, сотворении мира животного и растительного, сотворении человека, описывающие их происхождение в качестве произвольного акта «сотворения» со стороны высшего существа.

Мифы Древнего Египта

Ра, бог солнца в древнеегипетской мифологии. Основная статья: Мифы Древнего Египта

Мифы Древней Греции

Основная статья: Мифы Древней ГрецииЗевс, один из главных богов древнегреческого пантеона.

Сначала существовал Хаос.

Боги, появившиеся из Неба — Гея Земля, Эрос Любовь, Тартар Бездна, Эреб Мрак и Никта Ночь, боги, появившиеся от Геи — Уран Небо и Понт Море.

Первые Боги породили Титанов.

Мифы Междуречья

Основная статья: Шумеро-аккадская мифология

Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Апсу, тем самым дав начало миру.

Слова Апсу и Тиамат имеют двойственное значение. В мифологии под ними понимали имена богов, но при написании этих слов в «Энума элиш» отсутствует детерминатив DINGIR, означающий «божество», так что, в этом контексте их следует считать скорее природным элементами или стихиями, чем богами.

Зороастризм

По концепции мироздания зороастризма, мир существует на протяжении 12 тысяч лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет. Первый период — предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»). Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населённого «тварями». Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов. Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра. В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века — Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти — творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище. В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвёртого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а всё что останется после этого, обретёт вечную жизнь.

Китай

В Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян — это самый распространённый символ в Китае. Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала — Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь — землёй. Самыми ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие словесность — вэнь (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как изображение человека с татуировкой (иероглиф). К VI в. до н. э. понятие вэнь приобрело значение — слово. Первыми появились книги конфуцианского канона: Книга перемен — Ицзин, Книга истории — Шу цзин, Книга песен — Ши цзин XI—VII вв. до н. э. Также появились и обрядовые книги: Книга ритуала — Ли цзи, Записи о музыке — Юэ цзи; летописи царства Лу: Весна и Осень — Чунь цю, Беседы и суждения — Лунь юй. Список этих и многих других книг был составлен Бань Гу (32-92 гг. н. э.). В книгу История династии Хань он записал всю литературу прошлого и своего времени. В I—II вв. н. э. один из ярких сборников был Изборник — Девятнадцать древних стихотворений. Стихи эти подчинены одной главной мысли — быстротечности краткого мига жизни. В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: Небо и земля жили в смеси — хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Пань-гу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце).

Сикхизм

Современные мировые религии

Основная статья: Сотворение мира в Библии

Иудаизм

«Десять вещей были созданны в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» (Талмуд, Хагига 12а)
Словом Бога сотворены небеса
(Пс.33:6)
«Тот, Кто сказал, — и возник мир»

«Десятью речениями создан мир» (Мишна, Авот 5:1)

Христианство

Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды»

Центральной догмой творения в современном христианстве является лат. Creatio ex Nihilo — «сотворение из ничего», в которой создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте лат. productio totius substantiâ ex nihilo sui et subjecti — переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Бог при этом выступает и первичной причиной существования мира.. В то же время Бог не обязан был творить мир, это был Его свободный выбор, «от преизбытка любви».

Процесс сотворения мира описан в первых трёх главах первой книги Библии — книге Бытия. Большинство христиан верят, что в событиях первой главы Бытия участвовали все три лица Святой Троицы: Бог Отец, не воплотившийся ещё Христос (Бог Слово) и Бог Дух Святой — усматривая в употреблённом Моисеем в Бытии древнееврейском слове Элохим (אלהים) множественное число, а также опираясь на слова евангелиста Иоанна (Ин 1:3). Христианские апологеты и отцы Церкви первого тысячелетия настойчиво повторяют, что «сотворение не есть то же, что рождение», поскольку второе Лицо Троицы должно иметь нетварную природу. Именно в этой тонкости заключается раскол Церкви в IV веке с арианами. Все люди сотворены через двух конкретных людей — Адама и Еву, и никаких других предков у человека нет. Мир был сотворён послушным человеку, гармоничным, осмысленным, как говорит Библия, «хорошо весьма» (Быт 1:31). Несоответствие же с очевидностью истории объясняется в христианстве тем, что Бог даровал сотворённым ангелам и человеку свободу, которую они использовали во зло (Быт 3:1-6).

В католицизме первые главы Бытия понимаются не как буквальное описание процесса творения, а разрешается рассматривать их как аллегорию. Традиционные лютеране также не воспринимают первую главу Бытия буквально. Православные богословы, опираясь на библейскую герменевтику, предписывают понимать здесь под «днём» (евр. «йом») некоторый возможно очень продолжительный смысловой этап творения вселенной.

В современных фундаменталистских и радикально-консервативных течениях в протестантизме и православии есть богословы, которые настаивают на буквальном понимании первых глав книги Бытия: творения мира за 6 суток.

Ислам

Сотворение мира в Коране описывается несколько не так, как в Библии. Ислам не отвергает идею еженедельного праздничного дня, который как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Бог отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению, но праздничным днём считается пятница.

«Господь твой — Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней». «Аль А’раф» (7:54) По мнению современных исследователей Корана, слово «айам», один из переводов которого — «дни», следует толковать как обозначение длительного периода времени, эпохи, а не как «день» (двадцать четыре часа)

«Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса». «Таха» (20:4) Cоздание небес до земли и земли до небес, здесь речь идёт о Творении вообще

«И Аллах взошёл к небу, которое было как дым» «Фусилат» (41:11) «Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединёнными, а потом Мы их разделили?» «Аль-Анбия» (21:30) Cоздание единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг).

«Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути». «Аль-Анбия» (21:33) Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах — для управления днём и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце.

Индуизм

Мир был создан то ли из некоего космического яйца, то ли из первичного тепла, то ли из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела), но в любом случае этому предшествовал некий космический половой акт, хотя и совершенно не ясно, кого с кем. Как написал автор «Гимна о сотворении мира» (часть Ригведы):

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было признака дня или ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону

Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него.

Оплодотворители были. Силы растяжения были.

Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

Откуда это творение появилось:

Может, само создало себя, может, нет —

Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,

Только он знает. А может быть, и он не знает?

Буддизм

Джайнизм

Джайнская мифология содержит подробные сведения о строении мира. Согласно ей, Вселенная включает мир и немир; последний недоступен для проникновения и познания. Мир, по представлениям джайнов делится на высший, средний и низший и весь он состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств. Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других — омерзительные существа чёрного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга. Средний мир состоит из океанов, континетов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решётки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара. Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населённые многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке Вселенной), пребывают сиддхи — освободившиеся души. В джайнизме имеется огромное число божеств, которые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах. В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратится в своё прошлое состояние.

Даосизм

Согласно концепции даосизма, сотворение Вселенной происходит в результате нескольких простых принципов и этапов. В начале была пустота — У-цзи, неизвестное. Из вакуума образуются две основные формы или процесса энергии: Инь и Ян. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют ци — энергию (или колебания) и в конечном счёте всё, что существует.

См. мифы о сотворении мира

  • Апачи/Сотворение мира
  • Австралийские аборигены/Сотворение мира
  • Айну/Сотворение мира
  • Банту/Сотворение мира
  • Зулусы/Сотворение мира
  • Инка/Сотворение мира
  • Эскимосы/Сотворение мира
  • Ирокезы/Сотворение мира
  • Йоруба/Сотворение мира
  • Лакота/Сотворение мира
  • Майя/Сотворение мира
  • Мандинка/Сотворение мира
  • Манси/Сотворение мира
  • Маори/Сотворение мира
  • Масаи/Сотворение мира
  • Навахо/Сотворение мира
  • Оджибва/Сотворение мира
  • Оджибва/Сотворение мира
  • Ороки/Сотворение мира
  • Полинезийцы/Сотворение мира
  • Гавайцы/Сотворение мира
  • Семинолы/Сотворение мира
  • Славяне/Сотворение мира
  • Скандинавы/Сотворение мира
  • Мяо/Сотворение мира
  • Хопи/Сотворение мира
  • Чероки/Сотворение мира
  • Чокто/Сотворение мира
  • Японцы/Сотворение мира

Примечания

См. также

  • Дата сотворения мира
  • Космогония
  • Вселенная
  • Возраст Вселенной
  • Возраст Земли
  • Конец света

Ссылки

Библейский креационизм (на русском)

  • И. А. Жезницкий, «Сотворение мира по Библии»
  • Видео семинар по сотворению мира
  • Библейское описание сотворения с научной точки зрения. Научно-популярный видеоролик

На английском языке

  • П. Берточчи, «Словарь истории идей: „Сотворение мира в религии“»
  • «Коран и Земля» — исламский взгляд на сотворение мира
  • «Понимая эволюцию: история, теория, доказательства и выводы» — различные теории возникновения вселенной
  • Японский миф о сотворении мира
  • Древнескандинавские представления о сотворении мира
  • Представления индейцев Майя о сотворении мира

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса—весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глуби­не родился мрачный Тартар—ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Безгранич­ный Хаос породил вечный Мрак—Эреб и темную Ночь—Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет—Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспре­дельное голубое Небо—Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран—Небо—воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей—могучих, грозных тита­нов— было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь—океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце—Гелиоса, Лу­ну— Селену и румяную Зарю—розоперстую Эос(Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи. Эол бог ветров.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов—циклопов с одним глазом во лбу— и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничего не может устоять, она не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило страшное бремя, заклю­ченное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низ­верг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната — смерть, Эриду—раздор, Апату—обман, Кера—уничтожение, Гипноса — сон с роем мрачных тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду — отомщение за преступления, и множество других. Ужас, раздо­ры, обман, борьбу и несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон. Рождение Зевса. Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу своих детей. Уже пятерых прогло­тил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла его от жестокого отца, а Крону дала проглотить вместо сына длинный камень, заверну­тый в пеленки. Крон не подозревал, что был обманут.

А Зевстем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед Зевсу со склонов высокой горы Дикты. Всякий раз, когда младенец Зевс плакал, юные куреты, охранявшие пещеру, ударя­ли в щиты мечами, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титана­ми. Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет прогло­ченных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону встали и некоторые титаны, а первыми—титан Океан и дочь его Стикс с детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олим­пийцев. Могучи и грозны были их противники. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров и призвать их на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подсту­пали к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содро­гался от этой борьбы. Зевс метал одну за другой огненные молнии и оглушительно рокочущие гро­мы. Пламя охватило всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец титаны дрогнули. Их сила была слом­лена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу встали сторукие великаны—гекатонхейры, чтобы не вырвались на свободу из Тартара могучие титаны.

Борьба Зевса с Тифоном. Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слы­шались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжелыми шагами. Боги содрогнулись от ужаса. Но смело ринулся на Тифона Зевс-громовержец, и начался бой. Вновь засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод сотряслись до основания. Ярким пламенем вспых­нула земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии гро­мовержца Зевса; казалось, что от их огня горит даже воздух. Зевс испепелил все сто голов Тифона. Рухнул он на землю, от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения вулканов; в браке с Эхидной, полуженщиной-полузмеей, он породил двуглавого пса Орфа’, адского трёхглавого пса Кербера (Цербе­ра), Лернейскую гидру и Химеру2.

Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могуще­ственный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон—море, Аид—подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все асе над всеми царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.

Олимп.Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружен­ный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и поднимают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радо­стное лето. А низке клубятся облака, порой закры­вают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Зевс – бог громовержец (бюст IV век до н.э.) Гера – жена Зевса (бюст конца III века до н.э.)

Пируют боги в своих золотых чертогах, постро­енных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса. У трона его

богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Ника. Вот входит величе­ственная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пирше­ственный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идет к золотому трону и садится рядом с Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыль­ях в самые дальние края земли исполнять повеле­ния Геры.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар—пи­щу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. На этих пирах решают боги все дела, на них определя­ют они судьбу мира и людей.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут небо. Разгневается великийЗевс, и страшно поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей—удары грома раска­тятся по всему небу, сверкнет пламенная молния и сотрясется высокий Олимп.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ—защитница правды и враг обмана.

Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры, живущие на Олимпе. Судьба самого Зевса и в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Нет такой силы, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни мойры ведают веления рока. Мойра Клото прядет жизнен­ную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить—и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни челове­ку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумоли­мы великие, суровые мойры.

Есть на Олимпе и богиня счастливой судь­бы—это богиня Тюхэ. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс, сыплет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ. Но как редко это бывает!

Так царит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всем мире.

Основа греческой мифологии.Античную теогонию (происхождение богов) можно свести к следующей схеме: из хаоса (гр. зев, бездна, позже — беспорядок, неразбериха) возник упорядочен­ный мир — космос (гр. — порядок, мир, наряд, украшение, кра­сота), первые боги: Гея (Земля), Никта(Нюкта) (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна), Эрос (Любовь). От Геиродились Уран (Небо) и Понт (Море). Эти боги не имели внешней персонифицированной формы, ассоциировались со стихиями. Хотя здесь представлены три этапа рождения богов (Хаос — Гея — Уран и Понт), их аморф­ность настолько велика, что весь начальный период теогонииможно рассматривать как одно, поколение. II поколение произошло от браков этих богов: Эреб и Никта породили трех мойр — богинь судьбы (Лахесис отмеряет жизнь, Клотопрядет нить, Антропособрезает нить судьбы), трех-эриний — богинь мщения (Алекто, Мегеру и Тизифону), Гипноса — бога сна, Мома — бога злой насмешки, Немезиду — богиню справедливого возмездия, Танатоса— бога смерти, Харона— пе­ревозчика душ через Стикс в царстве мертвых, Эриду — богиню раздора, Эфира — олицетворение воздуха и др.; Гея и Хаос поро­дили Пифона — ужасного змея; Гея и Тартар породили Тифона — огнедышащего великана и Ехидну — полуженщину-полузмею; Гея и Понт породили пять существ, в том числе Нерея — доброго морского старца, Форкияи его жену Кето— владык морских чу­довищ; Гея и Уран породили трех гекатонхейров — сторуких пятидесятиголовых великанов, трех киклопов (циклопов) — одно­глазых великанов, 13 гигантов, 12 титанов (среди них Океан, его жена Тефида; Гиперион, его жена Тейя; Фемида — Правосудие; Крон — Время, его жена Рея) и т.д.

От Крона и Реи рождается III поколение богов: Гестия — богиня домашнего очага, Деметра — богиня плодородия, Гера— богиня брака, покровительница моногамной семьи, Аид— бог под­земного царства, Посейдон — бог морей, Зевс — младший сын, верховный бог греческого пантеона. К этому же поколению относят­ся порождения Океана и Тефиды — 3 000 богов рек, 3 000 океанид (в том числе Азия, Калипсо, Плуто, Стикс, Электра); порождения Нерея и Дориды — 50 нереид (в том числе Фетида, Галатея); дети Гипериона и Тейи — Гелиос(бог солнца), Селена (богиня луны), Эос (богиня зари); дети Тавманта и Электры — Ирида (богиня радуги), гарпии (отвратительные полуженщины-полуптицы); по­рождения Форкия и Кето — Ладон(дракон, охранявший сад с золотыми яблоками на горе Атлас), граи(старухи, седые от рожде­ния, с одним глазом и одним зубом на троих), горгоны(Медуза, Сфено, Эвриала) и др.; порождения Тифона и Ехидны — Кербер, Лернейская гидра, Нёмейский лев, орел Зевса, Орф, Сфинкс, Химера; дети Иапета и Климены — Атлант, Прометей и др.

К IV поколению относятся дети Зевса от женских божеств второго поколения: от Фемиды, второй жены (оры — богини по­рядка и справедливости); от Мнемозины(музы — богини искусств: Каллиопа — эпической поэзии, Клио— истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния— торжественных гимнов, Талия— коме­дии, Терпсихора — танца, Урания— астрономии, Эвтерпа — ли­рической поэзии, Эрато — любовной поэзии); от женских божеств третьего поколения: от Метиды, первой жены (Афина — богиня мудрости; Афина родилась из головы Зевса), от Эвриномы (хариты — богини красоты и радости жизни), от Дионы (Афродита — богиня любви и красоты), от Плуто (Тантал), от Лето (Аполлон— в классический период бог искусства и художественного вдохнове­ния, Артемида — богиня охоты), от Деметры (Персефона), от Геры, третьей жены (Арес — бог войны, Геба— богиня юности, Ге­фест — бог огня и кузнечного дела и др.); от женских божеств чет­вертого поколения: от Эгины (Эак — судья в царстве мертвых), от Майи (Гермес — бог торговли, вестник богов) и др., а также дети Зевса — боги и герои (смертные люди) от женских божеств и смертных женщин V—XII поколений: от Семелы (Дионис — бог виноделия, умирающей и воскресающей природы, родился из бедра Зевса, фигура переходная от богов к героям), от Леды (Елена Прекрасная, Полидевк), от Данаи (Персей), Алкмены(Геракл) и др. К четвертому поколению относятся также дети Посейдона (Антей, Тритон, Пегас, Протей, Полифем, Тезей и др.), Деметры(Плутос), Атланта(плеяды и др.), Гелиоса(Фаэтон и др.) и ряд других. Можно рассматривать поколения богов и героев не по отцу,а по материнской линии, тогда отнесение к поколениям будет иным. От поколения к поколению прослеживается ясно выраженная тенденция: бесформенное, бесполое начало — темные стихии — «чудовища — антропоморфные боги — герои (смертные люди). От хаоса (беспорядка) — к космосу (порядку, гармонии), от уродли­вых форм — к прекрасным, гармоничным, идеальным формам. Чудовища третьего поколениябожеств немногочисленны и теряют способность к продолжению рода, уничтожаются героями. Боги четвертого поколения властвуют не столько над стихиями, сколь­зко над сферами человеческой деятельности, сходятся со смертными, все меньше от них отличаясь.

Олимпийские боги. Греко-римские соответствия богов.Боги третьего и четвертого поколений составили группу главных античных богов, так называемых двенадцати олимпийских богов: Зевс (у римлян ему соответствует Юпитер), его жена и сестра Гера (лат. Юнона), его братья Аид (лат. Плутон) и Посейдон (лат. Нептун),его сестры Гестия (лат. Веста) и Деметра (лат. Церера), его сыновья Аполлон (лат. Аполлон), Арес (лат. Марс), Гермес (лат. Меркурий), Гефест (лат. Вулкан), его дочери Афина (лат. Минерва) и, Артемида (лат. Диана). Чтобы ввести в дюжину богов еще двух де­стей Зевса — Диониса (лат. Бахус, Вакх) и Афродиту(лат. Венера), был сложен миф о том, что Гестия, которой наскучили ссоры богов, покинула Олимп, уступив место Дионису, а Афродита зaнимает место обычно пребывающего в подземном царстве Аида. Олимпийские боги воплощают упорядоченный космос в проти­воположность хаосу. Однако они сохранили и некоторые черты хтонических божеств (произошедших от земли), подобно чудовищам и звероподобным существам первых поколений. Перечислим также некоторые другие соответствия греческих и римских богов: Эрос — Амур, Крон — Сатурн, Ника — Виктория, Пан — Фавн, Тихе — Фортуна, Эос — Аврора, мойры — парки, музы — камены, хариты — грации; героев: Геракл — Геркулес, Одиссей — Улисс.

«Дионисийское» и «аполлоновское» начала.Немецкий философ Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), использовав имена двух древнегреческих богов, противопоставил два начала культуры: «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное, трагическое, темное) и «аполлоновское» (созерца­тельное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное, светлое), видя идеал в их слиянии. На самом деле темное начало есть и в светоносном Аполлоне, а светлое — ив Дионисе, однако предложенное Ницше противопоставление закрепилось и широ­ко используется в науке.

Процесс формирования античной мифологии как системы. Строй­ная система античных мифов — в действительности иллюзия. В раз­ные периоды и в разных областях античного мира существовали различные мифологические представления. Древнегреческая ми­фология, складывалась на протяжении многих веков из культов местных божеств, а приобрела известное единство и превратилась в стройную систему к VIII—V вв. до н.э. Упорядочение мифов, нашло отражение в поэме Гесиода «Теогония» (мифы о возник­новении космоса из хаоса, поколениях богов, олимпийских бо­гах, союзах богов и смертных), в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея» (мифы о богах и героях, миф о Троянской войне), в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида (циклы мифов о героях). Систематизация мифов, составление генеалогических таблиц бо­гов и героев были проделаны писателями, философами, мифографами — появившимися не позднее V в. до н. э. собирателями и излагателями мифов (Гиппий, Анаксимен, Асклепиад и др). В III в. до н.э. Эвгемер предложил рассматривать всех мифологических персонажей как реально живших людей, а мифологические собы­тия — как реальные события истории (по его имени историзация мифов получила название эвгемеризм). Завершение систематиза­ции всей античной мифологии относится к VII в. н. э. и связывает­ся, с трудами трех т. н.; ватиканских мифографов.

Изучение античной мифологии позволяет понять эволюцию те­зауруса древних греков и римлян на протяжении многих столетий. Мифология составляет основу античной культуры, в том числе литературы, на всем протяжении ее развития даже с учетом изме­нения отношения к мифу как к предмету безусловной веры, по­явления на определенном этапе скептического к нему отношения. Античные мифы о богах и героях — неиссякаемый источник «веч­ных образов» и «вечных сюжетов» мировой литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *