Исследование рефлекторно двигательных функций

Методы исследования двигательной функции

“Анатомо-Физиологические особенности двигательной системы человека” РостГМУ (2011г.) И.А.Сафонова, И.В.Черникова.

Методы исследования двигательной функции

  • Методы исследования двигательной функции включают изучение активных и пассивных движений, мышечной силы, тонуса трофики, координации движений, походки, мимики. Учитываются также наличие и характер синкинезий, параличей и парезов, гиперкинезов, судорог.
  • Жалобы трудно выполнять тонкие движения, устает рука при письме, изменился почерк, слабость в руках, ногах, нарушение походки, расстройство речи, глотания и т.п.
  1. Осмотр

Оценка особенностей статики (осанка) и моторики (прежде всего, ходьбы). ^

  • Положение больного – активное, пассивное, вынужденное и т.п.
  • Двигательная активность – олигокинезия, брадикинезия, гиперкинезы, мимика /амимия, олигомимия, тики и т.п.
  • Гемипаретическая походка – циркумдуцирующая походка на стороне спастической гемиплегии – при ходьбе нога описывает полукруг, часто сопутствует поза Вернике-Манна – поражение предцентральной извилины, внутренней капсулы, ствола мозга на стороне, противоположной парализованной руке или ноге, пирамидного пути верхнешейного отдела спинного мозга на одноименной стороне – неравномерное распределение мышечного тонуса в конечностях и фиксация конечностей в положении минимальной длины – верхняя конечность приведена к туловищу, предплечье согнуто, кисть согнута и пронирована, нижняя конечность отведена, разогнута в тазобедренном и коленном суставах, стопа находится в положении подошвенного сгибания.

Причины: нарушение мозгового кровообращения, реже опухоль мозга, последствия ЧМТ, опухоль верхнешейного отдела спинного мозга.

  • Пяточная походка – поражение большеберцового нерва, ахиллова сухожилия.

Причины: травма, реже – спинная сухотка, полинейропатия, полиневрит.

  • Петушиная походка – высокое поднимание ноги и свисающая стопа – поражение малоберцоваго нерва бедренного нерва; степпаж – шлепанье стопы поражение малоберцовых нервов общего или глубокого, эпиконуса спинного мозга, корешков L5 .

Причины: грыжа поясничного межпозвонкового диска, нарушение кровообращения в эпиконусе спинного мозга, компрессионно-ишемическая нейропатия

малоберцовых нервов, травма малоберцовых нервов, полиневрит, полинейропатия.

  • Щадящая, хромающая походка – следствие болевого синдрома – мышечно-тонической реакции на боль при поражении пояснично-крестцовых корешков, нервов крестцового сплетения, суставов (межпозвонковых, подвздошно-крестцовых, тазобедренных, коленных, голеностопных), костей ног.

Причины: поясничный остеохондроз с корешковыми и рефлекторными болями, опухолевое поражение пояснично-крестцовых корешков, поражение костно­суставной системы.

  • Атактическая и гемиатактическая походка –

пьяная походка – неустойчивость и пошатывание, отклонение туловища, ноги широко расставлены – поражение мозжечка, мозжечковых путей головного мозга, задних столбов спинного мозга, коры головного мозга – лобные, височные и затылочные доли, вестибуллярный аппарат, крупные нервы ног. При поражении лобной доли, особенно лобного вперед до уровня горизонтали, повернуты вниз или ;] внутрь – параллельно друг другу – опускание ]! вытянутой вперед руки на стороне пареза.

      1. Прием Панченко – феномен Будды – больной ( поднимает руки вверх и над головой сближает кисти, повернутыми ладонями вверх почти до

соприкосновения пальцев – на стороне пареза кисть пронирует и рука опускается вниз.

      1. Разведение пальцев кисти.
      2. Противопоставление большого пальца руки остальным.
      3. Ранний признак – невозможность прикосновения кончиком указательного пальца к мезинцу с ладонной стороны.
      4. Пальцевой феномен Дойникова – руки лежат на коленях, кисти супинированы, пальцы максимально разведены – на стороне пареза пронация кисти и сгибание пальцев.
      1. Нижняя проба Барре – пациент лежит на спине, его ноги согнуты в коленных суставах под прямым или несколько большим углом – на стороне пареза нога опускается быстрее.
      2. Нижняя проба Мингаццини – в положении лежа на животе, больной сгибает ноги в коленных суставах под углом 90 (ноги не соприкасаются) и удерживает их 1-2 – паретичная конечность опускается.
      3. Тест «падения ноги» – под углом 30-45.
      4. с. Витека – лежа на животе, максимально согнуть голени – на стороне пареза сгибание менее выражено.
      5. Пробы Шанько:
  • в положении стоя или сидя больной вытягивает руки вперед ладонями внутрь, а затем поворачивает кисти на 180 таким образом, что их тыльные поверхности оказываются внутри, а ладонные снаружи. Предлагается удерживать руки в таком положении в течение 30-60 с. при наличии слабости рука начинает пронировать, несколько сгибается кисть в лучезапястном суставе, большой палец опускается вниз.
  • в положении сидя максимально развести в стороны стопы, соприкасающиеся пятками. На парализованной стороне угол разворота меньше, чем на здоровой.

Для выявления у новорожденных слабо или умеренно выраженных асимметрий спонтанной двигательной активности рекомендуются следующие приемы JI. О. Бадаляна :

  1. проба на тракцию – одной рукой врач берет руки ребенка за запястья и медленно тянет на себя. У здоровых наблюдается равномерное сопротивление разгибанию.
  2. рефлекс отдергивания – поочередно наносимое покалывание подошв вызывает равномерное сгибание бедер, голеней и стоп.
  3. перекрестный рефлекс экстензоров – разгибают и фиксируют ногу ребенка, затем наносят несколько уколов в подошву фиксированной конечности. В ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.
  4. . проба на отведение нижних конечностей – быстрым движением отводят в стороны согнутые ноги. При этом ощущается умеренное сопротивление отведению.

Необходимо помнить, что активные движения у детей возникают на 2-3 месяце жизни, схватывание рукой предметов – в 4 месяца, ходьба – в 11-12 месяцев.

3 . Мышечный тонус

Мышечный тонус – способность мышцы к сопротивлению на растяжение или длительному сохранению напряжения. Нормальному состоянию мышц сопутствует определенное их напряжение – мышечный тонус. При пальпации мышц или пассивных движениях легко улавливается определенная степень упругости и напряжения мышц.

  • Оценивают по пассивным движениям в суставах – определенное непроизвольное сопротивление.

Перед исследованием конечность должна быть максимально раслаблена.

® Мышечная гипотония или атония – мышцы мягкие, дряблые, тестообразные, увеличение движений в суставах за счет переразгибания, при сгибании в локтевом суставе предплечье плотно прилегает к плечу, а кисть к плечевому суставу, при сгибании голени ее поверхность соприкасается с поверхностью бедра. При выраженной атонии – с. Оршанского – чрезмерное разгибание ноги в коленном суставе – у лежащего на спине больного с разогнутыми ногами, врач одной рукой слегка придавливает коленный сустав к постели, другой рукой пытается приподнять голень – пятка отрывается от постели.

Признак поражения периферического двигательного ] нейрона, но может наблюдаться при поражении РФ, ее связей с мозжечком, стриопаллидарной системой j (вялые параличи, мозжечковая атаксия, хорея).

Гипотония не исключается при церебральных

  • параличах на инициальных этапах острых заболеваний и травм, в коматозном состоянии, при избирательном поражении поля 4 по Бродману.
  • Мышечная гипертония:
  • Спастическая гипертония – спастичность центральный паралич:
  • неравномерное повышение тонуса в разных мышечных группах: руки – сгибатели и пронаторы, ноги – разгибатели и аддукторы.
  • доминирование гипертонии в начале движения феномен «складного ножа» – у лежащего в расслабленном состоянии на спине больного врач удерживает одной рукой за стопу приподнятую и выпрямленную в коленном суставе ногу пациента, второй рукой ладонью наносит быстрый и короткий удар в подколенной ямке – ощущение сопротивления пассивному движению в начальной фазе, но следующих фазах движение выполняется с меньшим сопротивлением.
  • при повторных пассивных движениях мышечный тонус не нарастает и может снижаться.
  1. Пластическая гипертония – ригидность

постоянный гипертонус – паллидарная система:

равномерное повышение мышечного тонуса во всех мышечных группах

  • равномерное повышение мышечного тонуса на протяжении всего движения
  • при повторных стереотипных движениях тонус может нарастать – феномен «восковой куклы»
  • может быть феномен «зубчатого колеса» прерывистый гипертонус – ощущение толчков во время движения в конечностях (кисти, стопы?).
  1. Паратония – лобные доли:
  • непроизвольное противодействие пассивным движениям
  • непостоянное повышение мышечного зависящее от направления движения

Исследование тонуса может проводиться

миотонометром.

      1. Объем движений

Исследуется объем активных и пассивных (неврологические причины, ограничивающие активные движения не сказываются на объеме пассивных местная суставно-костная патология: анкилозы, контрактуры – прерогатива хирургов-ортопедов) движений.

Движения головы:

  • сгибание вперед – XI нерв, шейные нервы, сегменты спинного мозга С1-СЗ, С5-С8, ядро XI нерва.
  • разгибание – XI нерв, шейные, затылочные нервы; сегменты спинного мозга С1-С4, ядро XI нерва.
  • ротация – XI нерв, верхний затылочный нерв; сегменты спинного мозга С1-С2, ядро XI нерва

Движения надплечий:

  • Поднятие-пожимание плечами – XI нерв; ядро XI нерва.

Движение рук:

  • До горизонтали – подмышечный нерв; С5-С6 сегменты спинного мозга.
  • Выше горизонтали – XI нерв, длинный грудной, подмышечный нервы; ядро XI нерва, сегменты спинного мозга С5-С6.
  • Вперед – кожно-мышечный нерв; сегменты спинного мозга С6-С7.

Движение плеч:

  • Ротация кнаружи – подмышечный, надлопаточный нервы; сегменты спинного мозга С4-С6.
  • Ротация кнутри – подлопаточный нерв; сегменты спинного мозга С5-С7.
  • Сведение поднятых вперед рук – грудные нервы; сегменты спинного мозга С7-Д1.

Движение лопаток:

  • Сведение – XI нерв, надлопаточный нерв; ядро XI нерва, сегменты спинного мозга С5-С6.

Движение предплечий:

  • Сгибание – кожно-мышечный, лучевой нервы; сегменты спинного мозга С5-С6.
  • Разгибание – лучевой нерв; сегменты спинного мозга С7-Д1.
  • Супинация – лучевой нерв; сегменты спинного мозга С5-С6.
  • Пронация – срединный нерв; сегменты спинного мозга С7-С8.

Движение кисти:

  • Сгибание – срединный, локтевой; сегменты спинного мозга С6-С8.
  • Разгибание – лучевой нерв; сегменты спинного мозга С5-С8.

Движение пальцев руки:

  • Сгибание – срединный, локтевой нервы; сегменты спинного мозга С7-Д1.
  • Разгибание – лучевой нерв; сегменты спинного мозга С7-С8.
  • Разведение и приведение II-V пальцев – локтевой нерв; сегменты спинного мозга С8-Д1.
  • Сгибание основных фаланг – срединный, локтевой нервы; сегменты спинного мозга С8-Д1.

Движение I пальца кисти:

  • Отведение – лучевой, срединный нервы; сегменты спинного мозга С7-С8.
  • Противопоставление – срединный нерв; сегменты спинного мозга С7-С8.
  • Приведение – локтевой нерв; сегменты спинного мозга С8-Д1.

Движение туловища:

  • Сгибание – грудные, мышечные ветви поясничного сплетения; сегменты спинного мозга Д1-Д12, L1- L3 .
  • Разгибание – задние спинальные нервы; сегменты спинного мозга Д1-Д12.

Движение бедра:

  • Сгибание-приведение к животу – бедренный нерв; сегменты спинного мозга L2-L
  • Разгибание – нижний ягодичный нерв; сегменты спинного мозга L5-S
  • Приведение – запирательный нерв; сегменты спинного мозга L2-L
  • Отведение – верхний ягодичный нерв; сегменты спинного мозга L4-S
  • Ротация кнутри – верхний ягодичный, бедренный нервы; сегменты спинного мозга L2-S
  • Ротация кнаружи – запирательный, верхний ягодичный нервы; сегменты спинного мозга L2-S

Движение голени:

  • Разгибание – бедренный нерв; сегменты спинного мозга L2-L
  • Сгибание – седалищный нерв; сегменты спинного мозга L4-S

Движение стопы:

  • Разгибание «на себя» – малоберцовый нерв; сегменты спинного мозга L4-L
  • Сгибание «от себя» – большеберцовый нерв; сегменты спинного мозга L5-S
  • Отведение – малоберцовый нерв; сегменты спинного мозга L5- S
  • Приведение – малоберцовый, большеберцовый нервы; сегменты спинного мозга L4-S

Движение пальцев стопы:

  • Разгибание – малоберцовый нерв; сегменты спинного мозга L4- S
  • Сгибание – большеберцовый нерв; сегменты спинного мозга L5-S

Движение большого пальца стопы:

  • Разгибание «на себя» – малоберцовый нерв; сегменты спинного мозга L4- S
  • Сгибание «от себя» – большеберцовый нерв; сегменты спинного мозга L5-S

Сфинктеры мочевого пузыря и заднего прохода сегменты спинного мозга S3- S4.

РЕФЛЕКСЫ

  • Рефлекс – функциональная единица нервной деятельности – ответная реакция организма на раздражающие факторы внешней и внутренней среды, осуществляемая при участии нервной системы. Рефлексы подразделяются на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы – врожденные или наследственные реакции организма на раздражения – передаются по наследству, они присущи каждому биологическому виду, их дуги формируются к моменту рождения и в норме сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут меняться под влиянием болезни. Замыкаются на уровне спинного мозга и ствола головного мозга.

Условные рефлексы возникают при индивидуальном развитии и накоплении новых навыков – временные реакции, так как выработка новых временных связей зависит от изменений окружающей среды. Условные рефлексы формируются на основе безусловных с участием высших отделов головного мозгга.

Рефлекторный принцып деятельности нервной системы, изученный И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, дополнен П.К. Анохиным данными об обратной связи и саморегулирующихся функциональных системах:

«Ответная реакция организма на раздражение от рецепторов действующего рабочего органа обратно поступает в ЦНС и информирует ее о достигнутом результате. Поступающая в мозг отраженная афферентация сличается с результатами прошлых аналогичных воздействий. Таким образом, формируется возможность предвидения и оценки результатов действия – акцептор результатов действия. При этом ответная реакция при необходимости может изменяться и дополняться в зависимости от физиологических потребностей организма в данный конкретный момент. Следовательно, организм работает по принципу замкнутых циклических образований с наличием обратной информации о достигнутом результате, который зависит не только от раздражителя, но и от общего состояния внутренней и окружающей среды организма, доминирующей мотивации и механизмов памяти – опережающее возбуждение».

  • Анатомическая основа – рефлекторная дуга, состоящая из:
  • рецептора,воспринимающего действие раздражителя и перерабатывающего (трансформирующего) его в нервный импульс афферентное звено
  • чувствительного (афферентного) волокна, проводящего возбуждение к центрам (телам нервных клеток) – афферентное звено
  • афферентный нейрон, проводящий анализ и синтез поступающей информации и передающих ее на вставочные или двигательные нейроны афферентное звено Л . вставочный нейрон – может отсутствовать
  • эффекторный нейрон – эфферентное звено
  • двигательные волокна, проводящие возбуждение на периферию к соответствующим органам и тканям – эфферентное звено
  • эффекторыили действующие органы – скелетные мышцы и железы

Рефлекторная дуга сегментарного рефлекса состоит из 2-3 нервных клеток. Если из 2-х нейронов, то первый – клетка спинно-мозгового ганглия с отростками – афферентная часть рефлекторной дуги, а второй – мотонейрон переднего рога спинного мозга с отростками – эффекторная часть.

» При нанесении внешнего раздражения образуются два потока импульсов:

      1. к клеткам передних рогов, иннервирующих группу мышц разгибателей.
      2. через вставочные нейроны к клеткам переднего рога соседних сегментов, иннервирующих мышцы сгибатели.

Таким образом, при вызывании рефлекса – две рефлекторные дуги.

Импульсы передаются не только на а-болыиие, но и на а-малые и г-мотонейроны переднего рога.

  • Симметричное повышение или понижение рефлекса может быть нормой! Снижение – врожденное, у спортсменов, авитаминозы, интоксикации. Повышение – невроз, соматические заболевания, воздействие экстремальных факторов.
  • Кора тормозит глубокие реффлексы и рефлексы со слизистых и облегчает кожные!

Методы исследования двигательной функции

Исследование рефлекторно-двигательных функций

  • РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЯХ, ИХ АНАЛИЗЕ И ИССЛЕДОВАНИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ

    Ниже — требования к предметным результатам обучения на углубленном уровне по обсуждаемому разделу. ГОС-2004: 1) знать/понимать: • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей; • общую структуру деятельности…
    (Методика обучения информатике)

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА

    Общие сведения Рассуждения в философско-культурологическом ключе являются той необходимой предпосылкой, своеобразной прессу- позицией, с которой, на наш взгляд, должно начинаться исследование авторской пространственно-временной плоскости. И пространство, и время — категории…
    (Время и пространство как категории текста: теория и опыт исследования (на материале поэзии М.И. Цветаевой и З.Н. Гиппиус))

  • ОБРАЗ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ

    Об аспектах изучения метафорического функционирования лексики Образный способ отражения действительности получил многостороннее описание в научной литературе. В фокусе исследовательских интересов находятся как регулярные, стереотипные проявления образной системы, так и индивидуально- авторские….
    (Метафорический образ в семасиологической интерпретации)

  • Об исследовании варьирования в семасиологии

    К оценке варьирования как одного из принципов функционирования языковой системы привело объединение системного и коммуникативного подходов в изучении языковых единиц (в работах В. Матезиуса, И.А. Стернина, В.М. Солнцева). Отношения вариантности называют в числе «универсальных для системы языка в целом»…
    (Метафорический образ в семасиологической интерпретации)

  • Формирование информационной базы статистического исследования

    Выполнение статистического исследования предполагает наличие информационной базы, которая формируется на первом этапе исследования. Термин «информация» произошел от латинского слова «in- formatio», что означает сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другими способами. Следовательно, статистическая…
    (Статистика транспорта)

  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ

    И так веду мою игру, Хоть притворяться надоело… Есмь только я… И я — умру! До правды мне какое дело? 3. Гиппиус Приведенные факты и обозначенные подходы в предыдущих главах открывают достаточно пеструю, мозаичную картину в решении разнообразных проблем, связанных с самооцениванием и самооценкой,…
    (Самооценка : Теоретические проблемы и эмпирические исследования)

  • Методы исследования в педагогической психологии

    В педагогической психологии используются те же методы, что и в других областях психологической науки. Главными методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии эмпирический метод целенаправленного изучения человека….
    (Педагогическая психология)

  • Предмет и направления исследования психологии учителя

    Психология учителя как раздел педагогической психологии начала активно разрабатываться с середины XX в. В 1920— 1930 гг., по признанию Л.С. Выготского, наука еще не дошла до тех данных и открытий, которые позволили бы ей найти ключи к психологии педагога. Вместе с тем Л.С. Выготский видел перспективу…
    (Педагогическая психология)

  • МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫБОР МОЩНОСТИ ЭНЕРГОИСТОЧНИКА, СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ И ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    11ет такого народа, которого погубила бы торговля Бенджамин Франклин Маркетинг — это попытка представить себе, чего хотят люди, чтобы дать им это Шелли Лазарус Свойства интеллекта: умение создавать товар, умение продавать, умение покупать. Основы: теория маркетинга,…
    (Инжиниринг объектов интеллектуальной энергетической системы. Проектирование. Строительство. Бизнес и управление)

  • Объект и предмет исследования финансово- хозяйственной деятельности предприятия книгораспространения как научной дисциплины

    Современная экономическая наука исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Отметим, что ограниченные производственные ресурсы используются хозяйствующими субъектами…
    (Финансово-хозяйственная деятельность предприятия книгораспространения)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *