Проблемы идеального в философии

12.1. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ

Философское понимание мира, раскрываясь в учении о бытии (онтологии), исходит из существования двух видов реальности: природы и духа, материальной и идеальной. Если материальность мира не вызывает особых трудностей в понимании, то идеальность мира требует дополнительной аргументации. В истории философии проблема идеального была одной из центральных, ибо с ней связана одна из философских традиций — идеализм. При этом идеальное понималось достаточно широко: это и творческое духовное начало, и воля, и сознание, и дух, и душа.
Детально проблему идеального изучал крупнейший мыслитель античности Платон. Считая подлинным бытием и основой всего существующего мир идей, Платон абсолютизировал идеальное, которое понимал как понятия, представленные в качестве идеальных образцов или смысловых моделей. Именно они и выступают как основание, структура и модели, порождающие вещи. Мир идей Платона вечен, неизменен, божествен, прекрасен, совершенен. Каждая идея — это образец того, что производит природа. Таким образом, идеи Платона — это универсальные, безличные, всеобщие схемы-образы, отличные от материального мира и человека.
Следующий шаг в развитии категории идеального был сделан Гегелем. Философ создает цельную теоретическую систему, включающую науку логики, философию природы и философию духа как формы саморазвития абсолютной идеи. Для Гегеля весь природный и исторический процесс существует внутри абсолютной идеи, абсолютного духа. Основа, на которой абсолютный дух воздвигает мироздание, — это кате гории. В логике Гегель и анализирует содержание категорий, выявляя их взаимосвязь, развитие, противоречивость. Природа для Гегеля не самоцель, а средство для реализации абсолютной идеи. Природа — это леса строящегося здания (человеческого духа), т. е. природа необходима для создания субъективного духа, через него абсолютная идея приходит к самопознанию. Третья часть — философия духа. В ней идея возвращается от природы к себе через самосознание, проявляющееся в искусстве, философии, религии. Для Гегеля и природная, и социальная, и духовная реальность подчинены абсолютной идее. В данном случае мыслитель стоит на позициях панлогизма, под которым понимается абсолютизация рационального начала во всемирной истории. Объявляя идеальное творцом всего духовного богатства, Гегель сближает понятие абсолютной идеи с понятием Бога, Мировым разумом. Более того, для Гегеля «история начинается с того времени, когда в мире начинает осуществляться разумность». Философ показал, что за бесконечной сменой человеческих действий, желаний лежит внутренний закон, хотя люди и не подозревают, что действуют по заранее разработанному сценарию, что отдельные действия людей есть выражение необходимого, закономерного. А это и есть идеальное. Таким образом, Гегель вплотную подошел к пониманию природы идеального.
Другой подход к проблеме идеального представлен в работах Д. Беркли и Д. Юма, для которых идеальное означало любой психический феномен, любое психическое явление, состояние души отдельного человека. Для неопозитивизма проблема идеального не имеет научного смысла, ибо идеальное, так же как и материальное, истолковывается им как псевдопроблема, как теоретическая фикция.

Природу идеального выясняет в своих работах К. Маркс. Он считает, что жизнедеятельность общественного человека производит не только материальный продукт, но и идеальный. В данном случае под идеальным понимается форма общественно-человеческой психики (процесс превращения материального в идеальное). В природе самой по себе, в том числе в природе человека, по замечанию Маркса, идеального нет. Предметы, вещи существуют идеально лишь тогда, когда они становятся потребностью, побуждением, целью человеческих действий. При этом идеальное выступает как всеобщая форма и закон существования и изменения чувственно воспринимаемого мира вещей, которые фиксируются в исторически сложившихся формах духовной культуры.
В отечественной философской литературе проблема идеального до сих пор остается дискуссионной. Особенно это касается идеального как онтологической категории. Существует несколько подходов к данной проблеме. Один из них рассматривает идеальное в качестве субъективной реальности, ограничивая его психическими процессами человека. Идеальное в этой связи представляет собой определенный класс психических отображений. Другая точка зрения на природу идеального исходит из того, что идеальное характерно не только для психики человека, но и для других этапов биологического развития, в частности для животных, обладающих координированной системой органов чувств и головным мозгом. Третья позиция рассматривает идеальное как объективированный результат понятийного мышления.
Безусловно, что во всех подходах есть рациональное зерно, которое следует учитывать. Мы солидарны в данном случае с более широким толкованием идеального, реализующего себя не только в психике человека, общественной деятельности, в предметных воплощениях (искусстве, книгах и пр.) общественного сознания, но и в природе. И здесь не следует видеть некое мистическое начало. Суть в том, что идеальное «присутствует» при становлении предметов и вещей в самой природе. К примеру, строя плотину, бобры «заранее» представляют ее, ибо форма деятельности «запрограммирована» в нервных узлах. В этом случае продукт деятельности бобра тоже задан «идеально» до его реального осуществления. Другой пример можно привести из неживой природы. Вселенная материальна, но предпосылки к ее возникновению есть идеальный феномен, который выступает в качестве базисных законов развития Вселенной (геометрии мира, волновой теории «праматерии» и т. п.), именуемых в философии «духом». В современной науке распространено представление о единых основных законах функционирования всего мира, начиная с его микроуровня и кончая психической деятельностью человека. О подобном писал Лейбниц, полагая, что монады (духовные, идеальные) являются начальными структурами мироздания, в каждой из которых содержится информация «обо всем».
Итак, идеальное есть философская категория, обозначающая атрибутивно присущие материи возможности структурной упорядоченности, которая обнаруживается в различных формах отражения, в том числе и на уровне человеческого сознания.
История кулыуры, философии, науки свидетельствует о бесконечных попытках разрешить серьезные теоретические и методологические затруднения, связанные с пониманием происхождения сознания, его сущности, функций и структуры. Сложность темы в том, что сознание не поддается легким аналитическим измерениям, его механизм не может наблюдаться непосредственно. Кроме того, само сознание — сложнейший феномен, оно многоаспектно, многомерно, полифункционально.
В общенаучной картине мира сознание рассматривается в контексте теории антропосоциогенеза, под которым понимается теоретическая реконструкция эволюционного процесса возникновения человека и человеческого общества. Это целостная картина эволюции человека на определенном этапе исторического развития из мира животного в мир социальный. Для того чтобы определить основные этапы эволюции возникновения человека, задействованы многие науки: палеонтология, эмбриология, сравнительная анатомия, генетика, молекулярная биология, приматология, физиология, археология, история, культурология, этнография, психология, нейрофизиология и др. Бесспорно, что историческое прошлое человека выступает и биологической историей, и историей социальной. Причем знания об этом процессе накапливались постепенно. Первые попытки выявить природу и происхождение человека характерны для античности, хотя в древнегреческой философии и отсутствовала идея поступательной эволюции, если не считать теорию происхождения жизни у Эмпедокла. Даже Аристотель отрицал эволюцию, он считал ум человека Божественным. В средние века также превалировала идея человека как творения Бога. Подобное представление в философии существовало до Канта. Основоположник немецкой классической философии сочетает естественное объяснение происхождения человека с библейскими мотивами, но указывает на переход из «дикости чисто животного существования в состояние человечности, от подчиненности инстинкту к руководству разумом».
В 1809 г. французский натуралист и мыслитель Ж. Б. Ламарк в «Философии зоологии» сделал предположение о постепенном превращении высокоразвитой породы обезьян в человека в процессе приспособления к изменениям окружающей среды. Затем эти воззрения развивали в своих работах X. Гекели, Э. Геккель, К. Фогт. В 1859 г. вышел в свет основной труд английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», а в 1871 г. — работа «Происхождение человека и половой отбор», в которых автор обосновывает генезис человека на основе теории изменчивости, наследственности и отбора. Дарвиновскую эволюционную теорию развивает Ф. Энгельс в «Диалектике природы», где выдвигает трудовую теорию антропосоциогенеза, Энгельс связывает в единый процесс факторы биологические и социальные, обусловившие процесс возникновения человека и общества.
Современный подход к данной проблеме развивается в рамках синтетической теории эволюции, которая рассматривает и условия, породившие человека, и его сознание. Каковы же эти условия? Прежде всего природные данные Земли, создавшие возможность существования живого: периодическая смена магнитных полюсов Земли, усиление радиоактивности как источника мутаций, ускоряющих перестройку генофонда; определенный состав атмосферы, наличие воды, озоновый слой, задерживающий ультрафиолетовые лучи солнца, определенная температура. Биологические условия связаны с отсутствием сезонности полового цикла в стаде высокоорганизованных животных, относительно длинным детством, сложной системой взаимоотношений. Есть еще ряд биологических факторов, непосредственно вызванных эволюцией человека. Это те, которые стали возможными благодаря действию социальной среды: прямохождение, развитие конечностей (руки), усложнение структуры мозга. Несомненно, что параллельно биологическим факторам возникали и факторы социальные: труд общение, язык.

Труд — это способ бытия человека, поэтому логично предположить, что он лежит и у истоков возникновения человека. Вместе с тем это медленный процесс, включающий различные формы. Первой формой первобытного труда является собирательство (наземное), которое обеспечило переход к белковой пище и употреблению падали (некрофагия). Усвоение и употребление острых предметов характерно для данной формы труда. Но собирательство заменяется охотой, и все прежние навыки обесцениваются, а охота становится единственным средством выживания. Почему так произошло? Возможно, изменился климат, а может быть, это связано с миграцией предлюдей. Вряд ли возможно ответить на этот вопрос однозначно. Но при всем этом бесспорным является то, что охота стала первой формой человеческого труда, она изменила и образ жизни:

  1. внесла разделение труда (поло-возрастное);
  2. возник базовый лагерь, постоянное место обитания;
  3. изменилась первобытная индустрия (остроконечники были символом мужчин, а скребла — женщин);
  4. общение приобрело регулятивный характер; появился запрет на половые отношения внутри группы (экзогамия);
  5. возникла система «дарения», т. е. распределение не по труду, а по необходимости;
  6. происходит передача опыта, идеальное воспроизводство охоты, что приводит к первой специализации различных видов деятельности.

Таким образом, от использования разнородных костей, рогов, камней до изготовления простейших орудий труда — таков путь в эволюции первобытного труда, который привел в свою очередь к закреплению трудовых операций, способов действия. Труд есть процесс, совершаемый между природой и человеком, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Природа всесторонне подготовила появление
человека и сама его осуществила. Но труд немыслим вне общения и потому всегда является коллективным, общественным. Общение возможно опосредованно — через мир продуктов человеческого труда — и непосредственно — через речь, язык. Трудовая деятельность и речь — неразделимые моменты социального способа жизнедеятельности человека.
По современным данным, эволюция насчитывает 3-5 млн. лет. Установлено также, что между антропоидными обезьянами и предками человека существует множество переходных форм. Так что наш предок не обезьяна, она лишь наш далекий родственник. Американские ученые — биохимик Уилсон и антрополог Зарич — провели сравнительные биохимические исследования человека, шимпанзе и гориллы. Они установили, что каждый из трех видов отличался от двух других на 1-2 % в последовательности генетического алфавита, кодирующего различные белки. Другими словами, если взять большую энциклопедию ДНК, которая описывает организм человека, и изменить только одну специфическую букву из каждых ста — получим копию обезьяны. И наоборот. Так что родство очевидное.
Другой подход к происхождению сознания связан с генезисом и эволюцией форм отражения. Подчеркнем, что под отражением понимается всеобщий атрибут материи, означающий способность материальных систем воспроизводить в измененном виде структуру и свойства других материальных систем, вступающих с ними во взаимодействие. Характер отражения, его особенности зависят как от природы отражающего объекта, так и от особенностей отражаемого, т. е. отражение своеобразно на различных уровнях организации материи. При этом следует учитывать, что отражение воспроизводит отражаемое не полностью, а лишь частично. Наша задача — выявить специфику отражения на уровне сознания человека, ибо неразвитыми формами сознания обладают и животные (пример инсайта — усмотрение сути, понимание животных, а также опережающее отражение, побудительные состояния: чувства, потребности, переживания). Кроме чувственного отражения и эмоционально-мотивационного, характерного для мира животных, человеческое сознание отличается абстрактно-понятийным восприятием бытия природы и своего собственного, сформировавшегося лишь в условиях социальной жизни человека. Благодаря этому сознание оперирует не только образами и представлениями, полученными в результате отражения, но и посредством особого репрезентанта (заместителя) — слова, понятия. К тому же сознание обладает не только свойством соответствовать реальности (отражение), но и способностью не соответствовать ей (вымыслы, фантазия).
Особенностью сознания является и его способность отражать не только внешний мир, но и самого себя (рефлексия), способность к самосознанию. Осознание человеком самого себя и того, что в нем происходит, позволяет четко различать то, что имеет место лишь в сознании (субъективная реальность) и что происходит независимо от него (объективная реальность). Способность к самонаблюдению дает также возможность человеку следить за некоторыми психическими процессами, контролировать их и управлять своим сознанием.
I
Как субъективная реальность сознание не имеет абсолютного самостоятельного бытия. Исторически оно — продукт развития природы, общества, логически — идеальный образ окружающего мира. Этот идеальный образ — не зеркальное отражение объективной реальности, он формируется в результате опосредованного взаимодействия с окружающим миром. Сознание придает «осознанный» характер всей жизнедеятельности человека. Каждый акт ее человек вначале «проигрывает» мысленно, т. е. совершает его в идеальной форме. Вместе с тем следует учитывать и относительность сознания как идеального: отдельные отрезки своего пути сознание способно преодолеть силой своей собственной логики. Оно заместитель, знак, символ, который меняет свои очертания независимо от предмета. К примеру, образ Вселенной у религиозного человека и образ Вселенной у атеиста различны. Содержание сознания как идеального многообразно и включает все богатство и уникальность проявлений жизни человека, как на уровне индивидуального бытия, так и на уровне общественной жизни человечества. Оно может быть онтологическим (как феномен, существующий реально), когнитивным (гносеологическим) и аксиологическим (ценностным). Если когнитивное содержит образы предметов, будущих программ, модели, теории, гипотезы, то аксиологическое включает идеалы Добра, Красоты, Справедливости.
Специфика сознания как онтологической категории в том, что оно осуществляется в форме языка. Язык — материальная оболочка сознания. Современная теория познания и лингвистика обращают внимание на трудность и противоречивость в исследовании системы взаимодействия языка и сознания: язык понимается как объективированная и общезначимая система знаков; речь рассматривается в качестве формы межсубъ- ектных отношений общения и в различных письменных и устных раз новидностях. Речь как мыслительная деятельность субъекта — это внутренняя речевая форма выражения содержательной характеристики сознания, мышления. Выступая в форме речи, язык выполняет различные функции: коммуникативную (общение), познавательную (формирование, организация и хранение знания), экспрессивную (выражение чувств). С другой стороны, язык — не просто сосуд, в который как бы льется готовая мысль, это и не внешняя форма мысли, а необходимый элемент мышления. И если сознание отражает, воспринимает, осваивает действительность, то речь обозначает ее. Говорить — еще не значит мыслить. Эта истина банальна. Реализация же мышления в форме языка представляет собой сложное интеллектуальное творчество, которое и выделяет человека из природы, делая его неповторимым и уникальным.

Понять природу сознания как высшей формы отражения материи невозможно вне анализа сознания как функции человеческого мозга. Предположение, что сознание есть функция мозга, не произвольно.
Травмы, опухоли, инфекции вызывают характерные изменения сознания. Более того, успешное нейрохирургическое вмешательство может вызвать отчетливое клиническое улучшение. Все это, без всякого сомнения, указывает на тесную связь между сознанием и мозгом. Исследования нейрофизиологии подтверждают, что мозг — результат длительного исторического развития, что и структурно, и функционально мозг многолик. Достаточно сказать, что он вмещает около 50 млрд. нервных клеток, нейронов, каждый из которых может иметь тысячи связей с другими нейронами. Каждую секунду благодаря различным органам чувств в мозг поступает около 100 млн. единиц информации. Ученые считают, что мозг четко управляет и регулирует данный процесс благодаря ретикулярной формации (сеть нервов величиной с мизинец руки, находящихся в стволе мозга). Она следит за сообщениями, поступающими в мозг, отсеивает незначительное и отбирает существенное. Второй фактор избирательности информации связан с существованием волн, которые проносятся через мозг от 8 до 12 раз в секунду. Эти волны вызывают периоды повышенной чувствительности, в течение которых мозг отмечает наиболее сильные сигналы и соответственно реагирует на них. Уникальной особенностью мозга человека является кора больших полушарий. Толщиной приблизительно 3 мм, она образует складчатый слой, прилегающий к черепу. В разостланном виде кора заняла бы площадь примерно 3400 см2.
На сегодняшний день науке известны глубинные процессы, происходящие в мозге человека, выявлены различные очаги значимых возбуждений (учение Павлова о рефлексах головного мозга, Ухтомского о доминанте, Сеченова о нейрофизиологии). Большой вклад в исследование деятельности головного мозга внесла группа ученых, возглавляемая академиком Н. П. Бехтеревой. Они обнаружили и раскрыли аппарат кодов мозга. Обследовав более 2000 зон мозга, ученые установили зависимость конкретных явлений сознания от процессов, происходящих в определенных зонах. Расшифровывая кодовые характеристики, можно распознавать слова, «произносимые мысленно». Слово еще не произнесено, а аппаратура уже расшифровала его.
В 1869 г. французский врач П. Брока открыл асимметрию деятельности мозга. Ученые установили, что особенностями левого полушария являются речь, чтение, письмо, математические действия, анализ, а образы предметов и их обобщенная характеристика, символы формируются правым полушарием. Оно отвечает и за синтез, творческую и научную деятельность. В этой связи выделяются два типа сознания: одно — для речевого знания и обработки информации в левом полушарии, другое — для пространственных функций, локализованных в правом полушарии. Возможно, неодинаковое развитие двух полушарий обусловливает интеллектуальное различие между людьми. Если у одних проявляются вербальные способности, то у других доминируют механические, пространственные способности. Или для западной культуры характерным является логическое мышление, чтение и вербальная обработка информации, для Востока же постижение бытия основано на созерцании, интуиции, инсайте.
По-видимому, будет справедливым рассматривать структуру мозга как лабиринт, в котором нет ни центра, ни периферии. Так, память не суммируется в каких-либо определенных участках мозга, а сеть нейронов позволяет образовываться некоторому подобию голограммы. Каждый участок мозга эволюционирует стохастически, считает ученый из Бельгии Дюбуа. Нейронная сеть, с его точки зрения, управляется законами самоорганизующихся сложных систем. Процессы, совершающиеся в мозге, есть «детерминический хаос». Весьма популярными в последнее десятилетие стали компьютерные модели мышления и работы мозга и в зарубежной философии и науке, и в отечественной. Безусловно, этот путь открывает некоторые новые перспективы в исследовании деятельности мозга, однако вряд ли в принципе можно отождествлять работу машины (компьютера) и деятельность человеческого мозга. Любая вычислительная модель мозга выглядит слишком оптимальной и точной, что вряд ли соответствует идее биологической эволюции, которая совершается большей частью методом проб и ошибок. И уж совсем нецелесообразно рассматривать сознание, мышление человека в битах информации, в алгоритмах. Специфика сознания в большей мере раскрывается через анализ осознаваемой и несознаваемой деятельности мозга, через сознание и бессознательное.

Возникновение сознания. Проблема идеального в философии

Для появления сознания должны были сформироваться биологические предпосылки и к ним относят: 1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением и 3) стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания.

Этот качественный скачок наука связывает с историей становления человеческого общества. Отечественные ученые, осмысливая процесс антропосоциогенеза и опираясь на данные археологии, создали теорию двух скачков, соответствующих началу и концу антропосоциогенеза.

Первый скачок связан с началом изготовления орудий труда, что явилось поворотным пунктом в эволюции живого. С этого момента начинает свою историю процесс формирования человека как особого биосоциального вида и зарождения общественных отношений. Биологическая эволюция, требующая приспособления вида к изменяющейся внешней среде, сменяется приспособлением внешнего природного мира к изменяющимся потребностям человека посредством трудовой деятельности. Непосредственными предшественниками питекантропов были хабилисы (Homo habilis – человек умелый), которые изготовляли орудия труда, но по морфофизиологической организации оставались животными.

Второй скачок завершился сменой неоантропа Homo sapiens (человек разумный) человеком современного вида, а также установлением и господством социальных закономерностей.

В свете последних данных в области археологии между производственной деятельностью, с одной стороны, и возникновением мышления и языка, с другой, существует разрыв примерно 1-1,5 млн. лет. Но производственная деятельность в собственном, человеческом смысле слова может быть только сознательной и волевой, ибо создание орудий труда и с их помощью преобразование действительности в соответствии с изменяющимися потребностями требует предварительного создания проекта и плана деятельности.

В связи с переходом человека к производству орудий труда можно говорить о трех взаимосвязанных следствиях этого процесса.

Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности человека с неизбежностью обуславливает изменение физиологических функций организма и соответственно изменение его существенных биофизиологических качеств. Человек переходит к систематическому прямохождению, перераспределяются роли конечностей, обновляется принцип кровообращения и т.д. Эти изменения физиологических функций организма создают биологически благоприятные условия для активизации деятельности мозга и его развития. Мозг первобытного человека уже существенно превышает по объему и весу мозг человекообразной обезьяны и отличается гораздо большей сложностью своего строения.

Во-вторых, сам процесс изготовления орудий труда, миллиарды раз из поколения в поколение повторяемые производственные операции с помощью орудий труда накапливают опыт человека. Логика все усложняющихся практических действий постепенно закрепляется в логике мышления, тренируя и развивая мозг, расширяя информационные возможности.

В-третьих, совершенствующийся производственный процесс одновременно усложняет и всю гамму жизненных проявлений индивидов. Становятся более многогранными и сложными их отношения между собой. Расширяется и усложняется их общение, в котором появляются новые, социальные мотивы: общение по поводу орудий и результатов труда, отношения субординации и координации и т.д., расширяется диапазон социальных ролей и их регуляция.

Все это вызвало к жизни и новое средство общения, средство передачи усложняющейся информации. В дополнение к первой сигнальной системе, присущей животным, появляется специфически человеческая система связи – вторая сигнальная система – речь, язык. Вне языка сознание утрачивает свою действительность, факт своего специфического существования.

В современной европейской культуре существует большое количество определений сознания, в которых делается акцент на различных его аспектах: идеальность, конструктивность, адекватность, целенаправленность и целеполагание, опережающее отражение действительности, регулирование и самоконтролирование деятельности. Сознание есть связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, способность целенаправленно, творчески активно, опережающе и конструктивно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.

Одной из наиболее характерных черт сознания является его идеальность. Проблема идеального дискутируется в философии с момента постановки ее Платоном. Но задолго до античной культуры способность человека мыслить, чувствовать, оценивать явления и процессы именовалась душой. Брахманы с незапамятных времен верили в существование души и ее переселение из тела в тело (метемпсихоз). Душа считалась небольшим воздушным образованием, легким и неосязаемым, которое в момент гибели тела покидала его. В древние времена душу называли разными именами: «пневма», «псюхе», «фантом», «мана», «квинтэссенция». Этимологически душа (anima) понималась как дыхание, вдох и выдох. В концепции анимизма душа представала особой силой, обитающей в теле животного, человека и даже растения, которая покидала свою обитель во время сна или после смерти. Впоследствии душа стала представляться состоящей из трех частей: дыхание, творящее жизнь, назвали растительной душой; псюхе – душа чувствующая, а нус – разумная. Платон дает свою иерархию частей души: » рациональная, эмоционально-гневливая и похотливая», локализованные соответственно в голове, груди и брюшной полости. Аристотель, различая растительное, животное и разумное начала души, в человеке связывает их в единое целое, проявляющееся в различных функциях: питательной, чувственной и рассудочной. Трактуемая как особая жизненная сила, активное духовное начало душа, ее собственная активность ставилась в зависимость от общих законов космоса (логоса у Гераклита или дао в китайской философии).

В средневековой философии душа есть связующее звено между Богом и человеком. Душа бессмертна, поэтому заботиться следовало лишь о чистоте духовных побуждений.

В новоевропейской философии душа стала отождествляться с внутренним, глубоко индивидуальным миром личности, а дух — с разумом человека. В XVI веке складывается наука о душе – психология, не избежавшая влияния господствующего механистического мировоззрения. В XVII веке Декарт приходит к выводу, что идеальное – это следствие самосознания человека, способности оценивать внутренний мир своей души. Спиноза растворяет духовное, идеальное начало в природе, приходит к выводу, что идеальное порождается материальным и связывает сознание с мозгом. Активно-преобразующий характер идеального подчеркивает И. Кант, у которого идеальное выступает как прообраз некого максимума, стремящегося приблизить к нему состояние действительности. У Гегеля — идея сущность всего действительного, которое существует лишь постольку, поскольку имеет внутри себя идею и выражает ее. Предметы и явления выступают как единство субъективного и объективного, они должны совпадать не только с идеей, но быть единством понятия и реальности. Предметная реальность, не совпадающая с понятием, субъективна, случайна, произвольна и перестает существовать. В XIX веке после возникновения экспериментальной психологии понятие «душа» в философском анализе заменилось понятием «психика».

Краткий исторический экскурс свидетельствует о широком диапазоне смыслового содержания категорий «идеального». И по сей день идеальное отождествляется со знанием, психикой, субъективным.В современной европейской и отечественной культуре под идеальнымпонимается специфический способ бытия объекта в психическом мире субъекта; идеальное – отражение действительности в формах духовной деятельности, субъективный образ объективного мира.

В «Капитале» К. Маркс определяет идеальное как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В этом определении можно выделить три важных момента: 1) связь идеального с процессом отражения, 2) адекватность (более или менее полная) воспроизведения в идеальном сторон и элементов отражаемого объекта и 3) творческий, конструктивный характер идеального.

Сам механизм преобразования материального в идеальное современная наука не может объяснить достаточно убедительно, но сущность подобного преобразования представляется в акте отражения предмета в форме целеполагания. Идеальное направлено на изменение образа предмета, а не его самого. Его главной целью является схема деятельности, направленной на достижение определенного результата. Таким образом, идеальное есть: а) особая форма отражения объективного мира и б) особая форма деятельности субъекта, в которой все изменения, преобразования осуществляются в форме бытия субъективного, духовного (субъективная реальность) и целенаправленно регулирует объективно-реальные действия человека. Идеальное – это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации.

В современной отечественной философии и науке сложились три концепции идеального. Согласно концепции Д.И. Дубровского, идеальное – явление, присущее субъективному миру отдельного социального индивида, материальным носителем его выступает нейродинамический код, природа которого науке до конца пока еще не ясна. В концепции Э.В. Ильенкова идеальное рождается и существует не в голове, а при помощи головы в общественной деятельности человека. Его нельзя отождествлять ни с результатами деятельности индивидуального нейрофизиологического аппарата (индивидуализированное духовное бытие), ни с материальным субстратом объективации этого бытия (книга, мрамор, архитектурная модель, икона). Оно включает в себя весь мир объективированного духовного бытия не только отдельной личности, но и результаты духовной деятельности всего исторического процесса, мир человеческой культуры и всю очеловеченную природу. В этом смысле идеальное первично по отношению к сознанию индивида.

По мнению М.А. Лифшица, идеальное непосредственно связано с идеалом и не сводимо к понятию идея. «Идея» – это категория, связанная с характеристикой психической, сознательной деятельности субъектов, а «идеал» обозначает объективно-реальные образцы, эталоны представителей любого вида неживой, живой и социально организованной форм бытия (совершенной формы кристаллы, эталонные образцы растений и животных, позитивные ценности и идеалы в обществе). В этом смысле идеальное онтологически первично как по отношению к индивидуальному сознанию отдельного субъекта, так и по отношению к духовной, а следовательно, и к практически-преобразующей деятельности всего человечества.

Направление дискуссии по проблеме идеального — от субъективной реальности через объективацию духовного и распространению идеального на всю природу — ставит перед философией проблему носителя идеального. Здесь правомерна аналогия с дискуссионным ходом обсуждения понятия «информация»: от информации, понимаемой как знание, к информации, трактуемой как отражение в саморегулирующихся системах, а потом к выводу об атрибутивности информации как содержанию любой формы отражения.

Проблема соотношения сознания и идеального также не имеет однозначного решения. То, что они не совпадают, очевидно. Но следует заметить, что, во-первых, практическая деятельность всегда целесообразна, т.е. сознательна, однако она включает в себя материально-предметный аспект; во-вторых, будучи субъективным образом, связанным с нейродинамическими процессами в ЦНС идеальное шире сознания и присутствует в психической форме отражения, следовательно, свойственно и животным; в-третьих, существуя в объективизированных формах, идеальное никак не может быть отнесено к психическому миру сколь угодно высокоразвитых животных. Человек обретает идеальный план жизнедеятельности только при условии приобщения его к исторически развивающимся формам общественной жизни.

Следовательно, сознание, его идеальная сущность может быть понята только через призму его общественно-исторической природы, в сравнительном анализе с другими формами жизнедеятельности и в первую очередь жизнедеятельности высших животных.

§ 3. Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания.

Достоверно установленным и доступным исследованию видом сознания является сознание человека. Своими предпосылками и некоторыми функциями оно наиболее тесно связано с психикой высших животных, но существенно отличается от него следующими характерными чертами.

— Сознание человека творчески активно. Животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть.

— Сознание человека конструктивно. Психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.

— Сознание человека целесообразно. Животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели. По словам Гегеля, разум человеческий не только могуществен, но и хитер. Его хитрость состоит в том, что человек с помощью сконструированных им технических изобретений заставляет предметы природы взаимодействовать, превращая их в средства реализации своих целей. Преобразование человеком природы продиктовано потребностями людей, их целями.

— Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих самого. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта. Самосознание –это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении.Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования.Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки.

Когда внимание человека сосредоточено на восприятии внешних объектов, осознание себя в отношении с этими объектами проявляется нечетко. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа. В этом случае человек становится в позицию рефлексии (отражения себя), анализирует ход своих действий, в том числе и программу создания идеального образа в своей голове, программу совершенствования своего сознания.

Сознание человека универсально по формеи объективно по содержанию. Психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает те объекты и их качества, которые жизненно необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет по меркам его собственного вида, т.е. объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим, универсальным достоянием. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания определенной эпохи.

Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык, специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. Развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно относясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным интеллектом.

Существуют разные виды речи: устная, письменная и внутренняя. Мыслительный процесс всегда осуществляется посредством того или иного вида речи, даже если эта речь не находит непосредственного, чувственно наблюдаемого выражения. Здесь работают сложные нейрофизиологические процессы взаимосогласованной деятельности мозга и речевого аппарата. Каждый нервный импульс, поступающий в речевой аппарат из мозга, воспроизводит в нем адекватное сигналу понятие или соответствующий ряд понятий. Именно понятия являются первичными элементами речи, а поскольку понятия формируются как результат некоторых обобщений, то и мышление, сознание всегда есть процесс обобщенного отражения действительности. То есть, мышление всегда понятийно и именно этим принципиально отличается от более ранних форм отражения, включая и сложные психологические формы. Именно язык как способ существования сознания, как «непосредственная действительность мысли» характеризует особое качество сознания как высшей формы отражения действительности, несводимой к досознательным ее формам.

Но информация, циркулирующая на уровне сознания, функционирует не только с помощью устной или письменной речи, т.е. естественного языка. Сознание осуществляет себя и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).

Знаки – это материальные предметы, процессы и действия, играющие роль «заместителя» реальных вещей и явлений. Они используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковая система может быть названа человеческим языком, если она удовлетворяет следующим требованиям:

— она должна обладать семантикой и грамматикой, содержать значащие элементы и правила их осмысленного соединения;

— она должна постоянно развиваться, причем не только под воздействием совершенствующейся человеческой деятельности, но и в результате саморазвития, т.е. расширять сознание по определенным правилам на основе конечных семантических единиц создавать неограниченное количество информативных сообщений;

— сообщения, формируемые в том или ином языке, не должны зависеть от присутствия обозначаемых предметов.

Знаковые системы возникли и развиваются как особая материальная форма, в которой осуществляется мышление и фиксируются информационные процессы в социальной жизнедеятельности, например в науке, технике.

Естественный язык является наиболее распространенной знаковой системой. Среди неязыковых знаков выделяют: знаки-копии; знаки-признаки; знаки-сигналы; знаки-символы. Большое распространение на современном уровне развития сознания получили системы знаков искусственных языков: кодовые системы, формулы, схемы, диаграммы и т.д. При этом любой знак имеет смысл и значение только в той или иной системе.

Особая интенсификация и информационная плотность современного развития общества не только порождает новые языки и знаковые системы, но и науки о них. В последнее столетие сформировалась новая научная дисциплина о принципах строения и функционирования знаковых систем – семиотика.

Отражением предельной интенсификации информационных связей в функционировании общества и необходимости освоения новых форм и способов ее получения, переработки, хранения и передачи стало возникновение научного направления – информатики.Но, в любом случае, узловой мерой бытия сознания остается система понятий естественного языка, формировавшаяся миллионы лет.

Понятия не только обозначают явления, но и выражают мысль об объективно существующих предметах, их связях и отношениях. Слово и носитель наших знаний о мире, и «посредник» между мыслью и предметом. Отсюда, конкретизируя особую роль языка в сознании и его относительную самостоятельность, можно выделить ряд основных функций языка.

1. Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предметом. Только при наличии этой связи оно может служить средством координации действий в процессе познания и практики. Именно при помощи слов идеальные образы дифференцируются, формируются понятия. Появляется возможность отвлечения от конкретных вещей, их свойств и отношений посредством оперирования понятиями, словами. Слово, по сути, «замещает» предмет в сознании.

2. Куммулятивная. Язык дает возможность «сокращенного», «уплотненного» идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации. В слове в сжатом виде отражается существенное в явлении. В этой своей обобщающей функции язык выступает как аккумулятор знаний и закрепляет (материализует) социальную память человечества.

3. Коммуникативная. В этой функции язык выступает как средство общения людей. Информация может использоваться обществом только в форме языка (естественного или искусственного). Коммуникативная функция языка в истории общества дважды качественно изменилась, и в каждом случае это вело к более эффективному закреплению социального опыта, активизации деятельности и материальной и духовной культуре. Первым таким качественным скачком явилось изобретение письменности. Второй происходит на наших глазах на базе бурного развития вычислительной техники, информатики, кибернетики.

4. Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное отношение к окружающим явлениям, которое иначе чем при помощи языка выразить невозможно.

5. Интерактивная.. Эта функция связана с тем, что при помощи языка человек всегда обращается к себе или к другому человеку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п., то есть речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию.

Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. Знаками второй сигнальной системы могут пользоваться и животные, но звуки и жесты, обозначающие различные явления и состояния и используемые животными для передачи информации своим сородичам, не образуют языка в собственном смысле этого слова. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им созданные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как определенные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бытия идеального.

Итак, мир человека — это мир смыслов, зачастую скрытых от человека и недоступных его непосредственному восприятию. Задача сознания и состоит в раскрытии смыслов, в раскрытии содержания и значения знаков, поступающих из внешнего мира, в превращении их в содержательный, информационный образ. В результате этого процесса мысль человека перестает быть его субъективным, индивидуальным достоянием и начинает жить по своим законам, приобретает относительную самостоятельность. Характеризуя относительную самостоятельность сознания, следует заметить: 1) Сознание развивается не как зеркальное отражение материального мира, оно является преобразованным отражением, включающим в себя весь предшествующий опыт. 2) Сознание, существуя через понятия, выходит за рамки конкретно-чувственных образов. В рамках сознания отражение переходит от ощущений и восприятий к понятиям, суждениям и умозаключениям, для которых характерно творческое отражение, анализ и синтез чувственно данного материала. 3) Относительная самостоятельность сознания проявляется и в том, что оно обнаруживает определенную консервативность по отношению к развивающейся общественной практике. Во-первых, сознание в материализованных идеальных формах (памятниках литературы, архитектуры, искусства) хранит память о духовной культуре прошлых поколений. Во-вторых, в сознании находят закрепление, воспроизводство и хранение те или иные представления, верования, идеологические и этические пристрастия и т.д., переставшие соответствовать изменившейся реальности. С другой стороны, особенно в научном мышлении, сознание способно опережать и предвосхищать реальные события, формировать на основе творчества принципиально новые комбинации взаимосвязей действительности, которые мобилизуют человеческую деятельность и реализуются в ней.

Сравнительный анализ качественных характеристик сознания человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества. Известные науке случаи обнаружения человеческих детенышей, волей случая изолированных из общества и «воспитанных» в среде животных, свидетельствуют о невозможности формирования сознания вне общества, вне общения и обмена социальной информацией.

Таким образом, той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, является практическая деятельность людей, направленная на преобразование действительности. Чтобы регулировать отношения между людьми в ходе трудовой деятельности и в других типах взаимодействия, понадобились средства, созданные самими людьми, не данные им от природы: традиции и обычаи, нормы-императивы и нормы-табу, формы социального наследования и семейного регулирования, выражаемые с помощью языка. Тем самым люди создают «вторую природу», особую социальную среду жизни, — средства производства, общественные отношения, духовную культуру. Опыт этой созидательной деятельности отражается в сознании, обуславливая его последовательное развитие вместе с историческим обогащением самого этого опыта.

Так как люди осуществляют свою деятельность совместно, то каждое новое поколение усваивает уже сложившиеся в обществе представления, понятия, взгляды и т.д. Именно с появлением сознания человечество обретает средство закрепления и развития своего исторического и индивидуального опыта, в то время как у животных видовой опыт передается наследственно, а индивидуальный опыт утрачивается для последующих поколений. Сознание, таким образом, оказывается всеобщим, необходимым и универсальным способом организации и выражения отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе.

Сознание не только исторически возникает как общественное явление, но и становится возможным лишь как продукт совместной трудовой деятельности. Вплетенность действий каждого отдельного человека в совместную коллективную деятельность на каждом историческом этапе развития общества приводит к тому, что сознание индивида приобретает надличностный, надиндивидуальный характер. Формируется общественное сознание – совокупность идей, концепций, учений, массовидных психологических процессов, имеющих свою собственную логику функционирования и развития, отличную от индивидуального сознания.

Проблема идеального в философии

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание.

Материя и сознание противостоят друг другу, эта противоположность материи и сознания не абсолютна, а относительна. В.И. Ленин писал, что данная противоположность «имеет абсолютное значение только в пределах ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса, вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна» Ленин В.И. Полн. собр. соч./ В.И. Ленин.- Т. 18.-М.:Политиздат,1982.- С. 51..

Прежде чем рассматривать сознание как субъективно отраженное бытие, проанализируем, что представляет собой субъективно-идеалистическое направление. Идеализм — философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точки зрения (Телеология). Марксизм-ленинизм все разновидности идеализма подразделяет на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно, Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного идеализма. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Особенность объективного идеализма Платона, свойственная древнему идеализму, вообще — тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом.

Эта особенность объективного идеализма еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного идеализма, произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на фальсифицированном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю вне природного бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир, Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением субъективного идеализма стала гносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно- идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.- объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая в философии Шеллинга и, особенно, Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма.

Отрыв сознания от материи приводит либо к дуализму, материя и сознание рассматриваются как независимые друг от друга реальности, либо к идеализму, когда сознание абсолютизируется и превращается в независимую, самодостаточную реальность, которая порождает материю.

— субъективные идеалисты (чья позиция ниже изложена) (Беркли, Юм, Мах и др.) признавали только человеческое сознание и считали, что оно является единственной реальностью, за пределами которого либо ничего нет, либо мы не можем знать, что там имеется.

Как видим, общим для объективных и субъективных идеалистов в понимании сознания является то, что оно у них не есть продукт развития материи, а наоборот, материальные тела являются отблеском, формой проявления мирового сознания либо совокупностью наших ощущений. Субъективный идеализм — одна из разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассмотрение ее как нечто полностью определяемое его активностью.

Субъективный идеализм исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать — значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение — единственный источник познания). Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышление человека, абсолютная идея и дух. Процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятия. Французские материалисты 18 в. (Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро) — процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция субъективного идеализма). Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно — преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.

В.И. Ленин писал в «Философских тетрадях», что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»Ленин, В.И. Полн. собр. соч./ В.И. Ленин- Т. 29.-М.:Политиздат,1982.- С. 194.. Но эта мысль В.И. Ленина противоречит исходному положению диалектического материализма о том, что сознание есть отображение в мозгу человека объективного мира, о том, что в сознании внешний мир отражается, копируется, фотографируется. При внешнем сопоставлении этих суждений противоречие налицо. Но все дело в том, что трактовка сознания как отражения, отображения объективного мира — это только исходный материалистический принцип, значение которого заключается в противопоставлении идеалистическому пониманию сознания как демиурга, творца действительного мира (термин древнегреческой философии, введен в философский лексикон Платоном).

Субъективные идеалисты говорят, что ум — это поток состояния сознания, состоящий из ряда моментов, причем внутри ума хранятся впечатления всего прошлого опыта. В некоторый определенный момент, при наиболее благоприятных обстоятельствах, это латентное впечатление выходит на поверхность сознания. В этот момент впечатление, так сказать, достигает зрелости и развивается в непосредственное сознание, или восприятие. Таким образом, в этот определенный момент воспринимаемым делается только тот объект, чье скрытое впечатление обнаруживается под влиянием обстоятельств; этот процесс похож на оживление впечатлений прошлого, которые хотя и сохраняются в памяти целиком, но в определенные моменты оживают лишь частично. Вот почему в данный момент можно воспринять только некоторые и нельзя воспринять всякие объекты в любое время по своему желанию. Следовательно, мы должны признать существование различных внешних объектов вне сознания. Существование внешних объектов может быть выведено из их умственных образов, или идей. Эти объекты придают индивидуальные формы различным состояниям сознания. Из этих форм, или представлений об объектах в уме, мы можем заключить о наличии их причин, то есть о существовании объектов вне ума.

Причина того, почему мы не можем воспринять когда нам угодно любой объект, заключается в том, что восприятие зависит не просто от ума, а от четырех различных условий. Для получения восприятия объекта налицо должны быть:

— сам объект, чтобы придать форму сознанию;

— познающий ум (то есть состояние ума в непосредственно предшествующий восприятию момент), чтобы вызвать сознание формы;

— чувство, чтобы определить вид сознания этого объекта — будет ли оно видящим, осязающим или каким-либо другим.

— благоприятные вспомогательные условия, такие, как свет, удобное положение, воспринимаемая величина и т. д.

Совокупность этих факторов вызывает восприятие объекта. Форма объекта, порожденного таким путем в уме, — это действие объекта на другие вещи. Существование же самого объекта, конечно, не воспринимается, ибо то, что ум познает непосредственно, есть лишь копия, или представление объекта в собственном сознании воспринимающего. Но наличие копии приводит к заключению о существовании объекта, так как без него не может возникнуть копия.

Рассмотрим философские позиции наиболее известных субъективных идеалистов:

— Мах Эрнст (1916гг). Австрийский физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи “комплексами ощущений”, Мах тем самым противопоставил свое учение философскому материализму. Мах отвергал понятия причинности, необходимости, субстанции как не данные в “опыте”. В соответствии “экономии мышления”, описание мира должно включать только “нейтральные элементы опыта”; реальны лишь эти “элементы” (Мах отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи.

— Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814гг). Немецкий философ, второй по времени после Канта деятель немецкого классического идеализма. Фихте выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и отмену феодальной раздробленности. Выдвинул значение “практической” философии — вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, но свел “практику” к деятельности одного лишь морального сознания. Предпосылкой “практической” философии считал научно разработанную теоретическую систему — науку о науке — “наукоучение”. В основе “Наукоучения” Фихте (1794) лежит теория субъективного идеализма. Фихте пытался вывести все разнообразие форм познания из одного — субъективно-идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философ полагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Фихтелевское исходное “я”, но и не субстанция вроде субстанции Спинозы, а нравственная деятельность сознания. Из этого мистического исходного “Я” Фихте выводит отдельное “Я”, под которым он понимает не абсолютный, а всего лишь ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое “Я”, которому противостоит — тоже эмпирическая — природа. Отсюда Фихте заключает, что теоретическая философия, положив “Я” и “не-Я”, необходимо противопоставляет их друг другу — в пределах того же исходного абсолютного “Я” — как результат его ограничения или разделения. Следуя этому своеобразному методу “полагания” “противополагания” и “синтезирования”, Фихте развил систему категорий бытия и мышления, как теоретических, так и практических. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется “антитетическим” т.к. антитезис собственно не выводится у Фихте из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Фихте признал непосредственное созерцание истины умом, т.е. “интеллектуальную интуицию”. Наряду с основным для Фихте учением субъективного идеализма в его философии налицо колебание в сторону объективного идеализма, усиливающееся в последние годы его жизни.

— Авенариус Рихард (1843-1896гг). Швейцарский философ -субъективный идеалист,один из основателей эмпириокритицизма, профессор Цюрихского университета. В центре его филоснофии понятие опыта, в котором якобы снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. Авенариус выступил с критикой материалистической теории познания, определяя ее как интроекцию, т.е. вкладывание внешнего мира в человеческое сознание.Он также отстаивал теорию “принципиальной координации” субъекта и объекта, т.е. зависимость последнего от первого. Основная работа Авенариуса — “Критика чистого опыта” (1888-1890).

Итак, сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа — это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *