Реформы сервия туллия презентация

Государство Древнего Рима

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Федеральное государственное казенное
образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская академия Следственного
комитета Российской Федерации»
Тема № 4. «Государство Древнего Рима»
Разработал:
профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин,
доктор исторических наук А.В. Кутузов

Учебные вопросы.

1) Периодизация государственной
истории.
2) Образование государства в Древнем
Риме. Реформы Сервия Туллия.
3) Государственный строй в период
Республики
4) Государственный строй в период
Принципата.

1. Периодизация государственной истории

Римская цивилизация развивалась тысячу лет и
прошла путь от племенного центра до огромной
империи. В Римскую империи входили
территории Северной Африки, Италии,
Балканского полуострова, Пиренейского
полуострова, Сирии, Израиля, Малой Азии,
территория Закавказья, территории центральной и
западной Европы.

Периодизация государственной истории

Первый период. Царский (VІІІ-VІ вв. до н.э.). Рим
формируется как город. Сложилась политическая
система – «военная демократия». Общество
дифференцированное: патриции (знать), плебеи
(крестьяне, ремесленники). Происходит разложение
родового общества.
Второй период. Ранняя республика (конец VІ –
середина ІІІ вв. до н.э.). Рим завоевывает всю Италию.
Формируется аристократическая республика.
Усложняется социальная структура общества.
Формируется рабство. Плебеи добиваются многих
прав.
Третий период. Поздняя республика (середина ІІІ – конец І вв. до
н.э.). Подъем римской цивилизации. Расцвет политической
системы. Период активной завоевательной политики Рима:
громит Карфаген, эллинистические государства. В Римскую
империю входит много новых территорий и этносов.
Складывается классическая социальная структура. Расцвет
рабства. Основа экономики – мелкие свободные собственники.
Четвертый период. Ранняя империя (эпоха Принципат),
(конец І в. до н.э. – ІІІ в. н.э.). Продолжается военная экспансия.
Римское государство достигает максимального роста территорий.
Расцвет римской цивилизации. Политическая система
изменилась: формально республика. Но носитель власти занимает
ряд республиканских должностей – принципс. Политическая
система сочетает в себе республиканские и монархические
элементы.
Пятый период. Поздняя империя (эпоха Домината),
(конец ІІІ – конец V вв. н.э.). Период экономического
кризиса империи: происходит натурализация
экономики. Рабство теряет свое значение. Развивается
колонат. Происходит формирование сильной
императорской власти. Христианство утверждается в
качестве государственной религии. В 395 г. происходит
разделение империи на две части – Западную Римскую
империю и Восточную Римскую империю (Византию).
Ухудшается политическое положение римского
государства. Ухудшается международное положение.
Рим громят варвары. В 476 г. н.э. Западная Римская
империя прекратила свое существование.

2. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

В VІІІ в. до н.э. формируется древнеримская
государственность. Ядром нового государства стал

город Рим, который к VІІІ в. до н.э. представлял собой
объединение земледельческих поселков.
Первоначально римское население составляли
племена латинов, сабинов и этрусков.
Древнеримское общество:
— патриции
— плебеи
— клиенты

Римский гражданин как член рода
имел право:
на выделенный земельный участок,
на наследование надела и родового имущества
вообще,
требовать от рода помощи и защиты,
участвовать в общих религиозных празднествах.

9. Реформа Сервия Туллия.

Сервий Туллий — VІ царь (578-534 гг. до н.э) провел
важные реформы, направленные на разрушение родового
строя древнеримского общества.
Сущность реформ:
плебеи были включены в состав гражданской общины,
т.е. получили политические права,
все римское население делилось на территориальные
трибы: 4 городских и 17 сельских,
все граждане (патриции и плебеи) были поделены на 5
имущественных классов на основе денежного ценза: 1-ый
класс включал граждан, имевших не менее 100 тыс. ассов,
2-ой не менее 75 тыс. ассов, 3-ий не менее 50 тыс. ассов, 4ый не менее 25 тыс., 5-ый не менее 12,5 тыс ассов.

10. 3. Государственный строй в период Республики

В период республики ключевым органом
власти было народное собрание.
Собрания были трех видов, у каждого
собрания были свои полномочия.
Первый вид – центуриатные комиции – это был
главный орган власти. Право участвовать в центуриатных
комициях обладали самостоятельные граждане Рима,
прошедшие цензовую регистрацию. Всего было 373
центурии, однако ключевую роль играли представители
первых 2-ух центурий.
Полномочия центуриатных комиций:
участие в законотворческом процессе (утверждение
законов),
выбирали важнейших магистратов: консулов, преторов,
цензоров, а также назначали диктатора в
экстраординарных случаях,
судебные функции: смертные приговоры в отношении
граждан подлежали утверждению в собрании.
Второй вид – трибутные комиции. В них
принимали участие все граждане-собственники по
территориальным округам-трибам.
Полномочия трибутных комиций:
судебные функции по обжалованиям, внесенным
плебейскими магистратами,
выбирали плебейские магистратуры: народных
трибунов и эдилов,
некоторые законодательные функции.
Третий вид – куриатные собрания. Со временем
потеряли свое значение, со ІІ в. до н.э. граждане на
них почти не ходили. Для кворума было достаточно
присутствия глав курий.
Полномочия куриатных собраний:
контроль за усыновлением,
контроль за осуществлением отцовской власти в
семье,
утверждение завещаний.

14. Сенат

Важное значение в государственной системе
принадлежало Сенату. Число членов Сената изменялось
на разных этапах римской истории от 100 до 600.
Полномочия сената:
утверждение законов,
утверждение магистратов,
составление государственного бюджета,
введение налогов,
управление провинциями,
внешняя политика,
строительство храмов и введение новых культов.

15. Магистратуры

Государственные должности в Древнем Риме,
появились в период становления Республики (VІ-V вв.
до н.э.).
Виды магистратур:
ординарные – выборные,
экстраординарные – по назначению,
высшие (избирались в центуриатных комициях) –
консул, цензор, претор (ординарные), диктатор,
начальник конницы, децемвир (экстраординарные),

низшие (избирались в трибутных комициях) –
народные трибуны, эдилы, квесторы и др.

16. Коллегия цензоров

Она состояла из 5 человек и избиралась на 5 лет.
Цензоры не обладали высшими полномочиями, но
влияние их на государство было значительным.
Полномочия цензоров:
исчисляли ценз, т.е. составляли списки населения
по классам,
наблюдали за нравами граждан, могли лишить
части гражданских прав,
назначали сенаторов.

17. Квесторы

Квесторы считались помощниками консулов.
Должность квестора считалась первой ступенью
начинающего политического деятеля.
Первоначально избиралось 4 квестора, потом 8,
при Сулле – 20, при Ю. Цезаре – 40.
Полномочия квесторов:
заведовали государственной казной,
заведовали государственным архивом.

18. Народные (плебейские трибуны)

Это был плебейский магистрат. Первоначально
избирали 5, позже 10 трибунов. Главная задача
трибунов – обеспечение гражданского равенства и
гражданских прав плебеев.
Полномочия трибунов:
право вето на решения магистратур, сената и
народных собраний,
право созывать народное собрание,
право законодательной инициативы.

19. 4. Государственный строй в период Принципата

Политический режим принципата (конец І в. до
н.э. – ІІІ в. н.э.). представлял собой особый вид
монархии, при котором формально сохранились
основные республиканские институты.
Принцепс (лат. princeps — первый) – сенатор,
первый в списке сенаторов Рима. В период ранней
империи принцепс стал носителем монархической
власти. Основоположником политического режима
принципата стал император Август
(63 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

20. Полномочия императора-принцепса:

Полномочия императорапринцепса:
комплектует сенат (как цензор),
отменяет по своей воле действия любого органа
власти (как трибун),
определяет политику государства, отдает
распоряжения по отраслям управления (как консул
и диктатор),
командует армией, управляет провинциями (как
диктатор).

117245 (Реформа Сервия Туллия)

Текст из документа «117245»

Реформа Сервия Туллия

ПЛАН

Введение

1. Возникновение римской государственности

2. Реформа Сервия Туллия

Заключение

Введение

Тема данной работы выбрана мною не случайно. Эта тема представляет исследователю обширное и крайне интересное поледеятельности. Она насыщенна » белыми пятнами «, открытыми вопросами и смелыми гипотезами. Однако не только увлекательность и проблематичность темы послужила причиной написания данной работы, хотя влияние этих факторов было несомненно велико. Наиболее важным, решающим является необходимость отыскать во тьме веков истоки, глубинные теории происхождения, становления и развития государственности и вместе с ней армиии, как неотъемленной части любого государства. В свою очередь все это стало основопологающей платформой для дальнейшего развития форм государственности, социальных структур общества и права . Кроме того данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе.

Данная работа знакомит исследователя не только с самой реформой Сервия Туллия, но и с предпосылками которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе реформы, тем самым раскрывая сам механизм реформы.

Реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, одна ко социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.

1. Возникновение римской государственности.

Древний Рим первоночально представляя собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий городгосударство (полис) подчинивший весь Апеннинский полуостров . Со временем Рим стал могущественной державой, которая включала в себя значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию . Римское государство это последний образец государства рабовладельческого типа. В римском рабовладельческом обществе с особой силой проявились противоречия рабовладельческого способа производства, которые привели к зарождению феодальных отношений и к гибели некогда непобедимой Римской империи .

Государственно-правовая надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически господствующего класса основные процессы, происходившие в римском рабовладельческом обществе, претерпела в своем развитии существенные изменения . Поэтому при изучении римского государства и права необходимо выделять следующие периоды:

1. Разложение родового строя военная демократия от легендарной даты основания Рима (753 г. до н. э. ) до изгнания последнего предводителя рекса Тарквиния Гордого (509 г. до н. э. ) . Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов, возникновения органов государственной власти, которые время сосуществовали со старыми власти родовой организации патрициев. Именно к этому периоду относится возникновение права, основным источникм которого были » Законы XII таблиц » .

2. Римская республика (III I века до н. э. ).

В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие территории Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными территориями. Период от земледельческой общины с натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложными экономическими отношениями и резкими противопоставлениями богатства и нищеты сопровождался небывалыми обострением социальных противоречий и усилением классовой борьбы . Это привело к кризису и крушению Римской империи.

Первоначально римское право распространялось только на римских граждан . В нем было сильны пережитки первобытнообщинного строя, оно отличалось крайним формализмом примирительностью своих институтов . Чужестранцы не пользовались правовой защитой.

С развитием торговли и товарно-денежных отношений стали признаваться основные имущественные права свободных чужестранцев (перегринов), которые проживали на римской территории . В это время начался процесс всестороннего юридического обоснования права частной собственности и детальной разработки основных взаимоотношений простых товаровладельцев.

3. Римская империя (I век до н. э. V век н. э. ) это период глубоких социальных потрясений и разложения римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, государственный строй принял форму принципата (27 г. до н. э. 284 г. ). Происходит некоторая стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи . Бурно развивается торговая и экономическая жизнь провинций. Наивысшего расцвета достигает римское частное право.

Обострение классовой борьбы, дальнейшее углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры, и на втором этапе развития Римской Империи государственный строй форму доминанта (284 476 годы).

Развитие торговли, новые явления в экономических отношениях определенным образом отразились в римском частном праве. В свою очередь восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких репрессивных мер для охраны классового господства рабовладельцев. Рабовладельческое государство берет в свои руки преследования за любые посягательства на основы экономического и политического строя, на правопорядок, установленный в интересах господствующего класса.

В период Империи принимаются первые шаги, попытки систематизации правовых норм .

Изучение римского права возможно по отдельным институтам или же в хронологическом порядке, в тесной связи с историей общества. В данной работе, в отличие от учебника, изложение римского права дается в неразрывном порядке с военными реформами Сервия Туллия.

Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью.

В период возникновения Древний Рим являлся родовой общиной, которая обусловилась на берегу Тибра на территории около 3 кв. км.

Родовая община представляла собой родственную, хозяйственную и духовную общность людей . В течении длительного времени такая община была также и ячейкой общественного самоуправления в рамках первобытнообщинного строя.

В родовой общине не было власти, обособленной от самого рода.

На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

Развитие производительных сил привело к индивидуализации производства и возникновению частной собственности отдельных семей. Рост товарного производства и обмена усиливал их имущественное неравенство. Общественная собственность интенсивно уступала неуклонно развивающейся частной собственности. Богатеющие семьи получили возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.

На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Органы родового строя постепенно стали отрываться от своих корней в природе народа. Это случилось потому, что имущественные различия внутри одного и того же рода превратили былую общность интересов в непримиримые противоречия между членами рода .

Как отмечал Ф. Энгельс, родовой строй превратился в свою противоположность : из организации для свободного регулирования своих собственных дел он стал организацией для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа.

Организация власти в рамках первобытно общинного строя эпохи ею разложения выступает в виде военной демократии, т. к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военночальник является необходимым, постоянным должностным лицом . Избравшая ею родовая знат и образует совет при военноначальнике. Народное собрание этого периода уже не в состоянии обеспечить равноправие всех члена рода, оно становится собранием воинов . Женщины отстраняются от участия в обсуждении и решении общественных вопросов. Таковы были органы власти развившиеся в новых условиях родового строя племени латинов.

Легенда об основании Рима и первых военных предводителях (рексах) римляне являются этнологической. Она имела имела цель объяснить возникновение римской общины и ее учереждение, связать начало Рима с Древней Грецией, с одним из популярных греческих сказаний о Троянской войне . По этой легенде потомок Энея, одного из участников Троянской войны, Ромул основал в 753 году до н. э. город и дал ему свое имя.

По поводу этой легенды К. Маркс писал, что именем Ромула равно как и имени ею преемников, обозначаются в ней не определенные лица, а эпохи . Действительно, с именем римский рексов связана определенная эпоха в жизни римского общества, знаменующая постепенное разрушение родового строя . Ромул, например, приписывается организация римской общины : народ был разделен на 3 трибы

(племени). В каждую трибу входили 10 курий, каждую курию составляли 10 родов, в каждом роде было 10 семейств. Такая стройная организация : 3 трибы, 30 курий, 300 родов, 3000 семейств несет на себе, как отмечал Ф. Энгельс, печать искусственного образования.

Каждая курия собиралась на собрание и по большинству голосов решала такие вопросы, как объявление войны, избрание рекса и облечение его высшей властью, рассмотрение жалоб лиц, присужденных к смертной казни, утверждение усыновления и завещаний. Решением римского народа считалось то решение, за которое высказывалось большинство курий, причем каждая курия имела один голос.

По традиции считалось, что Ромул создал сенат в составе 100 сенаторов из числа представителей родов. Сенат стал утверждать избрание рекса, предварительно обсуждались вопросы, вносимые в Народное собрание, и непосредственно осуществлять управление деламиримской общины.

Примиемнику Ромула Нуме Помпилию, который был сабином, приписывается религиозное устройство Древнего Рима. Были учреждены жреческие коллегии понтифинов, авгуров и фециалов. Понтифины осуществляли высший надзор за культом, были хранителями и толкователями древних обычаев, являясь, таким образом, предшественниками древних юристов.

В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп : патрициев и плебеев.

Патриции (от лат. Paterотец) члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям. Семейные отношения патрициев строились на основе отцовского права, при котором отец семейства обладал абсолютной властью над членами семьи : наследование имени и имущества шло по мужской линии и родственные связи признавались связи только по отцу.

Плебеи (от лат. Plebsпростой народ) это население Древнего Рима, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев, добровольно пересилившихся в Рим . Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле, обладая, однако, небольшими участками на правах частной собственности.

В семейных отношениях плебеев длительное время сохранялись пережитки материнского права, при котором мать считалась главой семьи и хозяйственного имущества. Видимо, поэтому вплоть до 445 года до н. э. браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

В VII веке до н. э. в Риме появились клиенты (от лат. Clitnisпослушный). Это социальная прослойка образовалась, видимо, из иностранцев, вольноотпущенников и незаконнорожденных детей. Клиенты находились в личной зависимости от патрициев, которые в этом случае назывались патронами. Клиент получал от патрона землю, скот и входил в семью патрона на правах младшего члена, участвуя в родовом культе и в собраниях по куриям, поддерживая своего патрона. Клиент обязан был следовать за патроном на войну и оказывать ему всякую материальную поддержку.

Рабство в этот период носило патриархальную форму. Оно еще не сложилось в особый способ производства, а было рассичано на удовлетворение потребности патриархального семейства. Поэтому рабы и не представляли самостоятельной социальной силы, а родовой строй был сокрушен в результате борьбы патрициями и плебеями.

Рассматривая те формы, в которых государство поднимается на развалинах родовой организации, Ф. Энгильс отмечал, что в Древнем Риме родовое общество превращается в замкнутую патрициальную общину среди многочисленного, вне ее стоящего, бесправного, но несущего все обязанности плебея . Победа плебея взорвала старый родовой строй и на его развалинах было воздвигнуто государство, в котором совершенно и четко исчезли и патриции и плебеи.

2. Реформы Сервия Тулия

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н. э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло разное несоответствие между поселением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватческая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений центурий.

Разряды Число выставленных Имущественный ценз

центурий в югерах в ассах

Реферат на тему «Реформа Сервия Туллия»

Министерство образования РФ

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя школа №33 г.Ярославля.

Реферат на тему:

Реформа Сервия Туллия.

Выполнил ученик 10-2 кл.

Школы №33

Гунин Лев.

Ярославль

2004г.

Введение 3

1. Возникновение римской государственности 4

2. Реформа Сервия Туллия 6

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Введение

Древний Рим первоначально представлял собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис), подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой , которая включала в себя значительную часть Европы , побережье Северной Африки , Египет , Малую Азию и Сирию.

Я выбрал эту тему реферата поскольку, она насыщенна открытыми вопросами и увлекательна, она имеет огромное значение в истории Древнего Рима.

Реформа Сервия Туллия повлияла на становления и развития государственности и вместе с ней армии, как неотъемлемой части любого государства.

Цель моего реферата — проанализировать реформу Сервия Туллия, подчеркнуть изменения в общественном строе Древнего Рима и сделать вывод, какие результаты принесла эта реформа. Для этого также необходимо иметь представление о римской государственности (я даю ей краткую характеристику в 1 разделе).

Кроме того, данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе. Она знакомит нас с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе реформы.

1.Возникновение римской государственности.

Государственная надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически-господствующего класса основные процессы, претерпела в своем развитии существенные изменения . Поэтому при изучении римского государства необходимо выделять следующие периоды:

1 .Разложение родового строя — военная демократия. Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов , возникновения новых органов государственной власти.

2 .Римская республика ( III — I века до н.э. ). В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие тер-рии Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов , а также осуществлять управление захваченными территориями. Этот период сопровождался усилением классовой борьбы . Это привело к кризису Римской империи.

3 .Римская империя (I век до н.э. — V век н.э.) — это период глубоких социальных потрясений римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, происходит стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается экономическая жизнь провинций. Но обострение классовой борьбы, углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры. Восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких мер для охраны классового господства рабовладельцев.

Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью. Родовая община представляла собой родственную , хозяйственную общность людей . В течении длительного времени такая община была и ячейкой общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности отдельных семей. Богатеющие семьи получали возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.

На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Родовой строй превратился в свою противоположность.

Организация власти выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военноначальник является необходимым должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военноначальнике, совет воинов.

В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.

Патриции — члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.

Плебеи — это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин , а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.

Браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

2 . Реформа Сервия Тулия

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Возникло несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все население Рима — было разделено по имущественному цензу на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений — центурий.

Разряды Число выставленных Имущественный ценз

центурий в югерах в ассах

1 80 от 20 100.000

2 20 20 — 15 75.000

3 20 15 — 20 50.000

4 20 15 — 5 25.000

5 30 менее 5 11.000

Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две — ремесленников, две — музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая — войны от 17 до 45 лет — младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, не имели ничего общего, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21 : 4 городских и 17 сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи — центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Причем только постепенно, центуриатные собрания вытеснили родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса.

Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения.

Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины, послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов.

Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам — трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой нового деления населения состояла в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому это можно назвать военно-административным делением.

Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати — сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, выделял средства на ведение войны.

Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената ( диктаторы ). Они воплощали институт верховного командования.

Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники — 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

В период реформы Сервия Туллия армия «брала» на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Разрастание магистратур происходило вследствие завоеваний. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором.

Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Рим данного периода — город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим земли.

Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, где сосредотачиваются три вида власти. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.

Заключение.

Таким образом, реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.

Она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был подорван разделением на классы и заменен государственной организацией, а плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с новой, причем только постепенно новая вытесняла её.

Война и организация для войны были регулярными функциями общественной жизни; публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.Военная организация воплощала главную силу власти господствующего класса и играла ведущую роль внутри государства.

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам — трибам.

Также реформа позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, чтобы вести захватническую политику.

Список использованной литературы.

1. Бирюков Ю.М. «Государство и право Древнего Рима».

2. Орлов Г.В. «История государства и права зарубежных стран»

3. Кузницин А.А. «История Древнего Рима»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *