Что такое обученность?

ИЗУЧЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Одним из дидактических показателей результативности развивающего обучения является уровень обученности и обучаемости школьников.

В школе достаточно широко используется термин «обученность», реже «обучаемость». Содержание каждого из этих понятий явно проявляется при их сопоставлении.

Обученность — это те характеристики развития ребенка, которые сложились в результате предыдущего обучения. Обученность, в нашем понимании, включает в себя как запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучали. Обученность — это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником.

Обучаемость — это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Обучаемость — это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обученность — это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость — характеристика его потенциального развития.

Начиная работу с классом, учителю необходимо выявить состояние обученности и обучаемости детей, чтобы правильно поставить обучающие и развивающие задачи и затем, после завершения определенного этапа работы (например, в конце учебного года), вновь оценить состояние

обученности и обучаемости тех же ребят.

Остановимся подробнее на характеристике обученности, так как она зачастую сводится только к количеству «5», «4», «З».

Содержание обученности определяют:

1. Знания (образы предметов, явлений материального мира, действий человека с этими предметами) — первый итог обучения. В школе этому компоненту придают основное значение.

2. Но знания не возникают в голове ребенка вне той деятельности, которая привела к их усвоению. Поэтому при анализе обученности надо знать состояние тех видов активной деятельности ученика (учебной, мыслительной, мнемической и др.), которые обеспечивают их усвоение. Этому компоненту обученности психологи придают большое значение, в школе же его роль оценивают все еще недостаточно.

Учителю, изучающему состояние знаний ученика, мало указать в общем виде на их недостаточность, важно определить, что именно в них не достает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний. К ним относятся:

1) виды знаний (знания фактов, понятий и терминов, знания законов и теорий, знания о способах деятельности и методах познания и др.);

2) этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание). К.Д. Ушинский повторял: «Развитие без накопления знаний — мыльный пузырь»;

3) уровень усвоения знаний (репродуктивный, состоящий в воспроизведении образцов, продуктивный — выбор оптимального и творческого способа решения);

4) характеристика качества знаний по группам: а) научность, системность, систематичность, обобщенность, осознанность; б) гибкость, мобильность, оперативность;

в) действенность, направленность на практическое использование; г) полнота, объем, прочность.

Изучая знания школьника, можно выявить, например, что ученик владеет только фактами, но не вполне понимает их и не может оперировать ими, в этом случае знания хотя и полные, и прочные, но негибкие и т.д.

Следующий «пласт» обученности — состояние видов деятельности — также имеет свои психологические показатели:

1. Процесс выполнения заданий и упражнений на уроке проходит этапы: понимание задачи, поставленной учителем, принятие и перераспределение задачи для себя в соответствии с уровнем своих притязаний; самостоятельная постановка одной или нескольких учебных задач.

2. Овладение учебными действиями как способом преобразований изучаемого материала (языкового, математического и естественно-научного) также проходит ряд этапов:

1) выполнение отдельных учебных действий (изменение, сравнение, моделирование и др.) и операций внутри них;

2) выполнение нескольких учебных действий, осуществляемых с одной задачей и объединенных в крупные блоки (приемы, способы, методы учебной работы). Овладение тем или иным приемом выражается, например, в умении ученика рассказать своими словами о последовательности действий и применить их;

3) использование этих способов, приемов, методов должно быть быстрым, правильным и автоматическим, что и составляет «умения и навыки»;

4) устойчивое сочетание индивидуально окрашенных способов учебной работы и их повторение может привести к появлению индивидуального стиля учения школьника, тесно связанного с его психофизиологическими особенностями.

Таким образом, выполнять каждое действие надо с отдельных операций и идти к приемам, способам, затем к умениям, навыкам. Несформированность умений и навыков свидетельствует о пропуске предыдущих этапов в их формировании.

3. Способность ученика к самоконтролю и самооценке. Существуют разные виды самоконтроля:

— итоговый, как оценка учеником полученного им результата на основе сопоставления с образцом;

— поэтапный, состоящий из умения школьника в ходе работы оценить свой путь, сопоставить его с возможными, своевременно устранять ошибки;

— планирующий, предваряющий (умение школьника до начала работы наметить ее этапы, предвидеть результат).

Самооценка бывает: адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной); общей, глобальной (оценка своей работы в целом) и детальной, дифференцированной (оценка отдельных сторон и аспектов своей работы).

Учебные действия, как и знания, могут обладать разными качествами: материальные действия с предметами, материализованные действия с заменителями предметов, «устноречевые», умственные действия.

Основным показателем учебной деятельности школьника, которую также надо учитывать при анализе его обученности, является результат. Объективный результат выражается в правильном решении задачи, в оптимальном числе «шагов» до результата, расходе времени, в решении задач разного уровня сложности. Субъективный результат — в значимости итога работы для данного ученика, субъективной удовлетворенности результатом, его психологической цене (расход усилий, соотношении возможностей ребенка и его реальных успехов, сопоставлении способностей ребенка в целом и усилий при выполнении данного задания и т.д.).

Говоря об оценке уровня обученности учащихся, определим методику расчета степени обученности учащихся (СОУ)

СОУ = AX + BY + CZ ,

где N — количество учащихся , Р — число изучаемых предметов NP

X, У, Z — соответственно общее количество отметок «5», «4», «3» в классе.

А = 1.00; В = 0,64; С = 0,36 — это постоянные величины.

Например, в 5а из 27 учащихся по 8 предметам отметка «5» повторялась 84 раза, «4» — 100, «3» — 32.

Обученность и обучаемость как результат обучения.

Обученность — это те характеристики психологического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения.

Обученность включает как наличный имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приближения (умение учиться) т.е. обученность, это то, чем я сейчас обладаю.

Обученность — это определенный итог предыдущего обучения, как организованного, так и стихийного, прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опираться в работе с ребенком.

Обученность — это характеристика актуального развития ребенка.

Компоненты и показатели обученности:

— знания

а) виды знаний (понятия, факты, законы, теории, знания о способах деятельности и методах познания и т.д);

б) этапы усвоения знаний (знание→понимание→применение→анализ→синтез→усвоение);

в) уровни усвоения знания (репродуктивный- состоящий из образцов;

продуктивный — поиск новых способов решений);

г) качество знаний (полнота и глубина, гибкость и оперативность, системность и систематичность, прочность и осознаваемость, свернутость и развернутость, обобщенность и конкретность);

— виды деятельности

а) учебная задача, как процесс понимания учеником смысла заданий и упражнений;

б) становление учебных действий, как преобразований учеником изучаемого материала, т.е. овладение приемами учебной деятельности, т.е. учебная задача разбивается на ряд действий;

в) действия самоконтроля и самооценки;

— виды самоконтроля

а) итоговый (оценка учеником полученного им результата на основе сопоставления с образцом);

б) пошаговый (следящий) состоит в умении школьника в процессе работы оценить свой путь решения, сопоставить его с возможными, своевременно устранять ошибки;

в) планирующий (умение школьника до работы наметить ее этапы и предвидеть ее предполагаемые результаты);

— самооценка

— адекватная (неадекватная);

— общая;

— детальная (когда ученик оценивает отдельные стороны своей деятельности).

Учебные действия, как и знания, могут быть реализованы на разных уровнях:

-репродуктивный (как выполнение типовых действий по образцу);

-продуктивный (самостоятельный выбор или обнаружение учеником нового способа решения).

Учебные действия могут обладать и разными качествами: материальные действия с предметами; материализованные действия, громко речевые, умственные.

Важной характеристикой учебной деятельности школьника является результат этой деятельности.

Объективный результат — выражается в правильности решения задачи в числе шагов до результата, расходе времени, решение задач разного уровня сложности.

Субъективный результат — выражается в значимости итога работы для данного ученика, субъективной удовлетворенности результатом, его психологической цене (расходе его усилий, соотношение возможностей ребенка и его реальных успехов, сопоставление способностей ребенка и усилий при выполнении данного задания.

Обучаемость — восприимчивость, готовность ребенка к переходу на новые уровни обученности т.е. это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития- будущие возможности.

Обучаемость — восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а так же готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Обучаемость — характеристика ближайшего развития и потенциальных возможностей ребенка.

Психологические показатели обучаемости:

Это готовность и открытость к дальнейшему обучению (мотивационно-целевой аспект) и реальную возможность к дальнейшему усвоению новых знаний, новых видов деятельности к переходу на новые уровни обученности — это операциональный аспект.

Показателями являются:

1. Активность ориентировки в новых условиях;

2.нициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям;

3. Настойчивость в достижении учебной цели, умение работать в ситуационных полях, препятствий, монотонная деятельность трудных задач и т.д.

4. Восприимчивость к помощи другого человека, чувствительность к подсказке, готовность принять помощь другого человека и отсутствие сопротивления (уровень обученности определяется характером дозированной помощи: общее подкрепление, наводящие вопросы, показ начала действия, показ всего действия до конца). Чем меньше помощи необходимо ученику, тем выше его обучаемость.

5. Экономичность и темп мышления: количество конкретного материала на основе которого достигается решение новой задачи, количество шагов для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи на основе которой был достигнут результат.

6. Способность к самообучению.

7. Работоспособность и выносливость.

Для высокого уровня обучаемости необходимо:

— умение действовать в уме; осуществлять ориентировку и перенос;

— открытость к помощи;

— способность к самостоятельной постановке цели обучения.

Для низкого уровня обучаемости характерно:

— слабая откликаемость на помощь, но в то же время, потребность в большом ее количестве;

— отсутствие инициативы и самостоятельности;

— неумение работать.

Педагогические условия формирования качеств знаний

1. Полнота видов знаний является одним из условий обеспечения качеств знаний. Выпускник средней школы и в том случае, когда он не усвоил все изучаемые конкретные знания, должен уметь раскрыть со всей глубиной, предусмотренной программой, какие-либо целостные теории и менее компактные теоретические знания, оперируя ими в развернутом и свернутом виде, он должен уметь формулировать законы, давать определения, оперировать методологическими и оценочными знаниями. Для этого автору учебника, методического пособия, учителю необходимо стремиться, чтобы все ученики овладели всеми видами знаний на определенном предметном содержании. При этом окажется, что некоторые знания будут межпредметными — общеметодологические знания, общие методы науки, способы умственных действий, логика. В случае полноценного их усвоения на материале одного учебного предмета учащемуся легче будет осуществить перенос усвоенных видов деятельности на содержание других дисциплин. Другие же виды знаний будут неизбежно различны по своему предметному содержанию в разных предметах: часть терминов, факты, конкретные теории, специфические методы науки и правила действий, конкретные законы. Поэтому овладение методологическими знаниями и их применение на материале разных видов знаний о учебных предметах обеспечат, в свою очередь, и применение знаний фактов, законов и т. д.

Таким образом, совокупность видов знаний благодаря их взаимосвязи влияет на качество каждого вида и в соответствующей мере на качество конкретных знаний по отдельным предметам.

2. Условие, обеспечивающее качества знаний,— систематическое применение знаний. Его истоки — в самом определении знаний и уровней их усвоения. Знание, которое не может быть применено, не может считаться полноценным. Но из этого не следует, что все знания, предусмотренные программой, должны пройти стадию применения в учебном процессе. Часть может усваиваться на уровне запоминания, а часть — на уровне знакомства с объектом и представления о нем. Если основная, т. е. ведущая, часть знаний пройдет стадию применения, если применение будет построено на базе достаточно обобщенных умений, если будут учитываться разные типы применения знаний, то те знания, которые не найдут применения в ходе обучения, выпускник школы будет использовать в жизни, когда возникнет практическая необходимость, ибо у него будет нужная для этого основа. Применение знаний имеет в виду учет трех уровней усвоения. Первый уровень способен обеспечить полноту, глубину, конкретность и в определенной мере обобщенность, системность. Второй уровень, совершенствуя перечисленные качества, формирует оперативность, развернутость, свернутость, прочность и в определенной мере осознанность. Третий уровень усвоения знаний, совершенствуя все качества, является неподменяемым для придания знаниям гибкости. Включение учащихся в процесс посильной для них творческой деятельности при соблюдении всех норм обучения и является залогом того, что их знания приобретут полноценность и качественную завершенность.

3. Условие, обеспечивающее должное качество знаний учащихся — соблюдение постепенности, но при неизменном возрастании сложности, как самих знаний, так и способов оперирования ими. Под сложностью знаний подразумевается количество составных частей понятия, идеи, связей между ними в тексте, которые необходимо иметь в сознании для того, чтобы понятие, идея, текст были поняты. Сложность оперирования знаниями зависит от числа действий и операций, составляющих данный способ оперирования, от их сочетания и последовательности. По мере усложнения текста и составляющих его элементов, а также деятельности учащихся по пониманию текста и решению проблем сами знания приобретают ряд указанных ранее качеств.

4. Условие достижения качественных знаний — значимость знаний и учебной деятельности для учащихся. Достаточно хорошо известно, что отсутствие желания учиться, отсутствие интереса исключает достижение целей, поставленных перед школой. К сожалению, приходится отметить, что подобный интерес к учению испытывают далеко не все ученики. Поэтому вопрос о значимости учебной деятельности и ее содержания для самого ученика крайне важен и сложен. Говоря о значимости, как об условии достижения качеств знаний, мы имеем в виду прежде всего значимость процесса познания для формирования личности ученика. Без воспитания интереса не только к знаниям как результату учения, но и к самому процессу познавательной деятельности, к осмыслению знаний, а через них — к жизни нельзя достигнуть целей школы в отношении всей массы учеников. Интерес к процессу познания, потребность в познании, самостоятельном осмыслении знаний и добывании их — именно этот мотив учения более и долее всего способен стимулировать активную учебную и внеучебную, в том числе творческую деятельность. Именно значимость процесса познания для личности делает знания и процесс познания самостоятельной ценностью, благодаря чему достигаются и многие другие функции знающего человека — способность и желание применять полученные знания, связывать их с жизнью, стремление расширить круг своих возможностей, умение при необходимости самостоятельно искать знания и т.д. Поэтому так важно сделать формирование таких мотивов частью самого процесса обучения.

Методы оценивания знаний учащихся.

Классификация видов тестов, в основе которой положены уровни познавательной деятельности учащихся

Уровни познавательной деятельности учащихся

(Беспалько В.П.)

Тесты различного уровня

Примеры

тестов

Репродуктивный

Тесты 1 уровня

Тесты 1 уровня усвоения состоят из заданий:

  • на опознание,

  • различие,

  • классификацию.

Для тестов этого уровня необходимым и достаточным условием является то, что вся информация для правильного выбора ответа представлена в самом тесте. При этом задача испытуемого заключается в выполнении некоторого действия с «подсказкой», т.е. в сопоставлении предложенного в тексте решения с опознаваемым объектом и заключении об их совместимости.

Задание на опознание — вид тестового задания, наиболее точно определяющий естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Является самым простым, но не самым распространенным при составлении тестов. Задание обычно содержит либо утверждение, которое испытуемый должен оценить как истинное или ложное, либо вопрос, на который нужно дать однозначный ответ: «да» или «нет». Задание должно тестировать только один фрагмент знаний, а утверждение (вопрос) формулироваться таким образом, чтобы на него можно было дать недвусмысленный ответ.

Задание на различие — вид тестового задания, который несколько вуалирует деятельность по узнаванию. Более сложный вид тестового задания. Выполнение этих заданий осуществляется в условиях, когда «помехи», создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, с одной стороны, затрудняют выбор правильного решения, а с другой — контрастируют с ним. Поэтому при использовании формы вариантов необходимо подбирать все дистракторы так, чтобы они содержали в себе элемент правильного ответа. Оптимальным считается, если перечень возможных ответов содержит от трех до шести вариантов. Именно этим обеспечивается независимость результата от случайного выбора.

Число существенных операций в тестовых заданиях на различие равно числу объектов (предлагаемых ответов). Поиск правдоподобных однородных ответов составляет основную трудность для разработчиков заданий на различие.

Задание на классификацию — вид тестового задания на дальнейшее развитие многократного опознания и различия. Испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков. Форма тестового задания на классификацию требует, чтобы испытуемый для каждого варианта ответа из второго списка решил, соответствует ли данный ответ первому, второму и другим элементам первого списка.

Эти задания наиболее подходят для выявления подробной фактической информации. При формулировке тестового задания на классификацию следует учитывать, что данный вид заданий имеет две модификации. В одном случае, оба списка имеют одинаковое количество элементов. Эти задания являются наиболее легкими. В другом же случае, второй список элементов, из которого выбираются ответы, должен быть длиннее, чем первый. Это более сложные задания.

Алгоритмический

Тесты 2 уровня

Примеры

Тесты 2 уровня усвоения включают в себя:

  • на подстановку (тесты-подстановки);

  • конструктивные (тесты-копии);

  • на сравнение (тесты-сравнения);

  • типовые задачи (тесты-типовые задачи).

Тесты этого уровня предназначены для проверки умения испытуемого воспроизводить необходимую информацию и решать типовые задачи по памяти без «подсказки».

Задание на подстановку — вид тестового задания, в котором намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент теста. От испытуемого требуется заполнить промежутки, давая свои ответы.

При формулировке задания на подстановку необходимо учитывать два существенных момента:

  • слова должны подбираться тщательно и быть точными;

  • в заданиях, где необходимо дописать только один элемент текста, не следует оставлять столько многоточий, что задание становится непонятным.

Конструктивные задания — вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа. В конструктивных тестовых заданиях от испытуемого требуется воспроизвести целое высказывание, т.е. дать конкретный короткий ответ на вопрос.

Основная трудность при создании конструктивных заданий — тщательность и точность их формулировок. Необходимо формулировать такие вопросы, на которые возможен только один правильный ответ.

Задание на сравнение — вид тестового задания, в котором задаются названия параметров для сравнения, а их характеристики необходимо привести испытуемому по памяти.

Типовые задачи — вид тестового задания, который содержит полную и развернутую информацию о целях решения задачи, полный набор исходных данных. Это такие задачи, которые можно решить путем буквального, непреобразовательного использования усвоенных алгоритмов той или иной деятельности.

Основная функция этих заданий — проверка умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний.

Выполнение тестовых заданий 2 уровня — это репродуктивное алгоритмическое действие. Учащиеся выполняют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию ранее усвоенной ориентировочной основы выполнения данного действия, условно названного алгоритмическим уровнем деятельности.

Эвристический

Тесты 3 уровня

Примеры

Тесты 3 уровня усвоения состоят из заданий, в которых задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от учащегося требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи. Это продуктивное действие эвристического типа, условно названное эвристическим уровнем деятельности.

Учащийся в процессе выполнения деятельности добывает субъективно новую информацию (только для себя новую) в ходе самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы типового действия и построения субъективно новой ориентировочной основы действия для решения нетиповой задачи. Это эвристическая деятельность, выполняемая не по готовому алгоритму или правилу, а по созданному или преобразованному в ходе самого действия.

Тестовые задания этого уровня содержат задания на применение знаний в практической деятельности и позволяют диагностировать уровень овладения учащимися программным материалом на уровне умений.

Особенностью эталона тестового задания 3 уровня усвоения является то, что по нему можно определить правильность выполнения задания по отдельным выделенным критериям и по конечному результату, который является однозначным. Пути же выполнения задания не однозначны, хотя и не влияют на конечный результат.

Творческий

Тесты 4 уровня

Примеры

Тесты 4 уровня усвоения состоят из заданий, в которых известна лишь в общей форме цель деятельности, а поиску подвергаются подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели. Это продуктивное действие творческого типа, условно названное творческим уровнем деятельности. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Человек действует «без правил», но в известной ему области, создавая новые правила действия, т.е. осуществляет творческую (исследовательскую) деятельность.

В тестовом задании — логической цепочке количество существенных операций определяется по количеству приведенных понятий, по количеству приведенных пояснений и по конечному результату. Следует учитывать, что если в ходе рассуждений учащегося цепочка прервалась (несоответствие понятия или пояснения), то количество существенных операций определяется до разрыва логической цепочки.

Особенность составления тестовых заданий этого усвоения заключается в том, что практически невозможно создать однозначный эталон.

Обученность

Смотреть что такое «Обученность» в других словарях:

  • обученность — вымуштрованность Словарь русских синонимов. обученность сущ., кол во синонимов: 4 • выдрессированность (4) • … Словарь синонимов

  • ОБУЧЕННОСТЬ — ОБУЧЕННОСТЬ. Результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная подготовленность. О. в рамках специальности «учитель иностранного языка» определяется по перечню знаний, навыков, умений, которыми должен владеть преподаватель. Они… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • обученность — I. ОБУЧЕННОСТЬ ОБУЧЕННОСТЬ, выучка, подготовленность, подготовка, школа, разг. подкованность ОБУЧЕННЫЙ, подготовленный, разг. натасканный, разг. подкованный II. обученность … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • обученность — mokytumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Išsimokymo rezultatas, lygis. atitikmenys: angl. erudition vok. Erudition, f; Gelehrtheit, f rus. обученность … Sporto terminų žodynas

  • Обученность — ж. отвлеч. сущ. по прил. обученный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • обученность — об ученность, и … Русский орфографический словарь

  • ОБУЧЕННОСТЬ — результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Обученность — результат прошлого опыта и, с другой стороны, цель предстоящего обучения … Словарь-справочник по педагогической психологии

  • ОБУЧЕННОСТЬ — подготовленность к какому либо виду профессиональной деятельности, обладание пониманием сути дела, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения задач определенного содержания и уровня сложности … Профессиональное образование. Словарь

  • Обученность — результат обучения, включающий имеющийся запас знаний, умений и навыков и сложившиеся способы (приемы) их приобретения … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *