Виды собственности в рыночной экономике

Типы, формы, виды собственности в рыночной экономике.

Форма собственности — это критерий, характеризуемый по признаку субъекта собственности, т.е. определяющий принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. Различают следующие формы собственности:

а) общенародную;

б) государственную;

в) коллективную;

г) совместную долевую;

д) индивидуальную и т.д.

Все эти формы собственности можно сгруппировать в два основных типа собственности: государственную и частную. Государственная собственность — тип собственности, при котором в качестве собственника выступает государство, олицетворяемое его органами в центре и на местах, предприятиями и организациями государственного сектора. Государственная собственность подразделяется на две формы: 1) государственная и 2) муниципальная.

Частная собственность — это отношения собственности, при которых экономическое лицо обособлено, независимо от других осуществляет функции распоряжения и присвоения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица. К частной собственности можно отнести домашние хозяйства, легальные и нелегальные частные предприятия, любой вид использования частного имущества или личных сбережений. Сама частная собственность может принимать различные формы:

— частная собственность отдельного работника (индивидуальная трудовая частная собственность), когда все правомочия собственника сконцентрированы у отдельного физического лица – отдельной личности или семьи;

— индивидуальная капиталистическая частная собственность, которая связана с применением наемного труда;

— коллективная форма частной собственности, которая содержит элементы общественного распоряжения и присвоения богатства.

3.4.Преобразование отношений собственности в РК.

а) разгосударствление,

б) приватизация.

Неэффективность тотальной государственной собственности стала очевидной на этапе перехода Казахстана к рыночной экономике. Формирование рыночной экономики вызвало необходимость преобразования отношений собственности в Казахстане. Оно осуществляется путем приватизации и разгосударствления.

Понятие «разгосударствление» не ограничивается только отношениями собственности. Оно гораздо шире понятия «приватизация». Разгосударствление экономики означает переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. В ходе разгосударствления изменяется экономическая роль и функции государства:

1. Государство перестает быть непосредственным субъектом хозяйствования: оно создает правила экономической игры и механизмы, обеспечивающие соблюдение этих правил;

2. Государственное планирование носит не директивный, а индикативный характер;

3. Государственное ценообразование уступает место преимущественно рыночному ценообразованию на товары и услуги

Разгосударствление в казахстанском законодательстве определяется как –

преобразование государственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.

Приватизация — приобретение у государства юридическими и физическими лицами объектов государственной собственности.

Основные направления разгосударствления и приватизации:

— приватизация крупных и уникальных имущественных комплексов по индивидуальным проектам,

— массовая приватизация средних предприятий,

— малая приватизация, осуществляемая посредством аукционов и конкурсов, малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания.

Методы приватизации:

— преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества;

— продажа предприятий на аукционе;

— приобретение у государства предприятий по конкурсу.

Приватизация в Казахстане прошла четыре этапа.

Первый этап – 1991-1992 гг. Приватизация носила инициативный характер, когда государственные органы принимали решение только после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. После этого проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры.

Второй этап – 1993-1995 гг. Была утверждена Национальная программа разгосударствления и приватизации, отошли от принципов инициативного разгосударствления, были разработаны и стали применяться антимонопольные меры. Приступили к трем видам приватизации: малой и массовой, по индивидуальным проектам и по агропромышленному комплексу.

Третий этап приватизации – 1996-1998 гг. Этап перехода к секторным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли.

Четвертый этап – с 1999 года. Характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления в вопросах регулирования и распоряжения государственной собственностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *