Второй закон госсена гласит

Постулат Германа Генриха Госсена, объясняющий закономерности поведения рационального потребителя.

Герман Генрих Госсен сформулировал постулат (второй закон Госсена), согласно которому, человек, стремясь к максимизации полезности от некоторого набора благ в ограниченном промежутке времени, должен потребить каждое из благ в таком количестве, чтобы их предельные полезности были равны между собой.

Напомним, что, согласно другому постулату того же Госсена (первый закон Госсена), с увеличением потребления блага полезность каждой его последующей единицы (то есть, предельная полезность) уменьшается.

Так что, регулируя соотношение объемов потребляемых благ, человек может извлечь из имеющегося набора максимум полезности.

Если же, анализируя процесс потребительского выбора, мы будем учитывать цены на товары, то, согласно второму закону Госсена, рациональный покупатель будет стремится к такому набору товаров, при котором дополнительно потраченный рубль на любое из благ даст ему одинаковую полезность: MUx/Px = MUy/Py = … = MUn/Pn.

Действительно, представим себе, что мы покупаем в магазине яблоки и апельсины. Если предельная полезность яблока, приходящаяся на 1 рубль, выше чем предельная полезность апельсина, то разумно будет перераспределить покупаемый набор товаров в пользу яблок. Если же полезности будут равны, то набор будет «равновесным» и потребность в перераспределении благ исчезнет.

Второй закон Госсена имеет не только чисто абстрактную ценность (знание ради знания). Он объясняет, например, почему помощь малоимущим слоям населения, с точки зрения максимизации полезности, нужно давать деньгами, а не предоставлением бесплатных товаров и услуг (это не дает людям возможности самостоятельно перераспределять деньги, данные им налогоплательщиками, для получения более оптимального потребительского набора благ).

Кстати, постулаты Госсена можно применить и к анализу принятия решения человеком о том, сколько времени посвятить труду, а сколько отдыху. Труд и свободное время также являются благами, подчиняющимися закону убывающей предельной полезности. А значит, люди, определяя оптимальное отношение труда и отдыха, будут также стремится к равенству предельной полезности от каждой единицы имеющегося у них времени.

Формулировка второго закона Госсена от самого Госсена:

Индивид, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично, и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равны.

Интересно, что Госсен не обладал «легким слогом» и, поэтому, текст его книги «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности», вышедшей в 1854 году, был настолько утомителен, что ее не стали покупать и Госсену пришлось забрать весь тираж себе. Лишь после выхода работ маржиналистов, которые развили идеи Госсена, он стал известным.

Второй закон Госсена

Чтобы достигнуть состояния равновесия, потребитель будет перераспределять свой доход до тех пор, пока не уравняет взвешенные предельные полезности. В этом заключается смысл второго закона Госсена, который гласит, максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства взвешенных предельных полезностей всех потребленных благ. Иными словами, потребительское равновесие достигается тогда, когда полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова незави­симо от того, на какой именно товар она израсходована.

В резуль­тате перераспределения расходов на покупки могут быть получены следующие данные:

Блага MU Р MU/P
А
В
С

В этом случае суммарная полезность от потребления трех благ соста­вит 255 (150 + 60 + 45). Любая другая комбинация дает меньшую суммар­ную полезность для покупателя. Экономисты говорят, что потребитель находится в состоянии равновесия при условии:

MUA MUB MUC MUn

——— = ——— = ——— = …= —— = l

PA PB PC Pn

где l — предельная полезность денег.

Для любого непокупаемого товара Х будет верно условие:

—— < l

Это условие означает, что предельная полезность денег для потребителя больше, чем полезность товара, поэтому он не купит данный товар.

Ординалистский подход к анализу потребительского поведения

Хотя до наших дней есть ученые, которые развивают кардиналистскую концепцию полезности, они остаются в меньшинстве.Большее признание получила другая – так называемая ординалистская (порядковая) концепция. Процесс ис­следования потребительского поведения состоит из трех этапов:

а) изучение предпочтений потребителя;

б) учет его доходов, т.е. бюджетных ограничений;

в) анализ потребительского выбора.

Потребительские предпочтения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *