Прием круги по воде

Стадия вызова на уроках: приемы и примеры

Особенности критического мышления

Прежде, чем говорить о стадии вызова, вспомним кратко, в чем заключаются особенности критического мышления. Критическое предполагает не простое усвоение информации, а осмысленное. То есть ученик должен научиться не воспринимать информацию как самодостаточную, а относится к ней критически: анализировать, сравнивать, оценивать, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Ничто не воспринимается на веру — все ставится под сомнение, но при этом ребенок остается открытым для нового знания.

Еще один важный момент: концепция технологии развития критического мышления исключает пассивность учащихся. Они оказываются максимально вовлеченными в процесс обучения. А роль учителя стала сводиться к роли координатора, который помогает, подсказывает направление, но никак не преподносит готовое знание.

Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится следующим образом:

  • стадия вызова;
  • стадия осмысления;
  • стадия размышления или рефлексия.

Сегодня мы поговорим об этапе вызова на уроке.

Стадия вызова на уроке

Этап урока «Вызов» предназначен для того, чтобы вызвать:

  • вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
  • интерес к новой теме;
  • активность учащихся.

Как было раньше? Учитель, начиная урок, сам задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке. Это прописано в его плане, на основании этих целей и задач строится и схема урока. Учащиеся, по умолчанию, должны знать эти цели и быть с ними согласными. Ну, бывает, что учитель просто зачитывает цели урока, ставя учеников уже «перед фактом».

В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Вот этот круг целей и задач и определяется на стадии вызова.

По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная мотивация, формируется интерес.

Еще один важный момент: стадия вызова призвана активизировать всех учащихся. Если раньше пассивные ученики оставались в стороне, предоставляя возможность более активным поучаствовать в актуализации знаний, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе принимает участие в работе. И задача учителя: помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.

Таким образом, стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:

  • сформировать положительную мотивацию;
  • вызвать интерес учащихся к новой теме;
  • сформировать главные цели урока;
  • наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
  • активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Приемы для стадии вызова на уроке

Приемы разные — многие сочетают этапы индивидуальной и групповой работы, что важно для активизации всех учеников в классе.

Важное условие всех приемов стадии вызова: никакой критики и никакого анализа!

Ученики могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не боясь ошибиться. На данном этапе идет простой набор всех идей и предложений. А все ошибки, неточности будут исправляться уже в ходе урока. Именно это позволяет учащимся самим увидеть свои недочеты, научится строить логические цепочки от «старого к новому» видеть взаимосвязь уже изученного и нового, учит использовать накопленный опыт для решения новых задач.

Нажмите на ссылку на названии приема, чтобы получить более подробную информацию и примеры.

  • Верно — не верно. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.
  • Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем «гроздья» кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
  • Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения. На полях текста учащиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.
  • Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.
  • Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема — максимально конкретные, требующие четких и кратких ответов: Что? Когда? Где? Почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем различие..? Что, если..?
  • Инвентаризация. Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно по теме. В дальнейшем список обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется.
  • Таблица «ЗХУ». Ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в таблицу:

Я это знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

На стадии вызова заполняются первые две колонки. Третья пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы.

Таблицу ЗХУ легко использовать уже в начальной школе. Для облегчения систематизации знаний учитель может задавать наводящие вопросы.

Например, на уроках чтения:

Какие произведения этого писателя вы знаете?

Что интересного в его рассказах?

Что вы хотите узнать о нем? И т.д.

  • Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация. Они выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока.
  • Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения — какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается название произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с таким названием? и т.д.
  • Мозговой штурм — один из вариантов создания «банка идей». Собираются и записываются все мнения учащихся, даже самые фантастические. Никакой критики! Затем следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого в каждом из предположений пытаются найти рациональное зерно. Оставляются в банке только самые перспективные по версии учащихся идеи.
  • Корзина идей — в условную «корзину» тезисно записываются все соображения и предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.
  • Перепутанные цепочки. Учитель предлагает ряд перепутанную последовательность событий, действий. Ученики должны восстановить правильную последовательность.
  • Ключевые слова. Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.
  • Бортовой журнал. Учащиеся заполняют таблицу:

Что я знаю по теме

Что я узнал нового

Это осталось непонятным

Прием рассчитан на весь урок, на стадии вызова заполняется только первая колонка.

  • Отсроченная догадка. По названию темы или по ключевым словам учащиеся высказывают предположение: какой вопрос будет главным на уроке. К догадке возвращаются в конце урока, проверяя правильность предположений.
  • Круги по воде. Ключевое слово или понятие записывается в столбик. И на каждую букву учащиеся предлагают существительные или словосочетания по теме.

Таким образом, стадия вызова в рамках уроков ТРКМЧП выполняет сразу несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями). Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным.

Теоретические основы технологии критического мышления

В статье идет речь о ТКРМ, теоретических основах, стадиях, приемах работы, способах применения на различных этапах урока. материал дан с опорой на теоретические сведения , взятые с сайта https://nsportal.ru

Технология развития критического мышления

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.»

(Конфуций)

В последние годы, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит задача- сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Сергей Зар-Бек говорит, что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Стадии

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Iстадия

Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

  • Парная мозговая атака.
  • Групповая мозговая атака. Ключевые термины.
  • Свободное письменное задание.
  • Таблица «З-Х-У».
  • Плюс-минус-вопрос.
  • Верные и неверные утверждения
  • Корзина идей
  • Кластер
  • Ключевые термины
  • выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.
  • внимательно выслушивает их ответы
  • актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
  • задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

II стадия

Осмысление содержания

(получение новой информации)

  • Инсерт-система маркировки текста.
  • «Знаю — хочу узнать — узнал» — маркировочная таблица.
  • Чтение с остановками.
  • Бортовые журналы.
  • Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
  • Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
  • » Дерево предсказаний».
  • «Шесть шляп мышления».
  • Приём «Кубик»
  • «Двухчастный и трехчастный дневник»
  • поддерживает у обучающихся активность
  • выступает в роли консультанта
  • получает новую информацию;
  • осмысливает ее;
  • соотносит с уже имеющимися знаниями.

III стадия

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

  • Синквейн
  • Эссе
  • Дискуссия
  • Круглый стол
  • «РАФТ»
  • возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям.
  • вносит изменения, дополнения.
  • даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
  • соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления
  • обобщает полученную информацию;

I стадия вызова

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

«Плюс – минус — вопрос».

Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» — негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

«Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Кластер.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Ключевые термины.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

II стадия осмысления.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал

+ — новое

— — думал иначе

? – не понял, есть вопросы

٧

+

?

Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.

Поставьте на полях

знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

  1. Что я знаю по данной теме?
  2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части — простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

«Чтение с остановками»

Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Работа при этом организуется следующим образом.

На первом этапе, актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с текстом, его автором, контекстом, в котором изучается данное произведение; вызывается, стимулируется интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, опорным словам, прогнозируются его содержание, проблематика.

На этапе осмысления содержания текст, предварительно разбитый на части, читается. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом — прогнозом: «Что, по-вашему, будет дальше и почему?»

На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации.

Материал, на котором технология реализуется, – художественный текст.

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» ( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

При использовании этого приёма необходимо помнить следующее:

  • не стоит использовать приём на уроке больше одного раза
  • все версии должны быть аргументированы
  • после чтения дети обязательно должны вернуться к своим предположениям и посмотреть , какие предположения были верны , а какие нет и почему.

«Шесть шляп мышления» – это шесть способов мышления.

Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.

Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Прием «Кубик»

Данный прием используется на этапе осмысления. Этот приём :

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.

«Двухчастный дневник»

Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

«Трехчастный дневник»

Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф «дневников» может быть изменено.

3 стадия рефлексии

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д

«Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) — описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);

3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;

4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

«Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

«РАФТ» (в переводе raft – «плот»)

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.

Дискуссия.

Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах.

В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.

Преимущества ТРКМ

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Затруднения, которые испытывает педагог, работая

в данной технологии.

  • Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
  • Не все дети способны работать с большим объёмом инфор-мации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
  • Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
  • С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необ-ходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это явля-ется одним из условий.
  • Неправильное понимание стратегий и методов.
  • Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (твор-ческого характера и работа с большим объёмом информации).
  • В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
  • Сложность в подборе материала (из разных источников).
  • Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.
  • Большие моральные, временные и материальные затраты.

Образовательные результаты

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.

Прием «Бортовой журнал»

Прием «Бортовой журнал» — это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.

Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться

Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Методики по выявлению межличностных отношений в классе

_________________________ Диагностические материалы ________________________

Алешина О.В.

педагог-психолог ГОУ ТО ТОЦО

Методики по выявлению

межличностных взаимоотношений в классе

Опросник «Мой класс» (Гильбух)

Социометрическая методика

Проективная методика «Как я отношусь к одноклассникам»

Диагностическая методика «Пьедестал»

Диагностическая методика «Круги на воде»

Диагностическая методика «Мультфильм о нашем классе»

Диагностическая методика Рисунок «Мои друзья»

Опросник «Мой класс»

(Гильбух)

Может использоваться во II — VII классах.

Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет сте­пень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й — степень конфлик­тности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й — степень сплоченности класса (опять-таки — по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).

Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следую­щую форму:

Суммы баллов:

степень удовлетворенности (У) — 10;

степень конфликтности (К) — 9;

степень сплоченности (С) — 12.

Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5—10 минут.

При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (ус­тная):

«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим ут­верждением.

Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»

Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отно­шение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).

Бланк опросника «Мой класс»

Социометрическая методика

(Метод разработан Дж. Морено.)

Данная методика позволяет выяснить положение ребенка в межличностных отношениях, изучить структуру межличностных отношений.

Ход выполнения задания

(адаптированный вариант для детей Дома детства)

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом? Выбери себе 3-х человек.

а)

б)

в)

  1. Представь, что тебе на День рождения подарили 4 билета в цирк. Один билет тебе, у тебя остается 3 билета. Кого бы ты хотел пригласить с собой в цирк?

а)

б)

в)

  1. С кем бы ты хотел пойти погулять на улицу? Выбери из группы 3 человека.

а)

б)

в)

Для получения более достоверных результатов им предлагают ограничить выбор тремя фамилиями, расположив их от более предпочитаемых к менее предпочитаемым.

Анкета обязательно подписывается. В опросе должны принимать все участники изучаемой группы (коллектива). Обработка данных производится по каждому предложенному в ней вопросу в отдельности. Для этого изготавливается матрица.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Ф.И. ребенка

Итого

Кол-во выборов

Кол-во взаимных выборов

0,5

4,5

В графу слева под номерами заносят фамилии всех участников группы. Вверху по горизонтали располагаются те же номера, соответствующие фамилиям в списке. Выборы, которые сделал ребенок, располагаются по горизонтали напротив его фамилии на пересечении с той вертикальной графой, над которой находится номер учащегося, выбранного им. Внизу таблицы (слева) располагаются две графы: 1) количество полученных учеником выборов; 2) количество взаимных выборов из общего числа, полученных им. Выборы, которые получил ребенок от других, подсчитываются по вертикали под номером, соответствующим фамилии ребенка по списку (отсутствие выборов обозначено прочерком). Взаимные выборы обводятся кружком или полукружком (если взаимосвязь неполная).

После первичной обработки результатов по всей группе проводят анализ данных, выделяя:

  1. лидеры или «Звезды» (5и 6 выборов);

— предпочитаемые (3-4 выбора);

— пренебрегаемые (1-2 выбора);

— изолированные (0 выборов);

2) микрогруппы (группы детей, избравших друг друга).

Для определения микрогрупп составляется матрица на основе первой, по мере проведения анализа, взаимных выборов.

Проективная методика «Как я отношусь к одноклассникам»

Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.

  1. Самый близкий мне человек в классе, это…

  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от
    учебы время, это…

  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это…

  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это…

  5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это…

  6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…

  7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по
    необходимости, это…

  8. Ребята, интересы которых мне чужды, это…

  9. Ребята, которые мне неприятны, это…

  10. Ребята, которых я избегаю, это…

Диагностические методики очень эффективны в процессе исследования не только нового классного коллектива, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Данный подход довольно информативен и не требует много времени от учеников. Классный руководитель с его помощью получает фактический материал, помогающий увидеть даже не слишком явные процессы и события, имеющие место в жизни детского коллектива.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

«Пьедестал»

Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

«Круги на воде»

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

«Мультфильм о нашем классе»

Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

  1. Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

  2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

  3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Рисунок «Мои друзья»

Цель: Диагностика отношений детей в классе.

Детям предлагается нарисовать своих друзей, как им хочется: или как людей, или в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования можно обсудить рисунки детей, спросить, кто здесь нарисован, почему нарисованы именно эти дети?

Диагностическая методика «Урок физкультуры».

Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги они должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так: обучающиеся должны написать в квадратиках имена ребят. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.

Диагностическая методика»Пьедестал»

Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика «Дом, в котором я живу»

Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Диагностическая методика»Круги на воде»

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

Диагностическая методика»Мультфильм о нашем классе»

Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

  1. Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
  2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
  3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)
  4. Какие проблемы поднимает мультфильм.

Диагностическая методика»Подарки»

Классный руководитель просит обучающихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня – книга, Лена — ручка и т.д. Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика, и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.

Диагностическая методика «Космическое путешествие»

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению» методическая разработка по теме

XV юбилейные областные VIII Всероссийские Занковские чтения

Мастер-класс:

«Развитие творческого потенциала ребенка

на основе системно-деятельностного подхода к обучению»

Подготовила:

Бычкова Ирина Борисовна

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ «СОШ №12»

г.Новомосковска

Все годы работы учитель учится мастерству педагогического труда. Одной из его граней является стремление овладеть нетрадиционными приемами организации активной познавательной и творческой деятельности обучающихся. Предметом нашего разговора будут примеры приемов, чтобы каждый из нас мог стать мастером педагогического труда.

Одним их первых я хотела бы представить:

1. Приём «Круги на воде»

Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.

Последовательность работы по приёму:

Выбрать любое ведущее слово (из 5 – 6 букв, без мягкого знака )

  1. Записать это слово в столбик.
  2. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы.

М — мудрость, приобретается с годами.

А — активность, в ней сила, здоровье, успех.

А далее я прошу вас продолжить расшифровать оставшиеся буквы.

Т ?- творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е? — единство, только в единстве учитель — ученик — родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р ?- результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

4) Составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов. Заглавие – слово «мастер». (Или слово мастер должно выражать главную мысль сочиненного рассказа.) Попробуйте составить связный текст на основе тех смысловых понятий, которые мы вложили в это слово все вместе.

Пример рассказа:

Человек совершенствуется всю жизнь, обретая мудрость. Он тратит на это силы, здоровье, успех. Значит, проявляет активность. Активный человек не может быть пессимистичным, значит, счастье можно обрести только в активной жизни! Быть солнцем для других! Тогда и рождается креативность или творчество, которое заведомо заряжает нас на успех, а успех рождается в единстве учителя-ученика-родителя. Именно это сотрудничество — источник моей творческой активности. Именно союз мудрости и творческой активности педагога поможет обрести настоящее педагогическое счастье – позитивную динамику, прекрасный результат!

Ещё из слова-«камня» можно сложить предложения, в котором слова начинаются на буквы, составляющие ведущее слово. Например, урок: управление развитием определяет начало.

Чтобы соответствовать званию учитель — мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь, совершенствуюсь сама.

2. Прием: Создание кластера

Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

активная самостоятельная познавательная деятельность обучающихся

обращение к учителю как к активному источнику информации

диалог

собственная деятельность на всех этапах урока

?

Урок по ФГОС

целеполагание

коммуникативные основы деятельности

?

групповая деятельность обучающихся

парная деятельность обучающихся

?

Примером выполненной работы могут служить основные характеристики урока, ориентированного на ФГОС. В урок по ФГОС входит диалогическое обучение, проблемное, участие детей в управлении процессом деятельности, организаторская позиция учителя, возможности организации самоопределения, самоконтроля, рефлексии и т.д. Мы показываем сегодня вот такой кластер, он построен далеко не с исчерпывающими характеристиками, понятно, что каждый из вас его дополнит собственным видением, а для детей дополнения будут предметного содержания, потому что данное построение исходит с точки зрения учителя.

3. Приём Инсерт («Пометки на полях»)

(«v» — я так и думал, «+» — новая информация, «+!» — очень ценная информация, «-» — у меня по-другому, «?» — не очень понятно, я удивлѐн)

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Технология работы с маркировочными знаками требует отдельного занятия или мастер-класса. В теории развития критического мышления под ред. Муштавинской и Заирбекова, в рекомендательно-правовых аспектах ФГОС описана технология этой работы, также можно получить консультацию у методистов ИПК.

4. Приём «Продолжи поэтическую фразу»

Ученикам предлагается пофантазировать, поиграть со словами. Фраза «Когда ко мне приходит…» — ключевая для творчества. Детям необходимо прочувствовать ритм стихотворной фразы и продолжить ее, приветствуются самые необычные и весёлые образы.

Главное в этом занятии — прежде всего, ощущение радости творчества, полёта фантазии, а также развитие чувства ритма стихотворения.

Когда ко мне пришли моржи,

Они сказали: жи – ши – жи.

Когда ко мне пришёл фонтан,

Я быстро сделала батман.

Короче, чудо есть на свете,

Когда его свершают дети.

Попробуйте и вы продолжить эту фразу!

5. Приём «Загадка про главное слово»

Теперь, научившись сочинять, мы решили играть в загадки, ребятам было дано задание: определить, что для тебя главное в жизни и сочинить про это загадку. Чтобы понять, что именно для тебя является главным, надо обратиться к своему сердцу.

Целью этой работы является, безусловно, не сама загадка, а та внутренняя работа, которая происходила в душе ребёнка, сама постановка вопроса, направленная на осмысление главных ценностей жизни. Это еще одно зерно для роста нравственных идеалов в сердцах наших учеников.

Но и сами загадки получились неплохо. Вот некоторые из них.

Всех на свете греет,

А температуры не имеет.

(Любовь)

Она дарит нам воздух

Дарит траву

Я даже гулять в неё выхожу

В ней родилась и я, и ты,

В ней сбываются любые мечты.

(Природа)

На опыте нашего взамодействия и сотрудничества мы обнаружили, что вечные общечеловеческие идеалы дают детям так нужные им ориентиры, служат путеводной звездой, содержательным ядром и критерием творчества.

«Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить. Без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить». Эти слова В.Сухомлинского актуальны и сегодня, несмотря на утверждения, что дети нового тысячелетия более материально и прагматично мыслят. (Уже от детсадовских ребятишек можно услышать: «Деда Мороза нет! Это родители покупают и подкладывают под елку подарки».)

Педагогическая деятельность учителя начальной школы подтверждает, что сказка – это неотъемлемая часть жизни ребенка.

Урок математики. Тема «Число ноль. Цифра 0». Весь урок первоклашки помогали Петушку (перчаточная кукла у учителя) справиться с различными математическими заданиями. В благодарность за помощь Петушок «раздает» ученикам бублики в виде цифры 0. Дети берут у петушка бублик, благодарят его. Лиза, получив свой бублик, попросила у Петушка еще один для своего младшего брата. Софья за полученный бублик угостила Петушка конфетой. А Аленка, поблагодарив Петушка, сказала, что он добрый и… поцеловала его! Кукла для детей ожила. При этом ни один ребенок из класса не обращал никакого внимания на учителя, держащего эту куклу!

6. Приём «Учебник – источник собственного творчества»

Активная деятельность на уроке русского языка у меня начинается с подбора и сочинения рифм. Учебник Наталии Васильевны Нечаевой – находка для учителя. Помните эпизод, когда старик идет по лесу, устал, присел на пенек. По пеньку ползет муравей, и автор просит детей придумать предложение о чем думает старик, муравей и пень. Восторга у детей от услышанных предположений было столько, что творческая работа на каждом уроке была необыкновенно позитивным и интересным, а еще ярким «домкратом» для развития ученического потенциала. Всем коллегам-занковкам и тем, кто работает по другим УМК, я наставительно советую: прочтите внимательно учебники русского языка Наталии Васильевны Нечаевой, вот таких примеров творческой деятельности в них неисчислимое множество. Тогда любой урок русского языка пройдет в вашем классе на высокой творческой радуге!

7. Приём «Подбор эпитетов»

Подбор нужных рифм и прилагательных вызывает восторг. Обычно дети значительно расширяют диапазон авторских эпитетов!

8. Приём «Кто Я?»

Заполни контур буквы Я разными цветами. Подумай над значением этих цветов, объясни их, используя данное начало:

Я – это ….(происходит оценка качеств собственной личности, при представлении результатов дети объясняют каждый цвет в получившейся цветовой гамме)


Мои открытия в методике и технологии работы в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в условиях введения ФГОС:

1. Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса.

2. Ребенок учится лучше и научится бОльшему, когда он изучает то, что соответствует его скрытым возможностям.

3. Ребенок учится лучше и научится бОльшему, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт.

4. Ребенок учится лучше и научится бОльшему, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности.

5. ФГОСовские учебники по системе Л.В.Занкова – несчерпаемый источник приемов и способов организации творческой деятельности обучающихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *