Нации и международные отношения

Нации и межнациональные отношения

Культура Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы. Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты. Культура в узком смысле — степень воспитанности человека. Элементы культуры: 1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства) 2.Материальная — созданная в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения) Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных( футбол- болельщики, символика, чемпионаты). Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое ( творчество Пушкина) Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества ( мировая мода). Функции культуры:

  1. Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
  2. Оценочная – определение системы ценностей
  3. Регулятивная – формирование системы норм и требований
  4. Информативная – передача опыта, ценностей
  5. Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей
  6. Социализации – усвоение норм и культурных ролей.

Пути развития культуры:

  1. Накопление культурных ценностей

а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению ( евклидова геометрия-геометрия Лобачевского) б) горизонтальное — наследование целого художественного произведения( сонеты Шекспира в 19 и 21 веке)

  1. Новаторство

Формы культуры:

  1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: » искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.

Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты » массового человека»: -рост жизненных запросов -врождённая неблагодарность -плывёт по течению

  1. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление.

Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт — соединение элитарной и массовой культуры ( Бах в современной обработке)

  1. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.
  2. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Доминирующая культура- совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов ( типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. ) Европоцентризм — течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной. Американоизм — течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу. Афроизм( негритюд) — течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру. Диалог культур( Бахтин)- взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов. Разновидности культуры:

  1. Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
  2. Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями ( хиппи)

Мораль Мораль( лат) – нравственный, относящийся к характеру. Мораль- совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Этика- наука о морали. Признаки морали:

  1. всеобщность
  2. добровольность

Функции морали:

  1. познавательная
  2. регулятивная
  3. воспитательная
  4. мотивационная
  5. прогностическая
  6. аксиологическая ( формирует ценности)

Моральная система включает в себя: — моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества — моральные ценности Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Существует 7 фундаментальных ценностей:

  1. польза- экономика
  2. господство-политика
  3. справедливость- социальная сфера
  4. истина
  5. красота
  6. добро- духовная сфера
  7. свобода- все сферы

Основные категории морали:

  1. Добро- положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.

  1. Долг- осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
  2. Стыд- осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
  3. Совесть- способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
  4. Милосердие- сострадательное, доброжелательное отношение.
  5. Честь- внутреннее достоинство человека, благородство души.
  6. Счастье- эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой. Нравственность- степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. Этапы нравственного поведения: Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. » Живи для других». Мировоззрение Мировоззрение- целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично. Роль мировоззрения:

  1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
  2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: » хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
  3. позволяет определить истинные ценности жизни.

Исторические типы мировоззрения:

  1. мифологическое
  2. религиозное
  3. философское
  4. научное

Формы мировоззрения:

  1. мироощущение — эмоциональный опыт человека
  2. мировосприятие — интеллектуальный опыт человека

Уровни мировоззрения:

  1. жизненно-практический — не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
  2. теоретический — опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами

Типы мировоззрения:

  1. обыденное ( житейское) и научное
  2. прогрессивное и реакционное
  3. оптимистическое и пессимистическое
  4. религиозное и атеистическое
  5. теоцентризм( приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм( человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм.
  6. 6. Гуманистическое

— человек, как часть природы ответственен за её сохранность — бережное отношение к человеческой жизни — физическое и нравственное здоровье человека — признание равноправия различных мировоззрений — достоинство личности — созидательный труд на благо общества — доброжелательные отношения между людьми Наука и образование Наука- особая система знаний — система специфических организаций с работающими в них людьми ( НИИ) — особый вид деятельности, система научных исследований. Цель науки:описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Функции науки:

  1. теоретико- познавательная — проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
  2. культурно-мировоззренческая
  3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
  4. 4. социальная

-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития -управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов) — определение путей и способов практического использования добытых знаний — превращение науки в производительную силу общества

  1. производственная
  2. прогностическая

Классификация наук: по предмету познания

  1. естественные — позволяют раскрыть структуру материального мира ( физика, химия, математика)
  2. общественные — поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей( социология, экономика, обществознание)
  3. гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики( философия, история)
  4. технические — служат практическим целям( радиоэлектроника, химия полимеров)

по удалённости от практики 1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику 2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем Этические нормы науки:

  1. социальная ответственность учёного ( клонирование)
  2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
  3. общечеловеческие требования и запреты ( плагиат)

Черты современной науки: — всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом — незавершённость — дифференцированность- различные направления и школы — интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ Инновация- нововведение. Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период. Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию. Образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства. Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния. Функции образования:

  1. трансляция культуры в обществе.
  2. Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
  3. Социальная селекция ( размещение в социальной структуре)
  4. проведение социальных и культурных изменений в обществе
  5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

Обязательным является полное среднее образование. Основные направления в развитии образования:

  1. демократизация
  2. компьютеризация
  3. интеграция — компетентностный подход
  4. интернационализация — единая система образования
  5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам
  6. гуманитаризация — усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
  7. профилизация

Тенденции в развитии образования: — должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры — переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями) — развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования — возрастание роли образования в формировании гражданской позиции — повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности Уровни образования: Общее образование -дошкольное -начальное -основное общее -среднее (полное) общее -дополнительное Профессиональное образование -начальное -среднее ( лицей) -высшее ( колледж) а) бакалавриат б) магистратура Искусство. Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом Искусство в узком смысле- изобразительное искусство( живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах. Эстетика- наука о красоте. Платон- » искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней». Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями. Особенности искусства:

  1. эмоционально-чувственное постижение мира
  2. локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора
  3. субъективность-отражение мира автора
  4. компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей действительности

Функции искусства:

  1. познавательная
  2. информационная
  3. ценностно-ориентирующая
  4. коммуникативная
  5. эмоционально-рефлекторная ( эстетическое отражение действительности)
  6. гедонистическая. Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни
  7. эстетическая
  8. утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.

Вид искусства- конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале ( литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство). Виды видов искусства:

  1. простое — в основе одно средство художественного выражения( поэзия-слово)
  2. сложное ( театр, балет)
    1. изобразительное — отражение действительности как она есть ( фотография)
    2. выразительное- образ не аналогичен действительности ( фотошоп)
  3. реальное ( Шеллинг) — музыка, живопись, архитектура, скульптура
  4. идеальное- литература

1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура 2. временное- динамичное- литература, музыка

  1. пространственно -динамичное — синтетические зрелища — театр

Жанр искусства — специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом( эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке). Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика. Религия Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им. Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности. Роль религии в жизни общества: «+»

  1. один из компонентов духовной культуры
  2. один из институтов общества
  3. специфический тип мировоззрения
  4. совокупность моральных принципов
  5. активно участвует в жизни общества
  6. одно из средств социального контроля
  7. сообщество людей, связанных единой верой
  8. компенсаторная функция — утешение

«-«

  1. способствует развязыванию войн
  2. страх как фактор поддержания религиозности
  3. догматичность.

Конфессиональный — религиозный В малых культурах существовало 2 основных религии — тотемизм и анимизм. Тотемизм( Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема. Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства. Анимизм( Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов. Спиритизм- общение с духами. Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями. Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром. Виды религий: по количеству богов

  1. монотеистические
  2. политеистические

по решению проблем спасения

  1. через собственную деятельность ( буддизм)
  2. через посредника-спасителя

по степени легализации

  1. институциональная- верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви
  2. внеинституциональные- модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида

по степени распространения

  1. национальные ( локальные)
  2. мировые

Вебер : бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство. Особенности мировых религий:

  1. распространены на всех континентах
  2. вера в единого бога
  3. эгалитарность -проповедование равенства
  4. прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Буддизм. Возник в 6 веке до н.э. В Индии. В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха — древо познания. Будда — просветлённый. Смысл буддизма:

  1. страдания правят миром.
  2. Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.

Танха -желание. -жажда чувственных удовольствий -жажда процветания -жажда к уничтожению

  1. уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана- покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.
  2. Есть путь погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

  1. Ахинса — непричинение вреда живому
  2. не брать чужой собственности
  3. не касаться чужой жены
  4. не говорить неправды
  5. не пить вина

Реинкарнация — учение о перерождении душ. Священная книга — Типитака ( 3 корзины) Направления буддизма:

  1. Махаяна — Большая колесница- широкий путь спасения
  2. Хинаяна- Малая колесница- узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец — Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса. Христианство. Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи. В основе легенда о великом мессии Христе. 1054- разделение на православие и католицизм. 16 век, реформация в германии, появление протестантизма. Православие- правильное учение. — идея центризма — Бог- центр мироздания — идея творения — идея откровения ( любое знание — божественное) — идея грехопадения — идея конца света и страшного суда — идея спасения и воскресения для вечной жизни — 10 заповедей — священная книга- Библия Ветхий завет ( история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа) Новый завет( предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Католицизм- всемирная. — догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание — дух-эманация — производная Бога-отца — учение о чистилище — централизованность церковной организации — безошибочность папы в вопросах веры и нравственности — нерасторжимость таинства брака — целибат-безбрачие духовенства — крестное знамение слева направо — богослужение на латыни — крещение через возлияние воды на голову Протестантизм- публично доказывающий. — спасение личной верой — священство всех верующих — исключительный авторитет Библии — церковь не посредник между Богом и людьми — молитвенные дома без пышности — из таинств только крещение и причастие Основные формы протестантизма:

  1. Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
  2. Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
  3. Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
  4. Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
  5. Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

Ислам- предание себя Богу, покорность. Возник в 7 в. на Аравийском полуострове. В основе легенда о пророке Мухаммеде. Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления. Заповеди ислама:

  1. исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
  2. Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
  3. Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
  4. Милостыня 1 раз в 1 год.
  5. Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм- воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават — священную войну против неверных. Теократическое государство- государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти. Священная книга- Коран. Сура-глава. Шариат- система мусульманского права. Течения ислама: — суннизм- власть не в руках потомков пророка — шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов Типы религиозных организаций:

  1. церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
  2. Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
  3. Деноминация- секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру( кальвинизм)
  4. культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту .Разновидности культа:

— магия ( колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы -умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу. Депривация- положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности. Локальные религии. Конфуцианство. Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. » 24 примера сяо».Идеал совершенного человека- цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга. Даосизм. Китай. Дао-путь. Человек- посредник, » передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй — соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь — темное, Ян -светлое. Иудаизм. Палестина. Бог Яхве. Зороастризм. Иран. Культ огня и чистоты. Синтоизм. Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай — тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы. Индуизм. Индия. Брахманы — белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный. Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.

Краткий конспект по обществознанию на тему нации и межнациональные отношения ​

исходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мной на земле. Взмахнешь рукой –- и поражу клятвопреступника пламенной стрелой» А: Гефест Б: Посейдон В: Зевс Г: Аид 2. Укажите имя греческого бога по описанию: «Ударю я трезубцем — и поднимается на море страшная буря, поднимаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как пушинки. Отложу свой трезубец — и утихают волны, спокойная гладь морская, и я на колеснице, запряженной златогривымы лошадьми, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой «: А: Посейдон Б: Зевс В: Хронос Г: Аид 3. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом — это: А: Хаска Б: Минотавр В: Цербер Г: Олимп 4. Первые Олимпийские игры состоялись: А: 602 г. до н.э. Б: 776 г. до н.э. В: 975 г. до н.э. Г: 812 г. до н.э. 5. Богом-кузнецом был: А: Дионис Б: Гефест В: Арес Г: Гермес 6. Установите соответствие между крылатыми выражениями и их значением: Вариант ответа Соответствие 1: ахиллесова пята А: коварство, хитрость, обман 2: яблоко раздора Б: уязвимое место 3: троянский конь В: спасение в сложной ситуации 4: нить Ариадны Г: причина ссоры Д: непревзойденное чудо 7. Какое из семи чудес света связано с Олимпийскими играми? А: висячие сады Семирамиды Б: Колос Родоский В: статуя бога Зевса Г: мавзолей в Галикарнасе

Реферат по обществознанию «Нации и межнациональные отношения»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Приэтокского»

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Реферат

Подготовила:

ученица 9 класса

Иванова Виктория

Руководитель:

Бобрешова Валентина Сергеевна,

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского

2014 год

Введение

  1. Нация и ее основные признаки

  2. Национальное самосознание

  3. Отношения между нациями

  4. Отношение к истории и традициям народа

  1. Межнациональные отношения в современном обществе

  2. Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути их преодоления

Используемая литература

Введение

Сегодня толерантность в обществе – необходимая составляющая дальнейшего

успешного развития. Толерантность, то есть равное признание возможности всех людей реализоваться в обществе, независимо от религиозных, национальных, расовых различий, — залог экономической и политической стабильности в обществе. Толерантность дает людям возможность реализовать себя, сотрудничать между собой. В обществе, в котором существует высокий уровень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит, будут работать на укрепление такого общества. В связи с этим необходимо рассматривать теоретические и практические аспекты воспитания толерантности в молодежной среде.

Вашему вниманию предлагается реферат, который поможет углубить знания об

исторически сложившихся формах социального общества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции гармонизации межнациональных отношений. Мы рассмотрим ряд идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений как часть общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается в реферате.

  1. Нация и ее основные признаки

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов, или, выражаясь в терминах науки, этносов. Сопоставим общее число народов, живущих сегодня на Земле (по разным подсчетам, от двух до трех тысяч, если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около двухсот). Почти все современные государства многонациональны. Многонациональные все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

Многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества.

Из истории нам известно о взаимодействии народов и континентов, разных государств и различных цивилизаций, национальных групп и отдельных людей. Современная научно-техническая революция подняла интенсивность взаимодействия на новый уровень: оно стало в полной мере глобальным. Всюду, где соседствуют, сотрудничают, взаимодействуют люди, происходили и происходят не только деловые, но и личные, физические контакты. Возникают так называемые смешанные браки самых разных народов, родится новая семья, в которой дети соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов.

Крупнейший русский ученый-этнолог Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности».

Основываясь на убедительных научных аргументах, сформулируем важное в нравственном отношении положение: любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т.д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека. Такое поведение можно расценивать только как аморальное, как поступок подлый. Недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует понимать как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т.д. Это во-первых, а во-вторых, такое поведение противоправно. Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности независимо от национального происхождения (Всеобщая декларация прав человека, ст. 1-2), действуют они в каждой стране (Конституция РФ, ст. 19,21).

Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними?

Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий, совершенно определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее: поскольку все мы всегда жили, и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

  1. Национальное самосознание

Если говорить о национальном самосознании, то разговор коснется таких сложных и сокровенных понятий, как «патриотизм» и «национальная гордость». Данные понятия взаимосвязаны общностью составляющих их аспектов. К таким аспектам можно отнести прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству. Само же чувство любви – это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному), чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т.д. В нем нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

  1. Отношения между нациями

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. На 3емле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Они входят в состав l80 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории мы знаем, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления классов и государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Капитализм значительно усилил экономические связи внутри народности, благодаря чему народности превратились в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания», «сплавления». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. Правящие классы, стремясь увеличить территорию и богатства, которыми они владели, не раз натравливали один народ на другой. Разжигая национальную рознь, они использовали обстановку напряженности для усиления антидемократических режимов. И в современном мире продолжаются национальные конфликты.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями. А. С. Пушкин думал «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

  1. Отношение к истории и традициям народа.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть — славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган, — их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое – хорошо, все чужое (т.е. свойственное другой нации) – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа, — и хорошее, и плохое, и чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием. Не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Но бывают и другие традиции. Например, кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение в СССР национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране, — великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

  1. Межнациональные отношения в современном обществе

Во второй половине 80-х годов в некоторых районах нашей страны произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Они выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

От проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на народном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

  1. Межнациональные конфликты:

основные причины возникновения и пути их преодоления

Какие жизненные причины межнациональной напряженности считаются

актуальными сегодня? Ныне все субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, равны, тенденция к росту самоуправления нарастает. Исправляются просчеты в культурной и языковой политике – намечается рост культурной автономии и пр. можно сделать вывод о том, процесс реформирования, демократизации общественной жизни, построения правового государства в нашей стране положительно сказывается на характере межнациональных отношений. И наоборот: когда национальной политике не хватает мудрости, когда отступают от демократических принципов, попирают права человека, возникает напряженность и даже конфликты.

Всегда и везде есть люди, заинтересованные в разжигании межнациональной розни. Кто они? Возможно, это политиканы-карьеристы, которые на волне национализма хотели бы взобраться на ключевые административные посты, или некомпетентные руководители, которые любят списывать свои промахи за счет «инородцев», постоянно «подбрасывающих» что-то «очень плохое и вредное для народа»; это те писатели, журналисты, которые стремятся снискать дешевую популярность за счет нагнетания шовинистских идей в своих сочинениях. Это, конечно, мафиозные группы, алчущие легкой наживы в условиях нестабильности и слабости правоохранительных органов; это, наконец, люди с больной психикой, комплексом неполноценности, которые пытаются самоутвердиться, оскорбляя и преследуя людей другой национальности.

Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

Анализируя относительно успешный опыт гармонизации межнациональных отношений ряда стран мира (Швейцария, Швеция, Финляндия, Бельгия, США), специалисты полагают, что последовательная демократизация, соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем и, как главное условие свободы всего народа, защита прав человека проявляют себя в ряде конкретных условий, в том числе:

— в предоставлении всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправлении – автономии (во всех ее видах);

— в отказе национальных меньшинств от сепаратизма, т.е. обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу сложных проблем (Россия – проблема Чечни; Канада – проблема франко-канадцев; Испания – проблема басков; Индия – проблема сикхов, тамилов; Эфиопия – проблема эритрейцев; Индонезия – проблема молукски, сумтранских сепаратистов и др.);

— в постоянном поиске консенсуса;

— наконец, в настойчивой борьбе с труднопреодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом, противопоставляя ему последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

В заключении хочется ознакомиться с мнением специалистов. Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, а в относительном – да. Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная. Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, то есть возможность взвалить вину за все беды на «инородцев». Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура, говорил русский ученый Л.Н.Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, короче – проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Используемая литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *