Представители юридического позитивизма

Позитивизм юридический

ПОЗИТИВИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ (лат. positivus — положительный) — направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права.

Возникновение П.ю. относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расширения сферы законодательного регулирования общественных связей и установления единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции П.ю., для которых были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. П.ю. пришел на смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII–XVIII вв.

Начало теоретическому обоснованию П.ю. положил английский юрист Джон Остин (1790–1859), последователь утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он опубликовал книгу «Определение предмета юриспруденции» — первую часть своих лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его «Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права» были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в правовой науке Англии и США сформировалась школа, получившая название аналитической юриспруденции. К ней принадлежали Э.Ч. Кларк, Т. Холланд, В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и др.

Предметом юриспруденции, по Остину, является позитивное право. Остин не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки. Согласно его взглядам, существует несколько видов законов:

а) божественные законы (данный термин представлялся ему более точным, чем естественное право);

б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести);

в) позитивные законы, установленные политической властью. Эти законы, соответственно, изучают такие науки, как этика или деонтология (к ее ведению относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения божественного права), наука морали и юриспруденция.

Задачу юридической науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимосвязанных правовых понятий — источника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции и т. д. — путем анализа их содержания и логического объема.

Остин стремился отделить правоведение от смежных областей знания, исключить из юридической науки проблемы этико-философского порядка. Юриспруденция, писал он, «имеет дело с позитивными законами, или законами в строгом смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи». Впоследствии эти идеи широко использовались сторонниками П.ю., выступавшими за разграничение теории права и науки политики права как самостоятельных юридических дисциплин.

По учению Остина, позитивное право состоит из императивных велений или приказов суверенной государственной власти. Право есть «совокупность норм, установленных политическими верхами». Его источник — воля суверена (в Англии суверенитет принадлежит королю, пэрам и электорату палаты общин). Как подчеркивал Остин, суверен не связан принятыми законами, так как в любой момент может их изменить — в противном случае он не суверен. Ограничениями государственной власти в действительности служат божественное право и мораль. В концепции Остина были разработаны основы императивной теории права, согласно которой законы государства обращены исключительно к подвластным и не способны ограничить волю суверена. Международное право, по этой теории, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет императивных предписаний.

В первой половине XIX в. идеи П.ю. получили распространение во Франции, где была проведена наиболее полная для того времени кодификация права. Господствующее положение во французском правоведении занимали тогда концепции экзегезов — комментаторов Кодекса Наполеона (А. Дюрантон, Ш. Тулье, Ф. Лоран, Ш. Демоломб и др.). Отождествив право с законом, экзегезы свели задачи юридической науки к формально-догматическому описанию и комментированию действующего законодательства. Результатом их творчества явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому кодексу (А. Дюрантон написал «Курс французского права в последовательности статей Гражданского кодекса» в 19 томах:

Ш. Демоломб — «Курс Кодекса Наполеона» — 31 том). Экзегезы уделяли много внимания анализу правовых норм, приемам и способам толкования законов, но крайне редко обращались к общетеоретическим и методологическим проблемам правовой науки.

Сфера распространения П.ю. Значительно расширилась во второй половине XIX в., когда позитивистские доктрины утвердились в правоведении европейских стран. К этому же времени относится зарождение П.ю. в России. Виднейшими его представителями являлись: в Германии — Карл Бергбом (1849–1927). во Франции — Аремар Эсмен (1848–1913), в России-Габриэль Феликсович Шершеневич (1863–1912).

П. го. претерпел в этот период ряд изменений. Во-первых, позитивисты конца XIX — начала XX в. стремились расширить философско-методологическое обоснование своих концепций, в том числе за счет положений, воспринятых из позитивистской философии и социологии (например, Г.Ф. Шершеневич социологические методы исследования ставил в один ряд с догмой права). Это обстоятельство породило непрекращающуюся до сих пор дискуссию о соотношении П.ю. с философским позитивизмом О. Конта, Г. Спенсера и др. (ранний П.ю. не имел связей с позитивистской философией — ее влияние на догматическую юриспруденцию прослеживается лишь с конца XIX в.). Во-вторых, на рубеже XIX–XX вв. последователи П.ю. отказались от многих положений императивной теории права и разработали концепцию правового самоограничения государства. Согласно последней, нормы позитивного права обращены к самому государству. П.ю. приобрел тем самым более последовательный характер. В нем появляются доктрины, полностью отрицающие естественное право (К. Бергбом), выделяются идеи создания «чистой теории права» (Э. Рогэн, Бельгия). В связи с этим наметилась тенденция к сближению П.ю. с концепциями правового государства и господства права. В-третьих, принципы П.ю. с конца XIX в. получают распространение в науке международного права, что приводит к отказу от прежних учений, отождествлявших право с законами государства. Со временем в П.ю. утверждаются идеи так называемого монистического подхода к праву, т. е. трактовка международного права и национальных правовых систем как структурных элементов единого правопорядка.

Развитие П.ю. в XX в. глатзным образом было связано с такими доктринами, как нормативизм и лингвистическая теория Г. Харта.

Лит.:

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978;

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. В 2-х т. М., 1995;

Юридический позитивизм.

Юридический позитивизм возник в начале 19 века, как ответ на французскую революцию, которая готовилась на основе естественного права, но вылилась в кровавый террор. В это время теория естественного права была откинута. Юридический позитивизм основывается на том, что существует только позитивное право. Основоположником данного подхода к правопониманию был английский правовед Джон Остин, он выдвинул ряд положений:

  1. Право – это нормы, которые исходят от власти, то есть только государство может издавать правовые нормы, юридический позитивизм соединяет понятия право и закон, в отличие от теории естественного права, которая утверждает, что если закон не соответствует естественному праву, то он не является правовым.
  2. Право имеет определенную форму, только в этом случае оно может называться правом, в частности формой права являются нормативные акты. В отличие от позитивизма естественное право воспринимает право не только как закон, но и как идею.
  3. Правовые нормы должны формироваться в соответствии с определенным правотворческим порядком.

Юридический позитивизм отвергает идею моральности права считает, что право и мораль это разные понятия, и мораль и религия не должна вторгаться в право.

В начале 20 века появилась ответвления юридического позитивизма – нормативизм, одним из его представителей был австрийский ученый Кельзен. Нормативизм также отрицал связь права с моралью и религией, однако Кельзен ввел понятие минимума коллективной безопасности, то есть право может быть правом, если оно способно обеспечить безопасность общества.

Нормативизм делал акцент на том, что власть, издающая законы, должна быть легитимной — признанной обществом, и не должна быть узурпаторской — захватнической.

Нормативизм ввел понятие основной нормы — базовая идея права, на основе которой строится вся правовая конструкция, то есть нормативизм говорит об иерархии правовых норм и принципов права.

Юридический позитивизм и нормативизм являются теориями, которые воплощаются в реальность, эти теории таят в себе опасность, поскольку делают упор на формальную сторону права, и это грозит произволом со стороны государства.

Юридический позитивизм

Федеральное агентство железнодорожного транспорта ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

Реферат

Дисциплина: «История политических и правовых учений»

Тема: «Юридический позитивизм»

Новосибирск 2010

1. Введение

2. Понятие и истоки развития юридического позитивизма

3. Основоположники идеи юридического позитивизма

3.1 Иеремия (Джереми) Бентам

3.2 Джон Остин

3.3 Рудольф фон Иеринг

3.4 Карл Бергбом

3.5 Адемар Эсмен

4. Юридический позитивизм в России

5. Заключение

6. Список использованной литературы

1. Введение

Юридический позитивизм возник в начале XIX века, когда буржуазия достаточно упрочила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма, свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя, в могуществе ее государства и права.

К началу XX века с утверждением позитивистской базы не только естественных, но и общественных наук позитивистское направление юриспруденции заняло господствующие позиции, которые оно с большим или меньшим успехом продолжает удерживать и по сей день.

Данная тема является актуальной, т.к. в настоящее время отношение юристов к позитивной теории права существенно меняется. Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.

Целью настоящей работы является определение понятия и сущности, а так же истоков развития юридического позитивизма, достоинства и недостатки данного подхода.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: выявление понятия и анализ истории развития юридического позитивизма, изучение творчества его основоположников, определить перспективы развития позитивного права в России.

2. Понятие и истоки развития юридического позитивизма

Юридический позитивизм — направление философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти. Характерными чертами данного подхода к праву являются: формальное определение права (когда под правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе); отождествление права с действующим законодательством; автономный характер права (его независимость от морали и исторических традиций).

Юридический позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т.е. действующего в данный момент.

Правовой позитивизм (юридический позитивизм) состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Таким образом, в право, в соответствии с концепцией юридического позитивизма, есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений. Право – приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. Эмпирическое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик. Сущность права признается непознаваемой – оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений.

Ряд научных деятелей в области юриспруденции считает, что юридический позитивизм не создал подлинной теории права. Так, например, О.Э. Лейст пишет: «Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства, если само оно сила, творящая право? Вся теория юридического позитивизма основывалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой («лучше капля силы, чем мешок права»), а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение «метаюридических» начал».

Алексеев С.С. напротив, считает позитивную теорию, суммирующую данные аналитической юриспруденции, в сочетании со своими «ответвлениями» (историей права, сравнительным правоведением) и с социологией права, самодостаточной юридической наукой, выполняющей уникальные и независимые функции во всем комплексе юридических знаний, в области законодательства, юридической практики, правового обучения, а так же в постижении логики и смысла права.

Неоднозначное понимание сущности позитивизма в праве, а в итоге различное (нередко отрицательное) отношение ученых к нему обусловлено, видимо, тем, что в отечественной юридической науке позитивная теория права пока не разработана, а в литературе к позитивным концепциям относят не только те теории, которые базируются на теории позитивизма, но и формально-логические, «нормативистско-идеалистические» концепции права, основанные на иных философских направлениях (кантианство, неокантианство, феноменологическая философия и пр.)

Обратимся к истории возникновения юридического позитивизма.

Государственно-правовые теории позитивизма берут начало в работах французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857), автора «Курса позитивной философии» и «Системы позитивной политики». В данных работах Конт систематизировал как социальную жизнь того времени, так и теоретически обосновал новый, «позитивный» социально-политический порядок развития общества, с учетом его – прошлого, настоящего и «возможного будущего».

Дальнейшее стремительное развитие промышленного производства, банковской сферы, сферы транспорта и торговли, т.е. всех прогрессивных процессов, происходящих в общественной жизни стран Западной Европы во второй половине XIX века, обострило конкуренцию между отдельными производителями, в итоге концентрации капитала в «одних руках» и формированию монополий. Все отчетливей главная линия идеологического противостояния начинает проходить между адептами старого феодально-монархического режима и сторонниками буржуазного строя.

Но научно-технический прогресс и высокий материальный уровень жизни могли быть достигнуты лишь при условии солидарности всех социальных слоев общества. Так буржуазии нужен был фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения, которыми и стал юридический позитивизм, который рассматривал право (право буржуазии) как факт реальности.

Большинство буржуазных теоретиков отказалось от идей естественного права, а критика этих идей нашла выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего дальнейшего воплощения в законодательстве. Право, по представлению позитивистов являло собой совокупность норм, данных объективно, не требующих обоснования. Норма права рассматривалась позитивистами в качестве раз и навсегда установленной догмы, а единственным источником права признавалась государственная власть, наделенная принудительной силой. Правовая концепция позитивизма отождествляла право с законом, изданным верховной государственной властью. Социальным назначением права представлялось обеспечение социального компромисса.

В XX в. юридический позитивизм распространился в странах Западной Европы. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направлений современного позитивизма является нормативизм.

Таким образом, возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деятельности, особенно в периоды относительно стабильного развития гражданского общества.

3. Основоположники идеи юридического позитивизма

Юридический позитивизм привлекал внимание ученых простотой и ясностью своих положений. Казалось, что юристы в лице этой теории наконец-то определили предмет своего научного интереса – исследование действующего законодательства, принятого государством в соответствии с установленными законодательными процедурами, и метод научного исследования – формально-логическое исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Для многих юристов стало очевидным, что нет и не может быть для них иной критики законов кроме как формальной критики и любые ссылки на несоответствие закона нормам иного порядка недопустимы.

Первыми представителями юридического позитивизма принято считать Джереми Бентама (1748—1832) и Джон Остина (1790—1859), труды которых и сегодня признаются авторитетными источниками. Так же яркими представителями данного течения стали Карл Бергбом, а так же, в определенной мере, Рудольф фон Иеринг со своей «юриспруденцией интересов» и Адемар Эсмен с «национальным суверенитетом».

3.1 Иеремия (Джереми) Бентам

Иеремия (Джереми) Бентам (15 февраля 1748 – 6 июня 1832) — английский правовед и философ-моралист конца XVIII-начала XIX в., основатель утилитаризма.

Правовое учение Джереми Бентама привлекает внимание исследователей с момента его появления, и по сей день. Широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу, пенологии. Идеи мыслителя стали ценными для каждой отрасли права, ведь их лейтмотив – обновление и гуманизация законодательства, повышение его эффективности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *