Инструменты антиинфляционной политики

Инструменты антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика государства является одним из разделом стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний экономического цикла и восстановление равновесного объема производстваАнисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. / Макроэкономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 133 — 146.. При антиинфляционной политике должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

Основными инструментами антиинфляционной политики государства являются денежно-кредитная (монетарная) и бюджетно-налоговая (фискальная) политики.

Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения в целях стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Монетарная политика воздействует прежде всего на совокупный спрос (инфляция спроса). Объектом регулирования выступает денежный рынок, а особенно, денежная масса. Определяет и осуществляет эту политику центральный банк. Дефляционная политика, использующая инструменты монетарной политики, считается эффективной антиинфляционной тактикой. Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, увеличивая предложение денег. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, перегрева экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.

Монетарная политика имеет свои слабые стороны:

  • — Значительный временной лаг;
  • — Возможность потери контроля центрального банка над предложением денег;
  • — Высокая вероятность возрастания инфляции в случае проведения стимулирующей монетарной политики.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Важными инструментами центрального банка по ограничению прироста денежной массы являются:

  • 1) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая — сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.
  • 2) Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ — ставка рефинансирования). Учетная ставка — это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
  • 3) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы — это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
  • 4) Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

Фискальная политика или политика расходов представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику путем изменения величины доходов или расходов госбюджета (инфляция издержек). Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен.

В зависимости от фазы подъема или спада выделяют два вида фискальной политики. Стимулирующая фискальная политика при спаде производства и выражается в увеличении госзаказов, снижении налогов и увеличении трансфертов. Сдерживающая, наоборот, используется при перегреве экономики и направлена на снижение деловой активности.

По способу воздействия инструментов различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики. Первый тип подразумевает целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате антиинфляционных решений правительства. Под автоматическими стабилизаторами понимаются институциональные факторы рыночной экономики, которые сглаживают конъюнктуру независимо от текущих решений правительства (Прогрессивная шкала налогообложения, Система социальных пособий). Недостатком фискальной политики является то, что их действие проявляется не мгновенно, а через некоторый промежуток времени, называемый лагом Лаг — временной разрыв между осуществлением того или иного действия и получением эффекта от него. (С. 142 Макроэкономика / Анисимов А.А.).

Таким образом, антиинфляционная политика, используя государственные инструменты регулирования, является важной частью стабилизационной политики государства.

Глава 2. Цели и инструменты антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является незави­симость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нуж­но проводить последовательно и взвешенно.

Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

  • сокращение инфляционного потенциала;

  • предсказуемость динамики инфляции;

  • снижение темпов инфляции;

  • стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпа­ми роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой со­вокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

  • Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

  • Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РБ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

  • Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

  • Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

  • Таргетирование инфляции — установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения .

Последствия инфляции весьма неоднозначны и представляют собой сложные, многоаспектные явления. Среди последствий инфляции важнейшую роль имеют социально-экономические результаты. В связи с этим в течение большей части 20 века правительства большинства развитых стран предпринимали столь серьёзные усилия по преодолению инфляционных тенденций.

Отрицательными последствиями высокого уровня инфляции являются:

  • сокращение реальных доходов населения;

  • перераспределение доходов и богатства немногочисленного слоя населения;

  • усиление риска для предпринимателей;

  • снижение стимулов к денежным накоплениям;

  • увеличение спекулятивных форм торговли;

  • возникновение эффекта инфляционной спирали зарплаты и цен;

  • бегство от денег;

  • скупка любых товаров;

  • вытеснение торговли бартером;

  • отвлечение капиталов от сферы производства и перемещение их в сферу обращения;

  • затруднение возможности регулирующего влияния на экономику со стороны государства.

В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию, нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое “денежное правило” Фридмана гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.

Также важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены – валютный курс – цены.

При проведении государственной антиинфляционной, денежно-кредитной и бюджетной политики в российской экономике надо учитывать их системную взаимосвязь.

Дадим оценку антиинфляционной политики, проводимой в России.

Особенности и основные инструменты антиинфляционной политики

Инфляция оказывает влияние.

• на покупательную способность национальной денежной еди­ницы;

• реальный доход;

• реальную процентную ставку.

Задача государства — разработка и реализация мероприятий, направленных на восстановление макроэкономического дисба­ланса, т. е. на устранение инфляции.

Задачи правительства:

• выведение инфляции из скрытого в открытое состояние. В стратегическом плане важнейшая задача государства состоит в погашении антиинфляционных ожиданий;

• долгосрочная денежная политика — введение жестких ограничи­телей на прирост денежной массы;

• сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации;

• сведение к минимуму воздействия внешних инфляционных факто­ров на национальную экономику.

Различа­ют два типа инфляции:

— инфляция спроса;

— инфляция предложения.

Когда возникает избыток денег по отношению к количеству предложенных товаров и экономика реагирует повышением цен — это свидетельствует о наличии инфляции спроса. В такой ситуации обеспечена полная занятость, так как промышлен­ность стимулируется высокими ценами и производственные мощности загружаются полностью.

Когда цены растут в результате роста издержек производства в условиях недоиспользования производственных мощностей, то имеет место инфляция предложения (издержек).

Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Поскольку инфляция стала одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика на­правлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий. Важное значение для сдерживания инфляции имеют: общеэкономические меры, направленные на поддержание отно­сительно стабильных темпов экономического роста, т. к. инфляция возникает как при высокой активности экономической конъюнктуры, так и при спаде производства;

— равновесие государственных финансов:

— государство сокращает непроизводительные бюджетные рас­ходы; — принимает меры по увеличению доходов в целях снижения бюджетного дефицита.

Основным инструментам антиинфляционной политики отно­сятся:

— преодоление бюджетного дефицита;

— регулирование государственного долга;

— денежная и кредитная политика;

— политика доходов;

— планы стабилизации;

• внешнеэкономическая политика.

Для сдерживания инфляции в условиях экономического роста, обычно применяется дефляционная политика, сущность которой заключается в ограничении роста:

• денежной массы;

• кредитов;

• дефицита государственного бюджета;

• заработной платы;

• платежеспособного спроса.

Для сдерживания инфляции в условиях снижения темпов экономического развития применяется набор антиинфляционных мер, не противодействующих стратегии экономического роста:

• предоставления налоговых, амортизационных льгот, субсидий предприятиям;

• снижения процентных ставок в целях интенсификации и структурной перестройки экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *