Использование систем проверки орфографии и грамматики

  • Система проверки правописания (также спелл-че́кер от англ. spell checker) — представляет собой компьютерную программу, осуществляющую проверку заданного текста на предмет наличия в нёморфографических, пунктуационных, а также стилевых ошибок. Найденные ошибки или опечатки отмечаются специальным образом — обычно для этого используется подчеркивание. В некоторых случаях пользователю помимо указания на места возможных ошибок предоставляется возможность выбрать один из правильных вариантов написания, а также может выводиться комментарий, объясняющий каким образом следует поправить текст.

Проверка правописания может быть встроена как отдельная функция в некую программную систему, например,текстовый редактор, почтовый клиент, электронный словарь или поисковую систему. А также она может быть выполнена в виде самостоятельной программы. В этом случае она обычно обладает возможностью интеграции с другими приложениями. Такими возможностями, например, обладает GNU Aspell для Unix-подобных операционных систем, а также кроссплатформенная Hunspell.

  • История

Первые системы проверки правописания стали доступны в мейнфреймах в конце 1970-х. Группа из шести лингвистов Джорджстаунского Университета разработала первую подобную систему для компании IBM. На персональных компьютерах CP/M и TRS-80 это появилось в 1980, затем в 1981 появились первые пакеты для IBM PC. Такие разработчики как Maria Mariani, Soft-Art, Microlytics, Proximity, Circle Noetics, и Reference Software быстро выпустили OEM-пакеты или конечные продукты на быстроразвивающийся рынок, в первую очередь для PC, хотя были предложения и для Apple Macintosh, VAX и Unix. На PC эти системы проверки были автономными программами, многие из которых могли выполняться в режиме TSR изнутри пакетов работы с текстом (на компьютерах с достаточной памятью).

Однако, рынок автономных пакетов просуществовал недолго, поскольку разработчики популярных программ работы с текстом (таких как WordStar и WordPerfect) в середине 1980-х включили системы проверки правописания в свои пакеты, главным образом лицензируемые от вышеупомянутых компаний, которые быстро развернули поддержку европейских языков, и в конечном счете, азиатских. Но это всё больше усложняло разработку проверки правописания, особенно относительноагглютинативных языков, таких как венгерский или финский. Хотя рынок программ по работе с текстом в таких странах как Исландия, возможно, не окупал инвестиции, компании наподобие WordPerfect, тем не менее, стремились вывести свои продукты на новые рынки.

Недавно проверка правописания переместилась из текстовых процессоров в веб-браузеры, например в Firefox 2.0, Google Chrome, Konqueror, Opera, почтовый клиентKmail и клиент системы мгновенных сообщений Pidgin также предлагают поддержку проверки правописания, используя GNU Aspell в качестве их механизма. Mac OS Xпроверяет орфографию фактически во всех приложениях.

Использование систем проверки орфографии и грамматики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького»

(ГБОУ СПО ЛПК)

Методические рекомендации для студентов

Использование систем проверки орфографии и грамматики

Подготовила: Сучкова Н.В.

Лукоянов, 2013 г.

Редактирование, рецензирование документов

Редактор Microsoft Office Word позволяет проверить грамматику и орфографию текста. Для проверки правописания в документе существует вкладка Правописание на ленте Рецензирование

Исходные слова подчеркиваются зеленой и красной волнистой чертой. Красной чертой подчеркивается слово с ошибкой, или слово которого нет в словаре компьютера. Если мы уверены, что слово написано правильно, без ошибок, то можно щелкнуть ПКМ на этом слове, в появившемся контекстном меню можно выбрать команду Добавить, слово добавляется в словарь и красное подчеркивание пропадает. Компьютер предлагает варианты выбора написания слова, для выбора щелкаем ПКМ по подходящему или отказываемся от исправления. Зеленой чертой подчеркиваются ошибки пунктуации и стиля.

Правила расстановки знаков

Знак препинания пишется слитно, после знака препинания ставится пробел: . , ; : ! ?

Перед открывающимися скобками и кавычками ставится пробел, затем слитно, пробел ставится после закрывающихся скобок и кавычек, перед ними пробел не ставится.

Тире отделяются пробелами с обеих сторон.

Дефис пишется без пробелов.

Рецензирование

Иногда случается так, что с одним и тем же документом приходится одновременно работать нескольким пользователям. В этом случае нам помогут средства рецензирования и редактирования текстового редактора, собранные на ленте «Рецензирование».

На панели «Отслеживание» находятся инструменты позволяющие отслеживать изменения, вносимые в документ. Для этого надо установить кнопку «Исправления» в «нажатое» состояние.

Кнопка «Выноски»:

  • «Показывать исправления в выносках» — примечания и исправления будут отображаться в виде выносок;

  • «Показывать все исправления в тексте» — все исправления и примечания будут отображаться непосредственно в тексте;

  • «Показывать только примечания и форматирование в выносках» — в выносках будут отображаться только примечания и форматирование документа.

Кнопка «Область проверки» открывает дополнительную панель, на которой отображаются в хронологическом порядке внесение исправлений и добавления примечаний.

С помощью верхнего выпадающего списка можно настроить отображение изменений в документе:

  • исходный документ;

  • исправления в исходном документе;

  • измененный документ;

  • исправления в измененном документе.

Для выхода из режима отслеживания изменений надо «отжать» кнопку «Исправления».

Если необходимо скрыть исправления, сделанные в документе, надо снять соответствующие флажки в выпадающем списке «Показать исправления».

На панели «Изменения» собраны кнопки, позволяющие перемещаться между внесенными в документ правками, а также принимать или отклонять сделанные изменения.

Добавление примечаний

Для добавления (и последующего управления) примечаний в документ предназначена панель «Примечания». Чтобы создать примечание, надо установить курсор в нужное место документа и нажать кнопку «Создать примечание». При этом фрагмент текста выделяется красным цветом, а на полях появляется поле для ввода примечания, а на панели «Примечания» становятся доступными кнопки навигации и удаления примечаний..

Защита документа

Для защиты документа от изменений служит панель «Защитить». После нажатия на кнопку «Защитить документ» у правого края окна появляется вертикальная панель «Ограничить форматирование».

Установите флажок «Ограничить набор разрешенных стилей» и в опциях «Настройки..» укажите, какие элементы оформления можно будет форматировать при дальнейшей работе с документом.

Для ограничения редактирования необходимо установить флажок «Разрешить только указанный способ редактирования документа» и из выпадающего списка выбрать пункт «Запись исправлений». Этим самым мы разрешаем добавлять комментарии к документу, удалять, вставлять и перемещать текст. Если же мы хотим другим пользователям разрешить только оставлять примечания, то надо выбрать пункт «Примечания».

Для включения защиты нажмите кнопку «Да, включить защиту».

Чтобы снять защиту, необходимо нажать кнопку «Защитить документ» и в появившемся списке снять флажок «Ограничить форматирование и редактирование».

Сравнение документов

Панель «Сравнить» предназначена для сравнения документов, в которые вносились изменения разными пользователями.

Для объединения исправлений надо выбрать опцию «Объединить..», указать файл-оригинал, документ с исправлениями, выбрать в каком документе будут отображаться изменения.

Для сравнения документов выберите опцию «Сравнить..». После аналогичных настроек будет создан третий документ, в котором будут находиться все исправления, внесенные в исходный документ.

Работа с текстовым редактором. Использование систем проверки орфографии и грамматики. методическая разработка по информатике и икт (10, 11 класс) на тему

Тема: Работа с текстовым редактором. Использование систем проверки орфографии и грамматики.

Цель занятия: изучение основных приемов работы в текстовом редакторе MS Word по форматированию символов и абзацев, научиться создавать отступы и интервалы в тексте, освоение и закрепление навыков и знаний по форматированию и оформлению текста. Изучение основных приемов работы с таблицами, освоение и закрепление навыков и знаний по созданию и форматированию таблиц, изучение различных систем проверки орфографии и грамматики.

Основные понятия

Microsoft Word – это текстовый редактор, предназначенный для создания и редактирования различных документов, содержащих формулы, рисунки, диаграммы, таблицы. Microsoft Word входит в состав интегрированного пакета Microsoft Office и поддерживает обмен данными с электронной таблицей Microsoft Excel и системой управления базами данных Microsoft Access.

Средствами Microsoft Word, в дальнейшем просто Word, можно:

  1. Создавать, редактировать и форматировать документы;
  2. Работать с таблицами;
  3. Работать с объектами: рисунками, формулами, изображениями;
  4. Работать со сложными документами;
  5. Создавать газетные полосы и выполнять их верстку;
  6. Осуществлять импорт и экспорт данных в Microsoft Excel и Microsoft Access.

I. Структура окна WORD

Лента

Главный элемент пользовательского интерфейса Microsoft Word 2007 представляет собой ленту, которая идет вдоль верхней части окна каждого приложения, вместо традиционных меню и панелей инструментов (Рис. 1).

Рис. 1. Лента

С помощью ленты можно быстро находить необходимые команды (элементы управления: кнопки, раскрывающиеся списки, счетчики, флажки и т.п.). Команды упорядочены в логические группы, собранные на вкладках.

По умолчанию в окне отображается семь постоянных вкладок: Главная, Вставка, Разметка страницы, Ссылки, Рассылки, Рецензирование, Вид.

Для перехода к нужной вкладке достаточно щелкнуть по ее названию (имени).

Каждая вкладка связана с видом выполняемого действия. Например, вкладка Главная, которая открывается по умолчанию после запуска, содержит элементы, которые могут понадобиться на начальном этапе работы, когда необходимо набрать, отредактировать и отформатировать текст. Вкладка Разметка страницы предназначена для установки параметров страниц документов. Вкладка Вставка предназначена для вставки в документы различных объектов (таблиц, рисунков…) И так далее.

Кнопка «Office»

Кнопка «Office» расположена в левом верхнем углу окна. При нажатии кнопки отображается меню основных команд для работы с файлами, список последних документов, а также команда для настройки параметров приложения.

Рис. 1. Кнопка и меню «Office»

Элементы управления.

Элементы управления на лентах и вкладках объединены в группы, связанные с видом выполняемого действия. Например, на вкладке Главная имеются группы для работы с буфером обмена, установки параметров шрифта, установки параметров абзацев, работы со стилями и редактирования.

Элементами управления являются обычные кнопки, раскрывающиеся кнопки, списки, раскрывающиеся списки, счетчики, кнопки с меню, флажки, значки (кнопки) группы.

Кнопки используются для выполнения какого-либо действия. Например, кнопка Полужирный группы Шрифт вкладки Главная устанавливает полужирное начертание шрифта. Чтобы нажать кнопку, надо щелкнуть по ней мышью.

II. Приемы форматирования текста

В MS Word различают форматирование символов и форматирование абзацев. При этом понятие «символ» включает в себя не только отдельный символ, но и слово, фразу, а также фрагмент текста,не являющийся абзацем. При форматировании символов, как правило, задаются параметры шрифта: гарнитура и размер, начертание и тип подчеркивания, межбуквенное расстояние, скрытый текст и др. При форматировании абзацев, кроме параметров шрифта, задаются параметры расположения абзаца:

выравнивание и отступы относительно полей страницы, интервалы между абзацами и между строками внутри абзаца, а также положение самого абзаца на странице.

Объект форматирования, как правило, должен быть предварительно выделен. Параметры форматирования сохраняются в символе конца абзаца. Если удалить символ конца текущего абзаца, то абзац принимает параметры форматирования следующего за ним абзаца. Новый абзац, образующийся при нажатии клавиши Enter, принимает параметры форматирования предыдущего абзаца.

III. Работа по форматированию текста

Загрузите программу MS Word. В рабочем поле редактора Word наберите текст, расположенный между двумя скобками вида: и .

Примечание. Текст набирать по умолчанию. Ошибки при наборе текста не исправлять.

Характеристика компьютерных вирусов

Массовое применение персональных компьютеров, к сожалению, оказалось связанным с появлением самовоспроизводящихся программ-вирусов, препятствующих нормальной работе компьютера, разрушающих файловую структуру дисков и наносящих ущерб хранимой в компьютере информации. Проникнув в один компьютер, компьютерный вирус способен распространится на другие компьютеры.

Компьютерным вирусом называется специально написанная программа, способная самопроизвольно присоединятся к другим программам, создавать свои копии и внедрять их в файлы, системные области компьютера и в вычислительные сети с целью нарушения работы программ, порчи файлов и каталогов, создания всевозможных помех в работе на компьютере

Причины появления и распространения компьютерных вирусов, с одной стороны, скрываются в психологии человеческой личности и ее теневых сторонах (зависти, мести, тщеславии непризнанных творцов, невозможности конструктивно применять свои способности), с другой стороны, обусловлены отсутствием аппаратных средств защиты и противодействия со стороны операционной системы персонального компьютера.

Несмотря на принятые во многих странах законы о борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от пользователя персонального компьютера знаний о природе вирусов, способах заражения вирусами и защиты от них.

Основными путями проникновения вирусов в компьютер являются съемные диски (гибкие и лазерные), а также компьютерные сети. Заражение жесткого диска вирусами может произойти при загрузке компьютера с дискеты, содержащей вирус.

Вы набрали 6 абзацев, включая заголовок. Если текст не сохранялся ни разу, то имя редактируемого файла – Документ 1 (или 2, 3…) и имеет расширение .docx.

Сохраните набранный текст в папке своей группы с именем Компьютерные вирусы.

Задание шрифта для выделенного фрагмента

Рис. 2. Отображение ленты вкладки Главная.

  1. Выделить нужный фрагмент текста (первый абзац — заголовок).
  2. Выбрать на ленте вкладку Главная. С помощью мыши выбрать в раскрывающемся списке гарнитуру Arial.
  3. В раскрывающемся списке выбрать размер шрифта 16.
  4. Нажать кнопки Полужирный и Подчеркнутый.

Другой вариант: вкладка Главная, группа Шрифт. Появится окно Шрифт. Можно задать те же параметры шрифта.

5. С помощью кнопок , которые задают выравнивание по левому краю, по центру, по правому краю и ширине соответственно и расположены во вкладке Главная, выбрать выравнивание по центру.

Форматирование абзацев

Изменение параметров абзацев выполняется с помощью диалогового окна Абзац (рис.3), вызываемого: вкладка Главная, группа Абзац.

Рис.3. Вкладка Отступы и интервалы диалогового окна Абзац

  1. Выделить нужный фрагмент текста (первый, второй и третий абзацы).
  2. Выбрать на ленте вкладку Главная, группа Абзац: вкладка Отступы и интервалы в списке Выравнивание выбрать выравнивание по ширине.
  3. В списке первая строка: выбрать Отступ и справа в поле на: задать величину отступа первой строки абзаца – 1,25 см.
  4. Установить для этих абзацев шрифт Arial, размер 12.

Вариант выравнивания абзацев удобно устанавливать с помощью кнопок , которые задают выравнивание по левому краю, по центру, по правому краю и ширине соответственно и расположены во вкладке Главная.

Задание интервалов

  1. Выделить нужный абзац (второй абзац) и выбрать вкладку Главная, затем группа Абзац.
  2. В открывшемся диалоговом окне выбрать вкладку Отступы и интервалы.
  3. В списке междустрочный: выбрать Полуторный.
  4. В списке Интервал: перед: и после: выбрать или ввести требуемые значения интервалов в пунктах соответственно 6 пт и 6 пт.
  5. Результат влияния заданных параметров абзацев оценим в поле Образец.

Задание отступов

  1. Выделить нужный абзац (третий абзац) и выбрать вкладку Главная, затем команду Абзац.
  2. В открывшемся диалоговом окне выбрать вкладку Отступы и интервалы.
  3. В списках слева: и справа: выбрать или ввести требуемые значения интервалов: 2 см и 2 см.

Отформатируйте по своему усмотрению пятый и шестой абзацы.

Сохранить информацию и показать результат преподавателю.

IV. Работа с таблицами

Основные понятия

MS Word имеет встроенное средство создания и изменения таблицы. Основные элементы таблицы — строки, столбцы, ячейки. Ячейка — это клетка, расположенная на пересечении строки и столбца. В каждую ячейку можно занести данное — число, текст, к которым применим общий принцип форматирования текста (выравнивание, размер и стиль шрифта и т.п.), дату, графика, ссылки на данные из других документов. Для наглядности таблицы можно задавать разметочные линии сетки, видимые или невидимые при печати.

Создание таблицы

Рис. 4. Контекстные вкладки для работы с таблицами.

При снятии выделения или перемещения курсора контекстная вкладка автоматически скрывается.

Порядок выполнения работы.

  1. Поместить курсор в месте размещения таблицы.
  2. Выбрать на ленте вкладку Вставка.
  3. С помощью мыши в раскрывающемся списке Таблица выбрать команду Вставка таблицы…

4. Откроется диалоговое окно Вставка таблицы.

5. В полях Число столбцов укажите число: 8 и Число строк укажите число: 6

  1. В поле Автоподбор ширины столбца: задать одинаковую для всех столбцов ширину (Авто) и нажать Ок.

В результате будет создана таблица с заданными параметрами.

Заполнение таблицы. Указателем мыши или стрелками управления курсором перевести курсор в нужную ячейку Таблицы 1 и заполнить таблицу данными:

Таблица 1

Информатика

ФИО

Апрель

Май

Альтов Г.

Беседова Т.

Веселов А.

Объединение ячеек

При необходимости объединить группу смежных ячеек из одной или нескольких смежных строк и столбцов в одну ячейку с размещением в ней содержимого этих ячеек осуществляется следующим образом:

  1. Выделите одновременно все объединяемые ячейки строки.
  2. В контекстной вкладке выбрать вкладку Макет, задайте команду Объединить ячейки.

Изменение высоты и/или ширины ячейки

Один из способов изменения высоты и/или ширины ячейки

  1. Подвести указатель мыши к границе изменяемого столбца (строки) и добиться того, чтобы указатель приобрел вид специальной двунаправленной стрелки.
  2. Нажать на левую кнопку мыши и перетащить границу на нужное место.

Форматирование таблицы

  1. Обрамление таблицы
  • Выделить таблицу. В контекстной вкладке выбрать вкладку Конструктор, открыть список Границы и выбрать: Внешние границы, Внутренние границы или Все границы
  1. Выравнивание содержимого ячеек.
  • Выделить нужные элементы таблицы. Выбрать на ленте вкладку Главная, группа Абзац: в списке Выравнивание выбрать соответствующую кнопку.
  1. Изменение параметров шрифта
  • Выделите шапку таблицы (первую строку). С помощью группы Шрифт установите размер шрифта 14, стиль полужирный курсив, соответствующий цвет.
  • Выделите часть таблицы с данными и измените цвет символов по своему усмотрению.
  1. Заполнение элементов таблицы (узоры, цвет и т.п.)
  • Выделите первую строку таблицы, в контекстной вкладке выбрать вкладку Конструктор, вкладка Заливка, сделайте соответствующий выбор.

В результате выполненных действий таблица 1 превратится в таблицу 2, сохраните вашу работу.

Таблица 2

Информатика

ФИО

Апрель

Май

Альтов Г.

Беседова Т.

Веселов А.

V. Использование систем проверки орфографии и грамматики.

Основные понятия

Почти все современные редакторы обладают системами проверки орфографии и грамматики. Несмотря на заметную помощь, которую они оказывают, следует понимать, что механизм проверки вовсе не гарантирует стопроцентной фиксации ошибок.

Смысл орфографической проверки заключается в том, что каждое введенное слово ищется в стандартном словаре правописания, представляющем собой файл с полным списком слов используемого языка. Очевидно, что проверка происходит чисто механическим образом, так что если слово формально имеется в словаре, то считается, что ошибки нет.

Еще более слаб грамматический контроль, рекомендации которого могут быть откровенно неправильными. Например, в предложении “В общем вагоне билет стоит гораздо дешевле” редактор уверенно предлагает после “в общем” поставить запятую.

Пользователь имеет возможность занести в словарь новые слова. Кроме того, часто предусмотрена еще одна дополнительная возможность — словарь синонимов, т.е. слов с одинаковым значением. В Microsoft Office он называется тезаурус (thesaurus).

Термин тезаурус в информатике имеет несколько близких по смыслу значений: полный словарь языка, словарный запас человека; свод терминов и понятий в какой-либо области со связями между ними, т.е., по сути дела, модель знаний по выбранной тематике.

Тезаурус — не просто теоретическое определение, но он активно используется на практике, например, при обработке запросов.

Тезаурус — это тоже словарь, “одноязыкий” и, может быть, даже идеографический, т.е. такой, в котором слова упорядочены не по алфавиту, а по смыслу.

Определение в Microsoft Office тезауруса как словаря синонимов весьма неудачно, тем более что тезаурус в общепринятом смысле там тоже есть (тот самый словарь, по которому проверяется правописание).

Электронные словари и системы автоматического перевода.

Приложения первого типа реализуются элементарно, но они получили широкое распространение за то, что поиск в них несравненно удобнее поиска в толстых многостраничных словарях.

Имеются даже небольшие специализированные карманные электронные устройства, реализующие многоязыкие словари с возможностью звуковой демонстрации произношения.

Организация электронного словаря абсолютно стандартная задача. Введенное слово или словосочетание ищется в списке и в случае совпадения по имеющимся ссылкам выводится вся связанная информация.

При очень больших словарях возникает дополнительная подзадача оптимизации поиска, но для многих “бытовых” потребностей достаточно лишь простейших приемов сокращения поиска.

Несравненно более сложной задачей оказывается компьютерный перевод с одного языка на другой. В первый момент, кажется, что, имея хороший словарь, перевести текст не составит труда, но это не так.

Главной трудностью является многозначность человеческого языка. Так называемая “игра слов”, когда одни и те же слова обозначают абсолютно разные вещи, часто встречается в жизни.

Трудности могут возникать не только из-за многозначности перевода отдельных слов, но и из-за грамматической неоднозначности переводимого текста.

К сожалению, компьютер лишен жизненного опыта — этого необычайно ценного и плохо формализуемого внутреннего критерия.

Тем не менее, в настоящий момент вопросы компьютерной обработки и машинного структурирования знаний развиваются весьма бурно.

Задание. Проверьте орфографию и грамматику своего набранного и отформатированного текста.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

I. Наберите текст, расположенный между двумя скобками вида: Начало текста> и Конец текста>.

Начало текста>

§3. Прямоугольные треугольники

Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Рассмотрим свойства прямоугольных треугольников, которые устанавливаются с помощью теоремы о сумме углов треугольника.

1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.

2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.

3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30°.

Конец текста>

II. Редактирование текста

Отформатируйте текст по ниже приведенному образцу:

§3. Прямоугольные треугольники

Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Рассмотрим свойства прямоугольных треугольников, которые устанавливаются с помощью теоремы о сумме углов треугольника.

1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.

2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.

3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30°.

Задание 2.

Создайте таблицу и отформатируйте ее по ниже приведенному образцу:

Затраты (руб.)

Отделы

Канцелярские

товары

Расходные материалы

на оргтехнику

Сумма

НДС

Отдел снабжения

12,3

Отдел маркетинга

21,5

Плановый

Бухгалтерия

Отдел кадров

Технический отдел

56,1

Литература

Урок информатики по теме «Создание публикаций на основе использования готовых шаблонов»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели:

  • Образовательные:
    • сформировать представление о возможностях работы в редакторе публикаций Publisher, с помощью готовых шаблонов;
    • формирование навыков опережающего мышления (предсказуемость результатов собственных материальных действий);
    • совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
  • Воспитательные:
    • повысить уровень информационной культуры студентов;
    • воспитание самостоятельности.
  • Развивающие:
    • развитие умения анализировать и систематизировать поступающий поток информации;
    • развивать навыки самоконтроля поведения и внутреннего состояния;
    • воспитывать чувство ответственности за публичное выступление;
    • развитие познавательного интереса, памяти, внимательности, логического мышления.

Оборудование: компьютеры, проектор, программные средства: пакет Microsoft Office, рекомендации по составлению буклетов, бланк описания буклета.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Повторение и проверка остаточных знаний
  3. Объяснение новой темы (10-15 мин.)
  4. Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы (20-25 мин.)
  5. Защита проекта (5 мин.)
  6. Подведение итогов урока (синквейн). Домашнее задание

ХОД УРОКА

То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно.

П.Лаплас

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»

Сократ

1. Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте. Садитесь.
Наше время – это время перемен. Сегодня мы ежесекундно сталкиваемся с большим количеством информации. И эту информацию нужно уметь правильно и мобильно применять, используя современные информационные технологии. Нужны люди, умеющие творчески мыслить, и способные принимать нестандартные решения. И тем ценнее становится приобретенным вами опыт, ваши знания и умения. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит в вас жажду новых познаний.
Тема нашего занятия «Создание публикаций на основе использования готовых шаблонов».
Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Обратите внимание на эпиграфы. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о трех понятиях: шаблон, публикация и здоровье.
Все новое не всегда очень сложное.

2. Повторение и проверка остаточных знаний

С текстовым процессором Word вы уже хорошо знакомы. Давайте вспомним основные моменты. Для этого по желанию 4 студента пройдите для тестирования за ПК, а с остальными – устный опрос:

  1. Перечислите основные возможности текстового процессора Micrisoft Word
  2. Что такое абзац? Каково назначение маркера абзаца в документы Word?
  3. Что такое непечатаемые символы? Для чего они используются?
  4. Перечислите основные способы форматирования символов.
  5. Перечислите основные способы форматирования абзацев.
  6. Какие операции с графическими иллюстрациями можно выполнить в документах Word?
  7. Чем различаются иллюстрации векторного и растрового типов?
  8. Перечислите способы взаимодействия иллюстраций с текстом.

Возможные ответы учащихся:

  1. Вводить текст, форматировать текст, создавать сложные по структуре документы, добавлять таблицы, диаграммы и многое другое.
  2. Любая последовательность символов, в конце которой стоит символ Enter. Маркер содержит информацию о форматировании, которое применено к этому абзацу.
  3. Непечатаемые символы отражаются в режиме непечатаемые знаки: символ конца абзаца, табуляции, принудительный конец строки, маркер перемещения таблицы и др.
  4. Тип шрифта, размер, цвет символов, начертание, интервал, смещение.
  5. Отступы и интервалы, выравнивание абзаца, межстрочный интервал, запрет висячий строки, обрамление и заливка абзаца.
  6. Добавлять удалять редактировать.
  7. При масштабировании растрового изображения качество уменьшается , и вес достаточно большой.
  8. Два основных типа: обтекаемые текстом и внедренные в строку текста. В тексте, вокруг рамки, по контуру, за текстом, перед текстом и др.

Мы вспомнили необходимый нам для работы материал. Он нам еще сегодня пригодится, ведь сегодня нам предстоит работать над заказом – информационным буклетом. У вас на столах различные рекламные буклеты.

3. Объяснение новой темы

Буклет (фр. Boucllette – завитушка, колечко) – категория печатной продукции, особым образом сложенный лист глянцевой бумаги или полукартона с текстом и иллюстрациями на обеих сторонах листа.
Буклеты, как правило, носят рекламный характер. Их назначение привлечь внимание потребителя к рекламируемому товару, услуге. Поэтому буклеты должны быть яркими, содержать много иллюстраций и иметь краткий, но информативный текст. Буклеты могут складываться по разному. Самый распространенный вид – двухсгибный буклет. Лист бумаги формата А4 сложен дважды – двумя параллельными сгибами.

Конечно же существуют и оригинальные буклеты.

Как вы думаете с помощью какой программы мы уже можем сделать такие проекты?

Нам с вами предстоит познакомиться с еще одним видом продукции корпорации Microsoft – Редактором публикаций Microsoft Publisher.

Что же такое проект? Если обратиться к словарю иностранных языков, то можно выяснить, что слово позаимствовано из латинского языка и означает «выброшенный вперед», «выступающий». Каждый проект это творчество. Мы сегодня будем делать проект информационный, т.е. направленный на сбор информации о каком – либо объекте, явлении или процессе в форме буклета на основе готовых шаблонов. Где мы уже встречались с шаблонами?

Шаблоны – это образцы или модели, позволяющие быстро создавать типовые документы. (Это заготовки будущих документов). Какие же шаблоны можно использовать при работе с Publisher?

Для этого необходимо запустить программу Microsoft Publisher по команде Пуск/Программы/ Microsoft Office/ Microsoft Publisher 2003 щелчком мыши.

В отличие от Word и Excel при непосредственном запуске Publisher не создает нового документа. Для того чтобы добраться до панелей инструментов и меню, необходимо создать новую публикацию. Данный редактор предоставляет возможность работы с такими видами публикаций как публикации для печати, веб-узлы и электронная почта, наборы макетов и пустые публикации. Остановимся на публикациях для печати.

В раскрывающемся списке выбираем Буклет. Будем работать под руководством мастера создания буклета. Поэтому выберем готовый шаблон.

Шаблоны содержат и текстовую и графическую информацию, и, что особенно важно, при выводе на печать сохраняется отличное качество.
Вся работа в Publisher организуется на специальном поле, которое можно назвать «Монтажным столом». Его особенность – это возможность одновременного размещения на нем различных материалов для верстки: текстовых блоков, рисунков.

Вы можете также менять цветовую схему уже выбранного вами макета. Для этого в области задач необходимо щелкнуть по слову Цветовые схемы и выбрать ту, которая вам нравится. Также можно изменить и шрифтовые схемы выбранного вами макета, для этого щелкнуть в Области задач по слову Шрифтовые схемы и выбрать те шрифты, которые вам нужны. Если же вам вдруг перестал нравиться выбранный вами макет публикаций, то его можно легко поменять на другой простым щелчком по слову макет публикаций.

Publisher создает разметку Вашего буклета с помощью специальных рамок, называемых «местозаполнителями». Щелкнув внутри любой рамки, Вы можете заменять текст и картинки «местозаполнителя» на свои собственные.

Если щелкнуть внутри текстовой рамки, то весь текст «местозаполнителя» будет выделен. После этого можно вводить текст (любым способом). В основном мы сегодня будем пользоваться буфером обмена. Примечание: Если весь текст не умещается внутри текстовых рамок, он не отображается на экране. Текст при этом не теряется, а помещается в так называемую область переполнения. И Publisher предложит использовать автоперетекание. Если ответить Да, программа автоматически разместит весь текст, создавая при этом необходимые связи текстовых рамок.

Если текстовые рамки связаны, то в верхнем левом и нижнем правом углу каждой связанной рамки отображаются кнопки Перейти к предыдущей рамке и Перейти к следующей.

Для изменения ширины и высоты рамки, необходимо щелкнуть один раз её границу и переместить курсор на один из белых маркеров, которые появятся по периметру рамки и потянуть его в нужную сторону.

С основными идеями работы с Редактором мы познакомились, а теперь приступим непосредственно к проекту, только для этого необходимо определиться с темой заказа. Мне кажется тема должна заинтересовать и вас: вы поступили на специальность, связав свое будущее с программированием, т.е. многочасовыми занятиями за компьютером. И чтобы настроиться на тему посмотрим видеоролик который нам представил заказчик. Внимание на экран!

Просмотр видеоролика – влияние компьютера на человека.

Итак, тема наших буклетов – ПК и здоровье.

Тема информационного проекта ясна. Способ реализации известен. У вас на рабочих столах размещены папки ПК и здоровье. В них собран материал и текстовый и иллюстративный, который должен помочь вам в реализации проекта. Т.е. мы создаем своего рода рекламный продукт, и хочется, чтобы он отвечал требованиям маркетинга, т. е. был ярким и содержал достаточное количество информации

4. Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы

В помощь на столах методическими рекомендациями к практическому заданию. Не забудьте сами о правилах техники безопасности при работе за компьютерами.

5. Защита творческого проекта

Выступление студентов с рассказом о своей работе.

Наш урок близиться к завершению. Вспомним о том, с чего мы начали сегодняшнее занятие.
Возникли ли трудности при работе?

Тема синквейна – буклет (публикация)
два лова (прилагательное) они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта – творческий, яркий
тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта – рекламирует, информирует, увлекает
фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту – Реклама двигатель торговли
одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта – Реклама

6. Домашнее задание: создайте публикацию на тему: «Машина Тьюринга».

В заключение, мне хочется отметить, что каким бы ни был технический прогресс, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за человеческим фактором – творческим мышление и личностными качествами каждого человека. Всем большое спасибо за работу.

Тема урока: «Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов»

Цели:

  1. Воспитательные:

1. воспитание положительного отношения к знаниям;

2. воспитание дисциплинированности;

3. воспитание эстетических взглядов.

  1. Развивающие:

4. развитие психических качеств студентов: мышления, умений применять полученные знания на практике;

5. развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);

6. развитие общетрудовых и политехнических умений;

7. развитие умений учебного труда (читать, писать);

8. развитие воли, самостоятельности.

  1. Образовательные:

9. научить студентов использовать программу Publisher для создания различных публикаций;

10. показать возможность размещения текстовой и графической информации на макете;

11. закрепить знания студентов по взаимному использованию программ пакета MS Office;

12. отработать полученные знания и навыки при выполнении практической работы за компьютером.

Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами правктикума.

Оборудование: Компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, инструкционные карты практической работы.

Приложения:

1 – презентация к уроку,

2 – новогодняя школьная газета,

3 – буклет техникума,

4 – новогодняя открытка,

5 – календарь на 2011 год,

6 – задание к практической работе.

Предварительная работа студентов: собрать материал для будущей газеты:

  1. День защитника Отечества (история, празднование);

Поздравление к празднику;

День Св.Валентина (история, празднование);

Жизнь группы (результаты учебы, совместные мероприятия);

Классный руководитель группы;

Лучший студент группы;

Самая интересная дисциплина;

Преподаватель этой дисциплины;

Юмор, это интересно.

Компетенции учащихся:

  1. Использовать макеты публикаций, поставляемые с Publisher, и модифицировать заготовку для создания собственной публикации.
  2. Добавлять текст в публикацию, видоизменять и перемещать текст, создавать колонки и продолжать статью на другой странице.
  3. Добавлять в публикацию рисунки, изменять внешний вид рисунков и управлять обтеканием текста вокруг рисунков.

План урока

I. Самоопределение к деятельности (оргмомент) — 2 мин.

II. Актуализация опорных знаний — 10 мин.

III. «Открытие» новых знаний — 12 мин.

IV. Подготовка к практической работе – 2 мин.

V. Практическая работа — 17 мин.

VI. Подведение итогов, домашнее задание — 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности

Здравствуйте, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует?

II. Актуализация опорных знаний

На уроках первого семестра мы с вами знакомились с возможностями приложений, входящих в пакет MS Office. Давайте вспомним эти приложения. (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint).

Вопросы:

1. Что такое MS Word ?

MS Word – текстовый процессор, предназначенный для создания, редактирования, просмотра на экране, распечатки на принтере текстового документа.

2. Назовите возможности MS Word.

Набор, редактирование, форматирование текста, проверка орфографии, написание математических формул, вставка объектов, работа с таблицами и гиперссылками, создание документов по шаблону.

3. Что такое MS Excel ?

MS Excel — табличный процессор, предназначенный для обработки числовых данных, организованных в виде таблиц.

4. Назовите возможности MS Excel.

Создание и редактирование таблиц, выполнение расчетов по формулам, вывод таблиц на печать, представление результатов расчетов в виде графиков и диаграмм.

5. Что такое MS PowerPoint ?

MS PowerPoint – программа создания презентаций.

6. Что общего у этих приложений ?

Интерфейс, буфер обмена, коллекция картинок.

7. Что такое буфер обмена ?

Буфер обмена — промежуточное хранилище данных, в которое можно поместить любой объект Windows, выполнив команду «Копировать» или «Вырезать».

III. «Открытие» новых знаний

Работая в Wordе, мы можем создать любой текстовый документ, который будет содержать текст, картинки, таблицы, графики и т.д. Например, «Твоя студенческая газета», которая выпускается каждый месяц, создается именно в Wordе. Но некоторые публикации гораздо проще и быстрее создать на основе готовых шаблонов.

Тема нашего урока: «Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов» (слайд 1)

Сегодня мы, используя готовые шаблоны, выступим в роли редакторов газеты и создадим и распечатаем каждый свою полосу этой газеты.

Как вы думаете, какая программа из пакета MS Office наиболее подходит для создания публикаций? (Publisher).

С помощью Publisher можно создать брошюры, бюллетени, буклеты, визитные карточки, открытки, объявления, подарочные сертификаты, резюме, каталоги и даже страницы веб-узлов. Вот, например, новогодняя школьная газета, буклет нашего техникума, новогодняя открытка, календарь (слайд 2).

Publisher упрощает процесс создания публикаций, предоставляя сотни профессиональных макетов для начала работы. Все публикации состоят из независимого текста и элементов рисунков, которые предоставляют неограниченные возможности в создании макета страницы (слайд 3).

Как называется документ Word? (текстовый документ). Какое расширение имеют текстовые файлы, созданные в Word? (.doc)

Как называется документ Excel? (электронные таблицы). Расширение табличных файлов? (.xls)

Документ Publisher называется публикацией (расширение в файловой системе . pub) (слайд 4).

Запуск Publisher осуществляется по команде Пуск / Программы / Microsoft Office / Microsoft Publisher 2003 щелчком мыши. Либо щёлчком мыши по ярлыку Publisher , находящемуся на Рабочем столе или на Панели задач.

(Запустить программу Publisher)

После запуска приложения на экране появляется следующее окно.

В отличие от Word и Excel при непосредственном запуске (а не открытии существующей публикации) Publisher не создает нового документа. Для того чтобы добраться до панелей инструментов и меню, необходимо создать новую публикацию.

Слева в окне располагается Область задач, в которой предлагается Новая публикация. Чтобы начать работу, необходимо выбрать из ниже предлагаемого списка требуемую категорию публикации:

  • Публикации для печати
  • Веб-узлы и электронная почта
  • Наборы макетов
  • Пустые публикации

(Если Область задач не видна, нажмите на клавиатуре Ctrl+F1 или в меню Вид поставьте галочку в пункте Область задач.)

В Публикациях для печати (открыть) предлагается достаточно большое число типов публикации. Это:

  • Быстрые публикации
  • Бланки
  • Буклеты
  • Бумажные модели
  • Бюллетени
  • Визитные карточки
  • Деловые бланки
  • Календари
  • Каталоги
  • Наклейки
  • Плакаты
  • Приглашения
  • Резюме и др.

(Выбираем Буклет). (Показать бумажный вариант буклета)

Все шаблоны содержат и текстовую и графическую информацию, и, что особенно важно, при выводе на печать сохраняется отличное качество графики.

Вся работа в Publisher организуется на специальном поле, которое можно назвать “монтажным столом”. Его особенность – это возможность одновременного размещения на нем различных материалов для верстки: текстовых блоков, рисунков. Количество страниц, необходимое для вашего издания, неограниченно, можно сверстать целую книгу.

Вы можете изменить цветовую схему уже выбранного вами макета. Для этого в Области задач необходимо щелкнуть по слову Цветовые схемы и выбрать ту схему, которая вам нравится.

Также можно изменить и шрифтовые схемы выбранного вами макета, для чего щелкнуть в Области задач по слову Шрифтовые схемы и выбрать те шрифты, которые вам нужны.

Если же вам вдруг перестал нравиться выбранный макет публикации, то его можно легко поменять на другой простым щелчком мыши (там же в Области задач) по слову Макеты публикаций. Просто выберите новый макет и щелкните по нему мышью.

IV. Подготовка к практической работе

Сегодня мы с вами, используя Publisher, сверстаем настенную студенческую газету.

Как называется газета, которая у нас выпускается? («Твоя студенческая газета»). Сегодня вы будете редакторами этой газеты.

Каждому из вас было дано задание подготовить конкретный материал к нашей газете и набрать его в Worde. Т.е. каждый из вас выпустит свою полосу нашей газеты. Мы знаем, что все приложения пакета MS Office имеют связь – результат работы, созданный в одной программе можно разместить в документе другого приложения. И то, что вы создали в Worde, мы перенесем в Publisher с помощью буфера обмена.

V. Практическая работа

Приложение 6

VI. Подведение итогов, домашнее задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *