Эмоции в структуре личности

Эмоции в структуре личности. Функции и сущность эмоций

⇐ Предыдущая123

Эмоции – особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру, людям, процессам и результатом практической деятельности.

Эмоции – это процессы, отражающие в форме переживания личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему миру.

В широком плане под эмоциональной реакцией понимаются 3 компонента:

1. физиологический (изменение цвета кожных покровов)

2. субъективный (собственно переживания)

3. экспрессивный (мимическое выражение)

К эмоциональной сфере личности относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы и др. Эти эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности человека сопровождается эмоциональными переживаниями. Факты доказывают: 1) врожденный характер основных эмоций и их изображение на лице; 2) наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ.

Функции эмоций:

1. Сигнальная. Функция общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит.

2. Стимулирующая. Функция воздействия, т.е. оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

3. Оценочная функция.

4. Экспрессивная функция.

5. Коммуникативная функция. Здесь эмоции могут служить языком.

6. Регулятивная. Функция оценки хода и результатов деятельности.

7. Защитная. Функция приспособления к окружающим условиям.

8. Мотивационная функция. Желание испытать какую-либо эмоцию может стать мотивом для совершения каких-либо действий.

*** (Прим.) В нашей лекции по психологии по данной теме мы выделяли следующие функции:

· Отражательно-оценочная

· Сигнальная

· Защитная

· Управленческая

· Мобилизующая

· Компенсаторная

· Дезорганизующая

Т.о. эмоциональные явления биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса.

Эмоции и чувства обладают самостоятельной ценностью для личности. Виды эмоций.

Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности. Пример: 1) спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование; или 2) застенчивость, смущение, стыд, вина; или 3) неудовольствие, досада, огорчение, страдание, горе.

III. Б.И.Додонов перечислил социальные эмоции, поскольку они приобретаются прижизненно в результате взаимодействия с людьми: 1)альтруистические эмоции, которые возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям; 2) коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении; 3) глорические эмоции (от лат. – слава) связаны с потребностью в самоутверждении, в славе; 4) праксические эмоции вызываются той деятельностью, которой занят человек, ее успешностью или неуспешностью; 5) пугнические эмоции (от лат. – борьба), в основе которых лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе; 6) романтические эмоции, в основе которых лежит стремление ко всему необычному; 7) гностические эмоции (от греческого – знание) связаны с познавательной деятельностью личности (это интеллектуальные эмоции); 8) эстетические эмоции, которые возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы; 9) гедонистические эмоции, связанны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте; 10) акизитивные эмоции (от французского – приобретение), которые связаны с интересом к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

IV. По влиянию на деятельность человека эмоции делят на стенические и астенические. Стенические эмоции отличаются действенностью, они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к другу, человек ищет способ помочь ему. При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него могут «ноги подкоситься». Иногда переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести.

Д.О.Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Имеется оптимальная сила эмоций, выше которой деятельность ухудшается.

Информационная теория П.В.Симонова: Э = (-1) П (Н — С)

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 1635 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Эмоции в структуре личности и поведении

Сущность и функции эмоций

Объективные свойства, закономерности предметов и явлений окружающего мира и реалий собственной внутренней жизни отражаются и субъективно воспроизводятся человеком посредством системы познавательных процессов (см. гл. 12–16), сознания и самосознания (см. § 4.2, гл. 7). Однако функции психического образа, как известно, не сводятся единственно к познанию. Многие отраженные объекты выступают для человека в качестве особого субъективного события, а потому вызывают к себе определенное, выраженное отношение субъекта, поскольку связаны с его потребностями, ценностями, с характерологическими особенностями, с личностью в целом. Одни объекты являются для человека субъективно индифферентными, безразличными, как бы обыденными, другие – особыми, важными, ценными, личностно значимыми, т.е. выделяемыми и замечаемыми.

В человеческой психике существует особая форма отражения (или «видения») таких значимых объектов и событий – это эмоции (от лат. emoveo – потрясать, волновать). Один и тот же предмет рождает (или вовсе не рождает) у разных людей очень несхожие переживания, потому что у каждого человека существует свое, специфическое внутреннее отношение к данному и всегда многоплановому, неоднозначному объекту или предмету. Эмоции отражают не мир как таковой, не его «картинку», а субъективное отношение к нему человека, поэтому эмоциональный образ не нагляден, а переживаем. Эмоции – это одно из проявлений атрибутивной, т.е. необходимой и неизбежной субъективности и «пристрастности» самой человеческой психики (см. гл. 1). А. Н. Леонтьев писал, например, что безэмоциональная жизнь, по сути, невозможна.

Эмоции – это субъективное проявление переживания человеком своих отношений к объективному миру и к самому себе, к собственному состоянию.

Переживание – это и процесс, и состояние; оно «активно» и «пассивно» одновременно. Процессуально это некая внутренняя, первозданная для индивида психическая жизнь, являющаяся активным отражением и авторским преломлением объективной жизни. В этом смысле вся психика процессуальна, поскольку имеет свое начало, течение и конец, завершение, результат. Но, вероятно, не все психические (но не физиологические, не мозговые) процессы даны нашей психике в форме выраженных состояний. Текущая эмоциональная жизнь представлена человеку в форме многообразных и относительно дискретных «страдательных» состояний. Частые и устойчивые эмоциональные состояния приобретают иной психологический статус и предстают как некие характерные свойства личности. Можно, конечно, жить и не переживать, «не пропускать происходящее через себя», «не брать в голову», «не принимать близко к сердцу», не волноваться и т.п. Но непереживаемый мир для человека как бы бесследен, безлик, не событиен. Трактовки эмоциональных явлений как процесса, как состояния или как свойства – это всего лишь условные ракурсы, аспекты рассмотрения данного, в реальности всегда целостного, психологического феномена. Это методический прием, путь традиционного для науки анализа, после которого всегда затруднителен адекватный, достойный оригинала синтез, т.е. получение некоторого исходного и ранее (до анализа) живого целого (см. гл. 1). Еще Гете не без горечи писал: «Что пользы, если вы им “целое” дадите? Ведь публика ж его расщиплет по кускам».

Переживание – это психическое явление с подчеркнуто личностным характером, это душевное событие в жизни личности (С. Л. Рубинштейн). Эмоции отражают отношения между потребностями и успехом (или возможностью успешной реализации) деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев). Однако из этого не следует, что эмоции существуют исключительно в неких деятельностных или сугубо практических обстоятельствах. Мир человеческих переживаний чрезвычайно широк, разнообразен и отнюдь не всегда прагматичен. Переживание человеком своего прошлого, настоящего или будущего (в воспоминаниях, мечтах и фантазиях) отнюдь не всегда связано с категориями активности, практической целесообразности и предметной, материальной внешней деятельности. «Можно что-то пережить, не имея этого в реальности, а лишь – в сознании» (И. Д. Ялом).

Также не следует упрощенно рассматривать все переживания человека как некие эмоциональные реакции, т.е. всегда ответные (вызванные) акции, непременно ответные действия. Переживание человеком ожидаемого будущего счастья (или беды), например, сомнительно относить к ответным реакциям, к субъективно «вторичному», к страдательным последствиям чего-то психологически (или физически) «первичного». Эмоции приобретают некое «самостоятельное» существование в нашей психике, имеют свои закономерности, проявления и функции. Эмоции и субъективные смыслы как бы преобразуют, переформулируют для одушевленной личности исходную и всеобъемлющую биологическую категорию объективной жизни и жизнедеятельности в категорию конкретного, индивидуального, субъективного и потому уникального бытия (см. гл. 1). Безответный и вездесущий мировоззренческий гамлетовский вопрос сформулирован как «быть, или не быть», но не как «жить, или не жить». Да и многие русские сказки начинаются с незабвенного «Жил-был…». Поэтому проекции переживаний лежат на всей человеческой психике: осознанной и неосознанной, растущей и зрелой, больной и здоровой, на всех ее известных, искусственно разделенных наукой феноменах, кратко описанных в предшествующих главах учебника.

В реальном эмоциональном явлении слиты воедино: собственно психическое переживание и вызвавший его предмет (объект), т.е. соединены в едином образе объективное и субъективное. Осознание эмоций – это прежде всего признание индивидом факта их наличия. По последующее разделение предмета и самого переживания – это особая, порой непростая, рефлексивная задача для субъекта. Может случиться, что собственное переживание важнее и понятнее человеку, чем связанный с ним объект. На достижении, осознании личностью такого мысленного разделения методически построены фактически все психотерапевтические концепции, начиная с религиозных и всевозможных психоаналитических процедур. Дальнейший путь личности к пониманию собственного переживания психологически еще сложнее. Человеку необходимо согласиться, осознать, личностно принять, что объективный мир (или предмет эмоции) нельзя изменить, переделать. Но можно изменить «обстоятельства страсти», изменить отношение, переживаемое субъектом к этому предмету или к миру вообще.

пример

При интеллектуальном поиске (осознании) человеком предмета имеющегося переживания возможны сбои, ошибки или смещения, подмены, искажения и упрощения. Например, печальное признание одного из героев А. П. Чехова: «Думал, что очень хочется жить, а оказалось, что просто хотелось выпить».

Тесные взаимосвязи эмоций и деятельности оригинально выражены в известной «формуле счастья» Дж. Ст. Миля: «Для того чтобы быть счастливым, человек должен поставить перед собой цель; тогда, стремясь к ней, он будет испытывать счастье, не заботясь о нем». Аналогично простонародное определение счастья – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой. Однако в этих формулах явно упущено, что для постановки цели необходим мотив или реальный предмет соответствующей потребности как переживаемого, страдательного, жаждущего состояния. Нужна потребность в самом счастье, само желание такового, а не только стремление к достижению поставленной цели. Другими словами: «Если хочешь быть счастливым – будь им» (К. Прутков). Стремление не ко всякой цели дает человеку переживание счастья, да и счастье может заключаться, например, в бесцельном созерцании красот природы, в погружении в прошлое или в будущее, в любимую музыку или в книгу, в общении с другом и т.п.

Эмоции характеризуются обычно полярностью или категорическим оценочным знаком (положительным либо отрицательным): удовольствие – неудовольствие, любовь – ненависть, радость – печаль, смирение – гнев и т.п. Но в сложных человеческих чувствах эти полюса могут существовать (что чаще всего и бывает) в своем противоречивом и целостном единстве (С. Л. Рубинштейн), в разнообразных и неповторимых сочетаниях. К. Изард называл такие смешанные эмоции диадами и триадами, хотя возможны, конечно, и более сложные, развернутые сочетания полюсов, или модальностей, переживаний.

Реальное переживание несводимо к однозначному «плюсу» или «минусу» и требует многомерной оценки и всестороннего психологического исследования. К тому же нельзя считать, что так называемые негативные эмоции играют в нашей жизни исключительно отрицательную (астеническую) роль. Медицинский термин «астения» имеет подчеркнуто негативную окраску. Теоретически показано и эмпирически неоднократно подтверждено, что отрицательные эмоции по-своему необходимы психике и личности. Во-первых, негативные переживания предостерегают, предупреждают человека о ситуациях и обстоятельствах, с которыми были связаны ранее. Это своего рода психологическая защита и мощная часть эмоционального опыта личности. Во-вторых, человек не сможет считать и принять (понять) себя, к примеру, счастливым и довольным, если никогда не переживал противоположного состояния неудовольствия или несчастья. В-третьих, применительно к конкретной личности и переменчивой ситуации формальный выбор или называние знака эмоции является всегда проблематичным. Переход, смена качества субъективной оценки или граница между полюсами переживаний зачастую сугубо условны, относительны.

Глубоко эмоциональны и выразительны удивительные строки: «Моя отчизна, я вернулся к ней, устав от одиноческих скитаний, и понял красоту в ее печали и счастие в печальной красоте» (И. Л. Бунин); «Я отдаю себе отчет в своих страданиях и приветствую их» (Ф. Ницше).

пример

В трехмерной теории В. Вундта эмоции могут (и должны) характеризоваться такими относительно независимыми качествами (или модальностями): удовольствие – неудовольствие (отношение к событию), возбуждение – успокоение (характер возникновения), напряжение – разрешение (протекание эмоционального процесса).

В более поздних теоретических построениях и некоторых эмпирических исследованиях часто выделяют три относительно независимых параметра (или измерения) эмоций и эмоциональности как свойства личности: удовольствие (от оптимизма и гедонизма до пессимизма и аскетизма переживаний), страх (от холодного бесстрашия и смелости до трусости и панического переживания страха и ужаса), ярость (от смиренного добродушия до эмоциональной агрессивности). Кроме того, важно различение того, куда, на какой предмет направлено переживание личности: на самого себя или на другой внешний объект. Всегда особого рассмотрения заслуживает и сложный, порой, решающий психологический вопрос о степени участия и реализации функции сознания в наличных переживаниях человека.

К. Изард выделял десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение; удовольствие – радость; удивление; горе – страдание; гнев – ярость; отвращение – омерзение; презрение – пренебрежение; страх – ужас; стыд – застенчивость; вина – раскаяние.

Возникшая эмоция (переживание) охватывает, пронизывает практически всю психику и организм, вызывая многочисленные внешние и внутренние реакции (проявления), моторные, вегетативные и биохимические изменения.

Экспрессии (или объективные выражения) эмоций чрезвычайно многообразны, комплексны и могут быть сведены к следующим:

  • • речевые изменения, к которым относятся слоговые перестройки, интонационные изменения, модуляция голоса по высоте, изменение интенсивности и частотного спектра речи, семантические (смысловые) перестройки (см. гл. 17);
  • • изменения ритмики и самой формы кривой дыхания;
  • • мимические (лицо) и пантомимические (все тело) выражения;
  • • изменение частоты пульса и параметров электрокардиограммы (ЭКГ);
  • • тремор (микродрожание) мышц и системные электромиографические изменения (ЭМГ);
  • • изменение кровяного давления и температуры кожи;
  • • кровенаполняемость сосудов конечностей (плетизмография);
  • • кожно-гальваническая реакция (КГР);
  • • электроэнцефалографические (ЭЭГ) показатели.

Пример

Традиция объективного (и экспериментального) изучения эмоций по выразительным движениям заложена Ч. Дарвином, рассматривавшим эмоции как особый вид приспособления животных к условиям существования и выживания в ходе предполагаемой эволюции. Дарвин сформулировал принципы развития выразительных движений у обезьян (антитеза, зависимость от устройства нервной системы) и показал замещающую (предваряющую) функцию эмоций. Например, страх – это заторможенное бегство, а гнев – предварение и былой спутник драки; запотевание ладоней обезьяны полезно для спасительного бегства с земли на деревья и т.д. Видя редукцию (сокращение, упрощение, обеднение) выразительных движений у человека (по сравнению с обезьянами), Дарвин пришел к утверждению об инволюции, вырождении человеческих эмоций. Для основателя эволюционной теории такой вывод является, конечно, парадоксальным, алогичным, и обусловлен он чисто методологически, ведь исследовались лишь некоторые материальные проявления простейших, биологически заданных эмоций, а не сами эти эмоции (как переживания) животных. При этом в выводах никак нс учитывалась глубоко качественная специфика всей человеческой психики и в частности переживаний, особенно высших, исключительно человеческих.

Подобный (упрощенно материалистический) подход явно присутствует и в периферической теории эмоций (У. Джеймс, К. Ланге), согласно которой эмоция есть результат восприятия и осознания человеком физических изменений своего организма (в основном, на периферии тела), вызванных соответствующим внешним воздействием. Человек вначале видит дрожание своих рук, чувствует учащение дыхания и сердцебиения и т.п., а потом (и потому) им овладевает, положим, некое переживание страха от какого-то необычного и опасного объекта или явления. Если, по мнению Джеймса, мысленно убрать все такие телесные изменения, то от эмоции останется один пустой звук. Мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим (У. Джеймс). Смех – это спазматически прерываемые выдохи. Рыдание – спазматически прерываемые вдохи (К. Ланге).

Для авторов этой объективистской периферической теории выразительные движения важнее, чем сама эмоция, т.е. субъективное переживание, которое в действительности возникает раньше, чем множество экспрессий (Кеннон). Полярность, разнообразие и богатство человеческих эмоций не соответствует довольно ограниченному и зачастую однонаправленному набору физиологических изменений в организме, связанных с переживаниями.

По объективным внешним проявлениям можно судить о внутреннем состоянии и переживаниях людей, хотя однозначной связи между переживанием и его экспрессией, конечно, нет. Необходим учет всей конкретной ситуации и многочисленных индивидуальных особенностей человека. Человек, к примеру, может улыбаться или плакать как от радости, так и от горя. Не у всех людей внешние экспрессии достаточно интенсивны и одинаковы. В некоторых обстоятельствах человек намеренно (и вполне успешно) их сдерживает, изменяет, желая скрыть от окружающих или сохранить, сберечь свои сокровенные переживания.

пример

«Я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно, когда в нее плюют» (В. Высоцкий). Однако сдерживание внешних проявлений, или «выхода», эмоций не уменьшает интенсивности или глубины существующего субъективного переживания, а часто даже увеличивает их, направляя на другие предметы или обстоятельства. Человек, к примеру, сдерживает внешние (в том числе словесные) проявления нанесенной ему глубокой обиды, но сама эмоция может оставаться надолго и неосознанно влиять на многие другие переживания, а значит и на поведение человека.

На физиологическом уровне возникновение и существование эмоций (как и всей психики) является особым результатом работы мозга, сложного взаимодействия его подкорковых и корковых структур. В гипоталамусе, например, локализованы центры удовольствия и неудовольствия, обеспечивающие возникновение эмоций на уровне анатомических структур и физиологических механизмов. В опытах на животных (крысы, быки, собаки, кошки, обезьяны и др.) с помощью вживления в эти центры электродов стало возможным вызывать различные эмоции без соответствующих внешних воздействий. Однако человеческие переживания связаны с функционированием в головном мозге сложных (и во многом не изученных) систем и кортикофугальных отношений, с наличием и функционированием речи, сознания и самосознания личности. Интенсивность, качество, разнообразие, глубина и тонкость множества человеческих переживаний пока не поддаются чисто физиологическим объяснениям. К тому же по-прежнему существует основная психофизиологическая проблема и такое ее частное проявление: с чего «начинается» эмоция, что в реальности приводит к активации или возбуждению мозговых центров, или контуров, переживаний (если они однозначно имеются)? Что важнее, первичнее и случается раньше – переживание или выброс адреналина в кровь? По-видимому, такие вопросы не вполне корректны и подобны попытке установления линейной причинно-следственной связи между материей и духом, сознанием и бытием, деятельностью и потребностью и т.д. Человеческая психика, в том числе эмоция, существует как некое целостное и динамическое единство, как отношения, взаимодействие, взаимопереходы объективного и субъективного, телесного и духовного (см. гл. 1).

Эмоции так или иначе присутствуют везде, сопровождают все проявления человеческой психики и выполняют свои особые, принципиально необходимые функции.

• Сигнальная, или посредническая, функция рассматривает эмоции как форму проявления потребностей (страдательных состояний) личности (см. гл. 5), это их субъективная, доходчивая и безотказная сигнализация, обеспечение посредничества между потребностью (или мотивом) и собственно деятельностью, отражение отношений между ними. Это необходимая личностная «почва» для идей (принципов, идеалов, мотивов и иных побудителей), без которой они не значимы для субъекта, а потому личностно не принимаемы, психологически не действенны. Желание – это надежное эмоциональное проявление потребности и мотива.

Известно, что для начала целенаправленной деятельности недостаточно наличия у человека потребности, которая должна еще найти себя, опредметиться в мотиве (см. гл. 7). Но ведь для психологии потребность – это не есть объективная нужда, а есть отвечающее ей страдательное, т.е. эмоциональное состояние. Возникший (или найденный) мотив не устраняет человеческого желания или предыдущего переживания предмета потребности. Эта «предшествующая» эмоция сигнализировала личности о необходимости поиска предмета желания и построения соответствующей деятельности. Без такой убедительной внутренней сигнализации для человека не существовало бы пи потребности, ни адекватного мотива, ни самой деятельности. Переживание сливается с мотивом и включается во все компоненты структуры начавшейся деятельности, приобретая при этом все новые и новые оттенки, связанные с ходом и результативностью деятельности и поведения в целом.

пример

Классической иллюстрацией подчеркнуто сигнальной функции эмоций является так называемая протопатическая чувствительность, открытая английским неврологом X. Хэдом (1920). Эта чувствительность восстанавливается на руке через шесть недель после перерезки соответствующего нервного волокна и является фактически чистым, аффективным, неприятным переживанием от простого прикосновения или давления, а не построением предметного образа воздействующего раздражителя.

• Оценочная функция эмоций заключается в наделении ими всего существующего в мире собственной, субъективной оценкой, первой во времени и психологически, как правило, наиболее убедительной относительно полезности либо вредности всего происходящего для личности. Эмоциональная оценка не требует логических или иных доказательств. Она первоначально ориентирует человека в неоднозначных, порой противоречивых, отношениях объективного значения и субъективной нужности (смысла), способствует постановке непременной задачи поиска личностного смысла во всем происходящем и производимом человеком.

В случае тяжелых негативных переживаний человеку бывает полезно (хотя и трудно психологически) осознать, что его переживание связано не с самим объективным предметом (объектом или субъектом), а с теми личностными смыслами, которые человек ему приписывает. Между этими смыслами и объективным значением предмета переживания всегда есть несоответствие, возможны противоречия, т.е. фактическое отсутствие реально общего для личности (см. § 4.2).

пример

Человек, например, заблудился в незнакомом многолюдном городе и хочет спросить прохожего, куда ему дальше идти. Но обращается он, как правило, не к первому встречному, а к тому, кто не кажется ему в чем-то неприятным или неподходящим, причем такой выбор делается неосознанно, по первому мгновенному впечатлению. Подобная эмоциональная оценка присутствует практически во всех случаях взаимодействия и общения людей и отнюдь не всегда играет вспомогательную или фонообразующую роль. Преодолеть возникшее негативное или искусственно создать положительное переживание, т.е. подключить к существующим эмоциям работу собственного мышления и сознания, бывает совсем непросто. Эмоциональная оценка не всегда может найти свое четкое вербальное обозначение, но при этом не перестает быть личностно значимой и реально действенной. Люди по возможности избегают общений и взаимодействий с неприятными им личностями, как бы оберегая себя от излишних негативных переживаний.

• Регуляторная функция состоит в переживании отношений личности к условиям, ходу, намерениям и результатам деятельности и поведения, жизни и бытия вообще. Это внутренняя эмоциональная регуляция, без наличия которой невозможна успешность любой человеческой деятельности и активности.

Однако наличие эмоций может приводить как к повышению физиологической энергетики и жизненного тонуса (мобилизация личности), так и к их снижению (дезорганизация).

пример

По мнению Аристотеля, неудовольствие есть результат бездеятельности. Позиция Эпикура в этом вопросе была противоположна: любая деятельность человека связана с усилием, страданием и болью. Для истинного познания недостаточно понять слова, мысли и даже чувства. Нужно, чтобы эти слова, мысли и чувства стали внутренними определениями, психологическими реалиями для познающей личности. Л. Фейербах писал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

Соотношение, реальная связь эмоций и эффективности деятельности удачно моделируется известным психологическим законом Йеркса-Додсона, согласно которому во всякой деятельности человека существует некий оптимальный уровень желания или переживания (активации, стимуляции, мотивации) исполнителя. Превышение этого уровня (перевозбуждение, перенапряжение) превращает адекватный мотив в чрезмерно сильное желание (изначально позитивное) и влияет на деятельность разрушающе, отчего возникает явление эмотивного шока (П. Жане). Он имеет широкий спектр поведенческих и психологических проявлений: существенные потери скорости действий, точности, результативности, возникновение эмотивных реакций на другого человека (агрессия, депрессия и апатия, бегство в себя или уход в отвлекающую деятельность, регрессия или инфантилизм, капризы или стремление разжалобить собеседника и т.п.). Считается, что чем сложнее деятельность, тем более она подвержена феномену сверхмотивации, хотя склонность к эмотивным реакциям является, конечно, одной из индивидуальных психологических особенностей человека, в том числе, одной из особенностей его переживаний или эмоциональной сферы личности. Мера управления личностью собственными эмоциями зависит от множества психологических причин и внутренних факторов: направленность личности, ее способности, сформированность структур сознания и самосознания, волевые, нравственные и иные характерологические качества, образованность, интеллект, темпераментальные свойства, воспитанность, психический опыт, состояние здоровья, уровень культуры, принятые социальные нормы и стереотипы, а также многое другое.

пример

Студент на экзамене отвечает будто неохотно, через силу, заторможено, часто опуская глаза, надолго замолкая, сбиваясь, невольно оправдываясь перед преподавателем, уходя от темы на личные неурядицы и т.п., хотя в других учебных ситуациях этот студент вполне адекватен, активен, самостоятелен. На обыденном языке подобные изменения (в форме регрессии поведения, мысленного бегства от ситуации) объясняются тем, что студент переволновался, перестарался, перегорел и т.п. Причем сам человек может не вполне осознавать несвойственность и неадекватность подобного своего поведения, его причины, последствия и необходимость корректировки.

Умение управлять собственными эмоциями требуется всякому взрослому человеку, но для тех людей, чья работа связана с непосредственным взаимодействием и общением с другими, такое умение становится профессионально важным, т.е. совершенно необходимым качеством. Однако формирование таких умений, к сожалению, не входит в структуру массового образовательного процесса при подготовке очень многих специалистов, например, юристов, врачей, управленцев (менеджеров), учителей и преподавателей, полицейских, журналистов, работников торговли, сферы бытового обслуживания и др. Множество экспериментальных исследований посвящено эмоционально-волевой регу

ляции спортивной деятельности, особенно в спорте высших достижений.

Сущность и функции эмоций

В аптеках Красноярска подорожали лекарства В аптеках Красноярска стремительно выросли цены на лекарства пользующиеся спросом

Эмоция — особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них.
Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.
Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П. Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д. Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.
Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.
Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?
Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.
Функции эмоций.
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или — ощущение сытости.
Существуют несколько функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации.
Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово ‘эмоция’ произошло от французского глагола ‘mouvoir’, означающего ‘приводить в движение’. Его начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность,- пища. В опытах Т.Н.Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось главная причина — электрическая стимуляция лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.
Также не удается выработать условно-рефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. Т.е. индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх. Таким образом, реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному животному может быть пища. Само болевое раздражение не является наградой, ее дает лишь освобождение, избегание его. Получение награды ассоциируется с возникновением положительных эмоций. Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована на экспериментальной модели «эмоционального резонанса», предложенной П.В. Симоновым.
Было обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.
Рассмотрим коммуникативную функцию эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.
Коммуникативная функция эмоций предполагает наличие не только специального нейрофизиологического механизма, обуславливающего осуществление внешнего проявления эмоций, но и механизма, позволяющего читать смысл этих выразительных движений. И такой механизм найден. Исследований нейронной активности у обезьян показало, что в основе идентификации эмоций по мимике лица лежит активность отдельных нейронов, селективно реагирующих на эмоциональное выражение. Нейроны, реагирующие на лица с выражением угрозы, обнаружены в верхней височной коре и в миндалине у обезьян. Не все проявления эмоций одинаково легко идентифицируются. Легче распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). По ряду данных, наибольшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Идентификация эмоций возрастает вследствие научения. Однако некоторые эмоции начинают хорошо распознаваться уже в самом раннем возрасте. 50% детей в возрасте до 3 лет распознавали реакцию смеха на фотографиях актеров, а эмоцию боли в возрасте 5-6 лет.
br>

Откуда берутся шикарные парики? Если кто-то сталкивался с необходимостью носить парик наверняка задавался вопросом, а откуда берутся эти красивые натуральные парики и шиньоны с шикарными густыми волосами? Как оказывается, часть из них делается из волос деревенских женщин, а большая часть этих изделий изготавливается из волос индийских женщин Как четыре поклона могут привести к совершенству?Гордыня — одна из самых больших проблем человека, которая приносит множество бед и проблем во взаимоотношениях с окружающими людьми Памятка садовода-огородника: лукПеред тем как посадить: проливаем раствором — 1ст

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *