Темы для этюдов

LiveInternetLiveInternet

Томик_Талантов все записи автора 1. РЕЖИССУРА ОДИНОЧНОГО ЭТЮДА. ПОСТРОЕНИЕ ОДИНОЧНОГО ЭТЮДА НА СОБЫТИЕ И РОЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
2. ПАРНЫЙ ЭТЮД. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РОЖДЕНИЕ СЛОВА В ЗАДАННОЙ ТЕМЕ
3. МАССОВЫЙ ЭТЮД
1. РЕЖИССУРА ОДИНОЧНОГО ЭТЮДА. ПОСТРОЕНИЕ ОДИНОЧНОГО ЭТЮДА НА СОБЫТИЕ И РОЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
Для режиссера массовых представлений (МП) этюд не только средство воспитания творческой фантазии и элементов режиссерского исполнительского мастерства, но и одно из выразительных средств театрального действия. В работе над этюдом в первую очередь тренируется творческое воображение и фантазия в трех нужных направлениях и планах:
1. в сценарном плане (оригинальный сценарий);
2. в режиссерском плане (умение найти образное постановочное решение сценарного материала);
3. в исполнительском плане (умение работать с исполнителем над созданием яркого образа героя);
Работа над этюдом завершается созданием сценарного плана или сценария. В сцен. плане должны быть четко определены предлагаемые обстоятельства:
• ВРЕМЯ – когда происходит действие.
• МЕСТО – где происходит действие.
• КТО ДЕЙСТВУЕТ – краткая характеристика действующих лиц.
• ЧТО ПРОИСХОДИТ – краткое изложение действия.
Этюд для режиссера первый маленький законченный спектакль, первое зрелищное представление со своей сверхзадачей, эмоциональной наполненностью, жанровым решением, световым и музыкальным оформлением. В этюде режиссер учится мыслить нелитературными категориями, а действием, пространственно – пластическими и звуко – ритмическими категориями.
Развивать творческое воображение и фантазию в режиссерском плане это значит:
1. овладеть способностью анализировать драматургический материал, извлекать из него эмоциональное зерно и основную идею, переделывать в свою сверхзадачу;
2. научиться переводить литературные описания на язык действия, пластики и звукоритмические компоненты;
3. осмысливая все предлагаемые обстоятельства и в первую очередь событийный ряд, увидеть образ своего этюда, найти соответствующую жанровую тональность предлагаемых обстоятельств. Научиться правильно организовать сценическо – игровое пространство, соответствующее жанровой тональности этюда;
4. научиться выявлять и строить сквозное действие, по которому направлять поступки и действие исполнителей на выполнение сверхзадачи;
Главная задача режиссера в период работы над этюдом научиться выражать основную идею замысла всеми режиссерскими и исполнительскими средствами через организацию короткого сцен. действия. Этюд не должен строиться по принципу зарисовки живых картинок, произвольно выхваченных из жизни, не должен быть примитивной иллюстрацией. И этюде должен быть показан человек и его мысли, чувства. Раскрывающие через поступки и действия, в которых должна звучать и реализоваться главная мысль этюда. Построить этюд – это не только правильно определить исходное событие – причину, порождающую действие и сверхзадачу – конечную цель.
Чтобы этюд стал интересным в нем должен быть конфликт – процесс борьбы и неожиданный поворот в действии. В развитии действия должно неизменно присутствовать противодействие. Если даже нет открытого конфликта, действие должно стать преодолением чего-то. Должны быть определены какие-то препятствия – это и является движущей пружиной этюда. Строить этюд следует путем поиска и тщательного отбора препятствий, но препятствия эти должны возникнуть не случайно, а закономерно из учета всего круга предлагаемых обстоятельств. Чтобы выстроить в этюде процесс борьбы, нужно в первую очередь определить с кем или с чем борется герой.

СВЕРХЗАДАЧА – главная идея, задача, цель, ради которой создается пьеса, актерский образ, спектакль.
ЭТЮД – в театральной педагогике управление, служащее для развития и совершенствования актерской и режиссерской технике.
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ – главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная идеей пьесы, творческим замыслом драматурга. Верное понимание режиссера и актера помогает достичь последнего цельного раскрытия идейного содержания роли и пьесы в целом.
2. ПАРНЫЙ ЭТЮД. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И РОЖДЕНИЕ СЛОВА В ЗАДАННОЙ ТЕМЕ.
В парном этюде (ПЭ) легче всего закрепляются важные элементы общения: ориентировка, пристройка и взаимодействие. В ПЭ действуют также законы, что и в одиночном этюде. В ПЭ в процессе общения раскрываются столкновения противоположных интересов, стремлений, страстей двух действующих героев. Это и создает конфликтную ситуацию в процессе действия, поэтому процесс действия с партнером должен рассматриваться, как процесс непрерывной борьбы. Здесь важны действия не только одного, но и противодействия другого. Несмотря на то, что действиями того и другого движут разные цели, их действия развиваться самостоятельно не могут.
ПОЧЕМУ?
• Они зависят друг от друга полностью,
от тех событий, по которым развивается сквозное действие этюда. Важно определить какие действия для участника рождают одно и то же событие. Кроме того, что в работе над ПЭ важно понять, что каждый герой в этюде несет определенную тему. Его тема лежит в его сверхзадаче, а реализуется в конкретных действиях и поступках, поэтому в ПЭ параллельно начинают развиваться 2 темы. Столкновение двух этих тем в конфликте рождает и обнаруживает основную идею ПЭ.
• Слушать и слышать.
• Характер и характерность. В ПЭ необходимо овладеть основными принципами поиска. Определение и овладение характером и характерностью героя. Для исполнителя на данном этапе будет служить характеристика действующего лица – материал. Задача режиссера и исполнителя не только выявить те черты характера и характерности, которые прописаны в сценарии, но и до предела конкретизировать их, довести до высшей степени выразительности. Характер героя следует рассматривать, как совокупность устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях в отношении к себе и окружающих людям. А характерность, как внешние черты героя, отмеченные ярко выраженным сословным, профессиональным, бытовым и чисто личным своеобразием.
3. МАССОВЫЙ ЭТЮД
Массовый этюд (МЭ) является связующим звеном, на котором отрабатываются и соединяются навыки построения сценария, исполнительская техника и режиссерское мастерство.
В основе МЭ должно лежать:
• Одно событие, объединяющее всех участников.
• Простейшая сверхзадача, прицел на которую должен быть определен с самого начала работы над этюдом.
Практическую работу над МЭ (на сценической площадке) следует начинать с тщательного разбора содержания, чтобы правильно сориентироваться в обстоятельствах ведущих действие и быть готовым ответить действием на любой поставленный или возникающий вопрос. В процессе работы нужно многократно прощупывать весь ход развития сцен. действия от события к событию, чтобы ощутить ход развития сквозного действия и научиться расчленять его на составные части. МЭ не должен быть обременен сложными психологическими ситуациями, но обязательно должен заключать в себе острый действующий конфликт, т.е. процесс активно развивающейся борьбы.
В процессе работы над МЭ необходимо помнить:
1. Как подходить к определению сцен. события.
2. Что значит подлинно действовать в предлагаемых обстоятельствах.
3. Что значит (идя от себя) осуществлять логику действия роли.
4. Как чужие слова роли сделать своими и обогатить логику поведения героя собственным вымыслом.
5. Как фиксировать логику действия, а не логику чувств, которую фиксировать невозможно.
6. Как приблизиться к ощущению непрерывно развивающегося сквозного действия.
7. Как развернуть в действии свое понимание сверхзадачи.
8. Как создать типичный характер, найти пути перевоплощения в образ в знакомых предлагаемых обстоятельствах и как найти элементы яркой характерности.

Комментарии 0

Нередко меня спрашивают, что такое актерские этюды? Как их делать? Как показывать? Поделюсь определенной информацией об этом с Вами.
Итак, актерский этюд — это небольшая сценка, в которой есть начало, продолжение (развитие) и логическое завершение. Обычно актерский этюд длится 3-5 минут, не более. Конечно, можно сыграть и спектакль — только на методе актерского этюда. Но мы не будем рассуждать глобально, а остановимся лучше на задачах.
Если совсем коротко и схематично — существует четыре основных разновидности актерского этюда:

— этюды «наблюдения». Это Ваши наблюдения из жизни других людей. Они основаны на «подсматривании» того, что делают другие люди, как они существуют в определенных ситуациях. Одна моя сокурсница следовала за какой-то седой бабушкой от магазина до самого дома, чтобы повторить ее походку и манеру смотреть и разговаривать. Узнав все это, она творчески переработала увиденное, назвав этюд «Бабушка на скамейке кормит голубей». В нем «бабушка» шла к себе домой, затем присаживалась на скамейку и, увидев голубей, примостившихся рядом, раскидывала небольшие кусочки хлеба, купленного в магазине, вокруг скамейки. «Голуби» садились возле нее, бабушка называла их ласковыми именами… Затем, скормив все, она шла дальше. На этом этюд заканчивался. Как видите, ее этюд имел свое начало — «бабушка идет из магазина», продолжение — «история с голубями», и конец — «бабушка уходит, покормив голубей».
Очень важно, чтобы в ЛЮБОМ актерском этюде прослеживалось эмоциональное изменение Вашего персонажа — от начала — к концу. В данном случае — усталая бабушка идет из магазина. Она присаживается на лавочку, вокруг которой гуляют голуби. Она вынимает хлеб — и кормит голубей. С удовольствием смотрит, как они лакомятся. Затем, радостная, идет дальше.
Разновидностью этюдов «наблюдения» являются этюды — наблюдения за животными. Вы идете в зоопарк (или как-то еще, можно и по Интернету или вживую, если у Вас дома есть домашние животные), и наблюдаете за отдельными животными, а затем делаете этюд «с ними». Например, «кошечка» подходит к тарелке с едой, видит что-то вкусное, лакомится и, довольная, уходит. Этюды «с животными» требуют очень подробного присвоения их повадок, пластики, движений. Нужно очень долго наблюдать за животными, прежде чем их «показать».

— этюды на «ПФД» (память физического действия). Это этюды, в которых на первое место выходит достоверность физических движений для достижения Вами определенных приземленных целей. Например, Вы заходите к себе в комнату, садитесь за стол, берете лист бумаги и ручку, и пишете письмо своему близкому другу (подруге, родителям, прочим родственникам, что кому ближе). Затем, дописав, упаковываете письмо в конверт и берете его с собой, чтобы отослать по почте. И письмо, и конверт — должны быть воображаемыми. Но текст — должен быть Вашим — самым конкретным, вплоть до букв, интонаций, обращений.

— этюды «я в предлагаемых обстоятельствах». Это выдуманные или невыдуманные истории, произошедшие с Вами лично, или могущие с Вами произойти. Например: Вы приходите к себе домой, заходите в свою комнату, видите, что там все вверх дном, и начинаете уборку. Делаете два-три действия (например, смахиваете со стола пыль, убираете раскиданные вещи в шкаф, застилаете неубранную постель) и, закончив уборку, уходите. Тут тоже необходимо «развитие»: приходите в комнату, недовольный «замечаете», что в Вашей комнате бардак, а скоро приедут родители (например), быстро убираетесь и, удовлетворенный, выходите из комнаты. Заметьте — и это очень важно — состояние «неудовлетворенность» или «радость» — никогда нельзя играть. Но оно должно быть (ощущаться) в Вас в каждом сегменте этюда. Это довольно сложно объяснить на словах, но главное — никак не показывать эмоцию, но ощущать ее в себе.

— этюды «на событие». Это этюды, где — с Вами или с Вашими персонажами происходит нечто, что меняет все Ваши (их) изначальные планы, или сильно увеличивает роль данного события (этого неожиданного «нечто») в Вашей (или их) жизни. Героями этюда «на событие» можете быть Вы («я в предлагаемых обстоятельствах») или подсмотренные Вами персонажи («наблюдения»). В этюде с той же бабушкой — пока она кормит голубей — может появиться «вор», который стащит ее сумку с хлебом и кошельком — и она уже бежит за ним, вместо того, чтобы и далее на скамейке кормить голубей. Вор, конечно, должен быть воображаемый, но оценка факта кражи сумки — вполне себе настоящая.
Или — в случае с уборкой — во время уборки квартиры вдруг звонит телефон, и родители говорят, что они уже в подъезде Вашего дома (а должны были приехать только через час). Данный «звонок» заставляет Вас сильно ускорить уборку комнаты, превращая ее в комедию положений и нестандартных ситуаций.
Разновидностью этюдов «на событие» являются этюды под условным названием «прийти, чтобы остаться» или «прийти, чтобы уйти». Пример первого случая: Вы находитесь в ссоре с родителями и приходите, чтобы помириться. Вы заходите к ним домой (предположим, Вы живете сейчас в другом месте) — и Вас встречает Ваша мама (или Ваш папа). Ни слова не говоря, Вы берете половую тряпку и начинаете драить пол. Затем протираете пыль на мебели и вешаете новые (принесенные Вами по такому случаю) занавески. «Мама», конечно же, оттаивает и накрывает на стол. Пример второго случая: Вы приходите, якобы, к себе домой и видите, что Вы ошибочно вошли не в ту квартиру (Ваша квартира находится этажом выше). Вы извиняетесь перед хозяином и спешно ретируетесь.

В актерских этюдах очень важно внимание и достоверность происходящего, Вам важно сродниться с Вашим персонажем (если только это не «Вы в предлагаемых обстоятельствах»), быть очень внимательным к движениям и деталям («ПФД»). Перед созданием подобных этюдов — Вам помогут упражнения на воображение и на внимание.
Все это — актерское мастерство и актерские упражнения.
О них мы поговорим позднее.

Методическая разработка «Этюды и упражнения на занятиях по актёрскому мастерству»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Володарского района города Брянска.

Методическая разработка

«Этюды и упражнения на занятиях по актёрскому мастерству».

педагог дополнительного образования

Чекусова М.Я.

2016 год

Введение.

Дети, придя в театральное объединение, горят желанием выступать, быстрее получить роль и воплотить её, но делая первые творческие шаги на сцене, появляется робость, неуверенность, неумение взаимодействовать на сцене, куда-то исчезает та эмоциональность, которая была несколько минут назад в общении со сверстниками. Перед педагогом стоит задача подготовить ребёнка психологически и физически к работе на сцене и выступлению. В этом процессе большую помощь педагогу оказывают этюды и упражнения. Напрасно некоторые педагоги избегают их, приступая сразу к постановкам. Ребята с интересом выполняют этюды и упражнения, которые способствуют развитию актёрских способностей, учат импровизировать, воспитывают фантазию, внимание, наблюдательность, творческое мышление, эмоционально-пластическую выразительность и становятся более увереннее в своих силах. Это одна из ступенек подготовки детей в объединении к изучению роли и перевоплощению. Существует огромное количество этюдов, упражнений, тренингов. В этой разработке предлагается ряд практических заданий по направлениям: этюды и упражнения на память физических действий, на внимание,фантазию, освобождение мышц, движение, на органическое молчание для двоих, нескольких человек, общение, музыкальные этюды, действия ради чего-нибудь.

Главное, чтобы ребёнок выполнял их не ради того, чтобы угодить педагогу или показать себя лучшим – это связывает свободу ребёнка, а постараться вдуматься, для начала мысленно проиграть. Необходимо делать действия не ради действия, а ради определённой цели. Здесь помогают «Если бы» и предлагаемые обстоятельства.

Этюды на память физических действий и действий в различных обстоятельствах.Предложите ребятам пофантазировать и выполнить действия на заданную тему. Но попросите, чтобы эти действия были расширенными. Например, этюд «Мою пол». Пусть ребёнок не просто представит, что у него в руках швабра и тряпка, и он моет, а несёт ведро, берёт швабру и тряпку, полощет тряпку в ведре, выкручивает, навешивает на швабру и моет. Затем опять выполаскивает тряпку, выкручивает, выливает воду из ведра, разворачивает тряпку и вешает сушить. Этюд на память физических действий заключается в том, что у ребёнка нет в руках настоящей тряпки, швабры, ведра – это всё воображаемые предметы, которые необходимо представить. Если ребёнку будет сложно выполнять действия, позвольте ему в руки взять настоящую швабру, ведро, тряпку. Пусть проведёт с ними действия, а затем без них. Точно так же — «Подметаю пол».

Зашиваю кофту (взять иголку, нитки, оторвать определённой длины нить, вдеть в иголку, взять вещь и зашить, затем, оторвать нить, вернуть иголку с ниткой на то место, где взяли, посмотреть на вещь, оценить).

Собираю чемодан. Достать чемодан, если он долго стоял, то наверняка на нём будет пыль, стереть пыль, а дальше определите в каком темпе укладываются вещи в него: человек спешит, боится опоздать или от кого хочет сбежать, или собирается в приятное путешествие и для сборов есть много времени. В данной ситуации позвольте ребёнку пофантазировать. Это действия при различных обстоятельствах.

Пью чай. Каждый день мы пьём чай, казалось бы, чего проще показать, как берём чайник, завариваем чай, достаём из шкафа чашку, наливаем чай, кладём сахар, размешиваем. Но это всё не так-то и просто. А ещё чай горячий, ребёнку необходимо попытаться это передать. Замечательно будет, если он сделает и бутерброд.

Ловлю рыбу. Ловить рыбу – это не просто взять удочку, сесть и сидеть какое-то время. Пусть возьмёт наживку, наденет на крючок, а потом ждёт.

Ситуации могут быть разными: долго не клевала, а потом поймалась большая рыба или вначале поймал несколько рыбёшек, а потом клевать рыба перестала, необходимо передать эмоции. Предложите обстоятельства: пошёл дождь или жарко, постоянно кусают комары.

Примерные темы этюдов.

Обедаю в кафе. Занимаюсь рисованием и меняю перегоревшую лампочку. Поливаю и пересаживаю цветы. В лесу летом. Принимаю лекарство от боли в животе. Головная боль и приём лекарства. Стираю. Перелезаю через забор, трясу яблоки и ворую их. Играю на скрипке, виолончели, пианино, гитаре, ударных инструментах. Ловлю бабочек. Глажу.Пишу письмо. Мою окно. Колю дрова. Летом читаю книгу, жарко, мешает пчела. Кормлю птиц. Чищу зубы, умываюсь, вытираю лицо и руки полотенцем. Играю с кошкой. Просыпаюсь. Читаю книгу, засыпаю. Смотрю по телевизору передачу и засыпаю, пробуждаюсь от внезапного стука или звонка. Смотрю футбол, команда забивает гол, пропускает гол. Играю в компьютере. Хожу босиком по стёклам. Плету венок из полевых цветов. Чищу картошку, варю суп. Нахожу муху в тарелке с супом.

После нескольких занятий и выполнения этюдов на заданную тему, предложите ребятам попробовать придумать новые этюды на любую тему. Пусть фантазируют. Но не забывайте контролировать и ненавязчиво корректировать точность передаваемых действий.

Этюды на внимание.Внимание важно не только актёрам, а всем людям, как взрослым, так и детям. Поэтому этюды и задания на внимание могут взять на вооружение все. Но всё будет завесить от возрастных особенностей детей. Маленький ребёнок не запомнит все предметы, которые находятся в незнакомой комнате, что порой бывает не под силу и подросткам. В тесной взаимосвязи с вниманием находится память. Поэтому мы сразу работаем в двух направлениях.

Зрение.

Для начала предложите такие задания, как запомнить, что находится на столе, что поменялось, какой предмет, или какая вещь исчезли, может быть появилась новая вещь, определить какая именно. Осмотреться и запомнить, что находится в комнате, перечислить, или задаются определённые вопросы, например, сколько стульев находится в данном помещении, что нарисовано на картине, которая висит на стене и т.д.

Дальше предложите быть внимательными друг к другу. Посмотреть друг на друга, запомнить, кто в чём одет, какая обувь, какая причёска, заколки, серёжки и другие детали. Через несколько минут приглашайте к себе ребёнка, пусть повернётся спиной к остальным ребятам и задавайте вопросы. Например, у скольких девчонок сегодня заплетены косички, сколько человек сегодня пришли в джинсах, что нарисовано на футболке у Вани и т.д.

Рассматриваю предмет и рассказываю о нём, Показываем группу предметов ученикам, закрываем их, просим рассказать порядок. Рассматриваем двух человек, находим сходство и различия.

Поставить за ширму всех участников занятия, только, чтобы была видна обувь. Один из участников пытается назвать, как можно имён ребят, кому из них принадлежит обувь.

Показать на плакате несколько написанных цифр или букв, дайте несколько секунд на запоминание, затем пусть перечислят очередность написанного на плакате. Чтобы проверить долгосрочную память ребят, отложить плакат в сторону, в течение всего занятия не напоминайте про него, а в конце занятия попросите назвать, то, что там написано и последовательность.

Вкус.

Пью горячий чай, пью кислый напиток,ем невкусную кашу, выпиваю напиток с ядом, определить вкус во рту.

Слух.

Слушаю только то, что в данной комнате. Два человека читают вслух, одна группа слушает одного, другая – другого. Слушаю, что за дверью. Определить звук на слух. Определить по голосу участника.

Осязание.

Определить на ощупь предметы, вещи. Углубиться в осязание одного предмета.

Обоняние.

Сравнить запахи двух предметов. Неприятный запах, ароматный запах. Нюхаем лук.

Этюды на фантазию.

Я неодушевлённый предмет, вещь, мебель: история жизни предмета, вещи, мебели. Например, башмаки, сапоги: два участника, один из них играет роль старого башмака, другой-только что купленная пара обуви. Между ними происходит диалог, как живётся старому предмету, какое у него настроение, что с ним происходит, что с ним может в дальнейшем произойти, какая участь его ожидает. Вот новый башмак, какой он по своему «характеру». Заносчивый, ни во что не ставит старый башмак, не обращает на него ни какого внимания, брезгливо посматривает на него и сторонится, отворачивается. А может быть издевается над ним, и говорит, что он ни кому уже ненужный башмак, с оторванный подошвой, посмеивается над ним.Но может быть и другой вариант, новый башмак с сожалением разговаривает со старым башмаком, сочувствует ему и думает о том, что рано или поздно и его такая же участь ждёт, поддерживает его, как может. Какова реакция старого башмака будет. Пусть дети придумают истории жизни старого башмака: как ему жилось, заботливый ли был у него хозяин, чистил ли он обувь, ухаживал ли ней, или наоборот.

Старый и новый карандаши, старое и новое кресло, телефоны, планшеты.

Несколько предметов: фантазировать картину и события по поводу их. Фантазировать в заранее данных условиях: обусловливается время, место и количество действующих лиц.

Упражнения на освобождение мышц.Дети на занятиях зажаты не только психологически, но и физически, или наоборот очень «раскрепощены», что порой не могут себя остановить и сконцентрироваться.

Постепенно напрягать тело, например, от ступней до колен, потом освобождать. Напряжение и освобождение рук. Менять расположение тела по сигналу. Кулак-сосредоточить всю энергию в кулаке, стараясь ударить. Злость: напряжение и освобождение мышц тела. «Красим забор». «Достаём предмет с высоко расположенной полки», «Марионетки».

Этюды и упражнения на движение.

«Походка на пружинных ногах». «Хромота». «Не разбудить» (пройтись по комнате, взять предмет и тихонько выйти из комнаты). «Вор» (пройтись крадучись, с опаской оглядываясь, схватить предмет и скрыться).

«Движение» обучающихся по комнате, стараясь не задеть друг друга. «Перемещение» с предметами в руках (со стульями, не задевая друг друга). Можно попросить выстроиться в определённой последовательности. Наметить ряд движений и добиться лёгкости и чистоты перехода.

Этюды на органическое молчание для двоих.

1) Девочка хочет сказать свой подружке очень неприятную новость, но не решается.

2) На остановке встретили два человека, которые когда-то были знакомы, каждый не хочет подать виду, что узнал другого, и боится, что тот его узнает.

3) Два друга поругались. Оба хотят помириться, но не решаются сделать первыми шаг на примирение.

Этюды на органическое молчание для нескольких человек.

1) В коридоре больницы, у кабинета к зубному врачу очередь.

2) Каждый знает, что среди них, есть вор, каждому хочется узнать, кто он.

3) ЕГЭ. Все сдали экзамен, ждут результатов.

4) Большая очередь в магазине, касса сломалась.

Этюды на общение.

1) В школе девочка обвиняет другую за то, что из-за неё она получила двойку.

2) В автобусе. Кондуктор и пассажир.

3) Занять деньги. Один просит в долг, другой сомневается в том, отдаст он или нет.

4) Двойка. Ребёнок получил двойку, оправдывается, родители ругают.

5) Разбитое окно. Директор, ученик, родитель.

6) Телефонный разговор. Ошиблись номером, завязывается разговор.

7) В магазине. Продавец покупателю продал испорченный продукт.

Музыкальные этюды.Музыка помогает фантазировать, думать, размышлять. Включайте разнообразную музыку, пусть закроют глаза и попытаются что-то представить. Задаём вопросы — Кто? Когда? Где? Для чего? Почему? Что делает? Предложите ребятам побыть в качестве сценаристов, придумать маленький сюжет на заданную музыку и воплотить его на сцене.

Упражнения «действие ради чего-нибудь».

Сидеть:

— чтобы отдохнуть,

— чтобы спрятаться, притаиться, чтоб не нашли,

— чтобы слушать, что делается в соседней комнате,

— чтобы смотреть, что делается на улице,

— ожидать своей очереди к доктору,

— читать газету,

— чтобы умножить 268 на 47,

— что-то вспоминать.

Войти в дверь:

— встретиться с близкими,

— чтобы испугать,

— подсмотреть.

Ходить:

— обдумывать или вспоминать что-нибудь,

— считать шаги, измеряя помещение,

— ожидая кого-то,

— караулить,

— умерить свой гнев, волнение, попробовать успокоится,

— чтобы согреться,

— взбодриться и не заснуть.

Стоять:

— чтобы притаиться и не обращать на себя внимание,

— ожидать очереди,

— никого не пропускать,

— чтобы лучше видеть.

Существует огромное количество упражнений и этюдов, которые помогают педагогу в работе с детьми раскрывать и развивать творческие способности. Творческий процесс становится разнообразным и полезным для обучающихся, главное, чтобы не было муштры и занятия были в удовольствия детям, а соответственно и педагогу. Системность выполнения тренировочных упражнений принесут свои плоды.

Список литературы.

«Искусство представления» К.Станиславский, С-Петербург, изд. Азбука, 2015г.

Этюд для поступления в театральный

Вступительный экзамен на актерский факультет любого театрального училища включает в себя небольшой этюд, в котором абитуриент должен продемонстрировать свои актерские способности. Очень важно, чтобы у приемной комиссии осталось положительное впечатление о подготовленном вами этюде, ведь этот вид творчества ближе всего к тем практическим занятиям, которые ждут вас на курсе. Зачастую абитуриенты впервые сталкиваются с этюдами при подготовке к поступлению, поэтому плохо представляют, как над ними работать и по каким критериям данное театральное упражнение будет оцениваться экзаменаторами.

Запишись на пробный урок по актерскому мастерству всего за 1000 рублей и ты сдашь вступительный экзамен на актерский факультет любого театрального училища. В театральной студии «Бенефис» работе над этюдами уделяется много времени и внимания. Уже с первых занятий наши ученики получают домашние задания по работе над этюдами. Вначале упражнения довольно простые, постепенно мы переходим к более сложным заданиям.

Система обучения выглядит примерно так: вы получаете домашнее задание, готовите его и представляете на следующем уроке. Преподаватель оценивает результат: дает рекомендации, рассказывает, что было сделано правильно, а над чем еще следует потрудиться.

Этюды, над которыми мы совместными усилиями работаем, берутся из классических программ обучения таких театральных вузов, как ГИТИС, Щепкинское училище, Театральный институт им. Щукина, школа-студия МХАТ. Фактически мы изучаем те этюды, которые проходят на 1 курсе студенты театральных вузов.

Театральный этюд – это упражнение в виде небольшой сценки на отработку определенного актерского навыка (память физических действий, оценка, взаимодействие с партнером и т. д.), средней длительностью 3–5 минут. Чаще всего в основе этюда лежит полноценный сюжет – с завязкой, кульминацией и развязкой. В отдельных случаях сюжет отсутствует, и мастерство актера определяется умением органически существовать в определенных обстоятельствах.

На перевоплощение. Такие этюды строятся на основе личных наблюдений актеров за людьми, их реакцией на события, манерой ходить, говорить и т. д. Смысл упражнения – научиться замечать, запоминать и максимально подробно воспроизводить характерные черты человека или животного.

Я в предлагаемых обстоятельствах. Здесь студенту предлагается «играть» самого себя в различных жизненных ситуациях: придуманных, или действительно имевших место быть. Как правило, такие этюды строятся на преодолении или приспособлении к нестандартным обстоятельствам. Например, у вас дома прорвало трубу, за пять минут до свидания вы порвали платье и т. п.

На память физических действий. В этих этюдах актер делает обычные вещи, но с воображаемыми предметами. Смысл упражнения – развитие физической памяти ощущений и умение ею пользоваться (тренированный актер не играет ощущения на сцене, а вытаскивает их из памяти и воспроизводит). Например, студенты режут овощи без ножа и самих овощей, делают уборку в квартире без швабры и веника, принимают душ без воды и т. д.

В студии «Бенефис» вы познакомитесь с такими видами этюдов:

  • На перевоплощение
  • «Я в предполагаемых обстоятельствах»
  • На память физических действий

Давайте рассмотрим на примерах. Преподаватель может попросить представить, что сейчас вы находитесь в китайском метро: вокруг вас находятся китайцы, вы ощущаете не самые приятные запахи. В следующую секунду вам нужно резко переключиться: представить, что вы оказались посреди Северного Ледовитого океана на льдине и чувствуете сильный холод.

Мы регулярно отрабатываем подобные этюды на предполагаемые обстоятельства. Есть и другие классические упражнения: нитка с иголкой, пролитый чай. Задача учеников – заставить всех окружающих поверить, что вы действительно пролили чай, а не просто машете руками. На словах задание кажется проще, чем на практике, и не у всех сразу получается. Но уже после месяца регулярных занятий вы начнете замечать прогресс. Проработка каждого вида этюдов поможет в будущем при поступлении в театральный вуз.

Как оценивается актерский этюд

Конечно, существует субъективный фактор и нельзя говорить о жёстких критериях оценки. Однако есть перечень факторов, которые наверняка повлияют на оценку экзаменаторов, а именно:

  • реалистичность;
  • искренность;
  • зрелищность.

Экзаменаторы оценивают вас не с точки зрения полностью сформированных навыков, а с точки зрения ваших задатков, предпосылок к творческому росту.

Темы этюдов в нашей студии подбираются, исходя из ваших предпочтений и интересов.

Схематический пример этюда

  1. Экспозиция. Действие происходит в магазине. Витрина, телефон, полки с товарами. Продавец сидит за прилавком и читает газету. Покупатель входит в магазин и ждет, когда продавец его заметит.
  2. Завязка.Покупатель устает ждать и громко кашляет. Продавец лениво отрывается от газеты и впивается в покупателя ненавидящим взглядом.
  3. Развитие событий. Покупатель, радостный от того, что добился внимания, шарит в карманах в поисках списка покупок. Находит список, открывает рот, чтобы прочитать слово «апельсины», но вдруг звонит телефон.
  4. Кульминация. Продавец бросается к телефону и начинает с кем-то дружески и увлеченно болтать о всякой ерунде. Покупатель понимает, что внимание продавца он потерял надолго, и принимается осматривать магазин. Подходит к коробке с апельсинами, косится на увлеченного беседой продавца, подгадывает момент и незаметно выносит коробку.
  5. Развязка. Продавец заканчивает беседу и обнаруживает, что ни покупателя, ни апельсинов в магазине больше нет.

Если вы готовитесь к поступлению в театральный вуз, запишитесь на курсы актерского мастерства в Москве театральной школы «Бенефис». Курс состоит из широкого комплекса тренингов и этюдов, наши преподаватели – профессиональные актеры, которые дают конкретные практические рекомендации по улучшению и развитию актерских навыков. Занятия проводятся в непринужденной творческой атмосфере, в которой намного проще избавиться от собственных психологических блоков, выйти из зоны комфорта. Вас ожидают интересные знакомства, яркие впечатления и новый опыт.

Мы не ограничиваем учеников в выборе темы для этюдов. Это часть творческой работы, которая косвенно характеризует интересы и опыт каждой отдельной личности. Разыгрывая сценки из реальной жизни, воплощаясь в разных персонажей, можно получить настоящее наслаждение от игры, и, конечно же, – полезные знания.

Благодаря этюдной практике, полученной в школе актерского мастерства «Бенефис», на экзаменах вы будете чувствовать себя более уверенно и обязательно поступите в театральный вуз.

p_i_f

Фотограф Говард Шац (Howard Schatz) выпустил книгу под названием In Character: Actors Acting (В образе: Актерская игра). Шац принял на себя роль режиссера и не только сфотографировал актеров в различных драматических сценах, но проинтервьюировал их. Vanity Fair так понравилась эта идея, что журнал предложил Шацу продолжить этот проект с одними из самых ярких имен в Голливуде. Все, что вы увидите на этих снимках – сплошная импровизация.

1. Эллисон Дженни

1. Вы свекровь, которую новоиспеченная невестка только что в пылу ссоры назвала “сукой”. “Ты, милочка, еще даже себе не представляешь какой сукой я могу быть”
2. Вы буддистка-веган, которую новый бойфренд затащил на профессиональный бокс. И вдруг вы вскочили, да как заорете: “Давай, убей, добей его!!!!!”
3. Вам 8 лет и вы вместе с друзьями купаетесь в карьере. Ваши старшие друзья “на слабо” и плохо завуалированными угрозами заставили вас забраться на самый высокий утес…

2. Джош Чарльз

1. Ты безработный муж, решивший сделать своей работающей жене сюрприз. Ты приходишь к ней на работу, чтобы угостить ее только что приготовленной фритатой. И застаешь свою жену в объятьях ее помощницы Дианы.
2. Ты отец, чья дочь пропала в национальном парке. По телевидению ты обращаешься к зрителям с просьбой помочь найти ее: “Мы должны найти ее, люди, помогите мне найти ее”
3. Ты патологический игрок, задолжавший мафии кучу денег. Последние три тысячи ты только что поставил на лошадь, чьи шансы 26 к 1. И вот она уже на последнем отрезке перед финишом, на пол головы отстает от лидера.

3. Джули Боуэн

1. Вы обеспеченная женщина, пришли за покупками в универмаг Harrods. Вас только что поймал охранник, заметивший как вы пихали банки черной икры себе в клатч. “Я абсолютно не понимаю как они могли сюда попасть!”
2. Вы домохозяйка, выглядывающая из окошка своего дома. Вы видите, как в доме через дорогу ваш короткостриженный и быковатый сосед стоит перед огромным зеркалом в нижнем белье своей жены.
3. Вы взрослая женщина, начальник отдела в большой компании. Вы только что ворвались в кабинет своего босса, чтобы потребовать объяснений: почему вас уволили, а на ваше место взяли молодого мальчика за меньшие деньги.

4. Джон Слэттери

1. Вы священник из маленького рабочего городка. вы слушаете исповедь своего племянника, который признается вам что убил человека.
2. Вы гангста-рэппер, которому вышибала на входе в модный клуб сказал только что “Тебя нет в списке”.
3. Вы шестилетний мальчишка, ободравший колено на детской площадке. Вы ждете, когда ваша мама закончит говорить по телефону, чтобы заорать изо всех сил.

5. Трейси Морган

1. Вы молодой отец, учащий свою маленькую дочь кататься на велосипеде. Вы только что перестали поддерживать ее, и она тут же свалилась в канаву.
2. Вы кот, который только что съел канарейку.
3. Вы молодой человек, который отказывается поверить что его бросает любимая девушка. Вы думаете, что если вы заткнете уши и не будете слышать, как она вам говорит что пора расстаться, то все опять будет хорошо.

6. Рики Джервейс

1. Вы ненавидимый всеми коллегами офисный подхалим, дежурно смеющийся над несмешной расистской шуткой своего начальника.
2. Вы финалистка конкурса “Мисс Вселенная”. За наносекунду до того, как вам присуждают пятое место, вы вспоминаете что нужно изобразить на лице эмоцию “ах, я так счастлива”.
3. Вы наивный школьный ботаник, вы совершенно не подозреваете, что вас назначили “королем выпускного” в шутку и над вами издеваются все вокруг.

7. Брендан Фрейзер

1. Вы начальник смены на заводе, вы поставили $200 на футбольный матч и за секунду до финального свистка ваша команда не забивает.
2. Вы новичок, решивший прыгнуть с парашютом. Ваш инструктор только что сказал вам “Пошел!” но вы не расслышали. “Что? не слышно! что вы сказали??”
3. Вы ученик шестого класса. Вместе со своим товарищем вы хихикаете над учительницей по биологии, которая только что сказала слово “пенис”.

8. Кен Чон

1. Вы лонгбордист, нашедший секретный пляж с сумасшедше крутым склоном. Только вы собрались его освоить, как вас заметили местные и иду бить морду.
2. Вы продавец поддержанных автомобилей, демонстрирующий в своем рекламном ролике сколько “БАБЛА” экономят его клиенты.
3. Вы румынский тренер по гимнастике, в отчаянье кричащий своей 12-летней подопечной: “Ты дура! д-у-р-а!”

9. Джейсон Шварцман

1. Вас зовут Адам и вам пять лет. Вы засовываете свою ручную крысу в ящик, в котором ваша семилетняя сестра Лейси хранит свое нижнее белье.
2. Вы Лейси, семилетняя сестра Адама, вы только что открыли ящик, в котором вы храните свое нижнее белье.
3. Вы Адам, который прячется в шкафу и с удовольствием наблюдает за тем, как ваша сестра Лейси в ужасе и с криками АААААА бегает по комнате.

10. Лоуренс Фишборн

1. Вы бедствующий сценарист, который сумел договориться о встрече с представителем студии. Вам очень нужно было произвести хорошее впечатление. Но выходя из ресторана, где была встреча, вы видите, как какой-то гребаный пикап, выезжая с парковки, таранит вашу взятую на прокат Lamborgini.
2. Вы укуренный учитель, заменяющий урок в третьем классе. Перед тем как погрузиться в сон, вы предупреждаете учеников: кто хоть пискнет, отправится к мамочке домой по кусочкам.
3. Вы 11-летний геймер, попавший на BlizzCon. В окружении таких же задротов-геймеров, вы чрезвычайно эмоционально и всерьез играете в World of Warcraft.

11. Хоуп Дэвис

1. Вы выпускница Йельской школы драмы, вы жутко переигрываете монолог леди Макбет “Прочь, прочь проклятое пятно!” на прослушивании.
2. Вы 13-летняя девочка, вы в ярости от того, что на больших семейных посиделках все хвалят только вашего младшего брата.
3. Вы пожилая одинокая женщина, до помутнения рассудка влюбленная в телеактера. Вы только что увидели, как он выходит из ресторана и уверены, что он направляется именно к вам.

12. Джейн Линч

1. Вы маленький ребенок, которому мама только что впихнула в рот ложку лекарства. Вам обещали, что оно вкусное, а теперь мама говорит, что если вдруг покажется не вкусным, то не подействует.
2. На званном ужине вы в отчаянье знаками пытаетесь показать своему бойфренду, чтобы он перестал обсуждать за столом вашу секс-жизнь.
3. Вы недавно встали на лыжи и решили сразу опробовать “черную” трассу. Теперь вы несетесь по склону, не понимая как тут тормозят, а впереди у вас дерево.

13. Брук Шилдс

1. Вы знаменитость, приглашенная на ужин в Белый дом. После того, как весь вечер вы пытались игнорировать вашего соседа, наконец вам приходится обратить на него внимание, хотя он “никто и имя ему ничто”.
2. Вы домохозяйка из Канзаса на отдыхе в Лас-Вегасе. Вы пришли на шоу гипнотизера, который загипнотизировал вашего мужа крякать уткой.
3. Вы сидите в четвертом ряду на школьном представлении и с ужасом смотрите как ваша 15-летняя дочка забыла слова песни.

14. Томас Хэйден Черч

1. Вы капо Неаполитанской мафии, вы слушаете своего помощника, который пришел вам рассказать, что он собирается заняться “сольной карьерой”: Босс, я от тебя ухожу и собираю свою банду, ты ведь не против?
2. Вы дизайнер-гей, которого наняли обставить и декорировать новый дворец арабского эмира. Его помощник, завершая встречу, говорит вам: эмир настаивает, чтобы перед началом работы вы со своей супругой отужинали бы с ним.
3. Вы 15-летний балбес. Уходя с безумной вечеринки (на которой вам не положено было быть) вы видите как студенты угоняют ламборджини вашего папы (который вам категорически нельзя было брать).

15. Майкл Империоли

1. Вы пришли в магазин возвращать неработающий ноутбук, но продавец вместо того, чтобы взять и обменять, говорит – запишитесь на курсы компьютерной грамотности. В бешенстве вы кричите ему: да не нужно быть компьютерно-грамотным, чтобы понять – эта херня просто сломалась!
2. Вы иракский отец, ваш сын случайно лопнул свой футбольный мяч и на хлопок сбежались американские солдаты. Они наставили на него автоматы. Вы кричите – не стреляйте, это всего лишь ребенок!
3. Вы врезались в зад ехавшей впереди машины. Вылезший водила начал на вас орать и грозить всеми карами небесными, хотя вы, ну, в лучшем случае, чуть-чуть поцарапали его бампер. Вы пытаетесь успокоить этого истерика: поспокойнее, друг, не горячись.

16. Джейн Краковски

1. Вы финалистка программы “Главная супермодель Америки”. Вы слышите, как ведущая говорит вашей сопернице, что она должна покинуть шоу и вы внутренне готовитесь “искренне” обнять ее на прощанье.
2. Вы стэнд-ап комик, выступающий в ночном клубе в Торонто. В зале сидят талант-скаут из HBO и Saturday Night Live, а вы понимаете, что ваши шутки про цыплят-лесбиянок их совершенно не веселят.
3. Ну вам, типа, 15 лет и вы, типа, влюблены в одного ооооочень миленького пусечку 17-летнего и даже несмотря на то, что он с вами раньше максимум здоровался в коридоре, он только что вам прислал смску: а ты типа не против со мной типа на выпускной вместе пойти? на выпускной!!!

17. Джефф Дэниелс

1. Вы форвард в команде NBA. Только что вас легонько задел соперник. Вы всем своим видом пытаетесь показать, что это чуть ли не смертельное ранение. Вы стонете, изгибаетесь от боли и, вообще, вам, конечно, за такое представление надо “Оскар” дать. Хотя вам хватит и фола, засчитанного команде-соперника.
2. Вы страшный гурман, испытывающий форменный оргазм от поданного вам блюда.
3. Вы 11-классник, которого только что публично оскорбил и унизил школьный хулиган. Уходя с поджатым хвостом вы все равно не упускаете шанса оставить за собой последнее слово и хотя бы из-за спины ему фак показать.

18. Джефри Раш

1. Вы эмоциональный тренер девушки-боксера. Вы прыгаете вокруг ринга и кричите ей: Она увела у тебя парня! Она похитила твоего ребенка! Ну ка, давай, убей нахер эту корову!!
2. Вы счастливо женаты вот уже пять лет. Не то, чтобы прямо очень счастливо, но вы довольны и брак ваш спокоен. Вы объясняете своей жене: “Дорогая, я сказал Рубенсовских пропорций, это не значит толстая! Ну что ты! Это значит Рубенсовских пропорций”.
3. Вы 10-летний мальчик, играющий в мяч с собакой в квартире на высоком этаже небоскреба. Только что ваш мячик вылетел в окно, а за ним вдогонку выпрыгнула и ваша собака.

19. Джефф Голдблум

1. Вы 14-летний сын матери-одиночки. Вы внутренне готовитесь выслушать ее наивную попытку рассказать вам о том, откуда берутся дети. С примерами из жизни насекомых. всякие пчелы, цветы, опыления.
2. На выпуском вечере вашей дочери ее симпатичная подружка, на которую вы тайком все время пялитесь, сказала вам: “мистер Лефоквиц, ну вам никак не можем быть 58 лет, вы слишком клевый”.
3. Вы студент, который должен произнести торжественную речь. Вас только что представили аудитории, но вся ваша заготовленная речь совершенно вылетела у вас из головы.

20. Терренс Говард

1. Вы преуспевающий молодой адвокат. Ваш сосед на званном ужине только что начал вам говорить “вы, черные, такие талантливые… джазз… баскетбол”.
2. Вы стоите у алтаря и смотрите, как по проходу идет ваша невеста со своим отцом. И тут вы понимаете, что сейчас сделаете самую большую ошибку в своей жизни.
3. Вы нью-йоркский таксист, получивший только что доллар чаевых за 45-долларовую поездку из аэропорта. Вы еле сдерживаетесь, чтобы не сказать “да засунь себе их в жопу, жадная сволочь”.
4. Вы могущественный голливудский продюсер. Вы только что решили согласиться на встречу с красивой, наивной инженю. И думаете вы только об одном…

21. Элизабет Мосс

1.Вы госсекретарь США. Вы с недоверием смотрите на министра иностранных дел России, который только что сказал вам “ну да, мы легко готовы отправить 50 000 солдат в Афганистан”.
2. Вы номинантка на премию “Оскар”. В момент объявления победительницей вашей соперницы вы понимаете, что камера направленна именно на вас.
3. Вы выпускница Йельского университета. Как член Peace Corps вы отправились в далекую африканскую страну. И вот, вылезая из ленд-ровера в лагере беженцев, вы впервые видите что на самом деле значат слова “голод” и “нищета”.

22. Фред Армисен

1. Во время своего первого ужина в Белом доме вы пытаетесь не уснуть, пока ваш вице-президент Джо Биден все рассказывает и рассказывает и рассказывает вам о своих политических подвигах, совершенных еще в 70-е.
2. Во время встречи с советником по национальной безопасности к вам подходит помощник и сообщает, что в Белый дом явился пастор Джеремия Райт (сумасшедший пастор-антисемит-расист, дружба с которым чуть не стоила Обаме президентства).
3. Спустя месяц после инаугурации вы выясняете, что “неизвестное место” (undisclosed location – обычная отговорка пресс-сека Чейни на вопрос, где именно находится его босс), в котором исчезал вице-президент Дик Чейни – это кладовка в вашей резиденции. и он все еще там!

23. Грег Киннеар

1. Вы полицейский-новобранец. Ваш сержант только что сказал вам, что подозреваемый, которого вы застрелили, держал в руках мобильный, а не пистолет.
2. Вы школьник, подглядывающий с помощью телескопа за жильцами в соседнем доме. Вы только что углядели вашего учителя математики в постели с классной руководительницей.
3. Вы кандидат в президенты на гигантском званом обеде в вашу честь. Вот уже который час улыбка не сходит с вашего лица, пока вы здороваетесь со всеми приглашенными.

24. Дэвид Швимер

1. Вы игрок команды New England Patriots, которого на решающий матч тренер оставил в раздевалке. вы понимаете, что упустили шанс всей своей жизни.
2. Вы ученый-энтомолог в экспедиции на Амазонке. Вы только что обнаружили неизвестный доселе науке подвид червя-буравщика.
3. Вы тренер женской сборной по волейболу во время матча. Вы кричите своим подопечным: разорвите их в клочья, заставьте их рыдать!

25. Хэл Холбрук

1. Вы следователь из Северной Кореи. Вы сказали своим людям перестать избивать и мучать арестанта только тогда, когда он во всем сознается.
2. Вы бездомный, который никак не может понять за что его арестовали и куда его тащат (невероятно пронзительный кадр).
3. Вы баптистский проповедник, призывающий свою паству “принять Иисуса”.

26. Боб Балабан

1. Вы начальник почтового отделения, услышавший выстрелы в соседней комнате.
2. Вы муж очень социально-амбициозной женщины. Вам только что отказал в членстве элитный клуб.

27. Сидни Поллак

1. Вы кандидат на пост конгрессмена. По результатам опросов, дела ваши очень плохи. Вы сидите в избирательном штабе и слушаете, как спорят между собой ваши консультанты.
2. Вы портной. Вы наблюдаете за привередливым клиентом, который любуется собой в зеркало и радуется, как хорошо сидит на нем сшитый вами костюм.
3. Вы гений-математик, который осознал, что работа всей его жизни была основана на ошибочной формуле.

28. Стив Гутенберг

1. Вы одержимый баскетбольный тренер, вы в пятнадцатый раз отрабатываете прием со своими никчемными игроками из команды третьего дивизиона.
2. Вы маленький мальчик, впервый пришедший в зоопарк. Слон только что взял у вас хоботом из руки орешек, который вы ему протянули.
3. Вы муж, умоляющий жену дать ему еще один шанс.

29. Кристофер Ллойд

1. Вы учитель скрипки на репетиции. Ваша лучшая ученица чудовищно играет Моцарта, она буквально убивает гениальное произведение.
2. Вы молодой отец, который впервые остался дома со своими полуторогодовалыми тройняшками. Они разбегаются в разные стороны!

30. Эрик Штольц

1. Вы учитель младших классов, в пятый раз просящий учеников успокоится.
2. Вы лыжник, слышащий грохот надвигающейся лавины.
3. Вы совестливый гендиректор маленькой компании, который должен объявить своим работникам, что денег на зарплату нет и, видимо, не будет.

31. Голос Дарта Вейдера и просто отменный актер Джеймс Эрл Джонс

1. Вы окружной прокурор. Звезда обвинения и ваша главная надежда на обвинительный приговор только что солгал под присягой.

32. Мартин Ландау

1. Вы видите перестрелку на своей тихой, засаженной деревьями улице в Бруклине.
2. Вы слушаете тосты друзей на вечеринке по случаю 50-й годовщины вашей свадьбы.

33. Мартин Ландау

3. Один из ваших друзей-пенсионеров во время вашей еженедельной игры в шашки рассказал вам пошлый анекдот.
4. Вы мафиозный босс, слушающий оправдания пойманного стукача.

34. Джеймс Кромвель

1. Вам только что сказали, что у вас неоперабельный рак.
2. Вы смотрите баскетбольную игру. На последней минут команда, на проигрыш которой вы поставили, забросила трехочковый и выиграла.
3. Вы заботливый отец, ваша дочь-инвалид с отличием закончила колледж и вы смотрите как ей вручают диплом.
Продолжение .

Библия актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров (145 стр.)

На первой репетиции задайте себе два вопроса: в чем я похож на своего героя? В чем мы отличаемся? В этот момент между вами и персонажем возникнет интеллектуальная дистанция, но в этом нет ничего страшного. Это первый шаг к тому, чтобы отношение «в третьем лице» превратить в отношения «в первом». Когда вы будете стоять на сцене со сценарием в руках, вы на сто процентов будете отождествлять себя с персонажем.

Эд Хуке. Актерский тренинг

Этюд и импровизация

В предыдущей главе мы коснулись такого важнейшего для актерской работы понятия, как этюд. Этюд – это мини-сценка на основе какого-либо текста или даже простого физического действия. Этюды помогают актеру в обнаружении верного жеста, в построении рисунка роли.

Этюды бывают одиночные, парные и групповые. Этюды можно делать без слов, с минимальным количеством слов (или вовсе междометиями), этюды на основе какого-либо литературного текста.

Что касается одиночного тренинга, то начинать нужно с этюдов без слов. И. Малочевская предлагает для таких этюдов следующие темы:

• Первый раз в жизни.

• Находка.

• Музыкальный момент.

• Пропажа.

• Совершенно невероятное событие.

• Ожидание.

• На чердаке.

• На крыше дома.

• Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»).

• Этюды на смену темпоритма.

• Этюды на свободную тему.

Темы парных этюдов на взаимодействие «Молча вдвоем»:

• Знакомство.

• Прощание.

• Подарок.

• Предательство.

• На охоте.

• Примирение.

• Обман.

• На рыбалке.

• Реванш.

• Встреча.

• Наказание.

• Свидание.

• Розыгрыш.

• Расплата.

• Открытие.

• Искуситель.

Коллективные этюды-импровизации:

• Ремонт.

• Подготовка к празднику.

• Этюды на переходы (опасные места, через препятствия).

Станиславский считал этюды важнейшим элементом сценической жизни, в котором сфокусированы все элементы системы:

• действие,

• внутренний монолог,

• событие,

• оценка факта,

• конфликт,

• обстоятельства разных кругов,

• сквозное действие и сверхзадача.

Этюд тесно связан с импровизацией. Особенно это касается этюдов на основе литературного текста, когда у артиста «отнимаются» слова роли, и он остается наедине со своим персонажем в предлагаемых обстоятельствах. Физические действия персонажа нужно совершать без текста, или с приблизительным текстом, но обязательно сохраняя логику персонажа.

Этюд тесно связан с импровизацией.

«И если эти поступки отобраны верно, – пишет Товстоногов, – если верен посыл, то в процессе репетиций должны возникать примерно те же слова, что и у автора. Говоря своими, подчас топорными словами авторские мысли, артисты постигают смысл произведения через действие. И тогда вы добьетесь того, что авторский текст возникает сам собой, а не в результате механического заучивания».

Стало быть, надо позволять актеру отойти от авторского текста, но он должен начать пробовать действовать сразу. Когда же найдено главное, приблизительный текст легко заменяется авторским. Слова героев должны стать для артистов своими в постепенном репетиционном процессе. Текст окончательно появится тогда, когда в полном соответствии с авторской логикой будет выражено действие. Иногда мы сталкиваемся с тем, что свои слова остаются дольше, чем нужно, и создается известная угроза для чистоты авторского текста, поэтому на определенном этапе работы мы должны строго следить за тем, чтобы артисты точно придерживались текста пьесы.

Как только актер почувствует себя в предлагаемых обстоятельствах легко и свободно, начнет переживать чужую жизнь как свою, действовать за другого, в нем возникнут черты этого другого человека. Наступает самый волшебный момент в творчестве актера. К его пробуждению и возникновению ведет система Станиславского в части работы с актером, что так кратко и точно выражено в его гениальной формуле – «от сознательного к подсознательному». Способствовать этому процессу перевоплощения – главная цель метода действенного анализа.

Этюд тесно связан с поиском «зерна роли». Существует целый ряд тренинговых упражнений, цель которых заключается в быстром определении сути образа. К таким упражнениям относятся задания представить «душу» вещей, животных, растений, игрушек, рыб, детей и стариков. Ведь «зерно образа» и есть глубинная сущность предмета или живого существа. При помощи таких небольших упражнений можно вплотную подойти к нахождению зерна образа. Когда постигнута суть вещей, животных и абстрактных людей, можно приступать к постижению сути персонажей. Б. Е. Захава называет это «домашними этюдами»:

Когда в результате изучения жизни и фантазирования о роли уже накоплен известный внутренний материал, а в результате упражнений на элементы физической характерности достигнуто органическое овладение хотя бы некоторыми из этих элементов, большую пользу актеру могут принести домашние этюды на образ. В чем же они заключаются? Например, еще с вечера, ложась спать, актер решает: завтра я буду все свои действия до ухода на репетицию выполнять так, как если бы это был не я, а заданный мне образ. И вот, проснувшись утром, актер совершает все свои обычные утренние процедуры – встает с постели, умывается, одевается, бреется, причесывается, завтракает– не так, как это свойственно ему самому, а так, как это стал бы делать данный персонаж: Фамусов, Городничий, Тузенбах, Незнамов, Отелло и т. д.

В этюдных и импровизационных упражнениях ведущую роль играет воображение. Но прежде чем приступать к этюдам, нужно иметь достаточный опыт «интеллектуального тренинга».

Контрольные вопросы:

• Что такое перевоплощение?

• От чего оно зависит?

• Что такое «зерно роли», и как его найти?

• Что такое этюд? Назовите типы этюдов.

• Что такое импровизация?

Тренинговое задание № 20

Прочитайте следующий отрывок из пьесы Л. Зорина «Римская комедия». Составьте «роман жизни» для каждого персонажа. Постарайтесь найти зерно роли для каждого из них.

Составьте несколько этюдов на основе этого отрывка. Поимпровизируйте с текстом. Измените обстоятельства большого, среднего и малого кругов. Измените жанр пьесы. Произносите текст в разных состояниях. Найдите физическое действие для каждого действующего лица.

Леонид Зорин.

Римская комедия.

Большой зал в знаменитом дворце Домициана. В глубине – терраса с видом на сад и озеро. Прохаживаются гости. На первом плане – прокуратор Афраний и Бен-Захария.

Афраний. Прекрасный вечер, Бен-Захария, не правда ли?

Бен-Захария. Истинная правда, справедливейший.

Афраний. Только в Риме бывают такие праздники. Сознайся, ничего подобного ты в своей Иудее не видел.

Бен-Захария. В этом нет ничего удивительного. Мы ведь – бедная пастушеская страна.

Афраний. Вечер на диво, что и говорить, а все-таки мне не по себе. И каждому в этом доме сегодня не по себе, хоть и не следовало бы мне говорить об этом вольноотпущеннику.

Бен-Захария. В этом тоже нет ничего удивительного. Мерзавец Луций Антоний взбунтовался совсем уж открыто.

Афраний. Чего доброго, через несколько дней он появится в Риме.

Бен-Захария. Это будет крупная неприятность!

Афраний. Скажу тебе по секрету, Бен-Захария, это способнейший человек.

Бен-Захария. Если мне придется свидетельствовать перед ним, я присягну, что вы о нем хорошо отзывались.

Афраний (смущенно). Бога ты не боишься, Бен-Захария!

Бен-Захария. Не боюсь, справедливейший.

Афраний. Значит, ты не веришь в него?

Бен-Захария. Он мне просто не нравится. Что это за бог, который не дает человеку покоя? То он требует око за око, то зуб за зуб. Не бог, а какой-то подстрекатель.

Афраний. Но, Бен-Захария, без бога нет народа.

Бен-Захария. Так ведь я сторонник ассимиляции.

Афраний. Вон что… Ну, это – другое дело. (Проходят.)

Появляются Лоллия и Сервилий.

Сервилий. Все-таки танцы, заимствованные у галлов, заслуживают своей популярности.

Лоллия. Дорогой друг, сейчас не до танцев. Я хочу вам дать несколько советов.

Сервилий. Неповторимая, я весь – внимание.

Лоллия(тихо). Не торопитесь обличать Луция Антония.

Сервилий. Проклятье, но почему? Он изменник!

Лоллия. Возможно, но это выяснится не раньше, чем через десять дней.

Илья Мечников

Этюды о природе человека

Илья Ильич Мечников (1845–1916)

Этюды о природе человека

Посвящаю эту книгу моей жене Ил. Мечников

Предисловие к пятому изданию

Более двенадцати лет прошло со времени появления первого издания этой книги.

Много новых фактов было открыто за это время; не было недостатка и в возражениях против моих идей; тем не менее, вновь добытые сведения, в общем, вполне подтвердили их.

Высказанные возражения основаны скорее на недоразумениях, чем на прочно установленных фактах.

В пример могу привести возражение Чарлза Седжвика-Минота, профессора сравнительной анатомии в медицинской школе Гарварда, в Бостоне.

Он не признает основной идеи моей книги «о дисгармониях человеческой природы», а именно дисгармоний, вытекающих из чрезмерного развития наших толстых кишок, что я считаю не только бесполезным, но даже существенно вредным и могущим содействовать укорочению нашей жизни.

В своей популярной брошюре «О современных задачах биологии» Минот настаивает на том, что старость и смерть – удел не одних существ, снабженных толстыми кишками, но и таких, у которых вовсе нет последних. Кто же когда бы то ни было отстаивал обратное?

В предшествующих изданиях этой книги, так же как и в моих «Этюдах оптимизма», я рассматривал несколько примеров естественной смерти у животных, не имеющих и следа толстых кишок (поденки и коловратки).

Недоразумение, в которое впадает мой противник, сводится просто к тому, что я приписываю микробам наших толстых кишок возможность вызывать преждевременную старость и смерть, нисколько не считая их причиной старости и смерти.

Но так как в роде человеческом старость всегда преждевременна точно так же, как и смерть, то и соображения мои относительно толстых кишок и кишечных микробов сохраняют все свое значение, особенно ввиду многочисленных новых фактов, окончательно установленных со времени появления первого издания этого сочинения.

Чтобы бросить общий взгляд на современное положение вопроса, советую читателю прочесть следующее извлечение из моей беседы по поводу 70-летнего дня моего рождения, 3 мая 1913 года: «уже в самые отдаленные времена было сказано царем Давидом, что 70 лет – предел жизни человека. – Более сильные люди достигают 80 лет; далее этого – один труд и страдания».

С тех пор 70 лет считались нормальным пределом человеческой жизни. И действительно, было точно установлено и часто подтверждалось, что наибольшая смертность выпадает на 70–71 год (не включая первых лет детского возраста). <…>

Я должен почитать за особое, не всем доступное счастье, что достиг этой вершины.

Долговечность часто считают наследственной.

Так, знаменитый Листер, открывший антисептику, достиг 85-летнего возраста, – он принадлежал к долговечной семье. Отец его умер 83 лет, а дед – в 93 года.

Я не принадлежу к разряду долговечных семей. Мои деды, родители, братья и сестра – все умерли, не достигнув моего настоящего возраста. <…> Свою долговечность я приписываю тем гигиеническим правилам, которым следую в течение уже многих лет. Правила эти основаны на убеждении во вредном влиянии нашей кишечной флоры.

Существует распространенная идея, будто микробы нашего кишечника находятся в симбиозе с нашим организмом; однако я полагаю обратное. Я думаю, что мы вскармливаем большое количество вредных микробов, укорачивающих нашу жизнь и вызывающих преждевременную и мучительную старость.

К аргументам, основанным на изучении кишечной флоры, можно прибавить довод злобы дня.

В течение этой бесконечной войны ежедневно приходится наблюдать заражение ран бациллами Уэлша (perfringens), стрептококками и другими микробами из содержимого кишок. Следовательно, микробы эти вовсе не безвредные сожители наши, а, напротив, агенты болезней и смерти.

Убежденный во вреде нашей кишечной флоры, я уже более 18 лет веду над самим собой опыты борьбы с ее пагубным влиянием. Я воздерживаюсь от всякой сырой пищи и, сверх того, ввожу в свой обиход молочнокислые микробы, мешающие загниванию в кишках.

Само собою разумеется, что это лишь первый шаг в преследуемой мною задаче.

Помимо гнилостных бактерий, наша кишечная флора переполнена другими вредными для нас микробами. Я имею в виду бактерии, выделяющие масляную кислоту – яд, всего более разрушающий наши самые ценные органы. Изучение способов борьбы с этими микробами было прервано вследствие войны, повлекшей уничтожение опытных животных.

Но уже с самого начала моих исследований я убедился в том, что размножение маслянокислых бацилл не зависит исключительно от свойства пищи.

При совершенно одинаковом режиме у некоторых обезьян очень много этих микробов, в то время как у других особей того же вида – их вовсе нет. Эти исследования убедили меня в том, что кишечная флора получает определенное направление тотчас после отнятия от груди матери.

Поэтому, чтобы установить хорошую кишечную флору, надо с самого раннего детства засевать кишки полезными микробами и удалять вредные.

Следовало бы делать в детских приютах опыты в этом направлении, а также и в обезьянниках, где необходимо заняться выращиванием обезьян.

С другой стороны – в приютах для стариков – можно было бы изучать режимы, способствующие нормальной старости и наибольшей долговечности.

В настоящее время приходится считать себя счастливым, когда в 70 лет еще в состоянии продолжать выполнение своих жизненных задач; в будущем этот предел, конечно, значительно отодвинется.

Но для достижения этого результата потребуется еще продолжительная научная работа.

Наряду с исследованиями кишечной флоры как причины преждевременной старости с ее сосудистыми, нервными и другими поражениями, – научной макробиотике, которая должна быть почти целиком создана, придется изучать старческие болезни; между ними первенствующее место занимают воспаления легких и злокачественные опухоли.

Основой новых исследований должна служить идея, усвоенная нашим институтом и так удачно защищаемая Боррелем относительно внешнего происхождения раков.

Прежде всего следует производить наблюдения в приютах для престарелых.

Если микроб рака действительно существует, то режим стерильной пищи и чистота кожи должны предохранять людей от гибельного влияния этого микроба.

Рациональная макробиотика – наука будущего. В ожидании ее прикладных результатов можно довольствоваться нормальной жизнью в 70 лет. К счастью, уже в этом возрасте, по крайней мере у некоторых индивидуумов с укороченным циклом жизни (к числу которых принадлежу я сам), инстинктивный страх смерти начинает сглаживаться и уступать место удовлетворению уже прожитой жизнью и потребности небытия.

Здесь мы касаемся одной из самых великих задач, занимающих человечество с отдаленнейших времен.

Мыслители обыкновенно приступали к этой задаче в таком возрасте, когда всего сильнее выражено желанье жить; они приходили к пессимистическому мировоззрению, не представляя себе такого душевного состояния, при котором желание это более не ощущалось бы.

Подобной задачей главным образом заняты были поэты и писатели. Между ними особенно выделяется Толстой, несколько раз возвращавшийся к этому вопросу и давший наилучшее описание страха смерти.

Через посредство своих действующих лиц он признает, что в течение долгих лет «не думал о маленьком обстоятельстве, о том, что смерть придет и что все будет кончено, что не стоило предпринимать чего бы то ни было и что невозможно помочь этому. Это ужасно, но это так», – заключает он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *