Средства обучения истории

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

1. Виды средств обучения истории. Средства обучения – это материальные и природные объекты, которые используются в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деят-ти шк-в. Средства, как и приемы, являются составными частями методов и должны быть адекватны специфике ист. материала. Так, для показа развития ист. факта подходят меловые педагогические рисунки, схемы и аппликации, кинофильмы, а для создания образа местности, где происходило изучаемое событие, – учеб. карты, макеты, картины, картосхемы. Из-за большой разнородности средств обучения истории их классифицируют по разным основаниям: по характеру материала они бывают документальными и художественными; по видам восприятия — зрительными, слуховыми и смешанными; по способам подачиматер. — техническими и нетехническими, статичными и динамическими; по формам работы — демонстрационными и раздаточными; по технике выполнения — печатными, экранными, самодельными; поисточникам подачи информации — текстовыми, изобразит, аудиовизуальными и смешанными. Так, учебная картина «Баскаки» — это художественное, наглядное, статичное, демонстрационное, печатное, изобразительное учебное пособие.

Средства обучения в зависимости от их цели в учеб. процессе можно разделить на три группы: 1) текстовые учебн. пособия; 2) наглядные учебные пособия или ист. наглядность; 3) учебные пособия в виде логических схем, раскрывающих логику познания ист. фактов. Две первые группы являются источниками ист. информации. Понятия учебные и методич. пособия имеют разный смысл. Методические пособия создаются для уч-ля с целью оказания ему помощи в подготовке к преподаванию. Под учебными пособиями понимаются материальные предметы (книги, картины, карты, схемы), которые применяются на занятиях при обучении шк-в.

4. Текстовые учебные пособия. Книмотносятся: 1) учебники; 2)рабочие тетради для шк-в, которые по отношению к учебнику могут быть 3-х видов: как приложение, дополнение к конкретному учебнику истории; тетрадь как независимое пособие, которое не соотносится с конкретным учебником; тетрадь как самостоятельное средство обучения, которое заменяет учебник; 3) хрестоматии, в которые авторы включают документы, воспоминания очевидцев и участников событий, отрывки из художественно-исторической и научно-популярной литературы. Специальных хрестоматий для преподавания ист. в школе VIII вида нет.

5. Историческую наглядность по содержанию и характеру исторических образов делят на 3 группы: 1) вещественные памятники прошлого; 2) изобразительные наглядные пособия; 3) условно-графические наглядные пособия. Рассмотрим их.

I группа – вещественные памятники прошлого. К ним относят исторические памятники и памятные места (Московский Кремль, памятник Жукову); а также предметы прошлого – это археологические находки, хранящиеся в музеях и вещественные остатки более близких ист. эпох (вооружение, орудия труда, средства сообщения, предметы быта). Использование предметов прошлого в обучении ограничено из-за отдаленности, недоступности музеев и памятников. Но уч-ль должен специально побуждать шк-в рассматривать в качестве источников ист. информации различные объекты и явления окружающей жизни: 1) топонимы (названия) регионов страны, городов, поселков, улиц, площадей, рек и озер помогут шк-м осознать связь м\ду историей страны и своей местностью; 2) особенности отдельных мест родного края помогут сравнить материал по линиям «было — стало» и «наш край – страна»; 3) представления о современных местных органах власти помогут шк-м осознать особенности управления, кот. были в прошлом; 4) художественно-творческие проявления трудовой активности народапокажут виды и особенности труда в дан. местности.

Лучший вид наглости – реальные объекты окружающей жизни. Но история изучает прошлое. Многие предметы, события, явления прошлого невозможно наблюдать непосредственно. Поэт исторические представления часто создаются не на основе личного наглядно-чувственного восприятия, а с помощью опосредованной наглядности, к которой относятся заменители натуральных предметов и явлений в виде разнообразной изобразительной наглядности.

II группа ист. наглядности – изобразительная наглядность. Под изобразительной наглядностьюпонимают учебные пособия, которые воспроизводят прошлое с помощью различных изобразительных средств: макетирования, скульптуры, живописи, фотографии, киносъемки. К этой группе относят объемные реконструкции, а также предметные и композиционные изобразительные пособия. Объемные реконструкции в видемакетов, моделей, муляжей изготавливают из дерева, фанеры, глины, гипса. Они в определенной мере заменяют реальные предметы прошлого. Делая под руководством уч-ля реконструкции, шк-ки обращают внимание на характерные особенности изделия, поэтому у них создаются исторические образы точнее и лучше, чем при рассматривании картин, чтении текста. Многие уч-ся 7–9 кл. спец. школы с интересом занимаются изготовлением объемных пособий, проявляют определенное творчество, у них развивается усидчивость, сосредоточенность. Методику изготовления самодельных пособий и их образцы можно найти в литературе. В этой группе много предметных и композиционных изобразительных пособий — учебных ист. картин и рисунков в учебнике, репродукций художников, портретов, кинофильмов с ист. сюжетом. Бóльшую часть среди изобразительных наглядных пособий занимают исторические картины.

III группа – условно-графические наглядные пособия.Они разнообразны по содержанию: ист. карты, таблицы, схемы, локальные планы, чертежи, графики и диаграммы, педагогические рисунки и аппликации. Эти средства обучения помогают создавать у шк-в условные, символические образы прошлого, помогают конкретизировать теоретические знания, т.е. формировать более обобщенные ист. понятия, усваивать связи и закономерности. Условно-графические наглядные средства отражают количественные и качественные стороны исторического процесса, размещение ист. фактов во времени и пространстве, их существенные признаки, причинно-следственные и др. связи и отношения. К таким средствам наглядности относят и ленту времени, которая зрительно отражает довольно абстрактный для у/о шк-в процесс протяженности исторического времени путем пространственно-графического показа смены веков, периодов, бывших на территории нашей Родины. Данный ее вариант позволяет уч-лю организовать практическую работу со шк-ми. По нижнему краю ленты времени проходят две рейки с пазами (1-я полов. века, 2-я полов. века). На них уч-ль и шк-ки выставляют наглядность и дидактический материал. В нижней части планшета под каждым веком должно быть по крючку для размещения настенных картин, а при необходимости и дополнительного наборного полотна. Очень важны в обучении истории и учебные карты. Их недооценка приводит к тому, что учебный материал воспринимается шк-ми отвлеченно, вне связи с особенностями территории. Ист. карта позволяет изучать ист. факты, привязывая их к определенному месту, дает возможность установить влияние географической среды на жизнь людей, осмыслить связи и закономерности общественного развития.

К видам наглядности, в которых исторические знания тематически отобраны и систематизированы, относятся таблицы. Таблица – это перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. По характеру раскрываемых связей между фактами выделяют 6 видов таблиц. Каждый вид решает свои задачи: 1) хронологические таблицы группируют факты на основе временных отношений между ними. Самая простая хронол. таблица состоит из 2-х столбцов: события и их даты; 2) синхронические таблицы являются разновидностью хронологических. Они показывают синхронное (одновременное) появление чего-то в разных местах и позволяют подвести шк-в к необходимым выводам. Например:

Год южная Русь северо-запад Руси
второй поход войск Батыя на Русь, разорение южных русских земель монголами на земли Новгорода и Пскова напали европейские рыцари-крестоносцы – Невская битва

3) таблицы тематического перечисления включают однородные факты — события, явления, научные открытия с указанием самых существ. признаков каждого факта; 4) таблицы сравнения отражают признаки сходства и различия м\ду фактами, например, между орудиями труда, общественными классами; 5) таблицы развития путем сопоставления показывают изменение, динамику развития какого-то явления. В них сопоставляются не различные явления, как в таблицах сравнения, а этапы развития одного и того же исторического явления, например, таблица, отражающая этапы развития хода Отечественной войны, таблица, характеризующая этапы развития Древнерусского государства; 6) таблицы соответствия отражают определенные связи и отношения между ист. явлениями: целого и его частей, явления и его существенных признаков, явления и конкретные примеры, причины и следствия. Например, таблица, в первой графе которой указаны названия языческих богов и духов, а во второй – силы природы, которые они олицетворяют.

В таблицах материал систематизирован, изложен сжато. Такая форма его подачи обычно используется для повторения и закрепления знаний, в особенности для их систематизации. При изучении нового материала таблицы применяются, если надо сопоставить много фактов с целью подведения шк-в к выводам. Эффективность таблиц в обучении повысится, если в их составлении будут задействованы сами шк-ки. Уч-ль расчерчивает форму таблицы на доске, ставит перед шк-ми вопросы, отбирает, редактирует и заносит в таблицу ответы. Беседа помогает шк-м вспоминать ранее изученный материал, увязывать его с новой информацией и формулировать эти знания кратко в систематизированном виде.

Важное место в обучении истории занимаютсхемы. Схема – чертеж или рисунок, которое с помощью различных изобразительных средств позволяет абстрагироваться, отвлечься от ярких наглядных второстепенных признаков и направить внимание и мысль шк-ка на существенное в изучаемом. Методисты выделяют 7 видов схем, ориентируясь на содержание отраженного в них ист. материала. Каждый вид схем выполняет свои задачи: 1) технические схемы показывают устройство и принцип действия материальных объектов: редуты на Бородинском поле; паровая машина Ползунова; рисунок в разрезе, показывающий устройство укреплений древнерусского города (ров, вал, крепостная стена); 2) локальные схемы или картосхемы (к\схемы) показывают с помощью условных обозначений перемещения на местности, например, расположение полков на Куликовом поле до начала битвы, их передвижения в ходе сражения; 3) схематические планы отражают статичное, относительно постоянное, расположение объектов на местности, например, план-схема г. В. Новгорода, план дворянской усадьбы; 4) графики и диаграммы показывают количественные и качественные соотношения явлений, темпов и тенденций их развития, например, соотношение фашистских и советских войск и военной техники перед началом ВО войны; 5) сущностные схемы используются для раскрытия сути каких-либо понятия: схема, отражающая деление славян на южных (сербы, болгары), западных (чехи, поляки, словаки), восточных (русские, белорусы, украинцы); 6) последовательные схемы показывают этапы каких-либо процесса: последовательность правления монархов (родословные схемы), последовательность взятия города Казани; 7) логические схемы раскрывают содержание и последовательность мыслительных действий: анализа, сравнения, выявления причинно-следственных связей и др.

5. Логические схемы отличаются от других схем. Они не являются источниками исторических знаний, не создают у шк-в новые исторические образы. Их задача – помочь организовать познавательную деятельность уч-ся по осмыслению теоретического материала. Они могут быть в виде планов-инструкций, графических схем, таблиц, памяток-предписаний о способах умственной деятельности. Существует 4 вида логических схем, каждый из которых решает свои задачи, отражая: 1) структуру ист. явления (схема структуры управления Российской империей при Петре I); 2) причинно-следственные связи (причинно-следственная цепочка, раскрывающая причины появления неравенства); 3) существенные признаки, которые надо выявить при анализе к-либо однородной группы ист. фактов (примерный план изучения ист. события); 4) последовательность действий, входящих в учебный прием (памятка выполнения сравнения, правила составления обобщающего рассказа).

Логическая схема – это наглядное учебное пособие, которое является опорой для мыслительной деятельности уч-ся. Она фиксирует внимание шк-в на существенном и как бы ведет мысль по пути анализа и синтеза. Она помогает анализировать и характеризовать ист. явления в строгой логической последовательности, обобщать знания о приемах анализа и синтеза, помогает выделять существенные признаки, абстрагироваться от второстепенных, а затем охватить явление целиком. У\о шк-ки испытывают трудности в случае, если надо одновременно выполнять мыслительную работу и держать в памяти нужные для этой работы сведения. Логическая схема помогает им. Она как зрительная опора освобождает шк-в от необходимости удерживать в памяти нужные сведения и облегчает их мыслительную работу. Это особенно важно при синтезе явлений, установлении связей, подведении шк-в к выводам, т.к. схема зрительно отражает все необходимые элементы и, находясь перед глазами, помогает шк-ку охватить эти элементы в целом. Логические схемы направляют внимание шк-в на главное, способствуют активизации их мыслительной и речевой деятельности.

Если уч-ль составляет схему вместе с уч-ся, то это помогает шк-м концентрировать внимание на появляющихся перед ними звеньях схемы, видеть взаимосвязь между ними, следить за образованием из отдельных частей целого. Освоив умение составлять звенья схемы и пояснять связи между ними, шк-ки смогут объяснить содержание статичной схемы, которая есть в учебнике. Итак, по способу выполнения схемы бывают статичными и динамичными. Статичные — это уже нарисованные, готовые схемы. Они есть в учебнике: в 7 кл. — это изображения крепостных стен города (техническая схема в виде рисунка в разрезе), план г. Киева (схематический план), схема сражения на Чудском озере (локальная схема), схема управления новгородской республикой (структурная логическая схема). Динамичные схемы обычно применяются на уроках в виде педагогического мелового рисунка, который часто сочетается с аппликациями.

7. Педагогический рисунок — это графическое схематичное изображение мелом на доске изучаемых предметов, явлений, действий. Он не требует от уч-ля особого умения рисовать, т.к. здесь нужно не изображение предмета, а его схема, контур. Схематичный набросок возникает на доске одновременно с устным изложением и облегчает шк-м восприятие изучаемого материала, т.к. служит зрительной опорой слову. Так, хватает всего несколько штрихов мелом на доске, чтобы создать у шк-в представление и понимание того, что шлемы у древнерусских воинов имели конусную форму для того, чтобы вражеские удары мечом соскальзывали и смягчали удар. В меловом педагогическом рисунке уч-ль схематично обозначает только те стороны, свойства и связи, на которые нужно направить внимание и мысль уч-ка. В нем отсутствуют яркие второстепенные детали, которые есть на готовой картине, и от которых шк-ку надо отвлечься, проявив усилия, чтобы затем выделить существенное. В схематическом рисунке уже заложено обобщение, в нем есть движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее. Педагогический рисунок часто является наиболее экономным способом изучения, раскрытия в материале существенных признаков. Педагогический рисунок в отличие от картины возникает перед глазами шк-в, он динамичен, дает возможность варьировать подачу наглядного материала, останавливаться на какой-то части рисунка, выделять главное. Постепенное появление отдельных частей рисунка позволяет уч-ся увидеть последовательность развития действия, связи м\ду частями, понять главные особенности. Этим облегчается процесс восприятия материала шк-ми, создание у них более осмысленных ист. зн-й, активизируется их мышление и речь.

Меловой педагогический рисунок часто сочетается с аппликациями. Аппликации — это силуэтные рисунки людей, животных, зданий, орудий труда, оружия и др. предметов, которые заранее вырезаны и прикрепляются на доске по ходу урока. Появляясь, сменяя друг др. аппликации вплетаются в педагогический рисунок и наглядно показывают динамику изучаемого действия, раскрывают существенные стороны ист. фактов, их причинно-следственные связи, последовательность и фазы развития. Напр: подсечное земледелие, Ледовое побоище.

Есть фабричные и самодельные аппликации. Преемниками бумажных аппликаций являются динамические модели, которые позволяют на магнитной доске с помощью символов демонстрировать развитие исторических событий. Напр.

8. Классная доска — это особое средство наглядности. Ее нежелательно завешивать картами и картинами. По ходу урока на ней делаются записи и педагогические рисунки. Записи выполняются в определенной последовательности с соблюдением всех правил грамматики. Основное поле доски оформляется так, как это должен делать шк-к на тетрадном листе. Сверху по центру пишется цифрами дата (09.11.10), ниже – тема урока (без слова «тема»). Справа могут располагаться пункты плана (без слова «план»), а напротив них соответствующие слова и фразы, выделяемые по ходу изучения нового материала.

9. Технические средства в обучении истории. Технич. средства обучения (ТСО) – это приборы, устройства и соответствующие им носители информации, которые служат для повышения качества обучения. По назначению ТСО делят на информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры. По виду восприятия различают ТСО визуальные (диафильмы, диапозитивы), аудиальные (фонограммы и аппаратура), аудиовизуальные (видеозаписи, к\фильмы, телепередачи и аппаратура, в т.ч. компьют. техника). Визуальные и аудивизуал. ТСО имеют общее название — экранные средства.

Эффективность применения ТСО зависит от частоты их использования, длительности восприятия, от этапа урока, от знания учителем методики использования ТСО, включая отбор информации, подготовку шк-в к ее восприятию. Если ТСО применяется на уроках истории очень редко, то каждое его использование превращается для шк-в в чрезвычайное событие, кот. возбуждает их эмоции, и мешает восприятию материала. Слишком частое применение ТСО приводит к потере у шк-в интереса к ним. Использование ТСО на уроке должно быть ограничено по времени, т.к. многие у\о шк-ки быстро утомляются, их внимание рассеивается, и они перестают осмысливать информацию. В 7–9 кл. по длительности подряд ТСО надо применять не более 15–20 минут. Надо продумать этапы урока. Если применять ТСО в начале урока в течение 1–2 мин, то это может быстро настроить шк-в на работу, а потеря внимания наступит позже обычного (урок по ВО войне начинается с прослушивания фрагмента песни «Народная война»). Если учитель использует ТСО на уроке два раза примерно на 15-й и 30-й минутах, то такое чередование активизирует внимание шк-в, позволяет им активно работать в течение всех 45 мин.

Ученые указывают, что «экранная» история будет постепенно занимать все больше места в обучении, т.к. она более зрима, динамична, выразительна. Кинофильмы, созданные для учебных целей, приближают шк-в к реальной действительности, создают эффект присутствия, позволяют наблюдать за развитием прошедших событий. Современная техника позволяет задержать движение кадров, повторно вернуться к просмотренному, чтобы проанализировать, сравнить или уточнить воспринимаемое. Надо помнить, что фильмы с историческим содержанием всегда имеют определенную направленность. Например, в США массово выходят патриотические фильмы, кот. прославляют страну, героизм американцев, а у нас в это же время под флагом свободы информации так называемые либеральные режиссеры создают фильмы наподобие «Сволочи», содержание которых не основываясь ни на какой исторической реальности, направлено на очернение истории России. Задача учителя истории не только отбирать научно достоверные фильмы, но и разъяснять старшеклассникам истинную направленность тех ярких эмоциональных фильмов, которые созданы с целью опорочить историю России.

Рекомендуемые страницы:

Главная | О нас | Обратная связь

Средства обучения истории

⇐ Предыдущая123456

1. Понятие и проблема классификации средств обучения истории

2. Печатные средства изучения исторического материала

3. Наглядные средства обучения истории

1. Средство – это способ действия для достижения чего-нибудь.

Средство – орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности.

Средства обучения – это объекты и процессы служащие источниками учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Средства обучения делятся на:

· Идеальные

· Материальные

физические объекты которые учитель использует учитель и ученик для детализированного обучения

Учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, текстовый материал, модели, средства наглядности, ТСО, лабораторное оборудование.

Средства обучения истории – это разнообразные материальных предметов, как естественного происхождения, так и созданных специально для изучения исторического прошлого в школьных условиях.

Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала.

Классификация средств обучения

Средства обучения истории

· Учебная и методическая литература

· Печатные средства обучения истории

· Наглядные средства обучения

· Аудиовизуальные средства обучения

· Вспомогательные средства обучения

Печатные средства обучения:

Документы:

· Актовые документы:

· Повествовательные документы

· Памятники художественного слова

Художественная литература:

· Литературные источники изучаемой эпохи.

· Историческая беллетристика

Наглядные средства обучения:

· Предметная наглядность

· Изобразительная наглядность

· Условно-графическая наглядность

Предметная наглядность:

1. Естественная монументальная наглядность — исторические памятники, созданные в древности и сохранены до нашего времени.

2. Подлинные предметы материальной культуры – те предметы которые находят археологи, что хранится в музее.

3. Специально изготовленная предметная наглядность – изготовленная предметная наглядность (реконструкция замка)

Изобразительная наглядность:

1. Картина и репродукция —

2. Учебная картина:

· типологическая- отличается от картины и репродукции тем, что создана специально для реализации учебных целей.

· событийная (эпизодическая)

· культурно-историческая

· исторический портрет

3. Аппликация –

4. фотография

Условно-графическая наглядность:

1. исторические карты:

· мировые карты

· материковые карты

· карта государств

· обзорные карты

· т ематические

· контурные карты

2. Схемы:

· технические

· локальные

· логические

3. Диаграммы:

4. Графики

5. Таблицы:

· синхронистические

· хронологические

· сравнительные

Вспомогательные средства

1. памятка:

· изучение исторического труда.

· работа со средствами обучения.

Учебно методический комплекс по истории.

1. Понятие УМК

2. Учебники по истории

3. Методическая литература

4. Рабочие тетради

5. Сборники познавательных заданий по истории

1. Комплекс (от латинского система совокупность чего либо) –

Комплект — полный набор, состав предметов определенного назначения.

УМК – это совокупность:

· учебных пособий (учебники, хрестоматии, книги для чтения)

· методической литературы ( книги, статьи, методические пособия, рекомендации, календарно тематические планы, сборники задания и задач)

· наглядных средств обучения

· научной, научно популярной и художественной литературы ( монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения)

УМК – это определяюща е содержание и методику изучения в целом или отдельных составляющих его курсов, разделов и тем.

В качестве оценки в учебной литературы по истории эксперты придерживаются следующих критерий:

· соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом.

· отражение в нем ценностей современного российского общества

· научность подходов к изложению фактов

· представление исторических фактов с разных точек зрения

· соответствие содержание книги программным требованиям

· соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся качество источниковедческой базы изучаемого материала

· методическая ценность учебника его сочетаемость с другими пособиями

· четкость и функциональность структуры учебной книги

· многообразие и взаимосвязь компонентов

· разработанность аппарата ориентировки

2. Учебники – массовая учебная книга излагающая предметное содержание и определяющая виды деятельности предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Функции школьного учебника:

· Координирующая – учебник является ядром всех сфер обучения

· Информационная – учебник раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся

· Систематизирующая – обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его.

· Обучающая – помогает облегчить усвоение и закрепление знаний.

· Контролирующая – учебник является носителем обязательного учебного материала.

· Интегрирующая функция – обеспечивает интеграцию знаний и умений

· Трансформационная – учебник является носителем программного учебного материала

· Воспитательная – учебник способствует реализации воспитательных целей обучения истории.

· Самообразование – учебник позволяет усваивать учебный материал без помощи учителя.

Структура школьного учебника

Текстовый компонент

· Основной текст

· Дополнительный текст

· Пояснительный текст

Внетекстовый компонент

· Иллюстрации

· методический аппарат

· аппарат ориентировки

Характеристика средств обучения истории в современной школе

Принцип наглядности обучения — это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.

В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности — это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами — это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы.

1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:

— работа с мелом и доской;

— репродукции картин;

— фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

— учебные картины — специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;

— рисунки и аппликации;

— видеофрагменты;

— аудиофрагменты;

— видеофильмы (в т. ч. аудио и видеосюжеты).

Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

— таблицы;

— схемы;

— блок-схемы

— диаграммы;

— графики;

— карты;

— картосхемы;

— планшеты.

Предметная наглядность, которая включает:

— музейные экспонаты;

— макеты;

— модели.

Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках.

Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений.

Знаток мелового рисунка B. C. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей библиографической редкостью, он писал: «В этом маленьком и скромном кусочке белого мела, который учитель беспомощно держит в своей руке, таятся большие и неожиданные возможности» .

Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории, благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем, меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Благодаря этому значительно облегчается процесс восприятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возможности для активизации внимания.

Рисунок учителя на доске обычно служит примером для подражания, дети производят вместо записей эскизные зарисовки в своих тетрадях. Эта работа учит распределять внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала.

Меловой чертеж эффективен для показа динамики исторического явления или события — его возникновения, изменения и развития. Меловой рисунок позволяет выделить стадии этого развития. Применяется он и тогда, когда необходимо вычленить те или иные элементы или детали из сложного комплекса или изображения. Таким образом, он помогает раскрытию сущности сложных исторических явлений, выявлению и фиксации основной идеи излагаемого материала .

Эскизный рисунок B. C. Мурзаев предлагал применять в следующих случаях. Во-первых, для воссоздания образов природы той или иной страны, так называемые «меловые пейзажи». Во-вторых, делать рисунки-изображения, которые воспроизводят орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружие и др. Применять такие рисунки следует в тех случаях, когда учитель хочет подчеркнуть детали, выявить их устройство, показать художественную ценность, выделить различие в предметах и создать представления об их типичности .

Педагогический рисунок связан со схемами, потому что в самой его сути заложена схематичность. Под схемами обычно понимается чертеж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройства различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и людей на местности.

П.В. Гора выделял следующие типы схем:

— Технические схемы, показывающие устройство материальных объектов.

— Локальные схемы, показывающие перемещение на местности.

— Схематические планы — статичное расположение объектов на местности.

— Логические схемы, помогающие выявлять причинно-следственные связи.

— Графики и диаграммы, отражающие количественное и качественное соотношение явлений и процессов, темпы и тенденции их развития .

Представить местность и изучить природные условия с целью более глубокого осмысления исторических событий и явлений помогают картосхемы, локальные схемы и планы — это планы городов и сражений. В отличие от карт они передают пространственные отношения исторических явлений в значительно более крупном масштабе: отсюда появляется возможность более детального их изучения. Но подобные рисунки не должны быть загромождены множественными деталями с тем, чтобы дети запомнили самую суть. Тогда при выделении в рисунке самого главного, дети быстро переводят графические знаки в наглядные образы природы и местности, в конкретные формы реального пространства и движения.

Однако таких схем-рисунков бывает недостаточно, чтобы графически продемонстрировать ту или иную мысль. Скажем, меловые рисунки картографического плана полезно сопровождать, так называемыми, схемами в разрезе, демонстрируя различия природных условий стран. Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт — раскрытие динамики событий и процессов. На ней легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. .

Меловые рисунки целесообразно применять и при изучении социально-экономических и культурных явлений. На уроке, посвященном возникновению феодального замка или города, обычно рассказывается о различных способах их появления в средневековой Европе (оборонное зодчество ХІІІ-ХVІІ вв.). Можно предложить иной вариант. Школьникам предлагается меловой рисунок с различными типами местности, и намечаются возможные точки появления замка. Дети выступают в качестве «феодалов» и выбирают каждый свое место для замка, объясняя при этом причины выбора.

Классическими меловыми рисунками стали изображения орудий труда. Работа с меловыми рисунками сопровождается вопросами для беседы:

В чем отличие в устройстве этих орудий труда?

Какое из них в техническом отношении более совершенное и почему?

Что такое лемех, отрез, отвал?

Как они применялись при возделывании земли, и какую роль при этом играли?

В процессе беседы учитель может отметить, что соха-косуля переворачивала пласт, запахивая навоз. Пласты земли разрезает отрез — нож, который устанавливается на нужную глубину. Лемех режет пласты земли в горизонтальном направлении, отвал переворачивает и взрыхляет пласты.

Оригинальные меловые схемы и рисунки целесообразно применять при изучении торговли. Они сочетают в себе сущностные знания о предметах торговли, а также местоположение торгующих объектов по отношению друг к другу. Например, демонстрируя вместе с картой меловой рисунок «Торговый путь по Днепру», учитель отмечает выгодность торговых путей через земли Киевской Руси, вдоль русла Днепра. Подобные схемы можно демонстрировать и при изучении других стран — Древней Греции, Рима, Древнего Египта.

Применение рисунков в разрезе и меловых планов возможно и при изучении истории культуры. Например, церковные и светские сооружения ХVІІІ в. в стиле барокко помогает удовлетворить естественное любопытство детей об их внешнем и внутреннем устройстве, схематические рисунки колонн демонстрируют различие архитектурных стилей. Схематические планы позволяют вскрыть функциональное значение того или иного архитектурного памятника. Сочетание разреза и плана православного храма позволяет школьнику получить целостное впечатление о нем.

Таким образом, меловые схемы и рисунки — неисчерпаемый кладезь творчества современного учителя. Рисование на доске хотя и является трудоемким для учителя средством обучения, но во сто крат окупается усвоением материала учениками .

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

Схема — это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблица — это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.

При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению.

Схемы — диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Эти средства могут порядке, тем самым проверяется система знаний учащихся.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.

A. A. Вагин выделил несколько типов исторических картин:

— событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды,

— типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления,

— описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты .

В методике преподавания истории выделены основные этапы работы над картиной. Они сводятся к следующему: сначала обязательна подготовка к восприятию картины, обычно она сопровождается сообщением названия и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации. Далее следует первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?» За ним следует осмысление отдельных деталей картины, их анализ. Далее — обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей.

Сегодня используется, в основном, иллюстративный материал учебника, в частности, исторические картины. В теории школьного учебника и методике преподавания истории выделены несколько типов иллюстраций по связи их с текстом учебника и по способам работы с ними.

Дополнительные иллюстрации служат либо наглядным пояснением к тексту, как бы следуя за ним, либо изображение дополняет материал, отсылает к тексту с тем, чтобы разъяснить непонятное в наглядном образе. Таким образом, они дополняют друг друга.

По своей смысловой нагрузке иллюстрации могут выполнять и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.

Иллюстрация может выступать и в качестве самостоятельного источника извлечения знаний. Тогда она называется независимой. Наиболее ценными иллюстрациями, в смысле развития познавательной активности школьников, являются независимые и равноправные иллюстрации .

Одним из художников, чьи произведения проходят через курс отечественной истории, является A. M. Васнецов.

Не случайно, полотна и акварели А.М. Васнецова всегда составляют неотъемлемую часть иллюстраций учебников по русской истории: они не только создают зрительный запоминающийся образ городов, но и побуждают школьника ответить на вопрос, почитать дополнительную литературу о жизни соотечественников в прошлом. Сам художник был ученым-исследователем. Он рисовал типологические и описательные картины.

Такие картины можно использовать в качестве зрительной опоры, например, для фиксации и образного обозначения даты. В этом случае используется картина «Постройка первых стен в 1156 году».

Другой вариант работы с картинами — материальная иллюстрация: рассмотрение картины «Гончарная мастерская» учитель ведет, придерживаясь последовательности операций, из которых состоит производство гончарных изделий. Вначале он привлекает внимание учащихся к двум людям, которые месят и промывают глину, затем — к группе, работающей на гончарном круге, к мастерам, расписывающим изделия, гончарной печи и к сцене продажи готовой продукции. Теперь можно спросить учащихся:

в каком городе находится эта мастерская — в центре или на окраине Киева?

как вы можете аргументировать свой ответ?

В ходе беседы не следует заранее указывать детям, кто в мастерской раб, а кто свободный мастер. Это школьники определят сами на основании характера труда и на основании различий в одежде. А затем — сделать общий вывод:

кто работал в мастерской?

какую работу выполняли рабы?

каково их положение?

Таким образом, общее правило методики работы с картиной основано на закономерностях восприятия и осмыслении наглядного материала, отнюдь не означает шаблонного разбора картины. Общая формула последовательности разбора картины: от главного к деталям, от целого — к частям и снова — к целому .

Картина художника может выступать на уроке в различных ролях: в качестве зрительной опоры, материализованной иллюстрации, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых знаний, средства моделирования схем. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий, стать источником «опознания» действующих лиц и творческой интерпретации материала. Все это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности.

В настоящее время школы слабо оснащены картами. Преобладают карты, выполненные на основе старой методологии и посвященные, в основном, территориальным изменениям, политическим процессам в государстве или военным событиям.

Не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов.

Из трёх типов исторических карт (общих, обзорных и тематических) сегодня явно превалируют последние.

Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям, многие из них разгружены от лишних деталей и обозначений, но содержат наглядно художественные символы раскрываемых событий (войны, внутренней политики).

Общие, и особенно обзорные карты, стали использоваться гораздо реже. Их применение изменилось. Теперь в ряде тем обзорных карт представлено комплектом то двух до трёх штук. Они отражают ряд последовательных моментов в развитии изучения явлений и состояний их в определённый момент. Это позволяет избежать перегрузки карт информацией.

По-иному сегодня в преподавании истории ведётся использование схематических карт. Локальные планы и картосхемы ранее были приложением к большим картам. Они были призваны детализировать отдельные фрагменты большой карты. Сегодня во многих пособиях картосхемы стали самостоятельными. Они представляют не только подробности военной истории, но и очаги культуры, и культурно — этнические процессы .

Для сегодняшнего дня характерным является и то, что картографический материал сопровождается иллюстрированным рядом, текстом и хронологическими материалами.

Однако, такие атласы доступны не многим школам из-за их высокой цены.

Для сегодняшнего дня характерным является и то, что картографический материал сопровождается иллюстрированным рядом, текстом и хронологическими материалами.

Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простого действия — знакомство с отдельными странами. Затем — изучается история единого мира в тот или иной период.

Карта становится одним из важнейших средств извлечения сущности знаний. На заключительном этапе школьники поднимаются от знаний исторической топографии и умений ею ориентироваться к представлению динамики геополитического положения государств и цивилизаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *