Философия возрождения и нового времени

Философия Возрождения и Нового времени

Философия Возрождения и Нового Времени

1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и XV в. в других европейских странах, продолжается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения:

  • антропоцентризм — в центре мировоззрения стоит человек;

  • гуманизм — обоснование самоценности человека, его прав и свобод;

  • эстетизм — ведущая роль искусства;

  • свободомыслие — освобождение от догматического средневекового мышления.

Таблица. Основные направления философии Ренессанса

Направление

Античный образец

Представители

Натурфилософия

Досократики

Н. Кузанский, Г. Галилей

Скептицизм

Пиррон

М.Монтень, Э. Роттердамский

Политическая философия

Платон, Аристотель

Т. Мор, Н.Макиавелли

Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса.

Предшественник итальянской натурфилософии Николай Кузанский (1401-1464) выдвигает идею пантеизма — отождествляет природу и бога. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм). Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564—1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.

Скептицизм — это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469—1536) — книга «Похвала глупости»- высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни». Девиз французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) «Точно известно, что ничего точно не известно». Его основной труд – «Опыты».

Политическая философия Ренессанса.

Идеи Платона – Томас Мор «Утопия» — идеальное государство, где все основано на принципах равенства и справедливости — собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Никколо Макиавелли (1469—1527). Основной труд «Государь». При возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами — вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть использована ради корыстных целей. Ее цель — укрепление государства, обеспечение его интересов и в конечном счете — народное благо. В позднейшее время термин «макиавеллизм» стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике «цель оправдывает средства».

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Становление капитализма в экономке.

Основные направления:

  • эмпиризм — опора на опыт;

  • рационализм — опора на разум;

  • высокая роль науки — наука как способ улучшения жизни человека и общества;

  • социальный оптимизм — вера в устройство общества на разумных началах.

Фрэнсис Бэкон — у истоков эмпиризма Нового времени. Наиболее значительными его произведениями являются «Новый Органон» и «Новая Атлантида». Лозунг философа: «Знание — сила». Наука получает знание на основе опыта и экспериментов. Собирая и проверяя различные факты, она строит общие теории. Этот метод обобщения (от частного к общему) называется индукцией. Чтобы быть настоящим ученым, необходимо избавиться от заблуждений. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, называя их «идолы»:

  • идолы рода — заблуждения всего человечества, которые заключаются в наделении явлений природы человеческими чертами (например, в мифе);

  • идолы пещеры — индивидуальные заблуждения, основанные наличных предпочтениях, чувствах;

  • идолы рынка — употребление слов, имеющих неопределенный смысл. Наука должна мыслить строгими терминами;

  • идолы театра — слепая вера в авторитеты и догмы.

Развивали идеи – Локк и Юм.

Рене Декарт (Картезий), французский философ и математик, стоит у истоков рационализма.

2. Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому по крайней мере сомнение с необходимостью существует.

3. Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым уже мыслю.

4. Окончательный вывод звучит так: «Мыслю, следовательно, существую».

Метод Декарта — это дедукция, движение от общего к частному. В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание — равноправные и взаимосвязанные начала. Главное свойство материальных вещей — протяженность (длина, ширина и т.д.), а идеальных вещей (души) — мышление. Человек — единственное существо, состоящее из двух начал — материального и духовного.

Развивали идеи Декарта – Спиноза и Лейбниц.

Схема. Учение Р. Декарта о методе

Эпоха Просвещения

Концентрированное собрание знания эпохи — французская «Энциклопедия», вдохновителем которой был Дени Дидро (1713— 1784). Ее появление показало, что ведущей силой в обществе становится наука, а не религия. В своем творчестве религиозные предрассудки с позиции разума критиковал Вольтер (1694-1778). Вольтер обосновывает философскую позицию — деизм. Согласно деизму, бог — только первопричина, творец сущего: в дальнейшем он не влияет на жизнь природы и человека. Жан Жак Руссо (1712—1778). Он поддерживал теорию общественного договора. Люди первоначально существуют в «естественном состоянии» — без какой-либо внешней власти и насилия над собой (Руссо считал такое состояние идеальным и призывал вернуться к нему). Для того, чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь, свободу и т.д., народ передает часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Таким образом, власть дана не богом, а народом, следовательно, народ имеет право отобрать ее, если монарх не выполняет соглашения.

2. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

Иммануил Кант — основатель немецкой классической философии. Основные труды:

  • «Критика чистого разума» — гносеология;

  • «Критика практического разума» — этика;

  • «Критика способности суждения» — эстетика.

Два периода – докритический (вопросы природы) и критический (философский -после 1770 г.).

Три вопроса:

  • Что я могу знать? — гносеология;

  • Что я должен делать? — этика;

  • На что я могу надеяться? – находится на стыке философии и религии.

Гносеология. В теории познания — перенос акцента с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека. Существуют два мира. Действительный мир (Кант называет его ноуменальным или миром «вещей-в-себе») мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальным или миром явлений). Ноуменальный и феноменальный миры. «Вещи-в-себе» (например, бог, душа) не познаваемы (Кант называет их трансцендентными, т.е. запредельными). Важное понятие — трансцендентальное единство апперцепции, благодаря которому на основе различных ощущений возникает целостный образ предмета. Априорные формы (априори – «до опыта») рассудка накладываются на «вещь в себе», создавая явление.

Этика. Хотя действительный мир недоступен для познания, он открывается для практического разума в виде высшего нравственного закона, основанного на долге. Его Кант называет «категорический императив»: «Поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь без внутреннего противоречия желать, чтобы оно стало всеобщим законом».

Религия. Бог — понятие трансцендентное, поэтому его существование не может быть логически доказано (Кант опровергает известные доказательства существования бога). Однако моральное поведение подразумевает вознаграждение. Потому справедливость требует того, чтобы бог существовал. Развивали идеи — Фихте и Шеллинг (критика «вещи-в-себе», постулат того, что бытие = мышление)

Георг Гегель — крупный немецкий классический философ. Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Основополагающее понятие — абсолютная идея (мировой дух), объединяющая все сущее. Понятие АИ схоже с понятием бога. Отлитие — АИ сама по себе не обладает сознанием, личностью, а обретает их только через человека. АИ творит из себя природу, затем человечество. Через деятельность человека (духовную культуру) АИ познает себя.

Духовная культура проявляется в трех формах:

Высшая ступень духовной жизни человечества — философия, в которой идея возвращается к себе, познает саму себя. Развитие мира и история человечества = развитие АИ. Движущая сила — противоречие.

Любое развитие проходит по определенной схеме:

1. утверждение (тезис);

2. отрицание этого утверждения (антитезис);

3. отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Синтез есть тезис на новом, более высоком уровне развития.

Гегель разрабатывает философскую основу для диалектики — учения о развитии и изменении.

При этом в диалектическом развитии вычленяется ряд законов:

1) закон перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания.

Основа — диалектика Гегеля. Но считали, что философия должна не объяснять мир, а изменять его. Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от них выделяются общественно-экономические формации:

  1. первобытно-общинный строй;

  2. рабовладельческое общество;

  3. феодализм;

  4. капитализм;

  5. коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным, диалектическим развитием общества (смена формаций — обострение классовой борьбы между угнетенными и угнетающими группами: рабов и рабовладельцев, феодалов и зависимых крестьян, рабочих и капиталистов). Идеал — коммунистическое община, где не будет классов (т.е. угнетенных и угнетающих).

Философия позитивизма.

Огюст Конт. После Гегеля эпоха метафизики закончилась. Продолжал традиции эмпиризма. Идеи могут быть сведены к чувственному восприятию.

Эволюция человеческой культуры проходит три последовательные стадии:

  • религиозную

  • метафизическую

  • позитивную — наука, основанной на эксперименте.

Важна эмпирическая проверка теоретических построений. Ввел в сферу наук социологию – науку об обществе.

Эволюционизм. Герберт Спенсер. Эволюционная концепция базируется на естественно- научных данных.

Эволюционизм — учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научная основа — теория Дарвина. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляются основные черты философии Возрождения?

2. Какие вы знаете направления философии Возрождения?

3. Что стал означать в философии «пантеизм»?

4. В чем проявляются основные черты философии Нового Времени?

5. Чем отличаются философы-эмпирики от философов-рационалистов?

6. Почему И.Канта считают основателем немецкой классической философии?

7. Какую роль в философии Г. Гегеля играет понятие «абсолютная идея»?

8. Какую роль в философии К. Маркса играет понятие «общественно-экономическая формация»?

9. Что общего и особенного вы видите в философии позитивизма и эволюционизма?

3.1. Культурологическая характеристика Ренессанса и Нового времени

3.2. Гуманизм Возрождения

3.3. Гносеология и индуктивный метод Фрэнсиса Бэкона

3.4. Рационализм и дедуктивный метод Рене Декарта

3.1. Культурологическая характеристика Ренессанса и Нового времени

Эпоха Возрождения или Ренессанс (XIV–XVI вв.) – период перехода от средневековья к Новому времени (XVII–XIX вв.). Несмотря на некоторые различия в духовной жизни, социальной практике и ценностных ориентирах Возрождения и Нового времени их объединяет несколько типологических черт. В первую очередь это – антропоцентризм. Проблема человека выдвигается на передний план духовной жизни, а земной, эмпирический человек со своими интересами и потребностями, чаяниями и творческими дарами стал восприниматься как величайшая ценность мироздания. Культ человека в эпоху Возрождения проявился как апология человека-творца. В нашем сознании Ренессанс ассоциируется с мощным культурным взлетом Западной Европы, с именами великих художников и поэтов: Ф.Петрарки, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, В.Шекспира и т. д. Одна из основных тем этой эпохи в философии и искусстве – тема человеческого достоинства, культ одухотворенного человеческого тела. В Новое время центральной фигурой духовной жизни становится ученый, постигающий законы природы и общественной жизни. В XVII веке закладываются основы современной науки, а в философии ведущее место занимает теория познания, ставившая задачу разработки универсальных методов научного познания. В европейском сознании зреет и укрепляется убеждение в безграничности познавательных возможностей человека. Культ человека логически переходит в индивидуализм и идею самоутверждения отдельной личности. В эпоху Возрождения и Новое время ценится творческая индивидуальность мыслителя, художника, писателя, а не беспрекословное следование канонам и традициям, как это было характерно для средневековья.

Пространство самоутверждения человека безгранично расширяется. Не только художественное творчество, научное и философское познание, но и освоение новых земель, материков, хозяйственно-предпринимательская деятельность, банковское дело и торговля становятся сферой приложения способностей, воли и труда человека, освобождающегося от вековых пут традиционного общества. С эпохи Возрождения берет начало процесс секуляризации, утраты религией доминирующего положения в обществе и культуре. Религия становится постепенно в один ряд с другими формами культуры: философией, наукой, искусством и т. д. Развитие науки в XVII в. Подготовило почву для промышленной революции. На смену традиционного общества в Европе приходит индустриальная эпоха и капитализм. Если в предыдущие эпохи веками не изменялся уклад жизни людей, то в Новое время на протяжении жизни одного поколения происходили существенные изменения в обществе, экономике, быте и культуре. Стало возможным движение истории. В человеческих сердцах рождалось упование на то, что в земной жизни можно обрести счастье и благополучее, которое воплотилось в теориях прогресса, т. е. веры в счастливое будущее человечества на земле.

3.2. Гуманизм Возрождения

Основным идейным и культурным движением Возрождения был гуманизм. Гуманистами (от лат. Слова «humanus» – человеческий, человечный), к которым можно отнести Ф.Петрарку, Л.Бруни, Л.Валлу, Л.Б.Альберти, М.Фичино, П.Помпонацци, Э.Роттердамского, Т. Мора и многих других мыслителей и деятелей культуры итальянского и северного Возрождения, провозглашался комплекс идей, утверждающих свободу и достоинство человека. Идеология гуманизма культивировала определенный тип личности. Идеалом был человек, сочетающий универсализм с приверженностью к определенному профессиональному творчеству. Гуманизм Возрождения амбивалентен. С одной стороны, идейно вдохновляя человека к свободному творчеству, он стал теоретической и эстетической основой культурного подъема в Европе, духовно вскормил великих гениев Возрождения. С другой стороны, гуманисты, возвысив человека, провозгласив его самодостаточность, принизили значение Бога в индивидуальной и общественной жизни. Со временем гуманизм приобретал все более светские черты и все дальше отдалялся от христианской антропологии, для которой человек, во-первых, в своей сущности есть образ и подобие Божие, во-вторых, в действительности несет на себе печать падшести, результат грехопадения прародителей человечества. Христианская антропология, таким образом, указывала высший идеал совершенства и в то же время, отмечая падшесть человека, создавала стимулы к его совершенствованию и духовному преображению. Светский гуманизм стал затушевывать онтологическую падшесть человека и в какой-то степени утратил высшие критерии его оценки. Со временем это привело к попустительскому отношению ко многим порокам людей. На фоне возросших амбиций человека, его горделивых претензий взять на себя задачи, считавшиеся ранее прерогативой Бога, это привело в XX веке к таким явлениям, которые обернулись трагедией человека и человечества (тоталитарные режимы, мировые войны, экологический кризис, наркомания, организованная преступность и т. п.). Не случайно Л.П. Карсавин, имея в виду роковой порок идеологии гуманизма, назвал Ренессанс эпохой Вырождения человечества.

3.3. Гносеология и индуктивный метод Фрэнсиса Бэкона

В XVII столетии меняется ориентация философии. Если в Средние века она была служанкой богословия, в эпоху Возрождения – союзницей искусства, то в Новое время философия занимается проблемами науки и научного познания. Бурный рост науки того времени был связан с потребностями промышленного производства. В развитии научного знания была заинтересована молодая, нарождающаяся буржуазия, которая пришла или стремилась к власти во многих странах Европы. Философия Нового времени сосредоточилась на проблемах гносеологии и методологии познания. Родоначальниками современной науки явились Ф.Бэкон и Р.Декарт, поскольку они определили основные цели научного познания, озаботились проблемой достоверности знания и предложили свои методы получения такого знания.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – британский мыслитель, которому принадлежит крылатая фраза: «Знание – сила». Однако не всякое знание – сила, а только достоверное, которое становится таковым, если не противоречит чувственному опыту и опирается на индуктивные суждения.

Ф.Бэкон – представитель эмпиризма в теории познания, поскольку он считает, что объективное, истинное знание приобретается в чувственном опыте на основе научных экспериментов и индуктивных выводов. Суть индуктивного метода в познании, который разработал Ф.Бэкон, состоит в том, что общий вывод делается из единичных суждений (фактов). Индукция может быть полной, когда возможно перечисление всех фактов («в этом городе все врачи – англичане»), и неполной, когда вывод носит вероятностный характер, поскольку исключена возможность перебора всей совокупности фактов.

Индуктивный метод является наиболее надежным методом обнаружения закономерностей исследуемых явлений. Индукция включает в себя:

• Выявление присутствия каких-то свойств или свойства у изучаемых явлений. В качестве примера можно привести поиск атрибутивных свойств у металлов (ковкость, электропроводность, плавкость и т. д.);

• Обнаружение отсутствия этих свойств или свойства у других явлений;

• Определение степени интенсивности того или иного свойства у исследуемых явлений. Например, степень ковкости у металлов разная. Индуктивный метод включает в себя такие логические операции как анализ и синтез, аналогия и исключение.

Индуктивный метод, с точки зрения Ф.Бэкона, дает возможность обнаружения простейших свойств явлений природы. Главная задача индуктивного метода – выявление формальной причины (формы) явлений, которую он по сути отождествляет с их сущностью.

Сущность вещей составлена из простейших свойств, или природ, число которых конечно. Подобно тому, как алфавит имеет конечное число букв, из которых можно составить бесконечное число слов, так и в основе бесконечного числа явлений действительности, лежит конечное число этих природ, требующих своего постижения.

Благодаря индуктивному методу, используемому в экспериментальном исследовании, получается достоверное знание, критериями которого являются:

• Повторяемость эксперимента и его результата;

• Наличие аналогичных экспериментов и результатов у других исследователей;

• Обладание прогностическими возможностями.

Применение индуктивного метода в научном познании, по мнению Ф.Бэкона, дает гарантию получения достоверного знания. Заблуждения и ошибки могут возникать под влиянием субъективных помех человеческого разума, которые английский мыслитель называет «идолами познания»._

¦ «идолы пещеры» – это отклонения от истины, происходящие от неправильного воспитания человека, от его индивидуальных особенностей, свойств характера и привычек;

¦ «идолы театра» – заблуждения, источник которых заключается в вере в авторитеты. Подобно тому, как зрители в театре ловят каждую реплику любимого актера, так и в познании возможно некритическое восприятие положений, высказанных в свое время выдающимися учеными и мыслителями, авторитет которых был незыблем в веках;

¦ «идолы площади» – искажение познания вследствие бессознательного употребления слов и выражений языка, в которых заключены предрассудки предшествующих поколений. Например, выражение «солнце всходит и заходит» явно ошибочно с точки зрения современной науки, однако оно прочно остается в языке;

¦ «идолы рода» – ошибки, которые вытекают из самой природы человека. Люди склонны проецировать свои качества на природу и приписывать ей такие свойства, которых у нее нет. Так, например, люди, обладая целепологанием, думают, что и у природы есть какие-то цели. Ф.Бэкон полагал, что у природы нет целей, поэтому по отношению к ней вопросы типа: «для чего?» бессмысленны. К природе надо вопрошать по принципу «почему?» и «как?»!!! Таким образом, Ф.Бэкон первым из европейских философов представил природу как объект, лишенный внутренних целей, к которому допустим сугубо утилитарный подход. Не трудно догадаться, что эта теоретическая установка по отношению к природе, ставшая доминирующей в западном мышлении, санкционировала грубую эксплуатацию природы в «интересах» человека, но во вред ему.

Придавая важное значение индуктивному методу, Ф.Бэкон в то же время недооценивал в научном познании роли гипотез, полученных дедуктивным путем. Этот недостаток попытался устранить французский мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650).

3.4. Рационализм и дедуктивный метод Рене Декарта

Р. Декарт так же, как и Ф.Бэкон, озабочен проблемой достоверности познания. Однако в отличие от своего британского коллеги он апеллировал к разуму и самосознанию, а не к опыту и эксперименту. Чтобы получить достоверное знание, нужно отказаться от всех суждений, принятых на веру, по обычаю или примеру. Чувственный опыт не может служить безупречным источником истинного знания, так как внутренний и внешний опыт способны нас обманывать (например, ампутированная нога «болит», а ложка в стакане воды кажется сломанной).

Истинное познание начинается с радикального сомнения, которому необходимо подвергнуть все существующее. В итоге окажется, что усомниться можно во всем, кроме самого сомнения. Так Декарт формулирует свой знаменитый тезис: «Я мыслю (сомневаюсь), следовательно, существую». Очевидность этой истины не подлежит сомнению. Достоверное знание с необходимостью может вытекать из такого рода очевидных и ясных для ума положений. Из формулы Декарта логически следует такая онтологическая картина: 1. Существует Я – неделимая субстанция, природа которой – мышление. Это – моя душа, которая делает меня тем, что я есть. Она отлична от тела. 2. Существует телесная субстанция, обладающая протяженностью. Она трехмерна и делима. По аналогии можно мыслить о мире в целом, в котором существуют две субстанции: мыслящая и протяженная. Наличие в мире двух качественно разнородных субстанций обуславливает деление всего знания на два не сводимых друг к другу типа познания и знания: метафизику – философскую науку о мышлении и физику – науку о природе. Именно Декарту европейцы «обязаны» теоретическим обоснованием необходимости разрыва человеческого познания и утратой целостности знания.

Формула Декарта имеет не только онтологическое значение, но и метафизическое. Метафизика Декарта возникает из следующего рассуждения: сомнение есть признак несовершенства человека, ибо познание стремится к преодолению сомнения, т. е. к чему-то совершенному. Идея совершенствования, следовательно, была вложена в меня тем, чья природа соединяет в себе все совершенства, т. е. Богом. Это, по Декарту, тоже достоверное доказательство. Все ясные и отчетливые идеи происходят от Бога. Таким образом, Декарт на основе сомнения приходит к ряду, по его мнению, абсолютно достоверных положений, отталкиваясь от которых при помощи рационального дедуктивного метода можно получать безупречное знание. Суть этого метода изложена в его работе «Рассуждения о методе» и сводится к следующим правилам:

1. Никогда не принимать за истину ничего, что не отвечает критериям ясности и очевидности.

2. Делить каждую рассматриваемую проблему на такое количество частей, которое потребуется, чтобы ее лучше разрешить.

3. Мысли необходимо располагать в строгом порядке: познание начинать от простого и затем постепенно переходить к более сложным объектам.

4. Постоянно возвращаться мыслью назад, чтобы убедиться, что ничего не пропущено в процессе познания.

Если следовать этим правилам, полагал Декарт, то любая истина может быть открыта. Рациональный метод в применении к природе содержит в себе представление о последней как сложной механической машине, которую можно разобрать и заново собрать. Целое фактически делается равным совокупности частей. Познание природы равносильно «разборке» машины. Такое понимание природы было обусловлено тем, что в XVII веке господствующей наукой была механика. Таким образом, по Декарту, природа есть мертвый объект познания. В этом плане он мало, чем отличался от Ф. Бэкона.

Резюме по философии Возрождения и Нового времени

1. Философия Возрождения и Нового времени зиждется на вере в человека. Вера в человека первоначально не отменяет веру в Бога, но затем постепенно становится доминирующей. Религиозная жизнь все более интеллектуализируется. Вера в Бога, как живое религиозное чувство, в философии (у Бэкона, Декарта) подменяется мыслью о Боге. Чтобы верить, надо понимать. Таков тезис Р.Декарта, который создал предпосылки для отказа от идеи Бога. Французские философы-материалисты XVIII века (Гельвеций, Дидро, Ламетри, Гольбах и др.) уже объявляют религию плодом невежества людей и уповают на науку как решающий фактор просвещения людей, общественного прогресса и счастья. Так родилась идеология Просвещения.

2. Философию Нового времени отличает гносеологический оптимизм: вера в безграничные возможности человека в познании. Достоверные знания можно получить, по мнению мыслителей той эпохи, если удастся разработать безупречные методы познания. Усилиями Бэкона и Декарта были разработаны индуктивный и дедуктивный методы. В теории познания наметился раскол на почве решения проблемы главного источника познания. Сенсуалисты и эмпирики считали чувственное познание и опыт основным источником достоверного знания. Рационалисты отдавали приоритет разуму. За полемикой сенсуалистов и рационалистов скрывалась серьезная гносеологическая проблема, которую в XVIII в. Попытался разрешить И.Кант.

3. Методы познания, разработанные Бэконом и Декартом, при всей их значительности страдали недиалектичностью, так как они не давали возможности отразить в философских понятиях динамику и развитие мира. Поскольку в XVII–XVIII вв. Доминирующей наукой была механика, то и картина мира в философии этого периода была по преимуществу механистической. Философии не доставало целостного, систематизированного видения мира. Оба эти недостатка попытались устранить представители немецкой классической философии, в особенности Гегель, создавший грандиозную философскую систему на основе диалектического метода.

Вопросы и задания

1. Как вы объясните название эпохи Возрождения?

2. Каково философское содержание гуманизма Возрождения? Назовите известных гуманистов и мыслителей этой эпохи.

3. Как вы понимаете антропоцентризм философии Возрождения и Нового времени?

4. Почему в философии Нового времени на передний план вышли проблемы гносеологии и методологии познания?

5. Почему Ф. Бекон и Р. Декарт считаются основоположниками новоевропейской науки?

6. В чем своеобразие эмпиризма Ф. Бекона?

7. В чем достоинства и недостатки индуктивного метода Ф. Бекона?

8. Как вы охарактеризуете рационализм Р. Декарта?

9. Каково ваше отношение к формуле Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую»?

10. Основные правила дедуктивного метода Р. Декарта.

11. Какова связь между философией Ф. Бекона и Р. Декарта и современными экологическими проблемами?

Литература

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

2. Бекон Ф. Новый Органон // Соч. В 2 томах. Т. 2. М., 1978.

3. Декарт Р. Рассуждения о методе // Соч. В 2 томах. Т.1. М., 1989.

4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. Новое время (от Леонардо до Канта). СПб. 1997.

6. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков. М., 1984.

7. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

Человек в философии Возрождения и Нового времени

Философская антропология этой эпохи формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм.

Если религиозная философия Средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. Она утверждает естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но, несмотря на пантеизм, философы делают своим знамением не его, а человека. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

Человек занимает центральное место в мироздании — так считает Пико делла Мирандола (1463—1494). Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.

В философской антропологии этого периода уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающего индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господством частного интереса. Так, Лоренцо Валла (1406—1457) со всей определенностью заявляет, что благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем — родины. И вообще, по его мнению, сохраняет «свою силу славнейшее изречение “там для меня родина, где хорошо”».

В Новое время влияние господства частного интереса на представления о человеке, мотивы его ведения и жизненные установки со всей очевидностью выражены в концепции Т. Гоббса. В противоположность Аристотелю он утверждает, что человек по природе своей — существо не общественное. Напротив, «человек человеку — волк» (homo homini lupus est), а «война всех против всех» — естественное состояние общества. Методологический индивидуализм и номинализм Гоббса тесно связаны с социологическим и этическим индивидуализмом. Глубинной же основой такого состояния является всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений: «Человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге… единственная цель и единственная награда каждого из участников, это — оказаться впереди своих конкурентов».

Влияние развития науки на представления о человеке и обусловленный им антропологический рационализм ярко обнаруживается в философских взглядах Б. Паскаля, который утверждал, что все величие и достоинство человека «в его способности мыслить».

Однако основателем новоевропейского рационализма вообще и антропологического рационализма, в частности, по праву считается Р. Декарт. Мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из основополагающего тезиса Декарта: «мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Мыслитель проявляет антропологический дуализм души и тела, рассматривая их как две разнокачественные субстанции, имевшие большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.

Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в тот период. Знаменем такой концепции может служить название работы Ж. Ламетри — «Человек-машина», в которой представлена точка зрения механистического материализма на человека. Существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм — это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму. Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеций, Дидро).

  • Валла Л. О наслаждении //Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. — М.:Мысль, 1970. — С. 81.
  • Гоббс Т. Избр. соч. — М., 1926. — С. 257.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *