Медицина народов средней Азии

реферат Развитие фармации в странах Средней Азии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра управления и экономики фармации,
медицинского и фармацевтического товароведения
Р Е Ф Е Р А Т
Тема: «Развитие фармации в странах Средней Азии»
Выполнила: студенткафармацевтического
факультета, 1 курса, 3 группы,
Емельянова Виктория Сергеевна
Проверил: преподаватель
Новосибирск
2016 г. Содержание.1. Введение…………………………………………………3 2. История развитие медицины и фармации в Средней Азии…………………………………………………………3-6а)врачебная деятельность Ибн-Сины…………………б) медицинское сочинение «Канон врачебной науки»в) лекарствоведение Ибн-Сины3. Появление первых аптек и выделение фармации в особую отрасль …………………………………………..6-104. Методы лечения заболеваний .………………………….105. Вывод………………………………………………………116. Список литературы………………………………………12 Введение.Народы Средней Азии задолго доприхода сюда арабов обладали высокой культурой. Сотни поколений отвоевали у пустыни и при помощи продуманной разветвленной системы оросительных каналов превратили огромные пространства в сады. Города Хорезма, Парфии, Согда восхищали своим блеском еще современников Александра Македонского. В городах были развиты различные ремесла и торговля. Среди ученых Средней Азии того времени видное место занималиврачи, которые сыграли большую роль в развитии медицины и фармации. Замечательным ученым-энциклопедистом, мыслителем и медиком был Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан Ибн Али Сина — крупнейший врач средневековья, один из наиболее выдающихся врачей в мировой истории. История развитие медицины и фармации в Средней Азии.А) В странах Востока, в частности в Средней Азии, в IX—XI векахсуществовали многочисленные больницы. В Бухаре, Хорезме, Мерве и других городах Средней Азии в те годы работали опытные врачи. Медицина была закономерным проявлением высокой культуры народов Средней Азии.Наиболее видным представителем врачей Средней Азии был Абу Али Ибн-Сина (в Европе известен под именем Авиценны), крупнейший врач средневековья и один из наиболее выдающихся врачей мировой истории. Он родилсяв 980 г. в селении Афшана близ города Бухары. В пятилетнем возрасте родители перевезли его в Бухару, где и началось его ученье. От учителей и из книг богатой Бухарской библиотеки Саманидов Ибн-Сина получил все известные к тому времени знания. Однако глубже и основательнее всего Ибн-Сина изучал медицину. В продиктованной им автобиографии он говорил: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтениенаблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах»
Удачно начавшаяся в Бухаре врачебная деятельность Ибн-Сины прервалась. Правившая в Бухаре династия Саманидов была свергнута, и Ибн-Сина вынужден был уйти в Хорезм, где встретился со знаменитым ученым того времени Бируни, с выдающимся врачом Абул-Хасан-Хаммаром и др. Пребывание в Хорезме совпало с расцветомтворческой научной Деятельности Ибн-Сины. Но Хорезму угрожал свирепый завоеватель султан Махмуд Газневи, Ибн-Сина бежал из Хорезма и все последующие годы провел в скитаниях по разным городам Прикаспия и Ирана. За своп воззрения Ибн-Сина многократно подвергался преследованиям и заключению в тюрьму. Но всюду Ибн-Сина продолжал научную и врачебную деятельность. В 1037 г. в возрасте 57 лет Ибн-Сина умер вХамадане (Иран), где до сих пор сохранилась его могила.
Ибн-Сина оставил многочисленные труды по разнообразным отраслям знания: философии, математике, физике, астрономии, химии и др.Б) Мировую славу доставило Ибн-Сине его главное медицинское сочинение «Канон врачебной науки», законченное автором около 1020 г. «Канон врачебной науки»—энциклопедический свод медицинских…

Медицина в государствах Средней Азии (X-XII вв.)

В IX-XI вв. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия. После распада Халифата в конце IX в. наместник Маверан-нахра (территория в Средней Азии) и Хорасана (территория в Иране) Исмаил Саманид, правивший в 892-907 гг., объединил эти земли в единое государство, которое достигло своего расцвета в X в. Разговорным языком в государстве Саманидов оставался язык дари (фарси), в то время как арабский был языком религии и науки. Столицей государства Саманидов была Бухара — один из богатейших городов Востока.

В 980 г. недалеко от Бухары, в селении Афшана (ныне Узбекистан) родился будущий аш-Шейх ар-Раис (араб, as-saih ar-rais – Глава ученых) — так называли на Востоке Ибн Сину – великого ученого-энциклопедиста средневекового Востока, преуспевшего в 12 науках, о чем свидетельствуют 12 стел над его мавзолеем в Хамадане (территория Ирана, рис. 75).

Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Abu Аli al-Husayn ibn Abdallah ibn al-Hasan ibn Ali ibn Sina, лат. Avicenna, 980-1037) жил в плодотворный период истории Среднего Востока, взрастившего таких ученых и мыслителей, как врач Абу Бакр ар-Рази, астрономы Абу Махмуд Ходженди и Улугбек, энциклопедисты ал-Фараби и ал-Бируни, поэты Рудаки и Фирдоуси.

К 16 годам Ибн Сина стал признанным врачом. Вот как пишет об этом сам Ибн Сина в своем «Жизнеописании»: «Медицина не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Я стал посещать больных, благодаря приобретенному опыту передо мною открылись неописуемые врата врачевания. В это время я был юношей шестнадцати лет».

Во время болезни правителя Бухары Нух ибн Мансура, которого никто из врачей не мог вылечить, Ибн Сина был приглашен во дворец. «Поскольку мое имя, – пишет он, – было известно в их среде благодаря моей начитанности, они упомянули ему обо мне и попросили его вызвать меня. Я явился и принял с ними участие в его лечении, и отличился при этом. Однажды я спросил у Нух ибн Мансура разрешение пойти в его библиотеку, чтобы изучить имеющиеся там книги по медицине. Он разрешил мне, и я вошел в здание, где было множество комнат. В каждой комнате были сундуки с книгами, поставленные один на другой. Я увидел там книги, названия которых многие люди никогда не слышали, и сам я не видел их ни ранее, ни после того. Я прочел те книги, усвоил все полезное, что было в них. Когда я достиг восемнадцати лет, я завершил изучение всех наук».

После смерти отца в 1002 г., т. е. в возрасте 22 лет, Ибн Сина покинул Бухару – город, где прошло его становление как ученого-энциклопедиста, город, который во времена правления Саманидов был «местом собрания выдающихся людей эпохи», центром литературной, научной и богословской жизни.

За свою недолгую жизнь Ибн Сина посетил многие города Средней Азии и Ирана. В течение ряда лет он жил в процветавшем Хорезме и входил в «Академию Мамуна» («Дом мудрости» в Хорезме) вместе с такими выдающимися учеными, как энциклопедист Абу Рейхан ал-Бируни, математик, астроном и врач Абу Сахл ал-Масихи, которые оказали большое влияние на формирование философских и естественнонаучных воззрений Ибн Сины.

В Хорезме Ибн Сина начал работу над «Каноном медицины» («Al-Qanun fi t-tibb») и писал его около 20 лет.

«Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний того времени. Он состоит из пяти книг. Каждая книга в свою очередь делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).

Первая книга посвящена общим принципам медицины и гигиеническим воззрениям Ибн Сины. Одна из ее частей – «О сохранении здоровья» является крупнейшим гигиеническим компендиумом древности. «Кто освоил первый том канона, – писал Низами ал-Арузи Самарканди спустя сто лет после смерти Ибн Сины, – для того ничто не остается скрытым из общих и основных принципов медицины».

Вторая и пятая книги посвящены лекарствоведению. Во второй описаны простые лекарства, «в которых нет искусственно изготовленного состава», в пятой – «сложные» лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» описано 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Многие из них несправедливо забыты, и только около 150 используются в современной медицине.

В третьей книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам – «от головы до пят»), их диагностика и лечение.

Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т. д.) и общим заболеваниям организма (лихорадки, заразные болезни, кожные болезни, косметика, учение о ядах).

В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией» и, по мнению ряда исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории человечества. В XV в. он издавался 16 раз, в XVI в. — 20 (рис., 76), не считая изданий отдельных его частей. Тяготение к нему ученых различных эпох объясняется тем, что его автор обобщил весь опыт древности и раннего средневековья и, используя свои многочисленные наблюдения, дал «счерпывающее оригинальное для своего времени изложение медицинской теории и практики. Влияние Ибн Сины сказалось во всех исламских землях и через мусульманскую Испанию достигло Европы, где оно ощущалось в течение многих веков.

В области медицины народы средневекового арабоязычного Востока прежде всего сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания эпохи. Одного этого уже достаточно, чтобы воздать им славу, даже если бы они больше ничего не сделали. Но им принадлежат и собственные заслуги: становление и развитие фармации и фармакопеи; учреждение высокоорганизованных больниц; распространение врачебной помощи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самостоятельной и почетной области медицины; более того, они пытались отделить науку от религии и значительно ускорили развитие наук в Западной Европе.

Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья, – „вычеркните арабов из истории, и возрождение наук в Европе отодвинулось бы на несколько столетий“, – писал С. Г. Ковнер.

Медицина Азии

Медицина Азии
В начале средних веков основное земледельческое население Средней
Азии составляли предки народов, ныне населяющих среднеазиатские
советские республики: таджиков (бактрийцы, согдннцы и родственные им
племена и народности), узбеков, туркменов, кара-калпаков (хорезмийцы и
тюркоязычные племена и народности, жившие в районах Ташкента и
Бухары). Культура этих народов отличалась высоким уровнем. Задолго до
начала нашей эры земледельцы Средней Азии научились проводить каналы
для орошения полей и создали цветущие плодородные оазисы. Предки
народов Средней Азии-строили крупные города с большими зданиями,
обносили города крепкими стенами, сооружали плотины. В городах были
развиты различные ремесла.
В раннем средневековье в течение нескольких столетий народы Средней
Азии переживали процесс ломки старых рабовладельческих и
патриархально-рабовладельческих отношений и складывания феодального
строя. Классовая борьба в эпоху раннего феодализма в Средней Азии
переплеталась с освободительной борьбой против владычества
чужеземцев— арабов, завоевавших Среднюю Азию в начале VIII века.
Завоеватели — арабы принесли в Среднюю Азию мусульманскую религию и
аРабский язык. Средняя Азия за IX век экономически выросла настолько, что
в X веке была наиболее передовым районом Ближнего Востока, во всяком
случае экономически, политически и культурно более прогрессивным, чем
области Ирана.
На волне народного движения против
арабского владычества к власти в
Средней Азии пришла династия
Саманидов, которые к X веку стали
властителями одного из самых больших,
богатых и культурных государств своего
времени. Это государство сумело
обеспечить независимость Средней Азии
в течение целого столетия в борьбе
против посягательств со стороны
арабских феодалов и других внешних
врагов.
В государстве Саманидов были благоприятные условия для развития
сельского хозяйства, ремесел и торговли. Старинные торговые пути
связывали государство Саманидов с Китаем, Индией, Русью, странами
Кавказа и Средиземноморья. Характерное для феодализма господство
религии наступило для Средней Азии позднее — с конца XI века. До этого
еще видна относительная свобода научного сознания, творческой научной
мысли в философии и естествознании. При Саманидах и последующих
династиях в X и XI веках культура народов Средней Азии достигла высокого
развития.
В Средней Азии к IX—X векам сложился ряд экономических, политических и

культурных центров. Средняя Азия являлась не только одной из самых
плодородных и богатых, но и одной из самых культурных земель Востока.
Столица государства Саманидов Бухара и столица Хорезма Ургенч были
центрами науки и искусства: в Бухаре имелась библиотека Саманидов, в
Хорезме — общество ученых (академия). В крупных городах существовали
больницы и аптеки. Народы Средней Азии в период раннего средневековья
выдвинули много деятелей науки (историков, математиков, географов,
ботаников, астрономов) и искусства, творчество которых явилось важным
вкладом в развитие мировой культуры.
Среди ученых Средней Азии того времени видное место занимали
грачи, которые сыграли большую роль в развитии медицины.
В странах Востока, в частности в Средней Азии, в IX—XI веках
существовали многочисленные больницы. В Бухаре, Хорезме, Мерве
и других городах Средней Азии в те годы работали опытные врачи.
Медицина была закономерным проявлением высокой культуры
народов Средней Азии.
Ибн-Сина. Наиболее видным представителем врачей Средней Азии был Абу
Али Ибн-Сина (в Европе известен под именем Авиценны), крупнейший врач
средневековья и один из наиболее выдающихся врачей мировой истории.
Он родился в 980 г. в селении Афшана близ города Бухары. В пятилетнем
возрасте родители перевезли его в Бухару, где и началось его ученье. От
учителей и из книг богатой Бухарской библиотеки Саманидов Ибн-Сина
получил все известные к тому времени знания. Однако глубже и
основательнее всего Ибн-Сина изучал медицину. В продиктованной им
автобиографии он говорил: «Я занялся изучением медицины, пополняя
чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения,
которые нельзя найти в книгах».
Удачно начавшаяся в Бухаре врачебная деятельность Ибн-Сины
прервалась. Правившая в Бухаре династия Саманидов была свергнута, и
Ибн-Сина вынужден был уйти в Хорезм, где встретился со знаменитым
ученым того времени Бируни, с выдающимся врачом Абул-Хасан-Хаммаром
и др. Пребывание в Хорезме совпало с расцветом творческой научной
Деятельности Ибн-Сины. Но Хорезму угрожал свирепый завоеватель султан
Махмуд Газневи, Ибн-Сина бежал из Хорезма и все последующие годы
провел в скитаниях по разным городам Прикаспия и Ирана. За своп
воззрения Ибн-Сина многократно подвергался преследованиям и
заключению в тюрьму. Но всюду Ибн-Сина продолжал научную и врачебную
деятельность. В 1037 г. в возрасте 57 лет Ибн-Сина умер в Хамадане (Иран),
где до сих пор сохранилась его могила.
Ибн-Сина оставил
многочисленные труды по
разнообразным отраслям
знания: философии,
математике, физике,
астрономии, химии и др.
Характерной чертой духовного облика Ибн-Сины была независимость
мысли. Ибн-Сина высмеивал астрологов, отвергал догмы мусульманской
религии. Вопреки Корану Ибн-Сина утверждал, что мир не сотворен, а вечен.
Ибн-Сина боролся против учения о предопределении, о судьбе, о роке,
отрицавшем свободу человеческой воли, принижавшего роль человеческой
личности. Задолго до того, как передовая философская мысль Европы
поставила на первое место наблюдения и опыты, Ибн-Сина применял
наблюдение и опыт в решении вопросов медицины.

В сочинениях Ибн-Сины всюду видна
любовь к научному знанию, проверка
наблюдением и опытом и вера в
человеческий разум. Наблюдения ИбнСины над явлениями природы приводили
его к важным открытиям и догадкам в
области естественных наук, опережавшим
других ученых на столетия. Историки
химии и геологии называют имя Ибн-Сины
в почетном ряду людей, заложивших
начала этих наук.
Мир, по мнению Ибн-Сины, материален и вечен. Он возник не по воле бога,
а в силу непреложной необходимости. Движение присуще материи. В мире
царит естественная закономерность. Будучи глубоким знатоком
произведений древних писателей Греции, Рима, Индии и Средней Азии, ИбнСина понимал, ценил, комментировал и развивал материалистические
элементы философии Аристотеля. Ибн-Сина пошел значительно дальше
Аристотеля в объяснении явлений движения. В отличие от Аристотеля он
признавал внутреннее движение, совершающееся «непрерывно, не одним
только толчком».
Вопросам медицины Ибн-Сина посвятил более 20 своих произведении, многие из
которых очень обширны. Мировую славу доставило Ибн-Сине его главное
медицинское сочинение «Канон врачебной науки», законченное автором около
1020 г. «Канон врачебной науки»—энциклопедический свод медицинских знаний
древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и
среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он
подвел критический итог в начале XI века, благодаря чему «Канон врачебной
науки» явился и новым этапом в истории развития медицины. Труд Ибн-Сины
способствовал тому быстрому расцвету медицины, который начался в XVI—XVII
веках. «Канон врачебной науки» в XII веке в Толедо был переведен с арабского
языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и
латинских копиях по всей Европе и, когда появилось книгопечатание.
Ибн-Сина (Авиценна). 980—1037 гг. Портрет,
воспроизведенный по черепу, извлеченному из
его могилы.
был напечатан в Европе более 30 раз. В
арабских странах и Индии «Канон врашебной
науки» переиздается в наше время. Академия
наук Узбекской ССР предприняла первое в мире
полное издание перевода «Канона врачебной
науки» на современные языки (русский и
узбекский) и в 1960 г. закончилось печатание
всех книг «Канона».
В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие
врачи учились медицине по «Канону врачебной науки» и сочинение ИбнСины, таким образом, формировало медицинское мышление-многих
поколений. Замечательны первые абзацы «Канона врачебной науки», где
Ибн-Сина дал определение медицины и ее задач: «Я утверждаю:
медицина—наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно
здорово или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть
его, если оно утрачено».
«Канон врачебной науки» разделен на пять книг. Первая книга содержит
определение понятия медицины, сведения по анатомии и общие сведения о
болезнях, их причинах и проявлениях, о сохранении здоровья и способах
лечения вообще. Во второй книге излагается учение о простых лекарствах и
о способах их действия. Третья книга содержит частную патологию и
терапию, описание отдельных болезней и способов их лечения. Четвертая

книга посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой книге
описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.
Большое место в «Каноне врачебной науки»
занимают вопросы гигиены. Правила охраны
здоровья, гигиенические предписания,
диететика Ибн-Сины на протяжении ряда
столетий являлись исходным пунктом для
множества последующих сочинений на эти
темы. Многие из предписаний» Ибн-Сины
сохранили свое значение до настоящего
времени.
При рассмотрении любого заболевания ИбнСина указывал на условия, способствующие
его возникновению, мешающие сохранить
здоровье. Физические упражнения Ибн-Сина
называл «самым главным условием»
сохранения здоровья, на следующие места
ставил режим питания и режим сна.
«Умеренно и своевременно занимающийся
физическими упражнениями человек не
нуждается ни в каком лечении,
направленном на устранение болезней».
неизвестной, действенных способов лечения зачастую не было.
Ибн-Сина очень кратко изложил законы здоровья и в четкой
системе перечислил внешние и внутренние силы, влияющие на
сохранение его. Высоко оценивая целесообразность большей
части гигиенических высказываний Ибн-Сины, следует
одновременно подчеркнуть, что существовал большой разрыв
между ними и жизнью.
Если господствующая эксплуататорская верхушка феодального
общества и могла использовать указания Ибн-Сины, то широкие
круги населения, угнетенные и обираемые, находящиеся нередко под
двойным гнетом — своих властителей и иноземных завоевателей,
опутанные религиозными предрассудками, живущие в нищете, в
большинстве случаев не могли мечтать об-1 осуществлении тех
правил гигиены, на которых настаивал Ибн-Сина.
Особые главы «Канона врачебной
науки» Ибн-Сина посвятил воспитанию
здорового и больного ребенка. В них
содержится много тонких наблюдений и
разумных советов. Ибн-Сина оказал
сильное влияние на развитие педиатрии
в Европе.
Другой сильной стороной «Канона врачебной науки» является клиника.
Точные описания клинической картины болезней, тонкости диагностики,
первые описания ряда клинических явлений, их объяснения, приведена
латинском языке в 1544 г. Многие отделы внутренней медицины и хирургии
объяснены автором «Канона врачебной науки». Диагностические методы
Ибн-Сины разнообразны: ощупывание, наблюдение ;над .пульсом,
определение влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений.
Ибн-Сина выделил клиническую картину чумы, обратил внимание на
заразительность оспы, отличил слоновость от проказы, описал признаки
плеврита, язву желудка, отметил признаки диабета (обилие прозрачной
мочи, «сладкий привкус, как у меда» осадка мочи после испарения). ИбнСина высказал мысль о невидимых возбудителях лихорадочных болезней.
Он утверждал, что оспой и чумой можно заразиться, если вдыхать воздух,
идущий от больного, признавал возможность передачи болезни через
плаценту, через почву и воду и для предотвращения этого рекомендовал
кипячение воды. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина описал клинику и
лечение туберкулеза легких и других болезней органов дыхания.
Ибн-Сина оставил заметный след в лекарствоведении. Он собрал сведения

о лекарствах из трудов древних греческих, индийских и других врачей,
значительно дополнил собственными наблюдениями и опытом, включая
многие средства народной медицины, индийские и китайские лекарства и
многие средства, которые дала зарождавшаяся на Востоке химия. Ибн-Сина
описал много новых, неизвестных прежним авторам лекарственных средств
растительного, животного и минерального происхождения.
В частности, Ибн-Сина применил ртуть, которая в X веке добывалась в
окрестностях Бухары, для лечения сифилиса в виде вдыхания паров и
втираний, причем им описаны проявления ртутного стоматита.
Возникновение и развитие в странах арабского халифата аптек, несомненно,
благоприятствовало развитию терапии у Ибн-Сины. В «Каноне врачебной
науки» было указано, как изучать действие лекарства. По Ибн-Сине,
болезнь, при которой изучается действие лекарства, должна быть без
осложнений. Было подчеркнуто, что недостаточно изучать действие
лекарства только на животном и что для окончательного суждения о
лекарстве необходимо наблюдать его действие на больном человеке. ИбнСина использовал физические методы лечения.
Многие главы «Канона врачебной науки» посвящены хирургическим
операциям. В нем изложено учение о кровопускании, описаны операции
камнесечения, трахеотомии, лечение ран и травм. Для обработки ран ИбнСина рекомендовал применять вино. Долгое время был широко известен
предложенный им способ вправления вывиха плеча. Ибн-Сина применял
гибкий катетер, сделанный из кожи животных, при операциях на глазу в
качестве материала для шва рекомендовал применять тонкий женский
волос, при операции на прямой кишке для той же цели — свиную щетину.
Интересны советы Ибн-Сины о том, как рано распознавать злокачественные
новообразования, удалять их широким разрез
Ибн-Сина отверг демонологические
представления о причине нервных и
психических болезней, описал менингит
как особую болезнь, указывал, что при
острых лихорадочных заболеваниях
может развиться психоз, что самое
вредное для больного — это страх, и
рекомендовал музыку в качестве
терапевтического средства.
Опыт многих врачей, дополненный обширной эрудицией и
собственными наблюдениями, позволил Ибн-Сине внести
существенно новое в медицину. Он призывал врачей изучать
факты, относящиеся как к здоровью, так и к болезни, проводить
наблюдения в больницах и там проверять

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *