Межличностные отношения в педагогическом коллективе

6. Отношения в семье:
а) тип семьи по воспитательному потенциалу: воспитательно-неустойчивая (гиперопека); воспитательно-слабая с утратой контакта с ребенком и контроля над ним; воспитательно- слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная (с алкогольной, сексуальной, наркотической деморализацией); правонарушительная; преступная; психически отягощенная, безнадзорность, жестокое обращение с ребенком
б) культурный уровень семьи: высокий средний, низкий.
в) взаимоотношения: доверительные, ровные, конфликтные, отчужденные.
г) родительский авторитет: высокий, невысокий, недостаточный, низкий.
д) стиль, методы, приемы воспитания: педагогически верные, неверные, неадекватные. Единство (отсутствие единства) воспитательных воздействий членов семьи.
е) общественный режим и климат семьи удовлетворительный, положительный, неудовлетворительный.
ж) уровень выполнения требований школы: высокий, удовлетворительный, недостаточный, низкий, крайне низкий.
Семья является (нет) стабилизирующим фактором для ребенка.

Содержание

Социально-психологические характеристики коллектива

Сплоченность как важнейшая характеристика коллектива.

Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Традиция исследования коллектива в отечественной науке имеет два источника.

Что же касается разработки проблемы в истории отечественной науки, то там содержится много полезного. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, — это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно — их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения которых все названные качества полностью развертываются.

Характеризуя эти стадии, А.С. Макаренко создал достаточно четкую картину того, каким образом можно обеспечить движение коллектива по ступеням. Важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Это предполагает, что должны быть обрисованы «перспективные линии» развития коллектива, разработана «диалектика требований», организованы «завтрашние радости». Успешное сочетание всех этих факторов создает в коллективе такую атмосферу, которая наилучшим образом соответствует развитию личностей, входящих в него.

Успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества.

Признаки группы-коллектива:

Групповая сплоченность. Важной стороной проблемы формирования малой группы является проблема групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам про­цесс формирования особого типа связей в группе, которые позво­ляют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Проблема групповой сплоченности также имеет солидную тра­дицию исследования.

Так, в русле социометрического направления сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии («индекс групповой сплоченности» — вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов).

Л. Фестингер: сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Но сплоченность и здесь представлялась как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.

Т. Ньюком вводит особое понятие «согласия» и при его помощи пытается интерпретировать сплоченность. Он выдвигает идею необходимости возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям. Несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентации, т.е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжений в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов.

А.В. Петровский — «стратометрическая концепция групповой активности» (позднее «теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе). Основная идея: всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев, или, «страт»:

  1. внешний уровень групповой структуры (непосредственные эмоциональные межличностные отношения, то, что традиционно измерялось социометрией);
  2. второй слой, «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ) (отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности). Для изучения ЦОЕ нужна методика, позволяющая вскрыть мотивы выбора (не было в социометрии) – совпадение ценностных ориентаций, касающихся совместной деятельности.
  3. третий слой, «ядро» групповой структуры, расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность (члены группы разделяют цели групповой деятельности, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга). Этот третий слой отношений был назван.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Социально-психологическая характеристика коллектива
Психология группы — это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются:

  • общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения);
  • социальные чувства и коллективные настроения;
  • коллективные привычки, обычаи, традиции;
  • различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные оценки, требования, авторитет).

Лекция 6. Психология личности § 4.1. Социально-психологическая характеристика личности Понятие личности

Личность– это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность– не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено.

Личность– это конкретный человек, который является представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), который осознаёт свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности и включенный во все отношения.

Социально-психологические особенности личности.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления, материальных благ.

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Развитие личности обусловлено разными факторами: окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности – это специфика функционирования нервной системы, которая выражается в разнообразных характеристиках: проявление темперамента, эмоций и чувств и т. д.

Анатомо-физиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений.

Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний.

Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

3) темперамент и характер.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности.

Анатомо-физиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Существуют три социально-психологических типа личности.

Пикник. Отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетик. Общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеник. Малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние – спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения.

Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Холерики – наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты – фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип – доминирует самосохранение;

2) генофильный тип – инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический тип – инстинкт альтруизма;

4) исследовательский тип – инстинкт исследования;

5) доминантный тип – инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип – инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип – инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития– то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития – то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними – активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека.

Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Развитие – всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.

§ 1. Социально-психологическая характеристика личности

Специфика межличностных отношений в педагогическом коллективе

Межличностные отношения — это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга .

Межличностные отношения включают: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностную привлекательность (притяжение и симпатия); взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Среди компонентов межличностных отношений авторы (Бодалев А.А., Коломинский Я.Л., Челдышова Н.Б.) выделяют следующие:

  • — когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
    • а) адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности;
    • б) идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
  • — эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
    • а) симпатии или антипатии;
    • б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;
    • в) эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
  • — поведенческий компонент — включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов .

Психологический климат в коллективе на прямую связан с межличностными отношениями, которые в свою очередь оказывают влияние на настроение, самочувствие, удовлетворенность процессом совместной деятельности и общения.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.

А.Б. Орлов описывает семь основных центрации, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в отдельных, конкретных педагогических ситуациях и оказывать существенное влияние на межличностные отношения в коллективе: эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»); бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей); конфликтная (центрация на интересах коллег); авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся); познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания); альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся) .

Межличностные отношения занимают важное место в системе социальных связей между людьми, и оказывают влияние на формировании личности, с позиции накопления опыта отношений с людьми, так же межличностные отношения влияют на эффективность профессиональной деятельности.

Именно от уровня развития межличностных отношений зависит активная деятельность человека, и отношение личности к коллективу и его интересам, а так же это является одним из факторов нравственного развития личности. Положение личности в системе внутригрупповых отношений определяется уровнем сложившихся межличностных отношений в данной группе. Причем одним из основных факторов положения личности в системе внутригрупповых координат является социометрический статус который, представляет собой результат многофакторного эмоционально — сплоченного отношения членов группы к моральным, деловым, личным и другим качествам данного индивида .

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что межличностные отношения являются важнейшим элементом структуры коллектива и одним из основных признаков сформированности коллектива в группе. Об успешности функционирования группы как коллектива можно судить по характеру межличностных отношений. Поэтому межличностные отношения являются фундаментом педагогического коллектива. Сущностной характеристикой педагогического коллектива является: решение задач педагогического коллектива внутри более широкой общности, учителя предметники обладают ограниченными возможностями взаимодействия между собой, эффективность деятельности педагогического коллектива определяется преемственностью ступеней обучения. В связи с этим спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе является высокий уровень толерантности, по отношению к коллегам и ученикам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива степень доверия коллег друг к другу, эмоциональная стабильность корректность в общении и конструктивное поведение в ситуации конфликта. Поскольку межличностные отношения рассматриваются как взаимосвязь между людьми, проявляющиеся в виде взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения, то важнейшей характеристикой межличностных отношений является эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, которая влияет на морально-психологический климат в коллективе, с которым себя идентифицирует личность .

Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о развитии личности, нравственные нормы и правила общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и альтруизма); готовность применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов.

В исследованиях межличностных отношений важен еще и другой аспект проблемы. В частности, исследованиями А.В. Киричука, А.В. Петровского, М.Ф. Чернобаевой и другими авторами установлено, что в коллективе существует некоторая корреляционная зависимость между ценностными ориентациями личности и ее положением в группе. В результате совместной деятельности и общения в коллективе складываются групповые ценностные ориентации. Они не являются простой суммой индивидуальных ценностных ориентаций, а представляют собой качественно новое образование, некоторое свойство коллектива. При совпадении ценностных ориентаций личности с групповыми, личность занимает высокое статусное положение, легко входит в коллектив. Если же ценностные ориентации личности не совпадают с групповыми, между личностью и коллективом возникают конфликтные ситуации, в силу чего воспитательные функции коллектива реализуются недостаточно эффективно. В группе ценностные ориентации приобретают значение норм поведения. Например, общая ориентация группы, коллектива на общественную активность или, наоборот, ее отсутствие, постепенно усваивается каждым членом коллектива и превращается в норму его поведения, в жизненную необходимость, в потребность .

Таким образом, можно говорить о том, что ценностно-ориентационное единство является показателем групповой сплоченности, характеризующее внутригрупповые связи и отношения, отражающие уровень и степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям и т.п. (наиболее значимым для группы в целом).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий: если будет сформирована мотивационно-ценностная установка в коллективе педагогов на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог; если проявление межличностных отношений, таких как: дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе; если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.

Межличностные отношения в педагогическом коллективе

Актуальной, но незаслуженно мало исследованной и обсуждаемой является проблема межличностных отношений в педагогических коллективах (ПК). Между тем, межличностные отношения в ПК отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса. Еще Макаренко А.С. писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Маркова А.К. перечисляет и другие умения и личностные качества, которые необходимы для педагогического сотрудничества:

— адекватная профессиональная самооценка;

— устремленность на общие цели и задачи, наличие сложившейся концепции в школе;

— разумное распределение функций и ролей в школе с учетом способностей каждого и взаимодополнения;

— психологическая совместимость;

— удовлетворенность всех участников за счет обеспечения психологической безопасности, демократический стиль взаимодействия;

— гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся;

— понимание всеми учителями эффективности совместной педагогической деятельности по сравнению с индивидуальной;

— умение считаться с другими точками зрения;

— отсутствие категоричности и терпимость к индивидуальности других учителей;

— учет возрастных особенностей разных учителей.

Одной из важнейших характеристик ПК выступает психологический климат.

Под психологическим климатом понимается эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Выделяются следующие основные характеристики психологического климата:удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством; преобладающее настроение; взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных; степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; сплоченность; сознательная дисциплина; продуктивность работы.

Психологический климат зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместимости при выполнении деятельности. Психологический климат ПК также зависит от наличия или отсутствия в нем творческой атмосферы.

Одним из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в ПК – психологическая совместимость. Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Если группа добивается высоких результатов в совместной деятельности при колоссальных затратах психической или иной энергии, за счет нервных срывов, это уже заставляет сомневаться в психологической совместимости ее членов, а следовательно и в благоприятном психологическом климате.


Психологическая несовместимость – это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности, которые могут препятствовать реализации совместной деятельности.

В экспериментальных исследованиях выявлено, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают:

— общность взглядов; высокая мотивация;

— оптимальные психофизиологические качества каждого участника;

— разнополярность индивидуально-психологических особенностей (возможность выделения лидера);

— высокая критичность к себе и терпимость к окружающим (интеллигентность);

— полное доверие друг к другу на основе жизненной взаимозависимости;

— максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью;

— возможность уединения каждого из участников;

— определенность стоящей задачи.

Механизмы формирования межличностных отношений в ПК (по Шакурову Р.Х.):

1. «Бумеранг». Например, симпатизируют тому, кто сам проявляет симпатию.

2. «Созвучие» — когда мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения, интересы учителей созвучны, сходны, это эмоционально сближает, укрепляет взаимное доверие, симпатию.


3. «Эталон» — человек оценивает другую личность через призму тех оценочных эталонов, которые сложились у него под влиянием общественного мнения, ближайшего социального окружения, референтной группы. Важно создавать в ПК авторитетное общественное мнение.

4. «Дефицит» — уважение к учителю (руководителю) может определяться тем, в какой мере он обладает редкими качествами, дефицитными в обществе, в его социальной группе. Примечательно, что сегодня дефицитны обыкновенная человечность, простота, отзывчивость, честность.

5. «Эмоциональное эхо» — влияние настроения на восприятие окружающего мира. Если в ПК царит атмосфера уныния, нервозности, то от этого сильно пострадают межличностные отношения.

6. «Содействие» — взаимопомощь и содействие всегда сближают людей, а противодействие вызывает раздражение, гнев, неприязнь.

7. «Упорядочение» — взаимопониманию способствует упорядочение взаимодействий людей на нормативной основе. Если нет единой нормы, четкого правила, то каждый действует по личному усмотрению, сталкиваясь с интересами других. Укреплению межличностных отношений способствуют стабильный порядок и дисциплина.

8. «Сопереживание» — эмоциональный отклик на психологическое состояние другой личности, способность радоваться чужой радости и сочувствовать чужому горю. Наличие в ПК гуманных, отзывчивых, сердобольных учителей играет большую роль в создании теплой, гуманистической атмосферы в школе.

9. «Познавательный интерес» — человек, который служит источником разнообразной, интересной информации, является привлекательным партнером в общении.

10. «Красота» — как отмечал Макаренко А.С., желательно, чтобы среди членов ПК были молодые, красивые учителя: это повышает эмоциональный тонус отношений, придает им особый колорит.

11. «Вклад» — чем больше энергии отдает человек ради благополучия других, тем дороже они становятся. Однако чтобы иметь хорошие отношения с коллегой, нужно отвечать добром на добро, не оставаясь в долгу.

12. «Время» — эмоциональные узы обретают прочность со временем, поэтому, для создания спаянного ПК необходимо время и достаточная стабильность его состава.

13. «Катализ» — отношение к человеку является суммарным результатом действия всех или нескольких механизмов, однако это может быть причиной возникновения амбивалентных (противоречивых) отношений.

Структура межличностных отношений в педагогическом коллективе

Структура межличностных отношений в педагогическом коллективе

Необходимость модернизации содержания дошкольного образования требует от руководителей дошкольных учебных заведений изменение мышления. Только обновленное мышление позволит заведующему ДОУ перестроить учебно-воспитательный процесс в рамках новой модели учебного заведения. Особенно важно, чтобы современный руководитель дошкольного учреждения способен был видеть проблему там, где кажется, что все назад, а ему необходимо рискнуть по принятию управленческого решения.

Однако, система образовательного управления, сложившейся в период централизованной командно-административной системы, ориентированная в большей степени на один педагогический процесс, а потому нуждается в существенном обновлении и совершенствовании. Вместе с тем анализ практической деятельности образовательных учреждений показывает, что несмотря на декларирование приверженности гуманистической парадигмы, управления педагогическим коллективом основном остается традиционным.

Современные тенденции обновления системы образования определяют необходимость в направленности внутреннего управления на личность, ее потребности, создание в образовательных учреждениях условий для обеспечения всестороннего развития всех участников образовательного процесса.

Решением данной проблемы является поиск механизмов по созданию и управлению творческим коллективом и организация подбора кадров в дошкольном учреждении

Слово “коллектив” происходит от латинского “collectivus”, которое возникло от слова “collegere” – собирать вместе. Однако в современном понимании коллектив – это не механическое объединение индивидов, хотя, понятно, что без индивидов никакого коллектива быть не может. Коллектив – это высшая форма объединения людей, которые имеют общую цель.

Педагогический коллектив – это основа системы образования. Эффективность деятельности педколлективов зависит от ряда факторов, таких, как: открытости коллектива, коллективизма, контактности, организованности, осведомленности.

Открытость коллектива – готовность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с вновь прибывшими членами коллектива, а также налаживать взаимодействие с другими коллективами или их представителями.

Коллективизм проявляется в воспитании положительных групповых традиций, совместном решении важных вопросов, в действенном направление усилий членов коллектива к успеху, стремлении противостоять причинам, которые разъединяют, разрушают коллектив.

Контактность проявляется в дружеских, доверительных взаимоотношений членов коллектива, в виду людей друг к другу, доброжелательности, уважении, что обеспечивает в коллективе положительный психологический климат, надежное и дружественную среду.

Осведомленность людей друг о друге и состояние дел в коллективе является одним из условий успешной его работы. Понимание людьми целей, задач совместной деятельности, осознание средств достижения цели, доступ к информации о результатах работы коллектива, понимание членами коллектива друг друга – это все охватывает осведомленность.

Эффективность проявляется в успешном решении коллективом поставленных задач

Большое значение для самочувствия и работоспособности педагога есть ряд других обстоятельств, знания и учета которых можно объяснить многими нюансами и сложностями взаимоотношений в коллективе. Прежде всего, следует иметь в виду неоднородность педагогического коллектива по различным признакам.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений является выявление структуры таких отношений, в частности таких, как:

– Функционально-ролевые отношения;
– Эмоционально-оценочные отношения;
– Личностно-смысловые отношения.

Функционально-ролевые отношения – это форма “делового” общения людей. Эти отношения проявляются в трудовой, учебной, продуктивной, игровой сферах жизнедеятельности людей.

Эмоционально-оценочные отношения – на первый план здесь выступают эмоциональные отношения – симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д. Эмоционально-оценочные отношения являются регуляторами при распределении ролей, в дружеских и конфликтных ситуациях.

В формировании педагогической команды решающее значение приобретает избран руководителем и заданный в коллективе стиль управления – авторитарный, либеральный или демократический. От стиля управления в основном зависит возможность реализации творческого потенциала коллектива, а переход к демократическому стилю руководства зависит от изменения сознания как руководителей, так и подчиненных па всех уровнях системы образования.

Важными признаками коллектива есть положительный, благоприятный, социально психологический климат, единство положительных направлений коллег

Руководитель дошкольного учебного заведения должен эффективно управлять педагогическим коллективом, ставить профессиональную цель, объединять людей, поддерживать инициативу каждого члена коллектива. Постоянно искать новые пути создания положительного имиджа дошкольного учебного заведения.

На основе рассмотренных теоретических подходов мы осуществили теоретико методологический анализ основных аспектов по изучению и пониманию понятия межличностных отношений. На сегодняшний день перед обществом остро стоит проблема наличия недостатков и трудностей в педагогической межличностном взаимодействии. Что в целом обусловливает рост конфликтности. Которая приводит к ухудшению доброжелательного и позитивного общения, межличностного взаимодействия членов педколлектива.

Итак, межличностные отношения в педагогическом коллективе являются наиболее значимыми для личности и ее эффективной деятельности по увеличению уровня эффективности учебного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *