Кавказская языковая семья

Какие народы живут на Северном Кавказе?

Кавказ — южная граница Европы и Азии, здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью входят в состав России, южные — делят Грузия, Азербайджан и Армения. В течение веков Кавказ оставался ареной соперничества мировых держав: Византии, Персии, Османской империи. В конце XVIII — начале XIX века Кавказ почти целиком вошел с состав Российской империи. В конце ХХ века, с распадом СССР, закавказские республики получили независимость, северокавказские народы остались в составе России.

От Таманского полуострова вдоль береговой линии Черного моря до Сочи тянется западная часть Кавказского хребта — это историческая родина черкесов (другое название — адыги), группы родственных народов, говорящих на адыгском языке. После Крымской войны 1853-1856 годов, в которой черкесы-адыги поддержали турок, большая часть их бежали на территорию Османской империи, побережье заняли русские. Западные адыги, оставшиеся в горах и принявшие российское подданство, стали называться адыгейцами. Сегодня они проживают на территории Адыгеи, самой западной северокавказской республики, со всех сторон, как остров, окруженной Краснодарским краем. Восточнее Адыгеи — на территории Карачаево-Черкесской Республики проживают черкесы, восточная часть адыгейского этноса, а еще дальше — кабардинцы, также родственный адыгам народ. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы говорят на языках, принадлежащих одной и той же языковой семье: абхазо-адыгской. Как и многие северокавказские народы, адыги, поначалу язычники, около VI века (почти за четыре века до Руси) приняли христианство; здесь даже существовали свои епископские кафедры, однако с падением Византии, под воздействием персидского и позже османского влияния, большинство адыгов к XV веку обратились в ислам, так что сейчас черкесы, адыгейцы и кабардинцы— мусульмане.

Южнее черкесов и кабардинцев проживают два близких тюркоязычных народа: карачаевцы и балкарцы. Этнически карачаевцы составляют единый народ с балкарцами, разделенный чисто административно: первые вместе с этнически неблизкими им черкесами образуют Карачаево-Черкесию, вторые с кабардинцами — Кабардино-Балкарскую Республику. Причины такого причудливого административного деления неясны. Как и черкесы, эти народы когда-то исповедовали христианство, но, выпав из круга византийского влияния, приняли ислам.

Восточнее Кабардино-Балкарии расположена Осетия. Древнее христианское царство осетин (народ иранского происхождения) — Алания — было одним из крупнейших христианских государств Кавказа. Осетины и теперь остаются единственным северокавказским народом, сохранившим православное вероисповедание. К моменту общей исламизации осетины успели достаточно укрепиться в вере, чтобы противостоять внешнему натиску и конъюнктуре, в то время как прочие народы, не изжив до конца языческих верований, по сути, так и не став до конца христианами, обратились в ислам. В свое время в состав древнего Аланского царства входили земли карачаевцев, черкесов, балкарцев и кабардинцев. До сих пор сохранились общины моздокских кабардинцев, сохранившие православную самоидентификацию. До конца XIX века мусульмане-балкарцы, заселившие после падения средневековой Алании многие аланские земли, сохраняли «пережитки»христианства в виде почитания церквей, крестного знамения.

Еще восточнее проживают два родственных народа: ингуши и чеченцы. Только в начале 90-х годов ХХ века эти два народа образовали две отдельные республики на месте когда-то единой Чечено-Ингушской АССР. Подавляющее большинство ингушей и чеченцев — мусульмане, христианство исповедуют только чеченцы, проживающие в Панкисском ущелье на территории Грузии.

От восточной границы современной Чечни до Каспийского моря расположен Дагестан, на территории которого проживают более десяти национальностей, из них к чеченцам ближе всего народности, входящие в так называемую нахско-дагестанскую языковую семью: аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, табасаранцы и агулы. Все эти народы проживают в горных районах. На каспийском побережье Дагестана расположились тюркоязычные кумыки, а на северо-востоке — также тюркоязычные ногайцы. Все эти народы исповедуют ислам.

Кавказские народы

Присоединение Приморского края.

Во второй половине XIX в. активизируется политика России на Дальнем Востоке. Россия стремилась укрепить свои позиции в Приамурье и Приморье.

В 1849 г. экспедиция Г.И. Невельского подтвердила, что устье Амура доступно для морских судов, а Сахалин отделен от материка проливом.

В 1850 г. был заложен на Амуре г. Николаевск, а в 1853 г. военный пост на о. Сахалине. Вслед за этим открытием генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев получил разрешение от царя отправить вниз по Амуру военный отряд и начать переговоры с Китаем о признании Приамурья территорией России.

Вторая «опиумная» война (1856 — 1860 гг.) Англии и Франции против Китая, создавшая угрозу колониального закабаления его этими странами, заставила правительство Китая искать поддержки у России и согласиться на возвращение ей отторгнутых Китаем по Нерчинскому договору 1689 г. территорий в Приамурье.

28 мая 1858 г. в Айгуне был подписан договор, по которому земли по левому берегу Амура возвращались России, а территория Приморья (от р. Уссури) оставалась во временном общем владении обеих стран.

По Пекинскому трактату 14 ноября 1860 г. Китай отказывался в пользу России от своих притязаний на Приморье.

Таким образом за Россией была закреплена огромная территория Приамурья и Приморья площадью до 1,5 млн. кв. км. С 50-х годов XIX в. началось ее заселение русскими переселенцами. В 1860 г. был основан г. Владивосток. Для охраны дальневосточных границ были созданы казачьи поселения, из которых в 1889 г. было образовано Уссурийское казачье войско.

На территории Кавказа проживают до 50 народностей, которые создали самобытную культуру и собственные особые языки. Народы Кавказа по языку делятся на 3 основные группы:

· Кавказских семей:

· Народы картвельской языковой семьи: грузины

· Народы абхазо-адыгской языковой семьи: абазины, абхазы, адыги (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги)

· Народы нахско-дагестанской языковой семьи:

· Нахские языки: бацбийцы, ингуши, чеченцы

· Народы алтайской языковой семьи:

· Тюркоязычные народы: азербайджанцы, балкарцы, карачаевцы, кумыки, трухмены, ногайцы и турки-месхетинцы.

· Народы индоевропейской языковой семьи:

· Иранcкая ветвь: езиды, горские евреи, курды, осетины, талыши и таты;

· Другие: армяне, греки, русские;

Народы Северного Кавказа были связаны с Россией и русским народом многовековыми

Северный Кавказ был заселен многими народами, отличавшимися друг от друга по языку, обычаям, нравам и уровню общественного развития.

После 1774 г. резко усилилась тяга народов Кавказа и их феодальных владетелей ко вхождению в состав России. В 1774 г. русско-осетинские переговоры завершились добровольным присоединением Северной Осетии к Российской империи

В 1781 г. завершилось и было оформлено присягами добровольное вхождение в состав России всей Чечни и Ингушетии, раздробленной тогда на ряд горских обществ.

В 1783 г. Грузия заключила с Россией Георгиевский трактат, по которому управление внешней политикой Восточной Грузии передавалось русскому правительству. В 1798 г. царь Георгий XII попросил Россию об участии в управлении внутренними делами Грузии. В 1801 г. по манифесту Александра I управление Картлийско-Кахетинским царством было передано русскому наместнику. В 1803-1804 гг. в состав России вошли Мегрелия, Гурия и Имеретия, что означало полное присоединение Грузии. Завершением строительства Военно-Грузинской дороги Россия подтвердила долгосрочные намерения своего присутствия в Закавказье.

Все эти события побудили ряд дагестанских владетелей еще более укреплять связи с Россией — шамхал Тарковский направил своих посланцев для подписания очередной присяги о принятии российского подданства. Того же добивались ханы Казикумухский, Аварский и даже Дербентский, занимавший в то время особую позицию . Осетины-дигорцы, не захотевшие ранее последовать за остальной Осетией, в 1787 г. тоже приняли российское подданство. Многие осетины снова получили новую возможность переселиться из тесных ущелий на плодородные равнины.

Однако здесь власть России была чисто номинальной: вне контроля оставались горные районы Северного Кавказа.

Поэтому перед русским правительством после присоединения большей части Закавказья и окончания эпохи наполеоновских войн встала задача обеспечения стабильной обстановки и утверждения русской администрации на Северном Кавказе. Следовало также покончить с набеговой системой горских народов, при которой страдали жители равнинного Предкавказья и Грузии. Набеги горцев отличались особой жестокостью, сопровождались убийствами, грабежами и угоном в рабство мирного населения. Одновременно необходимо было предотвратить распространение турецкого и английского влияния в Кавказском регионе. Все эти факторы вызвали активизацию русской политики на Северном и Северо-Западном Кавказе.

Достижение поставленных целей осуществлялось двумя путями: во-первых, мирными переговорами и заключением новых соглашений с отдельными народами Северного Кавказа, а, во-вторых, ведением активных военных действий против наиболее враждебно настроенных горских общин.

По Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 года к России были присоединены Бессарабия, Абхазия и часть Грузии.

Русско-персидская война 1826-1828 годов закончилась поражением Персии, и в состав России вошли Армения и Северный Азербайджан.

Кавказская языковая семья

Кавказская языковая семья

Кавка́зские языки́ — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (индоевропейскую, алтайскую или семитскую).

Классификация

Внутри кавказских языков общепризнанно выделяются три группировки:

  • картвельская (южная)
  • абхазо-адыгская (северо-западная)
  • нахско-дагестанская (северо-восточная).

До недавнего времени был распространён взгляд (особенно в советском языкознании) о родстве всех трёх групп и существовании т. н. иберо-кавказской семьи. Однако близость всех трёх групп объясняется скорее типологической близостью и возможным существованием кавказского языкового союза, а не генетическим родством. Другой, более распространённый взгляд — о родстве абхазо-адыгских и нахско-дагестанских языков с образованием северокавказской семьи — в последнее время был поддержан выходом северокавказского этимологического словаря . Однако многие зарубежные кавказоведы скептически относятся к данному труду, и точка зрения о существовании трёх независимых кавказских семей остается не менее популярной.

Внешние связи

Неоднократно предпринимались попытки сблизить все или некоторые из кавказских языков с другими языковыми семьями, например, с семитскими, индоевропейскими, баскским, бурушаски, шумерским и др. Популярными остаются предположения о родстве абхазо-адыгских языков с древним хаттским языком Малой Азии (хатто-иберская гипотеза) и нахско-дагестанских языков с хуррито-урартскими (алародийская гипотеза). В современной макрокомпаративистике северокавказская семья включается в сино-кавказскую макросемью, а картвельская в ностратическую макросемью.

Библиография

См. также

  • Языки Кавказа
  • Письменности и транскрипции кавказских языков

Ссылки

Словосочетание «кавказские языки», или «языки Кавказа», осмыслено только в географическом значении. Мы понимаем под этим языки людей, которые проживают на определенной территории — в кавказском регионе. Вы можете встретить работы или даже учебники, в которых словосочетание «кавказские языки» употребляется в генетическом смысле, то есть подразумевается, что это языки, между которыми есть родство. В современной науке такая точка зрения является абсолютно устаревшей.

1. Гора языков

Кавказ — интересная в языковом отношении территория, прежде всего потому, что языков там очень много, они очень разнообразны. Когда-то его назвали «горой языков», и это выражение используется до сих пор. Число языков, распространенных на Кавказе, официально оценивается примерно в 60. На самом деле их больше, потому что порой мы не можем отличить язык от диалекта. Многие диалекты следовало бы считать отдельными языками.

Эти примерно 60 языков относятся к нескольким языковым семьям, из которых три можно считать автохтонными. Автохтонные — это языки, у которых нет очевидных родственников за пределами Кавказа, которые целиком распространены именно на Кавказе, это языки народов, которые живут на Кавказе очень давно.

2. Автохтонные языковые семьи

Автохтонных языковых семей на Кавказе три: картвельская, западнокавказская и восточнокавказская. Эти семьи различаются по количеству и структуре языков.

Картвельская семья распространена в Закавказье, в основном в Грузии. Она небольшая по числу языков, но на языках этой семьи говорят несколько миллионов человек, в основном за счет грузинского языка, самого большого в семье. Кроме грузинского в данную семью входят три небольших языка. Это мегрельский и сванский, которые также распространены в Грузии, и лазский язык, на котором в основном говорят за пределами Грузии на южном берегу Черного моря в Турции.

Вторая автохтонная семья, распространенная на Кавказе, — это западнокавказская семья, ее еще называют абхазо-адыгской. Носители этой семьи в основном проживают на территории Российской Федерации на Северном Кавказе в его западной части. В семье насчитывают четыре живых языка: абхазский, адыгейский, абазинский и кабардинский (черкесский). Еще совсем недавно был жив пятый язык — убыхский. Последний его носитель умер в 1992 году в Турции. Он был потомком черкесов, которых выселили из России после Кавказской войны XIX века, то есть в 1860-е годы.

Наконец, самая большая по числу языков семья — нахско-дагестанская. В ней официально насчитывают около 30 языков, но именно здесь диалектное варьирование наиболее велико, и языков на самом деле заметно больше. Ее носители проживают в Чечне, Ингушетии, Дагестане, частично в Азербайджане и Грузии.

Это, может быть, самая интересная и самая известная семья именно потому, что в ней очень много языков, они разнообразны, многие из них совсем маленькие, вплоть до того, что в Дагестане много языков, которые называют одноаульными, то есть на которых говорят жители всего одного селения.

3. Индоевропейская семья на Кавказе

Кроме трех автохтонных семей на Кавказе распространены еще и так называемые неавтохтонные семьи, то есть такие, представители которых в основном живут в других местах. Это прежде всего индоевропейская семья. Во-первых, на Кавказе много людей, говорящих по-русски. К индоевропейской семье относится армянский язык, на котором говорит Армения — целое государство в Закавказье, а также несколько индоиранских языков, прежде всего осетинский и два небольших языка — татский и талышский, на которых говорят в Южном Дагестане и Азербайджане.

Языки всех автохтонных семей Кавказа имеют богатые системы согласных и сравнительно скромные системы гласных.

Кроме того, на Кавказе много представителей тюркских народов. Самый большой из тюркских языков — азербайджанский, есть также несколько языков поменьше: карачаево-балкарский, ногайский и кумыкский.

Совсем маленький и очень интересный народ, разбросанный по разным местам мелкими группами, — народ афразийской семьи, ее семитской ветви. Его представителей называют айсорами, или новоассирийцами. Многие из них живут даже и в Москве, но некоторые их поселения и группы есть еще и на Кавказе.

4. Родство кавказских языков

Многие лингвисты пытались найти единый корень у трех автохтонных семей Кавказа. В частности, в 1950-е годы была очень популярна иберийско-кавказская гипотеза, в соответствии с которой считалось, что все три автохтонные семьи Кавказа глубинно родственны, у них есть общий язык-предок. Эту гипотезу, в частности, продвигал известный грузинский лингвист Арнольд Чикобава, и долгое время она была весьма популярна. Сегодня большинство кавказоведов от нее отказалось.

В начале 1990-х была доказана совершенно другая гипотеза о родстве языков. Ее авторы — замечательные компаративисты Сергей Николаев и Сергей Старостин. Они доказали, что глубинно родственными являются две северокавказкие семьи, то есть абхазо-адыгская и нахско-дагестанская. Картвельские языки никакого отношения к ним не имеют, а, наоборот, на отдаленном уровне являются родственными индоевропейским — входят в ностратическую макросемью. Примерно такой точки зрения на данный момент придерживается большинство кавказоведов.

Есть ли у автохтонных кавказских языков какие-то общие лингвистические черты? На этот вопрос, наверное, можно ответить положительно, но следует признать, что таких черт довольно мало: автохтонные языки Кавказа довольно разнообразны.

5. Общие черты автохтонных кавказских языков

Многие называют речь горцев гортанной. Действительно, можно заметить, что в фонетических системах языков всех трех автохтонных семей довольно много ларингальных согласных, то есть согласных, которые произносятся при помощи гортани, локализуются в гортани. Также много так называемых абруптивных согласных, в образовании которых также участвует гортань. Именно за счет этого создается особый эффект их речи.

Языки всех автохтонных семей Кавказа имеют богатые системы согласных (западнокавказские языки в этом отношении — богатейшие в мире после койсанских языков в Южной Африке) и сравнительно скромные системы гласных.

Очень интересная во всех трех автохтонных семьях морфология. Это синтетическая морфология с большим количеством грамматических значений, которые выражаются внутри слов.

Еще одна черта, которую можно приписать автохтонным семьям Кавказа, немного менее определенная. Можно сказать, что для них характерен не номинативно-аккузативный, а другой строй предложения — эргативный, иногда даже активный. Если даже мы рассмотрим самые обычные предложения, наиболее частотные в речи на любом языке, это будут предложения с непереходным глаголом, например «Мальчик бежит» или «Мальчик спит», «Мальчик упал», и предложения с переходным глаголом, где кто-то один совершает действие над кем-то или чем-то другим, например «Мальчик разбил окно», или «Мальчик сломал дерево», или «Мальчик нарисовал картинку». В русском языке и в других европейских языках легко заметить, что подлежащие непереходного глагола имеют ту же форму, что и подлежащие переходного глагола. То есть в приведенных примерах «мальчик» везде стоит в именительном падеже, а тот объект, которым он манипулирует, например «картинка» или «дерево», стоит в винительном падеже. Языки, которые устроены так, называются языками номинативно-аккузативного строя, и именно такими являются в большинстве случаев индоевропейские языки.

Однако есть языки, устроенные совершенно иначе. В них в тех же самых предложениях одинаковый падеж будет иметь подлежащее непереходного глагола, то есть «мальчик» в предложении «Мальчик бежит», и тот объект, с которым что-то происходит в предложениях с переходным глаголом. Например, в предложении «Мальчик нарисовал картинку» это будет падеж «картинки», то есть получится, что совпадает падеж «мальчика» в предложении «Мальчик бежит» и падеж «картинки» в предложении «Мальчик нарисовал картинку», а «мальчик», который «рисовал картинку», стоит в некотором другом, особом падеже — эргативном. Такие языки называются языками эргативного строя, и среди автохтонных языков Кавказа они преобладают.

Самое интересное, самое активное направление сейчас — это изучение разных идиомов нахско-дагестанской семьи.

К языкам эргативного строя относятся практически все западно- и восточнокавказские языки. В картвельских языках жизнь устроена еще более необычно. Там, как правило, одинаковым падежом оформляются все, кто действует активно, а все, кто действует пассивно, — некоторым другим падежом. То есть, например, если «Мальчик бежит» или «Мальчик разбил окно», то «мальчик» имеет один падеж, а «мальчик» в предложении «Мальчик упал» и то окно, которое разбито, — другой. Такая конструкция предложения называется активной. Она очень редка в языках мира и при этом довольно широко распространена в картвельских языках, то есть в грузинском и его родственниках. Но следует сказать, что в картвельских языках активная конструкция предложения — это не единственная возможность, там есть и другие конструкции, картвельские языки устроены очень сложно и увлекательно.

6. Перспективы исследований языков Кавказа

Языки Кавказа довольно хорошо изучены. Картвельские языки изучены относительно лучше просто потому, что в Грузии долгое время существует собственная лингвистическая традиция, которая постоянно занимается изучением грузинского языка и его родственников. Также картвельскими языками занимаются лингвисты других стран.

Самый необъятный материал для изучения в нахско-дагестанской семье, где до сих пор много идиомов, то есть диалектов или каких-то вариантов языка, которыми лингвисты еще совсем не занимались или занимались очень мало. Поэтому, мне кажется, самое интересное, самое активное направление сейчас — это изучение разных идиомов нахско-дагестанской семьи. Это может позволить решить и какие-то диахронические проблемы, то есть уточнить генетическую классификацию внутри этой семьи, уточнить реконструкцию праязыков разных уровней и праязыка всей нахско-дагестанской и затем северокавказской семьи.

Очень важное направление — это создание корпусов текстов на разных языках. Надо сказать, что кавказские языки в широком смысле слова уже начали участвовать в этом направлении. В частности, качественно сделан корпус армянского языка. Конечно, это неавтохтонный язык Кавказа, но тем не менее один из важных языков кавказского региона. Ведется работа над корпусами многих более мелких языков. В частности, коллеги работают над корпусом лезгинского языка и других языков нахско-дагестанской семьи. Но следует сказать, что языки западнокавказской семьи устроены морфологически очень сложным образом, и создание корпуса представляет собой сложную задачу, хотя и необходимую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *