Понятие и сущность межличностных отношений

Понятие и сущность межличностных отношений

Человек — существо социальное, и поэтому он не может существовать и развиваться в условиях изоляции. Человеческая личность в полной мере раскрывается в процессе общения с другими людьми, только так проявляется характер индивида, его личное «Я». При этом под термином отношения понимается достаточно широкий спектр явлений, начиная от общения индивидов, и заканчивая сложными производственными, деловыми, государственными и международными связями. Поэтому в психологии и ряде смежных дисциплин был внедрён термин «межличностные отношения», под которыми подразумевается взаимная связь между людьми и группами людей, возникающая в результате совместной деятельности по достижению общей цели, и проявляющаяся во взаимном психологическом влиянии участников этого процесса.

То есть человек, общаясь с людьми в семье, в учебном заведении, в трудовом коллективе, в группе по интересам в ситуативных группах в местах, где собирается общественность, как сам оказывает влияние на эмоции, а значит, и поведение людей, так и подпадает под ответное влияние. Иьин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2013. — 576 с.

Межличностное общение выполняет ряд разнообразных функций:

  • — информационную — помогает людям обмениваться информацией, знаниями;
  • — мотивационную — люди стимулируют друг друга к активности, личному и общественному самосовершенствованию;
  • — интегративную — благодаря этим отношениям люди объединяются, вырабатывают совместные стратегии деятельности, достигают тех или иных целей;
  • — психологическую — люди учатся устанавливать контакт, понимать друг друга, получают эмоции от общения, помогают друг другу реализовывать свои желания, побуждения, выплескивать чувства, а, значит, находить смысл жизни.

При этом межличностные отношения могут быть как конъюнктивными, то есть объединяющими личности, таки дизъюнктивными или разъединяющими. Можно спросить, что делает их таковыми? По мнению исследователей, характер ценностных ориентаций, социальных стереотипов и ожиданий людей. С такой точки зрения можно рассматривать межличностные отношения не только, как психологический, но и как философский феномен. Как написал в своей книге «Человеческие качества» А. Печчеи: «Главное — человеческая личность, она важнее любых дел и любых идей, ибо все они без людей ровным счетом ничего не значат. А главное в каждом из нас и в нашей жизни — узы любви; ведь только благодаря им наша жизнь перестает быть кратким эпизодом и обретает смысл вечности» А Печчеи «Человеческие качества». — Электронный ресурс, http://val-s.narod.ru/pec_main.htm. Когда человеческая личность становится достаточно зрелой, чтобы принять различные точки зрения, она становится способной к полноценному общению и эффективным межличностным отношениям.

Однако, бывает и наоборот, тогда в межличностных отношениях столкновения различных ценностей и стереотипов порождают конфликты. Вместе с тем, различные группы людей, объединяются для совместной деятельности чаще всего как раз по принципу общности интересов, ценностей и тех самых целей, что и служит началом межличностных отношений.

Первый этап межличностных отношений — это установление контакта между людьми, продиктованное личными потребностями и общественным развитием. Так, первобытные люди стали объединятся в группы, чтобы вместе добывать пищу и защищаться. Позже появились первые племенные союзы и государства. На сегодняшний день человеческая цивилизация породила одно глобальное планетарное общество, состоящее из национальных обществ и входящих в их состав различных социальных групп. Люди обмениваются информацией, понимают друг друга, вырабатывают общую стратегию, как на уровне трудового коллективе, так и на уровне различных слоев населения и даже национальных объединений. Передачи информации становится все более простой, доступной и масштабной, общение переходит из реального в виртуальное, благодаря чему создаются предпосылки качественных трансформаций в межличностных отношениях. Однако, сохраняются и действуют все те же закономерности межличностного общения.

На втором этапе, после установления контакта, люди начинают воспринимать и понимать друга, вырабатывая чувство взаимной привлекательности, симпатии. А на третьем этапе осуществляют взаимообусловленное ролевое поведение. То есть результатом межличностных отношений становится ролевая модель поведения, как социальный регулятор совместной деятельности. А основными механизмами восприятия людей друг другом в межличностных отношениях являются идентификация, рефлексия и аттракция. В ходе идентификации человек ставит себя на место другой личности, сравнивает себя с другими людьми. Пытается на уровне чувств понять мотивы поведения окружающих. Рефлексия — это формирование представлений о том, как личность воспринимается другими людьми. То есть человек анализирует поведение окружающих по отношению к себе. Если человек неверно воспринимает своё положение или роль окружающих, то коммуникация в межличностных отношениях может быть затруднена. В итоге формируются оценочные и эмоциональные представления в группе или коллективе — аттракция. Между членами групп устанавливается симпатия, взаимное притяжение. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Эксмо, 2013. — 592 с.

При этом ученые-психологи выделяют три основных составляющих межличностных отношений:

  • — когнитивная составляющая: способность людей к развитию познавательных качеств в общении (представления, память, ощущения, восприятие и т.д.), влияющая на адекватность и идентификацию личности по отношению к другим индивидам;
  • — эмоциональная составляющая: эмоциональная реакция человека на других людей, обусловленная как психофизиологическими процессами, так и опытом личности. Может проявляться в виде симпатии, антипатии и эмпатии, удовлетворённости или неудовлетворённости собой и окружающими;
  • — поведенческая или интеракционная составляющая: конкретное поведение по отношению к другим людям, включающее как вербальное, так и невербальное общение, то есть мимику, жесты, позы. Панфилова А.П. Психология общения. — М.: Академия, 2013. — 368 с.

Сумма всех этих трех составляющих и формирует взаимную привлекательность или отторжение участников межличностных отношений, что приводит к совместимости или несовместимости в группе людей.

Группа, как эмоционально-психологическое образование вырабатывает совместимость или несовместимость на основе мотивации. По мнению А.В. Петровского мотивация членов гриппы является ядром развития межличностных отношений. Для мотивации могут служить, как те ценности или установки о которых мы говорили, раньше так и ориентация на достижении временной цели. В одних группах и коллективах предпочтение будет отдаваться деловым качествам людей, в других — личным, в третьих — вообще внешности и манерам. Все зависит от типа группы, уровня ее развития и целей формирования. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Академия, 2009. — 512 с.

В психологии и менеджменте очень важным вопросом остается определение психологической совместимости между членами группы, состояния психологической атмосферы и организационной культуры. Для этого используются специальные анкеты, опросники, эксперименты. Самым простым способом определения совместимости в межличностных отношениях является наблюдение. Этот способ используют в своей повседневной деятельности руководители с целью управления и контроля в коллективе.

Межличностное общение может быть различным, в зависимости от его субъектов:

  • — интимно-личностное (общение с родственниками, друзьями в условиях психологической близости, сопереживания);
  • — деловое (общение в трудовых коллективах и др. группах, основанное на оценке функциональных качеств друг друга, партнёрстве и психологической отстранённости);
  • — социально-ролевое или ритуальное (привычное общение в социуме в стандартных бытовых ситуациях, как между знакомыми людьми, так и незнакомцами). Болотова А.К. Время и пространство в межличностных отношениях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. №3. С. 22-36.

В нашей работе мы преимущественно будем рассматривать деловое межличностное общение, так как оно чаще всего становится предметом изучения психологов и управленцев. И в отличие от других видов межличностного взаимодействия, на деловые отношения можно и нужно активно влиять, то есть управлять ими.

И если говорить о принципах построения межличностных отношений, то мы можем увидеть, что чаще всего в их качестве выступают принципы делового общения. Однако, в психологию из этики пришёл ряд общепринятых принципов общения: альтруизм то есть бескорыстие (в противоположность эгоизму), аскетизм и героизм, то есть самопожертвование (в противоположность себялюбию), стоицизм, то есть умение строго следовать моральным требованиям (в противоположность асоциальности и нигилизму), конформизм, самоотверженность, требовательность к себе и окружающим. Однако, применение этих принципов на практике будет существенно отличаться в интимно-личностных отношениях, деловых и ролевых межличностных отношениях. Для деловых межличностных отношений в различных группах и коллективах более характерно следование принципам утилитаризма и нравственного императива. Первый принцип сводится к тому, что конечная деятельность группы направленна на достижение положительный эффект, который может быть сопряжен с ущербом для этой или иной группы лиц. Приемлемым является то решение, при котором польза будет больше ущерба. А нравственный императив напоминает, что решение в группе или коллективе все же не должно целиком зависеть от ожидаемого результата, поэтому заведомо аморальные поступки (кража, взята, подлог и др.) неприемлемы. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. — М.: Академия, 2011. — 64 с.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что межличностные отношения — это отношения, формирующиеся на основе временного или регулярного общения двух и более личностей, каждая из которых вступает активным субъектом по отношению к другим частникам отношений. Уникальность, межличностных отношений заключается в неповторимости каждой личности, каждого «Я» вступающего во взаимодействии с другими «Я». Выделяются, как первичные межличностные отношения — в семье, между друзьями, коллегами, так и вторичные, например, в социальных коллективах, общественных группах, деятельность которых направленна на достижение специфической цели. Первые являются скорее неформальными, а последние — официальными с четко установленными правилами и нормами поведения.

СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1234

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3

1. СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ……………………………… 5

2. ЭРИК БЕРН И ЕГО ТЕОРИЯ ТРАНЗАКЦИОННОГО АНАЛИЗА ……….. ..9

3. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНЗАКЦИЙ ……………………………. 11

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР,

В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ …………………………………………………………… 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………… 18

ВВЕДЕНИЕ

Общение — такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга. Одной из составляющих сферы социализации личности является общение.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания друг друга. Способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трех сторон общения: коммуникативную, интерактивную и персептивную.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оно включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Социальная перцепция проявляется в умении воспринимать людей, адекватно оценивать, сопереживать и понимать их. На этой основе строится эффективное взаимодействие с людьми, обмен информацией, соответствующее социальным нормам поведение, развиваются организаторские и коммуникативные качества личности.

Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Говоря о межличностных отношениях, нельзя обойти вниманием концепцию, возникшую в рамках психоанализа и широко известную практическим психологам, занимающимся вопросами кооперации, конкуренции и конфликтов в бизнесе и других сферах жизнедеятельности людей. Это психологическая модель транзакционного (транзактного) анализа, разработанная в 1960–1970-е гг. американским психологом и психиатром Эриком Берном. Транзакционный анализ позволяет описывать межличностные отношения, возникающие как между отдельными людьми, так и в группах. Модель, предложенная Берном, направлена на то, чтобы помочь людям понять самих себя и свои отношения с другими. Она оформлена в виде психологического метода, применение которого позволяет с помощью психолога решать проблемы межличностных отношений.

Трансактный анализ — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих “трансакций”. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные структуры «трансакции». Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.

Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Цель данной работы — изучить основы межличностных взаимодействий в концепции Эрика Берна.

Для достижения поставленной цели необходимо:

— раскрыть сущность и значение межличностных отношений;

— определить основы теории транзакционного анализа и понятия «транзакции»;

— рассмотреть психологическую характеристику игр, в которые играют люди.

СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне. Считается, что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или как-либо еще).

Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом “сечении” экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения.

При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы “опосредствуют” воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда. человеческий психика межличностный берн.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения. Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т. е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин “общение” не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. “В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, т. е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т. е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т. е. безличные по своей природе отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как “единственной роскоши, которая есть у человека”.

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае,

общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения — в широком и узком смысле слова — вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение — безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в “филогенезе” общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей

В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т. е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым “личностно” общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь.

На поверхности явлений дана форма непосредственного общения — коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *