Палеолитическое хозяйство было производящим

Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита

Эпоха среднего палеолита началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита — примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха позднего палеолита в XII тыс. до н. э.

Возникновение человека современного типа. Средний палеолит открывается событием исключительной важности для всей мировой истории — на Земле возник «человек разумный», Homo sapiens. Это произошло в Северной Африке или Передней Азии. Биологи, изучая гены живущих сейчас людей в разных регионах мира, относящихся к разным народам и даже расам, установили, что все люди ведут свое происхождение от одного общего корня — первой на Земле пары людей современного типа, «Евы» и «Ацама». Версии о причинах появления «Евы» и «Адама» высказываются самые разные и часто невероятные — от влияния радиации до вмешательства пришельцев; ни одна из гипотез не доказана. Однако внешние характеристики этого события учеными изучены довольно подробно.

Кроманьонский человек (так принято называть первых людей современного типа по методу первой находки их останков в гроте Кро-Маньон во Франции) существенно отличался от неандертальца. Средний рост мужчины-кроманьонца составлял 180 см, кости его были намного тоньше, чем у его предшественников, физически кроманьонц был слабее мощного и выносливого неандертальца. Зато усовершенствовалось строение черепа: увеличилась высота черепной коробки, выпрямилась лобная кость, появился подбородочный выступ. Объем мозга кроманьонца, как и современных людей, составлял около 1400 — 1500 см3. В современной толпе кроманьонец ничем бы особенным не выделялся, и даже узоры папилярных линий у него на пальцах были такими же, как у нас. Мозговые извилины у первых разумных людей были развиты в той же мере, что и у жителей Земли конца XX в. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью.

Хозяйство среднего палеолита

Речь сильно повлияла на повседневный быт кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Это существенно ускорило темпы развития человеческого общества. С этого времени скорость изменений в жизни людей будет постоянно нарастать — это было заложено в самой природе человека разумного. Важнейшими факторами явились способность разума познавать мир и желание усовершенствовать его.

Крупнейшим открытием кроманьонцев, сделанном в самом начале среднего палеолита, стало искусственное добывание огня. Огонь добывался трением двух кусков древесины или высеканием искры из кремня. Овладение огнем окончательно выделило человека из животного мира и означало поворот в хозяйственной жизни.

Начинает совершенствоваться каменная техника, в частности, появляется довольно сложная техника ретуши; орудия труда становятся более четкими и дифференцированными.

Итак, в период среднего палеолита на земле параллельно существовали два вида людей — тупиковый, представленный неандертальцами, и перспективный, представленный кроманьонцами; по всей видимости, они взаимно истребляли и скрещивались друг с другом. Постепенно потомки «Евы» и «Адама» вытесняют своих предшественников. Эра неандертальцев близилась к завершению — в конце среднего палеолита их костры погасли.

Народонаселение позднего палеолита. 40 тыс. лет до н. э. на Земле обитали уже одни люди современного типа. Общая плотность населения тогда была еще очень невелика и составляла примерно 0,1 человека на 1 км2. И хотя к этому времени человек заселил уже большую часть земной суши, вся численность населения мира вряд ли превышала 2 — 4 млн. человек.

Рост народонаселения резко ограничивали полная опасностей жизнь и тяжелый повседневный труд. Длительные голодовки приводили к высокой смертности среди детей и стариков. Ранние браки девочек становились частой причиной бесплодия, и обычным было безбрачие части молодых мужчин из-за многоженства стариков. Наконец, существовала практика сознательного ограничения рождаемости, когда интервал между рождениями составлял не менее трех лет. Если дети рождались чаще, их убивали. Нередко убивали также одного из близнецов.

Матриархат. В позднем палеолите уже сложился первобытно-общинный строй, и люди жили родовыми общинами. Это был период существования материнской родовой общины, или матриархата. Специфика матриархата, однако, заключалась не в том, что во главе рода стояли женщины, как еще недавно полагали ученые, а в том, что в условиях группового брака, характерного для этого периода, счет родства можно было вести только по женской линии. Таким образом, материнский род — это группа родственников, связанных общим происхождением по женской линии, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.

Что же касается реальной власти в общине, то она принадлежала старейшинам — мужчинам 40—50 лет и основывалась на их опыте, силе и интеллектуальном и эмоциональном превосходстве. Формально их власть, конечно, не опиралась на законы — их еще просто не было, но фактически редко случалось, чтобы к советам вождей не прислушивались, а их приказы не выполнялись.

В период позднего палеолита уже существуют первые в истории человечества общественные запреты. Одним из самых ранних был запрет на браки внутри рода — экзагамия, сначала между родителями и детьми, а потом между ближайшими братьями и сестрами. Нарушение этого запрета каралось исключительно жестко.

Более четкой становится социальная организация общины, в которой выделяются группы взрослых мужчин, женщин и детей. На стоянках во время кочевий мужчины и женщины располагались поодаль, и контакты между ними ограничивались. Переход из детской во взрослые группы не был простым и сопровождался специальными обрядами — инициациями, как правило, мучительными и опасными, особенно для мальчиков.

Хозяйственная деятельность. Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей.

Основными сферами хозяйственной деятельности, как и раньше, остаются охота, рыболовство и собирательство, эффективность которых существенно возрастает благодаря лучшей организации труда и использованию более совершенных орудий. Так, на охоте стало применяться новое охотничье снаряжение — копьеметалка. Это было первое в истории человечества механическое приспособление для метания камней и дротиков, намного увеличившее дальность и точность полета. Охотники все шире использовали ловчие ямы, сети, изгороди и механические западни. Рыболовство все чаще осуществлялось при помощи гарпунов, рыболовных крючков, сетей. Занимаясь собирательством, люди помогали себе специальными мотыжками, сделанными из дерева и камня.

Возросший уровень каменной техники позволил резко расширить ассортимент изготовляемых орудий; впервые появились кремневые орудия, края которых в принципе оформлены так же, как и у современных стальных резцов. Люди стали делать также и каменные зернотерки и песты для растирания орехов и кореньев.

Труд как простая кооперация. Труд в позднем палеолите был простой кооперацией т. е. сотрудничеством без развитых форм общественного разделения труда. При выполнении работ учитывались, разумеется, пол и возраст, но все взрослые мужчины, как и женщины, могли исполнять одни и те же задания. Однако постепенно возникло и усилилось разделение производственных функций. Так, при проведении загонной охоты выделяются организаторы, загонщики, те, кто разделывал добычу, переносил ее на место стоянки.

Сельбища и стойбища. Люди позднего палеолита, как и их предшественники, вели кочевой образ жизни, мигрируя в поисках пищи по мере того, как они опустошали свою охотничью территорию. Но некоторые племена, жившие в наиболее благоприятных условиях — с быстрым естественным воспроизводством флоры и фауны в своей местности, — начали переходить к частичной оседлости. Об этом свидетельствуют сельбища — поселения, в которых люди жили десятки и даже сотни лет. Жилища представлены традиционными пещерами, пол которых нередко покрывался галькой для предохранения от сырости и устилался шкурами животных. Новыми видами жилищ были переносные шатры-чумы, а также большие (до 600 м2) общинные дома. Наряду с поселениями постоянными существовали и временные — так называемые стойбища, в них люди оставались от одного дня до нескольких недель.

Виды собственности. Территория, на которой жила и в пределах которой передвигалась община, находилась в ее коллективном пользовании — фактически, в коллективной собственности. Коллективной была также собственность на жилища, огонь, добычу. Что касается орудий труда, бытовой утвари, украшений — все это находилось в нестрогой личной собственности: хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой сородич мог взять чужую вещь и пользоваться ее без спроса. Пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов.

Обмен и дарообмен. В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение — при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда. (В будущем это станет одним из оснований для формирования института частной собственности.)

Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин — соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: ценные породы дерева, камни, шкуры, редкие раковины и пр. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен»: члены одной общины оставляли свои дары в условленном месте и уходили, тогда приходили жители другой общины, осматривали ценности, и в том случае, если бывали удовлетворены, забирали их с собой. Если же дары их не устраивали, они оставляли их нетронутыми, и первая община вынуждена была добавлять новые подарки. Потом роли общин менялись. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами — его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.

Образование рас. Поддержание добрососедских отношений было важной и непростой задачей: в этот период начался процесс формирования разных народов и рас.

Расы более или менее точно совпадали с границами материков. Так, европеоидная раса сформировалась в основном в Европе, монголоидная — в Азии, негроиды населяли Африку и Австралию. Таким образом, в образовании рас главную роль, по-видимому, сыграли природные условия. Расовые признаки — темная кожа и курчавые волосы у негров, эпикантус и подкожный жир на лице у монголоидов, большой нос у европейцев — трактуются как результат длительной адаптации к окружающей среде.

Развитие научных знания. Со времени возникновения на Земле человека современного типа жизнь его уже не исчерпывалась одной лишь борьбой за выживание. Появляются религиозные представления, искусство, начинают накапливаться научные знания.

Ученые предполагают, что мышление человека эпохи позднего палеолита было тождественным мышлению современного человека и логичным, но еще не успела сформироваться развитая система широких грамматических обобщений. Это приводило к очень большому словарному запасу — для каждой вещи, предмета, явления существовало свое название, грамматика была чрезмерно усложненной за счет детализации, и число форм одного глагола могло достигать сотен. Однако отсутствовали собирательные понятия, как, например, растения, животные, пр.

Такие же закономерности прослеживаются и в первых арифметических знаниях: существовали не числа вообще, а числа, привязанные к определенным предметам: две руки, пять пальцев и т.д.

В этот период быстро накапливаются фармакологические и медицинские знания: люди умели лечить переломы, вывихи, укусы змей, удалять зубы и пр.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему

Первобытная эпоха человечества

• Варианты периодизации древнейшей истории

• Переход от присваивающего хозяйства к производящему

• Разложение первобытно-общинного строя

Варианты периодизации древнейшей истории

Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства1.

Первый этапопределяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.

Второй этап– примитивно присваивающее хозяйство приблизительно I млн. лет назад – XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап– развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях – и весь неолит.

Четвертый этап –зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX-VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит – ранний неолит).

Пятый этап– эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII-V тыс. до н.э.

Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.

Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели – из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.

На территории СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

человек австралопитековый;

человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);

человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность – географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Колоссальный ледник (около 100 тыс. лет тому назад), закрывший половину планеты и создавший суровый климат, повлиявший на растительный и животный мир, неизбежно делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с теплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый – археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый – палеоантролы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите – неоантропы, современные люди.

Палеолит. Выделяются ранняя, средняя и поздняя стадии палеолита. В раннем палеолите, в свою очередь, выделяют первичную, шелльскую1 и ашельскую эпохи.

Древнейшие памятники культуры обнаружены в пещерах Ле Лазаре (относящиеся ко времени около 150 тыс. лет назад), Лялко, Нио, Фонде-де-Гом (Франция), Альтамира (Испания). Большое количество предметов шелльской культуры (орудий) найдено в Африке, особенно в долине Верхнего Нила, в Тернифине (Алжире) и др. К рубежу шелльской и ашельской эпох относятся самые древние остатки человеческой культуры на территории СССР (Кавказ, Украина). К ашельской эпохе человек расселился шире, проникая в Среднюю Азию, Поволжье.

Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В ашельскую эпоху появляется уже оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.

В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным было овладение огнем около 300-200 тыс. лет тому назад. Недаром у многих южных народов (в тех местах, где расселялся тогда человек) сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь. Миф о Прометее, принесшем людям огонь – молнию, отражает самую крупную техническую победу наших очень отдаленных предков.

Одни исследователи относят к раннему палеолиту также мустьерскую эпоху, а другие выделяют ее в особый этап среднего палеолита. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах – чумах. В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией. Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремневыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений.

Полагают, что к этому же времени можно отнести и зарождение родовой организации общества. Только упорядочением отношений полов, появлением экзогамии2 можно объяснить то, что физический облик неандертальца стал совершенствоваться и спустя тысячи лет, к концу ледникового периода, он превратился в неоантропа, или кроманьонца – людей современного нам типа.

Верхний (поздний) палеолит известен нам лучше, чем предшествующие эпохи. Природа по-прежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство становится комплексным: основу его составляла охота на крупных животных, но появились зачатки рыболовства, серьезным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зерен, кореньев.

Каменные изделия человека делились на две группы: оружие и орудия труда (наконечники копий, ножи, скребки для выделки шкур, кремневые инструменты для обработки кости и дерева). Широкое распространение получили различные метательные средства (дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки), позволяющие поражать зверя на расстоянии.

По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно были приспособлены для парной семьи.

Находки погребений с прекрасным оружием из мамонтовых бивней и большим количеством украшений свидетельствуют о появлении культа вождей, родовых или племенных старейшин.

В верхнем палеолите человек широко расселился не только в Европе, на Кавказе и Средней Азии, но и в Сибири. По мнению ученых, из Сибири в конце палеолита была заселена и Америка.

Искусство верхнего палеолита свидетельствует о высоком развитии интеллекта человека этой эпохи. В пещерах Франции и Испании сохранились красочные изображения, относящиеся к этому времени. Открыта такая пещера и российскими учеными на Урале (Калова пещера) с изображениями мамонта, носорога, лошади. Изображения, сделанные художниками ледникового периода красками на стенах пещер и резьбой на кости, дают представления о тех животных, на которых они охотились. Это было связано, вероятно, с различными магическими обрядами, заклинаниями и плясками охотников перед нарисованными животными, что должно было обеспечить успешную охоту.

Элементы подобных магических действий сохранились даже в современном христианстве: молебен о дожде с окроплением полей водою есть древний магический акт, восходящий к первобытности.

Особо следует отметить культ медведя, восходящий еще к мустьерской эпохе и позволяющий говорить о зарождении тотемизма. На палеолитических стоянках у очагов или у жилищ часто находят костяные фигурки женщин. Женщины представлены очень дородными, зрелыми. Очевидно, главная идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение человеческого рода, олицетворенные в женщине – хозяйке дома и очага.

Обилие женских изображений, найденных в верхнепалеолитических стоянках Евразии, позволили ученым сделать вывод, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей; женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана. Запрет кровосмешения дал свои положительные результаты – потомки прежних неандертальцев стали более здоровыми и постепенно превратились в людей современного типа.

Мезолит Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином «мезолит», т.е. «среднекаменный» век, – промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около трех-четырех тысячелетий.

Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.

В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.

Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.

Вероятно, в это время люди ознакомились с перемещением по воде на бревнах и плотах и со свойствами гибких прутьев и волокнистой коры деревьев.

Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.

Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя.

Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему

Неолит. Это условное наименование применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия: в XI в. н.э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. русский ученый С. Крашенинников описал типично неолитический быт местных жителей Камчатки.

Все же к неолиту относят период VII-V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой.

Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.

Искусство неолита представлено петроглифами (рисунками на камнях) в районах Севера, раскрывающими во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита.

С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V-IV тыс. до н.э.

Энеолит. К этой эпохе относится Трипольская культура (VI-III тыс. до н.э.), располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.

Энеолит-меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.

Особый интерес представляет идеология трипольских племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.

К трипольской культуре многие относят глиняные статуэтки женщин, связанные с матриархальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов трипольской культуры раскрывает мировоззрение древних земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями и зоны Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было женское божество. Картина мира трипольцев очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской «Ригведы»1.

Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла – меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н.э. стали изготавливать не только из камня и глины, но и из бронзы. Усиливался обмен между племенами продуктами – изделиями и учащались столкновения между ними. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода.

В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же появилось и многоженство.

В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро-финнам, тюркам и кавказским племенам.

Географическое размещение их очень отличалось от современного. Предки угро-финнов продвигались, по мнению некоторых ученых, от Приаралья на север и северо-запад, проходя западнее Урала. Предки тюркских народов размещались восточное Байкала и Алтая.

По всей вероятности, основной прародиной славян были области между Днепром, Карпатами и Вислой, но в разное время прародина могла иметь разные очертания-то расширяться за счет центрально-европейских культур, то продвигаться на восток или выходить временами на степной юг.

Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки латышско-литовских (балтийских) племен на севере, дако-фракийские племена на юго-западе и прото-иранские (скифские) племена на юге и юго-востоке; время от времени протославяне входили в контакт с северо-восточными финно-угорскими племенами и далеко на западе с кельтско-италийскими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *