Общие признаки письменной речи

Понятие письма и письменной речи. Общие и частные признаки

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

Понятие письма

Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графических знаков и правил их сочетания.

Процесс письма, состоящий в функционировании письменно-двигательных навыков, является сложной системной деятельностью, реализуемой с помощью соответствующего анатомического аппарата (пишущей руки и верхнего плечевого пояса), биомеханики, управления движениями со стороны центральной нервной системы.

В нем различаются:

    • смысловая сторона (охватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности);
    • графическая сторона (почерк — система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков).

В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий:

    1. письменную речь;
    2. почерк.

При исследовании письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Признаки, характеризующие смысловую сторону письма при производстве почерковедческой экспертизы, второстепенны. Более существенна их роль в автороведческой экспертизе.

В основе формирования почерка лежат навыки. В период обучения письму человек исполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им действие, не охватывая при этом одновременно все содержание написанного и другие элементы, которые составляют комплексное понятие письма. Когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует значительных усилий, движения руки пишущего замедленны.

В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в Отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость.

Понятие письменной речи

Письменная речь как объект криминалистического исследования представляет собой характерную для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей.

На формирование навыков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства:

    • знание грамматики (морфологии, синтаксиса) и литературы, различных стилей изложения;
    • профессия;
    • местные диалекты;
    • общение с определенным кругом лиц;
    • родной язык, если документ выполняется на другом языке;
    • заболевание центральной нервной системы и другие факторы.

Общие признаки письменной речи — это:

    • манера изложения текста,
    • общий уровень грамотности,
    • стилисти­ческие и грамматические особенности языка,
    • словарный запас.

Подробнее

Стилистические признаки характеризуют язык, архитектонику текста, стиль изложения (официально-деловой, научный, техни­ческий, производственный, литературно-художественный, пуб­лицистический, бытовой, профессиональный, характерный для преступной среды и пр.).

Лексико-фразеологические признаки характеризуют общий сло­варный запас, употребление терминов, свойственных лицам оп­ределенных профессий, местности и т.п. Среди них можно вы­делить:

    1. профессионализмы — слова, специфические для лиц определенных профессий;
    2. архаизмы — устаревшие слова и выра­жения;
    3. диалектизмы — слова и обороты речи, используемые в определенной местности;
    4. варваризмы — употребление слов из других языков;
    5. жаргонизмы — слова искусственного, условного языка определенных групп людей (жаргона).

Грамматические признаки (орфографические, синтаксические, пунктуационные) отражают знание исполнителем грамматических правил письма. В соответствии с ними общий уровень грамотно­сти исполнителя определяется как низкий, средний и высокий.

Частные признаки письменной речи

Частные признаки письменной речи:

    • орфографические навыки, устойчивое неправильное написа­ние слов;
    • пунктуационные навыки, в том числе своеобразное исполь­зование тех или иных знаков препинания, разделение тек­ста на абзацы, разделы;
    • лексико-фразеологические навыки — использование слов в не свойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;
    • синтаксические навыки — определенное нарушение норм синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;
    • стилистические навыки — устойчивое нарушение норм лек­сической стилистики, своеобразные композиции изложения.

В общественной, производственной, научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативную нагрузку. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, т.е. в ней заключен определенный смысл, конкретное содержание.

Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет свою языковую форму, в которую облечен ее смысл, — языковые средства, материализирующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного состава, употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка.

Подробнее

Грамматические признаки письма представляют собой особенности соблюдения или нарушения нормированного грамматического строя языка. Грамматические особенности языка проявляются в практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. Усвоение грамматического строя языка происходит постепенно, с раннего детства, путем подражания речи взрослых, чтения, самообразования и, наконец, изучения в школе нормативной грамматики. Однако под влиянием бытовой речи, местных диалектов, недостаточного усвоения правил, а также в силу частичных изменений, вносимых время от времени в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письме нередко формируются устойчивые отступления от грамматических норм.

Лексические признаки — характерная для пишущего совокупность средств и особенности использования их для выражения мыслей на бумаге. Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Если давать общую характеристику лексике автора исследуемого документа, то ее можно определить как бедную или богатую.

Вместе с тем в ней могут быть выявлены некие особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Такими особенностями могут быть устаревшие слова, редко употребляемые в современном литературном языке (архаизмы); новые слова, сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения (неологизмы); слова, употребление которых характерно для лиц, объединенных по роду деятельности, профессии (профессионализмы); слова из жаргона определенных социальных групп; слова, характерные для определенной территориальной единицы (диалектизмы).

Фразеология — совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по смыслу. Характер фразеологических оборотов позволяет оценить главным образом условия воспитания и уровень образования пишущего. Такие обороты, как «сломя голову», «ловить рыбку в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т. п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, а обороты «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» — типичными для лиц, получивших широкое образование и хорошо начитанных.

Изобразительно-выразительные средства — это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы).

Они вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающийся образ, они углубляют понимание главного в описываемых событиях. Степень владения изобразительно-выразительными средствами в письме, как и все лексические особенности в целом, может свидетельствовать об уровне развития автора, о его опыте в изложении мыслей, об общественной и профессиональной группе, к которой он принадлежит.

Стилистические признаки — это характерная для автора манера изложения мысли, заключающаяся в определенном способе построения отдельных предложений и текста в целом, отбора лексики, употребления изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функцией языка в той или иной сфере человеческой деятельности.

В основе криминалистического исследования письменной речи лежит выявление особенностей письменно-речевых навыков, которые в силу отражения сложившихся в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа.

Эти признаки могут включать соответствие нормам, в пределах которых они формировались, отдельные устойчивые отклонения от принятых норм, являющиеся следствием слабого развития, или полное отсутствие навыка в соблюдении определенных норм.

Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако, анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием документа.

Понятие письма и классификация его признаков

Письмо можно рассматривать в широком и узком значении этого слова. В широком смысле письмо — это средство запечатления мыслей человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений. Результатом письма является рукопись. Зачастую именно ее и считают письмом в узком смысле слова. Рукопись отражает языковые средства речи и систему движений, воспроизводящих письменные знаки и их сочетания, что позволяет в письме рассматривать две стороны:

  • 1) смысловую, т.е. письменную речь, представляющую собой характерную для пишущего лица совокупность смысловых языковых средств, принятых для выражения мыслей. Письменная речь является объектом авто- роведческого исследования;
  • 2) графическую, т.е. почерк, представляющий собой зафиксированную в рукописи систему привычных движений, реализуемых при письме. Почерк является объектом почерковедческого исследования.

Признаки письменной речи отражают присущие конкретному лицу навыки логически последовательно, содержательно, в соответствии с нормами языка излагать мысли. Выделяют общие и частные признаки письменной речи.

Общие признаки характеризуют письменную речь в целом и позволяют судить о развитии интеллектуальных и языковых навыков автора письма. Выделяют грамматические, лексические и стилистические признаки письменной речи.

Грамматические признаки зависят от степени владения автором правилами письма на определенном языке и характеризуются наличием орфографических, синтаксических и пунктуационных ошибок. Степень развития грамматических навыков письма может быть высокой, средней и низкой. Высокой — если на трех страницах стандартного листа не более одной негрубой орфографической или пунктуационной или одной синтаксической ошибки. Средней — если на таком же количестве страниц имеется не более трех синтаксических, двух грубых орфографических и двух грубых пунктуационных ошибок. Низкой — если в тексте присутствует более пяти синтаксических и более 11 орфографических и пунктуационных ошибок.

Лексические навыки письма характеризуются, как правило, объемом словарного запаса и особенностями словаря автора. С этой точки зрения лексику современного русского языка можно разделить на общенародную и ограниченного употребления. Общенародная лексика — составная часть общенационального литературного словаря, то ядро, без которого невозможны язык и общение. В него входят слова, являющиеся выражением наиболее необходимых, жизненно важных понятий, которые устойчивы во всех стилях языка. К словам ограниченного употребления относятся диалектизмы, профессионализмы и арготизмы, которые употребляются ограниченным числом людей, связанных между собой общностью территориальной, профессиональной или иной социальной, например преступной, деятельности.

Словарный запас по объему может быть обширным и ограниченным. Обширный словарный запас характеризуется свободным использованием лексических синонимов и фразеологических оборотов. Ограниченный словарный запас — однотипными определениями того или иного предмета или явления, неоправданным повторением одних и тех же слов.

Степень развития стилистических навыков характеризуется языком изложения и общим построением (архитектоникой) письменной речи. Под языком изложения понимают систему языковых средств и лексических приемов. Применение определенных средств языка обусловлено той средой и ситуацией, в которых происходит общение. Причем каждый языковый стиль характеризуется определенной системой лексических средств, что позволяет классифицировать лексику со стилистической точки зрения.

Выделяют следующие виды стилей: 1) межстилевой, когда слова являются эмоционально нейтральными и применяются во всех стилях языка. Благодаря данному стилю возможно как устное, так и письменное общение, ему свойственны простота и естественность, общепонятность и четкость; 2) разговорно-бытовой стиль, который употребляется, как правило, в непринужденной беседе. Ему присущи просторечные, грубоватые слова, отсутствующие в межстилевой лексике, специфические разговорно-бытовые обороты и т.п.; 3) книжный стиль, который выступает как система слов, основной сферой использования которых является строго нормированная литературная речь. Выделяют следующие виды книжного стиля: публицистический, официально-деловой, производственно-технический, научный.

Под общим построением (архитектоникой) письменной речи понимается логическая связь и взаимоотношение между всеми частями рукописи. При этом архитектоника характеризуется умением правильно, логически и последовательно излагать свои мысли, наличием вступления и заключения, абзацев, заголовков, символов, сокращений и т.п.

Частные признаки письменной речи выражаются в определенных особенностях или нарушениях речи. К ним относятся:

  • 1) устойчиво повторяющиеся грамматические ошибки, среди которых можно выделить орфографические, пунктуационные и синтаксические. Орфографические выражаются в устойчивом нарушении правил орфографии при написании одних и тех же слов. Пунктуационные — в устойчивом нарушении определенных правил пунктуации и своеобразном использовании знаков препинания. Синтаксические — типичные нарушения правил построения предложений;
  • 2) устойчиво повторяющиеся лексические ошибки: неправильное использование отдельных слов, употребление лишних слов, повторение одних и тех же слов вследствие малого словарного запаса;
  • 3) признаки авторской лексики, т.е. использование диалектизмов, профессионализмов, арготизмов, вульгаризмов, варваризмов, архаизмов, экзо- тизмов, неологизмов, специфических разговорно-бытовых слов и фразеологических оборотов;
  • 4) признаки использования символов, сокращений, исправлений и вставок;
  • 5) признаки акцентирования: подчеркивание, выделение слов специальным шрифтом, изменением наклона, нажима, разрядкой, применением скобок или использованием многоточий.

Признаки почерка представляют собой зафиксированную в рукописи систему привычных движений и иных приемов, основанных на письменнодвигательном навыке. Выделяют общие и частные признаки почерка.

Общие признаки почерка, характеризуя его в целом, отражают особенности движений пишущего, свойства его письменно-двигательного навыка, объем и выраженность признаков при выполнении конкретной рукописи. Общие признаки почерка подразделяются на группы:

  • 1) общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движений. Поскольку вышеперечисленные признаки почерка отображают привычки размещения текста, способы выполнения и оформления его частей и другие навыки письма, то их еще иногда называют топографическими признаками письма;
  • 2) общие признаки почерка, характеризующие степень сформированно- сти письменно-двигательного навыка;
  • 3) общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории.

Первая группа общих признаков почерка включает: а) размещение самостоятельных фрагментов рукописи: заголовков, обращений, дат, подписей;

б) наличие или отсутствие полей, их количество, размер, форма и конфигурация; в) наличие и размер красных строк (абзацных отступов); г) размер интервалов между строками (изучается только в случае выполнения рукописи на нелинованной бумаге); д) размер интервалов между словами; е) размещение линии письма относительно типографской линовки; ж) положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги (направление линии письма в строке); з) форма линии письма в строке; и) размещение знаков препинания и переноса слов относительно предшествующих слов, линии письма или линии строки.

Вторая группа общих признаков почерка включает выработанность почерка и сложность движений (строение почерка).

Выработанность почерка — это способность лица к скорописи, которая характеризуется координацией движений при письме и темпом письма. Исходя из соотношения координации движений при письме и темпа письма, почерки могут быть высоковыработанные, средневыработанные и маловыработанные.

По степени сложности движений (строению) почерки подразделяются на простые, упрощенные и усложненные. В простых почерках система движений приближена к стандартным прописям. Упрощенный почерк отклоняется от стандартной нормы в сторону уменьшения сложности. Усложненные почерки характеризуются отклонениями от прописей в сторону увеличения сложности движений за счет замены прямолинейных движений на извилистые, повтора движений, усложнения формы букв и увеличения протяженности движений, «украшательства» букв дополнительными элементами.

В третью группу общих признаков, характеризующих структуру движений по их траектории, входят:

  • а) преобладающая форма движений. По этому признаку почерки делятся на прямолинейно-угловатые, округлые и смешанные. Правилами правописания предусмотрено преобладающее выполнение букв русского алфавита и их элементов движениями прямолинейно-округлой формы. Причем при сочетании прямолинейных движений образуются угловатые и ломаные штрихи, а при сочетании дуговых — петлевые, извилистые и овальные;
  • б) преобладающее направление движений. Выделяют левоокружные (движение против часовой стрелки), правоокружные (по часовой стрелке) и смешанные почерки;
  • в) наклон почерка. Почерк может быть вертикальным, при котором оси букв образуют с линией письма угол около 90°, а также правонаклонным, левонаклопным и смешанным. Прописями предусмотрено правоиаклон- ное письмо. Наклон почерка — признак, легко поддающийся изменению. На него могут влиять поза пишущего, положение листа бумаги, его формат. Поэтому при исследовании необходимо учитывать, устойчив ли этот признак на протяжении всей рукописи;
  • г) размер почерка. Размер может быть средний (от 2 до 5 мм), малый (до 2 мм), большой (свыше 5 мм) и смешанный. Данный признак является легко изменяемым в зависимости от целевого назначения документа, формата листа бумаги, пишущего прибора;
  • д) разгон почерка. Определяется отношением ширины письменных знаков к их высоте. По разгону почерк может быть средним, большим (размашистым), малым (сжатым) и смешанным;
  • е) связанность почерка (непрерывность движений). Определяется способностью пишущего выполнить максимальное число букв без отрыва ручки от бумаги. Степень связанности движений может быть средняя (непрерывным движением выполняется 4—5 букв), высокая (6 и более букв), малая (не более 3 букв). Связанность почерка — устойчивый признак и не может быть повышена без длительной тренировки, но изменяется в сторону понижения;
  • ж) нажим почерка. Определяется только в рукописях, выполненных пером.

Общие признаки почерка малоустойчивы, легко изменяются. Исключение составляют только выработанность почерка и его связанность, которые трудно повысить без длительной тренировки, но можно изменить в сторону понижения. По общим признакам почерка нельзя установить исполнителя рукописи: по ним подбираются сходные почерки для последующего детального исследования.

Индивидуальность почерка проявляется прежде всего в частных признаках, под которыми понимаются отклонения от принятого в прописях выполнения письменных знаков, их элементов и соединений. Вот почему для проведения криминалистического исследования необходимо знать строение всех букв алфавита, цифр, знаков препинания и математических символов.

Частные признаки почерка делятся на восемь групп: сложность движений, их форма, направление, протяженность, вид соединения, количество, последовательность, относительное размещение. Элементы письменных знаков и частные признаки почерка приведены на рис. 9.1.

Частные признаки почерка

1. Сложность движений при выполнении букв (строение букв)

2. Форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов

Рис. 9.1. Элементы письменных знаков и частные признаки почерка

6. Количество движений при выполнении букв

Рис. 9.1. (продолжение)

8. Относительное размещение движений при выполнении букв и элементов

Рис. 9.1. (окончание)

Общие признаки письменной речи

Наиболее общим и разносторонним признаком является уро­вень владения письменной речью. К показателям этого уровня относится степень развития грамматических, лексических и стили­стических навыков письма.

Высокому уровню владения письменной речью свойственна ло­гическая последовательность изложения мыслей, аргументированность выдвинутых положений, глубина мысли, использование разнообразных средств речи, эрудиция, обширный словарный за­пас. Как правило, здесь мы встречаемся с высоким уровнем гра­мотности (в случае совпадения в одном лице и автора и исполни­теля рукописного текста). Исполнитель (в зависимости от целей письма) излагает мысли или литературным, или официально-деловым, или научным языком.

Средний уровень характеризуется недостаточно высокой сте­пенью развития стилистических и лексических навыков, отсутстви­ем строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разговорно-бытового стиля. В то же время не исключена возможность изложения мыслей и литературным, научным языком и др.

Низкому уровню владения письменной речью присущи такие недостатки, как неполнота раскрытия главной мысли, отсутствие доказательства выдвинутых положений и последовательности в изложении. Словарный запас крайне беден, наблюдаются частые повторы, стиль изложения разговорный. Такому уровню, как пра­вило, соответствует и низкая грамотность.

Степень развития грамматических навыков письма. Под об­щим уровнем грамотности понимается степень овладения прави­лами письма на определенном языке. На развитие грамматических навыков влияют факторы объективного и субъективного характе­ра: способности человека, продолжительность и методика обуче­ния языку. О грамотности письма свидетельствует количество ор­фографических, пунктуационных и синтаксических ошибок.

Степень развития грамматических навыков можно считать высокой, если в рукописи имеются одна-две негрубые орфографи­ческие или пунктуационные ошибки и не более одной-двух — в выборе слов или построении предложений на 5—7 страницах школьной тетради. Средняя степень развития грамматических на­выков характеризуется наличием в рукописи не более трех ошибок в выборе слов или построении предложений и не более двух гру­бых орфографических и двух грубых пунктуационных ошибок. При низкой степени в рукописи может быть шесть и более ошибок в выборе слов или построении предложений, двенадцать и более орфографических и пунктуационных ошибок.

Степень развития грамматических навыков может быть опре­делена экспертом и соответственно использована в качестве иден­тификационного признака для установления исполнителя рукопи­си только при наличии достаточно большого по объему почерково-го материала (исследуемого и экспериментального). Лишь в этом случае эксперт может выявить наличие тех или иных грамматиче­ских ошибок и проанализировать их с точки зрения устойчи­вости.

Степень развития лексических навыков письма.В криминали­стике под этим принято понимать общую характеристику словар­ного запаса. Каждый человек обладает определенным запасом слов, который используется им при выполнении различных руко­писных текстов. Объем этого словаря у каждого человека не есть величина постоянная. Специфичность словарного запаса у каждого человека вырабатывается на протяжении всей его жизни. Свое­образие лексики зависит от культурного и профессионального уровня человека, его трудовой деятельности, национальных осо­бенностей и местности, где он проживает, бытовых условий и ряда других обстоятельств субъективного и объективного характера.

При исследовании признаков письменной речи эксперт всегда должен помнить, что о специфике словарного запаса человека можно судить только при наличии большого количества почеркового материала.

Лексика современного русского языка по сферам употребле­ния подразделяется на две группы. Наиболее многочисленную составляют общенародные слова, употребляемые всеми говорящи­ми на русском языке. Другую группу составляют слова, употреб­ление которых принято только в определенном коллективе или в определенной диалектной и социальной среде.

Специфику проявления словарного состава языка пишущего составляют слова ограниченного употребления, свойственные лишь конкретному коллективу или определенной социальной группе людей. К таким словам относятся диалектизмы, профессионализмы, арготизмы (жаргонные слова).

Диалектизмы — слова и выражения, заимствованные из местного диалекта или говора. Диалектная речь не является ли­тературной, это разговорно-бытовая речь какой-либо части народа, объединенного территориальной общностью.

Профессионализмы являются принадлежностью речи определенного коллектива, объединенного производственной дея­тельностью, профессией или специальностью. Например, шпон — тонкая металлическая пластинка, применяемая для увеличения расстояния между строками набора. Этот термин в основном из­вестен в полиграфии и поэтому может встретиться, например, в речи (тексте) работника типографии. Алиби — доказательство не­виновности, основанное на том, что человек в момент совершения преступления находился в другом месте, а потому не мог участво­вать в приписываемом ему преступном деянии. Этот термин встре­чается в речи юристов. Троетес — длинный гвоздь, соединяющий сразу три тесины (из словаря плотников). Профессионализмы ча­сто встречаются в научном, производственно-техническом и офи­циально-деловом стилях письменного языка.

Идентификационное значение для установления автора руко­писи приобретают Профессионализмы, встречающиеся в разговор­но-бытовом языке, например, в обычной переписке, анонимном тексте и т. д.

Арготизмы — речь определенной социальной группы людей, отличающаяся от обычного языка наличием слов и выражений с особым значением. Например, хвост — в значении несданный экза­мен, загорать — в значении простаивать, подбросить — в значении подвезти и др.

В криминалистической литературе арготизмами обычно называют только слова преступного мира (воровской жаргон), где тюрьма называется академией; капать — означает доносить, выда­вать; хаза — квартира и др. Кроме жаргона преступного мира су­ществуют жаргонные слова, применяемые учащимися. Например, школьники слово кол употребляют в значении неудовлетворитель­но; в студенческой среде срезаться — означает не выдержать экза­мена и т. п.

Наличие в рукописи жаргонных слов и выражений, их «профес­сиональная» принадлежность позволяет исследователю с большей или меньшей степенью вероятности судить об ее авторе. Можно, например, судить об отношении лица к преступному миру или к определенной профессии.

В разговорно-бытовой лексике (точнее, в просторечной) особо выделяются вульгаризмы, т. е. слова грубые, не свойствен­ные литературной речи. Например, харя, сопатка, жрать и др. В просторечии также встречаются слова, которые по своему ха­рактеру близки к вульгаризмам (наяривать, газировка и др.). Иногда в текстах встречаются общеупотребительные слова с осо­быми значениями. Например, накатать — в значении написать; шляпа — в значении растяпа; тюлень — в значении неповоротли­вый человек и др.

Нередко в рукописях человека с низким уровнем владения письменной речью встречаются слова иного словообразовательного строения, нежели соотносительные им общепринятые в русском языке слова того же корня. Например, читалка вместо читальня;силком вместо насильно; убивака вместо убийца и др. В разговор­но-бытовой лексике встречаются так называемые «лишние» слова или слова-паразиты, которые в силу привычки из разговорной ре­чи переходят и в письмо. Например, так сказать, в общем-то и др.

Архаизмы — это слова, вышедшие из повседневного упо­требления и в этой связи воспринимаемые как устарелые. Напри­мер, вояж—путешествие; пиит—поэт; втуне—напрасно и др. Слова, вышедшие из активного употребления, могут встретиться в рукописи пожилого человека.

К неологизмам мы относим слова, которые еще не вошли в активный запас языка. Поэтому определенное время неологизмы носят на себе оттенок свежести и необычности. Так, например, в настоящее время к неологизмам можно отнести такие слова, как луноход, космолаз, лазер и др.

Экзотизмы —слова иноязычного происхождения. Они отра­жают быт и национальные особенности того или иного народа. Например, сэр, сакля, аул, сольдо и др.

Варваризмы — иноязычные слова, не свойственные русско­му языку. От экзотизмов они отличаются тем, что могут выражать понятия, для которых в русском языке имеются свои исконно рус­ские слова. Часто в рукописях варваризмы воспроизводятся с по­мощью алфавита того языка, которому принадлежат эти слова.

В русском языке употребляются и более сложные устойчивые образования, называемые фразеологическими оборотами или фразеологизмами. Такие словосочетания можно разделить на три группы. Межстилевые фразеологические обороты употреб­ляются во всех стилях языка (сдержать слово, по свежим следам, игра слов и др.). Разговорно-бытовые имеют свои специфические особенности (навострить лыжи—убежать; совать нос—вмеши­ваться; точить лясы — говорить).

К книжным относятся такие фразеологизмы, как сложить ору­жие—сдаться; последний путь—похороны; женский пол—жен­щины и др.

Анализ экспертной практики дает основание предполагать, что фразеологические обороты книжного характера чаще всего встре­чаются в рукописях лиц, имеющих высокий уровень владения письменной речью.

Степень развития стилистических навыков. Об этом признаке исследователя информирует язык изложения и общее построение письменной речи.

Язык каждой национальности подразделяется на подъязыки, называемые функциональными стилями. В зависимости от соци­альных задач каждый функциональный стиль имеет ограниченное употребление и обладает специфическими языковыми средствами, которые за пределами этого стиля не употребляются или почти не употребляются. Каждый языковой стиль, таким образом, пред­ставляет собой систему средств выражения определенных мыслей; выбор же конкретной формы изложения мыслей определяется со­держанием и назначением рукописи.

В литературе, посвященной вопросам стилистики русского языка, выделяются следующие стили: официально-деловой, науч­ный, производственно-технический, публицистический, разговорно-бытовой. Первые четыре стиля принято называть книжными.

Официально-деловой стиль используется для написания приказов, циркуляров, различной документации, межведомствен­ной переписки, заявлений, объяснений, автобиографий и др. Для этого стиля характерно своеобразие лексики, которая, как прави­ло, не употребляется в других книжных стилях. Например, исполь­зование таких слов, как домовладелец, инвентаризация, делопро­изводство и др. Для такой рукописи характерно также наличие специфических фразеологизмов. Например, трехразовое питание, непрерывный стаж, удостоверение личности и др.

Основной особенностью научного стиля является использо­вание определенной терминологии и специфических для каждой отрасли науки словосочетаний. Здесь нередко употребляются ино­язычные слова и выражения, записываемые в рукописи с помощью алфавита языка источника; могут встретиться формулы, условные обозначения. Для научного стиля характерно употребление пред­ложений с различного рода вставками и пояснениями. Например: «Высшей формой отражения является запечатление в сознании человека (правонарушителя, потерпевшего, свидетеля) обстоятельств, образующих преступление, и его последствий». В этом стиле обращают на себя внимание сложноподчиненные предложе­ния, в которых основная информация содержится в придаточном предложении. Например: «Следует отметить, что…»; «Необходимо подчеркнуть, что…».

Для производственно-технического стиля языка характерно использование специфических слов и фразеологизмов.

Публицистический стиль отличается от вышеназванных не только особой лексикой и фразеологией, но и эмоциональностью воздействия на читателя. Этот стиль используется в газетах, об­щественно-политических журналах, при выступлении на митингах, собраниях и т. д.

Разговорно-бытовойстиль имеет существенные раз­личия по сравнению с книжным. Он употребляется в повседневном общении людей (переписка, записки различного содержания и т. д.). Разговорный стиль богат запасами специфической лексики; большинство разговорных слов носит эмоциональную окраску, бо­гат состав фразеологии. В рукописях, выполненных разговорно-бытовым стилем, можно встретить такие выражения, как загова­ривать зубы, точить лясы, уши вянут, держи карман шире и др.

Применение тех или иных средств языка во многом зависит от целей пишущего. Человек выбирает из просторечного языка толь­ко то, что наиболее эффективно позволило бы достигнуть постав­ленной задачи. Поэтому лексические границы стилей не остаются неизменными. Так, слова и выражения из разговорно-бытовой лексики могут войти в официально-деловой стиль и наоборот. Человек осваивает и берет на вооружение только ту часть и раз­новидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальным психофизиологическим осо­бенностям, его общественной, трудовой и личной жизни. Индиви­дуальный стиль языка формируется и под влиянием литературно­го, которым написаны произведения классиков, изучаемые в шко­ле; под влиянием особенностей местности, где рос и учился чело­век, и многих других обстоятельств субъективного и объективного характера.

Таким образом, под индивидуальным стилем понимается при­сущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств.

В криминалистической практике эксперты при исследовании, как правило, имеют дело с индивидуальным стилем языка. Инди­видуальность стилю языка каждого человека придают и такие признаки, свидетельствующие о степени развития стилистических навыков, как общее построение письменной речи (архитектоника), преобладающие типы предложений, признаки символики и сокра­щений, акцентирование.

Под общим построением письменной речи (ар­хитектоникой) понимается логическая связь и взаимоотноше­ния между всеми частями рукописи. Навыки архитектоники про­являются в умении правильно, полно и последовательно излагать свои мысли, т. е. когда в рукописи есть вступление, с помощью которого автор подводит читателя к пониманию основной мысли;

затем изложены факты и, наконец, в заключительной части сде­ланы выводы, вытекающие из приведенных выше данных. Если стилистические навыки у автора развиты слабо, то мысли изложе­ны неумело, отсутствуют в рукописи вступительная и заключи­тельная части, нет последовательности в изложении основной мы­сли, отсутствуют доказательства выдвинутых положений и т. д.

При изложении определенных мыслей текст рукописи может быть разбит на абзацы. Наличие или отсутствие в тексте абзацев, их строение имеет определенное идентификационное значение при установлении автора (исполнителя) рукописи. Исследователь дол­жен обратить внимание на: количество предложений, входящих в абзац (в экспертной практике принято считать длину предложений малой, если количество слов в них колеблется от двух до шести; средней — от шести до тридцати и большой — свыше тридцати слов); наличие знаков препинания, вопросительных или воскли­цательных знаков в конце абзаца; размер абзацев. Наибольшее идентификационное значение при установлении автора (исполни­теля) рукописи имеют абзацы, состоящие из одного-двух больших предложений.

О степени развития стилистических навыков свидетельствует и такой признак, как преобладающий тип предложений. В зави­симости от типа предложений рукописи бывают: с упрощенными конструкциями (Война. Окопы. Грязь); с простыми конструкция­ми (простые распространенные предложения); со сложными кон­струкциями (сложносочиненные и сложноподчиненные предложе­ния); с усложненными конструкциями, где несколько придаточных предложений, вводные обороты и слова, причастные и деепричаст­ные обороты, прямая речь и диалог.

Наибольшее идентификационное значение имеют рукописи с упрощенными и усложненными конструкциями.

Непосредственно связаны со смысловой стороной письма встре­чающиеся в рукописях символы, сокращения, исправ­ления (зачеркивания, вставки, правка).

Под символами понимается условный графический язык, слу­жащий для обозначения определенных слов и их сочетаний (№, %, § и др.).

В рукописях могут встретиться различные виды сокращений. Со­кращения с использованием, например, начальных букв слова (аб­бревиатуры) — ТАСС, ВНИИСЭ и др. Идентификационная значи­мость аббревиатур зависит от того, насколько часто они встреча­ются в рукописях. Например, идентификационная значимость такого сокращения, как РСФСР, намного меньше, нежели ВНИИСЭ. Редко встречающиеся аббревиатуры дают возможность исследо­вателю с большей или меньшей степенью вероятности в совокуп­ности с другими признаками письменной речи судить о професси­ональной принадлежности предполагаемого автора (исполнителя) спорной рукописи. Сокращения могут быть также слоговыми или смешанными (парторг, пединститут. Союз ССР и т. п.). В рукопи­сях нередко используются и такие сокращения, как, например, ин-тут, кол-во и др.

Наибольшую индентификационную ценность имеют сокраще­ния, не предусмотренные правилами,— так называемые авторские сокращения.

К стилистическим признакам можно отнести навыки акцен­тирования, основное назначение которых заключается в вы­делении основных, по мнению автора (исполнителя), мыслей в рукописи. Усиление главных положений в тексте достигается: подчеркиванием, выделением слов специальным шрифтом, разряд­кой, изменением наклона, нажима, использованием вопроситель­ных, восклицательных знаков, многоточия, скобок и др. (некоторые криминалисты в признаки письменной речи включают цель и содержание документа. В силу того, что цель и содержание рукописи ни в коей мере не отражают навыков человека по владению письменной речью и их изуче­ние выходит за рамки экспертного исследования, они нами не включены в приз­наки письменной речи и поэтому специально не рассматриваются).

Общие признаки письменной речи, выявленные экспертом в процессе изучения спорной рукописи и образцов письма лиц, по­дозреваемых в ее написании (составлении), позволяют сузить круг поиска автора (исполнителя). Для того, чтобы с той или иной степенью вероятности, а в некоторых случаях и в категорической форме, судить о конкретном авторе текста, необходимо в сравни­ваемых рукописях выявить совокупность частных признаков пись­менной речи.

Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 1518;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *