5 онтологических категорий

Что такое онтология? Её проблемы и функции

  • Главная
  • Наука
    • Астрономия
      • Загадки Вселенной: планеты Cолнечной системы и их расположение
      • Какие процессы являются следствием осевого вращения Земли
      • Как в древние времена люди представляли себе Землю
      • Как в астрономии появились красивые названия звезд и созвездий
      • Расстояние между Землей и Луной
      • Юпитер — самая большая планета Солнечной системы
      • Скорость вращения Земли вокруг Солнца
      • Самые далекие планеты от Солнца и Земли
      • Планеты солнечной системы: их порядок и история названий
    • Биология
      • Особенности классов птиц: системы, разновидности, жизненный цикл
      • Паук — это насекомое или нет: строение и значение животных в природе
      • Общая характеристика млекопитающих животных и их строение
      • Обмен веществ и энергии в клетке: этапы и формула метаболического процесса
      • Строение кровеносной системы млекопитающих и состав крови животных
      • Семейство крестоцветных: описание видов, значение в природе и для человека
      • Сколько отделов тела есть у человека и других видов живых организмов
      • История и значение зоологии как науки о животных
      • Растителдьная клетка: строение и функции
      • Важные основы генетики человека
      • Прочнейший скелет растения, или механическая ткань
      • Особенности строения птиц и их биологическое значение
      • Строение и биологическое значение двустворчатых моллюсков
      • Ткани растений: виды, строение, назначение и функции
      • Методы и значение исследования генетики человека
      • Строение пищеварительной системы человека и ее анатомические особенности
      • Строение и жизненный цикл особей класса Кишечнополостные
      • Строение семени растений: особенности и химический состав
      • Оплодотворение растений: виды, особенности, процесс и биологическое значение
      • Класс млекопитающие: отряды, главные признаки зверей, образ жизни и примеры
      • Общая характеристика, признаки и влияние на экологию человека типа Хордовые
      • Значение растений в жизни всех существ: что было бы на Земле без них
      • Оплодотворение матки и развитие беременности по триместрам
      • Типы и уровни пищевых цепей, примеры и биологическое значение трофических связей
      • Минеральное питание растений — это залог высоких стабильных урожаев
      • Основные признаки класса млекопитающих, роль в природе
      • Круглые и кольчатые черви: характеристика, виды и особенности строения
      • Ноги пауков — особенности и назначение конечностей членистоногих
      • Что такое генетика: определение, задачи и методы исследования, типы наследования признаков
      • Метаболизм веществ: как он происходит, способы нормализации
      • Мир цветов: растения семейства лилейных
      • К какому классу относятся рыбы: особенности строения и жизненного цикла
      • Редкие растения из Красной книги: исчезнувшие и охраняемые виды
      • Во сколько лет ломается голос у мальчиков: признаки пубертатного периода
      • Во сколько лет ломается голос у мальчиков: признаки пубертатного периода
      • Что такое неживая природа: ее признаки и примеры, взаимосвязь с живой природой
      • Стадии и биологическое значение митоза
      • Что такое антропогенные факторы, и как они воздействуют на природу
      • Анатомические особенности и значение пауков в природе
      • Все о растениях Северной Америки: интересные факты и исчезающие виды
      • Что относится к живой природе: признаки живых организмов и их классификация
      • Самые великие биологи мира
      • Фотосинтез и его значение в природе: что будет без растений
      • Экологическая пирамида: правило построения, примеры и значение
      • Состав, строение и функции белка в клетке, биологическое значение
      • Природные явления: виды, распространение, методы прогнозирования и способы защиты
      • Пищеварительная система человека: строение и функции органов ЖКТ
      • Экологические знаки в картинках: их назначение и области применения
      • Как беречь природу: общемировая экологическая проблема
      • Растения семейства злаков: описание представителей, значение
      • Что такое рудименты и примеры атавизмов как доказательств эволюции
      • Сколько калорий в килограмме: как грамотно снизить вес
      • Нелюбимые соседи: какие насекомые-вредители отравляют жизнь человека
      • Общая характеристика пауков и представители ядовитых арахнидов
      • Природные зоны лесов мира: характеристика, особенности, растительный и животный мир
      • Интересные факты об амурском тигре и краткое описание животного: сообщение для школьников
      • Зимующие птицы: группы и виды, особенности строения и значение для человека
      • Растения семейства розоцветных: морфологическое описание видов и формула цветка
      • Папоротникообразные растения: описание жизненного цикла разных видов, их роль в хозяйстве
      • Из чего состоит опорно-двигательная система человека и каким заболеваниям она подвержена
      • Кто живет в пустыне: животные и растительность
      • Виды бесполого размножения у растений и животных
      • Характеристика класса паукообразных: членистоногие пауки
      • Популярные породы собак: их происхождение, внешний вид, строение и интересные факты
      • Удивительные гиганты: все про слонов
      • Все о лебедях: описание различных видов, их особенностей, интересные факты
      • Растения степной зоны: описание видов и особенности флоры
      • Как похудеть, зная о свойствах углеводов
      • Дикая природа Африки: хищники и охота на них, мир дикой природы и редкие виды животных
      • Дикие животные Африки: почему лев — царь зверей
      • достояние республики: животные красной книги россии
      • Описание зайца: виды с фото, внешний вид, строение, образ жизни и интересные факты
      • Биологические функции липидов в клетках живых существ: как происходит процесс обмена
      • Чем отличаются различные виды соцветий покрытосеменных растений
      • Голосеменные растения: примеры различных видов, строение, отличие от покрытосеменных
      • Вкусный и полезный опенок летний и его опасные двойники
      • Растения Евразии: видовое многообразие природных зон
      • Функции и строение клеточной мембраны
      • Состав, структура, виды и биологические функции белков
      • Редкие животные из Красной книги России: список видов, их описание и классификация
      • Охрана природы и окружающей среды: источники загрязнения природных ресурсов и охраняемые объекты и территории
      • Атмосферный фронт: что это такое, основные признаки и разновидности, особенности в центральной России
      • Животные Урала: разнообразие природы, фото и интересные факты
      • Сообщение о белом медведе: интересные факты
      • Плодородные равнины степей и лесостепей: географическое положение, фауна и флора
      • Сколько органов чувств у человека: функции и способности систем организма
      • Растения и животные смешанных лесов: типичные представители флоры и фауны
      • Сообщение интересных фактов о медведе
      • Клешни представителей раков: удивительный животный мир
      • Удивительный и жуткий мир: обитатели болота
      • Какие растения называют споровыми: их характерные признаки
      • Сколько ног у осьминога и как он передвигается
      • Борьба за существование в биологии: ее формы и причины
      • Какая часть клетки является самой главной
      • Рациональное природопользование: принципы и примеры
      • Лишайники как индикаторы загрязнения окружающей среды
      • Какова биологическая роль воды в клетке
      • Основное свойство плазматической мембраны
      • Какие факторы свидетельствуют о единстве органического мира
      • Какие организмы относятся к прокариотам
      • Значение бактерий в природе и жизни человека
      • Процессы пластического и энергетического обмена в клетке
      • Дикорастущие растения примеры
      • Продолговатый мозг: анатомия, строение ядер и функции
      • Строение и функции головного мозга
      • Сколько на самом деле пар ног у насекомых
      • Сколько пар рёбер у мужчин и женщин: строение грудной клетки человека
      • Движущая сила эволюции: какие формы естественного отбора существуют
      • Понятие фототрофа в биологии, примеры, тип питания
      • Строение животной (человека) и растительной клетки в биологии
      • Влияние человека на природу, негативное воздействие
      • Строение органов зрения медоносной пчелы
      • Функции и строение органоидов клетки
      • Цитоплазма: химический состав, строение и основные функции
      • Сколько хромосом у нормального здорового человека
      • Что такое клеточный центр и его значение для деления клеток
      • Определение процесса фотосинтеза: какая наука его изучает
      • Какие животные живут в пустыне на территории России
      • Карл Линней: краткая биография и вклад в биологию
      • Сколько мышц насчитывает организм взрослого человека
      • Основные органы чувств у человека
      • Чем отличаются живые виды природы от неживых
      • Особенности немембранных органоидов клетки
      • Сколько костей в теле взрослого человека
      • Биогеохимический круговорот углерода в природе
      • Сколько хромосом имеет кариотип картошки
      • Вакуоль, её особенности: строение, состав, функции
      • Какие органические вещества входят в состав живой клетки
      • Процесс распада органических соединений: диссимиляция
      • Сравнение особенностей растительной и животной клетки
      • Гумус: определение состава, содержание и типа почвы
      • Молекула АТФ в биологии: состав, функции и роль в организме
      • Понятие гомеостаза организма человека в медицине и биологии
      • Неживая природа: определение, признаки и классификация
    • География
      • Материки и океаны
    • Математика
      • Сформулируйте и докажите утверждения о признаках параллелограмма
      • Какой вектор называется суммой двух векторов
      • Определение разности двух векторов
      • Как объяснить, что такое луч в геометрии
      • Какой четырёхугольник называется прямоугольником
      • Умножение простых и смешанных дробей с разными знаменателями
      • Особенности и правила умножения вектора на число
      • Определение и характеристики ломаной геометрической фигуры
      • Как найти разность чисел в математике
      • Как установить и доказать, что треугольники равны
      • Как сравнить два отрезка: способы и примеры
      • Признак перпендикулярности прямой и плоскости: теория и практика
      • Как вычислить и обозначить площадь
      • Функция в алгебре: её свойства, определение и понятие
      • Что такое хорда окружности в геометрии, её определение и свойства
      • Что такое горизонталь и горизонтальная поверхность
      • Разрядные слагаемые в математике
      • Как перевести градусы в радианы: формулы перевода
      • Что такое модуль числа в математике
      • Как разложить квадратный трёхчлен на множители?
      • Длина окружности: формулы поиска по радиусу, равному половине диаметра
      • Определение понятия вертикальность
      • Правило умножения любого числа на ноль
      • Поиск вычитаемого, уменьшаемого и разности для первоклассников
      • Как находить проценты от числа?
    • Физика
      • Диффузия: определение и примеры в окружающем мире
      • Краткая биография ученого Исаака Ньютона
      • Атмосферное давление: перевод мегапаскалей (МПа) в атмосферы
      • Определение и формула закона всемирного тяготения
      • Законы Ньютона кратко и понятно: формулировки и примеры
      • Система отсчёта в физике — что это, определение и виды
    • Наука #1
      • Примеры предложений в Past Perfect: изучение правил употребления прошедшего совершенного времени
      • Различные определения инверсии, изменение цвета и света
      • Информационная деятельность человека
      • Какие виды деятельности человека называют основными
      • В чем проявляется биосоциальная сущность человека
      • Условия для успешной деятельности организации
      • Понятие истины: какой смысл вкладывают в него обществоведы
    • Наука #2
      • Систематика — наука о видах живых организмов
      • Какова взаимосвязь между деятельностью и качествами человека
      • В чем выражается эволюционный характер развития общества
      • Что такое телеграфный код Бодо
      • Что понимают под образовательно-информационными ресурсами
      • Какие года в 21 веке високосные
      • Что такое информация в информатике
    • Наука #3
      • Понятия объект и субъект в обществознании
      • Разделы науки о языке языкознания
      • Что такое онтология? Её проблемы и функции
      • Вычисление биссектрисы треугольника с известными свойствами
      • Процесс фотосинтеза в биологии
      • Энтропия — что это такое: объяснение термина простыми словами
      • Что такое семантика? Значения термина и примеры
    • Наука #4
      • Строение кожи человека, функции и интересные факты о коже
      • Строение человека: расположение внутренних органов у мужчин и женщин
      • Что такое геодезия и геодезические работы в строительстве
      • Электрический заряд — это величина или частица, и в чем он измеряется
      • Описание и применение принципа Гюйгенса — Френеля
      • Закон отражения и преломления света
      • Квантовые постулаты и основные положения теории Бора кратко
    • Наука #5
      • Наука, изучающая экологию: основные понятия и цели
      • Описание скелета человека с названием костей
      • Хромосомная мутация у человека: что это и какие несёт последствия
      • Что такое амёба и сколько у неё клеток
      • Что такое социальная мобильность: примеры, факторы

3. Главные онтологические категории .

Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».

Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)

«бытие».

-окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

-окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

-материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

-Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

-Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Сущее — означает «то, что есть».В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определенности, сущности, и со стороны своего существования, бытия.

Хайдеггер первым выделил Dasein (присутствие) как особое сущее, в отличие от сущих как наличности (неприсутствиеразмерных сущих). Оно постигается в аналитике экзистенциалов, в отличие от других сущих, которые традиционно постигаются через категории (Аристотель).

Су́щность — то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. Сущность обычно трактуется либо в метафизической, либо в логической плоскости. В метафизике, особенно в томистской, сущность (эссенция) есть источник или основание существования (экзистенции). Синонимами слова сущность часто являются слова идея, назначение, функция. В логике — неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.

Существование — (выступать, появляться) — аспект всякого сущего в отличие от другого его аспекта — сущности. В отличие от понятия «бытия» понятие «существование» всегда остаётся только аспектом сущего, тогда как понятие «бытие» употребляют также в смысле «всего существующего», «мира как целое».

Единое. (греч. hen) — центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Концепция единого формируется в платонизме в процессе онтологического (теологического) толкования платоновского «Парменида». Впервые отчетливую единого дал Плотин, который, исходя из «Парменида», провел различие между стоящим во главе иерархии универсума «единым как таковым», «единым-многим», или умом, и «единым и многим», или душой. «Многое и единое» и «многое как таковое» Плотин понимал соответственно как овеществленный эйдос и как тела, а Прокл — как тела и как материю. С развитием неоплатонизма все более подчеркивается пропасть между единым и сферой ума и бытия, непостижимость един умом. Душа, сосредоточившись на едином в «умной молитве», обретает его в сверхумном экстазе, но не выдерживает и вновь оказывается в пределах умопостигаемого или даже чувственного космоса, причем не может рассказать о виденном. Восходящее к «Пармениду» апофатическое учение о едином определило всю неоплатоническую традицию. Однако в неоплатонизме имеется и катафатическое учение о «едином-благе», проводившееся с помощью принципа аналогии (единое так же соотносится с умопостигаемым бытием, как солнце с чувственным бытием) на основе ряда платоновских текстов. В христианской теологии устанавливается соответствие между единым и первым лицом Троицы (Отцом как безначальным первоначалом). Неоплатоническое учение о едином оказало сильное влияние на Псевдо-Дионисия Ареопагита и всю традицию средневековой апофатической теологии.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Категории – это предельно общие понятия в рамках данной предметной области. Категории философии – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности. Философы говорят о единстве онтологического и гносеологического смысла категорий, т.е. в них тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и др.) и форма мысли – познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь.

1.Единичное и общее. Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. «Единичное – общее», «многое – единое», «сходство – различие», «качество – количество», «простое – сложное», «часть – целое», «конечное – бесконечное», «форма – содержание» и др. понятия о такого рода связях м.б. объединены в группу категорий, выражающих «устройство», «организованность» бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: «явление – сущность», «причина – следствие», «случайность – необходимость», «возможность – действительность» и др. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать «горизонтальным», второй – «вертикальным».

Начнем с разъяснения категориальной пары «единичное – общее». В ходе практического освоения мира человек сталкивается прежде всего с отдельными вещами. Каждую вещь, с которой он впервые сталкивается, он сначала воспринимает как единственную, как то, чего он раньше не встречал, т.е. как единичное. Полезный предмет запоминался. По мере обнаружения других предметов, удовлетворяющих эту же потребность, совершался переход от одного (единичного предмета) к нескольким предметам, к «многому». В результате сравнения этих предметов друг с другом улавливалось их сходство. На основе обнаруженного сходства той или иной группы предметов они самой практикой выделяются из всей массы других предметов, окружающих человека, и объединяются в единую группу, которая и в сознании людей начинает выделяться и отличаться от остального мира. Возникают общие понятия, через которые человек фиксирует и осмысливает выявленное практикой сходство тех или иных предметов.

Так познание, начиная с единичного, через движение от «одного» к «многому» и от «многого» к «единству», в результате установления различия и тождества переходит к «общему». (Впрочем можно считать и многие считают, что общее предшествует единичному в познании, т.к. осознание всегда есть подведение единичного случая под общее понятие – такой подход в принципе должен предполагать, что общее существует еще до появления человеческого сознания, т.е. – это позиция объективного идеализма.).

Известно, что на протяжении всей истории философии велись оживленные споры о взаимосвязи единичного и общего. Суть этих споров сводится к спору реалистов и номиналистов. К первым относятся Платон, Эригена, Гегель и др. Реалисты считают, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного. Что касается единичного, то оно, согласно реалистам, или совсем не существует, или если и существует, то порождается, творится общим и является временным, преходящим, в то время как общее постоянно, вечно. Совершенно отрицали существование единичного, например, древнегреческие философы элейцы. Наблюдаемое многообразие вещей они объявляли простой видимостью. К реалистам признающим реальное существование единичного, но считающим, что оно порождается общим и является временным, преходящим, относятся: Эригена, Ансельм Кентерберийский, Гегель и др. Согласно, например, Ансельму Кентерберийскому, вечно существует лишь единый неизменный Бог. Все же, что существует вне Бога, в частности мир единичных вещей, имеет свое начало в Боге, в Божественном разуме. Бог творит единичные вещи путем создания определенных мыслей о них. Эти мысли и являются прообразами, по которым создаются вещи. Бог здесь выступает в роли художника, творящего свои произведения по имеющемуся у Него замыслу. Идеальное бытие вещей в Божественном разуме вечно, а бытие вне Бога имеет временный, преходящий характер.

Номиналисты заявляют о том, что действительным, реальным существованием обладает лишь единичное. Общее же – плод человеческой мыслительной деятельности и существует лишь в умах людей в виде общих имен, названий ряда единичных предметов. Сходясь между собой в том, что реальным существованием обладает только единичное, номиналисты расходятся в мнениях на то, в какой форме существует единичное. Например, Расцелин, Вильям Оккам, считают, что единичное существует в виде отдельных материальных предметов, другие авторы, например, Беркли выдвигает в качестве единственной формы существования единичного ощущения человека.

Наряду с реалистической и номиналистической точками зрения в истории философии возникали и другие, избежавшие крайностей первых двух. (Аристотель, Дунс Скотт, Бэкон). Согласно этим воззрениям, полноценным существованием обладает лишь единичное, общее же существует лишь в виде стороны, момента единичного. Фактически данная позиция напоминает номиналистическую, ибо здесь отдается предпочтение единичному.

Согласно диалектическому материализму, ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием. Самостоятельно существует лишь отдельное, отдельные предметы, явления, процессы, которые представляют собой единство единичного и общего, повторяющегося и неповторимого. Общее же и единичное существует лишь в отдельном, в виде сторон, моментов отдельного. Что касается того, что отдельные предметы единичны, это правильно, ибо каждый из них непременно имеет неповторимые, присущие только ему черты. Но это единичное в предметах, эти неповторимые черты не исчерпывают всего их содержания. (Отдельное не тождественно единичному). В диамате считается, что общее существует реально. Оно находится в отдельных предметах, процессах, событиях (в отдельном) в виде повторяющихся, сходных черт, сторон, свойств. Отсюда, отдельное не только единично, но и обще, включает в себя единичное и общее.

Иногда имеет место отождествление общего с отдельным – когда, например, говорят о классах или группах предметов. Но согласно диалектическому материализму, общее не может существовать самостоятельно ни в виде классов, групп предметов, ни в какой-либо другой форме. Оно всегда является лишь стороной, свойством отдельного – отдельных предметов, отдельных классов, отдельных групп. Отдельная группа предметов по отношению к единичному и общему ведет себя также, как и всякий отдельный предмет. Например, единством единичного и общего является не только отдельный студент, но и отдельная группа. У неё есть черты, стороны, повторяющиеся в других группах, и черты, стороны, неповторимые, свойственные только ей. В частности то, что она является составной частью курса, что в ней есть староста и т.д. повторяется в других группах и является общим. То же, что в данную группу входят именно данные студенты (а не другие) и в группе есть именно данная староста, является неповторимым, единичным.

Если общее не имеет самостоятельного существования, а является стороной, моментом или сущностью отдельного, которое представляет собой единство единичного и общего, то общее всегда находится в неразрывной связи, в единстве с единичным, так же как и единичное находится в неразрывной связи с общим. Будучи противоположными сторонами отдельного, единичное и общее не просто сосуществуют в отдельном, но органически связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга: единичное становится общим, а общее единичным. (например, сначала кто-то один выучил иностранный язык в группе – т.о. дляч группы(отдельного) это сначала единичное явление. Затем, допустим, язык стали знать многие студенты группы и т.о. знание иностранного языка стало общим).

Выявляя единичное и общее, мы сравниваем одно материальное образование со всеми другими материальными образованиями. Особенным же является то, что отличает данные материальные образования от других, тех, с которыми мы их сравниваем. Поскольку единичное всегда указывает на отличие тех или иных материальных образований от других, постольку оно всегда выступает как особенное. Если единичное всегда выступает в роли особенного, то это вовсе не означает того, что единичное и особенное тождественны между собой. Все единичное является особенным, но не все особенное является единичным. Особенным может быть и общее. В самом деле, тогда, когда общее отличает одно материальное образование от другого, оно представляет собой особенное. (Например, наличие во внешнем электронном слое атома натрия одного электрона является общим моментом, указывающим на сходство его с другими химическими элементами, в частности с водородом. Но это свойство будет выступать в роли особенного, если мы натрий будем рассматривать в отношении кислорода, который во внешнем электронном слое имеет не один, а шесть электронов). Итак особенное по своему содержанию шире, чем единичное. В роли особенного выступает не только единичное, но и общее.

Но не всякое общее может выполнять роль особенного. Есть такое общее, которое всегда, в любых отношениях указывает только на сходство и совершенно не способно отличить одно материальное образование от других. Например, то, что все тела имеют содержание и форму является общим, характерным для всех материальных образований.

2. Качество и количество. Качество возможно определить как совокупность свойств, указывающих на то, что собой данная вещь представляет, чем она является, а количество как совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на её величину (характеризующих её объем, длину, ширину, темп развития, степень проявления тех или иных свойств).

Формирование категорий качества и количества осуществляется в ходе движения познания от единичного к общему. Когда мы воспринимаем отдельное материальное образование как единичное и единственное в своём роде и стремимся уяснить, что оно собой представляет, мы отражаем его, по сути дела, со стороны качества. Поскольку предмет здесь рассматривается как таковой, сам по себе, вне отношений к другим предметам, его количество неразличимо. Но по мере того, как мы переходим от одного предмета к многим и входе сравнения их друг с другом устанавливаем их сходство и различие, начинают выясняться количественные характиристики. Каждая сторона качества, каждое его свойство как бы раздваивается; наряду с тем, что оно есть, оно обнаруживает свою величину, степень своего распространения и проявления, т.е. свое количество. (Например, выявление качества и количества исследуемого объекта и переход от первого ко второму можно проследить на истории развития знаний о теплоте. Так, на начальных этапах познания теплоты люди сосредотачивали свое внимание на уяснении того, что она собой представляет, какими свойствами обладает. В частности, они связывали её с трением, горением, исследовали её влияние на различные тела. По мере выявления отдельных качественных особенностей теплоты, ученые стали переходить к анализу количественных характеристик и в результате этих исследований был изобретен термометр.

Выявляемые на стадии движения познания от единичного к общему качественные и количественные характкристики сначала рассматриваются как самостоятельные, не зависимые друг от друга, не связанные между собой свойства. По мере дальнейшего углубления познания исследуемого объекта люди начинают убеждаться в том, что количество и качество органически связаны друг с другом, что определенному количеству соответствует лишь строго определенное качество и, наоборот, определенному качеству присуще строго определенное количество, что количественные изменения, достигнув известного предела, вызывают изменения качества, а последние, в свою очередь, вызывают соответствующие изменения в количестве. Взаимосвязь и взаимообусловленность количества и качества отражается в категории мера. (Например, если обратиться к истории познания тепловых явлений, можно заметить, что длительное время (вплоть до 17 века) выявляемые отдельными учеными качественные и количественные характеристики указанного явления представлялись как две самостоятельные, не связанные между собой группы свойств. Затем было обнаружено, что качественные характеристики данного явления необходимым образом связаны с количественными характеристиками, что количественные изменения не затрагивают качества вещи лишь в определенных, постоянных для каждой вещи рамках. Так члены Академии опыта, организованной в 1657г. во Флоренции обнаружили, что таяние льда происходит всегда при одной температуре. Далее было замечено, что ртуть в трубке, опущенной в кипящую воду, всегда поднимается на одну и ту же высоту. Это свидетельствовало о том, что кипение воды происходит при одной и той же температуре. Так была установлена мера воды – количественная граница, выход за которую обусловливал изменение качества воды как жидкости. Вслед за водой взаимосвязь качественных и количественных характеристик стала обнаруживаться и в других веществах.).

3. Содержание и форма. Специфическим для категории «содержание» является отражение всей совокупности процессов, свойственных вещи. Часть из них относится к внутренней области, другая часть – к внешней. Содержанием того или иного предмета являются не только те взаимодействия, которые имеют место между элементами, сторонами, его составляющими, но и те воздействия, которые он оказывает на другие, окружающие его предметы.

Специфической для категории «форма» является отражение устойчивой связи между элементами, моментами, составляющими содержание, структуры содержания, а не проявления, не выражения внутреннего во внешнем. Будучи структурой содержания, включающего в себя как внутренние, так и внешние процессы вещи, предмета, форма пронизывает как область внутреннего, так и область внешнего, как сущность, так и явление.

Очевидно, что если форма представляет собой структуру содержания, то она всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. Другими словами, содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, составляют неразрывное единство.

Между тем в истории философии имели место факты метафизического отрыва содержания от формы, попытка обоснования их самостоятельного, независимого друг от друга существования. Именно так, например, представлена взаимосвязь содержания и формы у Аристотеля. Согласно его учению, содержание и форма первоначально существуют сами по себе, независимо друг от друга и лишь впоследствии, при образовании какой-либо определенной вещи, они вступают между собой в органическую взаимосвязь. Так, чистым содержанием, лишенным какой-либо формы, у Аристотеля является «первая материя», материя, лежащая в основе всех существующих вещей. Вместе с тем Аристотель выдвигает чистую форму – Бога, который у него выступает в роли формы всех форм.

Положен6ие о том, что форма является моментом содержания, было впервые выдвинуто Гегелем. Этот вывод можно пояснить так. Будучи относительно устойчивой системой связи процессов, свойственных вещи, их структурой, форма существует не вне этих процессов, а в них самих, то есть входит в содержание, является его моментом, составной частью. Например, содержанием такого материального образования, как атом кислорода, является совокупность взаимодействий, имеющих место между восемью протонами и восемью или десятью нейтронами, входящими в ядро, восемью протонами ядра и восемью электронами, вращающимися вокруг ядра по соответствующим орбитам и т.д. Но в содержание этих взаимодействий входят устойчивые связи и соотношения между указанными элементарными частицами – это и есть форма, — они неотделимы от взаимодействий, сливаются с ними, существуют через них. Они представляют не что иное, как устойчивые моменты этих взаимодействий, процессов и могут быть отделены от них лишь в абстракции.

Итак, форма соотносится с содержанием, как часть с целым, она является системой относительно устойчивых связей моментов содержания, сохраняющейся во взаимодействиях элементов, сторон, свойственных вещи.

Можно сказать, что форма заключена в самом содержании и определяется им. Поэтому сама форма в известных условиях и отношениях является содержанием, а содержание – формой.

Находясь в органической взаимосвязи, форма и содержание зависят друг от друга, но эта зависимость не равнозначна. Определяющую роль во взаимоотношениях содержания и формы играет содержание. Оно определяет форму, его изменения вызывают соответствующие изменения в форме. В свою очередь форма оказывает обратное воздействие на содержание, способствует его развитию или тормозит последнее.

Поскольку содержание представляет собой совокупность всех процессов и вызываемых ими изменений, свойственных данному образованию, оно связано с абсолютным движением, которое характерно для всякого отдельного материального образования. Форма же связана с относительным покоем, ибо она есть относительно устойчивая система связей моментов (элементов) содержания. Будучи связано с абсолютным движением, содержание находится в постоянном изменении, форма же, обязанная своим возникновением и существованием относительному покою, остается более или менее продолжительное время неизменной, устойчивой.

На первых порах изменения, совершающиеся в содержании, не влияют на относительно устойчивую систему связей формы, вполне укладываются в её рамки. Но в определенное время изменения в содержании достигают такого уровня, когда рамки данной системы взаимосвязей становятся тесными. Относительно устойчивая система начинает сковывать развитите содержания, тормозить его, и, наконец, наступает конфликт между содержанием и формой: новое содержание сбрасывает старую форму. Новая форма на первых порах соответствует своему содержанию, дает ему широкий простор, оно начинает бурно развиваться, но на определенной стадии новая форма вновь начинает его сковывать. И так без конца – материя развивается через борьбу содержания с формой, сбрасывание старой формы и установление новой.

4.Возможность и действительность. Если мы познали сущность какого-либо материального образования, мы знаем не только действительные его состояния, но и возможные, такие, которых еще нет, но которые неизбежно наступят при определенных условиях. Но действительное состояние не тождественно возможному, то, что есть, не тождественно тому, чего еще нет, что будет (наступит) лишь при определенных условиях. Значение первого и второго для жизни людей далеко не одинаково. Поэтому возникает необходимость разделить, отличить действительное от возможного, выявить особенности того и другого.

Действительностью является то, что существует реально, что уже наступило, проявилось.

Возможностью же является то, чего еще нет, но что может наступить, проявиться. Возможность, реализуясь, превращается в действительность, поэтому действительность можно назвать осуществившейся возможностью, а возможность потенциальной действительностью.

Возможность существует реально, но лишь как свойство, способность материи при соответствующих условиях превратится из одной вещи или качественного состояния в другие. В этом своем виде, то есть как способность превратиться из одного в другое, возможность является моментом действительности и, естественно, обладает такой существеннейшей чертой действительности, как реальное существование.

Когда же мы говорим о возможности как о чем-то еще не существующем, не обладающем реальным существованием, мы имеем в виду не способность существующего материального образования или состояния превратиться в другие, а эти другие материальные образования, состояния, в которые при соответствующих условиях должно превратиться данное материальное образование или качественное состояние.

Действительностью следует считать реально существующее единство необходимого и случайного, внутреннего и внешнего, сущности и явления.

Возможность превращается в действительность не в любое время, а лишь при определенных условиях, являющихся совокупностью факторов, необходимых для реализации осуществления возможности.

Если всякая возможность превращается в действительность лишь при наличии определенных условий, то, познав те или иные возможности, можно вмешаться в объективный ход событий и, искусственно создавая соответствующие условия, ускорить или предотвратить превращение их в действительность.

Вся практическая деятельность людей основана именно на этой закономерности. В самом деле, все трудовые операции представляют собой не что иное, как действия, направленные на создание необходимых условий для реализации тех или иных познанных возможностей, свойственных предметам и явлениям природы.

Поскольку каждое отдельное материальное образование представляет собой единство бесчисленного множества различных и противоположных сторон и тенденций, постольку оно обладает бесчисленным множеством различных возможностей, значение которых для практитческой деятельности далеко не одинаково.

В философской литературе различают возможности реальные, формальные и абстрактные.

Под реальными возможностями понимают такие возможности, которые обусловлены необходимыми связями и отношениями действительности, объективными законами функционирования и развития материальных образований. Гегель реальную возможность считал формой проявления необходимости.

Если реальная возможность связана с необходимостью, если она обусловлена действием объективных законов развивающейся действительности, то формальная возможность связана со случайностью, обусловлена случайными сторонами и отношениями действительности. С точки зрения формальной возможности то или иное явление возможно настолько, насколько и невозможно, поскольку логика случайности такова, что она (случайность) имеет одинаковое основание наступать и не наступать.

Если реальная возможность обладает способностью обязательно осуществиться при соответствующих условиях, то формальная возможность не обладает такой способностью. Она может осуществиться, может и не осуществиться. Вместо неё может осуществиться какая-либо другая возможность.

Из этого следует, что значение формальной возможности для практической деятельности людей невероятно мало, ибо практическая деятельность целиком и полностью основывается на повторяющихся, при определенных условиях неизбежно наступающих связях и отношениях, то есть на реальных возможностях.

Чтобы понять что такое абстрактная возможность её следует противопоставить не реальной, а конкретной возможности. Конкретной возможностью является такая возможность, для реализации которой существуют необходимые условия. Абстрактной возможностью является такая возможность, для реализации которой материальному образованию, обладающему ею, необходимо претерпеть ряд качественных изменений, пройти ряд стадий развития.

Наряду с указанными возможностями для практической деятельности имеет значение и различение других видов возможностей, в частности, обратимых и необратимых, возможностей сосуществующих и исключающих, возможностей явления и возможностей сущности

Обратимой возможностью является такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Необратимой возможностью является такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью.

Сосуществующей возможностью является возможность, реализация которой не приводит к исключению другой возможности. Исключающей возможностью является возможность, с превращением которой в действительность другая возможность становится невозможностью.

Возможностью явления называется возможность реализация которой не изменяет сущности материального образования. Возможностью сущности является возможность, реализация которой сопровождается изменением сущности материальногообразования, переходом его в другое материальное образование. (Возможность воды растворить поваренную соль – это возможность явления, а возможность воды разложиться на водород и кислород – это возможность сущности).

5. Случайность и необходимость. В конкретном анализе причинных отношений возможность и действительность тесно связаны с такой парой категорий как «необходимость» и «случайность». Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайное же событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин. В истории философии широко представлена точка зрения, согласно которой случайного реально нет, оно следствие неизвестных наблюдателю необходимых причин. Но, как впервые показал Гегель, случайное событие в принципе не может быть вызвано одними только внутренними, необходимо присущими закономерностями. Случайное событие, как писал Гегель, не может быть объяснено из самого себя.

В сложном клубке проблем связанных с отношениями между необходимостью и случайностью особое место занимает такое понятие как вероятность. Это понятие связано со статистическими закономерностями бытия. Вероятность – это мера объективной возможности, степень возможной реализации данного события при данных условиях. Можно сказать, что вероятность – это объективная мера возможности реализации случайности.

Однозначно предсказать переход из возможного в действительное какой-либо случайности невозможно. Можно лишь говорить о мере возможности наступления случайного события. Вероятность связана с изучением болльшого числа однородных случайных событий, описываемого с помощью аппарата математической статистики, т.е. со статистическими закономерностями.

Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого события – единице. Вероятность какой-либо возможности есть число, заклюбчающееся в интервале между 0 и 1. Один ученый проделал такой эксперимент: он бросал монету 24000 раз и зарегистрировал 12012 случаев выпадения «орла» и 11988 случаев выпадения «решки». В таких случаях говорят, что вероятность равна ½. Есть закон больших чисел, который гласит: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *