Здоровье современного человека

Вы только вдумайтесь, как быстро меняется мир вокруг нас! Появились так называемые «болезни цивилизации»: информационный стресс, синдром хронической усталости, транспортные неврозы, синдромы компьютерной и телевизионной зависимости, наркомания, СПИД. Не говоря уж о сердечно — сосудистых и онкологических заболеваниях и «сладкой» болезни — диабете. Но сам то человек в своей физиологии почти не изменился с тех пор, как он бегал в набедренной повязке за мамонтом.
И сегодня очень остро встала проблема адаптации человека к агрессивной внешней среде. Это хорошо понимают те, кто думает о здоровье и ищет к нему пути. Это и одиночки, и школы здоровья и правильного питания, и даже министерства здравоохранения разных стран. Но знакомясь с разными направлениями охраны здоровья, всё больше понимаешь, что заботу о собственном здоровье надо брать в свои руки.
В США страшно боятся болеть. Медицинской страховки хватает на оплату семи дней пребывания в больнице. До 10 дней может помочь муниципальная служба. Если болезнь затягивается свыше двух недель, это съедает весь семейный бюджет и может вывести среднюю американскую семью на грань бедности. Поэтому там почти в каждой семье приобретаются тренажёры, а для лечения и восстановления реабилитационные тренажеры, семьи посещают недешёвые спортзалы и танцевальные залы, люди учатся считать калории и нагрузки. Люди начинают протестовать против системы питания Макдональс, на расфасованых продуктах в маркетах обязательно указывается не только их содержание, но и количество калорий.
Наше здоровье в большей степени зависит от привычек в питании, чем от искусства врачей. 55% американцев включает в режим питания БАД, пьёт фильтрованную воду, покупает экологически чистые стиральные порошки, кремы, зубные пасты.
Япония первой пережила ужасы ядерной бомбардировки и радиоактивного заражения. Уже в 1952 году была создана программа реабилитации населения и было выяснено, что здоровое питание способно излечить даже лучевую болезнь. Сегодня в Японии 93% населения использует в пищу БАД, вопрос о приёме БАД включен в анкеты при приёме на работу, так же, как и о занятии оздоровительной гимнастикой.
В России «любящие» мамочки стараются получить справки, чтобы освободить своих деток от бесплатных (!) уроков физкультуры. А то, что мы едим, пьём и чем дышим — это вообще фантастический фильм ужасов. За год мы получаем из окружающей среды до 8 кг всякого рода токсинов и шлаков. Если бы мы получили эти 8 кг одномоментно, мы бы, конечно, умерли. Но мы это делим на 365 порций и умираем постепенно, болея и обвиняя врачей в неспособности вылечить нас. Сначала мы гробим и травим свое тело, потом требуем от врачей, чтобы они его почистили, починили и привели в порядок. А если это невозможно, то чтобы это нам вырезали. У нас самые лучшие в мире хирурги, они вам могут вырезать всё, что угодно. Вырезать, выбросить, закопать или сжечь.
Чтобы больному сделать трансплантацию какого — либо органа, больной или общество платят громадные деньги. А мы готовы бесплатно вырезать больной орган. Знаете, сколько грудей и маток ежегодно вырезают у женщин нашей страны? А ведь Природа, создавая человека, не предусмотрела ни одного лишнего органа, они все нужны для жизни. И запчастей она не создала на этот случай.

Теперь подумайте, правильно ли мы относимся к себе и к своему здоровью. По утверждению ВОЗ здоровье человека только на 20% зависит от генов, на 20% — от экологии, на 10% — от системы здравоохранения , а остальные 50% — от образа жизни человека, его привычек, его питания. То есть главное, на что нам надо направить своё внимание и свои усилия — это здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Эльвира Мартова Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Как известно, «времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С. Кушнер). Со временем меняются приоритеты людей, стремительно меняется мода, но есть и ценности, которые относятся к разряду вечных. Одной из таких ценностей является для каждого из нас здоровье – ресурс, без которого крайне тяжело реализовать себя в жизни, воплотить свои желания. Казалось бы, бессмысленно в очередной раз напоминать о такого рода прописных истинах, ведь это для всех и так очевидно. Но, к великому сожалению, напоминать приходится по многим причинам.

Сегодня в обществе царит культ успеха. Сотни книг учат тому, как быть успешным. Средства массовой информации пестрят образцами успешных мужчин и женщин, которые богаты, реализованы в профессии и, конечно, здоровы. Я не случайно помещаю эти пункты в такой последовательности: успех сегодня принято измерять прежде всего материальными благами, а источник обогащения сегодня не так важен. Здоровье же вообще воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Далеко не все медийные лица являются профессионалами своего дела: кому-то просто повезло, кто-то удачно вышел замуж или женился. Выходит, что богатство и успех в профессии – явления если не случайные, то, во всяком случае, зависящие не только от самого человека. Совсем не так обстоит дело со здоровьем – оно по большей части в наших руках, и именно здоровье требует, подобно растению, постоянного внимания и заботы каждого из нас. Добыть здоровье может только сам человек, за него это не сделают ни родители, ни друзья, и никто иной. И первое, что мне требуется как учителю физкультуры – объяснить детям, что именно от них в первую очередь зависит состояние их здоровья, внешний вид, а следовательно – настроение, успех или неуспех в жизни. Да и вся судьба.

Мысль о том, что каждый сам творец своего здоровья, должна постоянно подтверждаться в повседневной практике уроков физкультуры и вследствие этого войти в плоть и кровь каждого ученика. Каким образом? Через осознание закономерностей собственной жизни, внимание к жизни тела, собственному физическому и психическому состоянию, через адекватную его оценку и управление им. Если угодно, можно усмотреть в этом практическую реализацию ряда дидактических принципов – в частности, принцип связи теории с практикой. В данном вопросе физкультура дает нам почти безграничные возможности, поскольку одно дело – выразить мысль о связи психической жизни и двигательной активности человека, и совсем другое – почувствовать это на себе. В таком случае принято говорить как минимум о чувстве «мышечной радости», которое остается лишь расхожим выражением, если человек не научается испытывать радость от движения в его разнообразных проявлениях.

Собственно говоря, обычная разминка мышц и суставов тела является недооцененным ресурсом, способным оказать колоссальное влияние на самочувствие человека. Поясним это примером. Специалисты по ораторскому мастерству единодушно отмечают, насколько важным является для человека, выступающего на публике, положение его тела в пространстве, его ощущение себя в физическом теле. В буквальном смысле от того, как человек стоит, насколько расслаблены или, наоборот, напряжены те или иные мышцы, зависит его психологическое состояние, тембр, громкость и высота голоса, темп речи, и, наконец, даже интеллектуальные характеристики – способность принимать правильные решения, реагировать на настроение аудитории, вносить в свое выступление элементы импровизации и корректировать свое выступление. Известный специалист по риторике Р. Гандапас в знаменитой книге с заманчивым названием «Камасутра для оратора» отмечает, что справиться с волнением, которое естественно для каждого выступающего, прекрасно поможет обычная разминка или парочка подходов отжиманий, приседаний и т.п., сделанная за несколько минут до выступления. Это поможет расслабить мышцы плечевого пояса, а значит, хотя бы немного ослабить внутреннее напряжение. Через мышечное освобождение получаем соответствующий положительный настрой, необходимый для успеха. Где, как не на уроках физкультуры, есть прекраснейшая возможность освоить элементарные навыки физической разминки, осознать ее важное значение и сделать частью своей жизни?

Теперь поговорим собственно о здоровье. Мало кто знает, что в суставах, не получающих двигательной активности, начинаются разрушительные процессы. Поэтому неврологи рекомендуют взрослому человеку во избежание проблем со здоровьем ежечасно совершать разминку всех суставов – начиная от самых маленьких и переходя к более крупным. Между тем, откуда возьмется во взрослом человеке привычка к движению, если она не сформирована в детстве? И в итоге мы получаем граждан, которые, даже имея уже серьезные проблемы со здоровьем, предпочтут простейшим, но необходимым (например, при болезнях, связанных с дегенеративными изменениями суставов) физическим упражнениям таблетки и уколы, или травы и т.п. средства лечения, где больной выступает лишь пассивным объектом воздействия со стороны врачей или знахарей, но никак не хочет осознать, что именно он является ответственным за свое здоровье.

Губительная позиция «лечите меня, а я пока телевизор посмотрю» является глубоко невежественной и вредной. К сожалению, она поддерживается всей нашей повседневной культурой. Уровень безграмотности населения в вопросах физической культуры сегодня ужасает. По свидетельству медицинских работников, в наше время уже в школьном возрасте может появиться болезнь, ранее бывшая лишь уделом лиц среднего и старшего возраста (например, всем известный остеохондроз). А как быть, если родители позволяют ребенку в «скрюченном» виде часами играть на планшете, смартфоне или компьютере в видеоигры? Сам он еще не настолько владеет навыками саморегуляции, чтобы осознать, что это для него вредно, и остановиться вовремя, минимизировав возможный вред своему здоровью, а родители уже не способны предложить ребенку альтернативу в виде занятий, способствующих здоровью, потому что сами – вследствие ли загруженности на работе или несформированности привычки к физическим упражнениям и соблюдению гигиены тела (чаще – всех причин вместе) – ведут отнюдь не здоровый образ жизни.

Но если даже школьник не играет на планшете, а усиленно занимается подготовкой к урокам, стремится хорошо сдать выпускные экзамены, чтобы поступить в престижный университет и в дальнейшем сделать карьеру, далеко не всегда он уделяет внимание своему физическому развитию. Ведь в нашей культуре почему-то противопоставляется тело и ум: считается, что первое – это нечто само собой разумеющееся, нечто вроде дикого растения, которое растет само по себе и не требует ухода и внимания. И в итоге мы получаем пусть более или менее интеллектуально развитых, но нередко к выпускному классу обладающих букетом хронических заболеваний школьников, которых и в армию брать не хотят, потому что позвоночник искривлен, глаза не видят, желудок не варит и т.д.

Современный школьник что-то знает об отечественной истории, немного говорит по-английски, умеет писать, считать и читать и т.д., но чаще всего невежественно и пренебрежительно относится к своему здоровью, потому что: а) ничего о нем не знает; б) не умеет о нем заботиться; в) даже не ставит такой цели. Между тем, с точки зрения культуры успеха, к которой мы сегодня приобщены, такой человек не очень-то и ценен, будь он каким угодно интеллектуально развитым. Ведь мода на красивое тело требует от сегодняшнего успешного человека быть если не подобным полубогу, то хотя бы пропорционально сложенным и подтянутым. А как этого добиться, если на уроки физкультуры мы ходим будто из-под палки, стремимся поменьше двигаться, а побольше развлекаться?

Сознание того, что всякий человек одновременно должен развиваться во всех направлениях – и умственно, и физически, и нравственно (как утверждал, например, П.Ф. Лесгафт), пусть глубоко, но все же сидит в каждом. И мысли о том, что «в человеке все должно быть прекрасно» (по А.П. Чехову), иногда приходят в голову. И молодой человек может откладывать полноценные занятия физической культурой до студенческих времен («вот жизнь настанет!»), а затем до получения диплома («времени нет, надо готовиться к сессии»), до того, как он начнет зарабатывать деньги («пойду в фитнес-клуб и стану красивым»), наконец, до пенсии («вот будет у меня свободное время, тогда и займусь велосипедными прогулками»). Но здоровым не станешь одномоментно, по мановению волшебной палочки, а засохшее растение не вернешь к жизни, вылив на него сразу бочку воды. Как бы банально это не звучало, каждый – кузнец своего счастья, и в итоге получает лишь то, что сам выковал. А железо здоровья очень горячо, и очень быстро остывает.

Проблема здоровья человека является основной для современной цивилизации. Наибольший общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не зависит от государственных устройств и возможных политических противоречий, главное место занимает проблема здоровья подрастающего поколения, без решения которой у страны нет будущего.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое «здоровье»? Педагоги, психологи, социологи определили понятие «здоровья» как синтетическую категорию, включающую в себя: физиологическую, нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Работники физической культуры и спорта, лечебной физической культуры рассматривают «здоровье» как структуру человека в целом, функционирование его органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных ощущений, в качестве главного критерия здоровья индивида. Одним из основных показателей оптимального состояния человеческого организма является его адаптационные способности и возможности. Ритм жизни современного человека выдвигает высокие требования к трудовой, социальной, общественной деятельности, при этом, высокие информационные, коммуникативные нагрузки на психику человека оказывают крайне негативное влияние на его организм. Здоровый человек, прежде всего тот, кто адекватно, без болезненных ощущений приспосабливается к изменениям в окружающей среде, способен в новых условиях полноценно выполнять функции, связанные с выполнениями его профессиональных и социальных функций.

Проблема здоровья актуализировалась для человека в конце XIX–XXвеков. Это связано с развитием промышленности, технологических процессов производства, что привело к сокращению доли физического труда человека в производстве до 90% в сравнении с первой половиной XIX века, а также, с кардинальными изменениями окружающей среды. Наверное, можно говорить о том, что ее негативное воздействие проявилось раньше по сравнению с другими глобальными проблемами.

XX век отличителен многими открытиями в области медицины, физиологии, биологии то есть наук. которые изучают человека. С одной стороны, научно-технических прогресс, образование, просвещение, позволили бороться с рядом ранее считавшихся неизлечимыми болезней и предупреждать их. Например, исследования Павлова, благодаря которым физиолог производил свои знаменитые опыты с собаками, известен каждому школьнику. Ученый смог не только исследовать состав пищеварительных соков, чем заложил основы современной физиологии, но и сделать важные выводы относительно работы центральной нервной системы. Именно поэтому метод Павлова в психологии не менее важен, чем в области физиологии и медицины. Опираясь на открытое им понятие условного рефлекса, ученый смог объяснить сложнейшие процессы, происходящие в коре головного мозга человека.

С другой стороны, изменился весь образ жизни человека — что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, эпидемии, то сегодня это, главным образом, сердечно—сосудистые, нервно-психические, злокачественные, обменные, аллергические, иммунодефицитные заболевания.

Что же изменилось в образе жизни человека? С моей точки зрения, ключевыми моментами являются повсеместная автоматизация и «перепотребление».

Говоря об автоматизации, следует отметить, что она вызвала сокращение ручного труда, что привело к снижению физической активности (гиподинамии) — важному компоненту проблемы хронических заболеваний, значение которого постоянно возрастает. Около 60% населения не получают рекомендуемый в виде 30-минутной ежесуточной нагрузки средней интенсивности , а доля лиц, не проявляющих в течение недели вообще никакой физической активности, достигает 28%. Риск развития заболеваний сердца и сосудов увеличивается почти в полтора раза у людей, ведущих пассивный образ жизни. Снижение двигательной активности молодого поколения с большей долей вероятности приведет к росту сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. Ученые пришли к выводу, что еженедельная двигательная нагрузка для молодежи равна 8-12 часам при пульсометрии 140-150 ударов в минуту; для людей старшего поколения эта нагрузка составляет 4-6 часов при пульсометрии 120-130 уд/мин. Подчеркиваю, это норма для оптимального течения метаболических процессов в организме человека. Относительный риск коронарной болезни сердца, связанный с отсутствием физической активности, сопоставим с рисками, которые наблюдаются при высоком уровне холестерина, повышенном кровяном давлении и курении сигарет. Менее активные люди имеют на 30-50% больший риск развития такой болезни как гипертония.

Как известно, физическое развитие человека продолжается до 20-25 лет. Этот период является очень важным жизненным этапом молодого человека. Его планы выстраиваются такими что как правило, после окончания средней школы, продолжается обучение в университете. От состояния здоровья человека, его физического развития зависят не только долголетие, реализация жизненных планов, но выполнение социальных функций. Необходимо учитывать ритм современной жизни, скорость информационного потока в современном обществе, возросшие в первой половине 21-го века. Роль информации сегодня является определяющей, выдвигающей высокие требования не только к интеллектуальному и профессиональному уровню сотрудника, но и к его физическому и функциональному состоянию. Исследования показывают, что информационное влияние, оказываемое на человека, в этот период, в несколько раз превышает его двигательную деятельность. Поэтому крайне необходимо соблюдать правильный суточный режим с целью оптимизации соотношения между интеллектуальной и физической нагрузками. Для студентов в этом возрасте полезен здоровый семи, восьми, часовой сон и ежедневное потребление 2400-2800 калорий, для сравнения, калорийность питания детей раннего школьного возраста, когда внешнее воздействие информации не столь объемное, составляет 2000-2300 ежедневно, а оптимальная продолжительность сна не менее 9 часов.

Что касается «перепотребления», являющегося итогом расточительности и нерационального использования имеющихся земельных и продовольственных ресурсов, компенсировать возникший дефицит возможно при условии потери качества продукта.

Численность людей на планете ежегодно возрастает, и, соответственно, растут потребности человечества в целом. Для удовлетворения своих биологических нужд, необходимо кардинально изменить отношение к имеющемуся земельному и природному фонду нашей планеты. В погоне за решением продовольственных задач, земле практически не предоставляется полноценных отдых, как следствие, состав почвы изменяется и возникают весомые проблемы, такие как: эрозия, подкисление, разрушение структуры, деградация минеральной основы и т.д. Например, на юге Китая урожай с одних земель собирают три раза в год, добавляя в землю химикаты, чтобы восполнить запас необходимых ей витаминов и минералов. Из моего полугодового пребывания там, на личном опыте убедился: этих мер недостаточно, и производимая на таких землях сельхозпродукция является низкого качества. При приготовлении еды из таких сельхозпродуктов для человеческого организма, требуется различные пищевые добавки и специи, повышающие ее калорийность. Адаптированность к ним, а также, климатическими условиями стран Азии объясняется тот факт, что население в этих регионах предпочитают разнообразие в пище.

Всего полвека назад для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность организма в тонусе и насытить его полезными витаминами, минералами, белками, жирами и углеводами, человеку достаточно было употреблять по 500 грамм фруктов ежедневно. Изменения, произошедшие в окружающей среде и природе, а также, в образе жизни человека, изложенные выше, привели к тому, что сегодня нам следует употреблять уже 60 килограммов фруктов ежедневно, для полного восстановления баланса в организме. Именно этим объясняют специалисты и диетологи появление ГМО и полуфабрикатов в нашей жизни. Но чрезмерное злоупотребление продуктами такой категории ухудшают здоровье людей, создавая предпосылки для патологий хронических заболеваний

Генетически модифицированные организмы (ГМО)— это растения, животные и микроорганизмы, чей генетический материал дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) был целенаправленно изменен, в отличие от случайных, естественных и искусственных мутаций,путем внесения одного или нескольких фрагментов генома другого организма.Многие диетологи опасаются популярности ГМО в наше время:»Сейчас мы едим совсем не то же самое, что ели 20 лет назад. Почти 80% продуктов в супермаркетах содержат ГМО, созданные в лабораториях. А ведь три с лишним миллиарда лет эволюции обходились без такого вмешательства! Сегодня же над продуктами совершаются абсолютно новые и радикальные эксперименты». Они советуют стараться не употреблять их, а питаться только здоровой, растительной пищей.

Существуют и биологические добавки на основе натурального, экологического продукта, получаемые путем высокоэффективных, высокотехнологичных процессов из натуральных растительных и животных продуктов, что значительно повышает их ценность и способствует хорошему усвоению организмом. В составе таких добавок находятся вещества, оптимальное соотношение которых позволяет применять их целенаправленно для профилактики и терапии различных заболеваний. Вышеназванные проблемы заставили человечество, с целью сохранения и улучшения здоровья, обратить внимание на натуральные продукты, их качество и биологический состав. На законодательном уровне многие страны заставили производителей сельхозпродукции и торговые сети маркировать продукцию специальными знаками, информирующими о его натуральности, энергетической и биологической ценности

Находясь под положительным впечатлением от длительной поездки в Китай, отмечу, что большинство людей там достаточно трудолюбивы, энергичны, ведущие активный образ жизни. Удивительным образом сочетающих достижения современных производственных технологий, автоматизации и оптимальным двигательным суточным режимом, позволяющим активно противостоять главной угрозе человечества – гиподинамии. При этом, восточная культура питания и кулинария позволяет восполнять запас полезных веществ в организме, как правило, из щелочной группы продовольствия, фрукты и овощи, что является одним из факторов их активного образа жизни, оптимистичности и жизнелюбия.

Данные примеры наглядно отражают то, что в наше время нельзя забывать о собственном здоровье, нужно систематически заниматься физическими упражнениями, физической культурой, вести здоровый образ жизни. Именно это является фундаментом успешной карьеры, реализуя актуальный и сегодня принцип гармоничного развития человека, в котором прекрасно все: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А.П. Чехов).

Список Литературы:

1.Всемирная организация здравоохранения. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний: Карманное пособие по оценке и снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний/ Всемирная организация здравоохранения 2007 – 22 с.

2. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды / Просвещение, 1992 — 320 с.

3. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика:теория и методика /Менхин Ю. В. 2002 – 220 с.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Бальсевич В.К. 1994 – 25 с.

5. Артбаронов Р.А. Системная концепция индивидуального здоровья с позиции практической медицины /Артбаронов Р.А.2005 — 79 с.

7. Чехов А.П. Дядя Ваня / Чехов А.П. 1897 – 87 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *