Республика Беларусь социальное правовое государство

Республика Беларусь – социальное правовое государство

Конституция провозглашает Беларусь социальным правовым государством. Социальное государство – государство, основанное на многоукладной рыночной, регулируемой государством экономике, которое гарантирует каждому трудоспособному возможность создать своим трудом собственное благополучие; при этом гарантируется минимум социальных благ, необходимых для полноценного развития индивида. Целью и средством белорусской экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец всей цепи экономических процессов.

Концептуальные основы белорусской экономической модели: сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность и общественный порядок; обеспечение социальной справедливости (инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь); сосуществование государственного и частного секторов экономики; частный сектор подчинён интересам общества; продуманная приватизация неэффективно используемой государственной собственности; государственное финансирование модернизации крупнейших предприятий и колхозов; развитие экономики и инфраструктуры мелких городов и населённых пунктов; повышение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, ориентация их на внешние рынки; открытая экономика (взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами мира); повышения благосостояния граждан.

Социальное государство, ориентированное на нужды человека и общества неразрывно связано с понятием «правовое государство».

Основные принципы правового государства, утверждаемые Республикой Беларусь:верховенство и всеобщность закона в обществе (только закон является обязательным и не только для граждан, но и для самого государства и его органов, должностных лиц); правовой характер самих законов, которые отвечают международным правовым стандартам и являются выражением гуманности, справедливости, отражают волю народа и принимаются в законном порядке; приоритет прав и свобод человека (главным в деятельности государства является обеспечение и охрана прав и свобод личности в обществе); взаимная ответственность государства и личности (права человека только тогда становятся реальностью, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей); разделение властей по своим полномочиям на исполнительную (Совет Министров), законодательную (Национальное Собрание) и судебную.

В Беларуси граждане и государство обладают взаимной ответственностью друг перед другом, что является основой социального правового государства.

24. Республика Беларусь — социальное правовое государство. Идея верховенства права и ее реализация в законодательстве белорусского государства

РБ соц. Правов.гос-во

Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Качественной характеристикой такого государства является ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могут быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем руководства чиновников.

Основные признаки правового государства:

— суверенитет народа, закрепленный в Конституции страны;

— наличие развитого гражданского общества, защищающего права человека;

— функционирование институтов демократии, которые препятствуют сосредоточению власти в руках одного лица или группы лиц;

— независимость, автономность суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека;

— исключение любых форм деспотизма и диктатуры;

— участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии;

— наличие высокого уровня правовой и политической культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защиты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей.

Белорусское государство в проведении своей социальной политики стремится поддерживать равновесие, социальное взаимодействие институтов власти, профессиональных союзов и предпринимательства, а также различных слоев населения. Оно ведет борьбу с обнищанием и социальным расслоением населения, социальным неравенством, пытается решить имеющиеся экономические и политико-правовые проблемы, усовершенствовать трудовое законодательство, сохранить культурные ценности белорусов.

25 Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интерпретации

общественное развитие может быть определено, как процесс роста и развития общественной солидарности. все остальные понятия: — любось, честность, доверие и пр. неразрывно связаны с понятием солидарности и сопутствуют ей. .

В истории человечества мы видим факты и явления двух порядков: одни могут быть определены, как явления порядка солидаристического, другие — антагонистического. Мы не отвечаем на вопрос, каких фактов и явлений больше, есть ли определенная общая тенденция исторического развития, нам важно лишь отметить, что все факты и явления солидаристического порядка соответствуют приведенному значению общественного развития и потому могут быть определены, как положительные. суть общественного развития заключается именно в развитии солидарности.

Это развитие можно себе представить идущим в трех направлениях:

В направлении внешнего численного роста, в смысле охвата процессом объединения все больших численно групп от рода и племени — к нации и в идеале — к единому человечеству.

В направлении внутреннем, в смысле большего укрепления спайки внутри самой группы (уничтожение сословных перегородок, уравнение в правах и т.д.).

В направлении качества, т.е. в смысле углубления солидарности (повышения требований морали и нравственности и т.д.)

солидарность является фактором, способствующим быстрейшему развитию общества во всех направлениях и что без солидарности немыслим был бы прогресс человечества. С течением времени солидарность обретает все большее значение. усилия для солидаризации их требуется значительно большие. Если для создание какого-то простого общественного организма, например, рабочей артели требуется солидарность определенной силы, то насколько больше и многообразнее должна быть солидарность, как объединяющее начало, для создания такого сложного организма, как нация. Если в первом случае необходима связь между только несколькими индивидами, то во втором, помимо этой связи, образующей бесчисленное множество групп и группок, необходима еще связь между этими группами. Человек сознает свою принадлежность сразу к целому ряду формаций, одновременно чувствуя и понимая свою принадлежность к общему целому — нации. В первом случае, в простом общественном единстве, солидарность должна преодолевать лишь личные эгоистические тенденции его членов, во втором — она сталкивается с не менее сложными и многообразными проявлениями общественного эгоизма — классового, сословного, и т.д. Ясно, что во втором случае требуется значительно большее усилие для солидаризации общества.На основании всего сказанного, мы можем утверждать, что общественное развитие человечества в общем неразрывно связано с развитием и углублением солидарности, т.е. — Общественная солидарность есть основа общественного развития и совершенствования общества.

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 28

Экономика – деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность. Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей.

Экономическая политика – система экономических мероприятий, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта, осуществляемых государством в интересах господствующих слоёв или в интересах всего общества. Государственная экономическая политика включает инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Конституция провозглашает Беларусь социальным государством. Социальное государство – государство, основанное на многоукладной рыночной, регулируемой государством экономике, которое гарантирует каждому трудоспособному возможность создать своим трудом собственное благополучие; при этом гарантируется минимум социальных благ, необходимых для полноценного развития индивида. Таким образом, социальное государство пытается воплотить в реальность идеи равенства возможностей, социального мира и социального партнёрства.

Уровень развития социального государства зависит от объема тех средств, которые государство может перераспределить (за счет полученных налогов и иных средств) в пользу тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии на равных конкурировать на рынке труда, в сфере предпринимательства с преуспевающими гражданами.

Исторически Беларусь, как и другие социалистические государства, оказалась по осуществлению некоторых принципов социально-экономического развития в первых рядах общественного прогресса. Планирование, концентрация производства, огосударствление собственности и подчинение её народным интересам – именно эти черты были и остаются среди принципов развития Беларуси.

С 1996г. Беларусь, отказавшись от либеральной модели экономического развития, реализует программу построения социально ориентированной рыночной экономики как основы сильной и процветающей Беларуси – государства для народа.

Цель экономического развития нашего государства – построение экономики, которая позволяет сочетать свободную частную инициативу и конкуренцию с активной ролью государства, а прибыльность с высоким уровнем социальной защиты. Целью и средством белорусской экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец всей цепи экономических процессов.

Концептуальные основы белорусской экономической модели:

— сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность и общественный порядок;

— обеспечение социальной справедливости (инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь);

— сосуществование государственного и частного секторов экономики; частный сектор подчинён интересам общества;

— продуманная приватизация неэффективно используемой государственной собственности; государственное финансирование модернизации крупнейших предприятий и колхозов;

— развитие экономики и инфраструктуры мелких городов и населённых пунктов;

— повышение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, ориентация их на внешние рынки;

— открытая экономика (взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами мира);

— повышения благосостояния граждан.

Социальное государство, ориентированное на нужды человека и общества неразрывно связано с понятием «правовое государство».

Основные принципы правового государства, утверждаеиые Республикой Беларусь:

— верховенство и всеобщность закона в обществе (только закон является обязательным и не только для граждан, но и для самого государства и его органов, должностных лиц);

— правовой характер самих законов, которые отвечают международным правовым стандартам и являются выражением гуманности, справедливости, отражают волю народа и принимаются в законном порядке;

— приоритет прав и свобод человека (главным в деятельности государства является обеспечение и охрана прав и свобод личности в обществе);

— взаимная ответственность государства и личности (права человека только тогда становятся реальностью, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей);

— разделение властей по своим полномочиям на исполнительную, законодательную и судебную.

Схема № Реализация принципа разделения властей в Республике Беларусь.

Президент Республики Беларусь

законодательная власть исполнительная власть судебная власть
Парламент – Национальное Собрание РБ – представительный и законодательный орган власти в РБ. ↓ ↓ Совет Министров РБ – Правительство – центральный орган государственного управления. Возглавляется Премьер-министром, который назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального Собрания РБ. независимая от исполнительной и законодательной властей система судов, позволяющая гражданам, организациям и предприятиям восстанавливать свои права в случае их нарушения. Конституционный Суд – контроль за соответствием Конституции законов, нормативных актов и действий чиновников. Верховный суд – высшая инстанция по гражданским и головным делам. Высший хозяйственный суд – высшая судебная инстанция по экономическим спорам и конфликтам юридических лиц.
Палата представителей: 110 депутатов; избираются прямым, всеобщим, тайным голосованием Совет Республики: 64 депутата; избираются по 8 человек косвенным голосованием на заседаниях Областных Советов депутатов + Минского городского Совета депутатов + 8 чел. назначает Президент

В современном государстве граждане и государство обладают взаимной ответственностью друг перед другом, что является основой и социального и правового государства. Все граждане должны соблюдать законы, уважать права и свободы других людей, сохранять природу Государство ответственно перед личностью и обществом за исполнение своих функций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *