Политическое развитие Казахстана

Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе (стр. 1 из 2)

В условиях нарастающей взаимозависимости между субъектами международных отношений в эпоху глобализации ни одна страна мира, независимо от ее ресурсного и силового потенциала или степени развития, не может не подвергаться влиянию внешних сил. Ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в отрыве от других стран справиться с острейшими проблемами современности. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества. В таких условиях задачей отдельных государств является быстрейшая адаптация к новой среде через пересмотр прежних подходов и выработку новых по ключевым проблемам внешней и внутренней политики. Для молодой, независимой Республики Казахстан, ставшей полноправным субъектом и актором международных отношений, чрезвычайно важно ведение внешней политики, которая бы вовремя улавливала вызовы окружающей международной системы и достойно отвечала им, ставя во главу угла национальные интересы страны. Необходимо выработать новые подходы во внешней политике, найти эффективные принципы и модели внешнеполитического поведения в стремительно меняющихся международных, геополитических и геоэкономических условиях.

С момента обретения независимости Казахстаном пройден большой путь. Многовекторная внешняя политика Казахстана, появившаяся на заре независимости, смогла поспособствовать укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей. За прошедшие годы республика стала полноправным членом международного сообщества, чьи инициативы практически всегда получали международную поддержку и осуществлялись на практике, установила стабильные и предсказуемые отношения со всеми соседями. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера.

В сфере внешней политики Казахстана развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром. На сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана. Несмотря на сложные региональные и глобальные процессы, наша республика имеет тесные партнерские отношения со своими соседями и ведущими мировыми державами. Казахстан присоединился к ключевым международным договорам, неоднократно демонстрировал свою поддержку глобальной борьбы против международного терроризма, занимает взвешенную и ответственную позицию по вопросу нераспространения оружия массового поражения.

Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Внешнеполитический курс Казахстана развивается в русле многосторонней дипломатии, которая позволяет Республике Казахстан успешно маневрировать и отстаивать свои интересы перед лицом более сильных игроков, таких, например, как Китай, США и Россия. Многовекторность внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для Казахстана практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Именно такая политика исключает какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана и укрепляет благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в Казахстане. Концепция внешней политики дополняется и изменяется сообразно новым нюансам в мировой ситуации, но многоуровневый и многоплановый характер казахстанской дипломатии не подвергается корректировке.

Открытость экономики и интеграция достигаются в Казахстане именно за счет взвешенной, многовекторной внешней политики. Факты свидетельствуют, что «многовекторность по-казахстански» – не прихоть лидера страны, а насущная необходимость, игнорировать которую такое государство, как Казахстан, имеющее срединное материковое положение, еще не окрепшее, нуждающееся в зарубежных инвестициях и рынках сбыта, не имело и не имеет права.

Плоды многовекторности ощущаются в повышении международного статуса Казахстана и, прежде всего, в реализации важнейшей стратегической задачи, поставленной Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым – достижении председательства в ОБСЕ.

Казахстан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на развитие взаимовыгодного, многостороннего и равноправного сотрудничества как с соседними государствами – прежде всего, с Россией и Китаем, так и со всеми заинтересованными странами, а также с международными политическими и финансовыми организациями. Казахстан, заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. Сегодня Казахстан выступает с большим количеством неординарных инициатив, находящих широкий отклик в мировом сообществе. И это количество перешло в новое качество. Наша республика неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.

Достижения Казахстана во внешнеполитической сфере и международный вес республики во многом зависят, и будут зависеть в дальнейшем от состояния экономики. Очевидно, что без модернизации экономической и политической жизни страны, ее технологического обновления невозможно дальнейшее успешное развитие страны и сохранение высоких темпов развития, что подтверждает опыт передовых азиатских экономик. В этом отношении предложенная Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым Стратегия по вхождению в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, определяющая и конкретизирующая цели и направленность казахстанских реформ, имеет большое значение. Суть этой стратегии, в соответствии с президентским Посланием, состоит в продвижении Казахстана в число наиболее динамично развивающихся государств мира. При этом республика намерена выступать на международной арене в качестве государства с современной и открытой рыночной экономикой, уважающего демократические нормы и строго соблюдающего свои международные обязательства. Провозглашаемые ориентиры подчеркивают приверженность Казахстана принципам мирного сосуществования, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества государств, а также свидетельствуют о стремлении влиться в сообщество влиятельных демократических государств, развивающихся и взаимодействующих на основе рыночных принципов. Ключевое слово здесь – конкурентоспособность, что подразумевает отказ от догоняющего развития и сосредоточение на поднятии секторов и сегментов казахстанской экономики, способных выдерживать жесточайшую конкуренцию на международных рынках и функционировать в условиях глобализации.

Успехи процесса модернизации в значительной степени обусловлены перспективами регионального сотрудничества. Регионализм дает возможность таким новым субъектам международных отношений, как Казахстан, не остаться на задворках мировых процессов, а быть втянутыми в самую гущу международных событий. Через региональную интеграцию средние и малые страны получают шанс создать полюс международных отношений и иметь свой голос при решении узловых проблем современности. На современном этапе важно уделять большее внимание экономическим, социальным, экологическим и демографическим проблемам центральноазиатского региона, добившись координации действий и взаимодополняемости национальных программ развития с остальными странами региона. Только объединение ресурсов, согласованность и совместимость региональной политики, особенно в сфере торговли, энергетики и транспорта, позволят центральноазиатским странам избежать превращения в «сырьевой придаток» и пассивный объект интересов ведущих геополитических центров. Создание совместных кластеров в ключевых отраслях народного хозяйства на основе учета взаимных интересов будет способствовать укреплению деловых связей, сближению и взаимопониманию между Казахстаном и центральноазиатскими странами. Опираясь на прогресс, достигнутый в различных сферах жизнедеятельности, Казахстан мог бы стать движущей силой регионального развития и содействовать модернизации всей Центральной Азии, являющейся зоной повышенного внимания Казахстана и одним из основных направлений внешнеполитической стратегии.

В числе долгосрочных приоритетов Казахстана находится углубление регионального партнерства в сфере безопасности. Республика является активным участником ведущих региональных объединений, таких как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и СВМДА, выступает с инициативами, направленными на укрепление мер доверия в регионе, налаживает двустороннее сотрудничество в сфере региональной и глобальной безопасности с Россией, Китаем, США и Европейским союзом. Используя свое узловое географическое положение, Казахстан имеет все необходимые ресурсы и потенциал, чтобы занять ведущие позиции в формирующейся на евразийском пространстве многоуровневой системе безопасности, выполняя при этом важную функцию по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе.

Одним из важнейших приоритетов с момента возникновения нашего государства является развитие отношений со странами мусульманского мира. Это объясняется тем, что ислам на протяжении многих веков являлся религией казахов и многих других народов, населяющих нашу страну. Кроме того, вопрос развития ислама тесно связан с необходимостью развития казахской культуры. Ислам давно уже перерос в самостоятельный фактор в системе современных международных отношений и влияет на многие политические процессы в мировой политике и экономике. Поэтому Казахстан выступает за возрождение и развитие ислама в рамках общего развития культуры и духовности республики, а также за налаживание культурного диалога и укрепление взаимовыгодного сотрудничества с исламскими странами. Вместе с тем, Казахстан является светским государством, в котором религия отделена от политики и, следовательно, недопустимы любые попытки манипулирования вопросами религии для достижения политических целей.

Внешняя политика Казахстана

27 Июля 2013 48750

В конце первого десятилетия XXI века Казахстан стал авторитетным, признанным участником мирового сообщества государств. Однако этот результат потребовал огромных усилий, напряженной работы. В начале 1990-х годов, во время распада СССР, положение Казахстана было совершенно иным. Предпосылки к самостоятельной внешней политике Казахстана формировались вместе со становлением суверенитета. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял декларацию «О государственном суверенитете», которая впервые определила страну как субъект международного права. В этом историческом документе провозглашалось: «Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций».

Начало активизации деятельности Министерства иностранных дел Казахской ССР было положено через взаимодействие с Министерством иностранных дел РСФСР. Так, 17 августа 1991 года (то есть накануне ГКЧП) во время визита в Алматы Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и состоявшихся переговоров с Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым министры иностранных дел двух суверенных республик Акмарал Арыстанбекова и Андрей Козырев подписали Протокол о сотрудничестве и координации деятельности между внешнеполитическими ведомствами. Было решено, что стороны будут регулярно проводить переговоры в Алматы и Москве для обсуждения международных и региональных проблем.

За короткий исторический период в начале 1990-х годов Казахстан добился заметных успехов в сфере внешней политики: суверенитет Казахстана был признан практически всеми странами мира и международными организациями, сформировалась многовекторная внешняя политика, возрос авторитет страны в мировом сообществе.

Внешняя политика Казахстана стремилась быть разумной и прагматичной, нацеленной на обеспечение реальной независимости страны по отношению к колебаниям мирового рынка и вариативным глобальным и региональным тенденциям. Уже на стадии формирования внешняя политика всесторонне учитывала геополитические факторы (соседство с мировыми державами — Россией и Китаем, глобальную роль США), транзитное положение, отсутствие прямого доступа к морским коммуникациям. Геополитические особенности страны, расположенной на стыке Европы и Азии, способствовали многовекторной внешней политике, установлению взаимовыгодных отношений с различными странами.

Казахстан признан 120 государствами. В стране зарегистрировано 68 посольств и представительств международных организаций. Казахстан имеет дипломатические представительства более чем в 100 странах мира и является членом многих международных организаций. Казахстан является участником более 70 международных организаций.

21 декабря 1991 г. в Алматы Главы одиннадцати суверенных государств (за исключением Грузии) подписали Протокол, в котором подчеркнули, что все республики на равноправных началах образуют СНГ.

5 октября 1992 г. в ходе 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Президент РК Н.А.Назарбаев выдвинул инициативу о созыве СВМДА.

2 марта 1992 г. на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН.

В январе 1992 г. Казахстан стал государством-участником ОБСЕ.

15 мая 1992 г. Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ).

12 июля 1993 г. создана Международная организация по совместному развитию тюркской культуры (ТЮРКСОЙ).

2 февраля 1993 г. установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (ЕС).

10 октября 2000 г. в г.Астане создано Евразийское экономическое сообщество.

15 июня 2001 г. создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) на базе механизма «Шанхайской пятерки», сформировавшейся после подписания главами Казахстана, Кыргызстана, Китая, России и Таджикистана Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы (1996 г., г.Шанхай) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г., г.Москва).

1-2 декабря 2010 г. под председательством Президента РК Н.Назарбаева состоялся Саммит ОБСЕ в Астане.

В июне 2011 года председателем ОИС стал Казахстан. Организация Исламская конференция (ОИК) решением участников 38-й сессии СМИД, проходившей в Астане 28-30 июня 2011 года, была переименована в Организацию исламского сотрудничества (ОИС).

На Азиатском направлении Казахстан заключил договоры о двустороннем политическом, экономическом и культурном сотрудничестве с Монголией, Республикой Корея, Японией, Катаром, Индией, Южно-Африканской Республикой, Сингапуром, Пакистаном, Малайзией, Ираном, Бахрейном, Израилем, Султанатом Оман, Кувейтом, Саудовской Аравией, Палестиной, Объединенными Арабскими Эмиратами, Афганистаном, Египтом, Иорда­нией, Марокко, Сирией, Ливией.

На Европейском и Американском направлении созданы позитивные предпосылки для экономического сотрудничества и иностранных инвести­ций в экономику Казахстана с Испанией, Австрией, Финляндией, Чехией, Болгарией, Словакией, Польшей, Латвией, Литвой, Арменией, Бельгией, Германией, Португалией, Грецией, Италией, Грузией, Канадой, Кубой, Люк­сембургом, Нидерландами, Норвегией, Румынией, Великобританией, Фран­цией, Швецией, Швейцарией.

«Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК»

Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 21 января 2014 года № 741

КОНЦЕПЦИЯ
внешней политики Республики Казахстан
на 2014 – 2020 годы

Астана, 2014 год

Концепция внешней политики Республики Казахстан (далее – Концепция) разработана в соответствии с установками, изложенными в Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050″: новый политический курс состоявшегося государства» (далее – Стратегия-2050), и представляет собой систему основополагающих взглядов на принципы и подходы, цели, приоритеты и задачи внешнеполитической деятельности Республики Казахстан.

1. Видение развития внешней политики Республики Казахстан

В третье десятилетие своей независимости Казахстан вступил как состоявшееся стабильное государство с динамично развивающейся экономикой и четко расставленными внешнеполитическими приоритетами.
Возросшая субъектность Казахстана на мировой арене свидетельствует о повышении роли и международного авторитета государства, увеличении регионального веса, росте значения для глобальной экономики и финансовых институтов.
Вместе с тем, с учетом современных реалий внешняя политика Республики Казахстан требует модернизации и продвижения национальных интересов на принципах прагматизма. На этот процесс воздействует целый ряд внутренних и внешних факторов.
Среди важных внутренних факторов следует отметить кардинальные изменения в политическом и социально-экономическом развитии Казахстана, завершение трансформационного периода и переход страны к новой Стратегии долгосрочного и устойчивого развития до 2050 года.
Внешние факторы представлены необходимостью преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, обострением конфликтов и современных проблем человечества, возникновением качественно новой геополитической и геоэкономической ситуации на региональном и глобальном уровнях.

Цели внешней политики Республики Казахстан

В соответствии с национальными интересами Казахстана главные внешнеполитические усилия будут концентрироваться на достижении следующих основных целей:
1) всемерное обеспечение национальной безопасности, обороноспособности, суверенитета и территориальной целостности страны;
2) укрепление мира, региональной и глобальной безопасности;
3) обеспечение устойчивых позиций и формирование позитивного образа государства в мировом сообществе;
4) установление справедливого и демократичного мирового порядка при центральной и координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН);
5) дальнейшая интеграция в систему региональных и международных торгово-экономических отношений;
6) создание благоприятных внешних условий для успешной реализации Стратегии-2050, достижения высокого уровня жизни населения, укрепления единства многонационального общества, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
7) диверсификация, индустриально-технологическое развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики;
8) поэтапный переход страны на «зеленый» путь развития и вхождение в число 30-ти самых развитых государств мира;
9) сохранение национально-культурной самобытности и следование собственному пути дальнейшего развития государства;
10) защита прав граждан и юридических лиц Республики Казахстан, их личных, семейных и деловых интересов за рубежом;
11) поддержка казахской диаспоры и казахского языка за рубежом.

Приоритеты и задачи внешней политики Республики Казахстан

1. Казахстан заинтересован в политически стабильном, экономически устойчивом и безопасном развитии Центральной Азии.
Осознавая свою ответственность и роль в регионе, Казахстан будет прилагать всесторонние усилия для обеспечения региональной стабильности и безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам, в том числе исходящим из сопредельных территорий.
Казахстан будет стремиться к развитию внутрирегиональной интеграции в Центральной Азии в целях снижения конфликтогенного потенциала, решения социально-экономических проблем, развязки узла водно-энергетических и иных противоречий.
Перспективной целью видится трансформация региона в единый интегрированный субъект международной политики и экономики.
2. Рассматривая евразийскую экономическую интеграцию в качестве одного из действенных способов продвижения страны на устойчивые позиции в системе мирохозяйственных связей, Казахстан будет укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство в целях создания на этой основе Евразийского экономического союза.
В рамках этого процесса будут соблюдаться такие основополагающие принципы, как: незыблемость политического суверенитета, экономическая обоснованность принимаемых решений, поэтапность, прагматизм и взаимная выгода, равное представительство сторон во всех органах интеграции и консенсус на всех уровнях интеграционного взаимодействия.
3. Казахстан продолжит работу по завершению международно-правового оформления государственной границы, а также определению правового статуса Каспийского моря и укреплению стабильных и дружественных отношений между прибрежными государствами, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права.
4. Казахстан, являясь ответственным участником деятельности ООН, Содружества Независимых Государств, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств и других международных организаций и форумов, своими главными задачами в рамках их деятельности рассматривает:
1) обеспечение учета национальных интересов в процессе выработки и принятия решений регионального и глобального характера в различных областях;
2) конструктивное участие и вклад в международные усилия по укреплению региональной и глобальной безопасности;
3) продвижение казахстанских внешнеполитических инициатив;
4) установление оптимальных и взаимоприемлемых форм сотрудничества между региональными и международными организациями и форумами в интересах обеспечения стабильности и безопасности в мире;
5) совершенствование политико-правовых и организационно- административных функций региональных и международных организаций в целях повышения эффективности их работы.
Казахстан участвует в работе региональных и международных организаций, деятельность которых отвечает его национальным интересам и приносит практическую пользу.
5. В рамках задачи по укреплению региональной и глобальной безопасности Казахстан:
1) развивает дружественные и предсказуемые отношения со всеми государствами мира и их объединениями;
2) привержен целям и принципам Устава ООН и признает основополагающее значение принципа верховенства права для политического диалога и сотрудничества между государствами;
3) выступает за разрешение региональных и международных конфликтов в рамках существующих международно-признанных переговорных форматов. Позиция Казахстана основывается на фундаментальных принципах ООН о сохранении суверенитета и территориальной целостности государств в их международно-признанных границах, поиске мирных путей разрешения спорных вопросов на основе выполнения положений, содержащихся в документах по урегулированию кризисов, прежде всего, резолюций Совета Безопасности ООН;
4) прилагает усилия для достижения мира без ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, участвует в развитии многосторонних механизмов в целях укрепления режимов нераспространения, полного запрета и уничтожения таких видов оружия, а также создания в различных регионах мира зон, свободных от ядерного оружия;
5) последовательно выступает против гонки вооружений, создания и развертывания новых видов вооружений, в том числе в космосе;
6) поддерживает международные усилия по противодействию незаконному обороту оружия;
7) совместно с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе предпринимает решительные меры по противодействию терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговле людьми и нелегальной миграции, организованной преступности и коррупции;
8) продолжит работу по обеспечению международной информационной безопасности и борьбу с кибертерроризмом.
6. С целью реализации приоритетов внешнеэкономической политики Казахстан:
1) участвует в региональных и международных интеграционных процессах для реализации экономико-ресурсного, транзитно-транспортного и экспортного потенциала страны, создания условий для безопасного развития национальной экономики и ее инвестиционной привлекательности. В этом контексте важной задачей является участие в деятельности Всемирной торговой организации на выгодных для страны условиях;
2) в рамках задачи по индустриально-инновационному развитию расширяет международное сотрудничество для привлечения инвестиций и передовых технологий в приоритетные сектора национальной экономики, ее диверсификации и технологической модернизации, повышения ее конкурентоспособности;
3) обеспечивает полноправное участие страны и продвижение национальных интересов в международных экономических организациях и финансовых институтах;
4) развивает экономическую и торговую дипломатию, обеспечивает дипломатическими средствами продвижение и защиту интересов государства и казахстанских физических и юридических лиц за рубежом, создает благоприятные условия для расширения присутствия казахстанского бизнеса и экспортной продукции на новых и традиционных мировых рынках;
5) участвует в формировании справедливой мировой валютно-финансовой системы, создающей равные возможности для развития всех стран мира;
6) ведет активную работу по продвижению Астанинского экономического форума и выработанных на его основе международных инициатив;
7) участвует в международных усилиях по обеспечению региональной и глобальной продовольственной безопасности;
8) продолжит вносить вклад в региональную и глобальную энергетическую безопасность. Выступает за достижение баланса интересов стран-производителей, стран транзита и стран-потребителей энергетических ресурсов, создание системы диверсифицированных, стабильных и безопасных маршрутов их экспорта;
9) намерен участвовать в усилиях мирового сообщества по оказанию официальной помощи развитию с созданием соответствующего национального института.
7. Уделяя приоритетное внимание вопросам охраны окружающей среды и сохранения глобального климата, Казахстан:
1) прилагает усилия для реализации Концепции по переходу страны к «зеленой экономике» в целях повышения эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и других) и управления ими, повышения качества окружающей среды и благополучия населения. Поэтапный переход к «зеленой экономике», включая проведение выставки ЭКСПО-2017, является одним из важных элементов реализации задачи по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира;
2) будет осуществлять Астанинскую инициативу «Зеленый мост», направленную на поддержку партнерства государственного и частного секторов стран Европы, Азии и Тихого океана, общественных и международных организаций в реализации программ и планов «зеленого роста»;
3) продвигает инициативы по разработке и внедрению современных услуг в сфере экологически устойчивого энергоснабжения, включая Глобальную энерго-экологическую стратегию, направленную на поиск решений проблем постиндустриального общества;
4) в рамках обеспечения водной безопасности продолжит совершенствование договорной правовой базы с сопредельными странами в сфере использования и охраны водных ресурсов трансграничных рек;
5) продолжит сотрудничество с международными организациями и донорами по реабилитации территорий бывшего Семипалатинского ядерного полигона и Аральского моря, в том числе в рамках деятельности Международного фонда спасения Арала;
6) продолжит работу совместно с прикаспийскими странами по принятию Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря;
7) будет укреплять двустороннее и многостороннее сотрудничество в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.
8. Республика Казахстан придает приоритетное значение развитию гуманитарного измерения внешней политики. В этой связи Казахстан:
1) усилит работу по защите прав и законных интересов пребывающих за рубежом казахстанских граждан, а также усыновленных (удочеренных) иностранцами казахстанских детей, проживающих за рубежом;
2) продолжит присоединение к многосторонним конвенциям и заключение двусторонних договоров, направленных на защиту прав и интересов своих граждан за рубежом, либерализацию визовых процедур и режимов, противодействие нелегальной миграции;
3) продолжит заключение двусторонних договоров о взаимной правовой помощи по уголовным и гражданским делам, выдаче лиц и передаче осужденных;
4) осуществляет международное сотрудничество и дальнейшую работу по присоединению к многосторонним конвенциям и заключению двусторонних договоров в области образования, науки и культуры, туризма и спорта, молодежной политики, реализации совместных научно-исследовательских проектов;
5) будет расширять международное сотрудничество по вопросам развития исторических и современных знаний о Казахстане;
6) будет поддерживать развитие казахского языка и культуры в местах компактного проживания казахских общин за рубежом, их связей с исторической родиной;
7) взаимодействует с организациями казахстанского гражданского общества и неправительственного сектора в сферах социально-экономического, правового и международного культурно-гуманитарного развития; привлекает их к участию в соответствующих международных мероприятиях;
8) противодействует преступным актам на почве ненависти, расовой дискриминации, религиозных противоречий, экстремизма и национализма;
9) способствует дальнейшему развитию межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалога между Востоком и Западом, Югом и Севером;
10) укрепляет международные позиции Съезда лидеров мировых и традиционных религий как основной диалоговой площадки. Участвует в деятельности Альянса цивилизаций под эгидой ООН, а также в других инициативах и форумах;
11) продолжит усилия по поощрению многообразия во имя мира и устойчивого развития в рамках Международного десятилетия сближения культур на 2013-2022 годы, провозглашенного по инициативе Казахстана Генеральной Ассамблеей ООН.
9. Казахстан продолжит использовать потенциал парламентской дипломатии в рамках многосторонних межпарламентских структур и в двустороннем формате для развития политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей с соответствующими межпарламентскими объединениями стран мира.
10. Казахстан будет осуществлять своевременное и полное информирование мировой общественности о своей позиции по основным международным вопросам, внешнеполитическим инициативам, политическому, социально-экономическому и культурно-гуманитарному развитию государства.
В рамках этих мер Казахстан использует возможности современных информационно-коммуникационных технологий и традиционные инструменты дипломатии.
Важной является работа по разъяснению внутри страны и доведению до казахстанской общественности информации о целях, приоритетах, задачах и результатах внешнеполитической деятельности, продвижении международных инициатив Казахстана на мировой арене.
Представление Казахстана в зарубежном информационном пространстве осуществляется в соответствии с государственной программой «Информационный Казахстан – 2020».

Страновые и региональные приоритеты

Республика Казахстан продолжит укрепление отношений с Российской Федерацией во всех сферах политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества на основе Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке.
Республика Казахстан будет углублять всестороннее стратегическое сотрудничество с Китайской Народной Республикой в рамках политического диалога на высшем и высоком уровнях, развивать энергетическое, инвестиционно-технологическое, торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в транзитно-транспортной сфере, аграрном секторе, в области совместного использования водных ресурсов трансграничных рек и экологии.
Развитие многоплановых отношений Республики Казахстан с государствами Центральной Азии – Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан будет сосредоточено на объединении усилий стран региона для совместного противодействия внутренним и внешним вызовам и угрозам, активизации политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества на взаимовыгодной и паритетной основе.
Республика Казахстан продолжит укрепление стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, направленного на развитие политического, торгово-экономического, инвестиционного, энергетического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества, решение актуальных вопросов международной повестки дня.
Республика Казахстан будет укреплять отношения стратегического партнерства с европейскими государствами, с которыми заключены или разрабатываются соответствующие договоры, а также с европейскими институтами и объединениями.
Будут продолжены усилия по развитию полномасштабных отношений с Европейским Союзом – крупнейшим торгово-экономическим и инвестиционным партнером Казахстана, заключению нового соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве, либерализации визового режима с перспективой постепенного перехода на безвизовый режим для граждан Республики Казахстан и Европейского Союза.
Республика Казахстан продолжит традиционное и взаимовыгодное сотрудничество с Республикой Беларусь, Украиной и Республикой Молдова, а также с государствами Южного Кавказа – Азербайджанской Республикой, Республикой Армения и Грузией, занимающими важное место в системе политических, экономических и транзитно-транспортных интересов нашей страны.
Республика Казахстан придает большое значение укреплению всестороннего сотрудничества с Турецкой Республикой, в основе которого лежит общность исторических корней и культурных ценностей двух народов.
Взаимовыгодное сотрудничество с Исламской Республикой Иран основывается на общих интересах в торгово-экономической и транзитно-транспортной сферах, обеспечении стабильности на Каспийском море.
Республика Казахстан намерена укреплять азиатский вектор внешней политики. Усилия будут направлены на активизацию торгово-экономического и инвестиционно-технологического сотрудничества со странами Восточной, Южной, Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона и их региональными объединениями.
С Японией и Республикой Корея взаимодействие будет акцентировано на привлечение новейших технологий, внедрение в Казахстане энерго- и водосберегающих технологий, содействие развитию казахстанской системы образования в различных областях, укрепление диалогов «Центральная Азия Япония» и «Центральная Азия и Республика Корея».
Казахстан продолжит поддерживать совместные усилия международного сообщества в вопросах национального примирения и политического урегулирования в Афганистане, участвовать в социально-экономическом развитии этого государства, ликвидации угроз региональной и глобальной безопасности.
Сотрудничество с Республикой Индия и Исламской Республикой Пакистан будет направлено на продвижение политических и торгово-экономических связей и взаимодействие в международных организациях.
Казахстан продолжит развивать долгосрочные перспективные и взаимовыгодные торгово-экономические отношения с Социалистической Республикой Вьетнам, Республикой Индонезия, Малайзией, Республикой Сингапур, Королевством Таиланд.
Республика Казахстан, имея близкие исторические и духовные связи с государствами Среднего и Ближнего Востока, заинтересована в стабильном и устойчивом развитии этого региона. Казахстан будет выстраивать с ними партнерские отношения во всех сферах взаимного интереса. Продолжится практика координации совместной деятельности и взаимной поддержки в рамках ООН, ОИС, СВМДА и других международных организаций.
Республика Казахстан придает большое значение сотрудничеству с государствами Северной, Центральной и Латинской Америки. Приоритет в данной работе отдается развитию торгово-экономических, инвестиционных и гуманитарных связей, продвижению общих интересов в рамках ООН и других международных организаций.
Республика Казахстан будет уделять приоритетное внимание расширению географии отношений со странами Африканского континента, развитию политического и экономического сотрудничества с ними, в том числе в рамках деятельности Африканского союза.

Ожидаемые результаты

Принятие и реализация Концепции будут способствовать:
1) укреплению национальной, региональной и глобальной безопасности;
2) формированию благоприятного международного окружения Казахстана, укреплению дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами мира;
3) достижению высокого уровня интеграции Казахстана в международное сообщество и мирохозяйственные связи на основе диверсификации национальной экономики;
4) обеспечению условий и предпосылок для экономической интеграции государств региона;
5) интенсификации международного сотрудничества в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и других смежных областях;
6) усилению правовой защиты граждан и юридических лиц Республики Казахстан, их личных, семейных и деловых интересов за рубежом.

2. Основные принципы и общие подходы внешней политики Республики Казахстан

Внешняя политика Казахстана основана на принципах многовекторности, сбалансированности, прагматизма, взаимной выгоды, твердом отстаивании национальных интересов страны.
Казахстан выступает за равенство всех государств мира, учет взаимных интересов и невмешательство во внутренние дела друг друга, а также за мирное и коллективное решение международных проблем и конфликтов на основе Устава ООН и верховенства международного права.
Внешняя политика Казахстана строится на основе баланса интересов, при котором применяется принцип дифференцированного и разноуровневого подхода к взаимодействию с зарубежными странами и международными организациями. Применение данного принципа позволит обеспечить:
1) кристаллизацию приоритетов, концентрацию на них основных усилий и ресурсов;
2) адекватное распределение человеческих и финансовых ресурсов в соответствии с политическими и экономическими интересами и практической отдачей.
Применение дифференцированного подхода к сотрудничеству на внешнем поле также предполагает расширение дипломатического присутствия Казахстана за рубежом и структурную оптимизацию его загранучреждений.
Настоящая Концепция сохраняет преемственность внешнеполитического курса, определяя новый этап развития внешней политики Казахстана как прагматичный и проактивный.
Прагматичность внешней политики выражается в ее четком ориентировании на национальные интересы. Она основана на объективной оценке собственных ресурсов, на системном определении приоритетных и периферийных направлений и способов их реализации.
Проактивность выражается в планировании и реализации внешней политики, выдвижении идей и инициатив, ориентированных на опережение; участии в формировании повестки дня международных отношений и принятии решений, отвечающих интересам Казахстана.

Механизмы и инструментарий реализации внешней политики
Республики Казахстан

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Президент определяет основные направления внешней политики страны и представляет Казахстан в международных отношениях.
Парламент Республики Казахстан, являясь высшим представительным органом страны, в рамках своих конституционных полномочий ведет законодательную работу по ратификации, денонсации международных договоров, приведению внутреннего законодательства в соответствие с международными обязательствами Республики Казахстан.
Правительство, возглавляющее систему исполнительных органов, обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями, разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики, финансированию внешнеполитических мероприятий.
В целях решения конкретных задач в сфере внешней политики и внешнеэкономического сотрудничества создаются межведомственные комиссии и рабочие группы. Разрабатываются программы и планы по реализации договоренностей и обязательств, вытекающих из международных договоров и решений межправительственных комиссий.
Центральным государственным органом, осуществляющим внешнеполитическую деятельность, является Министерство иностранных дел Республики Казахстан (далее – МИД).
Согласно Закону Республики Казахстан от 7 марта 2002 года «О дипломатической службе Республики Казахстан» МИД осуществляет разработку основных направлений внешней политики Республики Казахстан и реализацию международных инициатив Главы государства, а также представляет соответствующие предложения Президенту и Правительству, проводит работу по реализации внешнеполитического курса, осуществляет координацию международной деятельности центральных исполнительных органов в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Государственные органы Республики Казахстан на регулярной основе осуществляют работу по анализу международных договоров и обязательств Республики Казахстан, вырабатывают стратегические и тактические подходы к осуществлению внешней политики и предложения по ее реализации.
Государственные органы координируют данную работу с МИД с целью дальнейшей проработки и внесения последним конкретных предложений на рассмотрение руководства страны для принятия соответствующих решений.
Принятие государственными органами тех или иных решений внутреннего характера, потенциально способных иметь внешнеполитические последствия, в обязательном порядке согласовывается с МИД.
Важной задачей является информационное обеспечение за рубежом внутренней и внешней политики Республики Казахстан, работа с представителями органов государственного управления, деловых, научных и общественных кругов, средств массовой информации иностранных государств. В этой связи важным элементом единой системы дипломатической службы, возглавляемой МИД, являются загранучреждения Республики Казахстан.
Деятельность загранучреждений направлена на защиту и продвижение национальных интересов Казахстана и его граждан непосредственно в странах аккредитации или международных организациях.
Загранучреждения осуществляют постоянный мониторинг, сбор и анализ информации, своевременно информируют руководство МИД о событиях в государстве пребывания.
В целях эффективной реализации задач в области внешней политики Республика Казахстан придает большое значение дальнейшему институциональному развитию органов дипломатической службы: подготовке, переподготовке и повышению квалификации дипломатических кадров; расширению дипломатического присутствия Казахстана за рубежом и его представителей в международных организациях; улучшению социально-материального обеспечения сотрудников МИД и членов их семей.

3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.
2. Закон Республики Казахстан от 7 марта 2002 года «О дипломатической службе Республики Казахстан».
3. Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан».
4. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан».
5. Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан».
6. Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 161 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан».
7. Указ Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050″: новый политический курс состоявшегося государства».
8. Консульский устав Республики Казахстан, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 27 сентября 1999 года № 217.
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1118 «Вопросы Министерства иностранных дел Республики Казахстан».
Нормативную правовую базу для реализации Концепции также будут составлять планируемые к подписанию международные договоры с зарубежными странами и международными организациями.

Внутренняя политика Казахстана

Политика — Портал:Политика

Казахстан

Эта статья — часть серии:
Политическая система
Казахстана

  • Конституция
  • Президент
    • Нурсултан Назарбаев
  • Правительство
  • Премьер-министр
    • Бакытжан Сагинтаев
  • Парламент
    • Сенат
    • Мажилис
  • Судебная система
    • Верховный суд
  • Политические партии
  • Выборы
    • Президентские выборы: 2015
    • Парламентские выборы: 2016
  • Адм.-терр. деление
    • Области
    • Районы
  • Права человека
  • Внешняя политика
  • Внутренняя политика

Шаблон: п·о·и

Внутренняя политика Казахстана (каз. Qazaqstannyn’ is’ki sayasaty) является суверенным, государственным делом республики Казахстан, основанным на международном праве на самоопределение. Внутренняя политика Республики Казахстан охватывает все сферы деятельности гражданского общества с целью решения внутренних проблем. Актуальными задачами внутренней политики Казахстана являются: Вооруженные силы, охрана правопорядка, борьба с коррупцией и организованной преступностью, налоги и финансы, наука и образование, региональное развитие, национальное становление, здравоохранение, социальная и трудовая политика, социальное обеспечение малоимущих, демографическая ситуация, туризм и другое. Решением задач внутренней политики занимаются органы власти Республики Казахстана.

Органы власти

→ Государственный строй Казахстана

Разделение власти:

  • Административно-территориальная власть.
  • Законодательная власть.
  • Исполнительная власть.
  • Судебная власть.

Уровни иерархии власти:

  • Центральная(Республиканская) власть.
  • Региональная(Областная) власть.
  • Местная(Районная) власть.

См. также: Административное деление Казахстана

Национальная политика в Казахстане

Национальная политика в Казахстане — это публикуемая часть внутренней политики, которая распространяется в виде стратегии, концепции, реформ, программ и проектов:

  • Стратегия «Казахстан-2030».
  • Стратегия «Казахстан-2050
  • Стратегия «Вечная страна» (Мәңгілік Ел).
  • Развитие Государственного языка
  • Триязычие в средних школах и переход на 12-летнее школьное образование.
  • Сто школ, сто больниц — программа социальной политики.
  • Проект Здоровый Казахстан (Салауатты Қазақстан) — развитие здравоохранения.
  • Зелёная страна (Жасыл Ел) — программа экологического развития.
  • Ақбұлақ — обеспечение питьевой водой труднодоступные населенные пункты.
  • Народное IPO — Продажа акции стратегических компании Казахстана гражданам через биржу и казпочту.
  • » Западная Европа — Западный Китай» — строительство автомобильных дорог.
  • Кодекс журналистов Казахстана был принят с целью осуществления информационной политики.
  • Медиация в Казахстане — вне судебное решения гражданских споров.
  • Дорожная карта бизнеса в Казахстане
  • Идеологическая безопасность Казахстана
  • Ассамблея народов Казахстана
  • Политика Культуры Казахстана
  • Молодежная политика Казахстана
  • другое

См. также: Языковая политика в Казахстане

Выборы и политические события

→ Политические выборы в Казахстане

  • Парламентские выборы в Казахстане (2016)
  • Волнения в Казахстане (2016)
  • 2017 году 10 июня — 10 сентября — в Астане (Казахстан) прошла международная специализированная выставка Expo 2017.
  • 2018 год. В Казахстане начнётся повышение пенсионного возраста для женщин.
  • далее…

Политические исследование

Политологи, институты политических исследований…

Партийная деятельность

→ Политические партии Казахстана

Партии в парламенте:

  • Нур Отан
  • Ак жол
  • КНПК

Общественная деятельность

→ Общественные организации Казахстана

НПО, Гражданские активисты, Альянс блогеров Казахстана…

  • Политические молодёжные организации Казахстана

Казахстан в темах

Страны Азии: Политика Казахстана

Азербайджан• Армения• Афганистан• Бангладеш• Бахрейн• Бруней• Бутан• Восточный Тимор• Вьетнам• Грузия• Египет¹• Израиль• Индия• Индонезия• Иордания• Ирак• Иран• Йемен• Казахстан²• Камбоджа• Катар• Кипр• Киргизия• КНР• КНДР• Республика Корея• Кувейт• Лаос• Ливан• Малайзия• Мальдивы• Монголия• Мьянма• Непал• ОАЭ• Оман• Пакистан• Россия²• Саудовская Аравия• Сингапур• Сирия• Таджикистан• Таиланд• Туркмения• Турция²• Узбекистан• Филиппины• Шри-Ланка• Япония

¹ В основном в Африке ² Частично в Европе

Страны Европы: Политика Казахстана

Австрия• Азербайджан¹• Албания• Андорра• Белоруссия• Бельгия• Болгария• Босния и Герцеговина• Ватикан• Великобритания• Венгрия• Германия• Греция• Грузия¹• Дания• Ирландия• Исландия• Испания• Италия• Казахстан²• Латвия• Литва• Лихтенштейн• Люксембург• Македония• Мальта• Молдавия• Монако• Нидерланды• Норвегия• Польша• Португалия• Россия²• Румыния• Сан-Марино• Сербия• Словакия• Словения• Турция²• Украина• Финляндия• Франция• Хорватия• Черногория• Чехия• Швейцария• Швеция• Эстония

Зависимые территории

Аландские острова• Гернси• Гибралтар• Джерси• Остров Мэн• Фарерские острова• Шпицберген• Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства

¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией • ² В основном в Азии

​Приоритеты внутренней политики

В своем октябрьском Послании народу «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Президент предложил ряд важных социальных инициатив, которые направлены на рост доходов населения, повышение качества жизни, улучшение среды обитания, перенастройку госаппарата на потребности граж­дан, развитие сопричастности каждого казахстанца процессам преобразования в стране.

Особая роль в реализации намеченных планов отведена программе «Рухани жаңғыру». Президент поставил задачу наполнить ее новым содержанием.

Программа «Рухани жаңғыру» сегодня включает 6 направлений социальной модернизации: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие страны, открытость сознания.

Новое содержание внутренней социальной политики – это объяв­ление 2019-го Годом молодежи, запуск специального проекта «Ауыл – ел бесігі», создание по аналогии с бойскаутским движением детско-юношеского объединения «Сарбаз», усиление роли военно-патрио­тического воспитания в школах, возрождение массового школьного туризма и другие проекты.

В целях повышения доступнос­ти образования Правительству поручено предусмотреть в респуб­ликанском бюджете на 2019–2021 годы дополнительно 50 млрд тенге для регионов, испытывающих наибольший дефицит ученических мест и проблемы с трехсменными и аварийными школами.

Как отметил Нурсултан Назарбаев, «уже в средней школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности. Это позволит выст­роить индивидуальную траекторию обучения и сократить учебную нагрузку на ученика и учителя».

Необходимо найти ресурсы повышения качества профессио­нальной подготовки молодежи, оптимальные модели образования и производственного обучения специалистов нового поколения, которые составляют кадровый резерв и через 5–10 лет будут обуслов­ливать экономический рост национальных компаний.

Учитывая проблему молодежной безработицы в некоторых регионах страны, в том числе молодых людей с дипломами высших учебных заведений, предложение своевременное и актуальное. Главным критерием оценки успешности вузов Глава государства предложил считать занятость выпускников после окончания учебы, их трудоустройство.

Молодежь является самой трудо­способной, творческой и проективной частью населения. Однако даже при наличии качест­венного образования и навыков владения информационными технологиями выпускникам вузов не хватает профессионального опыта работы в конкретной отрасли, что и является одной из существенных проблем. Ежегодно из-за несоответствия требованиям работодателей в Казахстане не могут трудоустроиться до 20% выпускников вузов. Рынок труда неприветлив по отношению к молодым специалистам без прак­тического опыта. Многим выпускникам (даже отличникам учебы) удается найти работу лишь спустя год после окончания университета. Это очень длительный срок.

Поэтому одной из главных задач вузов должны стать разработка и внедрение специальных программ трудоустройства своих выпускников, развитие сотрудничества с конкретными организациями и промышленными предприятиями (не только национальными, но и за рубежом), постоянный мониторинг рынка труда, опросы выпускников на предмет проблем их трудо­устройства по специаль­ности.

Надо сказать, что общемировые тенденции в сфере молодежной занятости тоже не благоприятны: доля молодежи в общей глобальной трудовой силе снизилась с 21,7% в 1997 году до 15,5% в 2017 году. Более того, британские эксперты на основе анализа самых востребованных вакансий пришли к выводу, что к 2035–2040 годам половина из всех рабочих мест в мире может быть занята роботами нового поколения. В зоне рис­ка – обслуживающий персонал, рабочие промышленных производств, продавцы, консультанты, официанты.

На стабильность трудоустройства в нефтегазовом секторе, который является базовой от­раслью национальной экономики, молодежи тоже уповать не стоит. Мир стремительно переходит на возобновляемые источники энергии: солнце, ветер и воду. K 2040 году эти источники будут покрывать треть потребнос­ти развитых экономик мира в электро­энергии. Соответственно, все более востребованными будут люди, способные к творчес­кому мышлению, инноваторы, предприниматели.

Улучшение социального само­чувствия в обществе предусматривает также укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений с безусловным сохранением своей культуры и национального кода. Необходимо продолжать не только мониторинг общественно-политической ситуации в стране, но и активнее вовлекать в этот процесс общественные организации и население.

Завершая Послание, Нурсултан Назарбаев напомнил народную посло­вицу: «Богата та страна, где живут в согласии». Особенно важно, что всех казахстанцев объеди­няют общие ценности: достоинство и благополучие Человека, Свобода, Единство, Справедливость, Верховенство Закона, Семья и традиции, устремленность в Будущее. Свое согласие и единство мы должны сохранить.

Политическое развитие независимого Казахстана

Августовский путч 1991 года, ускоривший про­цесс распада СССР, способствовал тому, что большинство респуб­лик уже к октябрю 1991 года объявили о своей независимости. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный Закон Республики Казахстан о государственной независимости.

Статья 1-я принятого документа определяет Республику Ка­захстан как независимое, демократическое, унитарное и правовое государство. Оно обладает всей полнотой власти на своей террито­рии, самостоятельно определяет и проводит внешнюю и внутрен­нюю политику, со всеми странами республика строит свои взаимо­отношения на принципах международного права. Территория Ка­захстана в существующих границах является целостной, недели­мой и неприкосновенной.

Во 2-й главе закона отмечено, что граждане республики не­зависимо от национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и иму­щественного положения, рода занятий, места жительства облада-ют всеми правами и обязанностями. Единственным носителем су­веренитета и источником государственной власти являются граж­дане республики. Одними из важнейших обязанностей государства являются возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и пред­ставителей других национальностей, проживающих в Казахстане.

В 3-й главе определена структура органов государственной власти Республики Казахстан. Главой Республики Казахстан и руководителем ее исполнительной власти является Президент.

В 4-й главе, где определены экономические основы государ­ственной независимости республики, подчеркнуто, что она обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей стату­су независимого государства и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воз­душное пространство, растительный и животный мир, другие при­родные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал находятся в исключительной собственности Республики Казахстан.

Республика Казахстан провозглашена полноправным членом мирового сообщества, она принимает меры по охране своей неза­висимости и укреплению национальной государственности. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государствен­ную независимость. Республика Казахстан имеет свои государственные символы — Герб, Флаг, Гимн. Без всякого преувеличения можно сказать, что Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» явился документом исторической важности и стал базой для становления суверенного и демократического общества.

16 декабря 1991 года был объявлен Днем независимости Казах­стана. Вскоре Казахстан в качестве независимого государства при­знали многие ведущие страны мира. 2 марта 1992 года Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций.

28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял Основ­ной Закон страны — первую Конституцию независимого Казахста­на. Конституция Республики Казахстан явилась плодом творчества всех казахстанцев. Во время обсуждения гражданами республики и правоведами было внесено большое количество замечаний, до­полнений. Особенность новой Конституции в том, что она провоз­гласила Казахстан неотъемлемой частью мирового сообщества. Ка­захстан тем самым подтвердил свою приверженность между­народным нормам и курсу на создание демократического и пра­вового государства.

Став неза­висимым государством, Казахстан смог впервые за последние 200 с лишним лет в сентябре-октябре 1992 года провести Всемирный курултай (съезд) казахов. В курултае приняли участие соотечествен­ники из тринадцати стран мира, покинувшие Родину в различные годы. Проведение подобного собрания было актом высокого гума­низма, попыткой произнести запоздалые слова покаяния перед сво­ими соотечественниками, вынужденными в силу различных обсто­ятельств, главным образом насилием со стороны государства, по­кинуть родные земли и переселиться за границу. Находясь вне пре­делов Казахстана, эмигранты нередко подвергались дискримина­ции и терпели лишения.

Среди гостей курултая были видные религиозные деятели, уче­ные, бизнесмены, студенты. На курултай прибыли делегации из многих государств, в том числе и из России, Узбекистана, где про­живают многочисленные казахские диаспоры. На курултае выступили Президент Республики Н. Назарбаев, видный поэт и общественный деятель О. Сулейменов, ученый-теолог из Турции Хали­фа Алтай, гость из России глава Кемеровской области Аман Тулеев и другие. Большую роль в консолидации общества и укреплении дружбы народов сыграл проведенный в середине декабря 1992 года Форум народов Казахстана.

Конец 1993 года был знаменателен тем, что в Казахстане начался массовый самороспуск Советов. Долгие годы Советы являлись той ширмой, за которой свою власть осуществляла КПСС. После рос­пуска КПСС и создания управленческой вертикали в виде район­ных, городских и областных администраций, введения акиматов Со­веты потеряли прежнее значение. Первыми объявили о самороспуске депутаты Алатауского рай­онного Совета народных депутатов г. Алматы, которые призвали депутатов всех уровней последовать их примеру. В обращении к коллегам свой выбор они аргументировали тем, что в современных условиях старые Советы не в состоянии влиять на политические и экономические процессы в стране, вывести ее из кризиса. К концу ноября о самороспуске объявили около ста местных Советов, в том числе Алматинский городской и областной Советы. Ряд народных депутатов республики подняли вопрос уже о самороспуске Вер­ховного Совета Казахстана.

В таких условиях 8 декабря 1993 года в г. Алматы начал свою работу второй этап XI сессии Верховного Совета республики. Пар­ламент принял новый «Кодекс о выборах в Республике Казахстан», избрал Центральную избирательную Комиссию и объявил о своем роспуске. Следующий Парламент стал уже двухпалатным и со­стоял из Сената и Мажилиса.

По мере ста­новления Казахстана как светского и демократического государ­ства естественным явлением общественного развития в республике стала многопартийность. Легитимно существующая многопартий­ная система предполагает признание наличия в обществе различ­ных интересов и взглядов, обеспечения их сторонникам права вы­ражать и защищать эти интересы, добиваться их реализации.

К концу 1993 года в Казахстане были зарегистрированы и офи­циально действовали три политические партии — Социалистическая партия, Республиканская партия Казахстана и партия «Народный конгресс Казахстана», такое же число общественных движений — антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», гражданское дви­жение «Азат», союз «Народное единство Казахстана», 11 республи­канских национально-культурных образований. Кроме того, в рес­публике насчитывалось более 300 общественно-политических объ­единений, из них несколько десятков различных фондов.

Существовали и другие социальные движения и партии, яв­лявшиеся участниками политических процессов, но по разным при­чинам не получившие юридического основания на законную дея­тельность в обществе. Одним из влиятельных политических дви­жений Казахстана стал союз «Народное единство Казахстана» (СНЕК), который объединил в своих рядах различные социальные слои, но, главным образом, управленцев и часть интеллигенции. На организационной конференции союза Н.А. Назарбаев согласил­ся стать его лидером. Председателем СНЕК стал К. Султанов, ра­ботавший к тому времени заместителем премьер-министра Рес­публики. Партия «Народный конгресс Казахстана» (НКК) приня­ла активное участие в общественно-политической жизни респуб­лики: в обсуждении и принятии законопроектов о политических партиях, о местном самоуправлении, об оппозиции, о концепции судебной реформы в Республике Казахстан, в выборах в Верхов­ный Совет. Лидер НКК О. Сулейменов наладил тесные контакты с российским «Гражданским Союзом» и «Движением демократичес­ких реформ», приверженных идее евразийской интеграции, конк­ретно, России и Казахстана.

Социалистическая партия Казахстана (СПК) вела работу по своему организационному укреплению, улучшению материально- технической базы. С этой целью политисполком СПК провел рес­публиканское совещание предпринимателей и коммерческих струк­тур, поддерживающих партию. Осенью 1993 года СПК стала, как и «Народный конгресс Казахстана», издавать свои газеты.

В движении «Азат» и в Республиканской партии Казахстана произошел глубокий раскол по вопросам тактики. Некоторые руководители стояли на позициях постоянного давления на пра­вительство, упрекая его в слабости и нерешительности, другие при­держивались тактики компромиссов и стояли за постепенную эво­люцию общества. Эти расхождения позже привели к созданию са­мостоятельных организаций.

Серьезные внутренние потрясения испытывала русская об­щина, что было вызвано разногласиями как среди самих лидеров, так и их отношением к становлению независимости Казахстана. Активную работу по сплочению своих рядов проводило рес­публиканское движение «Лад», собравшее вокруг себя, главным об­разом, славянское население республики.

Таким образом, к концу 1993 года общественно-политические дви­жения стали в республике реальной политической силой.

Крупной влиятельной политической силой, которая представ­ляет собой реформистскую партию социал-демократической на­правленности, партию созидания, является «Отан» (ныне «Нур Отан»). Лидер партии — Президент Республики Казахстан Нурсул­тан Назарбаев. Идеологию партии можно охарактеризовать как популистское евразийство. Однако в документах партии деклари­руется приверженность принципам интернационализма, социал- демократии, умеренно-государственного управления экономикой и ориентации на союз с бывшими советскими республиками, вклю­чая Россию.

Первый съезд Республиканской политической партии «Отан» открылся 1 марта. Делегаты единогласно избрали Президента Рес­публики Казахстан Н.А. Назарбаева первым председателем Рес­публиканской партии «Отан».

С первого своего съезда партия «Отан» придерживается курса на повышение роли политических партий и объединений в политичес­ком процессе. Важным достижением в этом направлении явилось пред­ложение ряду партий, поддерживающих проводимые в стране рефор­мы, объединиться на равноправной основе. 4 июля 2006 года на IX внеочередном съезде РПП «Отан» в г. Астане объединились РПП «Отан» и Республиканская партия «Асар». «Нур Отан» — партия Пре­зидента Казахстана и его политическая опора.

В январе 1992 года Казахстан добыл свой первый слиток золота, положив тем самым начало накоплению своего золотого запаса.

В целях обеспечения государственной независимости респуб­лики в январе 1992 года были сформированы свои внутренние Воору­женные силы. Кроме того, призываемая в ряды армии молодежь по­лучила возможность служить на территории Казахстана. Ранее в те­чение долгих лет действовал так называемый принцип «экстерриториальности», по которому призывники должны были служить мак­симально далеко от родного дома. В августе 1992 года Президент Рес­публики утвердил текст новой присяги для военнослужащих.

В 1993 году Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол и объявил, что Казахстан стано­вится территорией, свободной от ядерного оружия.

Неотложной задачей и одним из первых шагов вновь возникшего государства стало принятие новых государственных символов — Фла­га, Герба и Гимна. 4 июня 1992 года вошел в историю нашей страны как день государственных символов: Президент РК Н.А. Назарбаев подписал Законы «О Государственном флаге РК», «О Государственном гербе РК» и «О музыкальной редакции Государственного гимна РК». А 6 июня в здании Алматинского театра оперы и балета им. Абая состоялась торжественная церемония, посвященная представлению государственных символов. В этот же день над резиденцией Прези­дента и зданием Верховного Совета Республики Казахстан был под­нят Государственный флаг и установлен Герб. Через шесть месяцев, 11 декабря 1992 года, был утвержден текст Государственного гимна.

Флаг Казахстана побывал в космосе вместе со вторым казах­ским летчиком-космонавтом Талгатом Мусабаевым. В 1995 году Флаг Казахстана был водружен на вершине горы Эверест.

Гимном Республики Казахстан с 1992 по 2006 гг. была песня с музыкой старого гимна советского времени и новыми словами.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная и любимая народом песня «Мой Казахстан», написанная в 1956 году композитором Шамши Калдаяковым на слова поэта Жумекена Нажимеденова с внесенными из­менениями, приводящими песню в соответствие со статусом Госу­дарственного гимна. Поправки в текст внесены Президентом РК Н. Назарбаевым. В тексте гимна подчеркиваются идеи стремления к свободе и процветанию всех граждан Казахстана.

Государственный Флаг Республики Казахстан является симво­лом государственного суверенитета и представляет собой прямоу­гольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с лучами, под которым — парящий орел. С левой стороны полотнища — вертикальная полоса с национальным орнаментом красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.

Государственный Герб Республики Казахстан представляет со­бой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голу­бом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расхо­дятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В вер­хней части герба — пятиконечная звезда, в нижней части — надпись «Казакстан». В цветном изображении герб Республики Казахстан двух цветов — золота и голубого. Проект герба был подготовлен архитекто­ром Шотой Уалихановым в соавторстве с Жандарбеком Ниязбековым. В специальном законе о Государственных флаге и гербе под­черкивается, что граждане Республики Казахстан, а также лица, находящиеся на территории республики, обязаны чтить Флаг и Герб республики; лица, виновные в осквернении их несут ответствен­ность в соответствии с законодательством республики.

7 марта 1994 года состоялись выборы в Парламент республики. Но в ряде мест они прошли с нарушениями, что послужило причиной постановления Кон­ституционного суда от 6 марта 1995 года о нарушениях выборного законодательства и его вступления в силу. В связи с этим 11 марта 1995 года Президент Республики Н.А. Назарбаев обратился в Кон­ституционный суд с официальным требованием дать разъяснения по следующим вопросам: Означает ли принятое постановление не­конституционность выборов в Верховный Совет, состоявшихся 7 марта 1994 года, а также полномочий избранных парламентариев? Если полномочия депутатов Верховного Совета неконституционны, кто вправе принимать решения законодательного характера?

В тот же день Конституционный суд, рассмотрев на рас­порядительном заседании запрос Главы государства как лица, обя­занного к исполнению решений Конституционного суда (КС), в по­рядке истолкования своего постановления от 6 марта 1995 года при­нял дополнительное определение. В нем было указано, что в соответ­ствии со статьей 131 Основного Закона Республики Казахстан при­знание неконституционности указанных в пункте 1 постановления КС от 6 марта 1995 года актов Центризбиркома отменяет на терри­тории республики их действие, а также основанных на них актов Центральной и иных избирательных комиссий. Конституционный суд признал, что нарушения Основного Закона имели место на террито­рии всей республики и в равной мере затрагивали конституционные права всех составляющих электорат граждан.

Правовым следствием постановления Конституционного суда от 6 марта 1995 года явилась неконституционность полномочий Вер­ховного Совета, избранного 7 марта 1994 года, а также избранных на дополнительных выборах 22 января 1995 года депутатов. В услови­ях отсутствия в республике с 19 апреля 1994 года законно избранно­го Верховного Совета на период до избрания нового состава Парла­мента на основании Закона «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополни­тельных полномочий» Президенту было предоставлено право приня­тия решений законодательного характера и иные полномочия. До проведения выборов в новый Парламент в октябре 1995 года Прези­дентом Республики был издан целый пакет Указов, регламентирую­щих различные стороны экономики, социальной политики и т.д. Осе­нью 1995 года состоялись новые выборы, теперь уже в двухпалат­ный Парламент Казахстана. 30 января 1996 года в Алматы вновь избранный двухпалатный Парламент начал свою работу.

В 1995 году был проведен еще один референдум. Учитывая обра­щение Ассамблеи народов Казахстана и согласно Указу Президента от 29 апреля 1995 года был проведен Республиканский референдум. На референдум был вынесен следующий вопрос: «Согласны ли Вы продлить до 1 декабря 2000 года срок полномочий Президента Рес­публики Казахстан Н.А. Назарбаева, всенародно избранного 1 декаб­ря 1991 года?».

Абсолютное большинство казахстанцев во время референдума проголосовало за продление полномочий Н. А. Назарбаева.

Конституция 1995 года стала подлинной основой для развития государственности Ка­захстана. Конституция определила Республику Казахстан как демо­кратическое, светское, правовое, социальное, унитарное государство с президентской формой правления. К числу важнейших приорите­тов отнесены демократические принципы конституционного строя Ка­захстана — ценность человека, его прав и свобод, идеологическое и политическое многообразие, равенство перед законом. Конституция в полной мере воплотила положения Всеобщей декларации и между­народных пактов ООН, а международные договоры, ратифицирован­ные Парламентом страны, имеют приоритет перед законом.

Принципиально важным стало четкое закрепление демократи­ческого принципа власти: государственная власть в республике еди­на, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые взаимодейстуют между собой с использова­нием системы сдержек и противовесов. При этом исключительную ценность имеет не столько разделение ветвей власти, сколько их вза­имодействие.

Конкретно определено, что Парламент РК является высшим пред­ставительным органом, осуществляющим законодательные функции. Предусмотренная Конституцией двухпалатная структура Парламен­та позволила отразить все многообразие интересов различных слоев общества.

Конституция 1995 года придала новый импульс экономическим реформам, обеспечила создание эффективной нормативной правовой базы и законодательного поля деятельности Парламента и Прави­тельства, которые соответствовали и соответствуют современным тре­бованиям рыночных отношений.

Конституция гарантирует равную защиту как государствен­ной, так и частной собственности. В действующей Конституции провозглашены реально гарантируемые государством права: на сво­боду труда и предпринимательской деятельности; на получение бес­платного, установленного законом, объема медицинской помощи; на бесплатное среднее образование; на свободу вероисповедания, гарантировано и получение на конкурсной основе бесплатного выс­шего образования; на социальное обеспечение по возрасту, а также в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Сегодня эти конституционные права нашли свое закрепление в конкретных нор­мах законов и прочно вошли в повседневную жизнь людей. Кон­ституция закрепила основные права и свободы человека, обеспечи­ла равенство в правах всех граждан нашей страны, что способству­ет внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов.

Президент согласно ч. 2 ст. 40 Конституции — «символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Консти­туции, прав и свобод человека и гражданина».

Правительство образуется Президентом и ответственно перед ним, а также подотчетно Парламенту. Премьер-Министр назнача­ется Президентом с согласия Парламента. По представлению Премьер-Министра Президент определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, а также образу­ет, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные орга­ны республики, не входящие в состав Правительства.

Судебная власть в Республике представлена Верховным Судом республики; областными и приравненными к ним судами — Алматинским городским судом, Военным судом войск Республики Ка­захстан, районными городскими и военными судами. Перечень прав, свобод и обязанностей человека и гражданина довольно стандарт­ный, в определенном смысле нововведением является обязанность уважать государственные символы Республики. Государственный язык — казахский. Но согласно ч. 2 ст. 7, «в государственных организациях и органах местного самоуправле­ния наравне с казахским официально употребляется русский язык».

Новая Конституция закрепила фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого Казах­стана. В Конституции РК четко определены, в качестве основопо­лагающих принципов, общественное согласие, политическая ста­бильность, экономическое развитие и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Конституция 1995 года, провозгласившая Казахстан президент­ской республикой, а Конституционные законы «О Парламенте Рес­публики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Рес­публики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегу­лировали статус и функции каждой ветви власти.

Политическое развитие

Деятельность Верховного Совета

В составе верховного совета Казахской ССР XII созыва, были также депутаты, готовые вести активную борьбу за торжество демократии. В июле 1992 г. были приняты законы: «Об органах национальной безопасности РК», «О внутренних войсках РК».
В декабре «О вооруженных силах и обороны РК».
2 июля 1992 г. вышло постановление Верховного совета «Об избрании Конституционного суда РК»:

  • Заложена система управления, из трех ветвей власти;
  • В июне 1992 г. утверждены новые государственные символы — герб и флаг;
  • В декабре 1992 г. — утвержден гимн республики;
  • В августе 1992 г. принят закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства».

Авторы герба РК: Ж.Малибеков, Ш. Уалиханов.
Автор флага РК: Ш.Ниязбеков.
За 4 года своего существование Верховный Совет принял более 250 важных законов и других документов:
Среди них — акт о государственной независимости и Новая Конституции Казахстана.

Конституция 1993 г.

Приобретение независимости и вхождение в мировое сообщество потребовало принятия нового основного закона республики — Конституции. Требовали своего конституционного закрепления:

  1. Формирование основ правового государства,
  2. Введение многопартийности и плюрализм мнений,
  3. Введение демократических норм,
  4. Расширение прав и свобод граждан,
  5. Уточнение обязанностей гражданина.

28 января 1993 г. была принята первая Конституция Республики Казахстан.
Конституция состоит из четырех глав, из 21 части, включившей в себя 131 статью.
По Конституции Казахстан является демократическим, светским, унитарным государством;
Республика Казахстан признает высшей ценностью человека, его жизнь, права и свободы;
Народ Казахстана является единственным источником государственной власти в республике;
Право властвовать от имени народа имеет только Верховный Совет и Президент Казахстана;
Государственным языком является — казахский, а языком межнационального общения — русский язык;
Гарантировано свободное использование любых других языков;
Конституция 1993 г. была документом, характеризующим ситуацию переходного периода.

Самороспуск Верховного совета

С развитием исторических событий действительность приходила во все большее несоответствие с деятельностью исполнительных органов власти республики.
Осенью 1993 г. некоторые местные советы объявили о самороспуске:
До конца ноября 1993 г. около 100 советов различного уровня объявили о самороспуске;
13 декабря 1993 г. председатель Верховного Совета Республики С.Абдильдин официально заявил о его роспуске.
До избрания нового Парламента Республики вся полнота власти временно была передана президенту.

Казахстанский парламентаризм

9 декабря 1993 г. Президент подписал Указ о принятии нового Кодекса о выборах Республики Казахстан.
Выборы по новому Кодексу в Верховный Совет Республики Казахстан и в местные законодательные органы — маслихаты были назначены на 7 марта 1994 г.
Положение политических партий На основе крупного гражданского движения «Азат» была сформирована Республиканская Партия Казахстана (РПК):

  1. ее ряды в основном составляли представители коренной национальности;
  2. социальные трудности 1992-1993 гг. привели к ослаблению РПК;
  3. произошел раскол партии;
  4. начались споры среди ее руководителей.

Партия Народный Конгресс Казахстана поддержала курс внутренней и внешней политики Президента Н. Назарбаева.
В феврале 1993 г. появился союз «Народное Единство Казахстана» (СНЕК) (лидер Н.А.Назарбаев).
К концу 1993 г. в Казахстане были официально зарегистрированы 3 политические партии — Социалистическая партия. Республиканская партия Казахстана, партия Народный Конгресс.
Среди общественных объединений выделялись «Невада — Семипалатинск», «Азат» и союз «Народное единство Казахстана».
Действовали 11 крупных национальнокультурных объединений.
Общее число общественно-политических организаций превысило 300.
В республике впервые на основе многопартийности был избран парламент.
Самое большое количество депутатских мандатов получили представители СНЕК;
Федерация профсоюзов РК получила 11 мест в парламенте.

  • Партия Народный Конгресс — 9,
  • Социалистическая партия Казахстана — 8,
  • Союз крестьян Казахстана — 4,
  • Общественное движение «Лад» — 4.

19 апреля 1994 г. новый парламент начал свою работу:
Председателем Парламента был избран депутат Абиш Кекилбаев.

После того как конституционный суд признал, что имели место нарушения выборного законодательства на некоторых избирательных участках, парламент, избранный 7 марта 1994 г, был распущен в апреле 1995 г.

Продление срока полномочий Президента Н.А.Назарбаева

В 1995 г. прошел референдум, организованный в соответствии с обращением Ассамблеи народов.
Казахстана и Указом Президента республики от 26 апреля 1995 г.
На референдуме был вынесен вопрос: «Согласны ли Вы продлить полномочия Президента Республики голосованием 1 декабря 1991 г., на срок до 1 декабря 2000 г.?». Большинство казахстанцев проголосовало за продолжение срока президентства Н.А.Назарбаева.

Конституция Республики Казахстан 1995 г.

30 августа 1995 г. была принята Новая Конституция Республики Казахстан.
Конституция определила РК как демократическое, светское, правовое, социальное, унитарное государство.
По Конституции РК имееттри независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Конституция состоит из 98 статей в 9 разделах:

  1. общие положения,
  2. человек и гражданин,
  3. президент,
  4. парламент,
  5. правительство,
  6. конституционный совет,
  7. суды и правосудие,
  8. местное государственное управление, самоуправления,
  9. заключительные и переходные положения.

С принятием Конституции завершился процесс формирования Казахстана как президентской республики.
По Конституции Парламент состоит из двух палат: Сенат и Мажилис.
1. В состав Сената входило по два человека от каждой области, каждого города (имеющего республиканское значение) и столицы, а также 7 (ныне 15) человек, выдвигаемых Президентом, (итого ныне 47 депутатов)
2. Мажилис состоял из 67 депутатов (ныне 107), избираемых по одномандатным округам.
30 января 1996 г. в Алматы начал свою работу новый законодательный орган — Парламент РК.
Двухпалатная структура Парламента позволила отразить все многообразия интересов различных слоев общество.
Конституция гарантирует равную защиту как государственной, так и частной собственности.

Конституция гарантирует:

Свободу труда и предпринимательства; получение бесплатного, установленного законом, объема медицинской помощи; бесплатное среднее образование; свободу вероисповедания.
Получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования. Президент согласно Конституции (ч.2 ст. 40) — «символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблимости Конституции, прав и свобод человека и гражданина».
Правительство образуется Президентом и ответственно перед ним, а также подотчетно Парламенту. Премьер-Министр назначается президентом с согласия Парламента. Судебная власть в РК представлена Верховным Судом республики; областным и приравненным к ним судами — Алматинским городским судом, Военным судом войск РК, районными городскими и военными судами.
Государственный язык — казахский. Но согласно ч.2 ст. 7 «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». Конституция РК 1993 г. содержала в себе ряд некорретных положений, способствующих разрозненностии общества. Главная же социальная ценность Конституции 1995 г. заключается в консолидирующей направленности.
В 1998 г. и 2007 г. в действующую Конституцию были внесены изменения и дополнения, расширившие полномочия Парламента, демократические основы общественной жизни.
Таким образом, Конституция РК стала правовым документом в построении социально ориентированного государства с рыночной экономикой и проведением последовательных демократических реформ.
Формирование Вооруженных сил Республики Казахстан После объявления независимости в Республике Казахстан был сформирован комитет обороны.
7 мая 1997 г. Комитет обороны был преобразован в Министерство обороны:

Первым министром обороны независимого Казахстана был назначен генерал- лейтенант Сагадат Нурмагамбетов;

С ноября 1997 г. Вооруженные Силы делятся на 3 функциональные части:

  1. войска общего назначения,
  2. военно-воздушные силы,
  3. пограничные войска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *