Особенности средневековой науки

Особенности средневековой науки.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 17

Неравномерное развитие науки с точки зрения культурных ореолов с 5-6 по 13-14 века, всплеск развития науки в Европе и арабо-мусульманском мире. В Китае, Индии, Японии влияние греческой и арабской науки или под влиянием друг друга. Неравномерность развития отдельных отраслей научного знания (философия, наука, религия). А на Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.

В средние века наука утратила не только то значение, какое она имела во времена Демокрита и Платона, а именно школы воспитания духа и гражданской доблести. Она утратила и то значение, когда научное знание рассматривалось как нечто само по себе ценное, как самоцель: познание истины ради самой истины, а не только ради тех практически полезных результатов, которые могут быть получены с помощью науки, — Архимеда, Птолемея и их современников. В средние века вопросы, связанные с истиной, решались не в науке и даже не в философии, а в теологии1.

К концу XII в., произошел некоторый сдвиг: философское мышление, а также и научное исследование приобретают наибольшее значение. Наука рассматривалась как средство для решения практических задач. Медицина, математика, физика использовали для решения практических задач. Научное знание выступает, как правило, в форме комментария, цитирование авторов + комментарий, не изучались природные закономерности. На протяжении всего средневековья мы имеем дело с различными комментариями: к работам Аристотеля — «Физика», «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении»; к «Тимею» Платона и т.д.

Второй особенностью средневековой науки является тенденция к систематизации и классификации. Именно средневековье с его склонностью к классификации наложило свою печать и на те произведения античной науки и философии, которые были признаны каноническими в средние века. Сюда, прежде всего, относятся сочинения Аристотеля, стиль мышления которого не носил в такой степени «классификаторского» характера, какой ему придало средневековье.

В средние века большое распространение получили сочинения типа энциклопедий, в которых давались краткие сведения из самых разных областей знания. Наряду с такими энциклопедиями в средневековой Европе существовал еще один тип классификаций, которые были ближе к школьной науке, как она изучалась на протяжении многих веков. Это классификации не просто различных сведений, а классификации самих наук. Одна из наиболее известных классификаций наук, принадлежащую Доминику Гундиссалину (XII в.) и названную им «De divisione philosophiae». Он ставит своей целью систематическое изложение в определенном порядке всех наук, изучавшихся в его время; каждой из наук посвящен особый раздел. После краткого пролога рассматриваются различные области научного знания в следующем порядке: естественная наука; математика; божественная наука; грамматика; поэтика; риторика; логика; медицина; арифметика; музыка; геометрия; оптика (de aspectibus); астрология; астрономия; наука о весах (de ponderibus); механические искусства (de ingeniis).

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV-XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров.
Основным фактором, определившим революционные изменения в развитии общества и науки, было то, что внутри феодального общества вызревали новые производительные силы, пришедшие в противоречие с феодальными производственными отношениями и потребовавшие как новых форм общественного бытия, так и новой науки. Пока же культивировавшаяся в университетах схоластическая наука базировалась на принципе — истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторитетов (к которым причислялся и Аристотель), и долг ученых — изучать и комментировать эту истину.
Появляются первые университеты, сначала в Испании, где в 8 веке уже арабами был организован университет в Кордове, затем в Италии, Париже и Англии.
Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета.
Лекция (буквально — чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации.
Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.
Наука развивалась не только в светских школах (с XI в.), а затем в университетах (с ХIII в.), но прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский).
Средневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика (триумвиум); арифметика, геометрия, астрономия, музыка, пение церковных гимнов (квадриум). Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами.
Черты средневековой науки:
1. Универсализм (тяготение к всеобщему познанию мира в целом, понять мир, как законченное всеединство, космос и человек созданы единым творцом);
2. Символизм (книжный характер познавательной деятельности, толкование священных текстов);
3.Иерархизм (всё в мире выстраивалось по принципу ближе или дальше к Богу, оправдание наличия неравенства);
4. Телелогизм (совокупность правил в форме комментария, цитирование авторов + комментарий, не изучались природные закономерности);
5. Искусственный триурвизм (грамматика, диалектика, история, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты.
Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:
1. Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.
2. Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.
3. Началась математизация физики.
4. Развитие специфических в средневековье областей знания — астрологии, алхимии, магии — привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.
Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями Средневековья.
Средневековая наука не предложила новых фундаментальных научных программ. Ее значение состояло в том, что был предложен ряд новых обобщений, уточнений, понятий и методов исследования, которые подготовили основу механики Нового времени.
В целом можно констатировать откат средневековой науки назад, по сравнению с античной. На фоне общего упадка науки развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления дат религиозных праздников. Наука была объявлена «служанкой богословия», средством решения чисто прикладных задач.
Крупными схоластами ортодоксального направления были Альберт Великий (1193-1280) и Фома Аквинский (1225-1274). Альберт Великий был почитателем Аристотеля, автором многих сочинений богословского и естественноисторического характера. Фома Аквинский создал своеобразную энциклопедию католического богословия «Сумма теологии», в которой вопросы познания природы и общества рассматривались в ортодоксально-католическом духе. Он выработал общие принципы католического богословия, считаемые церковью незыблемыми и по сей день. Выдвигая идею гармонии веры и разума, Фома Аквинский тем не менее подчинил науку богословию (наука — служанка богословия).
Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление. При непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко — эксперимента; видела свою цель не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания, не вмешивающегося в естественный ход событий и не руководствующегося соображениями практической пользы. В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки Нового времени, так и средневековой техники, именно последняя была первоначально носителем духа преобразования, который в XVI—XVII вв. стал доминирующим и в науке. Следует при этом помнить, что средневековая техника пронизана интеллектуальным началом, это выражено в изречении Бенедикта Нурсийского. Техника должна облагораживать труд, а труд — жизнь. Интеллектуальный подход к труду и технике стал этосом, который позже оказал влияние на Лютера и Кальвина; этос труда впоследствии стал светским этосом буржуазии. Можно сказать, что этос труда стал неотъемлемым элементом западноевропейской культуры; от него зависит все — знание, техника, промышленность.
Творчество Фомы Аквинского, Альберта Великого стало поворотной точкой развития средневековой культуры, когда первоначальный отказ от светского знания сменился ориентацией на его развитие, как не противоречащего, а сопутствующего божественному откровению. Это подготовило развитие науки, культуры и философии в Новое Время, переросшее затем в научно-техническую революцию.

Рекомендуемые страницы:

Особенности и характерные черты Средневековой науки.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Тема 2 вопр.3

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV — XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры.

В наследство от Античности Средневековью досталось три фундаментальные научные программы: атомистическая программа Демокрита, математическая программа пифагорейцев, континуалистическая (преемственная) программа Аристотиля. Несмотря на то, что Средневековье никаких новых программ не создавало, всё же в рамках программ Аристотеля и Платона происходил процесс создания целого ряда понятий и методов исследований, которые разрушая античные программы изнутри, подготовили почву для создания механики Нового времени.

Учёные средневековья дают новую интерпретацию ключевым категориям научного мышления, таким, как бесконечность, пространство, время и т.д. Новые интерпретации античной науки, прежде всего аристотелевской физики, оказались возможными потому, что христианская идеология внесла коренные изменения в понимание объекта естественно–научного знания – природы, с одной стороны, и субъекта научного знания – человека, с другой. Эти изменения коснулись всего типа мышления и шли параллельно с теми социальными сдвигами, которые постепенно изменяли характер общественных отношений и способствовали формированию феодализма.

Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание – это знание всеобщее, доказательное. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание универсальное. В этой парадигме (образцовое понятие (феномен) принятый общим решением всех учёных пришедших к одному мнению) нет места знанию неточному, частному, относительному , не исчерпывающему. Так как всё на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно она не может быть несимволической. Вспомним новозаветное: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятием, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которое происходит из понятий. Познавательная деятельность сводиться к исследованию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Святого писания.

Ключевым положением средневекового мышления является положение о творческом всемогуществе Бога и его всевидении. Поэтому все свойства вещей, все законы, которым подчиняется их поведение, будучи творением Бога в принципе не представляют собой чего то вечного и неизменного. Так же, как некогда они были сотворены, они могут быть преобразованы и даже уничтожены.

. Крупнейший философ Средневековья Фома Аквинский соединил понятие «вера» и «разум»: «не просто верь, а знай, во что веришь», однако вера всё-таки выше знания, так как часть божественных истин носит сверхразумный характер, а научные и философские истины просто разумны.

Поскольку в эпоху Средневековья наука и философия были тесно переплетенные религией, поскольку их развитие шло или в направлении продолжения и усиления церковной догматики с помощью схоластики, или в направлении неприятия церковных авторитетов и разработки противоположных методов, приводящих к результатам, которые не вписывались в традиционное видение мира. Таким образом, наука и философия Средневековья по сравнению с античностью, приобретает ещё больший уклон в сторону мистической созерцательности. Не использовались или были забыты многие крупные научные открытия (предположения) античности. Второй стороной можно назвать то, что в позднее Средневековье в науке и философии был выработан ряд идей, впоследствии вошедших в состав науки Нового времени (понятие скорости, предоставление о равноускоренном и равномерном движении, возможности движения в пустоте и многое другое).

Систему образования на первых порах в средневековье представляли монастырские школы, которые готовили священнослужителей. Более высокий класс школ, тоже готовивших священ­нослужителей, представляли собой так называемые епископские школы, начавшие появляться примерно с VIII в. В их деятельности принимал участие епископ и приближенные к нему духовные лица, а повседневное обучение осуществляли специально подготовленные учителя. Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета, однако до нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, звания профессора и доцента, лекции как основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета. Отмерла такая форма обучения, как диспут, имевшая широкое распространение в средневековых университетах, но научные дискуссии и семинары имеют большое значение и в современной науке, и в высшей школе.

Лекция (буквально — чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации.

Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.

До сих пор в европейских университетах торжественные речи читаются, а дипломы пишутся на латинском языке. На торжественных актах профессора появляются в средневековых докторских мантиях и шапочках. Так современная наука сохраняет память о первых университетах, возникновение которых явилось одной из главных предпосылок научного прогресса.

Основные черты СредневековьяСредневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика (триумвиум); арифметика, геометрия, астрономия, музыка, пение церковных гимнов (квадриум). Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами. Основными чертами средневековой науки являются:

1. Рациональность — постижение явлений на основе разума и чувственного опыта.

2. Телеологизм — толкование любых проблем с точки зрения Священного писания. Природа создана Богом для блага человека, а явления природы являются промыслом Божьим, непостижимым для человека. В целом толкование явлений действительности сводилось к констатации проявления Божественного промысла.

3. Иерархичность — идея приближенности или отдаленности от Бога. В соответствии с этим подходом, природа не обладает самостоятельностью, это часть иерархии, во главе которой стоит Бог, за ним идет человек, затем находится живая природа, а за ней неживая. Каждая вещь рассматривалась как зеркало — гладкое или менее гладкое — отражающее свет Божий.

4. Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII-XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы.

5. Экспериментальность — логически вытекает из утверждения церкви о том, что мир создан для человека, который является его господином и имеет право его переделывать.

6. Моральный символизм — характерная черта средневекового знания. Интерес к явлениям природы ведет не к научным обобщениям, а делает их символами церкви, например, Луна — это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер — символ Духа и т. д.

7. Универсализм — стремление к охвату мира в целом, осознание его законченного всеединства. Мир, человек и природа сотворены Богом и поэтому родственны между собой. Знания о природе познаются через познание Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *