Субъект и объект политики

6. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Для развития социального субъекта в политический необходимы три условия: политическое сознание – осознание интересов целого и самосознание, т. е. понимание своего места, роли в системе политических отношений; самоорганизация – осознание возможностей и последствий своих политических действий; активность – организация себя как целого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих интересов.

Субъектами политики являются те участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. К субъектам политики относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, демографические и конфессиональные группы, имеющие и реализующие в политической деятельности свой социально-политический интерес.

Личность является политическим субъектом специфического рода. Именно личность, ее интересы ценностные ориентиры и цели являются движущим началом политической активности наций, классов и т. д. В политологии личность рассматривается в трех аспектах:

1) индивидуальные психофизические особенности человека, специфические привычки, стиль поведения и т. д. (основное внимание уделяется политическим лидерам);

2) как представитель группы: статусной, профессиональной, классовой, социально-этнической, а также как исполнитель заданной политической роли избирателя, члена партии, министра (не позволяет отразить автономию и активность индивида как субъекта политики);

3) как самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий свободой воли и уникальными в своем роде чертами обладающий политическим статусом гражданина (человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом или объектом воздействия политики).

Уровни субъектов: а) социальный: включает в себя индивидов и различные социальные слои (личность, нацию, класс, профессиональную группу и т. д.) б) институциональный: охватывает государство, партии, профсоюзы, политические движения; в) реже выделяют третий – функциональный – уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач.

Объект в политике – это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.

Субъект и объект в политике взаимозаменяемы: одна и та же социальная группа может одновременно выступать и субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но они и взаимозависимы: объект оказывает влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм политической деятельности субъекта, и одновременно действия субъекта способны изменять объект.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Субъект и объект политики

Выяснение проблемы «субъект и объект политики» имеет принципиальное значение как в общеконцептуальном плане, так и в плане определения сущности составляющих элементов политики.

Субъект политики — это действующее лицо, социальная группа или организация, которые, имея определенные интересы, используя определенные средства, проявляют себя в сфере политики. Относительно этого существуют различные взгляды. Одни вообще не склонны отдельно рассматривать субъекты политики, считая целесообразным сосредоточиться на проблемах власти, политической системы, политических решений, действий и т.д.; некоторые субъекты упоминаются при этом вскользь, без раскрытия их характерных признаков. Другие употребляют термин «субъект» в отношении лишь отдельных субъектов — таких, как лицо, социальные сообщества, оставляя без внимания другие, а это не дает возможности выявить специфику и роль всех субъектов в политическом процессе.

Между тем есть необходимость не только дать полный перечень действующих лиц в сфере политики, но и выявить степень и особенности включения каждого из них в политическую жизнь.

Субъектами политики являются: лицо, политические лидеры, политическая элита, социальные сообщества, этнонациональные сообщества, общественные движения, общественные организации, политические партии, регион, государство.

Кроме понятия «субъект политики», в политологии существует и понятие «объект политики», которое тесно связано с понятием «субъект» и которое требует специального рассмотрения.

Объект политики — это лицо, группа общества или организация, на которые влияет субъект политики. Иными словами, субъекты политики, перечень которых дан выше, являются и объектами политики. Следует отметить или выделить присущую им всем признак: субъекты является одновременно и объектами политики, а объекты — субъектами. Объясняется это реально существующими в обществе факторами.

Первый из них заключается в том, что субъект политики действует не в некоем вакууме, а во вполне конкретных условиях данного государства: на него влияют состояние экономики и культуры, общественные отношения и др. и в своей деятельности он не может не учитывать этого влияния, становясь, таким образом, объектом политики.

Стоит учесть и другой фактор: в своей деятельности субъект политики встречает не только поддержку тех сил, которые разделяют его взгляды и намерения, но и противодействие других субъектов политики, которые не согласны с его намерениями и действиями и сами проявляют политическую активность. И в условиях поддержки, и в условиях противодействия субъект политики становится объектом политики.

Тот факт, что субъекты политики существуют в диалектическом единстве, имеет большое значение для понимания любой политической события: только рассмотрение деятельности политического субъекта и объекта, на который влияют другие субъекты, дает возможность достаточно полно выяснить причины, характер и последствия политической деятельности. С учетом такого единства уместно дать классификацию субъектов и объектов политики.

Лицо — это первоначальный субъект и объект политики.

Политический лидер — это персонифицированный субъект и объект политики, способен существенно влиять на политические процессы и в то же время вынужден учитывать влияние среды, в которой он действует.

Политическая элита — это группа лиц или прослойка общества, которые стоят у власти или противодействуют власти; их деятельность имеет решающее значение для выработки и осуществления государственной политики.

Социальная общность — это основной субъект и объект политики, ведь политика осуществляется в интересах или же вопреки интересам больших групп общества.

Этнонациональная сообщество — это субъект и объект политики, основанной на идее национального самосознания, которая проявляется в определенной степени и которую поддерживает или подавляет власти.

Общественное движение — это неформальный субъект и объект политики, который возникает и проявляет себя как отклик на потребности общества и отдельных его частей.

Общественная организация — это устоявшийся, сформированный субъект и объект политики, который способствует развитию трудовой, социальной и политической активности и самодеятельности своих членов, защищая их интересы.

Политическая партия — это политизирован, коллективный субъект и объект политики, который имеет свою платформу и четкую структуру, он включен в политические процессы и имеет склонность к взятию власти.

Регион — это своеобразный в пределах государства субъект и объект политики, который сочетает в себе и общегосударственные и местные признаки и интересы.

Государство — это официально признанный субъект и объект политики, который действует через свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обеспечивает жизнедеятельность общества во всех его сферах и является объектом для всех предыдущих субъектов политики.

Каждый субъект и объект политики проявляет себя в сфере политической жизни не только как такой, что имеет специфические для данной категории черты и свойства, но и такой, что несет и обнаруживает черты и свойства других субъектов и объектов. Другими словами, не существует субъекта или объекта в «чистом» виде, и поэтому рассмотрение их как отдельных категорий является условным и нужен только для характеристики особенностей каждого.

Лицо как первичная ячейка общества является одновременно и составной частью определенной социальной или етнонаціональиої сообщества, нередко участником общественного движения, общественной организации или политической партии. И лицо, и, тем более, политический лидер, кроме всего этого, выходят на уровень категории «государство», имея отношение к формированию законодательных органов и к формированию государственной политики. Причастность к социальной или етнонаціональиої сообщества становится основой для вхождения в определенное движение, в организацию, партию и др.

Можно проследить и обратное воздействие, обратная связь. Осознание причастности к определенной социальной или этнонациональной сообщества, движения, организации или партии влияет на выработку вполне конкретных личных качеств у человека.

Конечно, что один и тот же носитель черт и свойств (личность, общество и др.) проявляет себя и как субъект, и как объект не всегда одинаково. Все зависит от обстоятельств, в которых разворачивается его политическая деятельность.

Взять хотя бы лицо. Еще древние мыслители по-разному понимали ее возможности в политических делах. Платон, например, считал, что политика доступна лишь «мудрым», философам от рождения, что она — «царское искусство» и простым людям не доступна. Аристотель, напротив, рассматривал человека как существо политическое, потому что, по его утверждению, «за пределами политики живут только звери и боги». Таким образом, соотношение «субъект — объект» толковалось в первом случае как отрицание способности обычного человека проявить себя в политической сфере, а во втором — как обязательность, неотвратимость участия каждого в политике.

Все последующие исторические эпохи дают неоспоримое подтверждение того факта, что власти пытались отстранить человека от политики, а человек стремился через участие в политических процессах отстаивать свои интересы. Не стала исключением в этом и советская система, которая формально провозгласила народовластия, а на самом деле граждане находились в состоянии политического отчуждения, они не принимали участия ни в том, ни в осуществлении политики.

Распад СССР и образование на его территории независимых государств открыли широкие возможности для политической эмансипации личности. С объекта политики она все в большей степени превращается в субъекта. Это хорошо видно на примере Украины.

Для человека в условиях Украины является характерным значительные различия в степени причастности к политическим процессам. Часть граждан (по количеству — незначительная) стремится воспользоваться свободой слова и мировоззрения и становится на уровень активного участия в политике (стремление стать депутатом, вхождение’ к политической партии и т.п.); другая часть очень инертно относится к политике, сводя свое участие в ней до голосования на выборах. Еще одна — третья часть граждан (значительное) — очень отрицательно относится и к политике, и к политикам, видя в них причину всех своих бед. Неслучайно именно эти две последние категории граждан определяют состояние лица в политических процессах: если и действие, то действие противоречивая, непоследовательная.

По-новому состоит соотношение «субъект — объект» в деятельности современных политических лидеров. В условиях тоталитаризма и авторитаризма их было, по-первое, немного, а во-вторых, они стремились что угодно проявить себя как субъекты политики. Последнее и привело их к многочисленным суб’єктивістських ошибок. Нынешние политические лидеры Украины — от руководителя общественного движения к Президенту, стремятся, как правило, как можно полнее учесть мнения, настроения и требования других субъектов политики, определенным образом балансируя на понятии «субъект — объект», становясь таким образом и объектами политики.

Процесс формирования лидерства в Украине идет противоречиво. Наблюдается тенденция к увеличению количества лидеров (появление значительного количества партий, выборы в депутаты на альтернативной основе, увеличение количества митингов, возглавляемых своими лидерами, и др.) при недостаточном качестве их, невысоком престиже. Большинство лидеров повторяют суб’єктивістські ошибки своих предшественников, стремятся проявить себя преимущественно как субъекты политики, наиболее эффективно «подать» свою фигуру и наименьшей степени заботятся о том, чтобы выразить интересы тех, кто выдвинул их в лидеры.

Меняется политический статус социальных общностей. До недавнего времени официальная пропаганда СССР провозглашала, что рабочий класс — это политический авангард общества, что колхозное крестьянство и интеллигенция — это активная политическая сила, а на самом деле все они были преимущественно объектами политики. Цифры количества рабочих и крестьян в Советах, «факты» их участия в прессе и т.п. были самой обычной бутафорией. Как субъекты политики социальные сообщества Украины в современных условиях проявляют себя значительно полнее. Это видно и на фактах политических забастовок горняков, и на функционировании обновленных производственных профсоюзов, и в политико-культурницькій деятельности интеллигенции.

Что касается этнонациональных общностей, то их причастность к политике изменилась коренным образом. В Украине, как и в других бывших республиках Союза, считалось, что ленинская национальная политика — единственно правильная, осуществляется в интересах всех наций, народностей и национальностей, и этнонациональным сообществам ничего не осталось, как идти в русле этой политики, то есть быть ее объектами. Создание суверенного украинского государства вывело украинский народ на путь самостоятельной национальной политики, он стал создателем собственной судьбы, активным субъектом политики.

В своеобразном положении относительно тандема «субъект — объект» оказались политические партии. Преимущественно спешно созданные, они

вдруг получили возможность определить свою политику, то есть стать субъектами политики. И процесс оказался непростым: в условиях официальной многопартийности они не все и не сразу сформулировали собственные программы, были на начальном этапе в значительной мере объектами политики, испытывая влияния внешних сил, то есть других субъектов, в частности, социальных общностей, в недрах которых они зарождались. А более-менее оформившись, решились на борьбу за власть, то есть начали склоняться в сторону субъектов политики. Противоречия, крайности в соотношении «субъект — объект» — одна из причин слабости и непопулярности политических партий в Украине.

Не обошли противоречия и крайности и само государство, которое является решающим субъектом и объектом политики. Государство в лице своих законодательных органов проявила большую активность в издании законов, постановлений и распоряжений, то есть в плане функционирования как субъект политики. Но при этом не создала механизмов, которые бы давали возможность воспринимать запросы граждан, учитывать интересы регионов, то есть стать объектом политики. Поэтому далеко не все политические действия государства отвечают назревшим потребностям общества, много решений остается на бумаге, и от этого страдает авторитет государства как субъекта политики в глазах населения.

Общий вывод относительно соотношения «субъект — объект»: для взвешенной, последовательной политической деятельности важным является сочетание обоих элементов. Субъект лишь тогда сможет проявить себя в полной мере, если он будет учитывать окружения, деятельность других субъектов, то есть если будет выступать одновременно и как объект политики.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ В ПОЛИТИКЕ

в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике — та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс. Политическая субъективность вообще есть свойство больших социальных групп, лишь вторично и условно (в рамках связи с социальными группами) присущее их институтам (политическим организациям) и членам, осуществляющим важные политические роли (идеологам, лидерам и т.п.) Субъект в политике — источник целенаправленной, предметной политической деятельности на объект. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике — рефлективные (взаимозаменяемые) величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом, и могут меняться местами; но и — взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты и объекты — люди — носители социально-политических качеств.

Поэтому часто различают «субъект политики» (отражает деятельностную сторону поведения личности или социальной группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности) и «политический субъект» (в случае, когда деятельность субъекта, преследующего свои цели, осознанна). Значит, в понятии политической субъективности содержатся два интегрально связанные между собой элемента: сознание (ибо для практического осуществления политических целей и идеалов необходимо знание об объекте, ценностно-оценочная шкала и пр.) и активность (само реальное действие). В политической деятельности выделяют два типа отношений: субъект-объектные и межсубъектные (субъект-субъектные).Доманов В.Г.

Политология. Словарь. — М: РГУ.В.Н. Коновалов.2010.

СФЕРЫ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

  • Субъекты и объекты государственного управления

    Сословно-представительская система управления В условиях централизации изменяется вся система сюзеренновассальных отношений, которая приобретает жестко пирамидальный характер по принципу «вассал моего вассала — мой вассал». Теперь бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого…
    (История государственного управления в России)

  • Субъекты и объекты финансовой политики

    Финансовая политика является основой процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей…
    (Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика фирмы)

  • СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    Субъекты социальной политики осуществляют деятельность по ее формированию и реализации по отношению к определенному объекту. К субъектам социальной политики относятся представители и институты гражданского общества, реально активно взаимодействующие в социальной сфере. Это могут быть как отдельные…
    (Основы социального государства)

  • Субъекты и объекты социальной политики

    Если в социальной политике, как и во всякой другой определяющим являются общественные взаимодействия, то правомерным будет вопрос о том, кто с кем взаимодействует, кто ведет социальную политику. Гражданское общество — тип общественного устройства, отличительный признак которого — реальная многосубъектность…
    (Основы социальной политики и социальной защиты)

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: СУБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

    АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ Антикоррупционная политика Российской Федерации — это научно обоснованная, системная и последовательная деятельность органов государственной…
    (Государственная антикоррупционная политика)

  • Объекты государственной информационной политики

    1. Информационные ресурсы. Исходя из все возрастающей роли информационных ресурсов в развитии страны основная цель государственной информационной политики по отношению к информационным ресурсам может быть сформулирована как создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования…
    (Информационное общество и международные отношения)

  • Сущность финансовой политики организации: цели и задачи, субъекты и объекты

    В рыночных условиях принятие эффективных финансовых решений на микроуровне во многом определяется корпоративной финансовой политикой. В настоящее время термин «политика» (греч. politika — государственные или общественные дела) приобрел общесистемное значение и его использование связывается с определением…
    (Долгосрочная финансовая политика организации)

  • Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны, коммерческой тайны. Основы работы с персональными данными

    В Конституции РФ определено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Таким образом, вся информация разделяется на две группы — открытого доступа и ограниченного доступа. Причем отдельно выделяется информация, относящаяся к государственной тайне. Государственная…
    (Организация и технология работы с конфиденциальными документами.)

  • Структура политики может быть рассмотрена и на уровне ее субъектов, в качестве которых могут выступать как отдельные личности, так и различные социальные группы (классы, этносы, конфессиональные общности), а также государства, партии, международные организации. Главным субъектом политики в современной…
    (Политология)

Субъекты и объекты политики

Субъекты и объекты политики. Политические отношения

Субъекты политики — это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы. Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вто­рая — институциональные носители политической власти: госу­дарство и его органы, политические партии, общественно-полити­ческие организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, сред­ства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.

Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические орга­низации, представительные органы государства. Без интереса по­литика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.

Объекты политики — это те социальные общности, груп­пы, нации и народности, граждане и их объединения, на кото­рые политика воздействует в определенных целях. В демокра­тических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Отношения между политическими субъектами, складыва­ющиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической влас­тью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями.

Политические отношения есть разновидность общественных отношений. «Политические отношения между людьми, — писал К. Маркс, — являются, естественно, также асоциальными, обще­ственными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом». Однако политические отношения об­ладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений.

Во-первых, они возникают, как правило, между крупными со­циальными общностями, нациями, а также партиями, государства­ми по поводу политической власти.

Во-вторых, политические отношения в обобщенном виде вы­ражают коренные потребности и интересы социальных групп, клас­сов, народа.

В-третьих, наиболее остро они проявляются в борьбе, сопер­ничестве различных политических сил за использование государ­ства и государственной власти в своих целях.

В-четвертых, они представляют собой форму реализации по­литических взглядов и убеждений, функционирования политичес­ких институтов.

⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 50

Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.

К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.

Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.

Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.

Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а также определенный нормативно фиксированный статус. Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:

• активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;

• пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;

• стихийное или неосознанное участие;

• проявления политической апатии, неучастие в политике.

По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.

Политика и мораль

Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.

Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, а мораль – регулировать нравственные нормы поведения.

Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Еще Н.И. Карамзин справедливо заметил, что «правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат Основанием истинной политики».

Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия; она оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же более «приземлена» и целенаправленна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Важной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же опирается главным образом на «санкции» совести.

Мораль в значительной части своих норм выступает как своего рода антитеза насилию. Так, индуистско-буддийская традиция морали основывается на принципах «ненасилия». Но утверждать, что мораль осуждает насилие в принципе, т.е. по принципиальным «соображениям» не приемлет его, – значит игнорировать некие реальные ситуации. Так, мораль «освещает» ведение справедливых войн, защиту Отечества; ислам предполагает «священную войну против неверных» и др.

Далее, хорошо известно, что уголовно-правовые нормы возникают, существуют и реализуются как формализованное единство правовых воззрений и моральных установлений общества. Весьма показателен здесь институт необходимой обороны.

Наконец, существует и «корпоративная» мораль, есть моральные нормы, принятые в определенных национальных, региональных и иных структурах общества и оправдывающие применение насилия в конкретных экстраординарных обстоятельствах (например, дуэль как способ защиты части и др.).

Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

• морализаторский подход – означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства;

• ценностно-нейтральный подход – игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»;

• компромиссный подход – преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.

В современном мире центральными направлениями институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.

В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой моральности и ответственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она подобно вышедшей из-под контроля людей технике и науке, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.

Совместима ли политика с моралью и нравственными ценностями? Вот что думают по этому поводу известные политики и политологи.

В. Игрунов (депутат Госдумы, директор Института гуманитарно-политических исследований): «Я абсолютно убежден, что политика и мораль совместимы. Наоборот, политика, не основанная на морали, – вещь недопустимая. Политик обязан руководствоваться нормами и права, и морали».

С. Бабурин (депутат Госдумы): «Политика не только совместима с моралью и нравственными ценностями, более того, именно политика с большой буквы, разумеется, а не грязное политиканство, единственно и способна обеспечить существование в обществе хотя бы минимальных нравственных ценностей».

С. Беляев (депутат Госдумы); «Как и любой другой политик, отвечу: конечно же, совместима, даже обязательно должна совмещаться. Беда, однако, в другом: многие политики, к сожалению, сами для себя определяют, что нравственно, а что нет. Отсюда те многочисленные расхождения с общечеловеческими понятиями о морали, которые мы наблюдаем у известных в стране лиц».

А. Мигранян (политолог): «Мораль и политика – принципиально разные сферы. В сфере морали недопустимы компромиссы. Сущностная характеристика сферы политики, и особенно демократической политики – согласование интересов, поиск компромиссов, преобладание технологии над идеологией и системой ценностей. Поэтому выбор «меньшего зла» при принятии политических решений является основой функционирования всех демократических обществ».

В современных условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков.

Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это – постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе политической деятельности моральных принципов. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижений. Целью политики должна выступать не власть ради власти, как цель обогащения или диктата, а осуществление поставленных лидером благородных политических целей – например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны.

Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика – это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания и Опыт, является самым верным.

Политика и право

При анализе политики весьма важным является вопрос о ее взаимоотношении с правом. Проблема соотношения политики и права, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор сказал, что прежде всего человек научился строить себе жилище. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу. Политолог же заметил, что еще до Существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем возглавить процесс созидания.

Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право (др.-славянское правь – закон)

1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства;

2) наука, изучающая юридические нормы и правил, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, Поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права. Пока они не изменены в установленном порядке.

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и Констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества.

Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы. Известный голландский юрист Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза».

Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение – способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них – крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характера для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики – политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, «нажима», манипулирования общественным сознанием и т.п.

Существует и другая опасная тенденция – сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы» Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести из поля критического анализа, представляется также нерациональным.

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);

2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.

В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. А действовать такое право будет только в условиях реального политического курса подлинно демократических и социальных реформ.

Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России является соблюдение требований ее Конституции, других законов, норм международного права, реализации «духа и буквы» эти документов в политической практике. «Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в законах».

Только политика, основывающаяся на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Вне права и морали нет места для гуманистической и демократической политики. Идеал – это правовая, высокоморальная политика.

Мировое общество

Мировое сообщество – это система, которая объединяет государства и народы Земли. Функции этой системы заключаются в совместной защите мира и свободы граждан любых стран, а также в решении возникающих глобальных проблем. Интересы мирового сообщества выражаются в деятельности организаций разных стран, которые имеют общие цели, например ООН, ЮНЕСКО и др. Они как раз и выражают общее международное мнение. Главные цели мирового сообщества: сохранение мира, развитие дружеских отношений между народами, урегулирование и предотвращение споров и конфликтов, контроль за соблюдением человеческих прав и содействие в решении глобальных проблем.

Взаимообмен. В мировое сообщество входит более двухсот стран всего мира, каждая из которых имеет свои политические, социальные и экономические особенности развития. Именно разнообразие потребностей и экономическая выгода приводят страны к взаимодействию между собой. Торговлю товарами дополняет взаимообмен специалистами, информацией и знаниями. Благодаря распространению информации экономика другой страны получает необходимые для дальнейшего развития технологии. Обмен знаниями приводит к новым открытиям. И благодаря этому государство намного эффективнее может справляться с возникающими у него проблемами. Сегодня все страны мирового сообщества совместно регулируют и координируют основные направления экономики. Потребность в обмене товарами, знаниями и информацией продиктована совместными разработками мировых глобальных проектов. Это, например, освоение других планет, Мирового океана, изучение Антарктиды и т. д. Многие проекты требуют глобальных финансовых затрат, и часто одна страна просто не в силах выделить необходимую для исследований или разработок сумму. И как раз совместная работа с другими государствами дает необходимые капиталовложения и специалистов в разных областях.

Россия в мировом сообществе. Место России в мировом сообществе – одно из ведущих. Она является постоянным членом ООН. Россия – обладатель одного из крупнейших в мире ядерных потенциалов. Также на ее территории расположено огромное количество месторождений нефти и газа, драгоценных металлов. Россия является самым крупным государством в мире по территории и населению. Федерация граничит с Европой и Азией, это дает стране геополитически благоприятную позицию. Помимо перечисленного ранее, Россия имеет еще и высокий технический потенциал. Несмотря на то что после распада СССР в России возникло множество проблем, она все же не утратила свои позиции в мировом сообществе. Была потеряна часть важных для страны территорий, но тем не менее место России в мировом сообществе по-прежнему остается одним из лидирующих. Проблемы Эволюция не стоит на месте, человечество развивается, параллельно используя в своих нуждах природные ресурсы. В связи с этим проблемы мирового сообщества глобальны. Среди них на первом месте стоит охрана окружающей среды. Эта проблема настолько актуальна, что справляться с нею нужно не в отдельных странах, а совместно с мировым сообществом. Засорение почвы, воздуха и воды все больше приводит к катаклизмам на планете.

Месторождения природных полезных ископаемых также не вечны, и когда-то они закончатся. По расчетам ученых всего мира, это может произойти уже очень скоро, поэтому мировое сообщество пытается найти другие пути добычи необходимых для жизни ресурсов. Разрабатываются новые виды топлива, а химические реактивы пытаются заменить природными соединениями – так, чтобы они не приносили вреда ни человеку, ни природе. Мировое сообщество государств выделяет множество других глобальных проблем. Это и продовольственный вопрос, остро стоящий еще до сих пор в некоторых странах. Это и демографическая проблема – сокращение численности населения, регулирование международной миграции, смертность. А также болезни, которые не имеют ни национальности, ни гражданства, – алкоголизм, курение, наркомания.

Глобализация. Термин «глобальный» означает «затрагивающий все страны мира», «общемировой». На сегодняшний день практически не осталось ничего, что не попало бы под влияние глобализации. Она затронула финансовые потоки, компьютеры, вирусы, программы, новые технологии, эпидемии. Мировое сообщество государств беспокоят многочисленные преступления и терроризм, которые ширятся в огромных масштабах. В последнее время ни одна страна уже не может обособить себя от глобализации. Она объединяет все страны не только в экономическом плане, но и социальном, политическом и т. д.

Автаркия. Это понятие является противоположным глобализации. Это процесс хозяйственной обособленности страны. В основном автаркия преобладает в странах, которые находятся на ранних стадиях развития экономики. Причинами ее всегда были ручной труд и низкая производительность, и совсем небольшие потребности населения. Обычно товаров только-только хватало для товарооборота внутри самой страны. На данный момент таких стран осталось очень мало. Практически все государства, входящие в мировое сообщество, пережили научно-технические революции, которые во много раз увеличили производительность, а значит, и количество товаров. Как следствие – расширилась внутренняя и внешняя торговля.

Потребности людей возросли и стали приобретать более капризный и выборочный характер. В результате для их удовлетворения собственных ресурсов страны стало явно не хватать, отсюда уже возникла потребность выхода на мировой рынок, вступление в мировое сообщество. Интернет в мировом сообществе Огромное значение оказала на все мировое сообщество глобальная сеть Интернет, которая смогла не только объединить все страны, но и увеличила товарооборот по всему миру. Обмен знаниями и информация передаются практически мгновенно в любую точку земного шара, что значительно облегчает сотрудничество между странами. Благодаря интернету с наибольшей эффективностью решаются многие возникающие глобальные проблемы в мире, и на данный момент он – лишь преддверие еще больших мировых открытий и возможностей

Date: 2016-07-05; view: 142; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *