Организация питания спортсменов

Гигиенический требования к питанию

Гигиенические требования к пище и питанию. Организация лечебного и лечебнопрофилактического питания

Древние Диетологи учитывали: вкус пищи; силу ее воздействия на организм; форму и консистенцию продукта; цвет пищи; информацию по параметрам «холод — тепло» и «влага сухость»; информацию, заключенную в продукте под влиянием климата и места; изменение свойств продукта в результате термической и других видов обработки. Знание всех этих особенностей позволяло им использовать пищу как лекарство, а лекарство — как пищу (Г.П. Малахов, 2002).

Вкус пищи

Свидетельствует об особых свойствах энергии, заложенной в ней.

Классическая Аюрведа различает шесть основных вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий. Добавим еще два — терпкий и безвкусный.

СЛАДКИЙ ВКУС. Укрепляет, способствует свариванию соков тела, обладает небольшой теплотворной способностью.

КИСЛЫЙ ВКУС. Обладает освежающим действием, возбуждает аппетит; способствует размельчению и перевариванию пищи, способствует задержке жидкости в организме; открывает закупорки и делает проходимым кишечник.

СОЛЕНЫЙ ВКУС. Обладает очищающими свойствами: вытягивает застрявшее, затвердевшее, закупорившее, удаляет плесень; поддерживает аппетит, вызывает выделение слюны и желудочных соков; холодным продуктам придает разогревающие организм свойства.

ГОРЬКИЙ ВКУС. Улучшает пищеварение и аппетит; согревает тело и стимулирует выход жидкости из него; раскрывает сосуды; обладает разреживающими, растворяющими свойствами; увеличивает циркуляторные процессы в теле; способствует очищению полостей тела.

ВЯЖУЩИЙ ВКУС. Обладает высушивающими свойствами: сушит гной, кровь, желчь; заживляет раны; улучшает цвет кожи; сильно охлаждает.

После того как пища пройдет через пищеварительный тракт, ее вкус в основном меняется: сладкие и соленые продукты становятся сладкими; горькие, вяжущие и жгучие — горькими; кислые остаются кислыми. Таким образом, из шести первичных вкусов в организме образуются три вторичных.

Продукты, образующие вторичный сладкий вкус, способствуют укреплению, наращиванию массы тела. Избыток сладкого вызывает появление слизи, ожирение, снижение теплотворных способностей организма. Человек становится безразличным.

Продукты, образующие вторичный кислый вкус, способствуют повышению теплотворной, интеллектуальной и пищеварительной способностей организма. Избыток кислого вкуса ухудшает состав крови, приводит к возникновению язв, раздражений на коже, изжоге. Человек становится очень раздражительным и вспыльчивым.

Продукты, образующие вторичный горький вкус, очищают организм, стимулируют в нем все процессы и способствуют снижению массы тела. Избыток горького вкуса может истощить силы организма и привести к его обезвоживанию. У человека возникают беспричинные страхи и волнения.

Гигиенические требования к пище:

  • потребление в количестве, достаточном для возмещения энергетических затрат организма;
  • содержание пищевых веществ, необходимых для построения тканей и органов и нормального течения физиологических процессов (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды);

  • разнообразие, включение различных продуктов животного и растительного происхождения, содержание достаточного количества клетчатки;
  • приятные вкус, запах и внешний вид, возбуждение аппетита;
  • небольшой объем и обеспечение чувства сытости;
  • хорошая усвояемость;
  • соответствующая температура;
  • доброкачественность.

Гигиенические требования к питанию:

  • соблюдение режима приема пищи в течение дня;
  • соответствие возрастным особенностям, а также специфике профессиональной и иной деятельности;
  • соответствие климатическим условиям и в некоторой степени — бытовым и национальным привычкам;
  • прием пищи должен осуществляться в обстановке, способствующей возбуждению аппетита и нормальному пищеварению.

Раздел 1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра общей и коммунальной гигиены

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ

Учебное пособие

Оренбург – 2011

УДК 613.2.099(07)

ББК 55.141.12я7

Под редакцией д.м.н., проф. В.М. Боева.

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры общей и коммунальной гигиены Оренбургской государственной медицинской академии под общей редакцией д.м.н., профессора В.М. Боева в соответствии с учебной программой преподавания гигиены питания. В настоящем учебном пособии кратко освещены основные теоретические вопросы гигиены питания, содержится описание методов исследования адекватности питания и пищевых продуктов. Учебное пособие поможет студентам усвоить предмет и развить навыки самостоятельной работы, в том числе практические навыки необходимые при проведении гигиенической экспертизы пищевых продуктов, а преподавателям организовать аудиторные и внеаудиторные занятия.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: Лечебное дело, Стоматология.

Рецензенты:

— Березин И.И. — д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России»;

— Нотова С.В., д.м.н., профессор кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВПО ОГУ.

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ГБОУ ВПО ОрГМА Минздравсоцразвития России

Введение …………………………………………………………………………………….. 4

1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ……. 4

1.1 Теоретические сведения и практическая часть ……………………. 4

1.2 Примеры ситуационных задач к разделу 1 ………………………. 31

1.3 Тестовые вопросы для контроля знаний студентов к разделу 1 … 36

2. ПРОФИЛАКТИКА ВИТАМИННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ………… 37

2.1 Теоретические сведения и практическая часть …………………… 37

2.2 Примеры ситуационных задач к разделу 2 ……………………. .. . 45

2.3 Тестовые вопросы для контроля знаний студентов к разделу 2 …. 47

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРО-ДУКТОВ ……………………………………………………………… ………. 48

3.1 Теоретические сведения и практическая часть ………………… 48

3.2 Примеры ситуационных задач к разделу 3 ………………………. 61

3.3 Тестовые вопросы для контроля знаний студентов к разделу 3 … 64

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ………… 66

4.1 Теоретические сведения и практическая часть …………………

4.2 Примеры ситуационных задач к разделу 4 ………….. … ……….. 74

4.3 Тестовые вопросы для контроля знаний студентов к разделу 4 … 75

5. Эталоны ответов к тестовым заданиям (разделы 1-4) ………. … 76

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………….………….. . …… 77

7. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………… 78

Питание является одним из основных условий существования человека, а проблема питания – одной из основных проблем человеческой культуры. Правильное питание — важнейший фактор здоровья, оно положительно сказывается на работоспособности человека и его жизнедеятельности, и, в значительной мере, определяет длительность жизни, задерживая наступление старости, предупреждая болезни.

В работах И.П. Павлова подробно изучены механизмы приспособления секреции пищеварительных желез к составу пищи и качественным особенностям пищевых продуктов, а также к режиму питания; причем установлено существование в данном процессе двух фаз — нервно-рефлекторной и химической. И.П. Павловым был выделен пищевой центр, состоящий из центра голода и центра насыщения, было доказано, что условия приема пищи (внешний вид, сервировка и т.д.) через зрительный анализатор воздействуют на кору головного мозга и способствуют лучшему усвоению пищи. Он также указывал, что организм животных и человека находится в тесной взаимосвязи с внешней средой, непрерывно воздействующей на ЦНС, и одним из факторов внешней среды является пища, переходящая во внутреннюю среду организма и участвующая во всех жизненных процессах.

Использование пищи организмом человека находится также в большой зависимости от ее доброкачественности, вкуса и разнообразия. Пища – источник достаточно сложных и многообразных физиологических, фармакологических и даже токсических эффектов (академик А.А. Покровский). Питаться разумно – значит не только обеспечить содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды в необходимых количествах и правильных сочетаниях, но и удовлетворять индивидуальные потребности каждого с учетом физиологических особенностей и условий жизни.

Раздел 1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ

Гигиенические требования рационального питания. — Возрастные особенности физического развития организма.

Питание играет ключевую роль в обеспечении здоровья и нормального физического и нервно-психического развития ребенка и устойчивости его к воздействию внешних неблагоприятных факторов. Для нормальной жизнедеятельности организма ребенка, его роста и развития необходимо регулярное поступление пищи, содержащей сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду). Все эти вещества необходимы для удовлетворения потребности организма в энергии, для осуществления биохимических процессов, протекающих во всех органах и тканях. Органические соединения используются также как строительный материал в процессе роста организма и воспроизведения новых клеток взамен отмирающих.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность и уровень здоровья человека. Применительно к детскому возрастузначение питания многократно возрастает, так как рациональное питание детей первого года жизни является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, оптимальное психомоторное и интеллектуальной развитие, устойчивость к действию инфекций и различных неблагоприятных факторов внешней среды. Первые 2–3 года жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Тем не менее, существующие сегодня в некоторых странах методы вскармливания, возможно, приносят больше вреда, чем пользы для развития детей раннего возраста.

Дети в возрасте до трех лет особенно чувствительны к последствиям неправильного питания; так как в этот период рост происходит более интенсивно, чем в любое другое время, и поэтому существует повышенный риск задержки роста. Кроме того, в этом возрасте иммунная система сформирована еще не полностью, и это создает риск частых инфекций в тяжелых формах. Как познавательный, так и эмоциональный потенциал начинает развиваться рано, и поэтому в этот период также закладываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных способностей. Одним словом, неправильное питание в раннем детском возрасте приводит к серьезным дефектам, в том числе к задержке развития моторики и познавательной способности, к появлению проблем поведения, неразвитости социальных навыков, к сокращению продолжительности концентрации внимания, к недостаточным способностям к обучению и к пониженной успеваемости в учебе.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

Рациональное питание является одним из основных факторов, влияющих на здоровье, физическое развитие, заболеваемость населения. Недостаточность пищевого рациона влияет на трудоспособность, что выражается в быстрой утомляемости, понижении работоспособности. У детей недостаточное питание приводит к задержке роста и физического развития.

Рациональное и достаточное питание способствует сохранению естественной и приобретенной невосприимчивости человека к различным заболеваниям. Оно должно удовлетворять потребностям организма в энергии, пластических и др. материалах, обеспечивая при этом необходимый уровень обмена веществ.

Основные элементы рационального питания

Основными элементами рационального питания является сбалансированность и правильный режим питания. Сбалансированное питание предусматривает оптимальное количественные и качественные соотношения основных пищевых веществ — белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

При этом особое значение имеет сбалансированность незаменимых аминокислот, не синтезируемых в организме. В настоящее время установлено, что химический состав пищи может повышать устойчивость организма к действию токсических веществ и способствовать выведению их из организма.

Исследованиями И.П. Павлова и его последователей доказано, что характер пищи определяет характер пищеварения. Поэтому питание рассматривается как один из важнейших лечебных факторов. Видный отечественный гигиенист Г.В. Хлопин говорил, что от хорошего питания зависят сопротивляемость организма болезнетворным влияниям, умственное и физическое развитие человека.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище

Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище, сводятся к следующему:

— пища должна покрывать энергетические затраты организма в соответствии со степенью тяжести труда, возрастом, состоянием здоровья;

— содержать в достаточном количестве все пищевые вещества, необходимые для пластических целей и нормального течения всех физиологических процессов;

— должна вызывать аппетит, иметь приятный вкус, запах, внешний вид создавать чувство насыщения;

— иметь соответствующую температуру;

— должна быть безвредной, т.е. не содержать токсических веществ и патогенных бактерий;

— питание должно быть сбалансировано по содержанию различных пищевых веществ;

— общая энергетическая ценность пищи должна правильно распределятся по отдельным приемам в течение дня.

Физиологические нормы питания

Физиологические нормы питания являются средними величинами, отражающими оптимальные потребности отдельной группы населения в основных пищевых веществах и энергии. При определении индивидуальных потребностей следует, прежде всего, учитывать данные о росте, массе тела, возрасте, а также конкретных особенностях условий труда и отдыха. Для компенсации суточных затрат энергии должно быть обеспечено ведение в организм достаточного количество пищевых продуктов определенного состава. Пища хорошо усваивается, если соблюдается правильный режим питания.

Важно принимать пищу всегда в одни и те же часы, ибо в этих случаях вырабатывается условный рефлекс на время. К моменту приема пищи усиливается секреция, и пища попадает в желудок, подготовленный к ее восприятию. В противном случае нарушается ритмичность работы пищеварительного аппарата, что с течением времени может повлечь за собой расстройство функции его органов и отрицательно отразится на состоянии всего организма.

Большое значение имеет распределение пищевого рациона в течение дня, так как обильная пища, принятая в один или в два приема, усваивается значительно хуже, чем одно и то же количество, распределенное на большее число приемов. Это особенно важно для лиц с заболеваниями пищеварительного аппарата.

Пища является естественным источником основных пищевых веществ, а также витаминов, минеральных элементов, воды и других необходимых организму веществ.

Значение основных пищевых веществ

Белки — наиболее важная составная часть рациона, они способствуют нормальному росту и развитию организма. Содержание белка в рационе оказывает влияние на нервную высшую деятельность. Они участвуют и в энергетическом балансе организма, особенно при больших энергозатратах, а также при недостатке углеводов и жиров. Неполноценное белковое питание вызывает белковое голодание, способствует разрушению собственного белка организма, изменению функции желез внутренней секреции, нервной системы, понижению иммунобиологической реактивности организма.

Жиры являются источником энергии. Они служат источником жирных кислот. Они улучшают вкусовые качества пищи. В пище за счет жира должно быть обеспечено 30% суточной энергетической ценности рациона.

Углеводы играют важную роль в регуляции белкового обмена. В зависимости от строения растворимости, быстроты усвоения и использования для гликогенообразования различают простые (глюкоза, фруктоза, галактоза) и сложные углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка).

Значение минеральных веществ

Минеральные вещества поддерживают на нужном уровне амотическое давление в тканях. Наиболее благоприятным соотношением солей кальция и фосфата является 1:1,5 или 1:2. Такое соотношение наблюдается в молоке и молочных продуктах, капусте.

Значение витаминов для организма

Витамины — это органические соединения, необходимые организму в небольших количествах и обеспечивающие его нормальные физиологические функции.

а) Аскорбиновая кислота (витамин С) повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, устойчивость к высоким и низким температурам и давлениям, способствует регенеративным процессам при ранениях и ожогах, участвует в окислительно-восстановительных процессах.

б) Тиамин (витамин В1) При нехватке витамина В1 развивается болезнь берн-берн –

в) Ретинол (витамин А) Детям нужно, как можно чаще употреблять в пищу провитамин А, так как он способствует росту организма.

г) Кальциферол (витамин Д) Недостаток кальциферола в организме вызывает нарушение кальциевого и фосфорного обмена, что у детей приводит к рахиту, а у взрослых к остеомаляции и остеопорозу.

48. Причины и профилактика неврозов.

Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения, гиперактивностью ребенка, кусанием ногтей, нарушением сна, а так же изменением общего самочувствия. Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Согласно исследованиям невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

Предпосылкой развития неврозов у детей является патология беременности, родовые травмы, тяжёлый период послеродовой адаптации, наличие врождённых и хронических заболеваний, пренатальное поражение ЦНС. Как правило, это отражено в медицинской карте ребёнка, но родители не придают значения ранним диагнозам и считают, что многие проблемы уйдут сами, с ростом и развитием ребёнка. Клинический опыт показывает, к сожалению, обратную картину. С ростом и развитием ребёнка более чётко обозначаются симптоматические проявления, скрытые в раннем возрасте.

Началом этих проявлений являются наиболее яркие ступени развития — появление первых слов, ходьба, предметная игра, общение с родителями и со сверстниками. В дошкольном возрасте, невролог может своевременно распознать нарушенное развитие и принять необходимые меры по его коррекции. Сегодня в арсенале врача имеется широкий спектр терапевтических средств, с помощью которых можно избежать агрессивной лекарственной терапии и хорошо подготовить нервную систему и психику ребёнка к учебным нагрузкам. Наиболее показательными в плане школьной адаптации являются I и 5 классы. Именно в этот период родители «бьют в колокола» — обращаются к неврологам, психологам и другим специалистам. Обращения, по поводу того, что ребёнок не справляется со школьной программой, всегда взаимосвязаны с его психофизической готовностью к школьным нагрузкам. Сюда же относятся и поведенческие реакции, и рост заболеваемости, и невротические проявления, которые можно легко увидеть даже не специалисту. Наиболее наглядные симптомы «выдающие» школьную тревожность или являющиеся частью невротического симптомокомплекса: кусание ногтей, накручивание волос, покусывание губ. подёргивание лицевых и глазных мышц, сильный нажим руки во время письма и т.д. К более серьёзным проявления относятся: тики — мигания, наморщивание кожи лба. повороты головой, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание, притопывание ногами: нарушения сна — беспокойный сон, трудное засыпание, снохождение и сноговорение, страшные сноведения, высокая утомляемость, вялость, общее недомогание, снижение темпа мыслительной деятельности и другие астено-невротические симптомы. Могут наблюдаться снижения по возрастным нормам со стороны высших психических функций: памяти, внимания, речи. К невротическим проявлениям относятся разные типы заикания — логоневрозы. Кроме того, причиной неврозов является действие психических травм. Психическая травма определяется содержанием информации, которую получает человек. Чаще всего неврозы вызываются информацией: о семейных невзгодах (ссоры в семье, развод родителей), о потере родителей, о наказании за совершенное деяние. Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или сообщение о пожаре или взрыве. Действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов. Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими. Или же возникновение различного рода неприятностей, которые в свою очередь при многократном повторении могут вызвать развитие невроза.

Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют так же внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: особенности личности, повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам; эмоциональная неустойчивость; изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде. Внешние факторы: неправильное воспитание; неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия; трудности школьной адаптации, психотравмирующие ситуации т.п.

На развитие невроза влияет не только сама психотравмирующая ситуация, а так же ее значимость для человека, которая определяется содержанием значимых травмирующих переживаний в его жизни (переживания, вязанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п., случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.).

Собственно развитию неврозов предшествует этап психологической переработки личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательными эмоциями (страх, тревога, обида и др.). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.). В связи с сильным воздействием психотравмирующих факторов и слабости механизмов «психологической защиты» происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности.

Профилактика неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении общей культуры, духовного и материального уровня населения, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей. Уменьшению заболеваемости неврозами способствуют ряд условий: правильное трудовое воспитание в семье и школе, регулирование нервно-психической и физической нагрузки, своевременное лечение соматических болезней, широкое распространение спорта и туризма, борьба с алкоголизмом и курением, достаточное поступление в организм питательных веществ, необходимых для реализации нормальной функции нервной системы. Поскольку одними из причин неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, профилактикой травм мозга, в том числе родовых, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи, с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания. Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов, — может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка.

Таким образом, проведение всех вышеперечисленных мероприятий ведет к профилактике развития неврозов и уменьшению заболеваемости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *